Счетный материал для маленьких сделай сам. Счетный материал для обучения детей. Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Математика известна как наука, которая оперирует абстрактными понятиями, выражающимися через абстрактные же символы. Даже простой подсчет, элементарное сложение и вычитание - это манипуляции с невидимыми и неосязаемыми, а значит, сложными для восприятия ребенка объектами.

Ребенок познает мир посредством органов чувств, а наглядно-действенное мышление у него развивается гораздо раньше абстрактного. Именно поэтому понять и усвоить категории, которые он не может увидеть, услышать или потрогать руками, для ребенка невозможно без наглядного подкрепления этой новой информации.

Одним из таких средств, призванных визуализировать процесс обучения счету и математике в дошкольном и младшем школьном возрасте выступает счетный материал . Его задача - это не только представить сведения в зрительной форме, облегчить и ускорить получение знаний, но и - сконцентрировать внимание ребенка для формирования устойчивого познавательного интереса.

Виды счетного материала

Если раньше первой ассоциацией на словосочетание «счетный материал » были наши незаменимые счетные палочки, сейчас этому понятию отвечает огромное разнообразие игрушек и пособий, созданное современными производителями с учетом особенностей формирующейся детской психики каждого возрастного этапа.

Итак, каков же счетный материал сегодня?

В каком возрасте лучше начинать учить детей счету?

Простейшие счетные наборы можно предлагать малышам уже в раннем возрасте (2-3 года). Главное правило: занятия должны быть включены в игру и дозированы по времени. Простой подсчет должен обязательно сопровождаться действиями. Так ребенок сможет получать удовольствие от игры и обучения, будет искренне радоваться процессу.

Дошкольный возраст (4-6 лет) - время, когда у ребенка закладываются основы образного, а затем и - словесно-логического мышления. И все же, основным видом мышления является наглядно-действенное - предлагая ребенку решать простейшие задачки в игре, обязательно используйте красочный счетный материал. Обновляйте счетные игрушки, пусть они будут качественными, привлекательными и яркими - это ускорит формирование познавательного интереса.

Младший школьный возраст (7-11 лет) - время активного формирования абстрактного мышления. Ребенок учится решать более сложные задачи, воспринимать математические знания в словесном, символическом выражении. Катализатором этого процесса, опять же, выступают наглядные счетные пособия и математические игры - они помогают ребенку лучше сориентироваться в связи между конкретным и абстрактным смыслами.

Приобрести самые разнообразные счетные материалы вы сможете на сайте сайт . Здесь представлены только высококачественные наборы и умные игрушки от известных российских и зарубежных производителей, которые помогут вашему ребенку быстрее и эффективнее получить необходимые навыки в счете, развить абстрактное мышление, мелкую моторику и сформировать устойчивый познавательный интерес.

МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» п.Эгвекинота»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Математические игры
и счётный материал
своими руками»
Материал в рамках педагогического проекта
«Математика­ занимательная игра»

Цель
использования дидактического игрового материала
на занятиях и в свободной деятельности детей
Занимательный математический материал способствует решению задач
всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать
умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом,
увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять
математические представления, закреплять полученные знания и умения,
упражнять.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.
Пропаганда среди родителей занимательного математического материала
для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют
родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с
детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

Основные требования к выполнению работ:
Дидактический материал должен
быть:
 в достаточном количестве на каждого ребёнка +
запасной материал
 художественно оформлен
 различным на каждом занятии
 понятен детям
 соответствовать друг другу

Дидактическая игра «Волшебное лукошко»
Цель: Закрепить цифры от 1 до 10, прямой и порядковый счет, состав числа. Учить
решать примеры на вычитание и сложение.
Дидактический материал: 10 корзинок с числами от 1 до 10, вырезанные картинки в
виде овощей, фруктов или грибов.
Один из вариантов усложненной формы игры, решить пример написанный на грибочке,
и отправить в корзинку с нужным ответом.

Дидактическая игра «Солнышко»
десятка.
внимание.
Материал: макет солнышка, кармашек
с цифрами от 1 до 10, лучики
Ребенок должен вложить в карман
цифру, и прикрепить необходимое
количество лучей
Дидактическая игра «Геометрические
вазы»
по форме,цвету;
Цель: Закреплять знания геометрических
фигур ­ круг, треугольник и квадрат.
Задачи: Упражнять в умении соотносить
предметы
выполнять
словесные инструкции; развивать внимание;
формировать усидчивость.
Материал: вазы разных
фигур; цветы с геометрическими фигурами.
Задача ребёнка – «наклеить» на стебельки в
вазах цветы с сердцевиной определенной
геометрической формы.
геометрических

Счётный материал
«Овощи, фрукты и ягоды»

состав
числа
память,
Дидактическое пособие для
решения простых задач
развивать
закрепить
Цель:
первого десятка.
Задачи:
мышление, внимание.
Материал: дерево (яблоня, груша),
на которую при помощи ленты можно
прикрепить яблоки, груши:
На
зайцы,
крепятся
ромашки, грибочки, на коричневом
фоне растёт морковь, редис, репка.
При решении задачи выставляется
снизу результат
полянку

Дидактическая игра
«К своему цветку»
Цель: учить счёту в пределах 10.
Учить соотносить количество и
цифру
Дидактическая игра
«Ромашка»
Цель: решение примеров и задач на
сложение и вычитание в пределах 10.
Лепестки приклеены к прищепкам.

Дидактическая игра для детей «Математический поезд»
Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью шнурования;
закреплять знание цифр от 1 до 5; учить соотносить количество предметов с
соответствующей цифрой; закреплять количественный и порядковый счет от 1 до 5.
Развивать память, внимание, усидчивость.
Материал: вагончики разных цветов с цифрами от 1 до 5; шнурки разных цветов;
картинки животных в окошках.
Ход игры:
1. Посадить в вагончик столько зверей, какая цифра нарисована на вагоне.
2. Прошнуровывать по одному вагончику от 1 до 5, соединив их между собой;
3. Расставить вагончики соответствии порядкового счета" первый, второй и т. д. ";
4. Сравнить количество колес на вагончиках и локомотиве.

Счётный материал
«Куколки»
Выполнен из контейнера
киндер­ яйца.
Счётный материал
«Пельмешки для куколки
Выполнен из ватных дисков.

Дидактическая математическая игра
«Букет в вазе»
Цель: Закрепить количественный счет в пределах 10. Учить
соотносить количество с цифрой. Развивать логическое
мышление память, внимание.
Игровой материал:
На панно ваза с зелеными листьями и стеблями на концах
которых приклеена липучка, набор цветов, вырезанных из
фетра, цифры от 1 до 10 и знаки ­, +, <, >, =. Под вазой
приклеены липучки для составления примеров.
Дидактическая игра
«Геометрическая мозаика»
Цель игры: Закрепить геометрические фигуры.
Развивать логическое мышление, фантазию.
Всем педагогам известно, что дети любят
строить, фантазировать. Эту игру можно
использовать и на занятия по ФЭМП,
конструированию и в свободной игровой
деятельности.

Дидактическая игра «Божья коровка»
Цель: закрепить состав числа первого
десятка.
Задачи: развивать память, мышление,
внимание.
Материал: макет божьей коровки
написанными
цифрами от 1 до 10, прищепки.

Ребенок должен прикрепить
необходимое количество лапок­ прищепок,
соответствующих написанной цифре.
с
табличками­
голове
на

Дидактическое пособие «Аквариум»
развивать память, мышление,
закрепить состав числа первого
Цель:
десятка.
Задачи:
внимание.
Материал: аквариум и набор рыбок из
фетра. Прикрепляются при помощи липкой
ленты

Дидактическая игра
«Цифры и картинки»
Дидактическая игра представляет собой набор карточек с изображением различных
предметов или животных и кружочки с изображёнными на них цифрами (от 0 до 10).
Ребенок выбирает карточку, считает изображенные на ней предметы и в обозначенное
место ставит кружок с нужной цифрой.
Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие
внимания, памяти, мышления, а также развитие мелкой моторики рук.
Играя в эту игру, ребенок учится считать, учится соотносить количество с цифрой,
запомнит цифры.

Развивающая игрушка
«Гусеница»
1. Развитие мелкой моторики рук;
2. Сравнение кружочков по размеру,
выкладывание их в порядке возрастания или
убывания;
3. Знакомство с цветами спектра;
4. Развитие фантазии.
Дидактические игры со стаканчиками
1. «Построй ряд»­ поставить стаканчики по порядку, в
обратном порядке.
2. «Составь число»­ составить число 5 из двух меньших.
3. «Чётное­нечётное»
4. «Кто быстрей»­ нужно решить пример, ответ закрыть
стаканчиком, побеждает тот, кто быстрее решил.
5. «Что пропало?»­ поставить стаканчики с цифрами от 1
до 10, убрать один или несколько.
6. «Собери башню»­ кто быстрее решит пример, забирает
себе стаканчик и строит башню, у кого она выше, тот и
победил.

Дидактическая игра
«Пришейте пуговицы»
Цель: Учить различать цвета; развивать
зрительное восприятие, мелкую моторику
рук.
Материал: карточки с изображением пальто,
кружочки – пуговицы для наложения
Дидактическая игра «Весёлые цифры»
Цель: Учить выкладывать цифру по образцу;
развивать зрительное восприятие, мелкую
моторику рук.
Материал: карточки с изображением цифр,
кружочки для наложения

Дидактическая игра
«Воздушные шарики»
Цель: Развивать умение различать и называть
основные цвета, величину фигуры. Учить
сравнивать по цвету и размеру, находить
признаки сходства и различия.
Материал: шарики разные по величине и по
цвету, ленточки к шарам разные по ширине и
длине
Дидактическая игра
«Весёлый поезд»
Цель: Закрепление знаний
дошкольников о геометрических
фигурах; развитие зрительного
восприятия.
Содержание игры: педагог
предлагает ребёнку «сцепить
вагончики», правильно составив
геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Дни недели»
Цель: закрепление дней недели.
Содержание: дети бегают под музыку, в руках
разноцветные карточки, которые
соответствуют определенному дню недели.
Как только заканчивается музыка, дети
должны встать по порядку.
Развивающая игра «Подбери по форме»
Цель: развитие внимания, памяти, зрительного
восприятия, ассоциативного мышления.
Закреплять у детей умение зрительно узнавать в
окружающем пространстве цвет, величину, форму
предметов, развивать зрительное внимание,
память.
Игровые правила: Отбирать только предметы
определённой геометрической фигуры в
окружающем мире. Выигрывает тот, кто не
ошибётся

Данное издание представляет собой первую часть из двух рабочих тетрадий для первого класса. В центре есть дополнительный материал с помощью которого можно упростить обучение школьников. Этот материал вырезается взрослыми и складывается в конверт, который ребенок носит с собой на уроки. Как правильно вырезать, я покажу ниже.

Тетради по математике (Части 1 и 2) предназначены для организации самостоятельной работы первоклассников. Задания в них расположены в соответствии с учебником "Математика. 1 класс" (авторы М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова), однако тетради можно использовать и при работе по другим учебникам, так как в них представлена система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений, раскрывающих все основные вопросы первого года обучения математике в начальных классах.
Тетради могут использоваться как на уроке, так и для домашней работы.
Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий. Тетради также создают условия для формирования навыков письма, цифр и выполнения других математических записей.

Тетрадь имеет 48 страниц плотных листов с печатными, цветными картинками. Обложка гладкая, что вызывает трудности при подписании тетради, так как далеко не каждая ручка нормально пишет на такой поверхности. По плотности чуть толще листов которые внутри и по этому без обложки не обойтись! По размерам имеет отличия в выосоту и ширину от стандартных тетрадий, что в свою очередь мешает подобрать на нее обложку, стандартные не подходят, но в продаже можно найти сейчас любого размера и толщины.

В центре есть вырезной материал для работы, пожалуй именно из-за него я решила написать про эту тетрадь, так как у очень многих родителей возникает вопрос, а как же правильно его разрезать?

Для начала аккуратно вынимаем листочки, готовим удобные ножницы и запасаемся терпением!



Я рекомендую, данную рабочую тетрадь, она яркая, платная и понятная! Дополнительный материал отлично помогает в изучении математики, он удобный. Разложить лучше всего именно в кассе, так как найти что то отдельно из конверта, крайне не удобно не только для ребенка, но и для взрослого!

Чтобы малыш успешно постигал азы математики, взрослым часто приходится пользоваться различными наглядными пособиями. Среди них особое место отводится счетному материалу. Выбирая его среди огромного разнообразия, нужно подобрать тот вариант, который будет удобен вам и интересен детям.




Особенности выбора

На занятиях по математике предметы представляют собой элементы множеств, с которыми нужно произвести определенные действия. Относительно них может быть поставлен конкретный вопрос об их количестве. Здесь не уточняются какие-то моменты, которые могут быть интересны на занятиях по другому предмету. Например, если идет речь о птичках на ветке, то абсолютно неважно, какие это птицы.

На математике обращают внимание только на количество и количественные отношения. Для того, чтобы детям материал стал понятен, очень часто используют счетный материал.



К данному виду наглядных пособий относятся счетные палочки, счеты, счетные доски, или, как их называют по-другому – абаки, арифметический ящик, геометрические мозаики, различные наборы тематических или геометрических фигурок для счета, кассы счетных материалов .

Правильный выбор средства для обучения детей сделает обучение занимательным и увлекательным. Важность этого обусловлена тем, что малыши вплоть до начала обучения в начальной школе познают и запоминают новое гораздо эффективнее, если их заинтересовать.

Среди факторов, определяющих ваш выбор, должны быть материалы, из которых сделаны наборы, подходящий возраст детей, предпочитаемые формы.


Материалы изготовления

Для изготовления наборов счетного материала используются самые различные материалы. Это могут быть картонные карточки, высокопрочные пластиковые или деревянные фигурки, элементы на магнитах. Делая выбор в пользу того или иного материала, из которого сделан счетный материал, следует учитывать в первую очередь его безопасность и экологичность.




Так, пособия, изготовленные из дерева, считаются экологически чистыми и приятными на ощупь. Как правило, они раскрашиваются вручную безопасными нетоксичными красками. Качественные пластмассовые фигурки могут прослужить дольше и отличаются более легким весом, в отличие от деревянных. Выбирать следует только качественный высокопрочный пластик, который не имеет посторонних запахов. Из картона легко сделать необходимые материалы самостоятельно и даже можно привлечь к этому процессу ребенка. Карточки на магнитах удобно использовать педагогу на доске для демонстрации большому количеству ребят. Также они подойдут тем, у кого дома есть небольшая магнитная доска.



Популярные математические наборы

Предлагаем обзор самых популярных и востребованных наборов для обучения счету детей младшего возраста.

Комплект «Учись считать» от производителя «Красная звезда»

Хранить комплект дома или в классе очень удобно в пластиковом пенале, идущем в комплекте. Сам же счетный материал деревянный, что делает его абсолютно безопасным. В комплектацию набора входит:

  • счетные палочки (20 шт);
  • квадраты – зеленый, красный и синий цвета;
  • круги красного, желтого, зеленого цветов;
  • угольники (двух видов и цветов);
  • пластинки: цифры и знаки (28 шт).



Данный набор можно использовать на занятиях с детьми 5-10 лет дома, в детском саду и школе. С помощью него малыш сможет познакомиться с азами геометрии, цифрами, научится выполнять простые счетные операции. Из геометрических фигур ребенок сможет складывать причудливые картинки, развивая воображение и мелкую моторику. Также он сможет научиться находить закономерности и продолжать последовательность, что поспособствует развитию логического мышления, научит сравнивать, рассуждать, классифицировать и делать выводы.



Касса цифр и счетных материалов «Учись считать» из пластика от «Стамм»

Хороший набор, который можно использовать с пятилетнего возраста. В набор входит 132 элемента из качественной пластмассы – геометрические фигуры, счетные палочки и цифры, которые упакованы в удобный пластиковый пенал.

С его помощью можно познакомить кроху с цифрами, геометрическими фигурами. Дети смогут составлять числа и научатся решать примеры и задачи.



Математический набор на магнитах Тарунтаевой Т. В.

Комплект предназначен для работы на магнитной доске по таким разделам, как:

  • счет со сменой основания счета и по понятийной мерке;
  • развитие умения классифицировать;
  • умение делить целое на равные части;
  • отношения между целым и частью;
  • множества, объединение множеств;
  • решение задач;
  • состав чисел.

В набор включены геометрические фигуры, сделанные из заламинированного картона – красный, желтый, зеленый и синий цвета. Магниты на них необходимо крепить самостоятельно.


Комплектация набора:

  • деление круга (диаметр 20 см) – 1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/8, 1/9, 1/12.
  • Квадрат со стороной 12 см и его деление на части двумя способами 1, 1/2, 1/4, 1/5, 1/8, 1/9.
  • Круг, диаметром 8 см – 12 шт. одного цвета, 6 шт. – другого, 1 шт – 1/2+1/2.
  • Счетные палочки до 10 по длине с шагом в 2,5 см и до 7 по ширине с шагом в 1,5 см.
  • Геометрические фигуры: квадрат, равносторонний треугольник, круг двух цветов по 10 шт каждого.
  • Цифры и знаки.
  • Дополнительные геометрические фигуры: ромб (1 шт), трапеция (2 шт), равносторонний (3 см, 1 шт), тупоугольный (1 шт) и прямоугольные (1 большой и 2 маленьких) треугольники, круг с диаметром 3 см (10 шт).


Касса счетных материалов Fancy «Учись считать»


Подбор по возрасту

Для работы со счетным материалом в детском саду следует выбирать яркие и красочные пособия. С помощью интересного дизайна гораздо легче привлечь внимание дошкольников и сделать обучение веселой интересной игрой. Его необходимо периодически менять для того, чтобы ребята были постоянно увлечены процессом обучения. Сегодня вы можете поработать с ежиками, на следующем занятии посчитайте, сколько птичек прилетело.

Для детей помладше выбирайте красивые яркие фигурки, наборы, с помощью которых можно обучить ребенка счету до 20. Старшие дошкольники уже стремятся как можно скорее пойти в школу. В таком возрасте ребятам могут понравиться наборы в красивом пенале, ведь он является необходимым атрибутом школьного обучения.



Детям 6-7 лет и учащимся начальной школы, которые уже познакомились с основами счета в подготовительных группах детского сада, можно предложить различные палочки и кассы, счеты. Используя их, вы уже не привязываетесь к игровой деятельности. Пособия помогают ребенку визуально и облегчают восприятие математических действий, которые нужно провести. С помощью них ученику начальных классов легче ориентироваться в связях между абстрактным и конкретным.


Лучшие формы для восприятия

Детям до 5 лет подойдет счетный материал в форме различных фигурок. Это могут быть яблоки, грибы, матрешки, различные овощи, транспорт, животные. С помощью таких форм можно проиграть множество различных ситуаций для обучения ребенка счету. Сегодня ежик принесет грибочки, а белочка яблоки. Завтра вы посчитаете, сколько овощей добавите в суп. Позже раздадите морковку зайчатам. Самое главное в этом возрасте – игра, о чем не следует забывать взрослому, занимающемуся с ребенком .

Также необходимо использовать объемные цифры для того, чтобы малыш соотносил понятие числа и цифры. Он намного лучше запомнит каждую цифру, если сможет потрогать ее, провести пальчиком по каждой линии. Ведь тактильное восприятие играет огромную роль в развитии крохи с самого маленького возраста.

Детям старшего дошкольного возраста и ученикам начальных классов в качестве счетного материала уже можно предлагать различные геометрические фигуры, которые можно использовать и в качестве мозаики. Таким образом ребенок сможет запомнить название форм, выучит основные цвета, будет выкладывать различные картинки из деталей.

Также детям этого возраста могут понравиться наборы с кубиками размером 1 см. Такие наборы можно использовать не только для счета. С помощью них ребенок будет учиться сортировать, строить графические изображения, познакомится с понятиями «периметр», «объем», «площадь».

Счетные палочки являются универсальным развивающим пособием для детей всех возрастов. Самым маленьким будет необходим строгий контроль взрослого. С их помощью можно начинать развивать ребенка уже с 9 месяцев. Они помогут развивать мелкую моторику, выучить цвета, множество различных понятий, таких как «один-много», «широкий-узкий», «длинный-короткий» и др.

Они помогают учить ребенка сравнивать, находить сходства и отличия, способствуют сенсорному развитию, развивают логику, воображение, умение мыслить нестандартно. С помощью палочек ребенок сможет познакомиться с основами геометрии. Ну и, конечно же, они помогут в обучении ребенка счету, знакомству с основными математическими операциями.




Как сделать своими руками?

Любому родителю под силу будет сделать счетный материал своими руками, что существенно сэкономит семейный бюджет. Изготовить его можно из подручных средств, которые находятся дома:

  • Цифры
  • Счет от 1 до 10
  • Состав числа
  • Предметные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Математические пазлы