Что должен делать ребенок в 1.7. Особенности развития детей в один год и семь месяцев. Что умеем делать

1 год и 7 месяцев — переломный возраст в развитии ребёнка. Кроха окончательно превратился в маленькую личность. Какими гастрономическими изысками эту личность побаловать? Какой игрой занять? Когда уложить спать, а главное — как? Давайте искать ответы на родительские вопросы вместе.

На самом деле, количество родительских вопросов увеличивается каждым новым месяцем. Малыш становится старше и требует к себе всё больше внимания. 1 год и 7 месяцев — это лишь очередной этап в развитии ребёнка, однако и к нему нужно подойти со всей серьёзностью.

Что должен уметь

В 1 год и 7 месяцев ваш малыш наверняка умеет всё, что должен. Он физически активен и любознателен. Обожает гулять на свежем воздухе и с воодушевлением знакомится со сверстниками. Кто-то из детей в этом возрасте занимает позицию наблюдателя, а кто-то бегает с соседской детворой на равных — несмотря на разницу в возрасте. Кроха — маленькая личность со своим особым темпераментом. Сейчас в маленьком человеке начинает проявляться характер. Родителей могут расстроить бесконечные истерики малыша, но запаситесь терпением: всё только начинается. “Истеричный” период, когда чадо слезами реагирует на некомфортные для него условия, продлится лет до трёх-четырёх. Поэтому не нервничайте по пустякам, раз уж от них никуда не деться. Лучше радуйтесь новым умениям своего дитя — это куда полезней и приятней.

Занятия

На развивающие занятия в детских центрах ребёнку в 1 год и 7 месяцев ходить пока рановато. Но никто не мешает вам заниматься с чадом в домашних условиях. Главное, чтобы у вас было для этого время и желание. Существует немало развивающих мультиков, которые можно использовать для обучения. Занять кроху можно тематическими карточками, по которым учат цвета, животных, фигуры и так далее. Прогулки — еще один актуальный ответ на вопрос о том, чем занять малыша в год и 7 месяцев. Гуляйте как можно больше и дольше. Длительные прогулки избавляют от проблем со сном и аппетитом.

Игры

В возрасте 1 год и 7 месяцев для ребёнка не найти лучшей игры, чем игра в подражание. Сейчас малыш как никогда копирует своих маму и папу. Почему бы не превратить баловство в игру, добавив в неё развивающие элементы. Чадо лезет в шкаф, чтобы найти носок, как папа? Попросите его выбрать из ящика с бельём только синие или только белые носки. Тянется к книжной полке, как мама? Пусть возьмет несколько книг и сложит их одну на одну, воссоздав подобие пирамидки.

Кстати, в этом возрасте малыш особенно активно интересуется игрушками, которые были подарены или куплены для него ранее. Мозаика и конструктор, которые он разбрасывал по комнате, сосредотачивают его внимание, заставляют логически мыслить и докапываться до истины. Он запросто строит башни из LEGO или кубиков, его внимание уже не так рассеяно, как раньше.

Помните, игрушек должно быть ровно столько, чтобы удерживать внимание малыша. Чем больше игрушек возле ребёнка, тем сложнее ему сосредоточиться на чём-то одном.

Питание

Меню

Меню малыша в возрасте 1 год и 7 месяцев всё еще не допускает содержания жареных блюд. Если быть откровенными, то и нам, людям взрослым, от такой пищи лучше отказаться. Перетирать супы и овощи уже не нужно. Количество зубов, имеющееся у малыша в наличие, запросто справляется с тушёной или вареной пищей. Натирая салат, который обязательно должен входить в рацион ребёнка в возрасте 1 год и 7 месяцев, используйте крупную тёрку. В мелкой потребность уже отсутствует.

Что делать, если ребенок плохо ест

Если малыш плохо ест, пересмотрите его питание: возможно, вы даете ребёнку в 1 год и 7 месяцев те продукты, которые он не слишком любит и которые без труда можно заменить на более вкусную альтернативу. Основа рациона — белки животного происхождения. Они всё ещё составляют большую часть ежедневного меню.

Сон

Если вы интересуетесь тем, сколько спит маленький ребёнок в год и 7 месяцев в ночное время суток, ответим: от десяти до одиннадцати часов. А вот количество дневного сна — не два и не три, а уже один. В этом возрасте малыш переходит на единоразовый сон в светлое время суток. Длительность такого сна может достигать трёх с половиной часов.

В этой статье:

Вашему малышу 1 год и семь месяцев, или просто 19 месяцев. Родителям нужно понимать, что рамки развития, которые прописали ученые, являются идеальными. В реальной жизни малыш может немного отставать или опережать развитие . К 2-3 годам все малыши «выравниваются» в этом плане.

Сейчас начинает проявляться собственный характер, темперамент ребенка. Малыши к этому возрасту становятся более самостоятельными, они хотят все делать сами, без помощи родителей. Это время высокой двигательной активности . Необходимо помнить, что развитие ребенка подразумевает хорошее, сбалансированное питание. А еще достаточно времени для отдыха и спокойного сна.

Особенности физического развития

Если ваш малыш не может усидеть на месте, все время хочет бегать, играть, изучать окружающий мир, не волнуйтесь: его физическое развитие идет совершенно нормально. Однако нужно помнить, что в 19 месяцев ребенку нужно спать по 12-13 часов, из них 2 часа отводится на дневной сон. Малыша не так-то легко уложить спать днем: он может говорить, что совершенно не устал . Но всего пара дней в таком режиме, и он начнет капризничать, испортится настроение. Все это из-за повышенной утомляемости.

Мама может создать необходимую атмосферу для отдыха: тихая музыка, сказка, приглушенный свет. Дети любят не только ходить, но и ползать. Физическая активность укрепляет мышцы, ребенок становится более выносливым. С 1 года 5 месяцев до 2 лет может быть небольшая потеря в весе. Это происходит опять же из-за физической активности. В этот период очень важно хорошее, сбалансированное питание для ребенка:

  • рыба, мясо (курица, телятина, индейка, нежирная свинина);
  • свежие овощи и фрукты;
  • каши, зерновые, грибы;
  • молочные продукты.

Сейчас основной вид физической деятельности - игра. Очень полезно для ребенка играть в компании других детей. Взрослые могут научить их простым совместным играм. Сейчас развитие направленно на укрепление навыков ходьбы, бега. Малыш учится координировать свои движения. Часто бывают падения, но они не должны приводить к серьезным травмам, ведь косточки еще довольно мягкие. Сломать ногу или руку при падении малышу практически невозможно.

Психомоторика

Психомоторное развитие на этом этапе жизни малыша имеет некоторые особенности:

Как видно, психическое развитие проходит быстро. Уже в этом возрасте малыш понимает некоторые механизмы манипуляции. Мама ругает его, а он тут же хочет обниматься, целует маму . Или же «перестает» слышать слово «нет» – просто не обращает внимание на родителя, который что-то запрещает.

Социальное развитие

Малышу в 1 год очень полезно бывать в компании других детей. К возрасту 19 месяцев общение просто необходимо. Ребенок все еще тесно связан с родителями, но уже проявляет много интереса к играм с другими малышами. Они устанавливают свои игровые правила, общаются на понятном друг другу языке. Это подталкивает их к развитию речи.

Есть еще один очень важный момент развития ребенка в 19 месяцев. Периодически могут случаться приступы агрессии, гнева, недовольства. В этот момент ребенка не узнать, ведь он может драться, кусаться, кричать и активно пытаться причинить боль .

С одной стороны, родителям не стоит сильно волноваться по этому поводу. Обычно это из-за голода, усталости, резкой обиды. Малыш еще не может по-другому выразить свое негодование . С другой стороны, нельзя поощрять или не обращать внимания на такое поведение. Лучше всего взять его за руку, отвести в тихое место и поговорить. Самыми простыми словами объясните, что так делать нельзя.

Такое поведение может периодически возникать от 1 года до 3,5 лет. Сейчас у ребенка еще нет самоконтроля, так что родителям нужно следить за этими выплесками негатива. На площадке или в компании других детей он может причинить вред кому-нибудь. Сами понимаете, какие последствия будут у вас с родителями «пострадавшего».

Что умеем делать?

В 1 год и 7 месяцев малыши умеют очень много. Даже по сравнению с возрастом 1 год они уже перешли на новый уровень физического и психического развития.

Тихие игры

Тихие игры
лучше всего оставить на вечер и послеобеденное время, когда нужно подготовиться ко сну. Например, ребенок играет на полу, складывает конструктор, кубики. Мама может в это время читать ему сказку. Так он постепенно успокаивается и ему будет легче заснуть. В возрасте 19 месяцев мелкая моторика еще не так хорошо развита , чтобы собирать мозаики, так что можно ограничиться разными видами конструктора.

Куклы, игрушки, машинки уже подходят для тихой игры. Предложите ребенку поиграть вместе . После нескольких сеансов игры с родителями ему уже будет интересно поиграть самостоятельно. В этом возрасте малыш может сосредоточиться на процессе до 30 минут. Потом придется сменить вид деятельности.

Активные игры

Лучше всего подходят активные игры на воздухе. Если ребенок ходит в ясли, то там его научат играть в большой компании. Знакомые всем хороводы, «ручейки», преодоление препятствий. В такие же игры можно поиграть на детской площадке. Активность лучше всего оставить на первую половину дня.

Словарный запас

В этом возрасте кроха еще не очень-то хорошо разговаривает. Словарный
запас увеличивается, но всего на 2-5 слов в неделю. Развитие речи началось еще в 1 год, но теперь ребенку бывает интересно просто повторять понравившееся слово. Сейчас не стоит волноваться, если ребенок не произносит все слова и звуки правильно. Первая проверка у логопеда будет только к 4 годам – до этого времени все еще можно поправить.

Неправильное произношение слов может быть из-за банального недостатка опыта. Какое-то слово он слышит слишком редко. Родители тут могут помочь: повторяйте непонятные и сложные слова, поправляйте малыша . Больше читайте вслух, слушайте сказки вместе.

За несколько месяцев дети выучивают достаточно слов, причем
совершенно разных частей речи. Чаше всего сейчас используются существительные или глаголы. Прилагательных малыш может еще почти не знать. Обучение описательным словам можно начать с изучения названий цветов.

Можно использовать любовь ребенка к играм. Изучение новых слов можно тоже представить как игру. Положите перед малышом картинки с изображениями животных, например . Повторяйте названия, указывая на картинку. Потом просите показать животное, которое вы называете. Когда кроха будет хорошо справляться с этим заданием, сделайте все наоборот: показывайте картинку и просите назвать животное.

Физическое и психологическое развитие идет быстро, но родителям нужно знать кое-что еще про своих малышей. Несколько советов для родителей:


Все приходит с опытом и со временем. Не спешите, заставляя малыша в 1 год и 5-10 месяцев делать то, что дети могут делать только к 2 годам. Эта спешка не приведет вас к каким-то особенным результатам. Но нельзя и затормаживать естественное развитие, коммуникацию с детьми . Малыш сам подскажет вам, что ему нужно, чему стоит учиться сначала.

Воспитывая ребенка, умные и любящие родители пристально следят за тем, как растет и развивается малыш.

В помощь им есть справочники, которые подробно рассказывают о показателях физического развития малышей.

Обращаясь к таблицам ВОЗ или тем, что разработаны отечественными педиатрами, нужно всегда помнить, что нет в мире двух совершенно похожих детей.

Если ваш ребенок немного отличается от описанного докторами, не стоит тревожиться.

Если же показатели сильно разнятся, то важно знать, что вес, рост и другие физические параметры здорового малыша можно исправить правильным питанием и режимом дня.

Ребенок в возрасте около двух лет уже способен усваивать очень разнообразную пищу.

В качестве первого блюда малышу можно подать мясные, рыбные, овощные, молочные и даже фруктовые супы.

К привычным молочным кашам добавляются приготовленные в соответствии с возрастом рыба, различные виды мяса. Очень важно, чтобы малыш получал достаточно сырых и вареных овощей и фруктов.

Аппетит возбуждает запах вкусной пищи, ее красивый вид и обстановка, в которой кормят малыша. Чем с большей охотой ребенок садится за обеденный стол, тем сильнее идет выделение пищеварительного сока, а значит, пища легче усваивается. Установите правильный режим питания, и в определенные часы у малыша будет просыпаться здоровый аппетит. Этот эффект называют «рефлекс на время».

Дети в возрасте от полутора лет обычно едят четыре раза в день. Завтрак – до 9 часов, обед в 12-13, полдник – после дневного сна, желательно не позже 16.30, а ужин – в 20 часов.

Наберитесь терпения при кормлении ребенка, не подгоняйте малыша. На втором году жизни ребенок уже хочет есть самостоятельно. Поэтому наберите воздуха в грудь и спокойно наблюдайте, как ваше чадо обляпывает свою одежду, скатерть и пол. Не забудьте хвалить его за каждую ложку, донесенную до рта. Пусть ребенок привыкнет спокойно пережевывать еду, потому что при этом вырабатывается больше слюны, пища хорошо обрабатывается и усваивается.

Вам не придется расстраиваться из-за плохого аппетита ребенка, ругать и наказывать его, устраивать представления за обеденным столом, если действительно и систематически соблюдается режим дня. Хорошо выспавшийся, нагулявшийся, наигравшийся ребенок отлично ест, растет крепким и здоровым.

Растем играя

Заботясь о том, чтобы из малыша вырос счастливый взрослый человек, мы должны помнить, что именно в раннем детском возрасте закладываются основы личности. Приблизительно до двухлетнего возраста идет активное слежение за внешним миром и совсем немного за своими поступками.

Игры с папой и мамой

Чем больше разнообразных занятий придумают родители, тем многограннее детки познают мир. Мама или папа могут даже обойтись без игрушек, достаточно иметь желание, фантазию и простые бытовые предметы под рукой:

  • Разрывание обыкновенных столовых салфеток упражняет суставы рук и улучшает осязание.
  • Толстые макароны отлично надеваются на пальчики, если потрудиться. Так тренируются координация и фантазия.
  • Носочек, надетый на ручку, вдруг превращается в варежку.
  • Кастрюля и ложка – отличный музыкальный инструмент.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Терпеливо показывайте, рассказывайте, а главное – хвалите малыша. Это просто необходимо для положительной самооценки.

Игры с другими детьми

Хотя в возрасте 1 год и 7 месяцев малыши еще не слишком активно играют между собой, общество других детей очень важно для них.

Совместные игры дают основы для развития речи, общения и сотрудничества. Без этих навыков может прийтись очень трудно в детском саду и дальнейшей взрослой жизни.

Ребенок с удовольствием будет учить тех, кто младше его, и учиться у детей старшего возраста.

К двум годам он становится активнее, хочет заниматься всем, чем занимаются взрослые, и поэтому дайте ему свободу. Пусть пробует, ошибается и учится. Если в начале второго года игру вели родители, то теперь правила устанавливает он сам. Родители активно участвуют в игре, проводят границы и показывают, что можно делать, а что нельзя.

Если занятие покажется малышу интересным, то в этом возрасте он способен играть один до 20 минут.

Это время зависит от темперамента и устойчивости внимания. Не надо заваливать ребенка игрушками, это не даст ему сосредоточиться. Полезно разделить их, поочередно убирать одни и доставать другие.

Игрушки

В «арсенале» ребенка обязательно должны быть предметы, отображающие реальную жизнь: автомобили, куклы, игрушечная посуда, зверюшки, мячи, кубики, разборные картинки, мелки и пластилин.

При обязательно учитывайте интересы ребенка.

Если у него есть любимый цвет или сказочный персонаж, то отдайте предпочтение им.

Очень важны сборно-разборные предметы. В 1 год и 7 месяцев малыш уже знает, что вещи бывают разных цветов, форм и размеров. Что большие формочки не получается положить в маленькие. Игра с разбором, вкладыванием тренирует мускулатуру маленьких пальчиков и развивает суставы рук, улучшает речь.

В конце второго года ребенок любит заниматься с несложными пазлами. Подойдут сборные картинки до десяти фрагментов на одну тему.

В этом возрасте меняется игра с уже хорошо знакомыми предметами. В пирамидке мало нанизать кольца – ребенок подбирает их по размеру, цвету и форме. А постройка из кубиков теперь растет не только вверх, но и в стороны. При этом чем активнее мама и папа принимают участие вначале, показывая, что можно соорудить, называя вслух цвета и геометрические формы, тем большую самостоятельность вскоре обнаружит в строительстве ребенок.

Большие кубики Лего развивают силу рук. Скрепляя их между собой или разрушая постройку, ребенок прилагает большие усилия.

Мячей должно быть много и разных. Игры с ними улучшат память и мышление малыша, закрепят умение различать цвета, размеры и материалы. Ребенок с удовольствием выполняет задания родителей – «положи синий мяч в синее ведерко, а теперь красный в красное».

К двум годам детвора умеет уверенно нести мяч в обеих руках, бросать его другому и ловить, пинать ножкой, не придерживаясь за опору.

Подвижные игры

К возрасту 1 год и 7 месяцев малыш уже очень многому научился – , стоять, ходить, бегать, поэтому важно предложить интересные подвижные игры.

В комнате или на игровой площадке надо показывать ему, как правильно залезать и слезать, спрыгивать и сползать.

Папа и мама могут построить «полосу препятствий» из совершенно обычных предметов и сами получить большое удовольствие, барахтаясь с ребенком в подушках или проползая под стулом.

Дети через игру познают мир, поэтому обязательно включите в занятия ребенка и рисование, чтение книг с яркими картинками, слушание музыки и танцы.

Родительская похвала и поддержка необходимы для положительной самооценки ребенка и побуждают его к новым достижениям.

Безграничный мир игр – самая простая и приятная возможность для родителей позаботиться о развитии своего малыша.

Видео на тему

Разговаривая о том, что должен уметь любой ребёнок в 1 год и 7 месяцев, следует чётко понимать, что все дети индивидуальны по своей природе. Есть лишь общие рамки и показатели развития, которых требуется придерживаться, всё остальное сугубо индивидуально. Если что-то из нижеперечисленного у вашего малыша пока ещё не наблюдается, не нужно сразу говорить о дефектах развития, просто подождите. Часто влияют на развитие болезни, сложность родов, темперамент малыша, который уже начинает проявляться.

Каждая программа, разрабатываемая для развития ребёнка как физического, так и психологического, не может учитывать всё. Для родителя ребёнок – это самое дорогое, что есть на свете, однако стоит понимать, что все дети разные. Не всегда стоит уберегать малыша, очень часто ему придётся пройти сквозь бесчисленное множество травм и ушибов, которые необходимы, например, чтобы уверенно стоять на ногах, научиться бегать и прыгать. Часто вам нужно лишь быть внимательным сторонним наблюдателем, а всё остальное ваши дети вполне смогут сделать и сами.

Физическое развитие в 19 месяцев

Сон крайне важен для роста, среднестатистический ребёнок спит по 13 часов в сутки, иногда больше, иногда меньше. Некоторым просто необходим сон после обеда, других и насильно лечь спать не заставишь. У некоторых малышей очень сильная энергетика, так что они могут носиться целый день, не чувствуя никакой усталости. Это нормальное явление, не выбивающееся за установленные рамки. Если ребёнок вообще отказывается отдыхать днём, вам остаётся просто создавать комфорт и соответствующую атмосферу.

Достаточно почитать малышу книжку, затемнить шторы на окнах, выключить все внешние раздражители. В такой ситуации практически все уснут. Кстати говоря, чтение – важный элемент. Простейшие сказки, о которых узнает ребёнок, помогут ему привить вкус к литературе и художественным произведениям. Читать книжки можно и по вечерам, и сразу после обеда.

Спускаться по лестнице малыш пока может лишь за ручку, но ему всегда интересно заниматься этим, как и подниматься обратно. А вот ползает он очень быстро! Может проползти огромное расстояние, исследовать все помещения в доме. Особенно заметно это, если зайти к кому-нибудь в гости, а затем оставить малыша ненадолго на полу. Юный исследователь быстро найдёт себе занятие.

Социальные аспекты развития

Приступы гнева и злости встречаться пока практически не будут, это удел двухлетних малышей, с которыми бывает крайне трудно справиться. Тем не менее отрицательная реакция на какие-то ваши действия всё равно встречается и теперь. Итак, что же должен уметь ребенок в 1 год 7 месяцев? С целью социального взаимодействия можно начинать контактировать с другими детьми. Поскольку небольшой запас слов уже имеется, малыш в состоянии выражать своё мнение, пытаться находить общий язык с другим ребёнком.

Поскольку речевые навыки развиты пока ещё недостаточно хорошо, любые недовольства будут выражаться плачем и криками, раздражительностью и злобой, как уже было описано выше. Тут родитель просто обязан научиться самостоятельно предугадывать поведение малыша, его капризы и желания. Полноценный самоконтроль у ребёнка появится ещё нескоро, годам к трём-четырём, пока же придётся набраться побольше терпения. Просто исключайте проблемы заранее. Например, перед прогулкой накормите малыша, пусть он сходит в туалет и отдохнёт.

РЕЖИМ ДНЯ. РЕБЕНКУ 1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ. - Senya Miro

Развитие ребёнка в 1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ

Развитие ребенка 1 год и 7 месяцев

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 1 год и 7 месяцев. Читаем книжку.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 1 ГОД 8 МЕСЯЦЕВ. НОРМЫ И СРОКИ ОТ ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО.

Осознание личности наступает примерно на 19 месяце. Теперь малыш уже легко узнаёт себя в зеркале, узнаёт людей вокруг себя, осознаёт себя в качестве индивидуума, человека, имеет собственное «я», формируется и характер. Само собой, пока ещё дети недостаточно коммуникабельны и общительны, а до двух лет некоторые и вовсе не говорят почти ничего, иногда и до трёх. Тем не менее ребёнок практически всё понимает, что слышит вокруг себя. Он знает своё имя, откликается на него, знает имена близких людей, а также понимает, если слышит эти имена во время разговора.

Любые капризы лучше не поощрять, но и кричать на дитя не следует, не говоря уже о каких-то физических ударах. Лучше спокойным голосом объясняйте ребёнку, почему именно поступать так нехорошо, кричать не следует. Может показаться, что малыш ещё слишком мал, чтобы всё понимать, но эффект всё равно будет, вот увидите. Помните, бить детей, кричать на них – это удел слабых родителей! Такое воспитание может серьёзно отразиться на будущем ребёнка.

Навыки и умения

Ну а что уже умеет ребенок в 1 год и 7 месяцев? Он может складывать различные простейшие конструкторы, мозаики, кубики. С мозаиками часто возникает проблема, поскольку индивидуальная ручная моторика развита не столь хорошо. Это со временем пройдёт, остаётся лишь подождать, Некоторые начинают проявлять исследовательский интерес годам к двум, другие уже в этом возрасте предпочитают всё ломать и разбирать. Тут нужно лишь обеспечивать безопасность, убирать подальше все опасные предметы, воткнуть затычки в евророзетки.

Словарный запас постепенно можно увеличивать на несколько слов в неделю. Каждый раз многократно повторяйте новое слово, тогда малыш будет осваиваться достаточно быстро, понимать предмет, ассоциировать его с названием. Ребёнок уже различает цвета, знает названия своих любимых игрушек, всегда с удовольствием развлекается с ними. Важно не мешать ему. Иногда полезно вводить простые физические упражнения, поднимать ножку, потягивать за ручки.

Как правило, детям это очень нравится, поскольку всё новое они значительно лучше воспринимают именно в игровой форме, в форме шуток и смеха. Ещё далеко до детского садика, но простейшие навыки общения можно развивать уже теперь. Наверняка в вашем доме есть семьи, где тоже имеются маленькие дети. Чаще общайтесь с этими людьми, пусть детки начнут дружить друг с другом. Находят общий язык дети очень быстро даже и без слов. Один протягивает другому лопатку, второй отдаёт ведёрко, вот и коммуникация получилась.

Прочитав выше текст по умениям и навыкам, многие родители могут начать волноваться, если их ребёнок пока ещё не умеет всего описанного. Он может плохо ходить, не спать нужное количество времени, быть вредным, постоянно плакать. Всё индивидуально, не стоит слишком сильно равняться на стандарт. Недостатки развития определяются лишь в том случае, если малыш выходит за определённые рамки. Например, к двум годам он просто обязан уметь ходить. Происходит торможение развития тогда, когда малыш часто болел, либо им просто никто не занимается.

Это прискорбный факт, но встречаются сейчас и такие родители. Родить родили, а вот воспитание проходит уже как попало.

Если следовать всем указаниям и рекомендациям, можно дать ребёнку массу знаний. Большинство игровых развлечений воспринимаются им очень положительно, с большой охотой. Какие-то задания по дому также уже можно начать давать. Например, принести ботинок, взять кубик, положить тарелочку.

Пусть всё будет происходить неумело, неуклюже, но эффект всё равно будет. Если малыш привыкнет подчиняться сейчас, с ним будет куда меньше проблем в будущем. Существуют и иные точки зрения. В Японии дети подобного возраста — 19 месяцев и даже двух лет — могут делать всё, что им только захочется. Потом, достигнув возраста четырёх лет, они очень быстро оказываются в зоне запретов, обучаются этикету, правилам поведения. Методы довольно жёсткие, но эффективные, всё зависит от культуры конкретной страны.

Бегает достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по две ноги на каждую ступеньку (рис. 47).

Бросает мяч вниз, вперед, вверх. Легко влезает на диван, стул, спускается на пол. Может поднимать предметы с пола и не падать при этом.

Еда. Самостоятельно ест ложкой любую, в том числе и жидкую пищу из тарелки. Самостоятельность еще не сопровождается аккуратностью, хотя уже в меньшей степени во время еды пачкает вокруг себя. Может хорошо пользоваться и вилкой.

Бытовые навыки. Несмотря на то что увеличивается количество и качество владения бытовыми навыками, набор освоенных навыков индивидуален. В основном дети в этом возрасте знают место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Поэтому они могут брать вещи и класть их обратно. Проявляется желание многое делать самостоятельно. Улучшаются навыки по снятию одежды – стягивает с себя один‑два предмета одежды: не только шапку и расстегнутую обувь, но и расстегнутую кофту, а иногда и нижнее белье.

Некоторые дети в этом возрасте могут самостоятельно надеть носки, обувь или шапку. Есть также дети, способные расстегнуть 2–3 крупные пуговицы, расположенные на удобных для манипуляций руками местах одежды. Продолжайте обучать малыша гигиеническим навыкам. В этот период уже практически каждый ребенок самостоятельно моет и вытирает руки полотенцем. Правда, пользоваться мылом еще не может. Постепенно в игровой форме приучайте ребенка к чистке зубов.

Не упустите момент, когда ребенок начинает проситься на горшок. Но учтите, что отучать малыша от памперсов надо тогда, когда он жестами, позой или звуками начинает демонстрировать наличие позыва на мочеиспускание. До появления таких признаков различные способы тренировки самостоятельного мочеиспускания малоэффективны. Пытается помогать взpослым по дому. Должен уметь, подражая матери, выполнять простые бытовые действия.

Психическое развитие

Игры. Строит башню из четырех‑пяти кубиков. Собирает пиpамидку из трех – пяти колец без учета их размера. Можно учить собирать пирамидку по размеру. Покажите ребенку правильно собранную пирамидку из двух, а затем и из трех колец и попросите его сделать такую же. Подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца – большое и маленькое. Скажите: «Давай наденем сначала большое кольцо, а затем – маленькое». В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша. Если все попытки являются неудачными, то помогите ребенку: «Вот видишь, не получилось, не забывай, что сначала надо брать самое большое кольцо, затем поменьше».

При игре со специальными наборами начинает ориентироваться в трех контрастных формах: шар, кубик, кирпичик. Из предметов разной формы по предлагаемому вами образцу (например, кубику) и по вашей просьбе подберет предмет такой же формы (кубик). Если ребенок сразу не подбирает вам кубик, то можно предложить задание в игровой форме: поставить перед ребенком кубик, назвать его и предложить ребенку найти еще кубики, чтобы построить из них домик. Если ребенок и тогда не выполняет ваше задание, то надо ему продемонстрировать выполнение задания – поставить второй кубик на первый, затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. Совершенствуются возможности игры с геометрическими фигурами. При игре собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки, пластиковые стаканчики. Большая часть детей в этом возрасте могут по вашей просьбе или самостоятельно во время игры вложить в друг друга три одинаковых объекта разных размеров. Собирает матрешку из двух частей.

При игре с вкладышами правильно вставит 1–2 (иногда и больше) геометрические фигуры в соответствующие отверстия. Однако зрительно‑моторная координация еще развита недостаточно. Поэтому при появлении нового пособия долго соображает, как вставить фигуру в паз. Или, наоборот, не думая, пытается силой, без учета формы и взаиморасположения граней предметов, всунуть его.

В 1,5–2 года ребенку желательно купитьнастольные игры двух видов: разрезные карточки‑лото с большими яркими рисунками и крупную мозаику с деталями геометрической формы всех основных цветов. Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру.

Игры малыша все чаще включают в себя элементы конструктивного творчества. Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев, к примеру, может воспроизвести (после показа взрослого) несколько несложных сюжетных построек из деревянных кубиков: паровозик (3–4 кубика положит рядом) или башенку (домик) из трех‑четырех кубиков, поставленных друг на друга. Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой (куклой, мишкой): кормит, вытирает, причесывает – в том числе при самостоятельной игре, если создана игровая ситуация. Одновременно с навыком выполнения одного действия с разными игрушками ребенок также осваивает и выполнение разных действий на одной игрушке: водить, кормить, укладывать спать мишку.

Способен освоить длинный ряд игровых действий, а не просто катать игрушечную машинку туда‑сюда. Некоторых детей можно научить накладывать игрушки в кузов машины, везти машину в другую часть комнаты и выгружать их там. Или посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и отвезти его, скажем, на кухню. Таким образом, в игре развивается свой сюжет (сюжетная игра).

В сюжетной игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, кормит маму несуществующей кашей и т. д.

Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями, мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.

Рисует. Если дать карандаш, то старательно черкает им в пределах листа. Если уже имеет навык держания карандаша, то после демонстрации взрослым того, как это делается, может повторить нарисованную вами линию.

Любит сам рассматривать книгу с картинками, переворачивает страницы книги по одной, а не по несколько страниц, как раньше.

Понимание речи. Четко выполняет двух– этапные инструкции (пойди в кухню и принеси чашку), требующие двух последовательных действий в двух разных направлениях движения: во‑первых, пойди в кухню и, во‑вторых, принеси чашку. Выполняет эту чисто словесную инструкцию без помощи вспомогательных жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Начинает выполнять поручения (инструкции), состоящие уже из трех этапов. Например, выполняет поручение: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Ребенку при этом необходимо выполнить три последовательных действия: во– первых, взять чашку, во‑вторых, пойти в кухню и, в третьих, поставить чашку на стол.

Понимает значение слова «большой». Из двух одинаковых предметов разных размеров даст вам по вашей просьбе больший.

В этом возрасте еще выражен детский негативизм – непослушание, неуступчивость, стремление нарушать запреты. Однако существование запретов необходимо прежде всего для безопасности ребенка. Для реализации запретов нужна последовательность. Уже к возрасту одного года вы должны были установить четкие запреты для ребенка и постоянно придерживаться их. Нельзя разрешать то, что запрещалось в недалеком прошлом. Самое вредное для ребенка – это несогласованность действий взрослых, участвующих в воспитании, и отсутствие постоянства определенных требований. Дети тогда вообще перестают слушаться или истощают свою нервную систему попытками приспособиться к противоречивым требованиям взрослых. Для поддержания запретов все чаще используется словесное разъяснение, смысл которого ребенок все больше понимает. Запрет должен быть обоснован и объяснен ребенку. Требование запрета должно предъявляться спокойным голосом (смотрите совет в предыдущем этапе). Нельзя в качестве наказания ставить ребенка раннего возраста в угол, так как такое ограничение двигательной активности в этот период вредно.

Должен уметь показывать 3–4 части телаили лица, которые ему называют. Если выложить перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопpос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос: «Где собака?» и т. д. большинство детей правильно выбирают картинки.

Понимает несложный рассказ взрослого по картинке с простым сюжетом. Например, «мальчик поит лошадку» или «дети умываются», «дети поливают цветы», «дядя чинит машину». После рассказа, показывая на детали картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: «Кто это на картинке? Что делает?» Если сразу не отвечает, то задавайте вопросы с подсказкой: «Что мальчик делает? Что лошадка делает?»

Активная речь

Резкий рост активного словаря ребенка происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Ежедневно появляются новые слова. В активном словаре не менее 20 слов к 1 году 8 месяцам, а у многих детей – намного больше.

Начинает произносить предложения из двух слов (простая фраза), девочки – чаще с полутора лет, мальчики – ближе к двум годам. Фразовая речь возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей. Просит взрослых, чтобы ему дали какой‑либо предмет, а также просит пить, есть уже не жестами, а словами: «дай пить», «хочу сесть», «хочу какать», «пойдем гулять» и т. д. Первые фразы повествовательного типа чаще всего состоят из существительного и глагола: «папа идет», «кукла упала». Позднее к ним прибавляются прилагательные: «большой», «маленький», «хороший» и т. д.