Сос ки. Как помочь ребёнку отлучиться от соски

История литературы практически не знает примеров, когда первое серьёзное произведение начинающего автора, написанное в девятнадцать лет, становится частью национальной классики и приобретает мировую известность. Именно так сложилась судьба первой книги Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", необычной, как и вся жизнь этой женщины, писавшей в своём дневнике, что история её жизни "романтична превыше всякой романтики".

Мери Шелли родилась 30 августа 1797 года в Лондоне, в семье известных английских писателей Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт. Мать Мэри умерла через несколько дней после её рождения, навсегда оставшись для дочери предметом поклонения.

Уильям Годвин успел пережить свою славу, многие из самых ревностных его учеников, такие как поэты Вордсворт и Кольридж, для которых он был одно время поистине "властителем дум", - отступились от его взглядов и публично осудили их. Потеряв жену, он женился во второй раз. Ему приходилось заниматься изматывающей литературной подёнщиной, чтобы прокормить многочисленную семью - детей от первого и второго брака. Но его заработка катастрофически не хватало. В доме, как вспоминала впоследствии Мэри, было не принято говорить о еде. С мачехой у Мэри сложились плохие отношения, но иначе и быть не могло. Эта напыщенная мещанка, с мелочными интересами и тупым деспотизмом была вопиющей противоположностью одухотворённому образу её матери. Мэри с раннего детства привыкла жить мечтами и книгами, пробовала писать.

"Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве, - отмечала позднее Мэри. - Я марала бумагу ещё в детские годы, и моим любимым развлечением было писать разные истории".

Знакомство с Перси Шелли открыло шестнадцатилетней Мэри тот мир благородных стремлений, помыслов и чувств, которые ранее существовали лишь в её воображении. А произошло это знакомство следующим образом.

Шелли зашёл в гости к Уильяму Годвину, идеями которого он так восхищался. Там он и увидел впервые бледную, хрупкую блондинку с пристальным, "пронзительным" взглядом тёмных глаз, поразившую его воображение.

Забытому всеми Годвину безусловно было приятно такое отношение к нему со стороны Шелли, к тому же Перси был аристократом и наследником крупного состояния. Правда написанная Шелли брошюра "Необходимость атеизма" привела к исключению его из Оксфордского университета. А необдуманный брак с Хэрриет Вестбрук, хорошенькой дочкой трактирщика, которую Шелли, в порыве юношеского максимализма, решил "спасти" от домашней тирании, окончательно рассорил его с родителями. Но Годвин, повинуясь горькой необходимости, сумел извлечь пользу даже из отдалённых имущественных прав своего юного друга. Шелли занимал и занимал деньги под ростовщические проценты, в счёт состояния, которое ему предстояло унаследовать после смерти отца и деда, чтобы поддержать непрочный бюджет семьи Годвинов. Шелли стал частым гостем в этой семье. Он имел возможность хорошо узнать Мэри. В ней он нашёл то, чего не хватало ему в Хэрриет. Они полюбили друг друга. Вот что пишет Перси Шелли в своём философском этюде "О любви". "Найти своё соответствие; встретить ум, способный оценить твой; воображение, способное понять тончайшие неуловимые оттенки чувств, которые ты втайне лелеял; тело, чьи нервы вибрируют вместе с твоими, подобно струнам двух лир, сопровождающих прекрасный голос певца; найти всё это в том сочетании, какого жаждет наша душа:" Эти строки он посвятил Мэри. Да, он был женат и даже успел стать отцом, но он не мог расстаться с ней, своей единственной любовью ибо без любви "человек превращается в живую гробницу, от него остаётся лишь оболочка того, чем он был прежде". Они решили бежать. Клер, сводная сестра Мэри упросила их взять её с собой.

В романтических иллюзиях, с какими юная пара начала свою совместную жизнь, было много наивного, даже детского. Дневник, который Перси и Мэри вели во время своего путешествия летом 1814 года, трогает своим простодушием и юмором. Волнующее утро тайного побега из родительского дома. Переправа через Ла-Манш в утлом судёнышке. Ночлег в Кале. Странствия по горам и долам, которых не могло омрачить даже постоянное безденежье.

Лучшие дня

Но иллюзии влюблённых, были омрачены столкновением с суровой реальностью повседневной жизни. Отец Мэри не только не одобрил поступка дочери, он даже не желал её видеть. Двери отцовского дома для Перси также были закрыты навсегда. В то время как Шелли затравленный и собственными заимодавцами, и кредиторами своей законной супруги, метался по Лондону, скрываясь от ареста за долги и стараясь сделать новый заём, Мэри одна, беременная, без денег, ютилась в жалких меблированных комнатах, обмениваясь с мужем отчаянными записками или видясь с ним урывками. Её первый ребёнок, девочка, родилась недоношенной и вскоре умерла. Но несмотря на трагическую утрату и тяготы быта Мэри, привыкшая с детства находить отраду в том, чтобы добывать "познания из запретных рудников" много работает. Списки книг, прочитанных ею в первые годы замужества, превосходили объём программы полного университетского курса. Она изучает многотомные труды по истории древнего и нового мира, трактаты философов и социологов, читает сочинения античных классиков и современных поэтов. Великолепно образованный и эрудированный Перси был её помощником и наставником.

"Прощай любимая: тысяча сладчайших поцелуев живёт в моей памяти, - пишет Шелли семнадцатилетней жене, добавляя тут же. - Если ты расположена заняться латынью, почитай "Парадоксы" Цицерона".

Кроме латинского языка, с которым Мэри была уже знакома ранее, она с первых же месяцев замужества принимается за греческий, потом учит итальянский язык.

Шелли высоко ценил дарования Мэри и относился к ней как к равной в их трудах и планах. Нередко, считая, что ей особенно удаётся изображение трагического, он убеждал её взяться за разработку той или иной темы, с которой, он был уверен, она справится лучше, чем он. Так было с "Ченчи" и "Карлом I", и только когда она категорически отказалась, он стал писать эти трагедии. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри "Матильда" соседствуют с "Одой к Неаполю" и черновыми набросками "Освобождённого Прометея", вписанными рукой Шелли.

"Дитя любви и света" - так назвал он Мэри в обращённых к ней строфах посвящения "Восстания Ислама". Она рисовалась его воображению как участница их общего жизненного подвига:

"Есть радость не склоняться пред судьбой,

Ту радость мы изведали с тобой."

Да так оно и было на самом деле. Поэзия и трагедия в равной степени отмечали их реальную жизнь. После побега из родительского дома доброе имя Мэри было полностью скомпрометировано, ходили сплетни о том, что Годвин просто продал дочь и падчерицу Шелли. Их не принимали в свете. Даже близкая подруга Мэри отказалась от неё. Симпатии публики были на стороне законной жены Шелли - Херриет, оставшейся без средств с двумя детьми на руках. Шелли как только мог помогал ей, но они сами еле сводили концы с концами, постоянно преследуемые кредиторами. К тому же в начале 1816 года у Мэри родился сын Уильям, молодой матери был необходим хотя бы относительный покой, ведь первого ребёнка она потеряла и очень тревожилась за жизнь сына. Ситуация была настолько тяжёлой, что они решили уехать на некоторое время из Лондона. В начале лета семья Шелли отправляется в Швейцарию к ним присоединилась и Клер.

В Швейцарии их соседом оказался лорд Байрон. Между Шелли и Байроном возникла тесная дружба. А Клер, как оказалась, стала любовницей Байрона ещё в Лондоне и в Швейцарию направилась не случайно.

Почти всё лето стояла дождливая ненастная погода, лодочные прогулки по озеру пришлось отложить, да и просто на улицу выходить не хотелось. Поэтому молодые люди проводили время беседуя о поэзии, философии, делились творческими планами. Однажды, чтобы развлечься, Байрон предложил сочинить каждому из присутствующих какую-нибудь страшную историю. Мэри отнеслась к этому предложению очень серьёзно. О том, как у неё возник замысел романа "Франкенштейн" она рассказала пятнадцать лет спустя, готовя книгу к изданию в серии "Образцовые романы".

"Лорд Байрон и Шелли часто подолгу беседовали, а я была их прилежным, - но безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести": ":было уже за полночь, когда мы отправились на покой. Положив голову на подушку я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя явившиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось..."

В течении нескольких вечеров Мэри рассказывала своим друзьям страшную и трагическую историю. Байрон был поражён необыкновенным литературным талантом этой девятнадцатилетней женщины и посоветовал ей непременно записать свой вымысел. Так родился "Франкенштейн" замечательный роман об учёном, который во многом предвосхитил научную фантастику XX века.

В той творческой атмосфере, которая создалась в тесном швейцарском кружке летом 1816 года, даже секретарь и домашний врач Байрона Джон Полидори написал страшную романтическую повесть "Вампир", которая была опубликована и имела успех. А.С. Пушкин упоминает эту повесть в "Евгении Онегине", характеризуя круг чтения образованной русской девушки:

"Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,

И стал теперь её кумир

Или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, бродяга мрачный..."

Для Байрона и Шелли это был тоже необычайно плодотворный период. Но главное, после общения их творчество заметно обогатилось. Поэмы Байрона приобрели большую философскую глубину, образы стали многогранней, тема богоборчества, богоискательства выступила на первый план. В поэмах Шелли появились новые сюжеты, его творчество стало конкретней, земная страсть звучала в речах его героев.

Но время шло и расставание было неизбежным. В августе семейство Шелли вернулось в Англию. Месяцы последовавшие за их возвращением были омрачены печальными событиями. В октябре отравилась Фанни, сестра Мэри, "чтобы никому не быть в тягость", как написала она в предсмертной записке. В декабре покончила с собой Хэрриет Шелли. Как это было не печально, но её- смерть освободила влюблённых и позволила Мэри и Перси наконец-таки обвенчаться. Мэри уже готовилась принять в свой дом, как родных, осиротевших детей Хэрриет, но родительские права Перси Шелли были оспорены в Канцлерском суде. Как опасного вольнодумца, открыто проповедующего "безнравственные принципы", его лишили права воспитывать своих детей. Шелли болезненно переживал это решение суда. Мэри утешала его как могла. В это же время у неё появились и другие проблемы. Клер родила от Байрона дочь, чтобы уберечь репутацию сестры, Мэри оставила маленькую Аллегру у себя и заботилась о ней до тех пор, пока Байрон не поместил её в монастырскую школу в Италии, где несчастная девочка и умерла. Несмотря на всё это трагическое стечение обстоятельств Мэри именно в этот период пишет свой знаменитый роман и заканчивает его в мае 1817 года. В октябре она вновь становится матерью, у неё родилась дочь Клара.

Постоянная борьба с нуждой, поиски средств к существованию, решение суда, с которым он не смог смириться до конца своей жизни, надломили здоровье Шелли. Он заболел. К тому же его постоянно тревожила мысль о том, что у него могут отнять и детей Мэри. Всё это побудило семью Шелли покинуть Англию. Весной 1818 года они уехали в Италию. Именно в это время вышел в свет роман Мэри Шелли "Франкенштейн".

Долгожданный отъезд в Италию не изменил их кочевого образа жизни. Им не было места на этой земле. Куда бы они не последовали беда подстерегала их повсюду. Казалось, что чудовище Мэри Шелли, её нематериальный гомункул, созданный в реторте высшей тайной науки - алхимии слова, воплотился и преследовал её, отнимая самых близких людей, тех, кого она так любила, отметив её судьбу печатью обречённости. В Венеции умерла Клара. В Риме - Уильям. Отчаянье Мэри было беспредельным. Спасло её только рождение четвёртого ребёнка, сына, Перси Флорен.

В начале июля 1822 года судьба нанесла Мэри свой самый жестокий удар. Яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом. Выброшенные на берег изуродованные тела были обнаружены только 18 июля. Шелли опознали по находившимся в карманах его одежды томикам Эсхила и Китса. После того, как было получено разрешение властей, 13 августа тело Шелли было сожжено на костре на берегу моря в присутствии Байрона и нескольких друзей. Пепел был захоронен на Английском кладбище в Риме рядом с могилой погребённого незадолго до того Д.Китса. А обугленное сердце Шелли Мэри носила с собой до самой смерти. Перси Шелли, родившийся 4 августа 1792 года, не дожил всего несколько дней до своего тридцатилетия.

"Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри через месяц после смерти мужа, - значили больше, чем обычный полный срок человеческого существования."

Бурная, романтическая драма её жизни была закончена; остальное было только эпилогом, затянувшимся на несколько десятилетий. Все её заботы теперь были отданы сыну, маленькому Перси Флоренсу, единственному, кто у неё остался. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, который сперва требовал, чтобы Мэри вовсе отказалась от своих прав на трёхлетнего ребёнка, а потом назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела ни писать о Шелли, не издавать его рукописи. Когда она рискнула нарушить этот запрет, опубликовав "Посмертные стихотворения" Шелли, сэр Тимоти немедленно прекратил выплату денег на содержание внука.

Чтобы дать сыну достойное образование Мэри Шелли неустанно зарабатывала на жизнь литературным трудом. Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Она написала ещё пять романов, которые были изданы и вызвали определённый интерес читателя, но "Франкенштейн" оказался единственным романом Мэри Шелли, который даровал ей бессмертие.

Тимоти Шелли дожил до девяносто одного года. Когда в 1844 году Перси Флоренс Шелли унаследовал фамильный титул и состояние ему было уже двадцать пять лет.

Мери же до конца жизни занималась литературным трудом неизменно подписывая свои произведения "Автор "Франкенштейна". Умерла она 1 февраля 1851 года, пережив своего любимого мужа почти на тридцать лет.

Отзыв
Кот 19.05.2006 01:50:22

Очень жаль,что большинство великих людей имеют трагическую жизнь. Люди вообще теряют желание и способность что-либо делать после утраты самих любимых,дорогих людей.Но создавать такие вещи...
Статья очень хорошая,познавательная.Лично меня она просветила. До того и в мыслях не было,насколько сильным было горе писательницы, которая создала шедевр литературного искусства.

Все, вероятно, слышали о Франкенштейне. А вот кто придумал его, известно не многим. Мы расскажем о британской писательнице начала девятнадцатого века - Мэри Шелли (биография и интересные факты из ее жизни ждут вас ниже). Оказывается, именно она создала этот мистический жуткий образ, который сейчас так нещадно эксплуатируют создатели фильмов ужасов.

Чем известна Мэри Шелли?

Эта красивая изящная женщина прославилась не только своим творчеством и всемирно известным романом, но и интересными и сложными поворотами жизненного пути.

Юная Мэри в 18 лет на спор с Джорджем Байроном и своим мужем создала первый в мире готический роман. Этим она и прославилась, ведь, по сути, девушка ввела в литературу новый жанр.

Сейчас имя Франкенштейна ассоциируется у многих с фильмами ужасов. Мало кто знает, что образ созданного безумным ученым жуткого существа придумали не «киношники», а эта красивая одухотворенная дама - Мэри Шелли. Фото ее портретов вы найдете в материалах статьи.

Но не только творчеством известна Шелли. Ценителям поэзии романтизма ее фамилия обязательно напомнит известнейшего британского поэта-романтика, друга Джорджа Байрона - Перси Биши Шелли, с которым, по всем канонам романтизма, юная красавица сбежала из отчего дома.

Мэри Шелли: биография, краткое изложение. Детство

Писательница родилась в подходящем месте для будущей королевы готического романа - в столице туманного Альбиона, Лондоне.

Ее полное имя - Мэри Уолстонкрафт Годвин. Благодаря мужу и единственному любимому мужчине, поэту Перси Шелли, она стала называться Мэри Шелли. Годы жизни писательницы - 1797-1851.

Девочка появилась на свет в семье известной на то время феминистки Мэри Уолстонкрафт и Уильяма Годвина, журналиста, знаменитого своими анархистскими и атеистическими взглядами. Мать будущей писательницы умерла после осложненных инфекцией тяжелых родов, оставив осиротевшему отцу новорожденную Мэри и двухлетнюю Фэнни (ее дочь от предыдущей любовной связи).

Отец хоть и горевал из-за смерти любимой жены, но вскоре сочетался браком снова со своей соседкой - вдовой миссис Клермон, у который было двое собственных детей. Старшая дочь - Клер Клермон - стала подругой Мэри и даже сбежала вместе с ней и ее возлюбленным во Францию, а потом и Швейцарию, где стала досаждать паре своей экзальтированностью и навязчивостью.

Несмотря на то что образование для девочек в то время считалось совершенно лишним, отец Мэри дал ей достойную базу знаний дома и помог дочери выучиться.

Шелли Мэри. Любовь и побег

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, она познакомилась с молодым поэтом Перси Шелли. Как утверждают биографы, он как-то вместе с женой Гарриет пришел в семейный магазинчик Годвина. Там он увидел Мэри и, похоже, был очарован девушкой с первой встречи, потому что начал все чаще появляться там, но уже без жены. Брак Шелли и так уже трещал по швам, хотя три года назад он бросил все и сбежал с Гарриет во Францию. Туда же он увез из родного дома до безумия влюбленную в него шестнадцатилетнюю Мэри. Через несколько недель влюбленные, но совершенно нищие романтики вернулись к отцу будущей основательницы готического романа. Но, к удивлению и огорчению обоих, он был очень уязвлен поступком дочери и сказал, что больше не желает ее видеть.

Теперь семью полностью должен быть обеспечивать Шелли. Мэри безумно любила своего названного мужа и нисколько не горевала о жизни в отчем доме. Хотя попытки наладить отношения с отцом ею были сделаны в дальнейшем.

Поэт-романтик и будущая писательница поначалу идеально понимали и дополняли друг друга. Но со временем у них начались разногласия. Перси, провозглашая в своей поэзии чистую, светлую любовь, на самом деле довольно легкомысленно относился к супружеской верности, что шокировало и обижало Шелли Мэри. Тем не менее она сохранила любовь и преданность мужу на всю жизнь.

Зрелость и семья

За романтической юностью пришло время горькой зрелости для писательницы. Ее названный муж не мог стать ей супругом официальным, так как не был в разводе с Гарриет. Поэт вынужден был обеспечивать детей и бывшую жену, плюс себя и Мэри Шелли. Дети в их отношениях рождались и умирали, что безумно ранило молодую женщину. Только четвертый сын писательницы - Перси Флоренс - выжил и спас мать от отчаяния.

В 1817 году жена Шелли Гарриет утонула в пруду. Ее детей Мэри и Перси хотели приютить, но овеянному грязными слухами поэту общественность сделать этого не разрешила.

Сестра Мэри, Фэнни, покончила жизнь самоубийством. В свои 19 Шелли Мэри видела достаточно, чтобы знать, что такое отчаяние, боль, отрешение и духовное одиночество. Именно эти чувства она вселила в своего героя-монстра в романе.

Творчество

Мэри Шелли, рожденная в семье талантливых и вольнодумных родителей, наверное, не могла бы избрать иной путь. В своих воспоминаниях она часто сознавалась, что еще с детства «марала бумагу» разными историями. До романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» ею было написано немало. Среди ее раннего творчества следует выделить незавершенный роман под названием «Ненависть».

Молодая Мэри Шелли (биография ее кратко изложена выше) развлекала своими очерками мужа, но многие исследователи считают, что Перси неблагосклонно относился к более серьезным шагам жены в литературе. Возможно, он боялся того, что Мэри могла затмить его своими успехами.

Дружба с Байроном

Как известно, Перси Шелли был близким другом

Мэри, Клер, была безрассудно влюблена в молодого лорда, которому суждено было стать основателем романтизма, и буквально преследовала его. Не отличающийся чистотой нравов поэт вскоре ответил на ухаживания настырной девушки, и они стали любовниками. Вскоре у этой пары родилась девочка - Аллегра, судьба которой из-за экстравагантности и ветрености родителей оказалась трагичной.

С Байроном связана и история создания «Франкенштейна» Мэри Шелли, и столь ранняя и непредсказуемая смерть Перси (он погиб, когда перегонял яхту Джорджа Байрона «Ариэль») в возрасте 29 лет.

История создания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Когда ищущие себе приюта влюбленные Мэри и Перси переехали в Швейцарию, их соседом волею судьбы оказался Байрон. Долгими дождливыми вечерами у камина друзья рассказывали друг другу страшные истории. Однажды они решили посоревноваться в написании жутких новелл. Вследствие спора и появился «Франкенштейн» Мэри Шелли. Дата «рождения» произведения - приблизительно 1818 год.

«Франкенштейн, или Современный Прометей». О чем роман?

«Франкенштейн» стал флагманом в жанре готического и фантастического романа. В 1818 году произведение было издано анонимно. Только в 1831 году создательница дала ему свое имя.

Так кто же такой этот Франкенштейн, чье имя ошибочно стало нарицательным прозвищем жуткого чудовища, а образ вдохновил талантливых людей на создание многих фантастических фильмов?

На самом деле Франкенштейн - это не само чудовище, а его создатель.

Как-то ученый-метафизик Виктор с уже известной нам фамилией совершил очень сложный и опасный эксперимент. Он стремился к изучению самых потаенных уголков науки. Однажды ему удалось открыть тайну жизни и смерти. Знания дали ему возможность оживить мертвое тело. В ожидании гениального открытия он сделал это и получил результат, ужаснувший его. Существо, созданное им, показалось ученому столь жутким, что он сбежал из своей лаборатории и из города.

Сюжет главного произведения Мэри Шелли

Повествование начинается с того момента, когда исследователь и золотоискатель Волтон отправляется на Северный полюс. По дороге он находит истощенного и находящегося на грани безумия человека. На корабле тот рассказывает о своем жутком эксперименте.

Он смог создать и оживить гиганта, но был настолько напуган, что бросил его в лаборатории и сбежал. Через некоторое время Виктор узнал о гибели своего младшего брата. Вильям был жестоко убит. И хоть его убийцей объявили служанку Жюстин, Франкенштейн знал, кто был виноват на самом деле. Догадки подтвердились, когда, возвратившись домой, он застал там своего монстра.

И вот произошла встреча создателя и предмета его экспериментов. Создание рассказало, что долгое время жило в сарае одного мужчины и там же научилось говорить. Монстр был безумно одиноким и хотел подружиться со слепым стариком. Но дети старика жестоко избили его, насмехаясь над ужасным видом. Мечась в отчаянии, монстр нашел дневник Виктора, откуда и узнал об истории своего создания.

После долгой беседы чудовище попросило создать ему подругу. Они уехали на отдаленный остров, где Виктор приступил к работе. Когда новое творение было почти создано, он вдруг понял всю опасность данного союза двух существ и уничтожил «невесту». Разъяренный монстр убежал и убил близкого друга Франкенштейна - Анри.

Виктор вернулся домой и женился на своей первой любви - Элизабет. В брачную ночь в спальню к ней проникло чудовище и убило ее. Отец Виктора от полученного удара скончался. Так в одночасье погибла вся семья ученого. Франкенштейн поклялся убить монстра и устремился за ним в погоню на Северный полюс. Чудовище скрылось, а Виктора нашел Волтон. Шокированный историей исследователь повернул свой корабль назад. По пути Виктор умер, а на своем корабле исследователь нашел и само чудовище. Монстр признался, что раскаивается и хочет покончить жизнь самоубийством. С этой клятвой на устах он сбежал с корабля.

Место романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» в мировой литературе

Как мы уже говорили, произведение было первым в своем жанре. Как Эдгар По создал жанр детектива, так Мэри Шелли написала первый в мире. Ее произведение произвело фурор в маленькой компании, состоящей из поэтов Байрона и Шелли. Роман, кроме того, имел довольно серьезный успех практически сразу после издания. И до наших дней он не утратил своей как литературной, так и исторической ценности.

Пишущая в совершенно новом ключе Мэри Шелли, муж и дети которой были для нее вдохновением, создавала свой роман на спор. А в результате он поставил ее в один ряд с великими романистами мировой литературы.

Своим успехом «Франкенштейн» обязан мастерски выписанным образам гениального ученого, который смог создать нечто великое, но не нашел в себе силы отвечать за свое творение, и чудовища, которое, несмотря на свой жуткий вид и окровавленные убийствами руки, стремится к людям, хочет стать другом и возлюбленным. Монстр понимает, что человечество не примет его, он ведь совершенно иной. Его злодеяния - это выплескивание боли и страдания, немой укор создателю, который так жестоко поступил с ним.

Писательница оставляет конец произведения открытым, дает шанс читателям самим додумать, что же будет с жутким, никому не нужным существом. Создатель погиб, но его деяния будут жить в монстре, который тоже умеет страдать и грустить и ищет место в человеческом мире.

В заключение

Английская писательница Мэри Шелли прожила полную горестей и тревог жизнь. Но она сумела сохранить светлую чистую душу и веру в любовь. Именно любовь была целью ее жизни. Во имя любви к искусству Мэри создала и свой удивительный роман о Франкенштейне и его монстре, который с удовольствием до сих пор читают и изучают.

Мэри была достойной женой великого писателя и талантливым автором.

В 19 веке считалось, что удел женщин-писательниц (если уж они осмелились ступить на эту тропу) - рассуждать о неразделенной любви к красавцу-графу или о предстоящем бале. А вот Мэри Шелли, автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», отказывалась соответствовать представлениям мужчин о том, какое место должна занимать девушка, как ей положено проводить досуг и кого она должна любить. Первая женщина в истории фантастики создала произведение об одержимом ученом, сотворившем монстра. сайт задумался: что нужно пережить, чтобы написать подобное?

Десятого мая на российские экраны выходит картина «Красавица для чудовища» об удивительной и трагичной судьбе писательницы и поэтессы Мэри Шелли, перу которой принадлежит знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». Литературные критики двадцать первого века сходятся во мнении, что Мэри и ее мать стали первыми феминистками задолго до появления самого феминистического движения - они отстаивали свои права на творчество и самовыражение. Символично и то, что ленту сняла Хайфа Аль-Мансор - первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии. «Мы хотели изобразить сильную женщину, которая готова нарушать общепринятые правила и говорить то, что считает нужным», - поведала Хайфа в интервью The Hollywood Reporter. О трагической, но в то же время интересной жизни Мэри Шелли мы расскажем в этом материале.

Детство

Мэри Шелли родилась в Лондоне тридцатого августа 1797 года в чрезвычайно продвинутой по меркам восемнадцатого века семье. Мама девочки Мэри Уолстонкрафт была одной из первых суфражисток - представительниц прекрасного пола, которые боролись за равные с мужчинами права. И хотя само суфражистское движение зародилось лишь в середине девятнадцатого века, Мэри уже тогда написала не одно эссе об эмансипации женщин. К слову, она вышла замуж за отца Мэри, имея на руках внебрачную дочь Фэнни - вопиющий факт по меркам пуританской Англии. Ее возлюбленного Уильяма Годвина сей факт волновал мало: он был одним из первых сторонников анархизма и проповедовал свободу нравов.

Уолстонкрафт скончалась от заражения крови спустя одиннадцать дней после того, как родила вторую дочь. Врач, принимавший роды, не вымыл предварительно руки. Несмотря на то, что Мэри не знала свою мать, ее смерть повлияла на всю ее последующую жизнь. Портрет мамы, от которой она унаследовала либеральные взгляды, всегда стоял на ее столе.

Уильям Годвин, оставшийся с двумя дочерями на руках, предпочел немедленно жениться. Его второй супругой стала вдова с детьми Мэри Джейн Клермонт, которая была далеко не так образованна, как ее предшественница. От первого брака у новой миссис Годвин была дочь Клэр, которая стала близкой подругой будущего автора «Франкенштейна».

С ранних лет Мэри стремилась к знаниям. В детстве она познакомилась с английскими поэтами Уильямом Водсвортом и Сэмюэлом Тейлором Кольриджем, которые были частыми гостями ее отца. Они во многом определили ее любовь к литературе. Мистер Годвин дал дочери блестящее образование, что было редкостью для того времени. «У нее смелый, порой даже деспотичный деятельный ум. Ей свойственна большая жажда знаний, и проявляемое ею во всем, за что она принимается, упорство поистине неодолимо. Я нахожу, что в ней нисколько нет того, что повсеместно называют пороками, и что она одарена значительным талантом», - отзывался о Мэри в письме к одному из своих друзей мистер Годвин. Девочка и правда была очень одаренной. Свой досуг она проводила за книгами, написала несколько историй, а первое стихотворение будущей поэтессы было опубликовано в местной газете в 1807 году.

Меж тем атмосфера в доме царила весьма напряженная: новая жена Уильяма недолюбливала падчериц и совсем ими не занималась. Девочкам приходилось расти в обстановке постоянной напряженности.

Интеллектуальная компаньонка

В возрасте шестнадцати лет Мэри познакомилась с 21-летним поэтом Перси Шелли. Он был классическим «плохим парнем» и поэтому очень нравился девушкам. Перси выгнали из Оксфорда за свободомыслие. Он написал и напечатал брошюру «Необходимость атеизма» и после исключения из университета чувствовал себя поборником правды и свободы.

На момент встречи с Мэри он был уже женат на 19-летней Гарриет Уэстбрук, пансионной подруге его сестер и дочери богатого трактирщика. Шелли мечтал спасти возлюбленную от тирании отца (она жаловалась на его жестокость) и предложил ей сбежать в Эдинбург, чтобы тайно заключить брак. Родители Перси, возмущенные столь невыгодной партией, лишили его наследства.

Это нисколько не расстроило поэта: он еще больше укрепился в мысли о том, что ему необходимо служить идеям равенства и свободы.

Сохранились свидетельства кузена Чарльза, которому Шелли признался, что «отдает себя Гарриет не из любви к ней, а из рыцарского чувства самоотвержения».

Итак, в мае 1814 года Перси вместе с Гарриет посетили дом Годвинов. Шелли восхищался не только мировоззрением вольнодумца Уильяма, но и красотой и интеллектом его дочери Мэри. Увидев стройную девушку с бледным лицом, он мгновенно потерял голову. Мисс Годвин была не только хороша собой, но еще и на равных поддерживала разговор на любые темы, ведь она перечитала всю библиотеку отца.

Страстный Перси тут же начал ухаживать за Мэри, которую, к слову, не смущало наличие у него жены. Девушка назначала возлюбленному свидания на могиле матери, где они обсуждали труды мыслителей. В какой-то момент Шелли и Годвин надоело таиться, и они решили сбежать. Поэт окончательно разочаровался в браке с Гарриет, которой ничего не было нужно, кроме новых нарядов, и бросил ее. Кроме того, он заподозрил беременную супругу в измене с ирландским офицером, а потому вызвал ее на серьезный разговор и заявил, что не может с ней больше жить.

Нелегкая участь жены поэта

Двадцать восьмого июля 1814 года Перси и Мэри сбегают во Францию, прихватив с собой за компанию Клэр Клермонт. Молодые люди путешествовали по Европе около шести недель. Некоторые специалисты полагают, что у Перси и Клэр была интрижка за спиной будущей поэтессы. Старшая сестра Мэри, 18-летняя Фэнни, осталась в Англии и, по свидетельствам историков, впала в депрессию, потому что тоже влюбилась в рокового Перси. Когда деньги закончились, беглецам пришлось вернуться домой. Там их осудили все, включая Уильяма Годвина, который не позволил Мэри остаться в его доме. Девушка, которая на тот момент была беременна первенцем, переехала к возлюбленному. Тем временем Перси все еще был женат официально.

В феврале 1815 года мисс Годвин родила дочь, умершую через тринадцать дней после появления на свет. Чтобы помочь паре пережить горе, друг Перси Томас Джефферсон Хогг пригласил влюбленных погостить в его имении. Выражаясь современным языком, Томас подверг Мэри сексуальному харассменту, но она была категорически против (подобную попытку он предпринимал и с Гариетт).

А вот Перси, по словам историков, был вроде как и не прочь разделить возлюбленную с приятелем.

В научной работе одного английского специалиста по творчеству Мэри Шелли утверждается, что Хогг на самом деле испытывал отнюдь не дружеские чувства к Шелли и сублимировал свое желание, домогаясь его пассий...

В январе 1816 года у Шелли и Годвин родился сын Уильям. Через несколько месяцев после появления малыша на свет пара отправилась в Женеву в компании Клэр Клермонт. В Швейцарии они встретились с лордом Байроном и его врачом Уильямом Полидори. Именно тогда Мэри попросила всех обращаться к ней как к миссис Шелли. Компания каталась на лодках по Женевскому озеру, занималась творчеством, обсуждала недавно вышедшие произведения.

«Лето было сырым и холодным. Беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дома», - написала тогда 18-летняя миссис Шелли в своем дневнике. Будущая поэтесса также описывала их вечерние беседы, например, о философе и изобретателе Эразме Дарвине, который занимался вопросами воздействия электрического тока на мертвый организм. Разряд вызывал сокращение мышц и видимость оживления. Ходили даже слухи, что Дарвин все-таки смог оживить мертвую материю (чем, собственно, и занимался Виктор Франкенштейн в романе Мэри). Кроме того, компания развлекалась чтением немецких мистических рассказов.

Все это натолкнуло Байрона на мысль о том, что хорошо бы устроить соревнование и выяснить, кто из них напишет лучший «сверхъестественный» рассказ.

Судя по дневнику Мэри, идея «Франкенштейна» пришла к ней во сне: «Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни. Это было ужасающее зрелище, и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца». Именно тогда, в Женеве, она и начала писать - вопреки мнению Байрона о том, что «женщина слишком глупа, чтобы создавать собственные идеи».

Череда трагедий

«Хиппи романтической эпохи», как прозвали эту компанию современные литературоведы, вернулись в Англию осенью 1816 года. Перси и Мэри встретили печальным известием: сестра писательницы Фанни Годвин, которая так и не вышла из депрессии, покончила с собой. Ей было двадцать два года. Многие исследователи творчества Шелли пришли к выводу, что это случилось из-за неразделенной любви к поэту. В декабре того же года произошла еще одна трагедия: жена Перси Гарриет также покончила жизнь самоубийством. Ее тело нашли в лондонском Гайд-парке. Вскоре после смерти супруги Шелли обвенчался с давней возлюбленной. После этого Мэри помирилась с отцом, с которым не разговаривала несколько лет. В сентябре 1817 года у пары родилась дочь Клара.

Все это время писательница продолжала делать наброски. Сперва миссис Шелли хотела написать новеллу, но под влиянием мужа отказалась от этого замысла и решила написать роман об одержимом ученом, который мечтал создать совершенное существо. Вместо этого получилось чудовище, способное лишь мстить и убивать. Писательница закончила произведение весной 1817 года, а в январе 1818-го оно было опубликовано с предисловием Перси Шелли. Правда, Мэри не стала подписываться своим именем и предпочла остаться инкогнито.

Общественность посчитала, что роман написал Перси, и его супруге пришлось бороться за авторские права, доказывая всем, что книга вышла из-под ее пера.
Впрочем, современники Мэри не оценили книгу - уж слишком жестоким был сюжет. Общественность была шокирована еще больше после того, как узнала, что произведение написала женщина. При жизни автора роман выдержал два переиздания. Во втором из них миссис Шелли внесла правки, чтобы книга соответствовала «консервативным идеалам» того времени.

В 1818 году Мэри и Перси вместе с малышами Уильямом и Кларой решили перебраться в Италию, где жили возле Специи. Там они писали, осматривали достопримечательности и вообще приятно проводили время. Однако череда драм положила конец счастливой жизни. Клара умерла, когда ей был всего год. За этим последовали многочисленные измены Шелли, о которых его супруга прекрасно знала. К тому же, у него родилась внебрачная дочь от некой итальянки. В июне 1819 года скончался Уильям - он не перенес эпидемии холеры. Через несколько месяцев родился четвертый ребенок Перси и Мэри - мальчик Перси Флоренс. Несмотря на все невзгоды, время, проведенное в Италии, стало самым плодотворным в творчестве поэтов.

После «Франкенштейна»

В 1822 году семья переехала в деревню Сан-Теренцо, где соседствовала с другом Перси Эдвардом Уильямсом и его женой Джейн. На тот момент поэту наскучила жизнь с беременной пятым ребенком Мэри. Он начал напропалую флиртовать с супругой приятеля и даже посвятил ей несколько стихотворений. Из-за стресса, вызванного поведением мужа, у миссис Шелли случился выкидыш, в результате которого она едва не умерла.

Личная жизнь Мэри по всем канонам романтизма была красивой, короткой и трагичной. Она стала вдовой всего в двадцать четыре года. Перси, возвращавшийся на шхуне домой из Ливорно, попал в шторм и утонул. Его тело было выброшено на берег лишь спустя десять дней. Его опознали по высокой стройной фигуре, томику Софокла и поэме Китса, найденных в его карманах. Горю Мэри не было предела. Казалось, что монстр из ее романа стал реальным и преследовал ее, отнимая самых близких людей.

Тело ее супруга было сожжено, а его обугленное сердце вдова забрала себе, зашила в ладанку и носила на груди до самой смерти.

«Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри через месяц после смерти мужа, - значили больше, чем обычный полный срок человеческого существования».

Свою дальнейшую жизнь Мэри посвятила заботе о единственном сыне Перси Флоренс и сохранению литературного наследия покойного мужа: она собрала и издала сборник его поэзии, а также написала его биографию. Она не забывала заниматься творчеством, создав еще шесть произведений, включая «Вальпергу» и «Последнего человека». Кроме того, Шелли написала ряд эссе о женщинах-литераторах, в которых заявляла, что «воображение не имеет пола». Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Мэри Шелли умерла первого февраля 1851 года в возрасте пятидесяти трех лет от опухоли мозга.

К сожалению, почти все работы писательницы со временем были забыты, но окончательно кануть в лету мешала только неослабевающая популярность «Франкенштейна». А мы приходим к выводу, что ее биография была настолько же трагичной и порой фантастической, насколько и сюжет произведения, которое навсегда ее прославило.