Странные национальные костюмы. Нидерланды - национальные костюмы и традиции Все о костюме голландия

Продублирую еще и сюда, чтобы не потерялось.

Я сейчас все чаще встречаю этих кукол в сети - глаз начал "цепляться" после того, как у меня случайно появилась подобная куколка (см. предыдущий пост).

Описание костюма:
Блузка из черной шерсти с квадратной вставкой на груди. Юбка из толстой хлопковой фланели полосатого рисунка (красные, синие и зеленые полосы по белому полю). Фартук из шерстяной черной толстой фланели (или флиса). Вставки на грудке и верх фартука - вискоза. Поясок и отделка грудки - черно-белая вискозная тесьма. Бусы деревянные ярко-красные (покрашены) с металлическим центральным украшением(?), чепец из белой хлопковой сетки и кружева. Деревянные башмачки (на моей отсутствовали, поэтому это только замена для защиты ног куклы).

Кукла в таком же костюме есть в книжке Марка Ф.Морана (Mark F. Moran) "Dolls, Antique to Modern." на с. 138. Там кукла с бисквитной головой и композитным телом. Описана как 11-дюймовая 390 АМ со спящими глазками и открытым ртом, "в традиционном немецком костюме и деревянных туфлях, все оригинальное"

Еще нашлись фотографии антик- и винтажных кукол в аналогичных костюмах:

После нехитрых поисков по сети обнаружилось, что это национальный костюм Нидерланды, провинция Волендам (Volendam, к северу от Амстердама). Там до сих пор популярны эти костюмы и их довольно часто одевают по особым случаям. Можно увидеть женщин в таких костюмах прямо на улице.

Рядом есть другая провинция (в трех километрах), которая называется Маркен (Marken), которая отличается по национальному костюму и менталитету. Кроме Маркен и Волендам (в которых костюмы хоть немного схожи), есть еще две провинции, где костюмы совсем другие: Западная Фрисландия (West Friesland), и Гои (Gooi).
Прелестная деталь - полосатая юбка считается нижней для провинции Маркен, и верхней - для Волендам. Жители Маркен ехидно посмеиваются над соседями, так как считают, что Волендамцы "ходят в нижнем белье". :)
К аутентичности национальной одежды Волендамцы относятся легко, совершенно запросто заменяя изношенный и потому неприятный элемент одежды новым, когда захочется. Они не придают значения старой одежде, как это делается в провинции Маркен. Волендамцы, в свою очередь, подшучивают над Маркенцами, что они "ходят в старье". :)

Костюм провинции Маркен. Свадебная процессия провинции Маркен. Фото 1916 года.

Костюм мужчины и женщины провинции Волендам. Молодая женщина в национальном костюме.

Этот костюм считался воскресной одеждой и также использовался на праздниках, в том числе и как свадебный.
Чепец был кружевным. Еще иногда поверх него одевали так называемую за её форму "лодку шляпу" (“boat hat”). Она делалась из тонкой соломы и её носили, как правило, крестьяне. В обычном виде края шляпы были обшиты белым, если же женщина была в трауре - край обшивался черным.

Наиболее известная часть традиционного костюма - деревянные башмаки или "Klompen". Традиционные деревянные башмаки носили на заводах, шахтах и фабриках из-за их стойкости к проколам и воздействию кислот. Башмаки в основном носили в сельской местности, так как они "теплее и суше, чем (резиновые?) сапоги". В прошлом по форме и дизайну башмаков можно было сказать, откуда их хозяин. Сейчас это очень ходовой сувенирный товар на фестивалях.

Еще картинки по теме:


Куклы какого угодно периода и происхождения могут быть одеты в такую одежду.
Волендам Синди 1975года. Неопознанная мной винтажная кукла.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский - жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.

Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. закрывающая шею, грудь. Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским. Например, штаны-ренгравы - сложная поясная мужская одежда, обильно украшенная рюшами, бантами, кружевами. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.

Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.

Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы - восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях.

При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.

Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.

В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.

В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.

В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.

Время прочтения:

Зачем грекам в бою нужны были помпоны на ботинках, что позаимствовали англичане у французов в битве при Ватерлоо и как головной убор стал признаком касты. Рассказываем истории происхождения ярких деталей национальных образов.

Боливия: котелок как признак касты

Широкая многослойная юбка, вязаная накидка и шляпа в стиле Чарли Чаплина - именно так одеваются боливийские чолиты. Никаких «тортов» с монисто и перьями, весящих больше конской сбруи, на голове. Боливийки скромны.

Чолитами традиционно звали женщин «низшей касты», индианок из племен кечуа и аймара, проживающих на территории Боливии и Перу. Они могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, не имели права посещать рестораны и пользоваться такси. Ситуация переменилась, когда в 2006 году пост президента страны занял Эво Моралес - первый со времен испанской колонизации представитель коренного индейского населения, аймар. Теперь чолиты посещают любые приглянувшиеся им места и передвигаются на удобном транспорте, осваивают модельные подиумы, становятся журналистами и телеведущими. Но котелкам, полюбившимся им еще в 1920-х годах остаются верны.

Они могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, не имели права посещать рестораны и пользоваться такси

По устоявшейся легенде, шляпы были тогда привезены из Италии для рабочих, но то ли оказались мужчинам малы, то ли просто не подошли. Предприимчивый торговец немедленно развернул рекламную кампанию: котелки, оказывается, обладали волшебным свойством - повышали рождаемость. Партия влет была раскуплена боливийками.

Великобритания: шапки как способ деморализации противника

Высокие лохматые шапки из медвежьего века и сейчас украшают головы королевской гвардии Великобритании, правда, только во время парадов и несения почетного караула. Первенство ношения этих головных уборов принадлежит французским гренадерам. Аксессуар считался одним из средств деморализации противника - шапка благодаря своим внушительным размерам увеличивала рост и так немаленьких вояк. Имело это и практическое значение: часто пули, которые посылались в голову, попадали в пустое пространство шапки.

Британцы вынесли этот своеобразный трофей из победоносной для них битвы при Ватерлоо - с наполеоновской армией в 1815 году.

Шапки королевской гвардии по-английски называются bearskin и действительно шьются из шкур североамериканского черного медведя. У офицеров они из более эффектного меха самца, у рядовых - самки гризли. Несмотря на то, что головные уборы часто передаются «по наследству» и служат чуть ли не сто лет, ежегодно требуется 50 - 100 новых шапок. Прислушиваясь к возмущению зоозащитников, министерство обороны пытается найти для гвардейской формы искусственную альтернативу, но пока что, как утверждают представители ведомства, синтетический мех не выдерживает конкуренции - мокнет, выцветает, встает дыбом и быстро теряет форму. Поэтому бравые гвардейцы Ее Величества продолжают в любое время года париться в своих роскошных головных уборах - 45,7 см в высоту и 3 кг веса.

Греция: ботинки с помпонами как средство для хранения

Эвзоны - «хорошо подпоясанные» - возникли как элитное подразделение греческой пехоты в начале XIX века. Сейчас так называют представителей президентской гвардии, несущих почетный караул у Могилы неизвестного солдата. Отбор в элитные войска ведется строгий. Кроме представительной внешности (рост не менее 187 см!) требуется недюжинная выносливость.

Для того, чтобы одеться в специальную форму, рядовым отводится 45 минут. Задача эта не из легких. Нужно надеть: белые шерстяные чулки, белую рубашку, шерстяную плиссированную юбку с 400 складками - фустанеллу, черные подвязки для гетр с кистями - кальцодеты, жилет, красную шапочку с кистью - фареон, ботинки с большими черными помпонами - царухи.

Помпоны тоже не просто украшение. Когда-то в них скрывали остро наточенные ножи.

Один ботинок весит около 3 кг и подбит 60 стальными гвоздями. Благодаря последнему обстоятельству каждый шаг эвзона сопровождает отличимый, придающий особенную торжественность происходящему звук. Помпоны тоже не просто украшение. Когда-то в них скрывали остро наточенные ножи. К наряду прилагается самозарядная винтовка.

Каждое воскресное утро в Афинах проходит парадная смена караула. В церемонии принимает участие весь состав роты эвзонов - около 150 человек. Под звуки национального гимна, часто на 40-градусной жаре, в шерстяной одежде, громко цокая ботинками с помпонами, президентская гвардия совершает торжественный путь из казарм на главную площадь города. Незабываемое зрелище.

Папуа - Новая Гвинея: футляр для пениса как способ выражения эмоций

Национальный костюм папуасов потряс мировую общественность весной 2017 года, когда представитель Папуа - Новой Гвинеи явился в нем на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Основу наряда составляла котека (фаллокрипт) - своеобразный футляр для пениса.

Обычно этот аксессуар делается из высушенного плода лагенарии, похожей на нашу тыкву, к которой во время роста привязывают тяжесть, чтоб вытянулась, и перевязывают шнуром для придания различных форм. Гаджет имеет две петли: одна надевается на пенис, другая охватывает торс. С их помощью котекой можно «управлять» - приподнимать или опускать.

Фаллокрипты могут иметь разные формы и размеры - соответственно заслугам. Мальчикам положены футляры длиной не более 20 см, не отличающиеся прихотливостью форм, зато старейшины имеют право носить котеки до 60 см.

Устройство многофункционально. Во-первых, оно является защитным. Во-вторых, показывает социальный статус. В-третьих, с их помощью выражают эмоции. Так, им машут перед врагом, вызывая на бой и демонстрируя свою свирепость. Фаллокрипты также заменяют удостоверение личности: по их форме можно определить, к какому племени принадлежит владелец. Например, племя яли предпочитает длинные и тонкие котеки, а у представителей тиома это целых два плода, пространство между которыми используют в качестве своеобразного кошелька - носят всякий мелочи. Котеки, украшенные перьями, бисером и ракушками, надевают во время торжественных церемоний и продают туристам в качестве сувениров.

Франция: фартуки как основа саперной формы


Каждый год 14 июля Франция празднует День взятия Бастилии. Военный парад, по традиции, открывают пионеры Иностранного легиона. Они все, как один, бородаты, на плече - топор. Дополняет нарядную белую форму кожаный рабочий фартук - непременная принадлежность сапера французской армии с 1747 года. Они и тогда были первопроходцами, шли впереди, с теми же топорами - чтоб ломать ворота вражеских крепостей. Исполняли обязанность нынешних инженерных войск: строили фортификационные сооружения, копали рвы, обезвреживали снаряды, обеспечивали переправы.

Фартук из толстой буйволиной кожи служил защитой от деревянной щепы и пороха, а в его карманах было удобно носить необходимые инструменты. Борода же считалась особой привилегией саперов, жизнь которых, как правило, была короткой. По традиции, ветеранам, прослужившим в Иностранном легионе 25 лет, вручались именные топор и фартук.

Во всем мире являются важной частью образа страны и культуры. Национальный костюм - способ заявить о себе в государственных масштабах. У каждой страны есть свои традиции, своя история и своя уникальность. И конечно, у каждой из них свои уникальные наряды. Сегодня мы поговорим о самых красочных и интересных костюмах.

Национальные костюмы Россия

На Руси национальный костюм имел свою характерность в зависимости от региона и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом и к какому социальному классу он принадлежит. В народном костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях и семейных событиях.

В русском традиционном наряде существовало чёткое разделение на повседневный и праздничный наряд.

Национальные костюмы Шотландия

Как только речь заходит про национальные костюмы, Шотландия – это одна из первых стран, которая всплывает у нас в памяти. Примечательной характерностью шотландского стиля является клетчатая расцветка ткани, используемая и в аксессуарах, и собственно в одежде, но в принципе, и в пледах, даже не это является наиболее поразительным у них. Самое необычное в шотландских нарядах - это приверженность к юбкам, причем по большей части у мужчин.

В теперешнее время шотландцы одевают свой национальный наряд по важным событиям, по официальным праздникам, на свадьбы или спортивные соревнования.

Национальные костюмы Япония

В Японии национальный костюм - это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно - это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.

Сегодня кимоно надевают - как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.

Национальные костюмы Кения

Заповедная зона Кении, является традиционным местом проживания племени Самбуру – племени кочевников-скотоводов, сохранивших до теперешних дней свой древний уклад жизни и свои обычаи. Обряды и танцы Самбуру оставляют незабываемые впечатления.

Samburu носят украсы из металла, кожи, камней, кости, большие бусы из бисера. У них яркая национальная одежда - это всякие обмотки, накидки и повязки.

Национальные костюмы Индия

В Индии ношение сари - это особая традиция, образ жизни, показывающий изящество индийских женщин. Большинство индианок носит сари каждый день в своей жизни, и этот виды традиционной одежды показывает не только верность традициям и богатой культуре, но и личность женщины, носящей его.

Национальные костюмы США

В США нет как такового национального костюма, но имеются интересные особенности, какие можно счесть таковыми, например, длинные летящие юбки, ковбойские шляпы, теплые вещи с северной части страны.

Национальные костюмы Бразилия

Одежда в Бразилии славится своей изысканностью и пикантностью, притягательными расцветками и красочным дизайном. Сложно определить, какой костюм является характерным для Бразилии, так как ее территория велика, а население многонационально. Поэтому, в зависимости от региона страны костюм бразильцев имеет свою специфику и различие.

Бразилия популярна на международном уровне своей приметной, стильной и изящной одеждой. Их одежда удобная, красочная, красиво и качественно сшитая и обрамлена различными аксессуары. Традиционная одежда бразильцев несет в себе сочетание различных рас и иммигрантов со всего мира.

Национальные костюмы Индонезия

Более 300 этнических групп проживает в Индонезии, каждая из которых имеет свой вид народного костюма: от набедренных повязок и перьев, которые приняты у папуасов и, заканчивая причудливыми нарядами племен минангкабоу, торайя, украшенных великолепной вышивкой и бисером. Классический индонезийский народный костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Бали и Ява.

Костюмы народа Масаи: красное надевать!

Племя масаев предпочитает одежду ярких цветов: считается, что красный и синий цвет костюма олицетворяют силу и власть. Одежда для мужчин, напоминающая женское платье, называется «шука». Такой наряд - незаменимая вещь в африканском хозяйстве. В нем удобно охотиться, она не сковывает движений, защищает от солнца. К тому же, как полагают масаи, шука отлично подчеркивает воинственность своего владельца.

Филиппины: полосатый рейс

лавная особенность национальной одежды филиппинцев среди костюмов других народов - сочетание ярких цветов и полосатых тканей. Мужчины здесь одеваются в бронг тагалог - просторную яркую рубашку с брюками. Женщины носят блузы с саронгом - куском ткани, обмотанным вокруг бедер. Хотя некоторые филиппинцы вовсе ничего не надевают. В отдаленных горных районах страны мужчины до сих пор щеголяют в одних набедренных повязках.

Швейцария: чепчики с крыльями

Национальный костюм швейцарцев сильно отличался в зависимости от кантона. Однако общими оставались штаны чуть ниже колен, белая рубаха, жилет и куртка для мужчин. Что касается швейцарок, то они носили юбки, кофты, корсажи, фартуки. Голову чаще всего покрывали платками, в Аппенцелль‑Иннерродене - чепчиками с крыльями, а в романской части страны - соломенными шляпами.

Мексика: одежда‑трансформер

Многие привыкли считать, что национальная одежда мексиканцев - сомбреро, расклешенные брюки и короткие рубашки. Однако это не так: сомбреро больше уважают туристы, а ковбойский наряд используется чаще для танцев. В повседневной жизни мужчины носят простые хлопчатобумажные рубашки с брюками, на плечах - серапе, который ночью может служить одеялом. Женщины предпочитают однотонные блузы, длинные юбки. В их гардеробе обязательно будет и шаль‑ребосо, которая по обстоятельствам может стать головным убором или слингом для ребенка.

Турция: национальный костюм в стиле унисекс

Главной особенностью, которая отличала традиционный турецкий женский и мужской костюм от костюмов других народов, является то, что он состоял из одинаковых элементов: шаровар, рубахи, жилета и пояса. Правда, девушки поверх рубашки надевали платье до пят с рукавами, закрывающими кончики пальцев (энтари). К тому же поясом, длина которого достигала 3-4 метра, дамы украшали платья. Мужчины кушаком оборачивали жилет, чтобы хранить в своеобразном «портмоне» деньги, табак, спички и прочие мелочи.

Болгария: шире штаны!

В Болгарии известны два вида национальных мужских костюмов. Здесь носили «чернодрешну» - рубаху и штаны с широким поясом темных оттенков или «белодрешну» - одежду светлых тонов. Рубашка и жилет были богато украшены вышивкой. Кстати, по одежде судили о благосостоянии хозяина: чем шире были штаны, тем зажиточнее считался болгарин. Болгарки чаще всего носили сарафан‑сукман вышитый в виде цветов и расписной передник.

Север Таиланда: окольцованные

Женщины народа карен на севере Таиланда носят на себе массу браслетов, особенно на шее, которые являются главной особенностью их национального костюма. Кольца надеваются, когда девочке исполняется 5 лет, и их количество с годами только растет. Традиция носить браслеты на шее имеет долгую историю. Согласно одной легенде, таким образом женщины пытались защититься от тигров, пока их мужчины были на охоте. Но есть другая версия. Карены считают длинные окольцованные шеи эталоном красоты и сексуальности. Да и просто прибыльным делом: туристы без ропота платят деньги только за возможность посмотреть на длинношеих дам.

Грузия: сама элегантность

Грузинский национальный костюм отличается от костюмов других народов мира особое франтовство. Девушки носили длинные приталенные платья (картули), лиф которых был обильно украшен камнями и тесьмой. Непременным атрибутом оставался роскошный пояс из бархата с жемчугом или вышивкой. Мужчины носили ситцевую или хлопковую рубаху (перангу), нижние штаны (шеидиши) и широкие верхние штаны (шарвали). Сверху надевался короткий архалук и черкеска (чоха). Такой наряд выгодно подчеркивал узкую талию и широкие плечи мужчин.

Моравия: национальный костюм‑торт

Национальный костюм жительниц Моравии, что на востоке Чехии, отличается особой пышностью. Плиссированные юбки, белые блузки с пышными рукавами, темный вышитый передник, цветные ленты в волосах - даже последнюю дурнушку такой наряд делает настоящей звездой.

Бурятский национальный костюм

Национальный женский костюм в Бурятии зависел от возраста и положения в обществе. Так, девочки носили длинные тэрлиги (халаты без плечевого щва), с матерчатыми кушаками. В 14-15 лет платье становилось отрезным по талии с декоративным поясом. У замужних женщин в костюме появлялись пышные буфы‑рукава и меховая оторочка. Богатые бурятки предпочитали одежду из сукна или атласа, отделывали ее соболями или бобрами, тогда как бедняки довольствовались выделанной овчиной.

Нидерланды: лодка‑шляпа

Основная черта женского голландского костюма, отличающая его от национальных одежд других народов Европы - пестрота, желательно до ряби в глазах. Белые рубашки были украшены вышивкой или кружевами. Поверх кофты непременно надевались яркие корсеты. Кстати, эта часть туалета считалась семейной реликвией, передаваясь из поколения в поколения. Вот почему в обыденной жизни голландки прятали корсеты в ситцевые яркие чехлы. Женский костюм дополняли пышные юбки с густыми сборками и полосатый фартук. Особое внимание привлекал чепец, который по форме напоминал лодку.

Испания: национальный костюм в ритме фламенко

Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья - кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. Этот аксессуар и сейчас в почете у невест всего мира: в процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной - длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди - с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

на женщине: юбка с райфроком и воротник "мельничный жернов"

на мужчине: вамс с воротником "голимья"

на мужчине: дворянский костюм

на женщине: атласное платье для приемов

на женщине: выходное платье

на мужчине: костюм военного

Обувь

Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды надевали сапоги с высокими каблуками.

Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Многие дамы обрамляли лоб короткими локонами. К такой прическе очень шла мягкая широкополая шляпа с развевающимися страусовыми перьями.
Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян