Через руки окулиста проходят все малыши, чтобы исключить врожденную глаукому, заворот или опущение век (птоз) либо инфекционный конъюнктивит.
Малыш рождается с незрелым органом зрения и еще не умеет им пользоваться, например фокусировать взгляд и фиксировать его на предмете. К тому же окружающий мир в соответствии с оптическими законами проецируется на сетчатку в перевернутом вверх ногами виде. Ближе к месяцу кроха начинает разбираться в этой зрительной путанице, различая предметы и провожая их глазами, и учится правильно воспринимать информацию - зрительные доли коры головного мозга ребенка «переворачивают» зрительные образы, исходя из накопленного малышом к этому времени практического опыта. Поначалу ребенку приходится существовать в условиях полнейшего зрительного хаоса, напоминающего слепоту. Да, малыш смотрит, но по настоящему еще не видит. Сложный процесс функционального прозрения продлится как минимум до 3 месяцев. Если даже радужка, одинаково серо-голубая у всех новорожденных, приобретает окончательную окраску только во 2-м полугодии жизни, что уж говорить о внутренних структурах глазного яблока!
Круг вопросов
- Расскажите врачу о наследственности по зрению: имеются ли у кого-нибудь в вашей семье ранняя дальнозоркость (бабушкина не в счет - это возрастное), близорукость, астигматизм, косоглазие, слепота и другие проблемы зрения.
- Если у вас мальчик, расспросите близких - нет ли среди родственников дальтоников? Нарушения цветового зрения встречаются только у сильного пола и передаются от дедушки с маминой стороны к внуку. Кстати, в первые месяцы жизни дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвета.
- Врач обязательно поинтересуется, когда кроха начал фиксировать взгляд на игрушках и следить за ними - это первостепенный показатель для оценки темпов развития зрительного аппарата и нервной системы.
- Поведайте окулисту обо всем, что вас волнует: может быть, у крохи припухает и слезится внутренний уголок глаза. Или же реснички растут как-то не так - попадают под веко и натирают роговицу. Это не только причиняет боль ребенку, но и может привести к формированию бельма. Врач покажет, как закреплять веко пластырем, чтобы оно не подворачивалось внутрь.
- Спросите, в каком состоянии, по мнению доктора, находятся детские глазки. Сейчас еще сложно понять, близорук ребенок, дальнозорок или у него 100%-ное зрение, но опытный специалист может ориентировочно судить об этом по косвенным признакам, а при необходимости и проверить рефракцию малыша (преломляющую способность его глазок) на специальном приборе - рефрактометре.
- Не переживайте, если выяснится, что у крохи дальнозоркость. В раннем возрасте так и должно быть. А вот нормальное зрение - повод для волнений. По мере роста глаза оно грозит перейти в близорукость.
- Поинтересуйтесь у врача, как свести к минимуму этот риск. Кстати, если это уже не первый специалист, которого вы сегодня посещаете, малыш устал, разнервничался, плачет, лучше перенести визит к окулисту. Расстроенного кроху не заставишь следить взглядом за игрушкой и выполнять другие зрительные тесты, а вены глазного дна у него расширены из-за слез, как это бывает при повышении внутриглазного или внутричерепного давления.
Что сделает доктор?
Выяснит, хорошо ли ребенок фиксирует взгляд, не ограничены ли движения глазных яблок? Проверит, нет ли у косоглазия, конъюнктивита, а когда речь идет о новорожденном - дакриоцистита (воспаления слезного мешочка) и других проблем, которые обнаруживаются при внешнем осмотре.? Посветит в глазки малышу фонариком, чтобы оценить реакцию зрачков на свет. Сужаются - значит, ребенок зрячий. Этот тест особенно значим для новорожденных, которые еще не умеют фиксировать взгляд.? Оценит цвет зрачков: он тоже имеет огромное значение. Если они серые или белые, а не черные, речь идет о врожденной катаракте. Поспешите с операцией - мутный хрусталик не пропускает свет к сетчатке, а в темноте она не развивается: кроха может ослепнуть!? Осмотрит глазное дно. Информация о его состоянии важна и для невролога, поэтому сначала лучше показать ребенка окулисту. Иногда при таком осмотре в хрусталике крохи обнаруживаются следы нерассосавшихся сосудиков.
На приеме у невролога
От состояния нервной системы и ее развития зависит и здоровье крохи в целом. Ведь головной мозг вырабатывает важнейшие гормоны, в том числе и управляющие ростом, контролирует функционирование детских органов и систем. Самое неприятное состояние, с которым на первом году сталкиваются 8-9 детей из 10, - это перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Она развивается в результате неблагоприятных воздействий на формирующуюся нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет и проявляется нарушениями мышечного тонуса и сна, заторможенностью или повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, повышением внутричерепного давления, задержкой психомоторного развития. Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4-6 месяцам, максимум - к году. В идеале - вообще без последствий. Но неврологические проблемы младенческого периода нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Это тоже не так уж плохо: диагноз свидетельствует: нервная система малыша ослаблена, ее нужно продолжать укреплять, но главная опасность - угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - обошла кроху стороной. Вот почему так важно в положенные сроки показывать ребенка неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр - там вас обязательно примут!
Еще один важный вопрос, который должен решить невролог: закончился у крохи период младенчества или нет? Официально он завершается, когда малышу исполняется год. Однако темпы индивидуального развития в календарные сроки не всегда укладываются. Одни дети преодолевают этот рубеж с опережением - уже в 11 месяцев ходят, произносят положенные 10-12 слов и справляются с другими неврологическими тестами на зрелость. А некоторые малыши делают это с опозданием на несколько месяцев. Ничего страшного тут нет, просто нужно понаблюдать за таким крохой и подтолкнуть его к преодолению очередной ступеньки психомоторного развития.
Круг вопросов
- Изложите врачу самое существенное о своей беременности и родах, причем коротко, ведь время приема ограничено. От того, что происходило с крохой во внутриутробном периоде, а также обстоятельств появления на свет, зависит его неврологический статус.
- Расскажите доктору о наследственности малыша. Скажем, окружность головы у него больше нормы. Невролог расценит это как проявление водянки мозга - гидроцефалии, а на самом деле причина в генах - папа носит шапку 64-го размера, дедушка - 66-го… Или, допустим, у мамочки вегетососудистая дистония. Тогда ясно, почему у крохи ладошки и стопы влажные и холодные. Вот если бы у вас все было в порядке, врач связал бы подобные явления с ПЭП.
- Охарактеризуйте ребенка в двух словах: какой он - спокойный, общительный, ласковый, активный или возбудимый, нервный, пугливый, вялый?
- Опишите, как кроха спит, засыпает и просыпается. Скрытые неврологические проблемы заявляют о себе во сне.
- Возьмите дневник развития, где отмечено, когда малыш впервые улыбнулся, сосредоточил взгляд на игрушке, проследил за ней, начал гулить, повернулся на бочок, сделал свой первый шаг.
Внеочередной визит
- Если ребенок вздрагивает среди ночи, причем такие вздрагивания идут сериями (2-3 и даже 5-6 раз подряд), немедленно покажите его неврологу! Вздрагивание в момент засыпания и при пробуждении - не в счет.
- Обратитесь к неврологу, не дожидаясь планового осмотра, если у малыша дрожат ручки и подбородок, мышцы чересчур зажаты (пальчики даже во сне сжаты в кулачки) или их тонус (напряжение) неодинаков слева и справа.
- Не оставляйте без внимания и такое явление: во время бодрствования кроха широко распахивает глазки, так что над радужкой появляется полоска белка.
Что сделает доктор?
Внимательно осмотрит личико крохи, проверит состояние мышечного тонуса и рефлексы, оценит психическое и двигательное развитие малыша, измерит окружность головы, груди, а также роднички и черепные швы и даст родителям необходимые и очень важные рекомендации.
На приеме у ЛОРа
Строение ушек, носа и его придаточных пазух, а также гортани и трахеи у крохи имеют свои особенности, на которые обратит внимание отоларинголог. Кроме того, при первом же осмотре он обязательно даст оценку слуху малыша.
Круг вопросов
Присмотритесь к ребенку, чтобы понять, хорошо ли кроха слышит.
- На первом месяце он обычно перестает плакать и замирает, слыша голос мамы. И, напротив, вздрагивает, плачет, беспорядочно двигает ручками и ножками, когда звонит телефон, хлопает дверь.
- Младенец 1,5-2 месяцев уже активно ищет глазами источник звука, бросает сосать, если кто-то2-3 месяцев от роду уже следит взглядом за звучащим предметом, просыпается, если кто-то позвонил в дверь. Он эмоционально реагирует на голоса близких, копирует вашу мимику и пытается что-то произносить в ответ.
- В 3-4 месяца ребенок с удовольствием прислушивается к своему гулению и всегда знает, где находится звучащая игрушка и откуда доносится голос.
- В 4-5 месяцев малыш различает голоса близких, реагирует на оттенки интонации и беспокоится во сне при шуме.
- В 6-8 месяцев разговаривает с мамой.
А еще дети недвусмысленно дают понять, что громкий шум им неприятен: начинают часто моргать, морщат лобик, широко раскрывают ротик… Это значит, что со слухом у крохи все в порядке! Дитя карапуз уже пытается произносить такие слоги, как «ба», «па», «ма», копируя речь. А после 9 месяцев уже демонстрирует понимание обращенной к нему речи и выполняет просьбы - «принеси», «дай», «покажи, где кукла».
Внеочередной визит
Если ребенок не освоил положенные по возрасту слуховые навыки, покажите его ЛОР-врачу и неврологу.
- Посоветуйтесь с отоларингологом, если кроха шумно дышит - сопит или похрапывает во сне. Это может быть связано с западением хрящей гортани из-за их чрезмерной мягкости.
- У младенца болит ушко? Ему срочно нужна консультация ЛОР-врача!
Что сделает доктор?
Осмотрит носик, ротик, горлышко вашего крохи. После этого он оценит слух с помощью погремушки, а если понадобится, то воспользуется специальным камертоном.
На приеме в ортопеда
Пока малыш лежит в пеленках, ортопедические проблемы практически незаметны - обнаружить их под силу лишь специалисту. В первые месяцы еще можно все исправить, а вот ближе к году помочь ему будет значительно сложнее.
Имейте в виду: у новорожденных актуальны одни ортопедические проблемы (например, кривошея или дисплазия тазобедренных суставов), а у годовалых детей - совсем другие (плоско-вальгусная установка стоп, деформация ножек в форме буквы «О» или «Х»). Так что не пропускайте ни одного планового ортопедического осмотра: если какие-то отклонения не выявить своевременно, время для лечения будет упущено. Важно регулярно показывать ортопеду малыша, который состоит на учете у невролога в связи с ПЭП или попал на заметку к педиатру из-за рахита. Опорно-двигательный аппарат у таких детей ослаблен - в опасности позвоночник, суставы, связки, косточки младенца.
Круг вопросов
- Расскажите ортопеду, если заметили, что ребенок предпочитает смотреть в одну сторону, а в другую головку практически не поворачивает. Так бывает при кривошее.
- Возможно, вас волнует вопрос: почему на левом бедре у малыша две складочки, а на правом - одна? Нужно проверить тазобедренные суставы: правильно ли они сформированы?
- Если невролог обнаружил у ребенка разницу в мышечном тонусе с двух сторон, непременно обратите на это внимание ортопеда.
- Во время первого визита задайте вопрос, нужно ли делать ребенку широкое пеленание, а также на какой подушечке должен спать малыш. Еще один важный вопрос: есть ли необходимость в специальном массаже, лечебной физкультуре, а также в ортопедических укладках?
- Правильно обувайте малыша, когда он учится ходить. Нужны кожаные ботиночки, подобранные строго по размеру, с супинатором и жесткой пяткой, на небольшом каблучке и липучках (со шнурками замучаетесь!). В такой обуви можно не опасаться за формирование свода стопы, ножки и позвоночник крохи.
Что сделает доктор?
Осмотрит и ощупает шейку, позвоночник и ножки крохи - одинаковой ли они длины, хорошо ли разводятся в тазобедренных суставах, не возникает ли при этом характерный щелчок. А еще проверит форму и положение стоп малыша.
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).
Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».
Осмотр врача: когда, зачем и почему?
Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.
Визит к врачу
Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.
Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.
Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:
- мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
- сухожильных рефлексов;
- выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.
Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.
Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.
Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.
Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:
- В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
- В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
- С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
- В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
- В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
- В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
- С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
- В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
- В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
- В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
- В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
- К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.
В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.
Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)
Первое посещение невролога всегда волнительно для новоиспечённых родителей, бабушек и дедушек. Понять это довольно просто – зачем кому-то дотошно изучать ребёнка и подвергать сомнению здоровье самой любимой в мире крохи? И, тем не менее, это действительно важно – придётся собраться с силами и доверить карапуза неврологу. Квалифицированное и своевременное медицинское обследование зачастую является залогом хорошего здоровья вашего ребёнка.
Если нет срочной рекомендации педиатра, то первое посещение невролога обычно происходит в месячном возрасте. Также в 1 месяц осмотр ребёнка должны провести травматолог-ортопед и окулист. Желательно хорошенько подготовиться к визиту, чтобы предоставить специалисту как можно больше информации о ребёнке. Будьте готовы рассказать о том, как протекала беременность и сами роды, какую оценку получил новорождённый по шкале Апгар . Возьмите с собой амбулаторную карту малыша и всё, что у него есть из медицинских документов – результаты обследований, анализы и т.д.
Внимательно понаблюдайте за ребёнком в течение пары дней, чтобы суметь ответить на несколько важных вопросов:
- Насколько активен ребёнок в периоды бодрствования?
- Легко ли малыш засыпает и насколько беспокойно спит?
- Как выглядит кожа малыша – насколько она чиста и чувствительна?
- Насколько часто потеет ребёнок – какие места наиболее этому подвержены?
- Не наблюдается ли дисбаланса активности правой и левой руки и ноги?
- Умеет ли кроха поворачивать голову в обе стороны или предпочитает как-либо одно направление?
- Есть ли у ребёнка выраженная мимика лица, не дрожит ли подбородок?
- Какую предпочитает ребёнок и как ведёт себя в процессе?
- Сколько съедает ребёнок, выдерживает ли график кормления?
- Как часто и насколько обильно малыш срыгивает после еды?
Обратите внимание, что ваша подготовка заключается исключительно в сборе информации, не делайте никаких выводов самостоятельно – предоставьте это специалисту.
Для многих новоиспечённых родителей первое посещение невролога становится первым же достаточно длительным путешествием – приходится везти кроху в автомобиле, а потому насущной необходимостью становятся детские автокресла, гарантирующие комфортные условия в пути. Обязательно возьмите с собой сменный памперс и влажные салфетки – вполне возможно, вам придётся переодевать ребёнка вне дома.
В первое посещение невролог определит, правильно ли проходят адаптационные процессы, нет ли предпосылок для развития неврологических заболеваний. В случае если у малыша имеется какая-либо патология, ранняя диагностика существенно упростит и ускорит её лечение, купировав развитие заболевания.
Осмотр ребёнка включает проверку наличия у него основных рефлексов.
- Сосательного – при попадании в рот любого предмета малыш должен начать совершать ритмичные сосательные движения.
- Хоботкового – в ответ на отрывистое быстрое прикосновение к своим губам малыш должен выпячивать губки «хоботком».
- Защитного – при выкладывании малыша на животик, он должен «автоматически» повернуть в сторону головку.
- Хватательный – в ответ на прикосновение к раскрытой ладошке малыша он делает попытку схватить предмет.
Также при первом посещении невролога проводится визуальный осмотр ребёнка: врач изучает форму и размер его черепа, положение головки, тела, глаз, выражение лица, движение конечностей и состояние кожи младенца .
Помните о том, что первое посещение невролога – отличная возможность получить консультацию специалиста. Не стесняйтесь спрашивать врача обо всём, что вас волнует – получив больше информации, вы обретёте ясность и покой, который, несомненно, важен для любого малыша и его окружения.