Английский стиль в одежде, традиции и современность. Национальный британский костюм

Подать заявку

Ваша заявка принята

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время

Закрыть

При отправке возникла ошибка

Отправить еще раз

Сейчас уже неоспорим тот факт, что моду диктует Англия . Лондон возглавляет рейтинг мировых столиц моды. Столица Англии ухитряется задавать стильные тренды, не теряя своего эксклюзивного самобытного стиля.

Style is a way to say who you are without having to speak.

Стиль – это способ сказать, кто ты есть, не произнеся ни слова.

~Рейчел Зои

При этом лондонская неделя моды признана самой новаторской среди крупнейших законодателей мод, именно сюда стремятся попасть дизайнеры-экспериментаторы, кипящие от неожиданных решений и ярких идей.

Лондонская неделя моды признана самой новаторской среди крупнейших законодателей мод.

В Англии можно было с большими шансами на успех попытаться определить род занятий человека, носящего котелок. В большей части Англии этот головной убор ассоциировался с профессиональной прислугой – дворецкими.

Классическое изречение «Мода меняется, а стиль – никогда» сегодня применимо, как никогда раньше. Все настолько привыкли к капризам и изменчивости моды, что заинтересовались индивидуальным стилем конкретных личностей, например блогеров, моделей, стилистов, дизайнеров и просто гостей показов.

Поэтому сейчас все стремятся попасть в объективы фотографов, чтобы стать признанным законодателем своего собственного стиля.

Мы же пройдемся по улицам старой доброй Англии, чтобы показать, что носит типичный британец , когда спешит на работу или отдыхает.

Уличная мода Лондона

Уличная мода – это совокупность образов, которые можно ежедневно наблюдать на улицах больших городов.

Английская уличная мода отличается простотой и удобством. Английский street-style включает в себя два направления – классика и умеренный панк .

Поэтому вы удивитесь разнообразию образов, пройдясь по улицам Англии. Много людей выбирают яркую одежду, а если это пастельные тона, то образ имеет множество деталей или аксессуаров.

Англичане не любят тратить много на одежду, препочитая выделиться из толпы ярким аксессуаром, таким как шарф, бижутерия или сумка.

Умеренный панк и классика.

Но главным отличием прохожих на улицах любого английского города от наших соотечественников – это одежда не по сезону легко. Объясняется такая легкость в одежде тем, что англичан приобщают к закаливанию еще с детства , к тому же, они уже давно привыкли к переменчивой и прохладной погоде в своей стране.

Какую одежду носят англичане

А теперь давайте посмотрим, что в основном носят англичане. Приглядевшись, можно выделить для себя основные моменты, характеризующие лондонскую уличную моду:

Шляпы (анг. hats)

Английская королева никогда не выходит на люди без шляпы. В Великобритании даже существует музей, посвященный шляпкам британской королевы.

Балетки (анг. flats)

Первым журналом, на обложке которого появились балетки, стал Vogue (1949г.).

Леггинсы (анг. leggings)

Леггинсы очень демократичны, поэтому их можно надеть как на вечеринку, так на работу или учебу.

Длинные майки (анг. outlet T-shirts)

Раньше этот предмет одежды был популярным среди женщин, теперь же их носят и мужчины.

Зонты (анг. umbrellas)

В Англии ХVІІІ века зонт был новинкой. Когда в 1772 г.человек появился на улицах Лондона со своим изобретением, лошади пугались, а прохожие смеялись над ним.

В Англии, в 19 веке носить зонтик под мышкой считалось дурным тоном. Хорошо воспитанные люди брали зонт посредине и носили ручкой вниз.

Плащи (анг. raincoats)

Носить плащ разумно в дождливую погоду; в солнечный осенний день он не особенно уместен. Сочетается классический плащ практически с любой одеждой, начиная от костюма и заканчивая джинсами.

В заключение

Мода в Англии безусловно яркий феномен, который может диктовать современному миру, как одеваться, что следует носить, а что нет. Английский стиль всегда изысканен, удобен и оригинален.

Россияне могут позволить себе одеваться в этом стиле, ведь большое количество английских брендов существуют и на территории России.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск.

История народного костюма

в Великобритании и России.

Работу выполнила:

Кавеза Яна

ученица 5 класса

Научный руководитель:

Мамедова Вафа Багадур кызы

Пуровск

1. Введение.
Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины. В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной? Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - народный костюм? Это была не просто одежда, а сказка. На уроках английского языка мы изучаем языковые аспекты, культуру и быт народов туманного Альбиона, их традиции и обычаи. Немного касаемся и традиционной одежды британцев, в основном на примере народного костюма шотландцев. Данная работа – исследование и сравнение народных костюмов нашей страны и костюмов частей Великобритании.
Цель

работы:
Исследовать особенности Русской и Британской народной одежды, ее эстетические достоинства, выявить, как в национальном костюме воплотилось понятие народа об идеальном облике людей своей нации.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить литературу, написанную на данную тему. 2. Проследить историю развития Британского народного костюма. 3. Выявить особенности костюма народов Великобритании. 4. Составить описание Русского народного костюма. 5. Рассмотреть элементы национального костюма двух стран.
Объект исследования -
народный костюм.
Предмет исследования
– Русский и Британский народный костюм.
Актуальность данного исследования
заключается в том, что изучая традиционные народные костюмы России, мы приобщаемся к культуре общества населяющего нашу страну, расширяем знания о национальной культуре страны изучаемого языка.
Методы исследования:
сравнительно-сопоставительный метод, синтез, анализ. 3

Практическая

ценность
исследования заключается в использовании материалов исследования непосредственно в процессе обучения английскому языку.
2. Народный британский костюм.
В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда. Некоторое подобие ее сохраняется сейчас лишь в стилизованных народных костюмах участников танцевальных и хоровых коллективов, членов национального общества народного танца. Большинство населения Великобритании носит в наши дни платье общеевропейского покроя. Но при всем при этом, в ней остаются и свои специфические для каждого народа черты. Часто употребляется выражение «английский стиль», «английский костюм». Для традиционного английского стиля одежды характерны элегантность, строгость и простота линий покроя, отсутствие лишних деталей и мелких украшений, мягкие, спокойные тона тканей; популярна одежда спортивного покроя. Сохраняются в Великобритании и некоторые профессиональные различия в одежде, в ее деталях. Рабочие, как правило, носят кепи, а докеры портовых городов, кроме того, имеют обыкновение повязывать на шею пеструю косынку; многие пожилые фермеры предпочитают носить давно вышедшие из моды костюмы-тройки и фетровые шляпы. Еще и сейчас в деловых кварталах Сити можно увидеть клерков, одетых по давней традиции совершенно одинаково: узкие брюки в полоску, черный пиджак, высокий белый воротничок, шляпа-котелок на голове, а в руках неизменный черный зонтик. В некоторых, преимущественно официальных случаях используется еще и средневековая одежда. Старинные костюмы надевают, например, члены королевской семьи во время коронационной церемонии и должностные лица парламента в дни открытия сессии. Судьи и адвокаты на заседаниях суда сидят в мантиях, а головы покрывают средневековым напудренным париком. Черные мантии на алой подкладке и четырехугольные черные же шапочки носят профессора и студенты старейших английских университетов. Королевская гвардия до сих пор носит форму XVI в. Несмотря на долгую историю и устоявшиеся традиции, англичане не имеют строгого национального костюма, но у них есть узнаваемая английская форменная одежда. Это, например, костюм бифитеров (Beefeaters- букв, «мясоеды») - расшитый золотом алый камзол, чулки и черная круглая шляпа с полями, который носят стражники лондонского Тауэра. Красные туники и шапки из медвежьих шкур королевской гвардейской пехоты. Чаще всего национальным считается костюм танцоров, которые исполняют танец моррис. Танец моррис – ритуальный танец, испокон веков исполнявшийся мужчинами в деревнях в летнее время. Считалось, что танец непосредственно связан с пробуждением земли. 4
Костюм танцора обычно состоит из белой рубашки, черных бриджей, зеленой жилетки, а также соломенной или фетровой шляпы. Магическими свойствами обладали колокольчики, которые обвязывали вокруг голени, а также цветы и ленты, украшавшие шляпу. Считалась, что данные аксессуары отпугивали злых духов и привлекали плодородие. Однако существует мнение, что национальным английским костюмом следует считать одежду англо-саксонских племен, которые жили в седьмом-восьмом веке н.э. на территории графства Кент. Мужской костюм состоял из светлых холщевых рубах, которые носились навыпуск и темных брюк, на поясе которых мужчины носили кинжал. На груди англо- саксонской мужской рубахи был глубокий вырез, стягивающийся шнурком, при этом шнурок зашнуровывался крест-накрест. Женский же костюм состоял из светлой холщевой рубахи с длинными полами, поверх рубахи женщины одевали подпоясанный женский кафтан, который не застегивался. Наиболее же верным изображением народного английского костюма можно считать костюм, состоявший из нескольких частей. Одной из основных частей женской одежды была широкая полотняная белая рубаха (smock) длиной почти до колен, с вшитыми широкими рукавами с ластовицами. Рукава не имели обшлагов, но у кисти суживались при помощи нескольких застроченных мелких складочек. Рубашка имела прямой разрез спереди и отложной воротник; на груди, воротнике, по низу рукавов она обильно украшалась яркой вышивкой. Поверх такой рубахи сельская женщина обычно надевала темную широкую юбку длиной до икр, у талии собранную в сборки и отделанную по подолу яркой тесьмой или лентой. Поверх юбки повязывался светлый передник, внизу также отделанный яркой тесьмой. В прохладные дни на рубаху надевали темную короткую кофту, плотно прилегающую в талии, с длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. Головными уборами служили белые чепчики различной формы, чаще с широкой оборкой, обрамляющей лицо, или небольшие соломенные шляпки. Необходимой принадлежностью женского костюма была также большая клетчатая шаль с бахромой. Этот костюм еще в XIX в. носили многие сельские жительницы и даже некоторые фабричные работницы. Валлийский национальный костюм - это в некотором роде подделка. Он был разработан в XIX веке, по инициативе леди Лановер, которая опасалась - и не без оснований, - что валлийская культура находится на грани исчезновения. Созданный на основе сельского женского наряда того времени, он состоит из фланелевой нижней юбки, которую надевают под верхнюю распашную одежду, передника, красной шали и головного убора - платка или шляпы. Высокая «шляпа трубочиста» появилась позже, в 1840-х годах. Национальный костюм валлийцы надевают только по случаю праздничных публичных мероприятий; в супермаркет в нем не ходят. 5
У ирландцев народного костюма так же не существует уже более 300 лет. Элементы одежды были схожи с английской крестьянской одеждой. Высшее сословие делилось на кланы, и имели схожую одежду с шотландцами. Сегодня национальный ирландский костюм у многих ассоциируется, прежде всего, с одеждой танцоров степа или кейли. Их наряды удачным образом объединили воедино народные орнаменты, а также древние и современные детали одежды. У женщин – это короткое яркое платье, расшитое разноцветной вышивкой и сильно расширенное книзу, а у мужчин - пиджак, рубашка с галстуком и юбка. Самым ярким образцом национального костюма Великобритании является шотландский костюм. Многие начали заниматься Шотландией только потому, что у шотландцев такие оригинальные костюмы. При этом не все видят разницу между килтом и маминой клетчатой юбкой в складку. Требования к костюмам обусловлены историческими источниками. Шотландия, суровая страна. Страна прозрачных озёр и скалистых гор которая подарила миру овсянку, скотч - терьеров, пенициллин, Лох – Несское чудовище, плащ от дождя – макинтош и конечно, одежду настоящих горцев – килт. Национальная шотландская одежда - это костюм, очень красивый, гармоничный, необычный по подбору деталей, в котором важно учитывать любые мелочи, ведь без хосов или килтпина костюм перестанет быть истинно шотландским. Как и в любом обществе в шотландском клане существовала своя иерархия. Слово клан (англ. clan, гаэльск. clann) гаэльского происхождения и переводится как "дети, потомство, потомки" (children, offspring, descendants). Шотландский клан состоял, главным образом, из двух больших групп людей - "родичей" и "пришлых". Раньше в Шотландии имела место цветовая разница килтов. В зависимости от своего сана человек имел право носить килт с ограниченным набором цветных полос в ткани. Например, шестицветный килт был исключительной привилегией короля. Также набор цветов в килте позволял судить, откуда человек родом, так как ткачи имели ограниченный для данной местности выбор растений, из которых можно было получить краску. Национальный костюм шотландцев состоит из: - килта - споррана - заколки для килта (Kilt pin) - перекинутого через плечо пледа - гольф до колен - берета - твидового пиджака Слово килт происходит от англо-шотландского kilt, означающего "обворачивать одежду 6
вокруг тела". В свою очередь, шотландское слово происходит от древнескандинавского kilt ("складчатый"), пришедшее от викингов, у которых была подобная, но без тартана, складчатая одежда. На нее идет примерно, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов 3657-4572 мм шириной 56-60 дюймов 142-151 сантиметров материала. Этот наряд является "остатком" от большого пледа. Первоначально большое шерстяное одеяло заматывали вокруг талии и закрепляли длинным и широким поясом. Оставшуюся часть пледа собирали в складки и прикалывали брошью к рубашке или пиджаку на левом плече. Такой большой плед превосходно защищал от непогоды в горах. Мало кто догадывается, что килт - это не просто удобная для кого-то мужская юбка, это еще и знак отличия. Мужчина, разгуливающий в клетчатой юбке, разгуливает во флаге. И человеку, знакомому с символикой шотландских кланов, не трудно определить какому клану этот флаг принадлежит – Макдоналдсов, Макферсонов, Маклинов. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. И надеть чужие цвета является социальным нарушением и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, главный Герольд, хранитель гербов и старшинства кланов. Тартан - на древне гаэльском, от которого и произошло слово, значит цвет местности. Традиционно, кроме килта, в шотландский национальный костюм входит твидовый пиджак, простые длинные чулки, берет и кожаный спорран - кошелёк, который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Спорран - это напоясная сумка, носимая на килтах, чаще всего кожаная, с меховой отделкой. Сегодня это декоративная часть традиционной одежды горцев, но ранее являлся очень практичным предметом и использовался как защита от попадания стрел, для чего подбивалась деревом и металлом. Заколки для килов скрепляют полотнище килта. История их возникновения неизвестна. Kilt pins обычно куются в форме меча, для каждого клана характерно своё "оружие". Они изготавливаются из серебра и других светлых металлов. Шотландский берет - tam o" shanter - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху. Обычно его носят, слегка сдвинув набок. Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Следует отметить, что шотландцы привержены к старым традициям. Бернард Шоу писал: «Шотландцы слишком ненавидят 7
свободу и равенство, чтобы их понимать». Шотландцы строго поддерживаются старых обычаев и сохраняют свою национальную культуру, а также сохранили свой национальный костюм. Шотландцы гордятся своей историей и национальной культурой.
3. Традиционный русский костюм.
Русский национальный костюм - используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, праздничный и повседневный. Русский национальный костюм стал менее распространён сначала после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё - немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного. Ещё менее популярным русский национальный костюм стал после революции. Тем не менее, в России народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах. Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое. Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками. Основные части традиционного женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском. Комплекс с сарафаном состоял из рубахи и длинного сарафана, поверх него надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках. В холодное время года шугай 8
в талию с воротником и рукавами. С таким костюмом девушки носили повязку или венец, а замужние – кокошник. Применялись ткани ярких цветов: красные, синие, зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые. Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями. Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов - "портов", поверх которых надевали верхнюю одежду "по сезону". Рубахи были широкими, длиной до колен и подпоясанные поясом. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками -"схватцами". Позднее входят в употребление бронзовые, медные, костяные пуговицы с "воздушными" петлями. В верхней части рубахи с изнанки для прочности подшивали ткань - "подоплеку", а под рукавами - "ластовицы". Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. В народном костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный, обрядовый. Праздничная одежда всегда была более новой, ее чаще изготовляли из дорогостоящей ткани, составляли из большого числа предметов, обильно украшали. Праздничная одежда тоже делилась: одну носили в воскресные дни, другую в большие годовые праздники. К ней примыкают и обрядовые костюмы: просватанной девушки, свадебный, погребальный (иногда он же венчальный). Интересно, что жатвенная, рабочая рубаха поднималась обрядом в ранг праздничной и декорировалась особенно пышно. Будничный костюм для работ по дому и в поле делался из особо прочных тканей и орнаментировался скромнее. Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Различались головные уборы девушек и женщин, известны и старушечьи. Вдовы носили белую одежду. Детский костюм почти полностью повторял взрослый, но состоял из меньшего количества предметов. В гардеробе зажиточной крестьянки были парчовые сарафаны, отделанные мехом душегреи, головные уборы, украшенные жемчугом. В бедных семьях преобладала домотканина, в качестве отделки использовалось тканье, мелкий речной жемчуг, стеклярус, бисер, птичий пух и крашеные перья. Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек. При исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для всех географических зон и регионов. Это объясняется свойственным тому времени почти повсеместным оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения. 9
Русский народный костюм всегда являлся объектом материальной и духовной культуры. Одновременно с этим своим качеством он - знак (символ), кодирующий половые, региональные, функциональные различия людей, т.е. особый способ передачи информации.
4. Заключение
Проведя исследование, мы можем сказать, что, несмотря на долгую историю и устоявшиеся традиции, англичане не имеют строгого национального костюма. Народный английский женский костюм представляет собой широкую полотняную белую рубаху (smock) длиной почти до колен, с вшитыми широкими рукавами с ластовицами. Поверх рубахи обычно надевалась темная широкая юбка длиной до икр, у талии собранную в сборки и отделанную по подолу яркой тесьмой или лентой. Поверх юбки повязывался светлый передник, внизу также отделанный яркой тесьмой. Головными уборами служили белые чепчики различной формы. Необходимой принадлежностью женского костюма была также большая клетчатая шаль с бахромой. Мужской народный костюм состоял из рубахи, которая по покрою была сходна с женской, но не имела такой обильной вышивки, была короче, и рукава ее были более узкие, часто с обшлагами. Короткие штаны-бриджи шили из грубого сукна или плиса. Костюм дополняла короткая темная куртка с воротником и отворотами и мягкая фуражка с козырьком. Наиболее запоминающимся ярким и является костюм шотландцев, который сохранился и традиционно популярен в наши дни. Составляя описания британского и русского народных костюмов, мы нашли некоторые сходства, несмотря на различие традиций, культуры, религии данных народов. К общим чертам можно отнести: 1. Многослойность. 2. Обильная вышивка, тесьма. 3. В русском и британском костюмах присутствует белая рубаха. 4. Широкие рукава. 5. Отложной воротничок. 6. Функциональность одежды. 7. Разделение на праздничную и повседневную одежду. 8. Различия между одеждой знати и простых людей. Существуют также и различия в народных костюмах, что не удивительно, и объясняется самобытностью и неповторимостью каждого народа. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. 10

Список литературы.
1. Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», Москва, 1989. – 257с. 2. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: Легпромбытиздат, 1995. – 264с. 3. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. – 448с. 4. Древняя одежда народов Восточной Европы. М.,1996. – 345с. 5. Исенко С.П. Русский народный костюм. – М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. – 304с. 6. Кашинская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168с. 7. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г. 8. Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) - СПб., 1890-1907. 9. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. – М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астраль", 2003, - 492с. 10. Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. М., «Мысль», I999. – 198с. 11. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство, 2001. – 400с. 12. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. М.: Наука, 1981. 11

В пище англичан сохраняется национальная специфика. Раньше большинство англичан разных социальных групп придерживались строго установленных традицией часов приема пищи. В 7-8 часов утра у них был первый завтрак (breakfast ), в 1-2 часа дня второй, более плотный завтрак (lunch ), который включал и мясные блюда, в 5-6 часов вечера чай с печеньем или кексом (так называемый five o " clock ) и в 7-8 часов вечера обед (dinner ). Этот распорядок соблюдается еще среди буржуазных и средних слоев английского общества, но рабочие и фермеры его уже не придерживаются. В 7-8 часов утра они съедают завтрак, на который подается неизменная овсяная каша «порридж», пшеничные или кукурузные хлопья (уитфлекс, корнфлекс) с молоком, а затем, смотря по достатку, бекон, яйца, хлеб с маслом и обязательно чай, обычно с джемом. Обедают в 1-2 часа дня. Обед состоит чаще всего из небольшого количества супа-пюре, какого-либо мясного блюда с гарниром и пудинга. В семьях рабочих и фермеров не делают послеполуденного чая, а вечером устраивают нечто вроде ужина, так называемый hightea - чай, к которому подают несколько сэндвичей или какое-нибудь мясное блюдо (кровяную колбасу, свиные ножки, печень, студень из говяжьих ножек, рубец, свиной паштет) или рыбные закуски (креветки, копченую селедку - кипперс и пр.). Имеется также некоторая разница в распорядке приема пищи у жителей крупных городов и сельских местностей. В Лондоне и других городах работающие люди для лэнча и обеда идут обычно в кафе, буфет, бар. В сельских местностях, наоборот, всегда собираются для полуденной еды дома.

Как и прежде, англичане употребляют в пищу сравнительно много мяса. Ростбиф, бифштекс - любимые национальные блюда англичан. К мясу приготовляют различные соусы, маринады, чаще всего томатный соус и пикули. Много блюд готовят из картофеля и овощей.

В последние годы сократилось потребление молока и сливочного масла и увеличилось потребление маргарина. Как и всюду в Западной Европе, в Англии мало едят хлеба - в среднем по стране приходится всего лишь 250 г мучных продуктов на человека в день. Большое место в питании англичан занимают различные пудинги - в качестве второго (мясные, крупяные, овощные) и третьего (сладкие, фруктовые) блюда.

Есть у англичан и традиционные праздничные кушанья. Из них особенно знаменит рождественский плумпудинг, приготовляемый по особому рецепту из сала, хлебных крошек, муки, изюма, сахара, яиц и различных пряностей. Перед тем как подавать, этот пудинг обливают ромом, зажигают и пылающим ставят на стол.

Традиционными блюдами на рождество являются также фаршированная индейка с овощным гарниром, пирожки с разнообразной начинкой, рождественский торт и пр. Хозяйки из малообеспеченных семей за три-четыре месяца до рождества начинают делать еженедельные взносы в мясную лавку г чтобы иметь на праздник индейку или гуся.

Из напитков в Англии больше всего распространен чай, который пьют обычно и за завтраком, и после обеда, и вечером. Чай любят пить сладким, с молоком, и пьют его довольно много (в среднем по семь - девять чашек в день). В зажиточных кругах за последние годы увеличилось потребление натурального кофе, но все же чай остается одним из любимых напитков всех слоев населения. В рабочей среде стали пить больше суррогатного кофе.

В прошлом англичане потребляли много спиртных напитков. Со времени Бернса алкоголь называют здесь «Джон Ячменное Зерно». Пьянство было бичом неимущего населения Англии. С годами оно уменьшилось, но и сейчас в Англии ежегодно выпивается значительное количество спиртных напитков, особенно пива, до которого англичане большие охотники. Наиболее популярны черный эль и портер. Особенно ценится бочковое пиво. Пьют также виски, джин, бренди, ром и пр. Из привозных виноградных вин наибольшим спросом пользуется портвейн.

В XIX в. в Англии была введена в действие сложная система лицензий на торговлю спиртными напитками, она имела цель ограничить потребление алкоголя. Эта система регулирует порядок отпуска спиртных напитков, часы и место торговли ими, оборудование помещений и пр. С некоторыми изменениями эта система лицензий действует и в настоящее время.

Одежда

Английская народная одежда уже давно вышла из употребления. Ее надевают лишь члены национального общества английских танцев.

Одной из основных частей этой женской одежды была широкая полотняная белая рубаха (smock ) длиной почти до колен, со вшитыми широкими рукавами с ластовицами. Рукава не имели обшлагов, но у кисти суживались при помощи нескольких застроченных мелких складочек. Рубашка имела прямой разрез спереди и отложной воротник; на груди, воротнике, по низу рукавов она обильно украшалась яркой вышивкой. Поверх такой рубахи сельская женщина обычно надевала темную широкую юбку длиной до икр, у талии собранную в сборки и отделанную по подолу яркой тесьмой или лентой. Поверх юбки повязывался светлый передник, внизу также отделанный яркой тесьмой. В прохладные дни на рубаху надевали темную короткую кофту, плотно прилегающую в талии, с длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. Головными уборами служили белые чепчики различной формы, чаще с широкой оборкой, обрамляющей лицо, или небольшие соломенные шляпки. Необходимой принадлежностью женского костюма была также большая клетчатая шаль с бахромой. Этот костюм еще в XIX в. носили многие сельские жительницы и даже некоторые фабричные работницы.

Мужской народный костюм был забыт еще раньше, чем женский. Мужская рубаха по покрою была сходна с женской, но не имела такой обильной вышивки, была короче, и рукава ее были более узкие, часто с обшлагами. Короткие штаны-бриджи шили из грубого сукна или плиса. Костюм дополняла короткая темная куртка с воротником и отворотами и мягкая фуражка с козырьком.

В настоящее время в Англии как в городе, так и в деревне распространено платье общеевропейского покроя, но отличающееся все же некоторыми своеобразными чертами. Английский костюм характеризуется строгостью линий покроя, ему присущи не пестрые яркие окраски, а спокойные тона. Популярна одежда спортивного вида: всевозможные куртки, короткие брюки и пр. Эти черты английского костюма оказали влияние и на общеевропейскую моду.

В Англии нет надобности в теплой зимней одежде, и шуб, теплых шапок, платков там не носят, но летом из-за большой влажности воздуха женщины вынуждены часто надевать шерстяные платья, а мужчины шерстяные рубашки и даже теплое белье.

Свободного покроя плащи-макинтоши, калоши, дождевые зонтики, распространенные сейчас во всех европейских странах, были впервые введены в Англии.

Имеются некоторые различия в одежде по профессиям. Рабочие, например, в будни чаще носят костюмы и куртки из темной грубой шерстяной материи, на голове - мягкие кепки, докеры повязывают на шею пеструю косынку. Фермеры и сельскохозяйственные рабочие и сейчас еще предпочитают носить костюм-тройку и фетровую шляпу. Некоторые категории клерков в Лондоне ходят на работу в узких полосатых брюках, черных коротких пиджаках и традиционных котелках. В праздники и в воскресенье и женщины и мужчины одеваются более ярко, но одежду светлых тонов надевают редко, может быть, потому, что в промышленных городах много копоти.

Встречаются на улицах больших городов и молодые люди, одетые подчеркнуто крикливо; их называют в Англии «тэдди-бойз».

У обитателей фешенебельных кварталов больших городов, особенно у женщин, нет стандартизации в одежде, которая свойственна малооплачиваемым классам. Аристократы строго соблюдают правила соответствия костюма тем или иным случаям жизни и времени дня. В определенных случаях носят смокинги и фраки. Традиционная тщательность в подборе элементов костюма, чопорность до сих пор характерны для английского аристократа.

В Англии принято в торжественных случаях надевать средневековую одежду. Королевские особы, пэры и их жены надевают старинные костюмы во время коронационной церемонии, должностные лица- в день открытия сессии парламента (об этом см. стр. 193). Королевская гвардия сохраняет форму XVI в., судьи и адвокаты во время заседаний суда надевают мантии, а головы покрывают париком. Мантии носят профессора и студенты старейших английских университетов. Средневековые костюмы надевают иногда и школьники во время национальных праздников.

Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения - согревать в условиях холодного климата и защищать от атмосферных воздействий, одежда во всех культурах выполняет три функции: она является указателем половых различий, статуса человека и принадлежности его к той или иной категории общества. Отличия по половому признаку обычно сразу бросаются в глаза: даже в таком обществе, где все носят на первый взгляд одинаковую одежду и украшения, в нарядах мужчин и женщин всегда есть небольшие различия, которые зачастую специально подчеркиваются, чтобы представители одного пола выглядели привлекательнее в глазах другого. Под «статусом» я подразумеваю социальный статус или общественное положение в более широком смысле; в эту же категорию я включаю возрастные отличия. Под понятием «принадлежность к той или иной категории общества» я имею в виду принадлежность ко всем другим группам населения, таким как племена, кланы, субкультуры, социальным группы или группы, исповедующие какой-то определенный образ жизни.

Мне очень жаль, если я обидела кого-то из редакторов журналов мод или их читателей, искренне полагающих, что одежда служит человеку исключительно для самовыражения или чего-то подобного. То, что в понимании современных западных, постиндустриальных культур есть «стиль» или «самовыражение» - или «мода», если уж на то пошло, - это, по сути, просто нарядный набор элементов, указывающих на половые различия, статус и принадлежность к той или иной категории общества. Возможно, я также наношу оскорбление и тем представителям этих обществ, которые декларируют, что им нет никакого дела до моды, что их одежда не выполняет никаких социальных функций, что при выборе одежды они руководствуются исключительно принципами удобства, экономии и практичности. Вероятно, некоторые и впрямь сознательно не интересуются модой, но даже они вынуждены выбирать какую-то дешевую, удобную, практичную вещь из целого ряда ей подобных, а значит, нравится им это или нет, своей одеждой они делают некое социально значимое заявление. (К тому же претензии на то, чтобы быть выше таких пустяков, как одежда, - уже само по себе социально значимое заявление, причем довольно громкое.)

У англичан нет «национального костюма» - упущение, которое отмечают и о котором сокрушаются все, кто, ломая руки, кричит о кризисе нашей национальной идентичности. Некоторые из таких крикунов затем пытаются определить суть английского стиля одежды - причем в своеобразной, лишенной всякой логики манере: в своем стремлении выяснить, как английское платье характеризует англичан, они разбирают по косточкам типичные, традиционные предметы одежды, будто секрет английской самобытности кроется в цвете, фасоне, строчках или подрубочных швах. Например, Клайв Аслет утверждает, что «самым английским предметом одежды следует считать водоотталкивающую куртку фирмы «Барбур» цвета жидкой глины». Наверно, ничего нет удивительного в том, что бывший редактор «Кантри лайф» выбрал данный стереотип, но, с другой стороны, стереотипы в отношении английской одежды - весьма распространенное явление. Аслет также сетует по поводу падения популярности харриского твида, что, по его мнению, свидетельствует об игнорировании традиционных «национальных» ценностей.

Пребывая в сомнении, он начинает винить погоду: «У британцев в целом отсутствует стиль в летней одежде, - главным образом потому, что лета как такового у нас не бывает испокон веков». (Забавное замечание, но в качестве объяснения не подходит, поскольку есть много стран, которые не могут похвастать хорошим летом, но люди там почему-то одеваются гораздо более стильно, чем мы.) Наконец, Аслет жалуется на то, что мы плюем на формальности, что правила в отношении одежды соблюдаются «только в среде военных, местной знати, королевской семьи и по случаю некоторых важных мероприятий».

Другие исследователи даже не пытаются анализировать английский стиль одежды. Джереми Паксман в свой перечень «особенностей английской культуры» включает моду панков и «уличный» стиль, но в целом темы одежды вообще не касается, не считая краткого утверждения о том, что «в таких вопросах, как одежда, больше не существует единодушия, тем более предписывающих правил». Фраза «больше не существует каких бы то ни было правил» - типично английское ностальгическое нытье, из уст тех, кто пытается проанализировать самобытность английской культуры, звучащая, в общем-то, как типичная отговорка. Однако все эти жалобные комментарии, по крайней мере, базируются на весьма здоровой точке зрения - что основу национальной идентичности составляют правила, и отсутствие правил - это симптом утраты идентичности. Диагностический критерий верный, но и Аслет, и Паксман неверно трактуют симптом. Правила и установления в отношении английского стиля одежды существуют , только это не те официальные или четко сформулированные правила, что были у нас пятьдесят лет назад. Некоторые из неофициальных, неписаных правил даже очень обязывающие. Как бы то ни было, самое важное правило - описательное: это так называемое метаправило, правило о правилах.

Из книги Скажите «чи-и-из!»: Как живут современные американцы автора Баскина Ада

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Из книги Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк) автора Костомаров Николай Иванович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Одежда Любопытный факт: при раскопках были найдены иглы, но не обнаружено ни одного изображения сцены пошива одежды. Но, конечно, женщины шили платья. Повседневным женским нарядом было льняное прямое платье, доходящее до щиколоток, на бретельках, так называемый каласирис.

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Одежда Данте, предаваясь воспоминаниям о «добрых старых временах», оставил незатейливый рассказ о том, как одевались обитатели Флоренции: Флоренция, меж древних стен, бессменно Ей подающих время терц и нон, Жила спокойно, скромно и смиренно. Не знала ни цепочек, ни

Из книги Бейкер-стрит и окрестности автора Чернов Светозар

Одежда Шерлок Холмс был довольно «старомоден» и «неизменен в своих привычках», поэтому на ночь он надевал льняную ночную сорочку. Такие сорочки бывали двух фасонов: чуть ниже колена или до пола - и застегивались у ворота на одну пуговицу. Льняные сорочки стоили от 9 шилл.

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

ОДЕЖДА Для этнографов одежда - предмет специального научного исследования, связанного с этнической, родовой, социальной, возрастной принадлежностью. В ней они черпают сведения о культуре, материале (шерсть, лен и т. д.), способах ткачества, красителях, технике вышивки,

Из книги Невероятная Индия: религии, касты, обычаи автора Снесарев Андрей Евгеньевич

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Одежда Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения - согревать в условиях холодного климата и защищать от

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

В конце XVIII в. в буржуазной промышленной Англии окончательно победил английский национальный стиль в костюме, зародившийся еще в XVII в.

Рококо, как и барокко, почти не имел влияния на английский костюм, который развивался в традициях классицизма. Это проявлялось в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линий и форм.

Практичные британцы предпочитали сукно и шерсть, а не шелк и кружева.

Английское влияние во французском костюме, так же как и французское влияние в английском, на протяжении всего периода носит обоюдный характер. Однако черты английской моды, строгой и целесообразной, более соответствующей духу времени, хотя и приобретали во французском костюме большую кокетливость и вычурность, обогащали и направляли основную линию развития костюма. Французское же влияние в английском костюме, становясь на определенный период господствующим, в конце концов отступало перед изысканной простотой и сдержанностью национального вкуса.

Женский костюм

Для английского общества того времени основными идеалами были гражданские и семейные ценности, потому мода 18 века в Англии на женское платье отличается простотой кроя и отделки. Предпочтение отдавалось гладким тканям спокойных светлых тонов. Платье могло быть украшено небольшим букетиком цветов.

Знатные англичанки поверх нижней юбки с фижмами и корсета надевали платье англез, состоявшего из облегающего лифа и сборчатой прямой юбки. Вырез декольте прикрывали нагрудной косынкой. Зачастую в домашней обстановке английские дамы и вовсе отказывались от фижмы, отдавая предпочтение платью с простой стеганой юбкой. Такое платье называлось неглиже.
В женском костюме применялись легкие светлые шелковые и хлопчатобумажные ткани, однотонные или с мелким цветочным рисунком.

Основой каркаса в костюме были корсет и фижмы. В 50 -60-е годы появляются овальные фижмы, которые надевали под нижнюю юбку на линии бедер. Для удобства их делали на шарнирах, что позволяло регулировать объем юбки, сжимая ее локтями. Применяли также стеганые юбки. В конце века фижмы исчезают и каркасной остается только верхняя часть лифа.

Поиски новых форм в женской одежде развиваются в направлении скромного и делового, строгого костюма - юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

Существовало множество вариантов этого платья - от домашнего до парадного. Были полонезы с низким декольте, с пышными драпировками, закрывавшими спереди почти всю юбку («полонез с крыльями») и т.д.

Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. Этот костюм дополнялся большой косынкой, отделанной кружевами или оборками, которую накидывали на плечи.

Под таким платьем состоятельные дамы 18 века носили льняную сорочку (chemise), которую часто стирали, в отличие от самого платья. На сорочку надевали корсет. Между половинами лифа спереди крепился стомак - треугольный элемент из ткани, который часто украшали вышивкой цветными шёлковыми и металлизированными нитями.

Парадные туалеты отличались большой пышностью и украшались кружевами, оборками, бусами, букетами и гирляндами искусственных и живых цветов, а головные уборы - страусовыми и павлиньими перьями. Перчатки, зонтик, трость и лорнет вошли в моду к 80-м гг. 18 века.

В 80-е гг. английская мода влияет и на женский костюм. Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий, их шьют из легких тканей светлых тонов. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом. Лиф с округлым вырезом мягко драпируется косынкой, покрывающей плечи и грудь.Английские корсеты были гораздо жёстче французских, но и те и другие стремились создать продолговатый плавный силуэт с тонкой талией и приподнятым бюстом. Для уплощения спинки до 1780-1790 гг. поперёк лопаток помещались прямые косточки, в моду начал входить более не-принуждённый стиль и завышенная линия талии, и менее жёсткие хлопчатобумажные корсеты стали кроить короче и уже в спинке.

К концу 18 века шнуровки с косточками временно выходят из употребления. (Возможно, их продолжали носить приверженцы более консервативной моды и дамы, не совсем довольные своими формами).

Для верховой езды аристократки надевали костюм, состоящий из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

Тенденция приспособить костюм к деловому образу жизни английского буржуа сочетается со стремлением к соответствию костюма естественным пропорциям фигуры.

Это особенно ощущается в женском костюме. В 50-60-е гг. англичанки изобрели шарнирные фижмы, что позволило регулировать объем юбки, сжимая ее локтями. В 80-е гг. и они исчезают, каркасной остается только верхняя часть лифа. Лиф женских платьев становится более свободным и закрытым: декольте закрывается нагрудной косынкой, рукава предпочитают узкие и длинные.
Отсутствует пышная орнаментация, исчезают парики с буклями и хвостами, перестают пудрить волосы.

Цветовая гамма - серый, коричневый, оливковый, фиолетовый. В летней одежде - легкие светлые шелковые и хлопчатобумажные ткани, гладкие или с мелким растительным узором.

В связи с семейно-хозяйственным образом жизни женщины в ее костюме широко используются такие дополнения, как передники, чепцы, наплечные и нагрудные косынки, обувь на низком каблуке.

Поиски новых форм активно развиваются в направлении скромного, делового, строгого костюма - юбки и жакета, напоминающего мужской фрак. Англичанки особенно широко наследуют в своем костюме покрой, форму деталей, элементы отделки мужской одежды: воротники, отвороты, канты, петлицы.

Благодаря удобству, практичности, элегантным в своей простоте и строгости формам английский костюм в 70-е гг. подчиняет себе европейскую моду. Он становится основным типом городского костюма во всех западноевропейских странах, в том числе и во Франции.

Мужской костюм

В мужском костюме бархат, шелк, атлас заменили шерстью, сукном.

Английский суконный фрак имел двубортную застежку, высокий стоячий воротник, более скромный шейный платок, галстук. Фрак был короче французского и имел прямую, скругленную внизу линию борта в противоположность французскому, в котором полы был резко скошены внизу. Кроме того, покрой и силуэт английского фрака обеспечивали большую свободу движения, не создавали сверхузких объемов.

На основе английского фрака появился редингот вначале как одежда наездников, а затем как верхняя одежда прилегающего силуэта, с двубортной застежкой и воротником с высокой стойкой или с несколькими воротниками.

Практичность, деловитость и удобство английских форм, соответствующих новому образу жизни буржуа, обеспечили Англии положение законодательницы мужских европейских мод с конца XVIII в. и до наших дней.

Фрак появился в Англии в 1-й половине 18 века. Первоначально он предназначался для верховой езды, а позже распространился в Европе как гражданская одежда. Его всегда носили без шпаги, и у него не было карманов.

Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка, например, во Франции. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. Покрой фрака часто менялся.

Особенно моден в 70-е гг. стал английский «редингот» - верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды.

У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались и кюлоты. Наряду с белыми появились полосатые шерстяные чулки.

В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук - чаще всего из полосатого сукна.

Обувь

Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками.

В английской обуви широкое распространение получают мужские сапоги с отогнутыми краями на светлой подкладке, гусарские с короткими голенищами. Сначала их носили только для верховой езды, но в конце века они становятся частью городского костюма

Высокие ботинки с отворотами из кожи на высоком каблуке. Популярны в Англии в конце 18 века, носились с бриджами. Такие сапоги обычно носили в путешествиях и на охоте. Эти сапоги позднее стали элементом мужского городского костюма

Дамы носили парчовые, атласные или бархатные туфли на высоком каблуке и чулки светлых тонов.

Женские головные уборы и причёски

В ассортименте женских головных уборов появляется легкая широкополая соломенная шляпа с шелковыми лентами. Ее появление связано с романтическим английским идеалом, который воспевал близость к природе.

Мужские головные уборы и причёски

Украшения и аксессуары.