Технология выполнения аппликации. Виды аппликации. Нетрадиционные техники аппликации. Грелка на чайник с аппликацией

Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамочку, а для красоты обшить контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по контуру рисунка.

Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы: аппликаций - цветы, деревья, птицы, звери и т.д. - должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.

Для тканевой аппликации материалами могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

Для того чтобы при вырезании аппликации и ее пришивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят: лоскуты из ситца, сатина, бумазеи - клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); лоскуты из шелка, батиста, кружева, синтетических тканей - желатином (сухие лоскуты растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, но не гладят).

С маленькими детьми аппликацию лучше делать на клею. Из предварительно накрахмаленной ткани вырежьте детали вашей аппликации, обильно намажьте изнаночную сторону клеем БФ и наклейте на основу вашей картины. Для лучшего высыхания 2 часа накройте аппликацию влажной хлопчатобумажной тканью, сверху поставьте теплый утюг.

Дети постарше, после 5 лет, могут делать аппликации, используя для склеивания полиэтилен. Детали аппликации так же делают из предварительно накрахмаленной хлопчатобумажной ткани. Делают это так: Под основу картины подложите несколько слоев газеты. На газеты разложите тонкую полиэтиленовую пленку, а сверху на полиэтилен заготовки для аппликации. Все это накройте листом белой бумаги и прогладьте горячим утюгом. Ткань легко приклеится к основе, а излишки пленки приклеятся к бумаге.

Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, орнаменты на предметах декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшить или увеличить иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунки по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги, где должен быть увеличенный или уменьшенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего или меньшего размера, и на них переносят рисунок. Можно перенести на бумагу отдельные элементы рисунка, чтобы получить затем выкройки этих элементов.

Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. Эскиз необходим для контроля. Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо присоединить кофту с юбкой, то к концу кофты следует сделать прибавку и на нее пришить юбку. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, нужно обязательно по долевой нити, иначе они деформируются (растянутся).

Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе.

Материалы и оборудование в технике аппликации по ткани обычно используются следующие: клей ПВА, бумага, лоскутки ткани, ножницы, бусинки, тесьма и т.п.

Вообще техник выполнения аппликаций с помощью ткани несколько. Детские аппликации из ткани, как правило, делаются с помощью наклеивания, ведь держать иголку в руках, и что самое главное, аккуратно с ней обращаться, малышам пока тяжело. Поэтому в качестве материала для пробных поделок можно выбрать валяную шерсть или другой легкий и простой в приклеивании материал. Вначале определяется, какой именно узор будет сделан, на бумажной или картонной основе чертится рисунок. Тонкую ткань следует вырезать по долевой нити, чтобы избежать вытягивания лоскутка (Рис.1).

Рис. 1. Аппликация из ткани "Улитка"

Еще один вариант, который подойдет для выполнения вместе с детьми - это приклеивание ткани на клеящуюся основу, например флизелин. Для этого можно взять основу от самоклеющейся пленки, проложить ее клеевой тканью, а сверху накрыть тканью нужного цвета. Весь этот тканевой "сендвич" следует прогладить утюгом. Затем с обратной стороны. Там где бумажная основа, размечаются контуры рисунка, вырезается и аккуратно снимается слой основы. А лоскуток наносится на кусочек ткани и также проглаживается утюгом. Подобным образом собираются все детали будущей работы в большой рисунок.

Украсить поделку вам помогут различные пуговицы, бусины, пайетки, но главным украшением будут умело подобранные фрагменты ткани - настоящее рукоделие.

Татьяна Левская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» .

Конспект занятия по аппликации «Технология изготовления самолёта в технике торцевания » для детей старшей группы ».

Конспект составила :

Левская Татьяна Олеговна

Воспитатель старшей группы

г. Волосово, 2018

Цель занятия : формирование умений по выполнению самолёта из гофрированной бумаги в технике торцевания .

Задачи :

Обучающие :

1. Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – торцевание ; ознакомить обучающихся с техникой выполнения .

2. Формировать и закреплять знания, умения и навыки при работе с бумагой, инструментами и т. д.

3. Познакомить с техникой плоскостное торцевание ;

4. Обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике .

Развивающие :

1. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию обучающихся;

2. Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

3. Развивать интерес к занятиям в технике торцевания .

Воспитательные :

1. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

3. Формировать дружеские отношения в коллективе.

Инструменты и материалы :

цветная гофрированная бумага,

ножницы, спичка, шпажка, клей, картон.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Торцевание – это один из видов бумажного конструирования , искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовки . Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге : объемное, контурное, многослойное и плоскостное. Предлагаю Вам торцевание объемное , когда трубочки-торцовки располагаются по всему изделию плотно друг к другу.

2. Подготовительная работа

Крылья есть, есть нос и хвост,

Но, поверьте, я не прост.

Есть моторы у меня –

Очень быстрый я, друзья. (Самолет )

Во все времена мужество и героизмов российских воинов, слава и мощь русского оружия являлась неотъемлемой частью величия Российского государства.

Так, уже несколько десятилетий 23 февраля мы широко и всенародно отмечаем праздник защитника Отечества, мы отмечаем его с достойной торжественностью и особой теплотой.

23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.

В настоящее время, несмотря на определенные трудности, мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой, благодаря настоящим защитникам и патриотам Родины.

А кого мы с вами поздравляем в этот день? (мужчин, отцов, дедушек, мальчиков)

Правильно. Но в праздник важно, же преподнести что то, что может порадовать? (да, подарки)

Конечно. И вот сегодня я расскажу, как сделать самолёт в технике торцевания , что бы поздравить наших мужчин.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте) .

Очень нравится нам делать по порядку :

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание,

Прыгать и скакать.

3. Практическая часть

Предлагаю изобразить самолёт в технике торцевания .

Прежде чем мы приступим к работе, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, спичками, шпажками и т. д :

Пользоваться спичкой осторожно, не размахивать во время работы;

Передавать ножницы ручкой вперед.

Этапы выполнения работы

Нарежьте мелкие квадратики из красной и зелёной бумаги.

Теперь возьмите инструмент для торцевания . Это может быть стержень от шариковой ручки или небольшая деревянная палочка - шпажка с тупым концом, спичка.

Положите палочку тупым концом в середину квадратика.

Закрутите квадратик вокруг палочки.

Макните палочку с торцовкой в клей и приклейте её к основе (на картоне обведён трафарет самолётика )

Так нужно сделать по всему трафарету (самолёт зелёный , звёзды на крыльях красные)

Вот такой самолёт получается в итоге .

Посмотрите на свой самолётик . У вас получились очень интересные «самолётики » .

А как вы думаете, как можно использовать «самолёты » ? (Подарить родным, близким людям, папам, дедушкам, поздравить их с 23 февраля)

А почему люди дарят друг другу подарки? (потому что они хотят их порадовать)

4. Выставка работ.

Ребята, мы завершили работу по изготовлению самолётов ко «Дню Защитника Отечества» . Теперь будем оформлять выставку.

5. Итог занятия .

Заключение, подведение итога.

Какой новый метод применялся в изготовлении самолёта ? (метод «Торцевание » )

Какие материалы использовались при создании самолёта ? (гофрированная бумага, картон, клей, ножницы, стержень от шариковой ручки или спичка, шпажка)

Какой формой вы пользовались для торцевания (квадрат)

Были ли трудности в выполнении задания

Публикации по теме:

Конспект НОД по нетрадиционной технике аппликации «Снеговик» для детей старшей дошкольной группы Задачи: Обучающие: –закрепить представления.

Конспект занятия для детей старшей группы. Аппликация способом торцевания «Дружные котята» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы аппликация способом торцевания Тема: «Дружные.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе. Нетрадиционная аппликация в технике торцевания «Ваза с фруктами» Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе. Нетрадиционная аппликация в технике «Торцевание». Тема «Ваза с фруктами» Цель: Развитие.

Конспект НОД по аппликации в технике торцевания "Снежинка - пушинка"(старшая группа) Цель: развитие творческих способностей посредством.

Цели урока:


3. П

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: Методист: Буторина В.В.

Класс: 2 Студент: Гулакова Ирина

Кабинет: Александровна 36 группа

Учитель:

Дата: 12.11.15

Время:

Тема: «Аппликация с плетением».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Воспитывать интерес к предмету;

2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей;
3. П ознакомить детей с новым изделием из бумаги;

4. Развить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания.

5. Формирование умений и навыков по выполнению аппликации с плетением.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

Научить выполнять аппликации с плетением ;

Дать представление о конструкции изделия и форме;

Учить правилам безопасного пользования инструментами;

Учить работать по: схеме, инструкционной карте;

Закреплять полученную информацию.

Развивающие:

Психологические

Развивать: моторику мелких мышц и глазомер;

  1. Общеучебные умения

Учить: наблюдать и сравнивать;

Развивать самостоятельность: под контролем учителя;

Технологические

Развивать : актуализировать, те технологические умения, которые необходимы для изучения новой темы урока

Воспитательные:

Воспитывать: уверенность в себе, уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознательность; культуру труда: организация рабочего места, поддержание чистоты во время работы, качество выполнения технологических операций и др.

Проблема урока :

Проблема урока – учащиеся на уроке должны изучить новый вид работы из бумаги: «аппликация с плетением».

Оборудование для учителя: презентация: технологическая карта, термин, иллюстрации; образцы изделий.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш, картон.

Словарная работа : Аппликация - способ получения изображения ; техника декоративно-прикладного искусства.

Аппликация -

Этап урока

Хроно-метраж

Деятельность

учеников

УУД

Оргмомент

1 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок труда начнем.

Проверка готовности рабочих мест:

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Слушают учителя

Целеполагание (Р)

Смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Сообщение темы и задач (проблемы) урока

2 мин.

Ребята, название поделки, которую мы с вами будем делать, отгадайте вот в этой загадке:
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони,
Я бываю золотая
Ну-ка в сказку загляни.
(Ответ – Рыбка).

Какие сказки про рыбку вы знаете?
(Ответ – "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин,
"По щучьему велению" русская народная сказка.)
Сейчас мы будем складывать рыбки по технике «Аппликация с плетением».

Отвечают на вопросы учителя

Подготовительная работа

3 мин.

Посмотрите на аппликацию, которую вы будете сейчас делать.

Скажите, из каких материалов она сделана? (из цветной бумаги и картона)

При помощи чего все детали соединены между собой? (при помощи клея ПВА)

Как изготовлена рыбка? (плетением из полос)

Да, всё вы правильно сказали, используя технику плетения, я изготовила рыбку.

Отвечают на вопросы учителя по аппликации

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Словарная работа

2 мин.

Давайте, вспомним что такое аппликация? Какие виды аппликаций вы знаете?

Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево.

Проводят словарную работу

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Объяснение нового материала:

анализ образца;

7 мин.

Ребята, посмотрите внимательно на аппликацию, как вы думаете для чего мы можем сделать рыбку?

Как вы думаете, это сложная или простая работа? (сложная)

Из каких деталей состоит наша рыбка? (форма рыбы (шаблон) и полосок)

Какая форма нашего изделия? (плоская)

Из чего выполнена рыбка? Почему? Может быть использован другой материал для изготовления изделия? Почему? Какой?

Из каких инструментов выполнена работа?

Каким способом соединены детали изделия? Как по-другому можно соединить детали изделия?

С помощью чего оформлено изделие?Как по-другому можно оформить это изделие?

Рассматривают аппликацию.

Отвечают на вопросы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Учет различных мнений (К)

  • открытие новых технологических сведений;

1 мин.

Какой технический способ тебе еще не известен?

Давайте, подберем материалы для нашей поделки. Назовите их.

Вам понадобиться пол листа а4 синего картона, шаблон рыбки, цветная бумага для полосок и оформления.

1.Вы возьмете синий картон.

2. Из цветной бумаги вырежете рыбку по шаблоны.

3. Вы вырезаете по линейке или на глаз одинаковые полоски из цветной бумаги.

4. Делаете надрез у рыбки.

5. Приклеиваете полоски к рыбке.

6. Приклеиваете рыбку с полосками к картону.

7. Оформляете поделку.

Слушают план работы

Структурирование знаний (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • планирование предстоящей деятельности;

3 мин.

Давайте, составим план работы.

  1. Разметать детали по линейке;
  2. Вырежи детали.
  3. Выполни надрезы;
  4. Выполни плетение;
  5. Собери, выполни отделку.

Составляют план работы

Выполнение действий по алгоритму (Р)

  • повторение плана работы.

1 мин.

Ребята, кто может повторить план работы?

1.Так же я хочу дать вам советы: при плетении полоски должны плотно прилегать друг к другу.

2. Концы полосок приклеивай к изнаночной стороне изделия.

Повторяют план работы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физминутка

2 мин.

«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза. расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны - выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)

Самостоятельная работа

20 мин.

Самостоятельно подготовьте материалы из которых мы будем делать рыбку.

  • Инструкция по технике безопасности:

Во время работы быть внимательным и аккуратным.

Быть осторожным с колющими и режущими инструментами. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.

Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.

Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.

Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.

Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.

Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам

  • План работы:
    1. Показ настоящих рыбок (иллюстрации).
    2. Показ вариантов рыбок из бумаги.
    3. Пояснения к инструкционной карте.
    У учащихся смотрят на слайде инструкционную карту.
  • Мы будем работать по уже выбранному плану :
  1. Разметка деталей изделия.
  2. Заготовка деталей изделия.
  3. Сборка изделия.
  4. Оформление изделие.
  5. Анализ результатов собственной деятельности.
  6. Уборка рабочих мест.

Готовятся выполнять работу

Повторяют технику безопасности

Повторяют план работы

Структурирование знаний (П)

Учет различных мнений (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Построение логической цепи (П)

Выполнение действий по алгоритму (Р)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Моделирование (П)

Итог урока

3 мин.

Сегодня мы с вами изготовили очень красивую аппликацию. Вам понравилось? (Да).

Ребята, давайте посмотрим все работы, сначала первый ряд поднимут свои работы и все посмотрят на них, потом второй ряд, и наконец третий ряд, поднимите свои работы.

Я увидела много красивых и аккуратных работ.

Какой вид аппликации выполняли?

Какую работу делали?

Ребята, давайте проведем рефлексию, у вас на столах лежат две карточки: красная и зеленая, если вы узнали что-то новое на уроке поднимите зеленую карточку, если же вы нечего не узнали нового поднимите красную карточку.

Подводят итоги

Смотрят работы своих одноклассников

Отвечают на вопросы

Проводят рефлексию

Анализ, синтез, сравнение (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)


Слайд 2

Понятие «аппликация»

В переводе с латинского аппликация значит прикладывание Аппликация -это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на основной фон, закреплении на нём с помощью различных клеев или нитей.

Слайд 3

Виды аппликации:

Плоская и объемная(рельефная) Постоянная и съемная Аппликация на сетке Аппликация из драпа Аппликация из ткани, бумаги, соломы, цветов(флористика)

Слайд 4

Техники выполнения аппликации

Клеевая Нашивная ручная Нашивная машинная Гильоширование

Слайд 5

Материалы для аппликации

Материалами для аппликации служат натуральные и синтетические ткани разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить. Одновременно можно окрасить и нитки. Чтобы при вырезании изображения и обшивки края ткань не осыпались, её крахмалят. Ситец, сатин, бумазею, полотно – жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шёлк, батист, кружева, синтетические ткани – желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и сбрызгивают раствором желатина и сушат. Гладить их нельзя ни в коем случае!

Слайд 6

Инструменты и приспособления

Инструменты необходимые для выполнения аппликации: ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, карандаш, мел. Приспособления: булавки, наперсток, пяльцы. Белая бумага для эскизов и копировальная бумага (чёрная и жёлтая или красная) для переведения эскиза на фон. Для выполнения машинной аппликации – швейная машина Трафареты и шаблоны

Слайд 7

Технология выполнения аппликации

Приготовим рисунок и отглаженные кусочки ткани для фона и деталей рисунка. Рисунок нужно подготовить соответствующим образом. Для этого на отдельном листе прорисуйте каждую деталь. Детали, у которых виден весь контур, перерисуйте без припусков. Детали, закрытые фрагментами других, т. е. нижние детали, нарисуйте с небольшим припуском в местах наложения. (рисунок)

Слайд 8

На фоне начинаем собирать рисунок с нижних деталей, в данном случае с травки. Вырежьте травку из зеленой ткани, перенесите на фон и прикрепите булавками. Обметайте по контуру швом вперед иголка, а затем обтачайте на машине зигзагообразной строчкой. Далее нижние и верхние лапки мишек.

Слайд 9

Затем вырезаем платьице для мишки-девочки и грудку для мишки-мальчика и прикрепляем их на фон. На платьице прикрепляем бусы. У девочки следует сначала прикрепить волосы, а только после этого головку. Далее аналогичным образом вырезаются и прикрепляются остальные детали.

Слайд 10

Сборка глаз: Так как глаза состоят из трех мелких деталей у мишки-девочки и из двух деталей у мишки-мальчика, то их лучше собирать отдельно на бумажном эскизе, вот таким образом: Готовые заготовки переносим и закрепляем на изделии

Слайд 11

И в завершение вышиваем мелкие детали аппликации: пальчики на лапках, брови и реснички у девочки.

Слайд 12

Аппликация. Автор - Амоков В.Б.

  • Слайд 13

    Варежка с аппликацией "Земляника"

    Варежку-прихватку можно сшить из сукна или другой плотной ткани. Она состоит из двух частей: тыльной (с аппликацией) и ладонной (удлинённой). Ладонную часть варежки надо сделать на подкладке, а между основной тканью и подкладочной положить слой патина, фланели или поролона. После выполнения аппликации обе части варежки сложить и сшить петельным швом. Детали узора земляники приклеить к основной ткани и прикрепить отдельными стежками. Жилки в листочках и усики вышить стебельчатым швом.

    Слайд 14

    Грелка на чайник с аппликацией

    При выполнении аппликации из толстых тканей (драп, сукно, фетр и др.) детали узора переводят сначала на картон и вырезают их. Полученные форматки нужно положить на кусочки ткани и обнести цветным (на темных тканях) или простым (на светлых тканях) карандашом. Детали из таких тканей не обшивают по краю, а прикрепляют 1-2 стежками и центре цветка пуговицей, бусинкой или узелком, в листьях вышивают жилку. Так выполнена грелка на чайник.

    Слайд 15

    Салфетка "Треугольник"

    Салфетку выкраивают но форме треугольника и обшивают петельным швом. Цветочки и листочки нужно скрепить между собой незаметными стежками и пришить к основной части салфетки. Таким же образом можно выполнить прямоугольную салфетку и вообще любой формы..

    Посмотреть все слайды

    В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

    Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

    Рассмотрим некоторые виды аппликаций.

    Объёмная аппликация из лоскута

    Использование текстильного лоскута в декоративно - прикладных работах, оформлении одежды и предметов быта открывает широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса.

    Создание крупных орнаментальных изделий из текстильного лоскута (одеяло, покрывало) требует длительной кропотливой работы. Часто не только дети, но и взрослые не выносят монотонного повторения однотипных операций. Тем более, что учащимся в силу их возрастных особенностей хочется быстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечает накладное шитье (аппликация) как один из технологически несложных видов лоскутного шитья.

    Под аппликацией мы понимаем создание изображения нашиванием деталей на фон (основу). Простую аппликацию можно делать из готовых форм - изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненных в материале. Более сложная - так называемая свободная (или пейзажная) аппликация, создается по своему эскизу или шаблону. Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения.

    Пейзажную аппликацию можно использовать не только при изготовлении панно и ковриков, но и для декоративного оформления одежды, сумок и др.

    Наиболее часто в пейзажной аппликации используются следующие элементы (условные изображения): горы, силуэт леса, изображение солнца и облаков, контуры деревьев и кустарников, строений; фигуры людей и животных.

    Реализация конкретного замысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету, рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей: физико-механические и технологические.

    Пейзажная аппликация, как правило, является многоплановой. Для большего ощущения "глубины" картины необходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета ("отступающие" и "выступающие" цвета), но и зрительные ощущения, связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость, пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использовать материалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткие складки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева, тесьмы, сутажа и т.п.). Кроме этого возможно использование машинной и ручной вышивки. Машинная вышивка может выполняться параллельно с технологической обработкой элементов. Ручная вышивка (шов "вперед иголку", стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, петля вприкреп, шов навивкой, прямая и косая гладь) может быть дополнением и выполняться по окончании основных технологических работ. Возможно использование и цветной глади, но с учетом рисунка используемых тканей.

    Для придания картине дополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементы или дублировать детали переднего и среднего планов.

    Прежде чем приступить к выполнению аппликации, у подобранных по цвету и рисунку лоскутов надо проверить прочность окраски. Затем разгладить их и смазать края с изнаночной стороны раствором клейстера, чтобы при вырезании они не осыпались (можно просто накрахмалить лоскуты полностью). Подсохшие лоскуты прогладить утюгом через сухой проутюжильник.

    После этого делают рисунок, переводя его на основную ткань и на лист бумаги - выкройку. Нанесенный на ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а выкройка разрежется на детали. При раскрое необходимо учитывать направление долевой нити: основная ткань и ткань отдельных деталей из лоскутов должны совпадать по основе и утку. Если детали будущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если форма сложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще не вырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка, затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную или на машине.

    Чтобы срезы аппликации не осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкой или накрахмалить ее края. Припусков на аппликации оставлять не нужно, но чтобы изображение не пострадало от перекрывания его контура зигзагообразной строчкой, необходимо учитывать ее ширину и соответственно планировать фрагменты изображения.

    Вырезанные детали в соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками и приметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края детали следует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.

    Таким образом, порядок работы таков: закрепление детали на основе (фоне) булавками; приметывание ее; обработка края среза детали зигзагообразной строчкой.

    При выполнении многоплановой пейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепенно для каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонта и т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать, что каждый последующий элемент перекрывает предыдущий таким образом, что его нижний срез остается необработанным.

    Нитки для настрачивания деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу (частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних - зеленоватые, для осенних - желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей - белые или голубоватые. Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать черные нитки - хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.

    Настрачивают деталь на ткань основы зигзагообразной строчкой.

    Рассмотрим основные способы обработки края деталей.

    • 1. Машинный способ:
      • а) с использованием клеевых прокладок для деталей из тонких тканей средней толщины с плотным переплетением;
    • 2. Ручной способ. Край детали прикрепляется:
      • а) декоративной строчкой косыми стежками;
      • б) вышивкой в технике "гладь";
      • в) крестообразными стежками;
      • г) тамбурным швом;
      • д) стебельчатым швом;
      • е) петельным швом.

    Если ткани прозрачные (кружевные) и нельзя использовать плотные клеевые материалы, а подкрахмаливание края детали не дает должного эффекта, то можно поступить следующим образом:

    • 1. При использовании элемента из кружевного полотна вырезать его с припуском (1-2 ряда сеточки). Если этого не сделать, то нитки, которыми прошиты контуры узора, могут осыпаться.
    • 2. Прикрепить элемент из кружева вручную прямыми стежками по контуру рисунка на расстоянии 6 мм от края.
    • 3. В случае использования готового фрагмента;
    • б) без клеевых прокладок - для деталей из прозрачных тонких тканей с редким переплетением. кружева настрочить края аппликации прямой машинной строчкой, отступив внутрь на 6 мм.

    Если фрагмент был вырезан с нарушением целостности контура узора кружева, то его настрачивают сначала узкой зигзагообразной строчкой на расстоянии 2-3 мм от края, а затем устанавливают на машине атласную гладьевую строчку и тщательно обрабатывают срез детали.

    Детали аппликации могут быть приклеены. Для этого укладывают основу лицевой стороной вверх на гладильную доску, покрытую одеялом. Накладывают на нее кружочки нужного размера, вырезанные из клеевой паутинки, затем деталь аппликации и накрывают все толстой бумажной салфеткой или проутюжильником, хорошо впитывающим влагу. Приклеивают, проглаживая утюгом.

    Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации.

    Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или калькой. Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

    Отстрачивая уголки, следует постепенно сужать атласную гладьевую строчку. Дойдя до уголка, повернуть основу с аппликацией под иглой и продолжить обработку, расширяя строчку. Строчка сужается до половины своей ширины.

    Внутренние уголки отстрачивают так же, как внешние, сужая ширину строчки до половины, а затем расширяя ее.

    Сборка деталей и закрепление аппликации из волокнистых материалов

    Сборка деталей и закрепление аппликаций из волокнистых материалов осуществляются различными способами в зависимости от жесткой или мягкой основы: приклеиванием деталей, предварительным сшиванием деталей и их приклеиванием, пришиванием деталей к мягкой основе.

    Для приклеивания веревок, шнуров, тесьмы к жесткой основе рекомендуем использовать клей ПВА или "Момент".

    Вначале клеем смазывают основу или фон небольшими участками, затем веревку или шнур плотно прижимают к смазанной клеем поверхности.

    Иногда детали изображения заготавливают отдельно, а потом уже закрепляют к фону. Для этого шнур или веревку укладывают на заготовленном эскизе или шаблоне. Все спирали укладывают, начиная с середины. Ряды уложенного шнура или веревки скалывают портновскими булавками параллельно плоскости эскиза или шаблона. Ряды сшивают швом "через край" или прокалывают иглой насквозь все ряды параллельно плоскости эскиза. Если узор идет по спирали, то булавки вкалывают в нескольких направлениях.

    Булавки после соединения деталей аппликации удаляют, а готовые детали приклеивают по эскизу к жесткой основе. Та сторона, с которой осуществлялось сшивание материала, является изнаночной.

    По желанию сшитые и соединенные детали могут служить как самостоятельные изделия - настенные украшения, подставки для горячей посуды и т.п.

    Технология выполнения аппликации из природного материала школьниками предусматривает такие этапы работы:

    подготовка материала, его выбор;

    выбор рисунка для аппликации;

    положение материала, создание эскиза;

    выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

    техника выполнения поделки различными способами.

    Аппликационные работы из природных материалов могут быть сделаны из:

    • 1) Соломы - это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы.
    • 2) Засушенных листьев, цветов - это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
    • 3) Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.

    Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

    Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

    Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

    Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

    А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что "нет безобразья в природе". Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

    Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для "погружения" детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков. В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

    Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, "Дерево в снегу", Павлин и т.д.

    Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

    Аппликационные работы данного вида учащиеся выполняют начиная с первого класса.