Виды страхов у детей 5 лет. Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Видео: как избавиться от страха

Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не подходит, если он зовет ее и плачет, чрезвычайно распространена. Разумеется, это не говорит о ее жестокости, просто она желает, чтобы ребенок засыпал сам. Однако очень часто это приводит к невротическим страхам, которые могут аукнуться в дальнейшей жизни малыша. Конечно, рано или поздно он уснет, но чувство тревоги останется.

Детские страхи присущи определенному возрасту. Для нормально развивающегося, здорового малыша страх и испуг – естественная реакция помогающая познавать окружающий мир. А вот если ребенок совершенно ничего не боится и не подвластен даже возрастным страхам, проверьте, не задерживается ли его психическое развитие. Как правило, в дошкольном возрасте детские страхи возникают значительно чаще и ослабевают по мере взросления. Причем для каждого возрастного этапа присущи свои страхи.

Новорожденные часто пугаются приближения больших предметов, резких звуков.

В 7 месяцев малыш беспокоится при длительном отсутствии матери.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых людей, особенно женщин, которые не похожи на его мать. Как правило, к середине 2-го года страх проходит.

Два года сопровождаются боязнью одиночества, незнакомых резких звуков, высоты, боли, может появиться страх животных, движущегося транспорта, темноты.

Страх перед наказанием появляется в 3 года. Если отец участвует в воспитании малыша, ребенку позволяется выражать свои переживания, эмоции страх выражен намного меньше.

В 3-5 лет дети пугаются сказочных персонажей (Деда Мороза, Бабу Ягу, Снегурочку, Кощея, придуманных «чудовищ»), неожиданных звуков, боли, воды, одиночества, транспорта, темноты, замкнутого пространства. Последние страхи в большей степени присущи детям, чьи родители излишне принципиальны и тревожны.

В 6 лет может появиться страх смерти (родителей или своей), обычно он проявляется не напрямую, а как боязнь стихии, пожаров, нападений.

Дошкольники очень болезненно реагируют на семейные конфликты, это усиливает тревожность.

В возрасте семь-восемь лет прежние страхи, смягчаются, но на их место приходят новые: боязнь получить плохую отметку, быть неуспешным, опоздать в школу.

Подростковый возраст, как правило, свободен от страхов, но может присутствовать состояние тревожности.

Все вышеперечисленные страхи носят преходящий, временный, возрастной характер, поэтому нет необходимости с ними бороться. Однако встречаются и другие страхи, которые называют «невротические». Их может вызвать – некое психическое потрясение, жестокость в отношениях, травма, высокая тревожность родителей, конфликты в семье. Эти страхи просто так не проходят, поэтому ребенку необходима помощь специалистов (психотерапевта, психолога), а так же изменение стиля воспитания.

По данным исследований, каждый второй ребенок испытывает страхи. Но наиболее часто им подвержены дети от 2 до 9 лет, поскольку в этом возрасте дети уже многое знают и видят, однако понимают еще не все, поэтому необузданная детская фантазия реальными представлениями об окружающей действительности не сдерживается. Страхи в этом возрасте, говорят скорее о некотором превышении нормы развития, а не о патологии. Большую часть информации ребёнок воспринимает невербально, больше ориентируясь на «язык» тела и органов чувств.

Как можно понять, что ребенок боится?

Если у Вашего ребенка:

— беспокойный сон, сопровождающийся кошмарами;

— боязнь темноты;

— трудности при засыпании;

— заниженная самооценка.

Чтобы избежать закрепления и возникновения страхов не следует:

— позволять ребенку ложиться спать обиженным или в плохом настроении. Перед сном он должен быть радостным и спокойным;

— позволять ему кушать перед сном;

— запирать ребенка в незнакомом темном помещении;

— пугать малыша (придет: Баба Яга, милиционер, чужой дядя и … утащит, съест и так далее);

— перегружать детскую фантазию: приобретайте игрушки соответствующие возрасту, запретите смотреть агрессивные мультфильмы, читать книги.

Имейте ввиду, что впечатлительные и эмоционально-чувствительные дети в большей степени подвержены страхам.

Как помочь ребенку не бояться

— соблюдайте режим. Дети не любят перемен, поэтому соблюдайте придуманный ребенком «ритуал», к примеру, читайте знакомую уже книгу, включайте ночник, укладывать игрушки спать;

— превращайте злых персонажей в добрых. Сами придумывайте сказки — как Кощей стал добрым, паучок или волк вывел девочку из леса …;

— заранее готовьте ребенка к поступлению в школу или детский сад;

— повышайте его самооценку;

— «разберитесь» со своими страхами, дабы не «заразить» ими малыша (боязнь насекомых, собак, самолета, транспорта, страх смерти);

— выясните причину страхов;

— ребятишки очень любят фантазировать, пусть ребенок сочиняет сказки, где он смелый и сильный герой, или рисует свои страхи.

— если ребенок боится замкнутого пространства или темноты – откройте дверь, зажгите лампу, положите в кровать самую любимую игрушку или дайте ему игрушечное оружие. Положите его на ночь возле кровати, чтобы у него была возможность «защититься»;

— учитесь преодолевать страх посредством рисования, игр, проигрывания ситуаций. Поиграйте в доктора, если малыш боится больницы; в разведчиков, если боится темноты.

— поощряйте развитие самостоятельности. Ребенок должен чувствовать, что он многое знает и умеет;

— не стыдите ребенка за страхи. Их устранение требует поддержки и терпения. Не наказывайте его за страхи и не ругайте;

— не запугивайте ребенка;

Будьте терпимы и не забывайте, что Вы можете помочь малышу перестать бояться.

Детские страхи - нормальное явление, ведь так ребёнок проявляет эмоции, привыкает к окружающему миру и социализируется. Некоторые психологи считают, что малышам незнакомо это чувство, но по мере взросления в дошкольном и школьном возрасте наблюдается бояться разных вещей. Появление тревожности имеет свои причины. Их необходимо выяснить, ведь со временем любой страх может перерасти в настоящую фобию, которая останется и во взрослой жизни человека. Коррекция поведения крохи осуществляется разными способами, большинство из которых доступно родителям в домашних условиях.

Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине - у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи .

Страх - это сильная эмоция человеческого организма, которая формируется вследствие работы инстинкта самосохранения.

Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей. Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии. Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние - уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.

Почему ребёнок начинает бояться: все причины появления страхов

Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.

Во многих случаях дети боятся не чего-то конкретно, а наказания, которое может последовать от родителей или других взрослых. Именно поэтому мама и папа должны спокойно объяснять крохе, почему нельзя делать что-то, а не сразу ругать ребёнка.

Существуют и другие факторы появления детских страхов:

  • богатая фантазия. Один раз услышав, что в тёмной комнате есть что-то страшное, малыш сразу начинает бояться. Это касается многих фраз и разговоров, которые ребёнок воспринимает как правду. То же самое относится к увиденному: посмотрев страшный мультфильм, кроха может испугаться и думать, что это произойдёт с ним в реальности;
  • действие, которое произошло с ребёнком. Чаще всего причиной появления тревог становятся определённые события. Например, кроху поцарапала кошка, и после этого он стал бояться, ведь животное снова может причинить боль;

    Бояться начинают не все дети. Некоторые, упав с велосипеда, сразу же садятся на него снова. Появление страха во многом зависит от характера: стеснительные, мнительные и замкнутые в себе малыши опасаются чаще других.

  • напряжённая обстановка в семье. Дети очень эмоциональны, они способны повторять настроение родителей и проектировать его на себя. Поэтому ссоры, крики, скандалы между взрослыми негативно влияют на психологическое состояние крохи. Он становится замкнутым, раздражительным, постоянно чувствует тревогу по любому поводу. Если ситуация не изменится, такие ощущения могут со временем перерасти в страх;
  • отсутствие друзей. По мере взросления ребёнок нуждается в социализации. Этот процесс начинается со взаимоотношений с другими детьми сначала на площадке, затем в садике и школе. Но если с крохой никто не хочет дружить, смеются над его попытками войти в коллектив, у него развивается социальная фобия. Из-за этого малыш боится идти играть с ребятами, а посещение учебного заведения превращается в нескончаемый поток истерик и нервных срывов;
  • проблемы в работе нервной системы. В некоторых случаях у ребёнка появляется боязнь, которая ничем не обоснована. Это ненормальное состояние, патология, поэтому обязательна консультация у психолога. Только специалист сможет диагностировать заболевание и поставить правильный диагноз. Такой страх развивается на фоне неврозов, и для психокоррекции понадобится работа с малышом нескольких специалистов.

Боязнь темноты - один из самых распространённых страхов у детей

Что представляет собой синдром детских патологических страхов

Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.

Видео: психолог о возникновении детских страхов

https://www.youtube.com/embed/xmPGzNRW6wQ

Методы диагностики страхов у детей

Возникновение боязни медики рассматривают как своеобразную защитную функцию организма, которая может дать о себе знать в определённом возрасте, а затем со временем проходит. Иногда достаточно недолгого разговора, чтобы объяснить, чего не стоит опасаться, и дети тут же забывают о своих проблемах. Однако существуют и патологические страхи, проявляющиеся в виде состояния ужаса и шока. Они негативно влияют на скорость развития ребёнка. Специалист поможет понять, считается ли появление тревоги у малыша нормой или нет.

Чтобы вникнуть в состояние ребёнка, нужно провести диагностику его страхов. Это поможет выяснить причину развития боязни и затем помочь крохе преодолеть тревогу. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который подберёт метод оценки поведения малыша, разработает программу лечения и даст рекомендации родителям, что делать в дальнейшем.

Специалисты обращают внимание, что формирование страха - совершенно нормальное явление. Таким образов организм ребёнка проходит адаптацию к окружающему миру, ведь многое ему ещё незнакомо и непонятно.

Детские психологи используют разные методики для диагностики боязни у детей:

  • разговор с ребёнком. Специалист тщательно продумывает вопросы, чтобы ещё больше не напугать кроху. Важное условие успешного терапевтического воздействия - доверительная атмосфера, в которой малыш чувствует себя защищённым и начинает открывать все свои секреты;

    Диагностировать детей очень сложно: они боятся говорить о своей тревоге. Поэтому один неосторожный вопрос или не та интонация в голосе могут испортить взаимоотношения со специалистом, кроха замкнётся в себе и не станет больше идти на контакт.

  • рисование. Медик может попросить нарисовать что-то на определённую или произвольную тему. После того как ребёнок закончит, рисунок изучают. В расчёт берётся и тематика, и цветовая гамма, которая была выбрана, и расположение, размер фигур на листе бумаги;
  • сказки, анкеты или тесты. Этот способ больше подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый может попросить придумать окончание истории, ответить на некоторые вопросы;
  • лепка. Этот метод используется реже всех остальных и подходит детям, которые отказываются разговаривать с психологом и не любят рисовать картинки.

Большинство детских страхов легко поддаются корректировке

Тест на выявление чувства страха у мальчиков и девочек

Многие психологи разработали различные тесты, с помощью которых можно определить наличие боязни и степень её проявления. Большой популярностью пользуется методика Александра Захарова и Марины Панфиловой «Страхи в домиках» для детей старше трёхлетнего возраста.

  1. Взрослый рисует на чистом белом листе два дома: один красным цветом, другой - чёрным.
  2. Затем предлагает ребёнку поиграть в игру: в чёрном домике живут только страшные страхи, а вот в красном - нестрашные.
  3. И начинает перечислять малышу вслух по очереди 29 видов различных пугающих предметов и явлений.
  4. Ребёнок, в свою очередь, отвечает, в какой из домиков он разместит каждое название.
  5. Специалист отмечает себе только ту боязнь, которую кроха поместит в дом чёрного цвета.

Эта методика подходит для детей, которые плохо отвечают на вопросы психолога и не любят рисовать

Все страхи в этом тесте можно разделить на определённые группы:

  • медицина (боль во время процедуры, инструменты, например, шприцы, врачи);
  • боязнь смерти;
  • явления и предметы (громкие звуки, автомобиль, гром, вода и т. д.);
  • животные (дикие, домашние, микробы, насекомые);
  • темнота и кошмары;
  • выдуманные персонажи (герои мультфильмов или сказок);
  • люди (другие дети, посторонние и собственные родители);
  • действия (наказание, физическое насилие);
  • пространство (боязнь замкнутых помещений, высоты, глубины).

В зависимости от полученного результата, медики диагностирую состояние малыша и определяют схему действий, чтобы научить ребёнка как справиться с тревожностью и боязнью.

Анкета для родителей на определение наличия детских страхов, фобий и панических состояний

Помимо различных тестов, сказок и других методик, существуют анкеты, которые содержат определённое количество вопросов. На основании ответов родителей, психолог оценивает какова ситуация и даёт рекомендации маме и папе, как вести себя в создавшейся ситуации. Приведённый ниже опросник подходит для детей в возрасте от 4 до 10 лет.

  1. Ребёнок не может долго заниматься одним делом, быстро устаёт и часто отвлекается.
  2. Несколько раз за короткое время меняется настроение: плач может резко перейти в смех и обратно.
  3. Малыш часто огорчается и расстраивается по любому поводу и без.
  4. Любая неудача вызывает плач, истерику, которая может длиться продолжительное время.
  5. Плохое настроение - постоянный спутник ребёнка.
  6. Задания вызывают беспокойство и напряжение.
  7. Беспокойство проявляется часто повторяющимися действиями: сосёт палец, грызёт ногти, постоянно теребит что-то в руках.
  8. Не может засыпать самостоятельно, просыпается несколько раз за ночь, плачет во сне или кричит.
  9. Не может быстро реагировать во многих ситуациях.
  10. Боится незнакомых людей и не любит играть с другими детьми.
  11. Не может самостоятельно принимать решение, не уверен в своих силах.
  12. Часто меняет своё мнение, с ним сложно договориться, т. к. через минуту, пять или час с истерикой кроха будет доказывать, что хочет совершенно другого.
  13. Перед новым заданием, знакомством испытывает недомогание, расстройство пищеварения, боль в голове и неприятные ощущения в области живота.
  14. Наблюдается повышенное потоотделение, особенно перед чем-то новым.
  15. Отсутствуют любимые блюда или лакомства, у малыша постоянно плохой аппетит.

На все вопросы можно дать один из трёх вариантов ответов:

  • да - 2 балла;
  • иногда - 1 балл;
  • нет - 0 баллов.

Таблица: определение уровня тревожности по результатам анкетирования

Количество баллов Характеристика
0 — 5 Ребёнок в порядке. Такой результат - норма для детей этого возраста.
5 — 9 Проблемы малыша находятся на начальной стадии. В первую очередь, ребёнку не хватает родительского внимания.
10 — 14 Определяется повышенная тревожность, некоторые страхи, но их легко скорректировать без помощи психолога. Главное, чтобы мама и папа уделили этому достаточно внимания.
15 — 19 Малыш боится многого, находится в состоянии постоянной тревожности. Если не повлиять на ситуацию сейчас, возможно развитие неврозов.
20 — 30 Критическое значение. У ребёнка наблюдаются фобии, возможно развитие синдрома патологических детских страхов. Требуется длительная коррекционная терапия.

Какие бывают виды детских страхов у дошкольников и школьников

Все боязни ребёнка можно разделить на несколько типов:

  • реальные. Они возникают благодаря инстинкту самосохранения и помогают малышу избежать многих опасных ситуаций. Конечно, такие страхи есть у каждого человека, но взрослые научились их контролировать, чтобы не поддаваться панике и эмоциональному шоку. Задача родителей в этом случае, направить понимание малыша в нужное русло, попытаться понять причину возникновения тревожного состояния и помочь убрать его, чтобы впоследствии оно не переросло в патологию;

    К этому виду также относятся навязчивые страхи. Они возникают как следствие определённых случаев, произошедших с ребёнком. Например, кроха чуть не утонул в ванне, поэтому он стал бояться воды, и купание превращается в истерику. Если вовремя не помочь малышу, такая проблема может перейти в аквафобию, с которой в состоянии справиться только психолог.

  • невротические. Самые опасные страхи, которые могут быть связаны с расстройством психики. Проблема заключается в том, что очень сложно определить причину появления боязни. Поэтому родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который с помощью определённых методик оценит состояние крохи и будет работать над исправлением ситуации;
  • сверхценные. Они наиболее распространены среди детей. Практически все ребята в тот или иной период боятся темноты, отрицательных героев сказок или фильмов, животных, одиночества и т. д. Чем больше ребёнок остаётся наедине с проблемой, тем сильнее страх проникает в сознание и заполняет все мысли маленького человека. Он становится навязчивой идеей, которая влияет на эмоциональное состояние крохи негативным образом;

    Психологи приводят такой пример: маленькие дети неразлучны с матерью. Но по мере взросления они должны быть готовы на некоторое время остаться с другим взрослым, которого они знают, например, с папой или бабушкой. При это ребёнок ведёт себя нормально, как всегда. Если же в сознании крохи доминирует сверхценный страх, у него начинается истерика, т. к. мамы нет рядом. Это не просто капризы, в мыслях малыша уже есть определённая установка: вдали от самого родного человека опасно, что-то плохое может случиться в любой момент.

  • ночные. Они возникают только в тёмное время суток, в остальном ребёнок ведёт себя совершенно нормально. Но с приближением ночи заметно ухудшается настроение, появляется тревога, кроха начинает внезапно плакать, не хочет спать один или в полной темноте. В некоторых случаях дети могут без проблем засыпать самостоятельно, но ночью они плачут во сне, вскрикивают, зовут на помощь. Утром малыши часто и не помнят, что им снилось.

Детские страхи нельзя оставлять без внимания, чтобы не усугубить ситуацию

Иногда мама и папа сами виноваты в развитии страхов у своих отпрысков. Когда они постоянно находятся в состоянии тревожности, малыш перенимает такое поведение на себя. То же самое касается и чрезмерной опеки взрослых над ребёнком. Если присутствует слишком много запретов, ограничен выбор, нет возможности самореализоваться, тогда дети замыкаются в себе и бояться сделать что-то не так. Поэтому специалисты настоятельно советуют родителям следить за своим поведением по отношению к крохе.

Видео: разные страхи малышей и пути их преодоления

Проявление страхов в возрасте от года до 11 лет

Особенности проявления боязни различаются в зависимости от возраста ребёнка. По мере взросления страхи могут меняться: одни проходят, а другие появляются. И такое положение вещей считается абсолютно нормальным, ведь так малыш готовится в самостоятельности и жизни в социуме.

Таблица: возрастные особенности появления детских страхов

Возраст Проявление боязни
С рождения до полугода Малыш тревожится не из-за конкретных вещей, а звуков и действий, например, громкого стука, неожиданного движения в свою сторону. Боится остаться без мамы, т. к. привык, что она постоянно рядом.
7 — 12 месяцев Ребёнок так и продолжает пугаться громкого звука и других неожиданных явлений. Но в этом возрасте начинает проявляться боязнь незнакомых людей и обстановки.
1 — 2 года Около года кроха начинает осваивать самостоятельное хождение, поэтому может появиться страх получить травму во время падения. Некоторые малыши опасаются других детей и ни в какую не хотят играть с ними.
2 — 3 года Дети начинают боятся потерять родителей, остаться одни. Причиной стресса и невроза может послужить недовольство мамы или папы по отношению к ребёнку, их развод или частые скандалы.
3 — 5 лет Впервые появляется страх смерти. Ребёнок боится не только умереть сам, но и потерять родителей в буквальном смысле, поэтому страшится всего, что может привести к гибели человека: пожар, наводнение, гроза, авария и другие явления.
5 — 7 лет Малыш понимает всё больше, но ещё не различает, где вымысел, а где реальность. Поэтому объектами боязни становятся герои мультфильмов и рассказов. Некоторые ребята боятся идти в школу.
7 — 8 лет Больше всего дети подвержены школьным страхам: получение плохой оценки, неодобрение учителя и родителей, отсутствие друзей. Многие ученики начальных классов опасаются темноты и закрытых помещений. Также появляется боязнь физического насилия.
8 — 9 лет Остаётся страх перед физическим наказанием. Ещё мальчики и девочки опасаются остаться последними в классе и ничего не добиться.
9 — 11 лет Дети начинают страшиться незнакомых людей определённой категории: неряшливого вида, в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Также появляется чувство лидерства, и ученики боятся проиграть в соревнованиях.

Педагогические методы коррекции детских страхов

К коррекции детских страхов психологи подходят постепенно: сначала проводится диагностика, а только потом профессионал разрабатывает стратегию и план действий, определяет метод, с помощью которого можно будет перебороть боязнь у малышей. Современная психология предлагает множество разнообразных способов, которые применяются одновременно, отдельно друг от друга или последовательно .

Следует обратить внимание, что метод, выбранный психологом, должен нравиться ребёнку. Если малыш капризничает, начинает плакать или отказывается выполнять задания, нужно подобрать другой способ. Заставлять или ругать кроху категорически запрещается.

Арт-терапия в преодолении проблемы

Арт-терапия очень распространена, т. к. дети любят рисовать. Её суть заключается в изображении страха ребёнка. Психолог предлагает малышу воспроизвести на бумаге то, чего он боится больше всего, а затем вместе с автором анализирует получившуюся картинку. Например, чудовище можно запереть навсегда, посадив его клетку, из которой оно не выберется. Во многих случаях отличное решение - дополнение рисунка смешными элементами, тогда кроха визуально понимает, что бояться нечего.

Родители могут быть рядом с ребёнком, но не помогают ему рисовать объект тревоги. Также взрослые не должны принимать решение по поводу того, что делать с рисунком: если малыш захочет порвать его, пусть сделает это, но не стоит настаивать и заставлять кроху избавляться от изображения.

Арт-терапия считается самым популярным методом коррекции детских страхов

Игротерапия для достижения психологического комфорта

Это отличный способ помочь ребёнку написать положительный сценарий развития событий. В игровой форме вместе с психологом малыш рассказывает о своих опасениях. Специалист задаёт наводящие вопросы, аккуратно подводя разговор к позитивным моментам. Например, чудовище сидит в шкафу. Можно представить, что монстр сам боится темноты и плачет, хочет к маме. Теперь он не такой страшный.

Многие ребята раскрывают настоящие таланты, вживаясь в роль и преодолевая стеснительность. По окончании терапии психолог может посоветовать записать ребёнка в театральную студию.

Сказкотерапия: роль сказки в индивидуальной психокоррекции

Дети любят сказки, ведь в них добро всегда побеждает зло. Для того чтобы помочь малышу побороть страх, нужно выбирать такие рассказы, которые не только заинтересуют ребёнка, но и помогут почувствовать себя самым смелым и сильным, способным помочь друзьям и родителям. Можно сочинить свою историю и обсуждать её с крохой.

Сегодня взрослые могут заказать специальную книгу сказок, в которой главным героем будет сын или дочь. На страницах этого издания печатают фото малыша.

Сказки с фото ребёнка помогут малышу преодолеть свои страхи

Разговоры об объектах страха с детьми школьного возраста

Беседа об объекте страха подойдёт для детей младшего школьного возраста. Они уже умеют чётко формулировать свои мысли и понимают, что истерики и паника не доставляют удовольствия и сильно выматывают, просто самостоятельно ничего не могут поделать со своим состоянием. Специалист ведёт диалог в уютной обстановке, не пугает ребёнка, а предоставляет свободу выбора: не заставляет его рассказывать всё и сразу. Наводящие вопросы, чёткие разъяснения и аргументы психолога помогут мальчику или девочке понять свой страх и разобраться с ним.

Доверительный разговор с психологом - хороший способ победить страх у школьников

Коррекция детских страхов с использованием аффирмации

Аффирмация представляет собой специальный способ, с помощью которого в сознание ребёнка устанавливается определённый образ. Добиться такого эффекта можно с помощью фразы, которую психолог многократно повторяет, работая с малышом. Например, если кроха будет часто слышать, что кошка хорошая, со временем он в это поверит и перестанет её бояться.

Аффирмация - это обязательно короткая фраза, которая состоит из одного-двух предложений без усложнения. Ребёнок должен слышать только понятные слова и словосочетания.

Методика рисования песком

Сегодня работа с песком набирает огромную популярность. Даже дети, которые не любят или ещё не умеют рисовать, с удовольствием окунаются в это занятие. Этот вид творчества не только развивает мелкую моторику, но и помогает снять напряжение, малыш расслабляется, поэтому специалист более глубоко прорабатывает страхи крохи.

Во время работы с песком малыш успокаивается и тренирует память

Музыко- и танцетерапия в работе психологов

Суть методики заключается в подборе специальных мелодий, которые обладают успокаивающим действие, расслабляюще влияют на нервную систему ребёнка и настраивают на контакт со специалистом. Данный вид терапии часто совмещается с другими: малыш может слушать музыку и рисовать в одно и то же время. А вот танцевать любят не все дети, поэтому мастер своего дела тщательно изучает, подходит ли этот способ для того, чтобы убрать страх.

Медитация как способ преодолеть боязнь

Этот способ используют не все детские психологи. Для того чтобы заниматься с ребёнком медитацией, у специалиста должны быть определённые знания и навыки. Суть метода - выполнять с малышом ряд психологических упражнений, которые позволяют проникнуть глубже в себя, понять причину своих страхов и на уровне мышления побороть их.

Медитация не подходит малышам, ведь они не поймут принципа её действия. Эффективнее всего заниматься со школьниками.

Если у ребёнка проявляются признаки психоза, паники и неврозов, медитация может не подойти в качестве способа коррекции страхов. Дело в том, что для выполнения упражнений необходимо полностью сосредоточиться, но не все дети могут это сделать.

Психотерапия для борьбы с детскими страхами: советы специалистов

Занятия с психотерапевтом включают в себя совместную работу не только с ребёнком, но и тренинги с родителями. В зависимости от степени проявления боязни (начальная стадия или фобия) врач выбирает способ коррекции и приступает к работе. Психотерапия представляет собой систему воздействия на психику малыша, чтобы избавить его от ощущения страха, тревожности и неврозов .

Психотерапевты отмечают, что родителям необходимо изменить своё поведение и прислушиваться к ряду советов:

  • мама и папа должны показывать свою любовь к малышу, окружать его заботой и проявлять понимание;
  • не стоит отмахиваться от ребёнка: ежедневное родительское внимание и проведение вместе времени - залог гармоничного психологического развития крохи;
  • нельзя запрещать детям общаться с ровесниками, им необходимо социально адаптироваться;
  • малыш нуждается в играх, которые должны присутствовать в жизни малыша каждый день;
  • никогда нельзя пугать детей: каждая фраза взрослых воспринимается ребёнком буквально.

Видео: как избавиться от страха

Польза детских страхов

Психоэмоциональное развитие ребёнка предусматривает формирование различных страхов как проявление инстинкта самосохранения. Если кроха не будет понимать, что можно, а что нельзя, он станет беспомощным перед действиями других людей или различными явлениями. Поэтому появление боязни является нормальным состоянием, а вот если малыш ничего не боится, тогда стоит задуматься.

Как только организм распознаёт критическую ситуацию, в кровь поступает доза адреналина. Вследствие этого мозг начинает мыслить быстрее и ярче, что способствует принятию решения. Если бы ребёнок не испытывал страх, добиться такого состояния не получилось бы.

Социальная адаптация детей также невозможна без опасений и проявления страха. Эмоции ребёнка напрямую зависят от восприятия ровесников: малыш хочет познакомиться с другими детьми и обрести новых друзей. Многие мальчики и девочки боятся потерять друга или подругу, поэтому стараются анализировать ситуации, самостоятельно принимать решения и готовятся жить в мире, где мама не будет рядом постоянно.

Литературные произведения, статьи и книги

Чтобы лучше понять природу детских страхов, родители могут изучить литературу психологов и медиков, в которой подробно рассказывается о причинах и способах решения различных ситуаций.

  1. Зигмунд Фрейд, «Психоанализ детских страхов». В своей книге автор описывает совместную работу отца мальчика со специалистом для достижения наилучших результатов, начиная с определения причины появления боязни и рассмотрения схем действия в конкретном случае.
  2. Г. Эберлейн, «Страхи здоровых детей». Доктор медицины из Австрии в своей работе описывает различные формы и виды страхов, которые без проведения коррекции приводят к неврозам, а также расстройству сна и речи. Автор рассказывает родителям, какие методы можно использовать для борьбы с боязнью, а также профилактики её появления.
  3. О.С. Никольская, «Аутичный ребёнок». Эта работа подробно раскрывает природу боязни у детей-аутистов, рассказывает об исследованиях, проведённых в этом направлении.
  4. Ю.А. Кочетова, «Психологическая коррекция детских страхов» - статья, получившая массу положительных отзывов специалистов.
  5. А.И. Захаров, «Дневные и ночные страхи у детей». Монография отечественного специалиста представляет собой собрание информации на тему детских страхов.

Фотогалерея: книги Захарова, Зигмунда Фрейда, Никольской, Эберлейн и Кочетовой

Появление страхов в детском возрасте - обычное явление. Но взрослые не должны пропустить момент, когда небольшая боязнь начнёт постепенно перерастать в патологическое состояние. В дошкольных учреждениях и школах с детьми работают психологи, они проводят диагностику несколько раз в год. Если в развитии малыша наблюдаются отклонения, специалист обязательно информирует родителей и даст некоторые советы. Мамы и папы обязаны прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не усугубить ситуацию и помочь крохе побороть свои проблемы.

Расскажите нам, как мы можем улучшить эту информацию?

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Страх – естественная реакция человека на явление окружающей среды, которое вызывает ощущение опасности и угрозы жизни. Если взрослые люди могут справиться с собственными опасениями, то у малышей частыми становятся различные детские страхи, порой фантастической направленности. Диагностика по выявлению причин позволит определиться с методами коррекции и ответить на вопрос, как справиться с детскими переживаниями.

Абсолютно каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок чего-то боялся. Дети могут бояться чего угодно:

  1. Темноты.
  2. Страшных существ под кроватью.
  3. Посторонних людей.
  4. Насекомых.
  5. Шумных звуков и пр.

Причин для страха у ребенка может быть большое количество. Если взрослый человек уже умеет справляться с собственными переживаниями, то ребенку это трудно сделать. Если вспомнить, как переживается страх, то такие ощущения остро и ярко испытываются детьми. Если у родителей есть желание помочь своим чадам, тогда можно пройти первую консультацию на сайте психологической помощи сайт.

Что такое детские страхи?

Что такое детские страхи? Это ответная эмоциональная реакция на возбудитель, который возникает в реальной ситуации или в воображении детей. Нередко страхи бывают навеянными в результате чуткого воспитания родителей. Если постоянно чем-то запугивать ребенка, то можно вскоре вызвать у него определенные переживания.


Однако не следует относиться к детским страхам пренебрежительно. Они возникают по тем же причинам, что и у взрослых людей. Что-то представляется опасным для ребенка, поэтому он начинает от этого отгораживаться, сторониться, избегать. Ребенок подвержен своему инстинкту, который присущ всем людям – оберегать себя, свою жизнедеятельность и благополучие. Неадекватной становится реакция взрослых, которые начинают принижать значение страха или смеяться над ребенком.

Страх помогает человеку выжить. Данная эмоция заложена в каждого, чтобы в первую очередь человек занимался самовыживанием. Попадая в ситуацию, которая пугает или кажется опасной, человек естественным образом начинает предпринимать все меры, чтобы сохранить свое здоровье и выжить. Лучше убегать, чем подвергать свою жизнь смерти. Поэтому к страхам следует прислушиваться, поскольку они могут быть полезными.

Причины детских страхов

В большинстве своем детские страхи имеют такие же причины для своего появления, что и страхи у взрослых. Страх возникает в ответ на конкретную ситуацию, которая кажется опасной для здоровья и жизни человека. Это может быть что угодно, начиная от громких звуков и кончая угрозами физической расправы. Однако детские страхи более разнообразные из-за того, что ребенок просто не знает, что он может чего-то не бояться.

В младенчестве ребенок может бояться остаться в одиночестве. Это связано с инстинктом самосохранения, когда присутствие рядом мамы гарантирует ему выживание. Он плачет и кричит, если мамы нет, чтобы она услышала и пришла к нему.


В 3-летнем возрасте могут возникать страхи после увиденных снов. Страшные сны могут настолько пугать, что заставляют ребенка не засыпать.

В возрасте 3-5 лет начинают возникать страхи перед темнотой, страшными существами и замкнутым пространством. Также сюда подключается страх одиночества и смерти своей, близких. Это связано с верой в нечто несуществующее, а также реальными примерами, когда родители покидают, уходят надолго или болеют.

В младшем школьном возрасте детские страхи приобретают социальный окрас. Здесь возникает страх несоответствия: ученик старается получить те отметки, которые родители желают видеть, понравиться учителям, получить одобрение от сверстников. Сюда подключаются страхи мистической направленности. Ребенок постепенно увлекается потусторонними тематиками, просматривает различные фильмы-ужастики. Популярными здесь становятся различные страшилки.

В подростковом возрасте детские страхи усиливаются. Теперь ребенок желает получать одобрение от взрослых и ровесников, успевать по учебе, а также соответствовать стандартам внешней привлекательности. Если он стал свидетелем какого-то происшествия, то это может его напугать. Невротические страхи представляют из себя боязнь за неспособность контролировать собственные действия и чувства.

У всех детей возникают страхи. Причинами их являются:

  • Отношение родителей к тем или иным явлениям, что передается ребенку, который их копирует.
  • Взаимоотношения в семье, где ребенка может что-то пугать.
  • Завышенные требования, которые ребенок в силу своей неспособности не может реализовать.
  • Авторитарное воспитание, где ребенок обучается все оценивать с точки зрения правильности и неправильности.
  • со сверстниками.

Диагностика детских страхов

Чтобы помочь ребенку избавиться от его страхов, необходимо провести диагностику. Она направлена на выявление детских страхов, определения их характера, а также выделение причин возникновения. Разделяют такие виды страхов:

  1. Реальные, которые возникают в ответ на реальную внешнюю угрозу.
  2. Невротические, которые проявляются в результате нарушения работы психики.
  3. Свободные, которые возникают, когда человек постоянно находится в ожидании чего-то страшного.

В качестве методик выявления страхов могут выступать рисование, лепка, беседа с ребенком, методика Спилбергера, тест определения школьной тревожности Филлипса, проективные методики, «Страхи в домиках» и пр. Выделяют типы детских страхов:

  • Немые – когда ребенок не рассказывает о своих страхах, но родители видят их. Например, страх посторонних людей, животных, чужих мест.
  • Страхи-«невидимки» — когда ребенок осознает свои переживания, однако родителям они незаметны. Это могут быть такие страхи:
  1. Быть наказанным за совершенный поступок. Часто проявляется в семье, где присутствует авторитарное воспитание, нарушена коммуникация между родителями и ребенком.
  2. Страх крови. Возникает из-за незнания анатомических особенностей организма.
  3. Страх смерти близких. Часто навеян самими родителями.

Детские страхи и смелость

Рассматривая тему преодоления детских страхов, речь заходит о необходимости вырабатывать в ребенке смелость. Данное качество помогает не поддаваться на эмоции, а действовать и жить успешно.

Смелость необходима в борьбе со страхами, поскольку многие из них лишены реальной подоплеки и являются абсолютно бессмысленными. Человеку не угрожает реальная опасность, а он боится. В данном случае он предпочитает ничего не делать, забиваться в угол, сидеть ниже травы и пр. Это мешает жить успешно и полноценно.

Смелость считается положительным качеством, которое необходимо каждому человеку, желающему не поддаваться своим эмоциям. Смелый человек тоже может бояться. Смелость – это не отсутствие страхов, а способность человека справиться с собственными страхами.

Страхи возникают у каждого, независимо от пола и возраста. Однако коррекции больше поддаются дети дошкольного возраста. Понимание причин их появления и правильное отношение к ребенку помогает в исправлении сложившейся ситуации.

Многое зависит от того, как сами родители будут себя вести, пытаясь привить ребенку смелость:

  1. Не следует его наказывать за промахи.
  2. Следует самим не бояться, поскольку данные страхи передаются ребенку.
  3. Следует относиться к страху как к нормальной человеческой реакции.
  4. Следует обучать ребенка методам преодоления страха.
  5. Нужно ребенка всегда поддерживать.
  6. Следует выдвигать требования, посильные ребенку.
  7. Смешно представлять себе ситуацию страха.

Коррекция детских страхов

Работа по коррекции детских страхов проходит в несколько этапов. На первом этапе следует выявить страх, что может быть достаточно сложно. Ребенок, к примеру, может не понимать, что его пугает, или бояться об этом рассказывать. Его можно попросить нарисовать то, что пугает, или начать обсуждение темы с того, какие страхи имеются у родителей. Если ребенок отказывается от объяснения того, что его пугает, то настаивать не следует.


image description

Если ребенок рассказал о своем страхе, то предложите ему его осмеять, сделать смешным. Можно дорисовать пушистые ушки или розовый носик, представить в пушистых тапочках и с тортом в руках. В качестве коррекции могут подойти такие методики, как сказкотерапия, игротерапия, шепчущая и групповая терапии.

Во время работы не следует смеяться над ребенком, называть его трусом. Страх – это естественная эмоция, к которой следует относиться спокойно. Также не следует создавать ситуаций, где малыш должен будет проявить смелость. Страх иррационален, поэтому под действием паники человек уже забудет о своей смелости.

Как справиться с детскими страхами?

Эффективным способом борьбы с детскими страхами является игра. Данная деятельность используется для того, чтобы обучить ребенка удачно справляться с собственными эмоциями, осознавать собственный страх, управлять им, снимать психическое напряжение, а также адекватно поступать в пугающей ситуации.


В комплекс мероприятий можно включить элементы пугающей ситуации. Опасность будет проявляться не полностью, а частично. К примеру, искать клад в приглушенном свете (чтобы побороть страх темноты) или играть в прятки (чтобы побороть страх одиночества). Можно с малышом разучить какие-то утвердительные аффирмации, которые будут его поддерживать, когда он снова начнет бояться.

В качестве профилактических мер подойдут такие:

  1. Не следует детей пугать различными людьми, вещами или явлениями. Дети безоговорочно поверят в то, что им угрожает опасность.
  2. Не следует рассказывать страшные истории в присутствии детей.
  3. Не рекомендуется рассказывать о том, чего вы сами боитесь, и демонстрировать свой страх, поскольку дети его переймут. Лучше родителям самим проявлять уверенность и бесстрашие, что поможет малышам развивать в себе подобные качества.

Итог

Когда в семье царит крепость и идиллия, тогда ребенку легче справиться с собственными страхами. Детские переживания являются следствием отсутствия стабильности в отношениях с родителями, которые могут чего-то не давать ребенку или сами находиться на грани развода. Итогом страха является развитие невротических качеств, когда ребенок будет вынужден искать способы избежать своих переживаний.

Если малыш боится, следует к этому относиться нормально. Успокойте его и помогите расслабиться, а в будущем справиться со своими переживаниями. Не пугайте малыша еще больше и не высмеивайте его, поскольку это только усугубит проблему. Если не получается помочь ребенку самостоятельно, тогда необходимо воспользоваться помощью психолога.