Семья как ячейка общества. Семья в современном обществе

Жить в браке... всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд. Духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.

В. А. Сухомлинский

Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека

Семья – первичная ячейка общества, живущая но законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности .

Выдающийся социолог П. А. Сорокин считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных народов, с точки зрения воспитательного механизма он выделил три основных типа семьи:

  • 1) семья патриархальная , воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне. Здесь весь уклад семейного воспитания давит всякую индивидуальность, личную инициативу, требует "не высовываться", жить как все, "как положено"; действовать, мыслить, веровать по обычаю и полагаться не на себя, свои знания, труд, энергию и волю, а на "общину", на "мир", на "коммуну". Жизнь индивида в таком типе семьи полностью регламентирована. Из лона такой семьи выходят личности без воли, без инициативы, привыкшие вести себя во всем по общей норме;
  • 2) семья ложноиндивидуалистическая . Всем своим укладом она приучает молодые поколения полагаться не на себя, не на общину, а на государство. Сообразно с этим все воспитание здесь ведется применительно к официальным программам. Главное – выдержать официальный экзамен, получить диплом и "тихо и плавно качаться" в качестве чиновника. При такой системе в людях не воспитывается ни инициатива, ни подчинение авторитету, которое имеет место в первом типе семьи, и люди получаются неустойчивые, безынициативные – "бумажные формалисты", как их характеризует П. А. Сорокин. Соответственно и общество, имеющее такой тип семьи, – неустойчивое, бюрократическое, с централизацией, обширным объемом вмешательства власти, с разбухшим государственным аппаратом и поглощением личности государством. Человек во всем полагается на государство и считает, что от его усилий почти ничего не зависит;
  • 3) семья индивидуалистическая . Ее уклад с малых лет приручает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Здесь обучают детей тому, что им действительно понадобится в жизни (а не тому, что требует община или государство). Простор дается личной инициативе, развитию индивидуальности. С малых лет за детьми признаются права, которые неотделимы от исполнения обязанностей. Из такой семьи выходят люди сильные, инициативные, энергичные. По мнению Сорокина, народы, имеющие подобный тип семьи, – "победители других народов". Данный тип семьи представлен в англосаксонских и скандинавских странах.

Русская семья , полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как "общинники", члены "мира", обязанные во всем походить на него и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора . Эти выводы Питирима Сорокина сделаны им в 1923 г., но, как мы постоянно убеждаемся, с тех пор мало что изменилось, хотя определенная динамика движения в сторону семьи индивидуалистического типа все-таки прослеживается. Сегодня мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи .

Во-первых, идет процесс разукрупнения семьи – выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный, поскольку данная тенденция обеспечивает укрепление молодой семьи как самостоятельного коллектива. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делиться радостями и бедами. Однако в первое время молодая семья испытывает трудности: бытовая неустроенность, финансовые проблемы и т.д.

Во-вторых, происходит уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости. Причины сокращения рождаемости разнообразны и сложны: занятость родителей; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая нагрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему – изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье.

В-третьих, увеличивается количество разводов. Нужно иметь в виду, что развод – это не всегда плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. Наибольшее количество разводов (до 95%) приходится на долю супружеских пар первого года совместной жизни. Это объясняется неподготовленностью супругов к семейной жизни, неустроенностью быта молодой семьи.

В-четвертых, наблюдается увеличение количества семей, имеющих одного ребенка. Такая семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников – старших братьев и сестер. Ребенок становится центром семьи, которая отдаст ему всю ласку, внимание, заботу. Часто это имеет негативные последствия, когда происходит потеря родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка.

Основными функциями семьи являются:

а) генеративная (репродуктивная) функция , обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Семья без детей духовно неполноценна. В масштабе общества для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на каждых двух человек противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, желательно, чтобы большинство семей имели трех детей. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту "общественную функцию".

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10–15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т.д.;

  • б) функция первичной социализации детей (воспитательная) . Она обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки "человека разумного". Для того чтобы ребенок постепенно входил в общество, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной социальной единице. Семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми ее членами. Именно в семье закладываются фундамент нравственного опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества;
  • в) экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в российском обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственнобытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях;
  • г) гедонистическая функция , которую также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений, свя

зана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно, как потребности в еде, жилище и т.д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные сексуальные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия;

д) рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что данный социальный институт – сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех невзгод.

  • См.: Лодкина Т. В. Система деятельности семейного социального педагога. М., 1997. С. 13.
  • См.: Сорокин П. А. То, о чем часто забывается // Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005. С. 433–435.
9* класс

Обществоведение

Тема 4. Человек в семье

Общество в миниатюре

Многогранные взаимодействия людей образуют человече­ское общество. У каждого из нас - своя собственная соци­альная микросреда, круг людей, с которыми мы общаемся более или менее постоянно, учимся, дружим, работаем, отды­хаем, развлекаемся. Но исходное первоначало здесь - ваша семья. Сейчас вы в семье родителей постигаете азы челове­ческого бытия. В ней каждый из нас проходит свою первую школу социализации, то есть становления человека, приобще­ния к культуре, познания других людей во всей сложности их межличностных отношений. Хорошо сказал по этому поводу американский педагог Феликс Адлер: „Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества".

В социальном плане семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных между собой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Официальное признание семьи начинается с регистрации брака. Браком называют социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. Посредством брака в обществе упорядочивается половая жизнь. Устанавлива­ются супружеские и родительские права и обязанности.

Семья и брак возникли еще в первобытном обществе. Исторически первой была кровно-родственная семья. Она поло­жила конец неупорядоченным половым отношениям между мужчиной и женщиной. В ней запрещались половые контак­ты между поколениями, родителями и детьми. На смену этой семье пришла групповая семья в которой исключались поло­вые контакты уже между внутриутробными братьями и се­страми. Таким образом, в такой семье ограничивалось крово­смешение, которое не давало полноценного потомства.

Зародившаяся в условиях матриархата тенденция по суже­нию круга половых партнеров в семье привела к возникновению парной семьи, в которой один мужчина живет с од­ной женщиной. Но в период родового строя такая семья часто распадалась, так как она не была еще хозяйствен­ной ячейкой, ей было трудно поддерживать домашнее хо­зяйство. Основной хозяйственной ячейкой в этот период был род.

С разложением родового строя возникает первая устойчи­вая форма моногамной (единобрачной) семьи - большая пат­риархальная семья во главе с отцом. Это произошло ввиду изменившихся экономических условий. Развитие скотоводст­ва, гончарного дела, изготовление более совершенных орудий труда способствовали росту богатства, которое начало скапли­ваться у отдельной семьи. Поскольку этими видами деятель­ности занимались главным образом мужчины, их роль в семье стала возрастать. Наследование начинает осуществ­ляться по отцовской линии, расторжение брака становится привилегией мужа.

В
большой патриархальной семье жило несколько млад­ших поколений со своими семьями. Они сообща обрабатывали поля, имели общий доход и т. д. Возникнув на экономической основе, большая патриархальная семья становится самостоя­тельной производственной ячейкой общества. Патриархаль­ная семья в различных ее формах сохранилась у многих народов и при феодализме. На Полесье, такие семейные общины, или, как их называли, дворища, существо­вали еще в XVI-XVIII вв.

Моногамная семья при родовом строе не была еще плодом индивидуальной половой любви. Она основывалась на эконо­мических условиях. Браки в ней заключались по расчету.

В средневековье с развитием нравственных и духовных ценностей появляется рыцарское отношение к женщине - романтическая любовь. Ради Прекрасной Дамы рыцарь готов был идти на величайшие жертвы и подвиги. Хотя, поклоня­ясь даме сердца, рыцарь тем не менее не снисходил до призна­ния в ней человека, равного себе. Романтическая любовь чаще возникала не в браке, а вне его.

Индустриализация, начавшаяся в Новое время, разрушила характерную для средневековья связь между семьей и про­изводством. Большинство семей уже состояло из супругов и их детей. Женщина в силу производственной необходимости в значительной мере была высвобождена от домашнего хозяй­ства и вовлечена в профессиональную, общественно-политиче­скую и культурную жизнь. Она стала экономически, социально и духовно самостоятельной и имела уже право выбора супруга. Брак из экономического союза превратился в мораль­но-правовой, основанный на любви и личном выборе.

Зачем нужна семья людям, обществу, государству? Как первичная ячейка общества, семья выполняет важные функ­ции. Прежде всего, она обеспечивает потребности мужчин и женщин в супружестве, в материнстве и отцовстве, в воспи­тании детей. Кроме функции воспроизводства человеческого рода, в семье осуществляется хозяйственно-бытовая деятель­ность. Здесь дети проходят первые этапы социализации, овла­девают родным языком, приобщаются к культуре, усваивают нормы поведения в обществе, его нравы и традиции.


В зависимости от родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная, семья. Она состоит из супружеской четы с детьми, которые еще не находятся в браке. Если кто-то из детей в семье сам состоит в браке, то образуется большая, или сложная, семья. Она может включать три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством.

Узы Гименея

Греческий и римский бог брака Гименей летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко го­рит пламя его брачного факела. Во время свадьбы хоры девушек призывают и молят Гименея благословить брак мо­лодых и послать радость в их жизнь.

„Горько!" - кричат на свадьбах молодым и просят подсла­стить. Этим самым молодым как бы говорят, что в случае каких-либо огорчений в их долгой супружеской жизни есть вот это верное средство.

Плохо, когда с первых дней в семье начинаются конфлик­ты. А связаны они зачастую с безответственным отношением молодых людей к ее созданию. Поэтому самым важным моментом, предваряющим союз двух сердец, является выбор мужа (жены). Прежде чем заключить этот союз, необходимо выяснить: насколько искренны и чисты ваши чувства? Осно­вывается ли ваш брак на любви, расчете или просто: „Стер­пится - слюбится"? Это не простые вопросы, потому что от них будет зависеть глубина интимных переживаний. В браке по любви интимная жизнь будет большим счастьем. А если он основан на расчете или легкомыслии - она станет простой, иногда неприятной, обязанностью. Половая дисгармония - частая, если не главная, причина супружеской измены и раз­вода.

Заключая брачный союз, следует узнать также и о таких негативных привычках, как употребление алкоголя, курение. Ведь пьянство супругов - один из главных источников конф­ликтов в семье. А какой вред наносит будущему потомству курение и употребление алкоголя матерью!

Вступление в брак - не только радостное, но и ответственное событие. В семье воспитываются дети. Оказывается взаи­мопомощь. Совместно организуются досуг и отдых. Также совместно ведется домашнее хозяйство. Семья - экономиче­ски независимая ячейка об­щества. Влюбленным стоит помнить обо всем этом.

Семейная жизнь наполня­ется радостью и блаженст­вом, когда муж видит свою любимую женственной, оба­ятельной, доброй, искренней, естественной, чуткой. А жена постоянно ощущает присутствие в доме сильного и забот­ливого мужчины, который честен, бескорыстен, справедлив.

Нравы семьи

Для укрепления брачных уз не меньшее значение имеют взаимоотношения молодой семьи с родителями. Следует вни­мательно отнестись к нравам, порядкам семьи, в которую вы входите. Подумайте о том, как лучше „вписаться" в них, может быть, иногда стоит предложить что-то из обычаев и традиций своей семьи. Необходимо также считаться и с пси­хологическими особенностями людей старшего поколения, особенно пожилых. С возрастом людям все труднее изменять свои взгляды на жизнь. Отсюда возникает вечная проблема „отцов и детей". „Отцы" не могут так же быстро „угнаться" за жизнью, как „дети". Но у старшего поколения есть чему поучиться. Это его жизненный опыт. Он опирается на вечные, общечеловеческие ценности - любовь к труду, к Родине, к де­тям, терпимость, великодушие. В любых семьях родители всегда главное внимание уделяли обучению детей различным трудовым навыкам. Воспитывали нетерпимость к разгильдяй­ству, презрение ко лжи. Родители учили также детей честно­сти, справедливости, доброте. Эти духовные ценности должны быть основой и вашей семьи.

Прочность семьи зависит и от характера проведения се­мейного досуга. Проводить время вместе не означает: „Будь только со мной", „От меня ни на шаг". Иногда кому-то из вас захочется побыть одному, поразмышлять. У вашего спутника жизни могут быть несколько другие интересы и увлечения. Познакомьтесь с ними. Это поможет вам лучше узнать друг друга. Не отказывайте, по возможности, жене (мужу) в совме­стном проведении досуга. Ибо частые отказы постепенно могут перейти в привычку, и вы не заметите, как ваши инте­ресы и взгляды на жизнь разойдутся и в отношениях в семье возникнет трещина.

1. Семья - первичная ячейка общества.

2. Сча­стливый брак и прочность семьи основываются на любви, равноправии, уважении друг к другу, усвоении жизненного опы­та старшего поколения.
Моногамия - единобрачие.

Нрав - обычай, уклад общественной жизни.

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Узы - то, что связывает, соединяет.


Совершенно не пригодны к созданию нормальной семейной жизни преступники, алкоголики, религиозные фанатики, „вещисты", эгоисты. Пороки губят в человеке одно за другим его положительные качества. Религиозный фанатик целиком посвя­щает себя служению Богу, для людей, в том числе и самых близких, его не остается.

„Вещист" все свои помыслы концентрирует на материальных благах. Люди для него - только орудия, инструменты, исполь­зуя которые он накапливает престижные вещи.

Нельзя назвать супружеством союз двух накопителей. У су­пружества, семьи совсем другое назначение.

Эгоист близок по духу „вещисту". Заботиться о других, сотруд­ничать с другими в общих интересах семьи он не способен. Семейные роли ему недоступны. В любой из них он может быть только потребителем, только берущим. (Н. Г. Юркевич.)

Что такое семейные роли? Почему, по мнению психолога, эгоисты, алкоголи­ки, „вещисты" и т. п. не способны их выполнять?

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь (с изменения­ми и дополнениями на 1 января 1998 г.)

Статья 16. Брачный возраст устанавливается с 18 лет. В отдельных исключительных случаях исполкомы поселко­вых, районных, городских советов народных депутатов могут снижать установленный брачный возраст...

Статья 18. Права и обязанности супругов возникают со времени регистрации брака в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Брачный союз - первая ступень человеческого обще­ства.

Зависимость от жизни семейной делает человека более нравственным.

А. С. Пушкин

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

А. Шопенгауэр

Всякий брак, имеющий в основе одно личное благо, не может не быть причиной раздора.

Л. Н. Толстой

Жить в браке...- это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огром­ная духовная культура, духовная подготовка, школа муд­рости.

В. А. Сухомлинский

Природа, создав людей такими, каковы они есть, дарова­ла им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной.

У. Фоскало

Интересы семьи и общества

Полнокровная семейная жизнь начинается с рождения ребенка. Дети - источник счастья и вдохновения. Вместе с детьми появляются дополнительные права и обязанности. У супругов меняются на многое взгляды, а также взаимоотно­шения. Бескорыстная любовь к детям помогает родителям избавиться от неизбежных на первых порах эгоистических установок. Родительская любовь обогащает супружескую. Эмоциональная атмосфера в семье становится богаче. Дети цементируют семью во всех отношениях. Они укрепляют ее связь с обществом.

Во все времена воспроизводство поколений являлось глав­ной задачей семьи. Не слу­чайно у всех народов сущест­вуют свои обычаи, обряды, связанные с рождением ре­бенка. Но в последние деся­тилетия во многих странах четко обозначилась тенден­ция к снижению рождаемости. В Беларуси проблема рожда­емости также существует. Это может отрицательно ска­заться на развитии экономи­ки, культуры, науки и т. д.

Подсчитано, что, если бы все семьи были однодетными, быстрое вымирание населения Беларуси стало бы неизбежным, так как один ребе­нок восстанавливает численность родителей лишь наполови­ну. Если бы во всех семьях было бы только по двое детей, то в перспективе через 300 лет осталось бы менее 1 % нынешнего населения страны. Это происходит потому, что не каждая девушка выходит замуж, не каждая становится матерью, равно как и не каждый юноша становится супругом и не каждый супруг становится отцом. Поэтому, чтобы не возни­кало демографических проблем, желательна семья, ориенти­рованная на троих детей.

В однодетной семье возникают трудности с формированием личности ребенка. Единственный ребенок в семье одинок. Он с детства лишен общения с братьями и сестрами. Потому нередко становится эгоистичным, избалованным, конфлик­тным.

Установлено также, что в семьях, в которых двое и более детей, меньше разводов.

Жизнь в любви

В семье человек впервые знакомится с любовью. Это роди­тельская любовь к детям, детей к родителям, мужа и жены друг к другу, детей между собой. Любовь в широком смысле слова и есть та основа, на которой держится самое крепкое из объединений людей - семья. Именно семья учит человека жить в любви.

Родительская любовь к детям - прообраз любви старших к младшим. Ребенок - плод любви, тем он так дорог и ценен. Он растет, мужает, со временем сам становится полнокров­ным гражданином, отцом, матерью. Но родители тем не менее по-прежнему заботятся о том, чтобы он был здоров и жил счастливо.

Любовь детей к родителям - это пример отношений млад­ших к старшим. Ребенок представляет родителей как нечто великое, большое, необыкновенно важное и ценное, с которым следует обращаться нежно, чтобы не заставить страдать или тревожиться. Именно так относятся хорошо воспитанные дети к своим родителям и когда вырастают.

Любовь детей между собой - это любовь к равному. Ее основы также закладываются в семье.

Любовь мужа к жене и жены к мужу - это форма отношений между лицами различных полов. Она сложнее, чем всякая другая любовь. Половая любовь возникает в момент наступления физиологической зрелости человека. В половой любви, как и в других видах любви, есть элемент идеального, возвышенного воображения. Вспомните вспыхнувшее чувство Татьяны Лариной к Евгению Онегину:

Т
ы чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль, я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала...

Что же идеализируется влюбленным в другом человеке? Одному нравятся в нем глаза, их цвет; другому - цвет волос, их длина; третьему - грациозная походка, улыбка и т. д. Пылкое воображение влюбленного возводит внешнюю красоту в ранг идеальной.

Вместе с тем брак был бы непрочным, если бы главным при выборе семейного партнера была его внешняя привлека­тельность. Есть еще и другой элемент, крепко связывающий семейную пару. Это душевный, духовный мир любящих, дающий возможность во взаимном единстве раскрыться каж­дому из них - испытать радость жизни, насладиться полным взаимопониманием, изведать чувства сопереживания и сострадания, которые наполняют их сердца чувством доброты и нежности. Совершенно правильно в индийском писании „Ветки персика" говорится:

Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь.

Родители, взрослые, дети

Американский психолог Эрик Берн обратил внимание на то, что в семье у каждого из нас формируются три внутрен­них духовных состояния (ядра) единого „Я". Он обозначил их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Р).

Родитель - это комплекс нравственных норм, убеждений, жизненных принципов, традиций и предрассудков, получен­ных людьми не только от родителей, но и от далеких предков. Родительское ядро личности обеспечивает воспитание детей. Учит их испытывать радость от труда, придерживаться запо­ведей „не убий", „не укради" и т. д. Тем самым, повзрослев, человек стремится оценивать окружающую действительность так же, как делали это его родители. Эта часть собственного „Я" - наиболее консервативная в человеке. Помните, что в каждом из нас живет Родитель. Он влияет на наше пове­дение, как правило, позитивно. Однако, зная о некоторой консервативности этой части „Я", слепо следовать старым представлениям о жизни не стоит, так как вы не в со­стоянии будете правильно оценивать события сегодняшне­го дня.

Взрослое состояние в нашем „Я" - это способность лич­ности получать, хранить и перерабатывать информацию на основе своего жизненного опыта. Это способность ана­лизировать ситуацию, быть независимым от предубежде­ний Родителя, уметь делать собственный выбор и само­стоятельно находить выход из затруднительных положе­ний. Взрослое состояние „Я" не имеет прямого отноше­ния к вашему возрасту. Известны смелые действия де­тей на пожарах; дети сочиняют музыку, пишут стихи и т. д.

Состояние же Ребенка в нашем „Я" - это способность мыслить, чувствовать, реагировать на события так же, как мы делали это в детстве, в возрасте от 2 до 6 лет,- импуль­сивно и искренне. Без такого „детского" качества личность теряет непосредственность чувств, теплоту, прелесть неожи­данности и превращается в робота. Как хочется порой и взрослому поиграть в снежки, получить подарок от Деда Мороза!


П
роцесс взаимодействия - между всеми тремя частями „Я" - позволяет каждому из нас находить оптимальные выходы из конфликтных ситуаций, создавать возможности для радостного общения. В случае, если взаимодействие между частями „Я" каждого из общающихся осуществляется в фор­ме параллельных векторов, общение носит приятный и ра­достный характер

И напротив, если общение между частями „Я" осуществля­ется в форме угловых и перекрестных векторов, то оно носит конфликтный характер. Например, если Родитель обращается к вам с просьбой как к Взрослому: „Сходи, пожалуйста, в аптеку за лекарством" и ты отвечаешь: „Хорошо, я сейчас схожу", то конфликта не будет, так как ты ответил ему как Взрослый Родителю. Но если бы на его просьбу ты ответил как Ребенок: „Мне некогда. Я хочу поиграть с друзьями", то, естественно, возникла бы конфликтная ситуация.

Вывод. 1. Полнокровная семейная жизнь начинается с рождения ребенка. 2. Любовь в широком смысле слова и есть та основа, на которой держится самый крепкий из объедине­ний (союзов) людей - семья. 3. Познание себя через формирова­ние в семье внутренних духовных состояний (ядер) единого „Я" (Родитель, Взрослый, Ребенок) учит вас общению с людьми.

Обряд - совокупность установленных обычаев, действий, в кото­рых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Прообраз - желаемый идеал взаимоотношений между людьми.

Неуважение к предкам есть первый признак безнравст­венности. А. С. Пушкин

Вину предков искупают потомки. Курций

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья и общественные ценности
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья для ребенка
- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья для взрослого
- источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социальные функции семьи:

Функция сексуального регулирования – семья главный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).
Репродуктивная функция – одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов.Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются.
Функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Функция эмоционального удовлетворения – к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Статус человека зачастую определяют его дальнейшую жизнь.
Защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
Экономическая функция – ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае если у него возникают экономические трудности.

Аспекты семьи
:
  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество ». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком », а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка ». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.


Типы семьи и ее организации:

В зависимости от форм брака:


Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области»

Выполнили: Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир, ученики 9 класса

Руководитель: учитель ОЗОЖ Долгова Елена Владимировна

2012

I Актуальность темы

II Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

III Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

IV Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

V Практическая значимость исследования

Исследовательская работа по ОЗОЖ «Человек. Семья. Общество»

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

I Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение).

Личность по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группой подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Существуют проблемы лидерства в семье. Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7- 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

Статистика российской современности: 90% женщин настроены на то, чтобы сделать успешную карьеру, а уже потом создать полноценную семью. И большинство из этих женщин думают, что достигнут вершины карьеры до тридцати лет, а затем лишь ближе к тридцати пяти, устроят семейный уют в доме, родят детей. Но как все это состоит на практике?

Очень важно в бурном современном мире чтобы муж помогал найти баланс между рабочей рутиной и созданием домашнего очага, чтобы любимый мужчина помогал строить семью и поддерживал свою жену, если у нее происходят неудачи в карьере. Делая что-то для жены, на самом деле он делает это для себя и наоборот.

Но это вовсе не значит, что все зависит только от мужчины. Просто если любящий человек рядом, то он всегда поймёт и поддержит, и тогда будут силы покорить любые вершины! И как бы женщины не стремились к равноправию, все же они остаются хрупкими и нежными существами, которые имеют нужду в поддержке сильной мужской руки!

II Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

Трактовка Маркса о взаимоотношениях общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом” , - писал он. Общество в его понимании - это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” .

Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме “непосредственной коллективности”, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

III Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

В опросе участвовали: одноклассники – 9 человек, учителя – 16 человек, младший обслуживающий персонал – 3 человека.

Опрос проведён в ракурсе: «Ваш выбор: семья, карьера, совмещение семьи и карьеры»

Результаты:

Одноклассники – 9 из 9 «за» совмещение семьи и карьеры;

Учителя – 9 «за» семью, 1 «за» карьеру, 6 «за» совмещение семьи и карьеры

Младший обслуживающий персонал - 2 из 3 «за» семью; 1 из 3 «за» карьеру.

IV Практическая значимость исследования:

Мы предполагали, что семья для всех возрастных категорий важнее. После исследования темы «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни» мы запланировали в своём будущем совместить карьеру и семью и сделали вывод, что в нашем близлежайшем окружении у людей наиболее старшего возраста приоритет в семье.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Анохина Т. «Сделать свою жизнь»// Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности в образовании. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98
  2. Долгова Е.В. «Словарь начинающего исследователя»;
  3. Ресурсы Интернет.