Что делать когда ребенок боится. Ребёнок боится ровесников: что делать родителям. Использовать лестницу успеха

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.»

А.С.Макаренко

В этой статье мы хотели бы обобщить информацию, описанную на сайте ранее, по теме « «.

Страхи, которые сохраняют свою актуальность длительное время, способны оказать существенное негативное влияние на детскую психику. В первую очередь страдает нервно-психическое состояние ребенка, он становится плаксивым, плохо спит ночью, часто перевозбужден, и его трудно успокоить, либо он вялый и инертный весь день. У ребенка, подверженного страхам, постепенно формируются следующие черты характера: робость, неуверенность в себе, пассивность, чрезмерная зависимость от окружающих, замкнутость. Такие дети трудно адаптируются в новой обстановке, не проявляют любознательности и любопытства по отношению к миру, избегают сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Чаще всего именно боящиеся дети ориентированы на восприятие неприятной информации, в постоянном беспокойном ожидании неприятностей они теряют способность радоваться жизни. Испытывая постоянный страх, дети начинают избегать всего нового, они чувствуют себя спокойно только, когда действуют по заранее известному плану, соответственно разрушается их стремление к творчеству.

Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству. Главное в борьбе со страхами – не разрушить веру ребенка в себя, свои возможности. Ребенка надо чаще хвалить, поддерживать эмоционально, создавать благоприятный эмоциональный фон, не допускать ситуации дефицита положительных впечатлений.



Родителям ребенка, страдающего страхами, нужно настроиться на то, что страхи достаточно медленно искореняются, может пройти несколько месяцев или даже год, прежде чем страх потеряет свою актуальность. A значит надо набраться терпения и постараться следовать простым правилам:

1. Не обсуждать при ребенке потенциально пугающих событий (например, при ребенке рассказывать о том, как сосулька упала с крыши и убила мальчика, как приезжала «скорая» и пр.). Богатое воображение и высокая тревожность боящихся чего-либо детей – благодатная почва для возникновения новых страхов.

2. Относиться c пониманием и вниманием к страхам ребенка, выслушивать его, выражая поддержку и спокойствие.

— Мама, там в ванне сидит чудовище! Я боюсь!

— Расскажи, какое оно? Маленькое или большое, чем оно питается, чем занимается? Давай нарисуем его портрет

После того как будет готов, возьмите яркий фломастер и пририсуйте ему смешную рожицу, поместите его в дом без окон, закройте на ключ, a ключ выбросите, либо чудовище можно смыть водой, закрасить черной краской, залепить пластилином, но ребенок обязательно должен все это проделать сам. Подобными действиями вы помогаете ребенку отреагировать тревожное эмоциональное состояние.

3. Постарайтесь не провоцировать ситуаций, которые вызывают y ребенка страх (например, если ребенок боится , не стоит упорно включать мультфильм, где они встречаются).

4. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами, стремитесь переключать его внимание на положительные события.



5. Всегда хвалите ребенка, если он смог самостоятельно побороть свой страх (например, сходил в темную комнату за игрушкой).

6. Никогда не высмеивайте ребенка, какими бы абсурдными ни казались вам его страхи. Зная, что его переживания важны для родителей, ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Если ребенок начнет стыдиться своего страха и страх будет загнан вовнутрь, могут появиться вредные привычки: сосание пальца, грызение ногтей, онанизм и пр.

7. Не заостряйте внимание на том, что ребенок чего-то боится (например, не надо постоянно всем говорить, что сын – трусишка, потому что он всего боится. Такими высказываниями вы глубоко обижаете ребенка и подкрепляете страхи).

8. Чаще рассказывайте в игровой форме истории о том, как кто-то чего-либо боялся и смог свой страх пересилить. То есть у ребенка должны быть положительные образцы для подражания . (Лучше всего дети воспринимают истории про своих родителей в детстве.)

9. Никогда не запугивайте ребенка только потому, что он вас не слушается (будешь себя плохо вести – попадешь в больницу, заберет милиционер, выставлю тебя на улицу, съест тебя собака и пр.). Ребенок все принимает «за чистую монету» и пугается еще больше.

Не следует подвергать ребенка серьезным эмоциональным потрясениям с целью «перевоспитания». Чаще всего жестокие меры борьбы со страхом применяются родителями к мальчикам, ведь «настоящий мужчина» должен быть смелым и сильным.

Отец решил перевоспитать боязливого сына. Воспользовавшись отъездом жены в командировку, он вечерами оставлял 6-летнего ребенка одного, запирая его на ключ. Мальчик включал телевизор и ждал отца. Если звонили в дверь, он прятался под кровать. Однажды перегорели пробки. Отец, как назло, задержался, и ребенок в полной темноте ждал его под кроватью, боясь даже плакать, чтобы не выдать себя. Когда отец вернулся, исправил и включил свет, извлек из-под кровати сына, мальчик молча уснул у него на руках, но во сне метался, порывался бежать, просыпаясь, не узнавал отца. Утром он не смог заговорить и молчал три дня — столь сильно было выражено заикание. Пришлось бороться с нарушениями речи, с паническим страхом темноты, одиночества. Ребенок ни на шаг не отпускал от себя мать. Пришлось лечить и отца, у которого возник страх за сына.

11. Никогда не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке , когда возможно появление чего-либо неожиданного и пугающего. Дети всегда боятся того, чего не знают, o чем y них нет информации. Малыши могут отказаться общаться c вашими друзьями, потому что не знают их, часто отказываются от незнакомой еды, даже будучи голодными и т. д. Известно, что правильнее всего, чтобы маленький ребенок познавал мир вместе c родителями, тогда он будет чувствовать себя в безопасности.

Начиная c раннего возраста , малыши начинают задавать множество вопросов: «Кто это? Что это? Он не страшный? Он не кусается? » Получив yтвердительные ответы, ребенок успокаивается. Если сведений о новом и неизвестном нет, дети начинают домысливать и пугаться.

B 4-5 лет звучат первые вопросы, связанные c более внимательным изучением окружающего мира: «Почему он бегает? Почему гром гремит? » и пр. Таким образом, ребенок, развиваясь интеллектуально, избавляется от большей части возрастных страхов. То есть, когда мышление ребенка становится более критичным, логичным, он может и сам объяснить многие непонятные ранее явления.

Эмоция страха уже поддается управлению разумом. Однако встречаются дети, которые по умственному развитию опережают своих сверстников, и именно их чрезмерно подробные обширные познания могут стать причиной появления страхов (вспомним пословицу «Меньше знаешь – крепче спишь »). Так, ребенок в 7 лет может демонстрировать прекрасную эрудицию по различным вопросам, например отлично разбираться не только в марках автомобилей, но и знать преимущества и недостатки каждой из моделей. Такой ребенок может начать беспокоиться и бояться за родителей, если те ездят на машине, y которой центр тяжести смещен вследствие нахождения тяжелого груза на крыше машины, и на крутом повороте она может легко перевернуться.

12. Если ребенка беспокоят кошмары и он пpocыпaeтcя в испуге, подойдите, успокойте его, объясняя, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, нельзя. Резкий выход из глубокого сна может сильно напугать ребенка, нарушить нервное равновесие. Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и вину за неудачи.

Как научить маленького человека ничего не бояться и верить в себя?

1. Высказывать свое мнение

Сильная мама ведет себя с ребенком честно и откровенно. И от него ждет того же. Она учит высказываться, выражать свое мнение, анализировать свои мысли и чувства - и смело говорить об этом.

2. Учиться думать самостоятельно

Сильная мама не указывает ребенку, что он должен думать по тому или другому поводу, она учит, как думать. Собирать информацию, учитывать разные точки зрения - и делать из этого свои выводы. Она не пугается неудобных вопросов и сложных тем. Не наказывает за ошибки и неудачи. Без этого невозможно ничему научиться.

3. Ценить образование

Она настаивает на важности образования, которое открывает столько дорог. Причем образование в ее понимании - это не просто дорогая школа и высокие оценки, это развитое мышление и воображение, широкий кругозор, умение грамотно выражать свои мысли.

4. Преодолевать себя

Самая большая победа человека - победа над собой. Неважно, сколько было провалов и неудач, главное - продолжать идти. Сильная мама обязательно поддержит стремление ребенка стать лучше, справиться с недостатками - она хочет, чтобы ребенок не боляся трудностей и учился быть самостоятельным.

5. Финансовая независимость

Сильная женщина - независима и самодостаточна. Такими же она стремится видеть и своих детей. Умение зарабатывать, распоряжаться финансами и добиться финансовой автономии - это важное условие выживания в социуме. И один из главных приоритетов сильной мамы.

6. Быть тем, кем хочется

Сильная мама не ломает личность ребенка. Носить то, что хочется, красить волосы, как нравится, выражать себя через украшения - это его право. Путешествия, новые увлечения, интересные знакомства, новый необычный опыт - этого не надо бояться, это то, в чем мама охотно поддержит своих детей.

7. Испытывать эмпатию

У сильной мамы хватает мудрости и любви, чтобы принимать не только ребенка таким, какой он есть, но и не отталкивать его друзей, тех, кто входит в его жизнь в разные периоды. Быть добрым и понимающим, сопереживать и выражать сочувствие - она учит этому на своем примере.

8. Дорожить близкими

Дружба, семья, взаимопонимание с близкими - это базовые ценности для сильного человека. Не только дети нуждаются в родителях, но и родители в детях. Сильная мама обязательно сделает акцент на взаимном доверии, щедрости, готовности помочь и умении прощать.

9. Принимать обстоятельства - или менять их

На чем сильная мама не зацикливается, так это на критике и неприятии. Тот, кто умеет учиться и наделен гибким мышлением, сможет принять большинство житейских ситуаций. Жаловаться - последнее дело. Либо ты действуешь в предлагаемых обстоятельствах, либо меняешь их.

10. Отстаивать независимость

Сильная мама поощряет умение принимать решения и не искать опоры и одобрения у других. Мыслить независимо, решать независимо и самому нести ответственность. Тогда из ребенка вырастет сильная личность, которая ничего не боится и сумеет помочь другим, как мама помогала ему.

Что делать, если ребенок боится ? Тема сегодняшней статьи «Детские страхи : причины, последствия и как побороть».

Если ребенок боится… Детские страхи: причины, последствия и как побороть.

Детские страхи — естественная реакция на познание окружающего мира. Маленький ребенок еще беспомощен, у него совсем немного жизненного опыта. Его могут испугать раскаты грома, лай собак, внезапное отключение света в квартире· и многое другое. К проявлениям детских страхов надо относиться спокойно, но не игнорировать их. Ребенок не должен оставаться со своими страхами наедине, он нуждается в поддержке и помощи.

Обычно в три-четыре года дети начинают бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Если ребенок боится засыпать в темноте, посидите с ним перед сном, расскажите ему веселую, добрую сказку или какую-нибудь забавную историю. Положите в кровать его любимую игрушку. Пусть он засыпает с включенной настольной лампой или ночником. Детские страхи ни в коем случае не нужно усиливать. Если ребенок боится темноты или остаться один в комнате, нельзя подвергать его «закаливанию», например, запирать одного в темном помещении, чтобы «привыкал». Таким отношением вы можете травмировать психику малыша.

По мнению психологов, ·детские страхи нельзя считать капризами и нельзя за них наказывать. Не называйте ребенка трусом, не высмеивайте. То, что взрослому кажется пустяком, ребенком воспринимается совсем по-другому. Ребенок должен чувствовать, что его понимают. Объясните ему, что такие же страхи свойственны и другим детям, успокойте, скажите, что ему ничто не угрожает, что вы всегда будете рядом. Проявляйте максимальное сочувствие к его состоянию.

Вообще с маленькими детьми надо больше смеяться, шутить, отвлекать их от невеселых мыслей. Не следует говорить, что за ним придет Баба Яга или еще какое-нибудь чудовище. Замечательный русский публицист, автор многих статей на педагогические темы Николай Васильевич Шелгунов (1824-189 гг.) писал о том, что нет ничего хуже, чем запугивание детей домовыми, волками, ведьмами. «Чувство страха , вытекающее из чувства самосохранения, конечно самое могущественное чувство, — отмечал он «Письмах о воспитании», — и оттого-то им нужно пользоваться не только с крайней экономией, но что еще важнее, направлять его в верную сторону».

Родителям надо бережно и осторожно учить детей преодолевать страхи:

1. Например, можно использовать игровые методы коррекции. Известно, что лучший способ избавиться от переживаний — выразить их. Детские психологи в качестве «лекарства» от страхов рекомендуют рисование. Дети любят рисовать и охотно исполнят вашу просьбу. Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Потом этот рисунок разорвите на мелкие части и выбросите со словами: «Вот так мы поступили с твоим страхом!».

В рисунке страх во многом уже реализован как нечто произошедшее. Выражая свои негативные эмоции на бумаге, ребенок станет постепенно освобождаться от страха.

2. Возможен и другой вариант — сделать страх смешным, нелепым. Например, «надеть» на нарисованного монстра забавную панамку и огромные галоши, на Бабу Ягу — веселенький сарафанчик с рюшками и оборками, а волку пририсовать поросячий хвостик. Страх надо лишить ореола могущества.

3. Детские страхи можно побеждать и с помощью проигрывания ситуаций. Если малыш боится идти в поликлинику — возьмите игрушечного мишку, зайца, слоненка, куклу и поиграйте в поликлинику. Можно предложить ребенку сочинить сказку, в которой он будет смелым и добрым героем, побеждающим зло. Такое сочинение поможет ему почувствовать себя увереннее, сильнее.

Ночные страхи

Иногда у детей бывают ночные страхи. Ребенок может проснуться среди ночи, заплакать, закричать. Причиной ночных страхов часто становятся различные устрашающие впечатления, особенно если у ребенка они были перед сном. Поэтому не рассказывайте детям на ночь страшные истории, и, конечно, совсем недопустимо, чтобы они смотрели вечером фильмы — «ужастики».

Возникновению ночных страхов у детей могут способствовать и вечерние скандалы родителей. Когда ребенок начинает ходить в школу, у него появляются новые, так называемые «школьные» страхи. Он боится не соответствовать ожиданиям родителей, боится опоздать в школу, не ответить на уроке, боится насмешек одноклассников. В этот ответственный период к ребенку необходимо проявить максимум внимания, помочь снять страхи.

Детские страхи в основном имеют временный характер, и они быстрее проходят там, где ребенок окружен любовью и заботой, где с ранних лет в нем уважают личность. Но бывает, что страхи становятся навязчивыми. Если у ребенка наблюдаются постоянная повышенная тревожность, проблемы в освоении новых навыков, тики, навязчивые в освоении состояния новых следует обратиться к специалисту.

Что же может провоцировать и усиливать детские страхи?

Фильмы и мультфильмы, где действуют агрессивные герои. Дети очень впечатлительные и герои, олицетворяющие зло, могут вызывать у них чувство страха. Многие современные западные мультфильмы — типичные боевики. Они наполнены жестокими сценами, в них звучит грозная музыка, раздаются истошные крики. Под воздействием таких мультфильмов у ребенка может формироваться мрачная, угрожающая картина мира.

Конфликтные отношения между родителями. В семьях, где взрослые часто ссорятся, дети растут нервными, пугливыми, они более подвержены тревогам, чем те которые воспитываются в спокойной, благоприятной обстановке.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей, когда детей наказывают даже за малейшие провинности. Если ребенка принуждают делать то к чему он не готов, не считаются с тем, что он устал или расстроен, постоянно повторяют: «Не так, переделай, опять плохо» — у ребенка развиваются страхи порицания и наказания. В такой семье ему не хватает тепла и доброты, и это может привести к тому, что он будет чувствовать себя незащищенным перед любой опасностью.

Излишняя тревожность и мнительность родителей отрицательно влияют на детей. Если родители всего боятся, то и детям эти страхи будут передаваться. Ребенок может превратиться в маленького «человечка в футляре», который боится и дождя, и ветра, санок, и качелей. Если же взрослые в семье оптимистически относятся к жизни, то и ребенку легче избавиться от страхов .

Конечно, разумную осторожность у детей надо воспитывать, более того, их необходимо предупреждать о возможных опасных ситуациях. Ребенок доверчив, вряд ли это детская доверчивость можно ставить ему в вину. Но детская доверчивость может привести к трагедии. Очень важно, не подорвав веру ребенка в доброту мира, научить его видеть и распознавать реальную опасность. Всеми возможными способами объясняйте сыну или дочке, что бывают и плохие взрослые, общение с которыми грозит бедой. Для начала подойдут и сказочные персонажи, потом используйте жизненные примеры. Долг родителей — объяснить ребенку, как надо вести себя с незнакомыми людьми, как избежать возможного нападения.

Несколько правил личной безопасности ребенка:

Избегай безлюдных мест: пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

Не гуляй до темноты.

Не отправляйся один в дальние поездки.

В людных местах держись поближе к родителям, не отходи и не отбегай.

В определенные часы по мобильнику созванивайся с родителями.

Не открывай дверь никому, кроме своих домочадцев.

Не входи с незнакомыми людьми в лифт.

Никогда не садись в чужую машину, что бы тебе ни обещали.

Ничего не бери у незнакомых людей.

На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» — и непременно уходи. Расскажи об этих предложениях родителям.

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу — громко кричи, зови на помощь, вырывайся и убегай.

Проявляйте бдительность, если вы заметили рядом с ребенком подозрительного человека — не оставайтесь безучастными. Простой вопрос: «А ты знаешь этого дядю (тетю)?» — может спасти ребенку жизнь.

Мы с Вами поговорили о том, что делать, если ребенок боится . Рассмотрели причины и последствия детских страхов , если с ними не работать.

Любви Вашей семье, радости, взаимопонимания и «правильных страхов».

Не забывайте писать комментарии:)

Подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Украина» №7/79 2013 (www.zoj.com.ua).

(Visited 1 781 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Мамы некоторых малышей замечают, что их дети с раннего возраста упорно боятся многих вещей. Один ребенок боится купаться, другой – оставаться в одиночестве, третий боится темноты, четвертый – посторонних людей. Но чаще всего эти дети боятся всего вместе. И если взрослые страхи нам самим кажутся обоснованными, понять причину детского ужаса порой непросто.

Какие-то мамы пожимают плечами: «Перерастет». Другие не церемонятся и жесткими методами пытаются «выбить дурь» из детских голов. А третьи озабоченно ищут разные методики, которые могли бы помочь малышу преодолеть свой страх.

Последним и адресованы рекомендации психологов, которые пытаются научить мам бороться с детскими фобиями. Способны ли эти советы «излечить» испуганного малыша?

Едва ли. Если ребенок боится спать один, то, сколько ни пытайся уговаривать его не бояться, сколько ни подсовывай ему мягких игрушек и сколько ни оставляй включенный ночник, страх не пройдет . Впрочем, об этом поподробнее.

«Самый разумный способ избавить ребенка от страха темноты – оставлять включенным свет в его комнате»

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, страх темноты (как и остальные страхи вообще) испытывают далеко не все люди. А только те, кого природа наградила зрительным вектором. Он наделяет человека способностью испытывать яркие и сильные эмоции, которые помогают ему выполнять его видовую роль. Страх – в их числе. С его помощью первобытный человек со зрительным вектором спасал жизнь себе и своей стае – от врага или зверя, которых он видел намного раньше, чем его соплеменники.

Времена изменились, но данные природой свойства остались . И если ребенок боится темноты, одним лишь включенным ночником с этим не справиться. Дело в том, что страх темноты связан с главным зрительным страхом – страхом смерти . В темноте ребенок чувствует себя беззащитным, бессознательно чувствуя вокруг опасность: зрение, которое может спасти и обеспечивает ему жизнь, при отсутствии света не «работает». А бурное воображение, которым наделила природа маленьких «зрительников», услужливо дорисовывает ночных монстров и прочую нечисть.

Включенный ночник

Ночник лишь отодвинет проблему, но не сможет воздействовать на механизмы появления страха. Есть большая вероятность, что ребенок и в более взрослом возрасте будет спать только при включенном свете, и плюс ко всему обрастет новыми фобиями.

Почему, например, ребенок боится оставаться один дома? Потому что он боится за свою жизнь – боится несуществующих монстров и опасного одиночества, которые он бессознательно воспринимает как угрозу своей жизни.

Что делать с такими страхами? «Лечить». Точнее, использовать знания, которые дает системно-векторный психоанализ , и воспитывать в ребенке способность сострадать, сочувствовать и сопереживать . В процессе такого воспитания страх выталкивается наружу и больше не беспокоит малыша. Даже если ребенок боится всего на свете.

«Страх перед чужими людьми у детей проходит к полутора годам. Если ребенок пугается клоунов, аниматоров и чужих взрослых, уведите его в сторонку и успокойте»

А если ребенок боится других детей и взрослых в более старшем возрасте? Если у него это не прошло, а, наоборот, развилось в социофобию? Что тогда?

Это еще один страх зрительного вектора, который мог закрепиться и в раннем возрасте. Причиной этого может стать гадкое слово, брошенное сверстником в адрес такого ребенка; случайно подслушанный разговор родителей (в котором ребенка осуждают или дают ему негативную оценку); неблагоприятная обстановка в семье (где мать с отцом часто ссорятся) – и так далее. В итоге ребенок боится людей и чувствует себя неуверенно.

Что с этим делать? Можно сколько угодно рассказывать такому ребенку, что он самый лучший, самый любимый и прекрасный малыш на свете. И он вам на время даже поверит. Но как только ситуация, вогнавшая его в страх, повторится, социофобия захлестнет его с новой силой.

Если ребенок боится чужих, и масштабы этого страха превышают проявления разумной осторожности, нужно срочно развивать его природные свойства . И развивать должным образом – через сочувствие, сострадание и любовь. Иначе страхи разрастутся в детской душе, как паутина, а вы не придадите этому значения, считая свое чадо образцом тонкой душевной организации.

«Если ребенок боится воды, исключите купания, обмывайте его в тазике или протирайте влажным полотенцем – до тех пор, пока ребенок не забудет свой страх»

Хорошо вам, бесстрашным взрослым, так рассуждать! Если ребенок боится мыть голову, а вы решили просто избавиться от ванны, на время это, конечно, поможет. Но только лишь до новой встречи с водой.

Страхи уйдут легко

У детей со зрительным вектором страхи уходят только при правильном развитии. Если ничего не делать в сторону этого развития, страх никуда не денется . Более того, он усилится и «расплодит» новые фобии на любой вкус и цвет. Ребенок боится горшка? Получайте новый страх, «выросший» из предыдущего. Он боится своих игрушек, домашних животных и соседских детей? Поздравляем, страхи успешно плодятся и множатся.

Правильное развитие не подразумевает проведение каких-то особенных, сложных мероприятий по развитию чувственности у вашего ребенка. Здесь не нужно делать магических ритуалов или заговоров. Это всем доступные и понятные действия: максимум общения со своим ребенком (столько, сколько нужно этому маленькому эмоциональному «троглодиту»); чувственное развитие при помощи добрых сказок, мелодичных песен, музыки, затем – за счет чтения сострадательной детской литературы, вызывающей у малыша целительные слезы сочувствия; общение с живой природой.

Следите за тем, чтобы ребенку хватало родительской любви, чтобы у него не было желания создавать эмоциональные связи с кошечками-собачками в ущерб связям с людьми . Если он уже просит вас завести ему питомца, это признак нехватки маминого внимания. Ходите с ним в зоопарки, прививайте навыки заботы и давайте ребенку возможность только «на расстоянии» устанавливать зрительные связи с животными. И старайтесь больше времени проводить со своим малышом.

Статья написана по материалам тренингов по Юрия Бурлана

Почему малыши боятся других ребятишек и избегают контакта со сверстниками в детском саду и на игровой площадке? Как бороться с проблемой.

Детское стремление дружить и играть со сверстниками воспринимается как норма, поэтому, когда малыш избегает других детей, родители очень расстраиваются. На все расспросы мама и папа чаще всего получают ответ: «Я боюсь». Эта фраза не всегда отражает реальный страх, это просто привычное слово, с помощью которого малыш описывает тот дискомфорт, который он испытывает в детском обществе. Ситуация, когда ребенок боится других детей не редкость, в ней нет ничего страшного, если вовремя помочь малышу.

Насколько важно общение с другими детьми

Ближе к трем годам проблему уже трудно игнорировать, так как от ребенка в этом возрасте ожидают активного взаимодействия. Ситуация усугубляется, если малыша нужно отдавать в детский сад: неизбежный стресс от расставания с мамой усиливается нежеланием быть рядом с другими детьми.

Может, и не стоит пока мучить ребенка – на площадку не идти, а детский сад, по возможности, отложить? На время, возможно, это будет верный выход, но к контактам с детьми надо стремиться. С коллективом сверстников у трехлетки связан новый виток развития:

  • малыш учится выстраивать взаимодействие, независимо от взрослых и без их руководства;
  • принимает самостоятельные нестандартные решения, так как реакция сверстников непредсказуема;
  • испытывает самые яркие эмоции в спонтанной детской игре.

Общение со взрослыми не сможет дать столь бесценный опыт. Получается, что «неконтактный» малыш лишен радостей познания и развития в одном из направлений.

Как вырастить «контактного» ребенка

Конечно, лучше появление проблемы установления контакта с другими детьми предупредить. Для этого надо рано выводить малыша «в свет». С года, когда ребенок только начинает делать первые шаги, высаживать его на площадке из коляски, обращать внимание на знакомых детей, рассказывать, что делают другие детки, а в песочнице учить, как меняться, делиться, проговаривая за ребенка те фразы, которые он потом скажет сам.

Хоть дети и не общаются по-настоящему в этом возрасте, но учатся быть в компании, на близком расстоянии, играя сами по себе.

Табу для родителей: чего нельзя делать, если у ребенка проблемы с общением

Бывает так, что пропедевтика не сработала, или проводить ее уже слишком поздно. Страх уже сформировался – маленький человек игнорирует детей или, в худшем случае, совсем отказывается заходить на площадку. Корректировать такое поведение нужно очень мягко и постепенно, есть вещи, которые нельзя делать ни при каких условиях, иначе вы добьетесь обратного результата:

  1. Нельзя делать акцент на проблеме и противопоставлять неконтактного ребенка другим, хотя и очень хочется объяснить странное поведение малыша, в стиле: «Не обращайте внимания, Ваня у нас на всех деток так реагирует! Он не хочет играть с другими, боится!» Малыш все понимает, вербальная граница, которую мама ставит своими словами, еще больше отделяет его от детского коллектива.
  2. Нужно воздержаться от того, чтобы насильно подталкивать ребенка, который боится других детей, к общению, например: «Хватит ходить за мной, иди к ребятишкам и играй!», так у малыша возникает только отрицательная мотивация, связанная с общением.
  3. Не стоит создавать негативный образ других малышей, даже если произошел конфликт. Высказывания в стиле: «Здесь все дети злые и шумные, пойдем лучше на другую площадку!» не стимулируют ребенка к дальнейшему общению со сверстниками.

Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх

Чаще всего у боязни есть причины, которые по отдельности или в комплексе влияют на мировоззрение ребенка. Выявив почему ребенок боится других детей, можно мягко скорректировать поведение малыша, открыв ему новый мир детского сообщества.

Это требует усилий и последовательности со стороны родителей, но оно того стоит, ведь малыш станет счастливее, увереннее в себе, его мир наполнится новыми красками. Вот самые распространенные проблемы, из-за которых трехлетка плохо идет на контакт со сверстниками, избегает взрослых и и педагогов.

Проблема узкого круга

Нередко ребенок боится других людей, потому что семья ведет очень замкнутый образ жизни – гостей почти не бывает, близких родственников с детьми нет. Иногда узкий круг общения связан с особенностями характера родителей, но чаще уклад семьи меняется с появлением малыша – на каком-то этапе младенец начинает панически бояться чужих или очень тяжело болеть, родители закрывают дом почти для всех, пытаясь оградить любимое чадо от незнакомцев и лишних инфекций.

Папа и мама очень много времени уделяют наследнику, он растет умным и развитым, прекрасно общается со знакомыми взрослыми, но совершенно не знает, как наладить контакт с детьми, потому что они ведут себя по незнакомым ему правилам.

Такой ребенок чаще всего не доволен, когда на площадке много ребятишек, он играет сам по себе, а если кто-то появляется на той же лазалке или горке, то чаще всего ретируется. Он наблюдает за игрой других детей, может имитировать ее, наматывая круги по площадке, смеясь, что-то выкрикивая, как будто он со всеми.

При приближении другого малыша, пытающегося познакомиться, такой ребенок может отпрыгнуть, спрятаться за маму, завизжать, твердить что-то на тарабарском языке. При нарушении личного пространства, он может грубо оттолкнуть или стукнуть. Психологи говорят, что такая агрессия – первый признак выхода на общение, но пока в самой примитивной форме.

Как действовать в этом случае

1. Расширять круг

Родителям стоит расширять свой круг общения и создавать в семье культ дружбы. Для этого не надо кардинально менять свою жизнь, если папа с мамой этого не хотят, достаточно грамотно расставить акценты при общении с ребенком – чаще рассказывать про своих друзей, подчеркивать, как для вас важна дружба, устраивать короткие встречи.

Если папа отправился чинить машину с товарищем, то уместно объяснить, что дядя Леша – лучший папин товарищ, они всегда помогают друг другу, а встретились, когда были детьми, показать фото. Можно на минутку подойти и посмотреть, как они ремонтируют автомобиль. Каждое «Здравствуйте», сказанное мамой соседке расширяет не только ее круг общения, но и демонстрирует ребенку открытую коммуникативную позицию.

2. Посещать новые места

Если малыш боится других детей, надо чаще выбираться в новые места, где будет шанс встретиться с другими ребятами. Однако шумные развлекательные центры или магазины с большим скоплением людей для этой цели не подходят, лучше выбрать детскую библиотеку, где все ведут себя очень спокойно, можно посидеть за столом с другими ребятами и почитать книгу.

Также можно разнообразить свой досуг посещением зоопарка, мини-фермы, музея, игровой комнаты (в те часы, когда там мало детей), развивающих занятий с маленькими группами.

3. Учить общаться с помощью игрушек и ролевой игры

Если ребенку трудно наладить контакт, его надо научить, но не как на уроке, а в интересной ролевой игре отрабатывать самые популярные ситуации (знакомство, в гостях, обмен, очередность в игре) и речевые клише – например, «Привет! Как тебя зовут? Давай вместе играть в машинки (бегать, прыгать)» Ребенок даже не должен почувствовать, что его чему-то учат.

Можно построить игровую площадку из кирпичиков, пусть Зайка или другой персонаж придет на площадку, преодолеет свой страх и со всеми познакомиться. Ребенку легче общаться, если говорит за игрушку. Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить: машинку приезжает в гараж и предлагает всем по очереди ездить наперегонки, в зоопарке появился новый зверь, но у него пока нет друзей.

4. Найти верного товарища

Если ребенок боится общаться с другими детьми, ему нужно очень много времени, чтобы привыкнуть и перестать нервничать в присутствии ребятишек. Следовательно, лучше найти постоянного товарища для прогулок, а не бегать с площадки на площадку, мотивируя сына или дочь к общению с совершенно незнакомыми ребятами.

В друзья необщительному ребенку подходит спокойный недрачливый сверстник. Когда знакомство состоялось, надо стараться чаще гулять вместе, придумывать для малышей совместные спокойные игры – на первых порах, с участием родителей.

С гостями не стоит торопиться, вначале лучше зайти к друг другу на минутку по делу или с какой-то интересной целью – что-то занести или посмотреть морскую свинку. Потом можно устроить короткий визит. Когда малыш будет принимать гостя на своей территории, надо старательно подготовить место для игры – отобрать вместе игрушки, которыми он готов делиться с другом, лучше, если гость тоже принесет что-то для обмена.

Мамам нельзя уединяться на кухне с чашечкой чай, в первый визит лучше быть рядом с детьми во время игры, чтобы предупредить конфликтные ситуации и использовать драгоценный шанс на подготовленной почве отработать ситуации, возникающие при общении между детьми – обмен, приглашение к игре и т.п.

5. Выступить инициатором детской игры

Если ребенок боится играть с другими детьми – бегает вокруг, интересуется, а контакта нет, то психологи рекомендуют маме самой вступить в игру с другими детьми. При этом нельзя противопоставлять малыша всем остальным («Тогда я буду играть с Ваней и Сашей, а ты стой один»), достаточно сказать – «Давайте играть вместе» и начать простую игру, которая нравится вашему ребенку.

Например, мама называет зверей, а малыши их изображают, или мама мелком рисует полосу препятствий – кружочки, извилистые дорожки, а дети по очереди ее преодолевают. Когда малыш видит, как другие детки делают то же, то нравится ему, что они на него похожи, он перестает бояться. Для первого знакомства лучше не выбирать такие игры, как прятки или пятнашки: в первом случае малыша могут случайно ударить или уронить, а во втором он вынужден будет далеко отходить от мамы, такие моменты могут только усугубить ситуацию.

Проблема негативного опыта общения

Отрицательный опыт, полученный в ходе общения с другими ребятами, может надолго сказаться на детской психике. Например, ребенка обидели на площадке – ударили, отобрали машинку, и теперь он со слезами отказывается туда идти; или ребенку постоянно приходится долго ждать, когда его любимые качели освободятся, плюс играющие не захотели меняться с ним машинками – в результате, малыш обходит площадку стороной со словами: «Занято!», если видит, что там есть другие малыши.

Иногда родители даже не догадываются о скрытых причинах боязни людей, например, после визита родственников малыш отказывается общаться с детьми, хотя никто его не обижал. Оказывается, кузены и кузины без спроса взяли его конструктор и машинки, все разобрали и переставили. Для родителей, это пустяк, а для малыша – это поругание его маленького мира.

Что следует делать

1. Сочинять психологические сказки

Очень хорошо помогают пережить отрицательный опыт психологические сказки. Такие произведения бесценны для анализа конфликтных ситуаций, так как они позволяют рассмотреть проблему как бы со стороны, не возвращаясь к собственному болезненному опыту, эти сказки подходят и для коррекции поведения.

Есть очень много готовых произведений такого рода, но лучше сочинить сказку самой по горячим следам и рассказать в спокойной обстановке перед сном, нежно обнимая малыша, или перед прогулкой, если надо сделать какие-то акценты.

Сказка будет про ребенка, который очень похож на вашего сына или дочку. В ходе повествования двойник малыша должен справиться со всеми трудностями, а обидчик, если таковой имеется, должен оказаться совсем нестрашным. Например:

«Жил да был мальчик, очень похожий на Петю, только звали его Петруша. Однажды Петруша с мамой отправился на площадку со своим новым самолетом. Вдруг подбежал какой-то мальчишка, схватился за самолетик и начал его вырывать. Вначале Петруша хотел заплакать, но потом глубоко вздохнул, сжал руку и просто ответил:

-Нет, это мой самолет!

Слова подействовали на хулигана, и он грустно отошел. Петруша огляделся и понял, что с этим мальчиком никто не хочет играть, потому что он умеет только отнимать. Петруша подошел к мальчику и сказал:

— Давай играть вместе. Я дам тебе поиграть мой самолет, а ты мне машину.

Мальчик очень обрадовался. С тех пор они стали друзьями».

2. Заменить отрицательный опыт на положительный

Если ребенок боится других детей и отказывается идти к ним, не надо настаивать. Постепенно болезненные воспоминания сглаживаются, и можно зайти на площадку на минутку, с определенной целью – покачаться на качелях, скатиться с горки, не настаивая на контакте с детьми.

В ходе этих коротких визитов нельзя оставлять ребенка без присмотра, оберегать, предупреждать конфликтные ситуации, показывать, что никто не заберет у него игрушку и не будет приставать, если он не захочет и выскажет это словами. Основная цель на этом этапе — поскорее заменить отрицательный опыт и эмоции на положительные.

3. Создавать позитивный образ других детей

Не сравнивать, а использовать любой шанс, чтобы рассказать о знакомых детях и маленьких родственниках, с которыми ребенок уже сталкивался или с которыми только предстоит познакомиться. Например, надевая подаренную родственниками курточку, можно заметить: «Посмотри, какую красивую курточку с машинкой тебе подарил Максимка, он ее носил, когда был таким, как ты, а теперь он уже большой, ходит в школу. Помнишь, как Максим играл с тобой в мячик?»

На площадке сразу обращать внимание на детей, рассказывать, что они делают, как им весело, подходить вместе к знакомым, здороваться, если ребенок не против. Такая практика поможет избежать и другой проблемы — .

Проблема низкой самооценки

Очень часто к ребенку предъявляются завышенные требования, его постоянно сравнивают с другими ребятишками. Маленький человек, слыша расстроенные замечания мамы, начинает верить в свою несостоятельность, не подходит к другим детям, думая, что они лучше, что у него не получится то, что делают остальные.

Иногда самооценка может страдать от независимых от родителей факторов – например, если у ребенка есть приличная задержка речи, малыш ощущает дискомфорт, потому что его не понимают другие, может замкнуться, начать избегать сверстников.

Есть родители, которые подспудно внушают малышу, что он ничего не может сам. Они все за него решают, в том числе, в детской сфере; на площадке мама не отпускает подросшего ребенка ни на шаг, она выбирает, на какой карусельке покататься и к какому мальчику подойти. В результате, мальчик или девочка постоянно ждет указаний, в таком контексте отношений с другими детьми не построить.

Что нужно предпринять

1. Повышать самооценку ребенка

Сына или дочь надо чаще хвалить особенно в присутствии других людей. Однако хвалить не просто так, а за выполненное дело. Для этого, на первых порах надо давать доступные задания, с которыми он обязательно справится. В ходе выполнения можно поддерживать словом («Еще чуть-чуть, я верю, что ты справишься») или дать короткую инструкцию («Отстегни липучку, и тогда рука вылезет из рукава»), но не вмешиваться – ребенок должен почувствовать удовольствие от дела, завершенного самостоятельно.

2. Использовать лестницу успеха

Психологи, знающие что делать, если ребенок боится других детей, советуют с попробовать лестницу успеха. Суть состоит в том, что ситуация, например, «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая персональная победа.

  • Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
  • Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
  • Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
  • Скажи «Привет» и улыбнись ребенку на площадке, которого ты не знаешь.

Каждый шаг обсуждается заранее, но в момент контакта мама не подталкивает любимого сыночка и не бранит, если он ничего не сделал, допускается лишь одобрительный мотивирующий взгляд и собственный пример. Если ребенок сделал маленький шажок, то дома мама вспоминает о смелом поступке малыша, делает акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку, не скупится на похвалу.

3. Совершенствовать навыки ребенка

Ребенок лучше идет на контакт с другими детьми, если он чувствует, что он будет среди них успешен, поэтому родителям нужно развивать малыша в разных направлениях — учить лазать, прыгать, ловить мяч. Мальчик с большой охотой полезет на лазалку с другими детьми, если он хорошо это умеет делать; не испугается погонять мяч с мальчишками, если это для него привычное действие.

Если родители познакомят свое чадо с простыми играми – «Съедобное-несъедобное», «Светофор», прятки, пятнашки, «Белки на дереве», различными ролевыми играми, то ребенок не будет чувствовать неуверенность и страх от того, что он незнаком с тем видом деятельности, в который вовлечены остальные дети.

Перед детским садом лучше научить трехлетку элементарным навыкам самообслуживания – есть ложкой, одеваться; воспитатели обычно ставят в пример деток, которые это умеют делать, другие дети будут смотреть на вашего малыша с уважением, а он будет чувствовать себя увереннее в детском коллективе.

4. Давать возможность проявлять инициативу и принимать решения

Необходимо выделить из повседневной жизни те моменты, в которые ребенок может проявить инициативу – например, выбрать, чем заниматься после обеда, на какую площадку пойти и что там делать. Вначале выбор может быть между несколькими опциями, чтобы облегчить малышу задачу.

Проблема раннего детского аутизма

Есть малыши, которые полностью отгораживаются от внешнего мира, это состояние называется ранним детским аутизмом (РДА). Такой ребенок с младенчества не тянется к маме, не смотрит в глаза, предпочитает сидеть один, может часами выполнять одно и то же движение. Даже если поставлен такой серьезный диагноз, родительская любовь и терпение и систематические занятия с психологом значительно могут скорректировать поведение.

«Есть контакт!»

В одноименной забаве, чтобы выиграть, нужно установить мысленный контакт с другими игроками. Чтобы справится со страхом, такой же контакт должен быть между родителем и ребенком. Трудности в общении, которые испытывает малыш, — это не причина для паники, надо просто проявить эмпатию, быть на одной волне с малышом, выяснить в чем проблема и мягко помочь с ней справиться.

Только не надо слишком увлекаться, родители должны не забывать, что не все ребятишки активные и шумные, стремление малыша к уединенной игре может быть особенностью характера.