Броская магия стиля оп-арт. Стиль оп-арт в одежде "Радикальный шик" и стиль субкультур

Летний сезон – час-пик для модниц, ведь именно в это время можно позволить себе поиграть с образами, не ограничиваясь никакими запретами. Даже тем, у кого в офисе строгий дресс-код, позволительно вносить некоторые коррективы в форму одежды. В этом сезоне дизайнеры кроме блеска, цветочных принтов, спортивных мотивов и фовизма предлагают обратить свое внимание на абстрактное искусство. Оп-арт и калейдоскопические рисунки позволят поиграть с воображением окружающих!

Оп-арт часто путают с таким термином, как поп-арт. На самом деле разница существенная. Поп-арт – это массовая культура, это принты с изображениями известных лиц, это яркие краски и микс форм. Основателем этого модного направления был Энди Уорхол, который создал в технике «шелкография» всем известный портрет Мэрилин Монро. Оп-арт – это строгость линий и геометрические фигуры, раппортирование рисунков и сдержанные оттенки. А еще – «ломающие мозг» объемные 3D-эффекты. Носить такое решится только смелая женщина: недюжинное внимание окружающих в таком наряде обеспечено!

Происхождение термина оп-арт

Оп-арт – это сокращение от английского названия абстрактного вида искусства optical art. Другими словами, для создания одежды и образов в этом направлении используется принт с изображением повторяющихся геометрических форм, которые образуют оптическую иллюзию, создают эффект движущейся картинки, объема, выступающих или впадающих участков, выпуклостей. Интересный вариант, не так ли?

Возникло такое направление в 60-х годах прошлого столетия. Его основоположником считают Виктора Вазарели (Victor Vasarely). Картина этого художника-абстракциониста с изображением двух зебр в 1938 году стала началом новой тенденции в искусстве. Оптические иллюзии – обман зрения и мышления, стали активно использоваться художниками.

В 1966 году Ив Сен-Лоран подхватил креативную идею и перенес ее в моду. Использовали в то время оп-арт в своих коллекциях марка Hermеs, дизайнеры Мэри Квант, Андре Курреж, Лари Олдрич. Оптические принты завоевали симпатию любительниц моды, но спустя некоторое время поднадоели своей излишней креативностью, отошли на второй план и уступили дорогу другим тенденциям. Внимание к визуальным иллюзиям возобновилось уже в 2000-х годах. В прошлом сезоне оп-арт начал набирать популярности, этими летом и осенью он еще актуальнее!

Оп-арт в наши дни

Классический оп-арт – это ахроматика, сочетание черного и белого цветов. Впрочем, сегодня не редкостью являются и более яркие, контрастные принты с оптическими эффектами. В их число можно включить и калейдоскопические орнаменты. Повторяющиеся мотивы, пересечения, цветовые иллюзии, обман за счет игры с формами и размерами – характерные признаки направления оп-арт в моде. Геометрические линии принта сами по себе усложняют силуэт, так что одежда в этом стиле отличается упрощенным фасоном.

С чем носить вещи в стиле оп-арт? В идеале блузы и топы с оптическим принтом комбинируем с однотонными брюками и юбками, креативный иллюзорный низ по этой же логике – с простым верхом. Правила существуют для того, чтобы их нарушать – решили дизайнеры и предложили модницам сочетать разные оп-арт мотивы в одном образе (например, полоску и горох, ромбы и круги, плавные зигзаги и острые линии, полоску и калейдоскопические принты). Total op-art look тоже приветствуется.

Если полностью оп-артный образ – не Ваш вариант, добавьте одну-две тематические изюминки в свой look, например, туфли-лодочки с закручивающимися по спирали мысками или эффектную сумку в этом стиле.

В весенне-летнем сезоне на оп-арт мотивы обратили внимание многие дизайнеры. Завораживающую коллекцию представила марка Edun. Модели демонстрировали на украшенном в стиле оп-арт подиуме свободные брюки, легкие юбки, шорты и костюмы-двойки с витиеватыми узорами из треугольников, полос и квадратов.

Весьма интересные идеи можно подсмотреть в коллекции от Martin Grant: черно-белая геометрия, объемные юбки, элегантные силуэты. Выбор настоящих леди!

Интересную летнюю коллекцию представил на суд зрителей бренд . Тончайшие ткани плюс мелкая полоска – не совсем классический оп-арт, но «тепло», эффект от такого сочетания потрясающий. Легкие сарафаны, длинные полупрозрачные платья в пол, невесомые многослойные юбки-макси – идеальное решение для летних образов.

Оп-арт тенденцию в сезоне весна-лето 2014 поддержал и своей коллекцией платьев, брюк и комбинезонов с изящными зигзагами, завитками и волнами. Бренд Roccobarocco показал пальто, платья и брюки в мелкую цветную клетку, а также невероятной красоты пышные сарафаны-макси в полоску, – сочетания полоски и «разнокалиберного» гороха, Tegin – строгие платья с заломленными под разными углами прямыми, Viva Vox – задорную одежду с небольшими оп-арт вставками.

У Talbot Runhoff в коллекции появились безумно интересные костюмы и платья с мелким оп-арт рисунком, марка Raoul предложила принт с крупными зигзагами, бренд порадовал разноцветными геометрическими узорами и калейдоскопическими мотивами – выбираем, не стесняемся!

Optical art в разных интерпретациях есть и в сезонных коллекциях от ,
Внушительный список, не так ли? Если одну и ту же идею воплотили в жизнь столько дизайнеров, ее можно без сомнений заносить в список актуальных тенденций!

Вдохновляемся увиденным и создаем свои образы!

Фото: buro247.ru, vogue.ru, artnow.ru, class6a1130.ucoz.ru, zorya.org.ua, a549ok.blogspot.com, enfemenino.com, liveinternet.ru, marieclaire.ru, vvvision.com.ua, trendy.wmj.ru, lifestyle.ru.msn.com, wonderzine.com, karina-kartina.blogspot.com, israwoman.com, marinadicavu.com, modno-nemodno.ru,be-in.ru, kasjauns.lv, thecurvyfashionista.com, fringeassociation.com, andreajanke-accessory.blogspot.com, chicisimo.com, fashionburo.blogspot.com

Оп-арт (от английского понятия optical art) - создание посредством геометрических фигур иллюзии движения на плоской поверхности. При создании одежды стиль оп-арт используются яркие цвета контрастные между собой.

История появления

В 1938 году Виктор Вазарели представил свою картину «Зебры», которая стала первым культовым произведением в стиле оп-арт. Тогда же впервые новый геопринт стали использовать на сумках модного дома Hermes, но окончательную популярность стиль приобрел только в 1965 году, когда работы в нем были представлены в Нью-Йорке на выставке «The Responsive Eye».

В это же время на геометрический принт обратил свое внимание Ив Сен Лоран, который выпустил коллекцию коктейльных платьев прямого силуэта с яркими крупными клетками. У этих платьев был самый обычный и простой крой без рукавов и воротника. Название платья получили в честь вдохновителя - «Модриан».

За великим кутюрье последовали: создательница мини-юбок Мери Куант, Ларри Олдрич, Андре Курреж, - все они выпустили платья и аксессуары с необычными геометрическими принтами и формами в стиле оп-арт. Одновременно с выпуском коллекций этих дизайнеров, модные журналы стали печатать на своих страницах фото в одежде с узорами из квадратов, треугольников и ромбов. Геометрический принт в разных вариациях признали символом десятилетия.

В 2001 году произошло возрождение этого принта. Оп-арт в одежде появился на страницах французского Vogue. Через десять лет модельеры массово стали использовать этот стиль в одежде. Платья с геометрическими узорами были представлены всеми ведущими домами моды, а модельеры, работающие под брендом Луи Виттон, платья расшили ровными разноцветными камнями.

С чем и как носить одежду оп-арт?


Лучший способ выглядеть стильно - сочетать оп-арт в одежде с однотонными предметами гардероба. Так вы точно не перегрузите свой образ активными принтами и цветами.

Если вы обладаете от природы развитым чувством стиля, то можно грамотно миксовать разные геометрические принты в одном образе или надевать одежду оп-арт вместе с цветочными, ориентальными и анималистическими мотивами. Если вы хотите создать модный look с двумя геопринтами, то придерживайтесь правила одного цвета: оба предмета в гардеробе должны иметь хотя бы единственный общий оттенок.

Визуально такая одежда может скрыть практически любые недостатки фигуры, вытянуть силуэт и убрать лишние объемы. Чем проще будет скроена вещь, тем лучше она будет смотреться. При выборе одежды оп-арт необходима обязательная примерка. С ее помощью вы сможете оценить насколько хорошо смотрится образ.

Оп-арт (или оптическое искусство) - это течение абстракционизма, главным объектом которого являются оптические иллюзии, созданные с целью обмануть глаз зрителя. Это течение тесно связано с кинетизмом - направлением в современном искусстве, фокусирующемся на создании движения или его иллюзии.

Оп-арт использует главным образом геометрические фигуры, расположенные в четкой математической проекции так, чтобы создавалась иллюзия движения, глубины или колебаний. Первые работы в этом направлении создавались с использованием ахроматической палитры цветов (белый, черный и серый), которая позволяла добиться идеального контраста.

Принято считать, что основоположником течения является французский художник-кинетик Виктор Вазарели. Оп-арт также связывают с абстрактным экспрессионизмом, кубизмом и дадаизмом.

Исторический контекст

На протяжении многих веков художников интересовала теория восприятия цвета, формы и перспективы. Чтобы усовершенствовать технику живописи, мастера стали изучать оптические эффекты и иллюзии. Специфичность визуального восприятия стала основой импрессионизма, а интерес к геометрическим формам положил начало кубизму.

К середине XX века все эти интересы, подпитанные развитием психологии и беспрецедентным техническим прогрессом, вылились в новое течение. Шедевры оптического искусства создаются из абстрактных форм, находящихся в резком контрасте с фоном, таким образом, получаются эффекты, которые одновременно запутывают и стимулируют визуальное восприятие зрителей.

Самые первые выставки привлекли внимание широкой интернациональной публики. Многим посетителям казалось, что оп-арт является идеальным направлением искусства для современного мира с его новыми достижениями в технике, психологии, медицине, цифровых и телевизионных технологиях.

История возникновения оптического искусства

Впервые термин "оп-арт" был использован художником и писателем Дональдом Джаддом в критическом обзоре выставки Джулиана Станчика «Оптические картины». Новое название было быстро подхвачено Times - статья, посвященная этой же выставке, окончательно укрепила оптическое искусство как отдельное направление и наградила его звучным именем.

Несмотря на то что корни этого течения прослеживаются еще в первых теориях цветового восприятия, современный оп-арт возник под влиянием работ Виктора Вазарели, который одним из первых стал изучать оптические иллюзии, возникающие при определенном расположении фигур на холсте.

The Responsive Eye - апогей оптического искусства

В середине XX столетия серия международных выставок привлекла внимание к работам в таком стиле, как оп-арт. Вазарели и его идеи заинтересовали не только общественность, но и других художников, которые увидели в оптических иллюзиях смешение традиционного искусства и современных возможностей и интересов. В 1965 году в знаменитом Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) прошла выставка под названием The Responsive Eye. Среди представленных 123 экспонатов были не только работы Вазарели, многие другие представители оп-арта получили возможность показать публике свои оптические иллюзии. Среди них были такие художники, как Бриджет Райли, Франк Стелла, Карлос Крус-Диез и Хесус Рафаэль Сото.

Общее представление об оптическом искусстве

Представители оп-арта были заинтересованы возможностями человеческого глаза и зрительного восприятия, именно для этого они создавали разные композиции, позволяющие исследовать феномены оптического восприятия и реакцию зрителей. Такие эффекты, как комбинационные искажения, ослепление, остаточные изображения, используют точно просчитанное расположение форм, цветов, яркости и контраста, чтобы стимулировать человеческий глаз.

В основном художники оп-арта использовали ахроматическую палитру, мотивируя это тем, что чем сильнее контраст, тем четче иллюзия. Без использования контуров на черно-белых полотнах тяжелее всего определить, какой цвет является фоном. Однако цвет часто становился инструментом для создания оптических иллюзий, поскольку различные оттенки добавляют глубину изображению так же, как и контраст между оттенками различной интенсивности предлагает новые возможности для экспериментов.

Несмотря на странные и неожиданные эффекты, оп-арт полностью соответствует канонам высокого искусства, так как все классические полотна используют иллюзию глубины и пространственного изображения. Оптическое искусство расширяет традиционную иллюзорность, рассчитывая на психологические правила визуального восприятия.

Как создаются оптические иллюзии

Оптическое искусство (оп-арт) как отдельное движение опирается на физиологическую и психологическую связь между органом зрения (глаз) и органом восприятия (мозг и нервная система). Определенные узоры и геометрические композиции способны повлечь за собой разногласие между двумя этими органами, таким образом, создавая иррациональные оптические эффекты и иллюзии.

Эти эффекты можно разделить на две основных категории:

  • Иллюзия движения - вызвана специфическим расположением контрастирующих геометрических фигур. Эффект воспринимаемого движения легче всего создать, используя черно-белую палитру.
  • Остаточные изображения - заставляют мозг удерживать изображение и проецировать его на чистую поверхность сразу после того как взгляд зрителя покидает объект оп-арта. Такой эффект создается с помощью очень ярких и контрастирующих между собой цветов.

Оп-арт в искусстве

Критики считают, что корни оптического искусства происходят из геометрического абстракционизма, который тоже являлся порождением нового и быстро изменяющегося мира. Однако тенденция фокусироваться строго на визуальных и перцептивных эффектах говорит скорее о том, что большее влияние на стиль оп-арт оказали идеи мастеров барокко, которые затем объединились в технический прием, называемый «тромплей» (trompe-l’oeil). Его называют еще усиленной перспективой или обманкой.

Представители оптического искусства не отличались единым идейным порывом. Одни из них создавали перцептивные иллюзии в качестве эксперимента над человеческим восприятием, другие старались внести искусство в широкие массы, создавая новые, интересные и стимулирующие проекты. Многие художники, выполнившие шедевры оп-арта, не считали себя частью движения, и даже напрочь отказывались признавать его в качестве отдельного, самостоятельного направления.

Основные характеристики

Каждое художественное течение обладает уникальными, неповторимыми характерными чертами. Именно такие черты разделяют работы, принадлежащие кубизму, дадаизму и конструктивизму, вместо того, чтобы объединить их под одним общим куполом абстрактного искусства.

Оп-арт вылился в отдельное течение именно благодаря ряду уникальных характеристик:

  • Главная цель оптического искусства - обмануть глаз зрителя. Композиции построены так, что создается диссонанс между органом зрения и органом восприятия, в результате которого получается иллюзия движения или любой другой оптический эффект.
  • Из-за своих исключительно геометрических форм оп-арт является нерепрезентативным течением, то есть представители оптического искусства не стараются изобразить конкретные предметы окружающей их реальности.
  • Используемые элементы, среди которых цвет, формы и линии, изучены и просчитаны и создают композицию с практически математической точностью.
  • В оптическом искусстве для композиции одинаковое значение имеет как фон, так и первый план.
  • Главными техническими приемами для создания оптических иллюзий являются перспектива и точное сопоставление форм и цветов.

Оценка критиков

Апогеем оптического искусства стала Нью-Йоркская выставка The Responsive Eye. Она пользовалась невероятной популярностью у широкой публики, заинтригованной новым соотношением цвета и формы. Однако критики не удостоили работы и само движение особым вниманием.

Некоторые из художников и критиков, несмотря на новое сочетание науки и искусства, оказались ярыми противниками стиля оп-арт, мотивируя это тем, что выставка собрала работы художников, чьи цели и идеи настолько различны и противоречивы, что они не могут принадлежать одному течению.

Благодаря инновационным и комплексным визуальным эффектам оп-арт получил мгновенное признание публики, однако критики продолжали относиться к нему с недоверием и снисхождением, считая стиль несостоявшимся, мимолетным трендом, обреченным на полное забвение.

Оптическое искусство сегодня

Критики были частично правы относительно мимолетности оп-арта. После 1965 года стиль достаточно быстро растерял свой потенциал. Возможно, причиной тому стало отсутствие общих целей и идейной базы или молниеносный коммерческий успех оптических иллюзий.

Через много лет после апогея оп-арта его репутация продолжает быть противоречивой. Некоторые критики называют оптические композиции «щекотанием глаз», другие сравнивают поп-арт и оп-арт, проводя параллели и называя оптическое искусство абстрактным поп-артом. Сегодня такого рода иллюзии широко используются в индустрии моды, психологии и цифровых технологиях.

Оригинальный стиль оп-арт (op-art - сокращение от optical art - оптическое искусство) буквально взорвал моду, родившись из одноименного течения в живописи.

Стиль родом из 60-х

Чем характерны 60-е прошлого века? Пожалуй, главное - торжеством духа свободы и, как следствие, мини-юбками, синтетическими тканями и первой авангардной рекламой. Поэтому именно тогда родилось несколько нетривиальных стилей, которым суждено было перевернуть представления о моде. В то время появился и оп-арт. Отцом его был парижский художник Вазарели, который применял особую печатную технику многократного нанесения слоев краски, создавая трехмерное пространство с помощью оптической иллюзии. В основе оп-арта - линии, треугольники, квадраты, круги… затейливо переплетенные, рождающие новые формы.

Иллюзорный эффект принта

Кто-то категорически отрицал футуризм оп-арта, не приемля его «искусственности» и иллюзорности, но некоторые, наиболее смелые кутюрье всерьез заинтересовались столь необычным эффектом и воплотили его в своих работах. Андре Курреж, Мэри Куант, Ларри Олдрич охотно использовали оптический эффект новых принтов в своих моделях.

Яркая геометрия

Оп-арт прекрасно чувствует себя сегодня в молодежной одежде - взгляните на коллажи или изображения легенд стиля на майках, сумках. Яркая геометрия - любимая тема некоторых поп-звезд, да и мэтры, например Франко Москино, увлечены оп-артом. А вот в обычной жизни с ним надо поосторожнее. Достаточно одной-двух вещей или аксессуара с «иллюзорным эффектом», look в сплошном оп-арте хорош только для самых юных, стройных и смелых. Главное - не переборщить. Вот несколько моделей и образов от Burda в стиле оп-арт, которые внесут в ваш привычный гардероб яркую, эксцентричную нотку и подарят отличное настроение.

Сегодня можно найти самые разнообразные наряды, отличающиеся по фасону, стилю, крою и расцветке. Но одни из самых удивительных, это, пожалуй, те, что созданы в стиле оп-арт.

История оп-арта

Как модное направление оп-арт в одежде появился на грани 50-х — 60-х годов прошлого века и стал одним из новинок того времени. Название это сокращенное, полностью оно произноситься как «optical art» и переводиться с английского языка в прямом смысле слова – оптическое искусство.

Его суть лежит в том, что с помощью многократно повторяющихся геометрических фигур, создается эффект объема или движения на абсолютно плоской поверхности. Мы уже давно знакомы с такими рисунками, только никогда не думали, как они называются.

Сначала оп-арт использовался художниками. И, согласно историческим данным, основоположником его стал некий Виктор Вазарели, нарисовавший в 1938-м году свою легендарную картину «Зебры».

Первыми, кто решил использовать иллюзию в тканях стали американские дизайнеры. Благодаря новому подходу, они смогли создавать такие наряды, что визуально «выравнивали» фигуру, делая грудь и бедра более выразительными, а талию более тонкой.

Одним из них стал Ив Сен Лоран, использовавший крупные и в коктейльных платьях на осень-зиму 1965-1966 года. В наши дни оп-арт вернулся благодаря Vogue, опубликовавшему фотосъемку «Op position» в 2001-м году, где использовались именно оптические принты.

Современные художники способны создать такие рисунки, что ходят волнами под нашим взглядом или изменяют свою форму. Хотя если присмотреться, то вроде бы все осталось, как было и в тоже время, опять, кажется что, что-то изменилось. Интересный подход надо сказать.

Оп-арт в наши дни

Высокая мода никогда не стоит в стороне от подобных новшеств, а потому оп-арт в одежде можно было найти как в прошлом году, так и в этом. Причем он регулярно находил свое применение во множестве коллекций от самых известных марок. Так, геометрические формы пришлись по душе брендам Александр Маккуин, Анна Суи, Роберто Кавалли, Ив Сен Лоран, Клименс Рибьеро, Топ Шоп и многим другим.

Они широко использовали ромбы, треугольники, косые и прямые линии, а также плавные рисунки цветов и просто абстрактных форм. По поводу цвета, главным правилом здесь выступает сочетание контрастных и ярких цветов, так что одежда в этом стиле никак не может быть серой и неприметной. Самыми главными оттенками, конечно же, выступают черный и белый. Из них можно составить самые невероятные вариации.

В сезоне осень-зима 2012-2013 наряды этого стиля можно было увидеть в работах Rochas, Prada, Versus и Miu Miu.А чего только стоит взглянуть на весеннюю коллекцию одежды от Louis Vuitton на 2013 год, где главным рисунком стал с использованием черных, белых, желтых, зеленых, коричневых и других ярких цветов.

Правила выбора одежды в стиле оп-арт

Покупая одежду в стиле оп-арт, нужно понимать, что с ее помощью можно достигнуть более совершенного вида. Так, затемненные линии вдоль боков, визуально делают женщину стройнее, а горизонтальные линии по всей длине платья, могут превратить худую девушку с маленьким бюстом в довольно выразительную красавицу. Точно так же вертикальные рисунки позволяют казаться выше.

Очень хорошо использовать эту одежду и для полненьких девушек. Она может быть выполнена французским методом, который направлен на подчеркивание главных достоинств фигуры, или русским методом – призванным скрывать недостатки.

Но, формируя свой образ из таких нарядов, нужно быть предельно осторожной, чтобы выглядеть красиво, а не броско и неказисто. Для этого следует учитывать, что при наличии костюма, в котором и верх и низ содержит так называемые психоделические принты, аксессуары нужно выбирать монотонные и как можно более спокойные. Ко всему этому также подойдет клатч однотонного цвета и такая же обувь.

При желании можно даже сочетать два разных геометрических принта, главное, чтоб у них была одна цветовая гамма или одинаковые формы рисунков. Однако вполне возможно совместить оп-арт и с совершенно другими рисунками – анималистическими либо цветочными. В последнем случае важно, чтобы один из них был доминирующим, а другой дополняющим.

Вот такое интересное направление, которому обязательно нужно уделить внимание, если есть желание выглядеть красиво и необычно.