Занятия для ребенка 4 лет распечатать. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Методическое обеспечение программы

Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет

Рабочая программа

кружка «Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года

для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )

Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна

Паспорт программы

1. Полное название «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

3. Дата создания 2016г

4. Характеристика программы предусматривает :

- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- развитие общения и речи ;

- развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;

6. Сроки реализации : 1 год

7. Возраст дошкольников : 4-5 лет

8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи :

Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание) .

Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.

Развивать самостоятельность и инициативу.

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .

Обогащать опыт самопознания дошкольников.

Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

Воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы :

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные

решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.

11. Перспективы развития .

# У детей будут развиты :

Мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;

Мелкая моторика рук и глазомер.

Творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию.

# Проявится интерес к интеллектуальным играм.

# Сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Развивайка-ка » обеспечивает развитие внимания , восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 20 минут.

Актуальность программы

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка » .

Новизна программы

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр , головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести :

Использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей ;

Подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

Проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Свободная, самостоятельная деятельность детей , которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка , который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики . Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев» , а также развитию интеллектуальных базовых способностей : внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания : более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным - работу попроще . При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы :

1. Принцип развивающего обучения .

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка , учитывая «зону его ближайшего развития » . Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями : анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали» ). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

4. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию , формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов) .

Формы организации детей :

Индивидуальные;

Подгрупповые;

Групповые.

Формы работы с детьми :

Ситуативный разговор;

Проблемная ситуация.

Методы работы с детьми :

Словесные (беседа, загадки) ;

Наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов) ;

Практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты :

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления , речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения :

Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Овладение детьми приемами логической обработки информации , формирование и развитие навыка самоконтроля .

В период учебного процесса :

Дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек) ;

Сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам) ;

Обобщают (по выделенным признакам) ;

Подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

С помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; - понимают слова «побольше» , «поменьше» , «большой» ,«маленький» , «одинаковые»

Подбирают предметы по заданному признаку;

Ориентируются одновременно в подборе : (цвет и величина, форма и цвет) ;

Выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

Пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы .

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года , в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.

Условия реализации программы

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы .

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Тематическое планирование

сентябрь

1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»

2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»

3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.

4. Игра на улице «Новая походка»

2)Развитие восприятия .

1. Игра «Белый лист» , игра «Сделай так» .

2. Игра «Сравни предмет» , игра «Зашиваем ковер» (по подгруппам)

3. Игра «Круг треугольник, квадрат» ., игра «Найди игрушку» .

4. Игра «Узнай предмет» , игра «Составь картинку» (по подгруппам)

3)Диагностика уровня восприятия

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа )

2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа )

3. Зрительное восприятие. Упражнение «Назови животных» (индивид. работа )

4. Слуховое восприятие «Понимание текста» (индивид. работа )

4)Развитие памяти .

1. Развитие слуховой памяти . Воспроизведение рассказа.

Игра «Запомни картинки»

2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»

3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?» , игра «Рисуем по памяти узоры»

4. Развитие образной памяти

Игра «Запомни и назови»

5)Диагностика развития памяти

1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)

2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)

3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)

6)Развитие внимания .

1. Игра «Найди одинаковые предметы» , Игра «Что появилось?» (индивид. работа )

2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа )

3. Игра «Найди игрушку» . Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

4. Игра «Что это?» , игра «Добавь слово»

7)Диагностика уровня внимания

1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа )

8)Развитие воображения .

1. Игра «Поможем художнику»

2. Игра «Волшебные картинки»

9)Диагностика воображения.

1. Методика «Как спасти зайку» 3 мин

10) Развитие мышления .

1. Игры «Третий лишний» , «Какое что бывает»

2. Живое- неживое

3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Развивающая настольная игра «Профессии» .

4. Игра «Отгадай предмет по его частям» (по подгруппам)

Игра «Давай придумывать» (абстрактное мышление, речь)

5. Игра «Угадай игрушку»

6. Игра «Картинки-загадки»

11)Диагностика уровня развития мышления .

1. Методика «Вырежи фигуры»

2. Методика «Что здесь лишнее?» , «Раздели на группы» 2 мин

Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.

Основные требования к заданиям содержательно-логического характера :

Задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.

Задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей , расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.

Задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Тематика занятий :

1. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

2. Развитие мышления , внимания, памяти, воображения, восприятия.

В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера :

Дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;

Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого и т. д.

Методическое обеспечение программы .

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания , для развития логического мышления;

Настольно-печатные игры.

Используемая литература

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет . Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера,2006

2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста-М :ПЕРСЭ, 2003

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей » -Ярославль «Академия развития » , 1996

4. Светлова И. Е. Тренируем память : Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

Рабочая программа направлена наразностороннее развитие детей 4-5 лет в средней группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории № 118 Кировского района города Ростова-на-Дону.

Настоящаяпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13, Областным законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04. № 184 ЗС, основной образовательной программой ДОУ. А также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. Ведущими целями которой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Программа стро-ится на принципе личностно-ориенти-рованного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

Воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;

Создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие;

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Стремление к самостоятельности . Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления . Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности . Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность , которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Для создания равных условий и полноценной реализации рабочей программы, группа располагает следующей материально-технической базой :

Учебные пособия в соответствием с возрастом;

Картотека игр по социально-нравственному воспитанию;

Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик – направленных на развитие мелкой и

крупной моторики, формирование здорового образа жизни;

Картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитие вестибулярного аппарата,

опорно-двигательного аппарата, ловкости и внимательности ребенка;

Картотека экспериментов на развитие исследовательской деятельности, познавательной активности ребенка;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.

Дидактические игры: по ППД, ОБЖ, математике, развитию речи, экологии и т.д.

Кукольный театр - костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, тематический набор сказочных

персонажей - направленный на развитие творческих способностей;

Музыкальные инструменты – металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник, магнитофон.

Спортивный инвентарь - мячи большие, малые, обручи, флажки, ленточки, платочки. и.т.д.

Библиотека детской литературы в соответствии с возрастом детей, любимые книжки детей;

Различные виды конструкторов, мозаики разных форм и цвета, парные картинки и другие настольно-печатные игры – на развитие конструктивных навыков и творческого воображения, мышления.

Данная рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования в соответствии с познавательными запросами современного ребёнка.

Цели и задачи рабочей программы, достигаются путём приобщения ребёнка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.

В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:

№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие и оздоровление
  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры
  • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
  • Физкультминутки В НОД
  • Физкультура
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2. Познавательно-речевое развитие
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
  • Досуги
  • Индивидуальная работа
3. Социально-личностное развитие
  • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Индивидуальная работа
  • Эстетика быта
  • Трудовые поручения
  • Игры с ряженьем
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры
4. Художественно-эстетическое развитие
  • Музыка
  • ИЗО деятельность
  • Эстетика быта
  • Экскурсии
  • Спектакли и представления театральных коллективов
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.

Наименование Неделя Год
математика 1/20 мин. 30 занятий
развитие речи 1/20 мин. 30 занятий
художественную литературу 1/20 мин. 30 занятий
рисование 1/20 мин. 30 занятий
экологию 1/20 мин. 30 занятий
физкультуру 2/40мин. 60 занятий
музыку 2/40мин. 60 занятий
Конструирование 0,5/10 мин 15 занятий
ручной труд 0,5/10мин 15 занятий
лепка 0,5/10мин 15 занятий
аппликация 0,5/10 мин 15 занятий
Итого 11/3 ч.40 мин. 420 занятий

Занятия музыкальные и занятия по физической культуре проводятся специалистами.

В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.

Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они высшее предыдущих).

Развитие речи

задач : развивать связную монологическую речь: учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам; развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка; стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстникам, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи; развивать потребность в деловой и интеллектуальном общении со взрослыми; развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

Методы : описательные рассказы, беседа и совместная деятельность, развивающие практические и игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Планируемые результаты:

1.Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания здоровается и прощается, говорит "спасибо, пожалуйста".

2. Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

3. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

4. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

5. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия "слово" и "звук". Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Перспективное планирование

№ п/п Месяц Темы занятий Цель Источник, страница
1 Сентябрь
1Описание игрушек- кошки и собаки; 3.Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; «Занятия по развитию речи» О.С.Ушакова, стр.104;
2Составление рассказа по картинке «Кошка с котятами». 4.Учить составлять рассказ по картинке совместно с воспитателем, и самостоятельно. Стр.108
2 Октябрь 1.Составление описательного рассказа о питомцах; 1.Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; Стр.113
2.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка, и котенок»; 2.Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов. Учить согласовывать прилагательные с существительным. Стр. 116
3.Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; 3.Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалог персонажей; Стр.118
4.Составление сюжетного рассказа по ролям. 4.Формировать навыки диалогической речи, самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Стр.120
3 Ноябрь
1.Составление рассказа описания по лексической теме «Мебель»; 1.Учить правильно называть предметы мебели; Стр.125
2.Составление рассказа по картинке «Собака со щенятами»; 2.Составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; Стр.127
3.Описание игрушек- белки, зайчика, мышонка. 3.Учить составлять короткий описательный рассказ. Стр.129
4 Декабрь 1.Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»; 1.Учить пересказывать небольшой рассказ Стр.138
2.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»; 2.Побуждать к составлению коротких рассказов, исходя из наборов игрушек; Стр.140
3.Составление рассказа по картинке «Таня не боится мороза». 3.Учить составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений) по плану, предложенному воспитателем. Стр.142
5 Январь ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
1.Придумывание предложения рассказ «Белочка, заяц и волк»; 1.Учить, исходя из набора игрушек, составлять рассказ вместе с воспитателем; Стр.144
2.Составление описания внешнего вида; 2.Учить составлять описание друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка); Стр.147
3.Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».Сравнение предметных картинок. 3.Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы. Стр.150
6 Февраль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА
1.Описание потерявшихся зайчат по картинкам; 1.Упражнять в подборе глагола к существительному, четко, правильно произносить звук [щ"], выделять этот звук в словах; Стр.152
2.Составление рассказа по картине «Мать моет посуду»; 2.Учить составлять рассказ по картине; Стр.153
3.Составление описания животных по картинкам. 3.Учить составлять описание по картинке, называя объект, его свойства, признаки, действия. Стр.154
7 Март 1.Составление описания по лексической теме «Овощи»; 1.Учить описывать овощи, правильно их называть; Стр.156
2.Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» 2.Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствие с текстом в пересказах товарищей; Стр.160
3.Описание внешнего вида животных. 3.Продолжать учить составлять описание предметов, упражнять в образовании форм глагола «хотеть хочу» и т.д. Стр.162
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 24.03 – 31.03.
8 Апрель 1.Составление рассказа по картинке «Куры»; 1.Учить составлять короткий описательный рассказ по картинке; Стр.165
2.Составление описаний персонажей сказки «Теремок»; 2.Учить составлять описание предметов, подбирать нужные слова по смыслу; Стр.168
3.Определение специфических признаков предмета; 3.Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки Стр.170
9 Май 1.Определение предмета по его специфическим признакам; 1.Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; Стр.172
2.Описание внешнего вида детенышей животных. 2.Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов и их характерных признаков. Стр.174
15. 05 – 31.053.Анализ овладения детьми содержательным компонентом образовательного процесса
Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ.

Художественная литература

В данном разделе основное внимание направлено на решение задач: углублятьинтерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлений фигурок и элементов декора для театральных игр.

Методы: последующаябеседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

1. Ребенок внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.

2. Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.

3.Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.

4. Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.

5. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных играх, создавая интересные образы героев.

Перспективное планирование

№п/п Месяц Тема занятий Цель занятий Источник, стр.
1 Сентябрь Адаптация детей к новым условиям.
Подготовка информационных справок на начало учебного года.
1Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. О.С.Ушакова «Знакомим с литературой»
Стр.54
2.тихотворения об осени 4.Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений. Стр.56
2 Октябрь 1.Русская народная сказка «Гуси лебеди» 1.Учить понимать образное содержание и идею сказки. Стр.58
2.Стихотворение Г.Новицкой «Тишина» 2.Учить эмоционально воспринимать содержание стихотворений, развивать образность речи. Стр.59
3.Ознаколение с малыми фольклорными формами. 3.Познакомить с жанром загадки, учить отгадывать загадки, познакомить с жанром скороговорки и ее назначением. Стр.61
ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 31.10 – 07.11
3 Ноябрь 1.Рассказ Е.Чарушина «Про зайчат» 1.Познакомить с жанром рассказа, учить понимать тему и содержание рассказа. Стр.63
2.Веселые стихотворения 2.Учить понимать содержание стихотворений и их юмористический смысл Стр.64
3.Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» 3.Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. Стр.67
4 Декабрь 1.Стихотворение о зиме 1.Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Стр.68
2.Русская народная сказка « Зимовье зверей» 2.Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей. Стр.71
3.Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами 3.Учить связывать значения пословицы с содержанием короткого рассказа. Стр.72
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
5 Январь ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
1.Русская народная сказка «Жихарка» 1.Учить замечать образные слова и выражения в тексте, закреплять умения подбирать синонимы Стр.74
2.Стихотворение о весне 2.Учить эмоционально, воспринимать стихотворение Стр.75
6 Февраль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ
1.Стихотворение 1.Развивать образность речи, понимать значение Стр.77
Г.Ладонщикова «Весна» образных слов и выражений.
2.Веселые стихотворения 2.Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл. Стр.79
3.Стихотворение Е.Благиной «Черемуха» 3.Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста. Стр.81
7 Март 1.Русская народная сказка «У страха глаза велики» 1.Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, придумывать связное повествование по содержанию пословицы. Стр.83
2.Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» 2.Продолжать учить осмысливать характеры и поступки персонажей сказки. Стр.84
3.Стихотворение И.Мазина «Осень» 3.Закреплять знания о признаках осени, воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы Стр.86
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 24.03 – 31.03
8 Апрель 1.Рассказ Н.Носова «Живая шляпа» 1.Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа. Стр.88
2.Стихотворение И.Сурикова «Зима» 2.Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Стр.89
3.Русская народная сказка «Сестирица Аленушка и братец Иванушка» 3.Развивать умения замечать и использовать выразительные средства языка сказки. Стр.91
9 Май 1.Стихотворение о весне 1.Развивать умения чувствовать напевность, ритмичность языка по этической речи. Стр.93
2.Рассказ Е.Чарушина «Воробей» 2.Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. Стр.94
3. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ
4. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ

Малые формы фольклора . «Долгоносый журавель...»; «Жили у бабуси...»; «Иголка, иголка...»; «Как на тоненький ледок...»; «Пузырь»: «Со вьюном я хожу...»; «Солнышко – колоколнышко...»; «Ты, трава ль моя...»; «Ходит конь...».

Сказки . «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.) «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.). «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Соляной бочок», «Снегурушка и лиса».

Произведение русской классической литературы. К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал..»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»;А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток»; «Ель растет перед дворцом..»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Л.Толстой «Спала кошка на крыше..», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «Была зима»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря..», «Чудная картина..», «Ласточки пропали..»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя».

Произведение современной русской и зарубежной литературы. З. Александрова Вечер на речке; Одуванчик – А. Борто. Снегирь; Уехали – Е. Благинина. Аленушка; Сорока – Белобока. – В. Берестов. Кошкин щенок – Б. Житков. Кружечка под елочкой. – М. Зощенко. Глупая история.- В. Инбер. Сороконожки. – Л. Квитко. В гости; Лошадка – А. Кушнер. Почему я от всего отказался; Что в углу? С. Маршак. Вот какой рассеянный; пудель; Ванька- встань-ка; Детки в клетке. И. Мезнин. Черное и серое; Простое слово. – Н. Носов. Метро; Ступеньки. Л. Пантелеев. Рассказы Белочке и Тамарочке. – Я. Тайц. По грибы – Д. Хармс. Очень – очень вкусный пирог; Веселый старичок; Очень странная история. – Г. Цыферов. Самолетик – Е. Чарушин. Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никитина охота», «Про томку». – К. Чуковский. Федорино горе;Тараканище; Чудо- дерево.

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и . К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят , завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Марианна Сутормина
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Волшебные приключения»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возраст - 4-5 лет.

Образовательная область - познание.

Тема : «Волшебные приключения »

Задачи :

Образовательные :

Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

Совершенствовать знания о цифрах 1, 2, 3;

Продолжать учить сравнивать предметы контрастных размеров по высоте и длине;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Углублять знания о временах года;

Развивающие :

Развивать внимание, логическое мышление, память.

Воспитательные :

Предварительная работа : знакомство с цифрами, разучивание считалок, обследование геометрических фигур, рассказывание о временах года, чтение стихотворений, д/игры с использованием предметов по высоте и длине.

Материалы и оборудование : демонстрационный : два дерева разной высоты, одно из них с кормушкой, и 3 гнездами, изображения птиц, картинки (цветок, сосульку, снежинку, жёлтый листок, картинки «Времена года» , карточки с домиками из геометрических фигур.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель : «Ребята, у нас в гостях побывала Добрая Волшебница , я вижу повсюду её следы. А это значит, что нас сегодня ждут увлекательные приключения . Вы любите приключения ? Тогда давайте поскорее отправимся к ним на встречу».

Воспитатель : «Взгляните, что это?» (на листе бумаги наклеены домики из геометрических фигур) Это целый город геометрических фигур. Я вижу, в нём есть даже улицы. Давайте посчитаем, сколько здесь улиц».

Дети : «5» .

Воспитатель : «Дома на каждой из улиц между собой одинаковые или разные?»

Дети : «Одинаковые» .

Воспитатель : «Как вы думаете, кто живёт на первой улице?»

Дети : «Квадраты» .

Воспитатель : «На второй?»

Дети : «Прямоугольники» .

Воспитатель : «На третьей?»

Дети : «Овалы» .

Воспитатель : «На четвёртой?»

Дети : «Треугольники» .

Воспитатель : «На пятой?»

Дети : «Круги» .

Воспитатель : «Посмотрите, ребята, улицы в этом городе одинаковые по длине или разные?»

Дети : «Разные» .

Воспитатель : «Какая из улиц длинная?»

Дети : «Улица квадратов.

Воспитатель : «Какая короткая?»

Дети : «Улица кругов» .

Раздаётся звон.

Воспитатель : «Вы слышали этот звон? Это Волшебница довольна вашими ответами. Пойдёмте дальше. Посмотрим, что нас ждёт впереди».

Воспитатель : «Что находится перед нами?»

Дети : «Два дерева, на одном кормушка с птицами» .

Воспитатель : «Сколько деревьев?»

Дети : «Два» .

Воспитатель : «Какие деревья по высоте, одинаковые или разные?»

Дети : «Разные» .

Воспитатель : «Что мы видим на деревьях» .

Дети : «Птичьи гнёзда, кормушку с птицами» .

Воспитатель : «Сколько всего гнёзд на деревьях?»

Дети : «3» .

Воспитатель : «На каком дереве находятся гнёзда, на низком или высоком?»

Дети : «На высоком» .

Воспитатель : «На каком дереве находится кормушка с птицами?»

Дети : «На низком» .

Воспитатель : «Ребята, я вижу, что птицы уже склевали весь корм, но не возвращаются в свои гнёзда, а продолжают сидеть в кормушке. Как вы думаете, почему?»

Дети : «Птицы не знают, где чьё гнездо» .

Воспитатель : «Попробуем им помочь? Посмотрите, пожалуйста, птицы одинаковые или разные?»

Дети : «Разные» .

Воспитатель : «Чем они отличаются?»

Дети : «Цветом» .

Воспитатель : «А теперь посмотрите на гнёзда, что вы на них видите?»

Дети : «Цифры» .

Воспитатель : «Какая цифра на первом гнезде?»

Дети : «1»

Воспитатель : «Какая цифра на втором гнезде?»

Дети : «2» .

Воспитатель : «Какая цифра на третьем гнезде?»

Дети : «3» .

Воспитатель : «Вы не знаете, для чего нужны эти цифры?»

Воспитатель : «Я думаю, что эти цифры подсказывают нам, сколько птиц вылетело из каждого гнезда и цвет птиц тоже нам в этом поможет».

Воспитатель : «Давайте найдём одинаковых птиц, посчитаем их и тогда узнаем, из какого гнезда они вылетели».

Дети выполняют задание, располагают птиц в гнёздах.

Раздаётся звон.

Воспитатель : «А вот ещё один сюрприз от Доброй Волшебницы (конверт) . Давайте заглянем в этот конверт» (воспитатель достаёт рисунки-символы : цветок, сосульку, снежинку, жёлтый листок и разглядывает их с детьми).

Воспитатель : «Как вы думаете, что обозначают эти символы?»

Дети : «Времена года» .

Воспитатель : «А теперь посмотрим, что за картинки оставила нам Королева Математика» .

Воспитатель разворачивает детям четыре иллюстрации.

Воспитатель : «Что изображено на этих картинах?»

Дети : «Времена года» .

Воспитатель : «Назовите их» .

Дети : «Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель : «Посмотрите и скажите, в правильном порядке расположены картинки с изображением времен года?»

Дети : «Нет» .

Воспитатель : «Какое время год начинает?»

Дети : «Зима» .

Воспитатель : «Какое время года следует за зимой?»

Дети : «Весна» .

Воспитатель : «Что наступает после весны?»

Дети : «Лето» .

Воспитатель : «Что приходит после лета?»

Дети : «Осень» .

Воспитатель : «А сейчас какое время года?»

Воспитатель : «Давайте мы к каждой картинке прикрепим символ , обозначающий это время года» (дети выполняют) .

Раздаётся звон. Воспитатель обнаруживает шкатулку с запиской и зачитывает её.

Воспитатель : «Дорогие ребята, вы сумели справиться со всеми моими заданиями и этим очень порадовали меня. За ваши знания и за ваши старания я хочу наградить вас маленькими памятными сувенирами. Оставайтесь и дальше такими же внимательными и любознательными. До новой встречи».

Воспитатель : «А я, ребята, в свою очередь тоже хочу вас похвалить и каждому вручить по фишке. Положите их в свои коробочки «Добрых дел» и не забывайте, что быть внимательным и активным на занятии – это тоже доброе дело».

Публикации по теме:

Развлечение для детей 3–5 лет «Волшебные превращения льдинки» «Волшебные превращения льдинки» Развлечение для детей группы 3 – 5 лет «Волшебные превращения льдинки» Воспитатель Шульц Н. В..

Доброе утро, дорогие друзья! Здравствуйте все, кто собрался в этом зале! 24 марта во всём мире отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом.

Цель:Создать веселую атмосферу, в увлекательной форме раскрыть детям качества природных объектов. Предварительная работа: - изготовить.

Конспект занятия для детей старшей группы «Математические приключения» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Математические приключения» Цель: выявление и систематизация полученных знаний и умений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказочные приключения кота» для детей от 4 до 5 лет Тема: «Сказочные приключения кота». Цель: Развитие познавательных интересов посредством дидактических и развивающих игр. Задачи: Образовательные:.

Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.

Характеристика возраста

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.

Этот возраст характеризуется следующими особенностями:

  1. Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
  2. В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
  3. В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
  4. Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
  5. У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
  6. Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.

Потребности ребенка в развитии и в получении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.

Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых - это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.

Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.

Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.

Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.

Речь и память:
  • использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
  • речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
  • знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
  • употребление множественного числа;
  • правильное употребление предлогов;
  • умение отыскать вещь по описанию;
  • знание профессий;
  • поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
  • пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
  • знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.

Логическое мышление и внимание:

  • мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
  • умение находить различия и сходства картинок, вещей;
  • самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
  • умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
  • уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
  • умение вложить недостающие фрагменты картинки;
  • обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
  • подбор противоположных слов;
  • распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
  • умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.

Математика:

  • знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
  • умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
  • сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».

Геометрия:

  • положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
  • знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
  • и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Художественная литература:

  • прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
  • просмотр иллюстрированной книги;
  • знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
  • умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.

Чтение, подготовка к письму:

  • знание всех букв алфавита;
  • прочтение трехбуквенных слов;
  • возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.

Физическая культура:

  • улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
  • рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
  • рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела - до 2 кг;
  • скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
  • возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
  • значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.

Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч и т.д.

Иностранный язык:

Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4-5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание и т. д.)

Окружающий мир:

  • различие овощей, фруктов и ягод;
  • знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
  • названия дней недели;
  • угадывание времен года по картинкам, знание их примет.

Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями и т.д. Чаще это получается спонтанно. Если в фильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить и единицы измерения.

Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.