Александр шумский russian fashion week интервью. Александр шумский о неделе российской моды. — Только он немножко из современности выпал

Скандальный брак, заключенный в Петербурге между женщиной и не совсем женщиной, вызвал ожидаемо бурную реакцию сторонников традиционной морали. Однако с точки зрения юридической, как выясняется, расторгнуть заключенный союз невозможно: закон подобное не предусматривает. По крайней мере, пока сами молодожены захотят сохранять свой статус.

После того, как трансгендер Ирина Шумилова, которая юридически является мужчиной, сменит паспорт, ее брак с женщиной аннулируют. В этом уверен юрист Андрей Дмитриев. «Пока процесс смены пола не закончен, заключение брака законно, однако после смены пола брак будет недействителен», – считает он.

Напомним, в пятницу впервые в России зарегистрировали брак между двумя женщинами. Это стало возможным, поскольку одна из них по паспорту – мужчина.

Ирина Шумилова и Алена Фурсова расписались во Дворце бракосочетаний Кировского района Санкт-Петербурга. Сотрудница Дворца бракосочетания называла на церемонии брачующихся женщин сначала женихом и невестой, а уже после того, как были поставлены подписи, – мужем и женой.

Однополые браки в России не заключаются. Но официальная регистрация стала возможна потому, что одна из невест – Ирина – на самом деле, что называется, технически, действительно является мужчиной. Ее также можно назвать трансгендерной женщиной – сейчас этот человек находится в процессе коррекции пола, проходит курс гормонотерапии и в скором будущем откорректирует биологический пол с мужского на женский. До этого момента по паспорту Ирина еще является мужчиной. Это и стало юридической лазейкой, которая помогла официально зарегистрировать брак. Избранница Ирины – Алена – биологическая женщина.

Свидетельница «брака» со стороны одной из невест – Марина Теодори – назвала церемонию «большим шагом» для ЛГБТ-сообщества. «Большинство из нас мечтает заключить официальный брак, но в России это пока было невозможно. Для нас это реализация нашей мечты. Надеемся, скоро такая возможность появится у многих», – сказала Теодори.

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, который выступает поборником традиционных семейных ценностей, пообещал добиться расторжения этого брака. «Мы будем через прокуратуру стараться не допустить подобных выходок, подобных безобразных оскорблений миллионов русских семей в будущем», – заявил Милонов.

Однако девушки намерены приложить все усилия для сохранения своего статуса. Как рассказала Шумилова радиостанции «Говорит Москва» , «мы вообще не планировали, что наш брак будет публичным, просто так получилось». «Это вовсе не трюк, чтобы обойти закон. Брак, на мой взгляд, это вообще не публичная вещь, это союз любящих людей, которым даются юридические гарантии», – сказала Шумилова, добавив, что поддерживает легализацию однополых браков в России на официальном уровне, но при этом отметила, что не считает себя ЛГБТ-активисткой.

В разговоре с РСН Шумилова рассказала, что «мы с Аленой решились пожениться, потому что давно встречаемся», и «брак дает много юридических прав и гарантий – например, супруги могут навещать друг друга в больнице, у них есть права наследования». По ее словам, она никогда не была мужчиной, потому что родилась не того пола. «Сейчас я просто корректирую свою внешность в соответствии со своим гендером», – добавила трансгендер.

По ее словам, сотрудники загса отреагировали очень толерантно, «вошли в положение», их не смутило то, что брак заключается между двумя женщинами, потому что де-юре заключили его между мужчиной и женщиной. «Мы абсолютно спокойны за наш брак, потому что все в рамках закона. Мы не считаем себя сумасшедшими, мы такие же люди, как и все остальные, имеем право любить, жениться и выходить замуж», – заключила новобрачная.

Что касается заявления Андрея Дмитриева, то с ним не согласились коллеги по цеху. Адвокат по семейному праву Наталья Федоровская уверена, что даже после смены паспорта Шумиловой брак не будет аннулирован. По ее словам, брак может быть признан недействительным «только при определенных обстоятельствах, существовавших на момент регистрации». «Если на этот момент все документы были в порядке, и никаких нарушений ни с их стороны, ни стороны госорганов не было, то аннулировать брак невозможно. В этом появляется коллизия. Получается, это пробел в законодательстве, и пара использовала эту лазейку», – сказала Федоровская газете ВЗГЛЯД.

В свою очередь адвокат Мария Ярмуш, специализирующаяся на семейных делах, также убеждена, что брак между Шумиловой и Фурсовой не будет аннулирован. По ее словам, этот брак законен. «Оснований для отказа в регистрации такого брака у работников органа ЗАГС не было. Причин признавать этот брак недействительным в силу российского закона также не будет после возможной в будущем смены пола мужчиной (Шумиловой) и выдачей ему в связи с этим нового паспорта», – сказала Ярмуш газете ВЗГЛЯД.

Она пояснила, что «в соответствии со статьей 27 Семейного кодекса РФ брак признается недействительным при нарушении условий, которые установлены статьями 12, 14 и пунктом третьим статьи 15». «И все эти статьи не содержат положений, в которых смена пола одного из супругов после брака будет являться основанием для аннулирования брака. Поэтому ни Милонов, ни прокуроры будут не вправе обращаться в суд с таким иском. Это брак не однополый. Он соответствует российскому закону. Это брак между мужчиной и женщиной», – пояснила Ярмуш.

Более того, по ее словам, если в России в будущем будет принят закон, согласно которому последующая смена пола одним из супругов станет основанием для аннулирования брака, то «к этому конкретному браку нельзя будет его применить, потому что во время его регистрации Семейный кодекс действовал в сегодняшней редакции». «То, что в России не запрещено законом, то разрешено», – сказала адвокат.

Мария Ярмуш также раскритиковала позицию Милонова. «Нападки Милонова на молодоженов и работников органа ЗАГС необоснованны и незаконны. Депутат забыл, что в Российской Федерации основной закон – Конституция – уравнял в правах мужчин и женщин и гарантировал их свободу на вступление в брак. Таким образом, каждый мужчина и женщина в РФ вправе вступать в браки между собой неограниченное число раз... Если внешний вид и манера одеваться одного из брачующихся не нравится Виталию Милонову в силу его субъективного восприятия действительности, то это не дает ему права произвольно вмешиваться в дела этой конкретной российской семьи и угрожать аннулировать их брак», – сказала она, добавив, что мужчина и женщина при вступлении в брак могут выглядеть по-разному: стройными, полными, высокими, низкими, с разными стрижками, но права и свободы человека не зависят от его внешнего вида.

Она подчеркнула, что в Петербурге в брак вступили мужчина и женщина, оба – граждане России, обладающие всеми конституционными правами с рождения. «То, что мужчина проходит курс лечения гормонами, назначенными ему врачами, не лишает его права на вступление в брак с женщиной. Это право гарантировано статьей первой Семейного кодекса РФ. И никто не будет сомневаться, что данные мужчина и женщина вступили в добровольный союз для построения семейных отношений на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности друг перед другом. Тот факт, что жених и невеста решили выбрать свадебный наряд в виде белых платьев, не влияет на законность их брака, который в силу статьи первой Семейного кодекса РФ находится под защитой государства», – подытожила Мария Ярмуш.

Сразу по окончании RFW, ее генеральный продюсер Александр Шумский согласился пообщаться с корреспондентом сайта Вести.Ru и рассказал о сотрудничестве с Италией, коллекции Кастельбажака. И особом оотношении к благотворительности, а также к русской культуре и истории.

Александр, каждый, кому хоть раз довелось побывать на Russian Fashion Week, не говоря о тех, кто регулярно посещает показы, отмечают достойный Европы уровень организации всех мероприятий. Что помогает вам столь качественно проводить RFW?

Большой опыт. В качестве базы мы используем PR-агентство "Артефакт", при этом на неделе моды работает full-time целая группа профессионалов. За RFW стоят фонд "Русская мода", Министерство культуры РФ. У "Артефакта" большой опыт в проведении различных мероприятий, в том числе в части информационного обеспечения, и не только в моде. Например, "Артефакт" - официальный пресс-агент Московского международного кинофестиваля, а там задача по сложности превосходит Russian Fashion Week. В производстве недели моды, главное - формат, идеология. Мы изначально строили мероприятие по законам ведущих мировых недель моды, поэтому у нас нет проблем с самоидентификацией. Именно поэтому RFW быстро заняла свое место на международной карте моды, именно поэтому у Национальной палаты моды Италии не возникло сомнений, с кем сотрудничать в России, и мы уже работаем с итальянцами пять лет. Неделя моды – это устоявшаяся форма коммуникаций дизайнеров с профессиональной публикой и конечным потребителем, поэтому любые новые идеи здесь стоит запускать очень аккуратно. И хотя суть и наполнение недель моды сильно изменились за последние десять лет, форма осталась та же, и это стоит учитывать.

Вы столько лет живете модой, что вас, трудно удивить. И все же не могу не попросить отметить показы, запомнившиеся вам, привлекшие ваше внимание своей неординарностью.

В качестве продюсера RFW я должен держать свое мнение при себе. Если Оргкомитет RFW принимает чью-то заявку на участие, значит, мы считаем этого дизайнера перспективным. И в этом смысле я отношусь ровно ко всем участникам Russian Fashion Week. К сожалению, далеко не все российские дизайнеры демонстрируют стабильный уровень из сезона в сезон, поэтому бывают и слабые показы. Но на данном этапе развития так называемой "модной индустрии" это не так важно. Сейчас процесс зачастую важнее результата. Для недели моды такая ситуация не проблема, но для дизайнеров это означает, что им надо больше трудиться, чтобы изменить ее.

RFW открыл Вячеслав Зайцев и его коллекция "Русский Модерн. III Тысячелетие", посвященная Дягилевским сезонам. Следом состоялся показ работ француза - потомка крестоносцев, 13-ого маркиза Жан-Шарля де Кастельбажака, влюбленного в литературу Толстого и Достоевского. И . Это совпадение или вы запланировали особый акцент на историю и культуру России?

Российская неделя моды всегда делает акцент на истории и культуре России – каждый сезон. RFW – это площадка для российских дизайнеров прежде всего. Иностранцы у нас гости, а такие гости как Кастельбажак очень тщательно готовятся к своим шоу в России. Это неудивительно – наш рынок для них очень привлекателен. Кастельбажак, выпустив балалаечника перед показом, "купил" взыскательную московскую публику, это лишь доказывает его уровень профессионализма. Слава Зайцев – это, не побоюсь сказать, основа русской моды. С него все началось и благодаря ему все продолжается – достаточно вспомнить его Лабораторию Моды и конкурс им. Ламановой, которые выпустили огромное количество качественных модельеров. Слава и учит, и коллекции делает. Когда мы с ним обсуждали открытие Russian Fashion Week, Вячеслав Михайлович сам предложил сделать специальный показ, посвященный 100-летию Дягилевских сезонов. Получилось фантастическое fashion-шоу, но должен сказать, что Слава Зайцев в каждой своей коллекции делает акцент на историю и культуру России, что показал и его второй показ в рамках RFW - pret-a-porter de luxe.

Французская неделя моды сократилась до 3 дней, в Англии и вовсе некоторые показы коллекций состоялись в интернете. Насколько отразился кризис на Russian Fashion Week?

В этом сезоне мы сократили неделю моды с 8 до 7 дней, что пошло только на пользу. Из-за финансовых сложностей порядка десяти дизайнеров решили пропустить сезон. Надеюсь, в последующие сезоны они наверстают упущенное.

У меня создалось впечатление, что, несмотря на обилие прекрасных модельеров, создающих достойные коллекции, в Москве и в Питере по-прежнему гораздо больше бутиков, торгующих известными европейскими марками, чем российской одеждой. Будет ли меняться ситуация? Возможно, именно вам переломить ситуацию было бы легче.

Вы затрагиваете вопрос бизнеса наших уважаемых русских дизайнеров, а в бизнесе им никто не поможет кроме них самих. Взаимоотношения между дизайнером и магазином могут отрегулироваться только ими самими, возможно, при помощи коммерческого шоу-рума, но это одна цепочка. Организаторы RFW, журналисты и просто сочувствующие могут только создать благоприятные условия для бизнес-развития, но не смогут наладить эти связи за сами дома моды. Russian Fashion Week пропагандирует российскую моду и российских дизайнеров, с этой позиции мы уже сломали многие стереотипы и отношение к нашим модельером со стороны коммерческих структур, в том числе. Дальше все в руках модельеров и их менеджеров. Многие, кстати, активно используют преимущества, которые им дает RFW, и развиваются довольно активно. Пять лет назад мы приводили байеров к дизайнерам за ручку – сегодня дизайнеры сами должны использовать момент. И многие используют – в ЦУМе уже продается несколько российских марок, например.

Коллекции именитых дизайнеров по-прежнему безупречны, но недостижимы для среднего класса. И это, несмотря на то, что значительная часть их работ никогда не покупается. Вы не планируете начать работать с дизайнерами, готовыми разрабатывать доступную одежду?

- "Никогда не покупается" - это сильное заявление. Как раз у именитых все раскупается. Когда мы говорим о Russian Fashion Week, мы имеем в виду элиту российской моды, это не масс-маркет. Речь не о доступности, речь о дизайнерской одежде, которая по определению дорогая. И хотя многие участники RFW продают одежду в больших количествах, показ на подиуме отличается от коллекции в магазине. Для любого дизайнера – российского или итальянского – неделя моды – это возможность информационного прорыва. Это промо-мероприятие, нацеленное на клиентов и журналистов, что диктует определенные правила. При этом большинство моделей на подиуме могло бы продаваться в большом количестве, но это требует инвестиций, бизнес-планирования, с чем не у всех наших дизайнеров дела обстоят хорошо. Проблема не только в отсутствии денег, проблема и в образовании, и в том, что наши модельеры переходят из института прямо к собственному дому моды. На западе он бы поработал лет десять стилистом в разных домах моды, прежде чем открыть собственное дело. Думаю, в России самое большое количество именных "домов моды", во главе которых стоят молодые люди до 25-27 лет. Есть даже "артефакт" в виде Киры Пластининой, которая еще тинейджер. Отчасти и поэтому приходится брать словосочетание в кавычки "дом моды".

Какой совет вы можете дать начинающим дизайнерам одежды из регионов (если такие есть)? Как им попасть на Russian Fashion Week? Что надо сделать, чтобы вы обратили на них внимание?

Достаточно заполнить заявку на участие на сайте www.rfw.ru , или прислать е-mail на наш адрес с письмом и картинками. Мы просматриваем все, что поступает в адрес RFW.

В рамках RFW состоялась благотворительная акция "Красный нос и караоке со звездами" - собранные средства пошли на оплату высокотехнологичных операций детей. Насколько уместна благотворительность во время недели моды? Существует мнение, что благотворительность должна быть анонимной – вы с согласны с этим утверждением?

Не в этом случае. Неделя моды должна выполнять социальную функцию, потому что это мероприятие может достучаться до миллионов. Традиционно в мире недели моды связаны с анти-спидовыми программами. RFW тоже работала с подобным фондом раньше, но наше сотрудничество с "Линией Жизни" более предметное. Это адресная помощь конкретным детям, и я счастлив, если получается привлечь не только внимание к проблемам, но и собрать деньги на конкретную операцию – так, как это произошло в последний раз. Для нас такое сотрудничество с Фондом "Линия Жизни" не менее стратегическое, чем совместная работа с Национальной палатой моды Италии и Миланской неделей моды.

Natalia Popova | 10.04.2017

Александр Шумский, исполнительный президент Национальной палаты моды рассказал на страницах газеты "Известия" о том, какой будет российская модная индустрия с приходом поколения Z.

Более 30 мировых лидеров индустрии моды из девяти стран собрались недавно в Москве на конференции Fashion Futurum, чтобы обсудить современные модные тенденции. А свидетельствуют эти тренды о смене ориентиров, отмечает Шумский.

"Исследования и годовые отчеты фиксируют падение дохода у традиционных ритейлеров и крупных брендов на фоне массового выхода на мировые рынки новых дизайнеров и компаний. Массовый выход — это десятки тысяч новых марок в год, от пальто до шляпок. Россия тоже в тренде. Это чувствуется и на примере Mercedes-Benz Fashion Week Russia: в год нам поступают 300-400 новых заявок от дизайнеров. Отбирать лучших — этого уже мало, потому что дизайнеров слишком много. Задача стоит шире — сформировать новую коллективную эстетику. Показы в Манеже в Москве, широко освещаемые во всем мире, приблизили нас к этому", - говорит Александр. - Как отметил американский Forbes, «растущие кадры молодых «визионеров стиля» в России близки к тому, чтобы оказаться в центре внимания». Подобных цитат из мировых СМИ о России можно привести много — за последние три года Национальная палата моды сдвинула фокус недели моды на новое поколение fashion-дизайнеров. Я считаю, именно оно сможет сделать из Москвы мировой центр моды — fashion-герои прошлых лет больше стараются для Парижа".

Новое поколение fashion-дизайнеров сможет сделать из Москвы мировой центр моды - Александр Шумский

Реакция на происходящее на подиуме в Москве соответствует еще одному мировому тренду: смена потребительской модели. Миллениалы — первое поколение, выросшее в цифровую эру, — только недавно вошли в мир большого fashion-шопинга. Исследователи утверждают, что следующее за миллениалами поколение Z — те, кто родился после 1995 года, — по количеству людей больше, чем любые другие поколения за последние 100 лет, подчеркивает Шумский: "Это значит, что все стараются уже сегодня угадать предпочтения этого растущего сообщества, которое к 2030-2035 годам окажется в зените потребления. Ответственного потребления, скорее всего, а это значит, что мировое разделение труда в моде, которое выпестовано за последние полвека, окажется неактуальным".

Индустрия моды оказалась одной из последних, куда пришла автоматизация, считает спикер. Гиганты fast fashion и китайские фабриканты активно внедряют инновации и экспериментируют с технологиями, такими как 3D-сканирование и печать, робототехника и даже искусственный интеллект. "Хорошая новость в том, что в моде этот процесс начался всего несколько лет назад. Другая хорошая новость — у России есть потенциал", - отмечает эксперт.

Александр Шумский: "Наличие фэшн-талантов и молодых технопредпринимателей позволило мне год назад выйти с соответствующей концепцией в Агентство стратегических инициатив (АСИ), которая затем превратилась в проект дорожной карты FashionNet. Мода, как оказалось, идеально вписывается в Национальную технологическую инициативу АСИ".

"Производство одежды — одна из последних традиционных отраслей, где мало что поменялось за 100 лет. При этом мировой рынок текстиля, обуви и одежды колоссальный — почти 3 трлн долл в год. Возможности на этом рынке явно недооценены. Мода — одна из самых высокомаржинальных индустрий, при том, что создание одного рабочего места в ней — самое дешевое. Даже первые швейные роботы дешевле аналогичных устройств, собирающих электронику, - продолжает исполнительный президент Национальной палаты моды. - Но здесь есть плохая новость: далеко не все российские чиновники следят за переменами, считают, например, что компьютер может скроить пиджак, но сшить его могут только вручную и нигде в мире роботы пиджаки не шьют... Многие сомневаются, что удастся полностью заменить швей на роботов: сложный крой требует умелых рук. Десять лет назад такие же сомнения высказывались относительно перспектив цифровой печати на тканях — это было дорого, а принт не был достаточно стойким. Сегодня эти сомнения не подтвердились — текстильные принтеры активно используются и в «люксе», и в масс-маркете".

Развитие электронной коммерции, улучшение логистики и соцсети спровоцировали рост числа небольших модных брендов — "в количествах, выходящих за рамки разумного". Этому способствует и растущий спрос на уникальные вещи, а новое поколение относит к ним не только люкс, пишет Шумский в своей колонке в газете "Известия".

"Мода - это огромный рынок, который начал самую большую перестройку в своей истории" - Шумский

Александр Шумский: "Сегодня, в отличие от того, что было еще пять лет назад, дизайнер может продаваться на весь мир, не выходя за пределы своей студии. Очевидно, новый технологический порядок придется учитывать всем, кто заинтересован в развитии. А идея FashionNet уже поддержана Минпромторгом — в лице замминистра, статс-секретаря Виктора Евтухова, отвечающего за легпром.

Стремительная трансформация мировой fashion-индустрии определенно открывает широкие возможности для нашей страны, которая никогда не ставила моду в список приоритетов. Профессиональные пессимисты, конечно, скажут (да и ноют уже), что нам не догнать, не перегнать, но это и про космос говорят. Наш стартовый капитал — в творческих талантах и тех, кто может создавать технологии, придумывать новые идеи.

Никита Кондрушенко

Александр Шумский


Ольга Калашникова

Виктор Евтухов

Надежда Кожевникова


Участники локального fashion-рынка постоянно в чем-нибудь да упрекают организаторов российских Недель моды: то в низком уровне компетенции, то в несовпадении графика проведения с международным календарем закупок, то в отсутствии байеров на показах. Ответом на вызов общественности стали выступления экспертов в рамках Недели моды в Санкт-Петербурге.

«В России пора понять, что мода - это бизнес», - не раз подчеркнул председатель наблюдательного совета Fashion Syndicate St.Petersburg и художественный руководитель питерской Недели Никита Кондрушенко .

Открывающая пресс-конференция задала тон многодневному мероприятию, продемонстрировав трезвость участников в оценке реальной ситуации, сложившейся сегодня в российской fashion-индустрии. Заместитель главы Минпромторга РФ Виктор Евтухов отметил сложности в адекватной работе различных секторов легкой промышленности. Также чиновник подчеркнул роль дизайнерского искусства в процессе продвижения отечественной продукции на российский и зарубежные рынки сбыта. Последующие спикеры обозначили проблемы нашей fashion-индустрии и задачи, которые необходимо решить для выхода из «застойного» положения.

Низкий сезон

Одна из главных проблем - несовпадение графиков проведения российских Недель моды с международным календарем закупок. Татьяна Герекли , генеральный директор марки женской одежды Camille Cassard и председатель комиссии по легкой промышленности объединения «Опора России», отметила, что локальные бренды опаздывают со своими показами ровно на два месяца, посему оказываются неинтересными зарубежным, а зачастую и российским байерам.


Надежда Кожевникова , директор филиала ИД Hearst Shkulev Media и глава продюсерского центра, подтвердила, что в начале апреля (когда проходит Неделя моды в Петербурге) байерские бюджеты действительно практически исчерпаны. Однако виноваты в такой нестыковке не столько организаторы Недель, сколько дизайнеры, которые заканчивают отшивать коллекции тогда, когда в мире уже все продано.

«Безусловно, мы должны корректировать графики проведения Недели моды и показов, чтобы байеры приезжали к нам оформлять заказы. Но при этом не стоит забывать: ничто не заменит мероприятия в межсезонье», - считает Надежда Кожевникова .

Дизайнер Татьяна Парфенова , чей модный дом празднует в этом году 20-летие, по тем же причинам не участвует в российских Неделях моды последние несколько сезонов, предпочитая частные презентации. «Последний показ своей коллекции prêt-à-porter мы провели в октябре 2013 года в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Именно он убедил меня, что мы опаздываем с демонстрацией минимум на полтора месяца, - говорит модельер. - Нам необходимо показывать коллекцию FW раньше (в конце февраля - середине марта), нежели проходят Недели моды в Москве. А кутюрные линии - в конце декабря - январе».

В ожидании байеров

Президент московской Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский говорит, что присутствие байеров на международных Неделях мод - давно не показатель успешности и эффективности мероприятия.

«Сегодня, в эпоху «быстрой моды», процесс закупки работает совсем по-другому. Большие бренды на подиуме демонстрируют только часть текущей коллекции, а байеры следят за тем, чтобы все подиумные вещи оказались в закупке, потому что именно они печатаются в журналах, показываются по телевизору и репостятся до конца сезона»,

- пишет в своем блоге Шумский .

«Любая Неделя моды складывается из трех составляющих: это пресса, клиентская аудитория и байеры - самое слабое звено в этой цепи, причем и на московских, и на петербургских неделях», - с сожалением констатирует Надежда Кожевникова . Однако сейчас, по словам главы Hearst Shkulev Media, ситуация в Северной столице меняется в лучшую сторону. Организаторы St.Petersburg Fashion Week активно работают в байерском направлении, в частности, с французским шоу-румом New Couture (в рамках Недели моды prêt-à-porter в Париже) и профильным консалтинговым агентством Global Fashion Consulting.


«В будущих сезонах мы сможем увидеть результаты этой работы. Байеры из крупнейших городов России, Казахстана, Азербайджана, Грузии приедут на Санкт-Петербургскую неделю моды, - обещает госпожа Кожевникова . - И не только с желанием отсматривать дизайнерские коллекции, но и со своими бюджетами».

Для популяризации отечественных fashion-марок за рубежом российским дизайнерам необходимо налаживать сотрудничество с профессиональными шоу-румами, считает глава Hearst Shkulev Media. Позитивным опытом уже обладает петербургский бренд Fabric Fancy, который подписал контракт с французским универмагом Galeries Lafayette. В этом году байеры из Парижа берут на реализацию капсульную коллекцию платьев, которую специально для них разработал владелец и креативный директор Fabric Fancy Сергей Хромченков.

Кроме того, Надежда Кожевникова подчеркивает важность установления «единой и неделимой» Недели моды в Санкт-Петербурге (после того как Aurora Fashion Week объявила об отмене весенней сессии 2015).

Цена вопроса

Еще одна причина отсутствия интереса у западных байеров к российским Неделям моды - высокая цена продукции. Вещи отечественных дизайнеров стоят очень дорого, что вызывает недоумение иностранных закупщиков и отпугивает оптовых клиентов.

Питерский дизайнер Наталья Бузакова , которая представляла осенью 2014 года вместе с коллегой собственный бренд OSOME2SOME на миланской выставке Super, рассказывала: «В Милане мы не получили ни одного заказа. Мне кажется, что наша закупочная цена оказалось слишком высокой для иностранных байеров (12 000 - 15 000 рублей)». При этом Наталья отмечает явный интерес западных байеров к коллекциям бренда.

Несбалансированность прайс-листов у российских дизайнеров связана со схемой работы. Чаще всего модельеры выбирают формат ателье индивидуального пошива с ограниченной размерной линейкой и маленьким количеством единиц товара. А высокая доля ручного труда и импортные материалы увеличивают себестоимость изделия до неподъемной для оптовиков, не говоря уже о конечном потребителе. «Цена на простейший топ от российских кутюрье практически совпадает со стоимостью изделия с деталями hand made зарубежного производства. Такие условия неприемлемы для большинства байеров», - заключает Кожевникова .

Отсутствие профессионалов

Зачастую российским дизайнерам (особенно начинающим) сложно объяснить, что за красивыми фасадами с красными дорожками, подиумами и дефиле скрывается очень серьезный бизнес. Непонимание специфики деятельности и принципов работы в fashion-сфере сильно тормозит развитие отечественной моды.

«В России - высокий класс креатива и низкий класс менеджмента. Специалистов по управлению бизнес-процессами в моде очень мало, и те пока не очень профессиональны, - заявляет глава Fashion Syndicate St.Petersburg Никита Кондрушенко . - Сейчас иностранные закупщики откровенно говорят, что они с удовольствием работали бы с российскими дизайнерами, но, к сожалению, мало кто из «наших» способен вести бизнес так, как к этому привыкли в Европе и Америке: и по срокам, и по гарантиям».

Ольга Калашникова (член Наблюдательного совета Синдиката моды и руководитель направления MBA в индустрии моды и роскоши санкт-петербургского филиала французского института Mod’Art International) уверена, что решить проблему с нехваткой квалифицированных специалистов можно только при господдержке. «Необходимо организовывать программы на базе высших учебных заведений, таких как Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна и его подразделения - Института бизнес-коммуникаций. Эти курсы будут готовить fashion-специалистов по коммерческой деятельности: экономике, управлению, маркетингу», - считает Ольга Калашникова .


Кроме того, руководитель программы Mod’Art International подчеркивает, что в помощи остро нуждается вся линейка образования, начиная с производственных профессий: технологов, швей, конструкторов одежды. «Такие специальности не могут быть возрождены коммерческими структурами. Здесь государственный интерес просто необходим», - говорит эксперт.

Проблему пытаются решать локально. Например, петербургский Синдикат моды ввел в этом году образовательную программу с мастер-классами и лекциями.

Только маркетинг

Особое значение для развития модной индустрии в России играет ее репутация, причем в глазах не только fashion-инсайдеров, но и конечных потребителей одежды, обуви, аксессуаров. Поэтому сейчас стоит задача убедить покупателя в том, что отечественный продукт не уступает зарубежному. «Волна популяризации импортозамещения имеет не столько локальный характер, сколько глобальный. Процесс не связан с вводом санкций странами Евросоюза. Это лишь внешнее обстоятельство, которое наконец сдвинуло ситуацию с мертвой точки», - уверяет Никита Кондрушенко .

В феврале 2015 года Минпромторг совместно с компанией «Ромир» провел опрос 2000 жителей крупных российских городов. Результаты выявили лояльное отношение 54% респондентов к качеству одежды отечественного происхождения.

Однако Недели моды пока не готовы стать каналом продвижения локальных брендов на локальном же рынке. На сегодня они выполняют лишь маркетинговую функцию. «Постпродакшн - для этого мы существуем. Хотя, конечно, любая Неделя моды должна быть площадкой, где дизайнеры находят производителей и инвесторов, байеры - необходимый продукт; а производственники - дизайн», - признает худрук St.Petersburg Fashion Week.

Впрочем, Александр Шумский заверяет: Недели моды по всему миру изначально задумывались как мощные pr-мероприятия, поэтому ждать от них иного не следует. «Светскость и медийность - главные понятия сегодняшних модных шоу, независимо от страны проведения, - считает Шумский . - Показы стали ключевым элементом fashion-маркетинга, продвижения продукции, бренда. СМИ и интернет здесь играют главную роль, даже если речь идет о Dior».

Еще немного причин

Сегодня главная целевая аудитория любой Недели моды - представители медиа. Они транслируют позицию организаторов, освещают дефиле и приглашают к информационному сотрудничеству участников шоу.

Чаще всего устроители Недель вынуждены обходиться без спонсоров, собирая взносы с дизайнеров, но это, по признанию того же Кондрушенко, не покрывает расходы полностью, что ставит предприятие перед угрозой банкротства.

Незрелость российской модной индустрии проявляется также в отсутствии главной, объединяющей, профессиональной Недели моды в России. Существующие: Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Moscow Fashion Week, St.Petersburg Fashion Week, Aurora Fashion Week - не консолидированы и, более того, конкурируют между собой.

Трезвая оценка ситуации - первый шаг к выздоровлению индустрии. Остается надеяться: будут предприняты и следующие - те действия, которые помогут развивать отрасль, а также продвигать российских дизайнеров на локальном и международном уровнях. Проблемы обозначены самими организаторами Недель, и это значит, что направление выбрано правильное.