Рюкзаки: виды и типы. Городские рюкзаки: как и из чего выбрать? Как называются части рюкзака

КОНСТРУКЦИЯ РЮКЗАКА (Статья-помощь в выборе рюкзака)

Полезная информация при выборе рюкзака

Без рюкзака туризм немыслим. Каждому, кто надевает рюкзак, прежде всего хочется, чтобы он был удобен. Может быть, именно поэтому так много различных мнений по конструкциям, формам и размерам рюкзаков.

Чтобы помочь выбрать рюкзак, мы хотим кратко пробежаться по конструкции.

Всю конструкцию рюкзака можно разделить на две основные части:

1. Корпус рюкзака;

2. Подвесная система.

Корпус рюкзака представляет собой мешок, в котором собственно и переносится основной груз. Мешки могут быть различны по объему, по форме, по конструкции. На сегодняшний день наибольшее преимущество имеют рюкзаки с высоким и узким корпусом.

Высоким корпус рюкзака делают для того, чтобы нагрузки распределялись равномерно по всему телу и рюкзак хорошо ложился на спину (объем тоже имеет не последнее значение). Узким (по ширине плеч или немного больше) - для того, чтобы не мешал и не цеплялся при посадке в транспорт, при ходьбе по лесу и т.д.

Возможность роста «в ширь» на маршруте всегда остается, в виде навески дополнительного груза сбоку или набивки боковых карманов. Обычно рюкзаки делают немного расширяющимися к верху, но в принципе, это не так уж и важно.

СПИНА корпуса рюкзака обязательно должна быть армирована с помощью различных вставок. Обычно это пенополиэтилен или другой мягкий пористый материал. Это делается для того, чтобы рюкзак мягко и комфортно лежал на Вашей спине. В некоторых конструкциях рюкзаков с армированным корпусом предусмотрена вентиляция спины.

На корпусе многих рюкзаков предусмотрены боковые горизонтальные стяжки (ремни), иногда они расположены в лицевой части рюкзака. Также на рюкзаках бывают и вертикальные стяжки (обычно они идут по лицевой стороне от дна к верху). Горизонтальные и вертикальные стяжки - полезное приспособление для стягивания рюкзака в единое целое -это очень влияет на эффективность рабоы подвесной системы, для уменьшения объёма рюкзака.

При выборе рюкзака стоит обратить внимание, как пришиты боковые стяжки.

КАРМАНЫ - необходимый конструктивный узел на корпусе рюкзака. Их конструкция, расположение выбирается в зависимости от назначения рюкзака и вкуса туриста. Это дополнительный объём рюкзака, откуда быстро можно достать необходимую вещь.

На современных рюкзаках делают очень много полезных приспособлений на корпусе, в виде различных ремневых петель, подвесок, веревочек, ремней для навески снаряжения, которое не поместилось в рюкзак или не было необходимости его там размещать.

Если заранее во всем этом разобраться, то такие полезные мелочи обычно очень пригождаются в походе (так почему же себе, любимому, в этом отказывать?) Хотя, бывают группы, которая для облегчения веса снаряжения отрезают половинки ручки алюминиевой ложки…Для них лишний грамм в походе - смерти подобен. Ну что я могу сказать об этом, каждый сходит с ума по-своему.

В некоторых конструкциях рюкзаков корпуса делают двухсекционными.

Перегородка (диафрагма) разделяет отделы, застегивается на замок-молнию, либо завязки, либо выполнена в виде тубуса.

Вход во второй нижний отдел делается обычно снизу, с лица рюкзака.

Если все выполнено надежно, то эта конструктивная особенность дает хорошие возможности быстро достать нужную вещь, не разбирая весь рюкзак, при условии, что вы заранее продумали размещение вещей в рюкзаке на данный день маршрута. Конечно, существует и много противников этого новшества, но господа, не нужно туда складывать байдарку или пятиместный спальник, они туда все равно не влезут. Укладка рюкзака должна осуществляться продуманно и грамотно, необходимо правильно расположить тяжелые и легкие объемные вещи.

ТУБУС. К верхней части корпуса рюкзака пришивают дополнительную емкость, которая выполнена из более легкой ткани. При необходимости можно воспользоваться этой емкостью, нарастив корпус рюкзака, чтобы увеличить объем.

Кроме веревочной стяжки тубуса, на некоторых рюкзаках появились стягивающие ремни, которые прижимают тубус к корпусу, и сверху рюкзака конечно же одевается клапан.

Клапан сверху рюкзака - непременный атрибут любых моделей рюкзаков. Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также, при наличии кармана, является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой.

По своей конструкции клапаны бывают пришитые и «плавающие». Если в рюкзаке есть тубус, то клапан в этом случае необходим плавающий, чтобы его можно было регулировать в зависимости от высоты рюкзака.

Подвесная система. Второй основной частью конструкции рюкзака является регулируемая подвесная система. Это конструкция, при помощи которой рюкзак крепится к Вашему телу. К подвесной системе относятся: система плечевых ремней и грузовой пояс. Правильно сконструированная и отрегулированная подвесная система равномерно распределяет вес рюкзака по всему телу человека. Расстояние крепления плечевых лямок и пояса для каждого человека индивидуально. Плечевые лямки могут быть жестко пришиты к спине рюкзака, тогда Вам необходимо подбирать рюкзак с особой тщательностью, подходящий под размер Вашей спины. Второй вариант - плечевые лямки с регулируемой системой крепления, такие лямки возможно подогнать под различные размеры спины. На сегодняшний день существует несколько видов конструкций, позволяющих регулировать плечевые лямки. Главное при покупке рюкзака посмотреть, возможно ли настроить рюкзак под вас и удобен ли он вам.

Некоторые фирмы называют конструкции подвесных подвесок красивыми иностранными словами. Если при выборе рюкзака Вы столкнетесь с этим явлением, не пугайтесь, но и не тянитесь заворожено уж слишком, это обычный маркетинговый ход.

Естественно, лямки должны быть удобными, мягкими. Сейчас они представляют собой многослойную конструкцию из различных материалов. Ширина лямок колеблется от 6-10см, форма лямок прямая или изогнутая.

Расстояние между лямками также отдельная величина и требует подборки.

Слишком раздвинутые лямки будут сползать с плеч, слишком сдвинутые - будут натирать шею.

Очень ответственный узел конструкции лямок - точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, к дну рюкзака, через поясной ремень. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Сейчас наиболее распространено крепление лямок на стык спины и боковин рюкзака. Ремни регулировки длины плечевых лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать длину лямок, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку. В этом узле лучше, чтобы они были металлические. Современная конструкция плечевых лямок обязательно имеет верхние оттяжки (верхний регулятор плечевых лямок), идущие от верха плеча к верхней части корпуса рюкзака. Это ремни, которые регулируют плотность соприкосновения рюкзака со спиной человека.

Плечевые лямки на уровне груди человека имеют регулирующий грудной ремень (грудная стяжка), препятствуя сползанию их с плеч. Грудная стяжка должна двигаться (регулироваться) верх или вниз по плечевым лямкам, а также регулироваться по длине. В больших экспедиционных рюкзаках этот атрибут обязателен.

ГРУЗОВОЙ ПОЯС является необходимой деталью подвесной системы рюкзака. Он позволяет перераспределить часть нагрузки с плеч на бедра, разгрузив позвоночник. Правильно изготовленный и точно подобранный пояс должен держать рюкзак, а не сползать и болтаться. Пояс должен опираться на бедра. При стройной фигуре все происходит идеально, а вот при упитанной - не совсем, но все равно работает. При этом желательно, чтобы пряжка на поясе была самосбросом, а не фастексом (трезубец).Самосброс сложнее застегнуть, но зато очень быстро расстегнуть при возникновении экстремальной ситуации, когда необходимо быстро избавиться от рюкзака (иногда это доли секунды, которые могут спасти жизнь). Самосброс более прост и надежен, чем фастекс. Грузовые пояса бывают пришитые и съемные. Очень часто поясной ремень имеет дополнительные, боковые регулирующие оттяжки. Такие оттяжки позволяют более плотно притянуть корпус рюкзака к бедрам, при этом рюкзак практически не будет болтаться.

К подвесной системе можно также отнести грузовые петли и ручки.

Грузовые ручки предназначены для переноски рюкзака с места на место, когда нет необходимости одевать рюкзак на спину (например, при погрузке-выгрузке в транспорт, в помещении и т.д.) Таких ручек обычно бывает две. Если ручки пришиты прямо к корпусу рюкзака, то их нельзя использовать как грузовые петли.

К корпусу рюкзака пришиваются усиливающие стропы для усиления материала, а к ним грузовую петлю. Если ручки рюкзака вшиты в эти силовые стропы, то их можно использовать и как грузовые петли (например при подъеме и спуске рюкзака в горах).

Друзей выбираем мы сами, а лучших оставляет время. С рюкзаками примерно также, но чуть проще, так как опыт имеет значение. Своим многолетним опытом я и поделюсь в данной статье.

Давний фанат-рюкзачник

Большой интерес к удобной ручной клади в целом и к рюкзакам в частности появился году эдак в 2007, когда постоянную работу типа «копать от забора и до вечера» сменил на фриланс и мелкий бизнес в разных его проявлениях. Реализация концепции «личный офис всегда с собой » стартовала с какого-то неброского и плоского рюкзака HP и ноутбука LG P300, он же «Зебра».


Модель такого плана, но более старого образца

Такая связка порадовала большим количеством карманов и кармашков - удалось аккуратно разложить по своим местам внешний оптический привод, накопитель, ЗУ, флешки, кабели и прочие мелочи. Но защита ноутбука оставляла желать лучшего. Лэптоп буквально болтался в крупном кармане из тонкой ткани и без фиксатора, расположенного внутри основного отдела. Ни демпфирующего материала в днище, ни каркасных вставок, просто мешок для портативного компьютера.

Хотя, LG P300 довольно мелкий и толстенький аппарат и это нивелировало слабую физическую защиту рюкзака (рассчитанного вплоть до 17-дюймовых моделей), так как между внешними стенками и гаджетом оставалось приличное расстояние и из стороны в сторону он не елозил. Но когда в 2008 году я решил сменить платформу на OS X и перешел на 15-дюймовый Unibody MacBook Pro, в полный рост встал вопрос замены рюкзака именно из-за слабой физической защищенности ноутбучного кармана. Особенно сильно забеспокоился, когда в простейших ситуациях пару раз ощутимо приложился лэптопом о твердые поверхности.

Выбор пал на Logitech Kinetik , аналогов которого не существует до сих пор. Этот рюкзак отслужил верой и правдой три года, о чем была написана . Затем начался бодрый поиск идеальной ручной клади. За десять лет испытал пару дюжин всевозможных рюкзаков и слингов, приобрел массу опыта в выборе такого рода аксессуаров, которым и поделюсь ниже.

Забегая вперед, отмечу, что идеального рюкзака пока для себя не нашел, да это и невозможно в принципе. Ведь рано или поздно даже самая лучшая вещь может надоесть или же потребности изменятся. Соответственно, процесс поиска бесконечный, но увлекательный. И чем больше опыта, тем все более интересные и подходящие для текущих жизненных реалий штуки удается подобрать.

Прежде чем начать, обращаю ваше внимание на ссылки, которые будут встречаться ниже. Они ведут на личные, очень детальные обзоры ручной клади, которая приведена в пример той или иной важной особенности. С помощью данной статьи можно быстро определиться со своими потребностями, а если о каких-то нюансах захотите узнать более детально, тогда кликайте на ссылки.

Какие бывают рюкзаки

Если кратко, то маленькие, средние, большие, однолямочные (они же слинги) и классические с двумя лямками. Также существуют специализированные модели с отделами для фототехники, фиксаторами для скейтборда и прочими особенностями. Еще есть модульные варианты, которые можно четко адаптировать под свои потребности. Правда, выглядят они своеобразно, так как пример берут с военной экипировки, зато неубиваемые, универсальные и продуманные до мелочей. Теперь давайте разберем все упомянутые моменты более детально.

Выбор размера рюкзака

Разумный размер городского рюкзака - до 35 л. Все, что больше - это либо для путешествий, либо для редких EDC-маньяков, которые ежедневно таскают с собой десятки вещей на все случаи жизни, вплоть до зомби-апокалипсиса.

Для простоты понимания темы разделим модели на большие, средние и маленькие:

  • 30-35 литров;
  • 23-28 литров;
  • до 20 литров соответственно.

Рюкзаки объемом в 30-35 литров - это предел для использования в городском цикле , да и они будут крупноватыми. Такой аксессуар оправдан в случае, если приходится частенько ездить в командировки длительностью до недели, при этом нет желания захламлять жилище лишней ручной кладью.

Исключение составляют модели с компрессионными ремнями, позволяющие уплотнить рюкзак, если он полупустой. Пример такого - Wenger Large Volume Daypack . Пара движений и 30-литровый кабанчик превращается в очень плоский (правда, довольно широкий) городской «двухлямочник».

Один из моих любимых рюкзаков, правда, со своими нюансами, вроде системы вложенных объемов и отсутствия каркаса (эдакий крутой мешок с кучей карманов). Детально обо всем читайте в обзоре:

Его антипример - это 34-литровый OGIO Renegade RSS . Даже если положить в него только ноутбук, ЗУ, бутылку с водой, планшет и внешний накопитель, рюкзак будет огромным горбом выступать наружу.

С другой стороны, у него очень хорошо защищенное отделение для ноутбука, есть каркас и реально большое количество карманов и отделов, причем с разумным размещением. Шикарный аксессуар для гаджетомана и действительно удобная ручная кладь в дорогу. Умудрялся только с этим рюкзаком ездить в недельную командировку сразу в два города - в Москву и в - таща с собой ноутбук, здоровую фотокамеру, планшет, пару смартфонов, сменную одежду и прочие мелочи в дорогу. Детально читайте об этой модели тут:

Еще один хорошо послуживший мне в городском цикле и в командировках большой рюкзак - Thule Crossover 32L Backpack (). Среди его фишек можно отметить очень крепкий, буквально неубиваемый фирменный нейлон, защищенное отделение для очков и нежной техники и внешний карман для крупных шмоток типа флиски. Но об особенностях такого рода аксессуаров поговорим чуть позже, пока же вернемся к размерам.

Большие рюкзаки в подавляющем большинстве случаев легко вмещают 17-, а то и 18-дюймовый ноутбук, плюс любое разумное количество техники в дорогу. Еще остается место для бутылки с водой, контейнера с едой, набора белья на 3-5 дней и сменную одежду.

Наиболее универсальные модели - среднего размера с объемом 23-28 литров. В личной практике отлично себя показали как в качестве компаньона во время коротких поездок на пару дней, так и в роли городского рюкзака. Сейчас пользуюсь , но это весьма необычная вещь, хорошо подошедшая под мои личные нужды. Правда, со сменой ноутбука придется обновлять и рюкзак, о чем расскажу в разделе фишек. Ранее пару лет верой и правдой служил Kata DR 467i , да и относится к тому же классу ручной клади.

По вместительности для техники такие аксессуары сопоставимы с большими моделями, то есть поместится лэптоп, планшет, крупный зеркальный фотоаппарат, всякая электронная мелочовка, бутыль с водой, складной зонтик, еще и место для флиски останется, если вдруг станет жарко и ее понадобится спрятать. Но много одежды или сменную обувь с собой не возьмешь, так что в командировки более 2-3 дней такой рюкзак не подойдет.

Кроме того, частенько средние модели вмещают максимум 15-дюймовый ноутбук. Хотя в большинстве случаев больше и не надо.

Маленькие и плоские рюкзаки объемом до 20 литров удобны тем, что их можно не снимать даже в общественном транспорте. Судя по личной практике, людям они не мешают. Но не рассчитывайте набить 17-20-литрового малыша большим количеством вещей.

Такого рода ручная кладь хороша для перемещения лэптопа, планшета, кошелька и какой-то мелочовки между домом и офисом, но не более. Зачастую даже контейнер с едой не втиснуть, хотя тут уже многое зависит от модели.

Я лично отдаю предпочтение компактным слингам, об особенностях которых расскажу в следующем разделе. Что касается классических двухлямочников, то из необычных моделей пользовался со встроенной фирменной системой резинок-фиксаторов GRID-IT. Невероятно плоский, качественный и стильный аксессуар, в который можно набить очень много вещей… кроме контейнера с едой и даже бутылку с водой втиснуть некуда. Да и к лямкам были вопросы, об этом расскажу ниже.

Весьма приятной и вместительной моделью оказался 19-литровый . В полупустом виде выглядит немного невзрачно, но он очень легкий, удобный по лямкам, есть внешние сетчатые отделы для бутылок с водой и всяких мелочей, защищенный отдел для очков, карманы для ноутбука и планшета.

По объему они редко превышают 20 литров, а в силу своей необычной формы в большинстве случаев вмещают все, что может потребоваться в городских дебрях, начиная с ноутбука и мелкой электроники, и заканчивая крупным фотоаппаратом, бутылкой с водой и контейнером с едой. С тем же упомянутым выше Thule Crossover Sling я побывал во многих рабочих командировках, где при себе таскал крупную беззеркалку, ноутбук и прочие полезные вещи. Одна из причин - возможность быстро сдвинуть слинг на грудь и достать нужные вещи, не снимая его :

И тут возникает важный вопрос! А какой слинг-то брать - левосторонний или правосторонний? Я начал свое знакомство именно с левосторонних моделей (лямка висит на левом плече) и по первой ориентировался только на них. Именно из-за этого в свое время приобретал левосторонний .

К слову, модульные военизированные модели от Maxpedition шикарны и неубиваемы, но довольно тяжелые, а с дополнительным обвесом еще и громоздкие. С другой стороны, в упомянутой модели, дополненной встраиваемой в ремень сумкой Janus Extension Pocket и карманом Coocoon Pouch, мог утащить какое-то невероятное количество вещей. Но я отвлекся.

Возвращаясь к вопросу лямок, дам простой ответ - не заморачивайтесь с этим! Все равно на каком плече лямка - на левом или на правом - и не важно, в какую сторону крутится слинг, когда перебрасываешь его на грудь. К новому варианту привыкаешь буквально за час пользования другой моделью. Проверил это на своем собственном опыте, когда смог раздобыть вожделенный Thule Crossover Sling второго поколения (). Внезапно он оказался правосторонним, что несколько испугало, но, повторюсь, привык к нему буквально за час. Хотя даже этот красавец не задержался у меня надолго. Его место занял Dakine HUB Sling 15L (тоже правосторонний), которым пользуюсь уже почти год и пока менять не планирую, но это отдельная большая история , а мы продолжаем банкет.

Есть еще такая интересная категория как фоторюкзаки , но не профессиональные монстры под три тушки зеркальных фотоаппаратов, пару объективов размером с гаубицу и пяток калибром поменьше, да еще и кучей ремней для штативов. Нет, речь о так называемых Half Photo моделях, вроде Crumpler Jackpack .

Их фишка в том, что под фототехнику выделена только часть пространства, обычно снизу. Половину объема сверху можно заполнять другими полезными вещами. Да и в фотоотделе помимо камеры прекрасно помещаются зарядные устройства, внешние накопители, контейнеры с едой и другие вещи. Благодаря своей форме и конфигурации они позволяют наиболее эффективно использовать весь рабочий объем, сохраняя порядок в вещах и давая быстрый доступ к нужной технике, будь то лэптоп или фотоаппарат. Кстати, упомянутый выше Kata DR 467i из той же серии. Детально обо всех фишках такого рода изделий читайте в обзоре ниже:

Что там с тканью?

В большинстве своем рюкзаки выполнены из нейлона . Хороший, крепкий и неприхотливый материал, но многое зависит от его плотности, плетения и пропитки.

Безымянные китайские модели за $10-20 обычно выполнены из просто «нейлона» без изысков. Частенько он бывает не очень плотный, с рыхлым плетением (тонкая ткань, которую легко повредить, зацепившись) и без защиты от воды. Промокнет не моментально, но под ливень с таким рюкзаком лучше не попадать. В общем-то, львиная доля цены аксессуара - это его основная ткань, плюс фурнитура.

Фирменные модели от известных брендов создаются на основе более дорогих вариантов нейлона с высокой плотностью и, бывает, с особой пропиткой.

Например, есть кордура (CORDURA) от компании INVISTA - очень плотная ткань с особым плетением, водоотталкивающей пропиткой и тефлоновым покрытием. Изначально создавалась для военных, но теперь частенько используется в гражданской ручной клади. Могучий и практически неубиваемый материал (из него сделаны все продукты Maxpedition), но довольно грубый на ощупь. На любителя.

Еще существует так называемый баллистический нейлон , созданный несколько десятков лет назад компанией DuPont и тоже для нужд военных. Отличается высокой плотностью (1600D и более), неплохой защитой от воды и устойчив на разрыв. В прошлом из него даже бронежилеты делали. Пример рюкзака из такой ткани - это .

Интересный вид нейлона - рипстоп . Он также обладает большой устойчивостью к разрыву, водонепроницаем, но в отличие от баллистического нейлона довольно тонкий и очень легкий. Из такой ткани часто делают складные рюкзаки и сумки, либо вставки в испытывающих большое напряжение при эксплуатации местах.

Достойная альтернатива нейлону - полиэстер . Ткань с очень мелким плетением, обладает водоотталкивающими свойствами, практически не рвется и не пачкается. Тоже смело рекомендую рюкзаки на базе этого материала. Яркий пример - OGIO Renegade RSS.

Кроме того стоит упомянуть о нейлоне с покрытием из термопластичного полиуретана . Он полностью водонепроницаем, очень крепок, почти не пачкается и легко очищается от любых загрязнений. Из такого материала сделаны рюкзак Spigen SGP New Coated Backpack и любимый слинг Dakine HUB Sling 15L.

Кожаные рюкзаки я не понимаю - материал тяжелый, не практичный, а компоновка по отделам у такой клади обычно очень простая, типа «мешок». Зато статусно.

Разного рода экзотика из толстого хлопка или вощеной ткани - это на любителя. Но обычно такие рюкзаки тоже не сильно практичны.

Особенности и фишки, на которые надо обращать большое внимание при выборе

Поговорим о важных мелочах, из которых и строится положительный (или отрицательный) опыт эксплуатации рюкзака.

Лямки

Момент очень индивидуальный, из-за которого я крайне рекомендую перед покупкой рюкзака найти возможность его примерить. Например, одной из причин продажи Cocoon MCP3401 стали именно лямки. Я готов был мириться с его небольшим объемом и только ради GRID-IT оставил бы в личной коллекции и для использования под настроение.

Сами лямки хорошие, мягкие, с вентиляцией, с удобными фиксаторами ремней, но не лежали они на моих плечах ни в какую. То влево перекосит, то вправо - некомфортно и неудобно, как бы я их не настраивал и не крутил.

Зато когда надел Wenger Large Volume Daypack - он лег на плечи как родной, мягко их обхватив и нежно прижавшись к спине. Аналогично и с Thule Legend GoPro. Как бы я ни грузил эти рюкзаки, плечам всегда было комфортно, и вес практически не ощущался.

В общем, момент индивидуальный, но я сформировал для себя несколько правил качественных лямок, помимо личного комфорта, что можно определить только при непосредственном испытании изделия:

  • Лямки должны быть мягкими и вентилируемыми (это может быть тонкая подушка или же перфорация). Чем они мягче, тем выше вероятность, что хорошо лягут на плечи. Хотя в том же Thule Legend GoPro лямки довольно жесткие, но явно подошли мне по форме.
  • Нагрудный ремень должен быть. Очень полезный и многими неоцененный аксессуар, который позволяет значительно повысить комфорт при использовании рюкзака, особенно если он увесистый из-за большого количества полезных вещей внутри. Нагрудный ремень немного разгружает плечи и лучше фиксирует лямки на них.
  • Надежные фиксаторы с возможностью быстро изменить длину ремня . Раньше я пытался настроить лямки раз и навсегда, но быстро понял, что в таком случае неудобно снимать и надевать рюкзак. Левую лямку обычно максимально распускаю перед тем, как снимаю аксессуар, и затягиваю, когда надеваю. Не приходится изворачиваться всем телом в процессе. Беда, если фиксаторы не держат ремень под весом нагруженного рюкзака, но с таким встречался крайне редко. Тем не менее, проверяйте этот момент при покупке, если есть возможность. Не обязательно грузить рюкзак, достаточно надеть его и попытаться с силой оттопырить лямки руками.
  • Карманы на лямках обычно бесполезны, так что не обращайте на них внимания . Есть - и хорошо, нет, ну и ладно. Проблема в изгибе на плече - карман растягивается и что-то из него достать или положить на ходу становится проблематично.

Спинка

Тут все просто - обязательно нужна вентиляция, будь то встроенные подушечки из особой ткани или же специальные желобки. Если спинка рюкзака полностью плоская, то ваша спина будет постоянно мокрая.

Исключение - слинги. Они обычно не очень плотно прилегают к спине и та не потеет.

Фурнитура и прочие мелочи

Крайне желательно, чтобы молния была защищена от дождя. Это может быть небольшой клапан над ней или же особая конструкция самой молнии. Водозащищенные модели обычно как бы вывернуты наизнанку и очень тонкие. Бывают прорезиненными. Если же перед вами простая молния без изысков, будьте аккуратны - под ливнем такая легко протекает.

К слову, это один из редких минусов рюкзака OGIO Renegade RSS - молнии у него очень крепкие, удобные, крупные, но совершенно не защищенные от дождя. А вот пример защищенной молнии в Crumpler Jackpack Half Photo:

Обращайте внимание и на то, как работают молнии, насколько удобно их расстегивать (водозащищенные обычно довольно тугие - это нормально), есть ли веревочное хлястики, которые сильно облегчают жизнь.

Опять же отличие дорогих изделий известных брендов от безымянной «китайщины» в фурнитуре. В качественных моделях частенько используется японская YKK (одна из лучших), надежный пластик в фастексах и крепежах, а бывает, что и алюминий (в некоторых моделях Thule).

Компрессионные ремни - тоже полезное дополнение, особенно в крупных моделях рюкзаков. Еще их можно использовать, чтобы закрепить снаружи куртку, если она не нужна в текущий момент (зашел в теплый супермаркет, снял верхнюю одежду и освободил руки, зафиксировав ее на рюкзаке).

Внешние отделы для бутылок с водой экономят огромное количество внутреннего пространства рюкзаков. Пить надо все время, если хотите себя хорошо чувствовать. Нет внешнего кармана, придется использовать основной отдел, откуда не очень удобно доставать воду, да и боязно, если протечет. Также я в этих отделах таскаю компактный зонтик, бывает, что прячу там всякие мелочи, вроде бумажных салфеток, складной авоськи и т. п.

Ручка важна и нужна, любая - толстая, тонкая, лишь бы она была. Как показывает практика, таскать рюкзак за лямку крайне неудобно, даже если надо его просто переставить с места на место.

Желательно, чтобы карман для ноутбука был оформлен в виде отдельного пространства с собственной молнией. В крайнем случае нужен фиксатор этого отдела, чтобы лэптоп внутри не болтался.

Идеальный размер и формат

Для каждого этот вопрос индивидуален, но я поделюсь своим идеальным на текущий момент набором.

Ежедневно в городском цикле использую компактный 15-литровый слинг Dakine - практически незаметен, вмещает все, что мне нужно, включая ноутбук, бутылку с водой, мелкую электронику, есть место для контейнера с едой и зонтика. Да и в целом объема достаточно, чтобы рано утром уйти из дома и поздно вечером вернуться сытым и довольным, не бомбя в течение дня кафешки и ресторанчики.

Если же нужно взять с собой большой фотоаппарат и всю рабочую технику, или когда предстоит поездка в другой город на день два, тогда использую Thule Legend GoPro. Но, как упоминал выше, пора его менять.

Дело в том, что 13-дюймовый MacBook Pro уже не помещается в отдел для гидропака, куда прекрасно втискивался MacBook 12 в чехле. То есть приходится прятать его в чехле в основной отдел, что отнимает там много полезного пространства. Очень мне нравится в нем защищенный передний отдел, куда отлично помещается Sony A7i и из которого его можно быстро извлечь прямо на ходу. Да и в целом по компоновке карманов и доступу к ним он прекрасен, но все хорошее рано или поздно кончается.

В текущий момент засматриваюсь на Thule Paramount 24L Daypack и на eBags Professional Slim Laptop Backpack .

Но основную идею, уверен, вы поняли. Хорошо иметь компактный рюкзак для городского цикла и модель среднего либо крупного формата для особых случаев и поездок. Я долго пытался найти идеальную и универсальную ручную кладь - такой не существует. Предложенная схема с двумя рюкзаками очень близка к идеалу. Осталось каждому подобрать что-то подходящее для личных потребностей. Момент сложный, но интересный. Ах, эти сладкие муки выбора.

В этой жизни есть много сложных вопросов. В чем ее смысл? Каково наше назначение на земле? Где равновесие между добром и злом? Как отдохнуть от суеты? Как выбрать рюкзак? Рано или поздно индивид сталкивается с этими дилеммами… И если на первые вопросы можно найти какой-то обще-философский ответ, а лучше вообще не заморачиваться, то от последнего зависит очень уж много, вплоть до вашей жизни. Тут придется хорошенько подумать.

Наша задача, которую мы попытаемся выполнить в этой статье, помочь вам подобрать подходящий туристический рюкзак и найти ответ на важный вопрос: «какой рюкзак выбрать?».

Виды рюкзаков и их особенности

И так, типы рюкзаков:

Мягкие рюкзаки. Наиболее распространенный вид рюкзаков. Как нам подсказывает название, у этих рюкзаков нет жесткого каркаса. Как правило это рюкзаки малого или среднего объема, которые не предназначены для того чтобы долгое время переносить тяжелые грузы.

Каркасные рюкзаки. В таких рюкзаках предусмотрен каркас специальной конструкции, которые отвечает за равномерное и комфортное распределение нагрузки. За счет такого решения, а так же специальной конструкции лямок и бедренного пояса, в таких рюкзаках можно переносить тяжелый груз долгое время. Среди каркасных рюкзаков можно отдельно выделить станковые рюкзаки. Ими пользуются во время тяжелых экспедиций, которые требуют переноски большого количества груза на большие расстояния. В их основе лежит мощная металлическая рама. Станковые рюкзаки можно увидеть у профессионалов, которые четко понимают его назначение. Или у суровых челябинских парней, которые стоически превозмогают трудности, которые сами себе и создали.

В особенностях конструкций спины и пояса мы разберемся чуть позже.

По сфере применения можно выделить такие виды рюкзаков:



Спортивные рюкзаки - это маленькие копии своих старших «собратьев» - больших туристических рюкзаков. они могут содержать и карман для питьевой системы, и специальные стяжки, и иметь съемный клапан, но основным отличием, который выделает спортивные рюкзаки малого объема - это разнообразие расцветок. С таким рюкзаком удобно не только носить сменную одежду, обувь и снаряжение, но и ярко выделяться на фоне серого города.





Горнолыжные и штурмовые рюкзаки. Высокотехнологичные крутые рюкзаки объемом до 40 литров, специально разработанные для транспортировки экстремального снаряжения. Оборудованы специальными отделениями для лавинного снаряжения и кучей свистелок и перделок чрезвычайно полезных точек крепления и петелек для переноски ледового снаряжения, снегоступов, сноуборда, лыж и всего того что поможет сначала зайти на самые высокие вершины, а потом со свистом оттуда спуститься. Горнолыжные рюкзаки зачастую оборудованы еще и специальными жесткими каркасами на спине, но их цель не столько распределить вес, сколько защитить спину от последствий падения. Все штурмовые рюкзаки , предназначенные для штурма вершины и сложных восхождений, дополнительно имеют специальные внешние стропы для развески и крепления снаряжения, которое может понадобиться на маршруте в любой момент. Такие рюкзаки, как правило, бывают облегченные и имееют специфическую форму для большей обтекаемости и максимально прилегают к телу человека.



Велосипедные рюкзаки. Хитрые легкие велорюкзаки объемом около 15 литров. Предназначены для размещения питьевой системы, набора инструментов и запчастей для велосипеда и небольшого количества дополнительного снаряжения, еды и других вещей. Не путайте велорюкзаки с специальными баулами (так называемые велоштаны). Такие рюкзаки чаще всего имеют специальную конструкцию спины: специальная каркасная сетка, которая «отводит» рюкзак от спины, тем самым обеспечивая лучшую вентиляцию во время движения. Кроме того, такая сетка повторяет контур изгиба спины велосипедиста во время движения, что значительно уменьшает нагрузку на мышцы.



Дополнительные карманы и внешний доступ во внутреннее отделение



Удобные карманы для мелочей доступны даже в позе «зю»



Крепление для велошлема и карман для питьевой системы

Детские рюкзаки. Рано или поздно брутальные папы и изящные мамы устают таскать с собой комичную сумочку яркого цвета с смешным плюшевым мишкой. Пусть каждый свои шмотки таскает сам! Детские рюкзаки очень отличаются, зависимо от возраста, от ярких и милых, предназначенных для пары памперсов, банана и бутылочки, вплоть до серьезных функциональных моделей для детей постарше. Более того, для детей разных возрастов есть даже настоящие походные рюкзаки, в которых детишки будут, наравне с остальными, тащить еду и снаряжение. Отдельно стоит выделить переноски для детей. Если у вас появилось маленькое счастье, это не повод отказываться от любимого увлечения. Берите пионера с собой, ему полезен горный воздух. Есть специальный ряд рюкзаков, в котором малыш может удобно устроится и заниматься своими делами, пока вы потеете на сложном подъеме.

Конструкция рюкзака определяет его назначение

Длительность путешествия. Это ключевой фактор, потому, что от того, идете вы на пикник, в поход выходного дня, или вам захотелось немного хардкора и предстоит полярная экспедиция, собственно, и зависит, какой рюкзак мы выбираем.

Личные моменты. Вы за легкость снаряжения, или не паритесь и выбираете комфорт? Палатка и спальник достались вам от дедушки и займут все свободное пространство, или у вас новое легкое и компактное?

Телосложение. Не верьте тем кто говорит, что размер не имеет значения. Удобный рюкзак надо подбирать зависимо от ширины и высоты вашего торса.

Правило номер 1: не промахнись с емкостью.

Какой объем рюкзака выбрать? Этот зависит, прежде всего, от длительности и типа вашего путешествия:

Поход на выходные или суточная вылазка - 28-40 литров. Вам не надо с собой тащить три ведра одежды и снаряжения, и у вас предсказуемая погода, так что нет смысла тащить огромный рюкзак, который будет весить больше, чем все ваше снаряжение.

Выход на 4-6 дня - 40-50 литров. Опять же, внимательно смотрите погоду и не пакуйте лишнего. В такой рюкзак прекрасно влезут палатка, спальник, еда, немного теплых вещей, а так же общественное и совсем чуть чуть личного снаряжения: косметичка, посуда и другие мелочи.

Уходим на 7-10 дней - 50-60 литров. Опять же, это уже серьезное мероприятие. Собирайтесь хорошо и предусматривайте все возможные сложности. Такие рюкзаки идеально подойдут для непродолжительных походов в украинских Карпатах или Крыму.

Серьезный поход на 10-16 дней - 60-80 литров. Здесь уже вы смело несете на себе палатку, общественное и личное снаряжение, запас питания на две недели и собственную маленькую «нычку», снаряжение для преодоления сложных перевалов или бурных рек, сменную пару обуви, а то и не одну и так далее.

Серьезная экспедиция - 80-100 литров и более. На такое мероприятие нужен крутой, прочный и вместительный рюкзак, который не подведет в сложной ситуации и будет достаточно комфортным для того чтобы вы долгое время тащили его на себе.

Эти цифры - усредненное значение и многое зависит от ваших личных навыков, потребностей и других факторов. Например жарким летом литраж будет меньше, так как весь поход можно пройти в одних шортах, в то время как холодной зимой может понадобится рюкзак и побольше, так как и спальник будет здоровый и вещи более громоздкие. Отмечу, что немаловажна такая штука как самодисциплина, опыт и планирование. Обратите внимание как опытные туристы ходят с рюкзаками, в который простой смертный мог бы упаковать разве что запас трусов, носков и бутербродов.

Правило номер 2: померяй перед покупкой.

Очень важно подобрать рюкзак нужного размера, который прекрасно сядет по вашей спине. Даже самый тяжелый рюкзак не сломает вас, если он правильно подобран. Выбирайте рюкзак долго и индивидуально. Не бойтесь вынести мозг продавцу-консультанту, пусть поможет вам выбрать рюкзак для путешествий и все подогнать и подскажет все особенности рюкзака. Это наша работа, которую мы честно выполняем, во вторых мы сами ходим в походы и примерно представляем, откуда и у чего растут ноги. Если выбрать рюкзак малого объема можно без труда, то все что имеет объем 50 и выше зачастую оборудовано диким количеством тонких настроек, которые у неопытного человека вызовут приступ головокружения и тошноты.



А еще очень важный пункт: НЕ ЧИТАЙТЕ ФОРУМЫ! А если читаете, обращайте внимание на то, кто вообще пишет и уточните почему он так советует. Очень много развелось «Диванных коммандос», которые считают что их «пять копеек», редко подкрепленные опытом, нужны везде и коллектив магазина Alp.dp.ua иногда тихо седеет, слушая начитанных клиентов.

Если у вас нет возможности приходить и мерять и вы вынуждены заказывать рюкзак через интернет магазин, придется вооружиться сантиметром и потанцевать у зеркала. Для начала нужно измерить вашу спину. Берем в руки сантиметр и меряем от плечей и до пояса. Зависимо от полученного результата имеем понимание необходимого размера спинки. Ниже представлена таблица, в которой приблизительно обозначены возможные маркировки размеров, которые могут встречатья на спинке у рюкзаков, так как отдельные модели имееют, к сожалению, нерегулируемую спинку. К выбору такого рюкзака нужно отнестить особо осторожно. Перед покупкой его лучше хорошенько чем-то нагрузить и погулять по магазину с ним хотя бы минут пятнадцать, чтобы понять «села» ли спина или нет.

Опять же в таблице приведены приблизительные характеристики. Отметим, что в разговоре с консультантом не стоит прибавлять себе лишних сантиметров, даже если вы очень хотите выглядеть в его глазах суровым и широкоплечим.

Так как 80% веса должно «сидеть» на бедрах ключевой штукой является разгрузочный пояс рюкзака. Промерьте свой объем бедер в верхней части (там, где вы кладете руки на бока) и скажите его продавцу. Обычно пояс регулируемый и это не вызывает проблем, но если вы совсем стройный, могут быть варианты.

Например, одной из самых популярных и удачных конструкций пояса является запатентованная система Variflex от немецкого бренда, которой оснащены все большие рюкзаки Deuter . Поясная система VariFlex представляет из себя подвижные набедренные крылья, которые точно повторяют самые сложные движения. Это рав-номерно распределяет нагрузку на набе-дренный пояс и обеспечивает свободу дви-жений, снижает усталость. Два прочных стержня из стеклопластика и регулировоч-ные стропы на набедренных крыльях позво-ляют точно контролировать груз, даже если вы двигаетесь по неровному рельефу, спешите или тащите целого слона в рюкзаке.

Женские модели рюкзаков разработаны с учетом женских анатомических подробностей и рассчитаны на другие пропорции тела. Стоит обратить на это внимание. Зачастую эти рюкзаки имеют специальную пометку в названии и соответствующий принт или нашивку на самом рюкзаке.

И вот у вас в руках рюкзак. Осталось понять, что с ним делать. В наше время конструкция рюкзака, зачастую, весьма необычная и имеет несколько основных точек настройки, давайте их рассмотрим.

Регулируемая спинка (Adjustable suspensions). На некоторых рюкзаках длина спины регулируется, что позволяет точно подогнать под себя размер. Идеальный вариант для тех кому стандартные размеры кажутся неудобными. Есть небольшой минус, такие спинки слегка увеличивают вес рюкзака, но это не ощутимо.

Регулируемые плечевые стабилизирующие ремни (Load-lifter straps). Сверху лямок есть дополнительные регулирующие ремни, которые пришиты к верху спинки рюкзака. С их помощью следует сформировать угол приблизительно 45 градусов между изгибом лямки и спинкой. Это не позволяет рюкзаку «отваливаться» назад и передавать нагрузку на вашу поясницу и держит на месте ваш центр тяжести. Если вы в процессе настройки вынуждены держать угол меньше 30 и больше 60 градусов, это намек на то, что стоило бы попробовать другой размер рюкзака.

Грудная утяжка (Sternum strap). Очень полезный ремешок, которые держит на месте лямки рюкзака. Во первых, от этого они не сползают и сидят именно там где вы считаете нужным. Во вторых, адекватное положение лямок не позволяет смещаться центру тяжести рюкзака от неловких движений. Это очень важно, так как перемещаясь по внедорожью и прыгая с кочки на кочку ВНЕЗАПНО изменившийся центр тяжести рюкзака может привезти к исключительно комичным последствиям, а иногда и травмам.

Регулируемые стабилизирующие ремни на поясе (Hipbelt stabilizer straps). Дополнительная стропа на разгрузочном поясе, которая дополнительно удерживает рюкзак от лишней болтанки. Держите их внатяжку, но не перестарайтесь.

Самой «удобной» для перемещения грузов частью считается ослик который идет рядом тазобедренная область. Почему? Потому что там самая большая стабильная группа костей, центр тяжести, и нагрузка идет на самые сильные группы мышцы в человеческом теле, сосредоточенные в ногах. Правильно подобранный рюкзак, как говорилось выше, передает до 80% груза именно туда, не загружая верхний плечевой пояс. Это осуществляется с помощью специального каркаса. Давайте немного рассмотрим наиболее распространенные типы.

Рама. Зачастую это легкосплавная трубка, которая проходит по периметру спинки рюкзака и вшита так, чтобы концентрировать максимум веса на разгрузочном поясе. Множество популярных брендов используют эту конструкцию. Правильно изготовленная и размещенная рама превращает поход с самым тяжелым рюкзаком в прогулку даже если за плечами вы все-таки несете слона. Сейчас довольно сложно встретить нормальный туристический рюкзак без подобного каркаса: даже самые простые и доступные по деньгам модели оборудованы мало-мальским подобием рамы.

Полосы. В конструкцию вшиты две алюминиевые полосы, шириной примерно 2-3 сантиметра, которые расположены V-образно и сходятся на поясе. Весьма распространенный вариант каркаса, который одновременно является одним из самых простых, но в тоже время помогает значительно облегчить перенос тяжелого рюкзака.

Перекрещенные полосы. В конструкцию вшиты две алюминиевые полосы, шириной примерно 2-3 сантиметра, которые расположены X-образно. Помимо хорошего переноса веса, обеспечивает хорошую гибкость и подвижность.

Детали конструкции спинки иногда могут быть изготовлены из высокопрочного пластика или полиэтилена, EVA пены или вспененной резины, полиамидных соединений и других современных материалов. Зачастую их задача состоит в создании дополнительных ребер жесткости и еще они не дают грузу торчать и упираться в спину несущего. Подушечки, расположенные на спине, или натянутая сетка отвечают за вентиляцию. Спина у вас все равно будет потеть, а вот от конструкции спинки очень зависит, как сильно она будет это делать.

Правило номер 4: век живи - век учись!

Важно не только то, как вы будете паковать рюкзак, но и то, как вы будете из него что-либо извлекать. И так, где мы несем груз и как мы его оттуда достаем:

Главное отделение. Ничего сложного. Основное большое отделение рюкзака, где у вас будет постоянный беспорядок, а кроме того будут храниться вещи необходимые на протяжении всего похода.

Карманы. Хорошей идеей будет рассовать необходимые и подходящие по размеру вещи (такие как аптечка, бутылки с водой, перекусы, сменная обувь и прочее) по карманам. Некоторые карманы специально сконструированы для ношения каски, лопаты или других видов специального снаряжения.

Отделение для спальника. Оно же «крысиная нора». Нижнее отделение рюкзака, отделенное от основного перегородкой. В походных рюкзаках там живет спальный мешок. В спортивных и городских рюкзаках там, зачастую, катается мокрая одежда, сменная обувь, спортивная форма, или что-либо еще. Некоторые используют его для снаряжения - впринципе, неважно что у вас там будет храниться, ведь главная функция нижнего отделения - это быстрый доступ во внутреннее.

Верхний клапан. Собственно это основная точка доступа в рюкзак. Зачастую там тоже есть карман, в котором очень удобно носить необходимые мелочи, вроде крема от солнца, камеры, карты или репеллента. У некоторых рюкзаков этот клапан съемный и можно из него себе организовать удобный дневной рюкзак, подходящий для радиалки или недолгой прогулки от базового лагеря.

Точки крепления. Daisy-chain и иже с ними. Некоторые вещи, такие как ледорубы и трекинговые палки лучше носить снаружи, для чего предусмотрены специальные петельки. Подобные стропы-петли популярны на моделях штурмовых рюкзаков, где вы можете развесить френды, оттяжки, карабины и другое альпинистское снаряжение.

Rain-Cover. У многих современных рюкзаков предусмотрен собственный специальный чехол от дождя, которых защитит ваше снаряжение от промокания. Кроме внешней защиты можно использовать внутренние гермитичные вкладыши, например гермочехлы для вещей .

Помимо клапана, который обеспечивает верхний доступ, в большинстве объемных рюкзаков предусмотрен так же фронтальный доступ через специальную молнию или панель. Очень удобно, если вам надо достать что-то со дна отделения, а вы не хотите перерывать весь рюкзак.

Упаковать рюкзак перед походом тоже нужно правильно. Самые тяжелые вещи держите внизу и ближе к спине, спальный мешок в специальном отделении, легкие мелочи прекрасно помещаются в кармашки и клапаны. Даже нагруженный всеми вашими походными пожитками рюкзак должен комфортно на вас сидеть, вы же едете отдохнуть, а не страдать.

Заключение .

Помните, от качественного снаряжения зачастую напрямую зависит качество вашего отдыха и яркость впечатлений. Обидно будет если вместо того чтобы наслаждаться видами и моментами приключений, вы будете заниматься ерундой и бороться с собственным снаряжением. Есть множество мировых брендов, которые изготавливают прекрасное снаряжение. Какой фирмы выбрать? Решать вам. Удачных конструкций не мало. Экипируйтесь!

Статья подготовлена
специально для интернет-портала
снаряжения для активного отдыха Alp.dp.ua

Как сделать так, чтобы любимые вещи были всегда под рукой, даже в самых экстремальных условиях? Как сделать так, чтобы нужный багаж не повредился во время длительных путешествий? Ответ прост. Нужно только грамотно подобрать вещмешок и правильно расположить в нем необходимое. Такой котомкой для багажа издавна является рюкзак. Удобный, вместительный, не боящийся никаких перепадов погоды, он в современных условиях становится необходимым аксессуаром во многих сферах насыщенной жизни.

Точно неизвестно, когда появилась первая наплечная сумка. Некоторые источники свидетельствуют о том, что древнейшему рюкзаку, найденному в альпийском леднике Симилаун около 5000 лет. Однако, расцвет своей популярности вещмешок приобрел во второй половине 18 столетия у солдат австрийской армии. Тогдашним воякам очень удобно было носить все мелкие вещи и провиант в специальной заплечной котомке, которой впоследствии и дали название «Rucksack» - мешок за спиной.

Войны не длятся вечно. Рано или поздно наступает мирное время. Казалось бы, комфортный аксессуар стал ненужным. Но не тут-то было! Рюкзак был признан туристами и спортсменами. в послевоенные годы вследствие тяжелых материалов и котомки были чрезвычайно тяжелыми. Однако, это не умалило их популярность. Ведь гораздо удобней носить все вещи в одном месте и при этом иметь совершенно свободные руки. Кроме того, вес изделия позволял в процессе носки значительно повысить свою выносливость и силу.

Виды рюкзаков

Сегодня существует множество разновидностей рюкзаков и рюкзачков. Теперь их носят повсюду - в походах, на тренировках, во время прогулки. А самые гламурные варианты удовлетворят вкус светских львиц во время тематических вечеринок. Прочный наплечник необходим и школьникам. Словом, трудно найти такую сферу, где функциональный аксессуар не нашел свое достойное применение.

Первым критерием разновидности рюкзаков является их конструкция. В зависимости от этого, ранцы бывают:

· Мягкие;

· Станковые;

· Полустанковые (анатомические).

Мягкие рюкзаки не оснащены элементами жесткости. Такие рюкзаки в народе принято называть «колобками» вследствие их оригинальной конструкции. По сути, это простой брезентовый мешок, оснащенный двумя лямками. Объем такого рюкзака не превышает 60 литров. При укладке вещей в такую сумку требуется большой навык, поскольку здесь нету специальных отделов и отсеков. Основным достоинством колобка является его минимальный вес и компактность. В свернутом виде он запросто помещается в дальнем углу байдарки или каяка.

Каркасом станковых рюкзаков служит алюминиевая или титановая статина, придающая изделию форму и распределяющая нагрузку. К основе прикреплены лямки, собственно сумка и полосы материи, фиксирующие рюкзак в области поясницы. Объем таких ранцев от 50 до 100 литров, они более удобны в переноске, чем колобки из-за воздушной прослойки между рюкзаком и спиной.

Полустанковые рюкзаки оснащены металлическими или пластиковыми полосами в области спинки изделия. Благодаря этому нововведению турист может длительное время идти с прямой спиной за счет равномерного распределения груза. Благодаря синтетическим тканям, из которых шьется изделие, полустанковые ранцы чрезвычайно легкие и стильные. Кроме того, такие рюкзаки очень вместительны: их объем достигает 140 литров. Подвесная система изделия позволяет переносить большие тяжести даже на долгие расстояния.

Следующий критерий разделения рюкзаков на разновидности - предназначение изделия. В зависимости от сферы использования, ранцы бывают:

· Походные;

· Спортивные;

· Рюкзаки специального назначения

· Городские ранцы.

Походные рюкзаки - это каркасные изделия вместительностью от 50 литров. Такие ранцы оснащены широкими лямками, поясом анатомической формы и системой ремней, утяжек, строп, крепежей и петель для дополнительного багажа. Походные рюкзаки многофункциональны и универсальны. Основными типами походных рюкзаков являются трекинговые и экспедиционные.

Трекинговые наплечные сумки используются при недлительных походах. Как правило, рюкзаки для трекинга малолитражные, вместительностью не более 50 литров. Изготовленные из облегченных материалов, ранцы оснощены облегченной спинной конструкцией. Главная функция таких изделий - максимально облегчить общий вес багажа, необходимого в походе.

Рюкзаки для экспедиций отличаются вместительностью более 50 литров. Оснащены дополнительными отсеками и отделами, они чрезвычайно удобны в многодневном походе. Кроме того, экспедиционные рюкзаки износостойки и выдерживают большие нагрузки на протяжении длительного времени.

Спортивные рюкзаки предназначены для переноски спортивных грузов и личных вещей во время соревнований и тренировок. Они также подразделяются на отдельные типы.

Рюкзаки для соревнований предназначены для переноски снаряжения в ходе состязаний. Такие рюкзаки изготовляются с целью снижения веса ранца. Часто материалом для них служит прочная сетка. При этом, рюкзаки имеют множество отделов (для фляжки или термоса). Благодаря специальному устройству в виде внешней эластичной трубки спортсмен получает возможность подкрепиться на ходу.

Рюкзаки для экстремальных видов спорта по своей конструкции похожи на изделия для соревнований. Главное отличие таких ранцев состоит в наличии креплений для переноски лыж или сноуборда. Некоторые более универсальные модели оснащены поясником и и лямками, надежно фиксирующими рюкзак на спине при резких движениях.

Рюкзаки для сплава существуют пока только в условиях рынка СНГ и изготовляются самими производителями плавсредств. Это простая упаковка-рюкзак, вмещающая в себя разборные суда - катамараны, лодки, кияки. Объем такого изделия превышает 140 литров. Некоторые модели могут содержать небольшой отсек для фояжки или термоса.

Велосипедные ранцы делятся на два вида - наплечники для малых грузов и велоштаны, которые перевозятся на багажнике велосипеда и набиваются грузом под завязку. Главная особенность велосипедных рюкзаков - высокая вентиляция спины. Специальный карман вмещает непромокаемую накидку, которая охраняет изделие от грязи и дождя. Часто дополнительным оснащением в рюкзаках для велоспорта является сетчатый карман или крепление для шлема. Светоотражающая лента на велоранце обеспечивает безопасность езды в темное время суток. Главными особенностями велорюкзаков является их прочность и непромокаемость.

Рюкзаки для водных видов спорта непромокаемы и прочны. Часто они оснащены специальным отсеком для мокрых вещей и множеством карманов для водных аксессуаров - очков, беруши, маски и т.д.

Рюкзаки для других видов деятельности принято считать рюкзаками специального назначения . К ним относятся школьные ранцы, военные тактичные наплечники, баулы для автостопа. Особенности таких изделий зависят от их предназначения. Главной общей спецификой рюкзаков является легкий вес и сравнительно небольшая вместительность - от 30 до 80 литров. Множество отделов и карманов повышает функциональность рюкзаков специального назначения. В таких наплечниках удобно носить все необходимые вещи даже самых мелких размеров.

Городские рюкзаки пожалуй самые демократичные и функциональные. Иногда они заменяют классические дамские сумочки. Именно они наводнили повседневную жизнь современного жителя как мегаполиса так и окраин. Ранцы органично вписываются в outdoor стиль. Многие модницы с удовольствием носят рюкзачки, оснащенные всевозможными украшениями и кармашками. Не гнушается ранцами и продвинутая молодежь. Легкие, модные аксессуары выгодно подчеркивают стиль хозяина и дополняют продуманный образ.

Правила грамотного выбора рюкзака

Прежде чем приобрести нужный аксессуар, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

1.Материал, из которого изготовлен рюкзак. Какого бы предназначения не был ранец, желательно, чтоб он был произведен из качественного материала, обладающего водоотталкивающими особенностями. При этом, изделие не должно быть тяжелым. Большое значение имеет наличие плотной ткани на днище рюкзака.

2.Качественный рюкзак прошит двойным швом капроновой нитью.

3.Форма рюкзака должна быть удобна для ношения. Комфортными являются ранцы с овальным или прямоугольным дном.

4.Размер ранца напрямую зависит от его предназначения. Но часто габариты подбираются под фигуру хозяина. Одновременно, нужно помнить о количестве тех вещей, которые планируются разместить в наплечнике.

5.Вес качественного изделия не больше двух килограмм. Вес рюкзака напрямую зависит от его литража. В таблице подаются примерные расчеты объема ранцев.

6.Подгонка спины чрезвычайно важна при выборе рюкзака. Спина ранца не только правильно распределяет вес багажа, но и защищает спину человека от искривлений и усталости. Вследствие этого, рекомендуется выбирать рюкзаки с жесткой спинной основой.

7.Средства и фирма изготовитель являются не последним фактором при выборе качественного изделия. Конечно, в материальном плане выгоднее приобрести рюкзак по бюджетной цене. Однако, если ранец планируют эксплуатировать не один сезон в разных условиях, лучше один раз не поскупится и купить рюкзак от известной фирмы производителя. Такой аксессуар будет служить верой и правдой на протяжении многих лет.

Рюкзак – это сумка для транспортировки предметов разного назначения. Особенность его в том, что он имеет две лямки, надеваемых на плечи. Некоторые имеют дополнительные крепления, карабины и прочие устройства для подвески того, что в саму сумку не влезает.

Виды

Все рюкзаки можно классифицировать по типу и по назначению.

По типу сумки делятся на:
  • Мягкие. Это наиболее распространенный вид. Такие сумки не имеют каркаса. Объем их невелик, да и для переноски тяжестей они не предназначены.
  • Каркасные. В таких сумках есть жесткий каркас, который поддерживает их форму даже в пустом состоянии. Но основная функция каркаса в равномерном распределении нагрузки. Каркасный рюкзак имеет особое строение лямок и набедренного пояса. Предназначен для переноски вещей большого объем и массы.

  • Станковые. Это отдельный вид каркасных рюкзаков. В роли каркаса выступает металлическая рама. Предназначены для переноски тяжелых грузов на дальние расстояния. Пользуются ими в основном профессионалы.

По назначению рюкзаки делятся на:
  • Походные. Это достаточно большие сумки, как правило, каркасные. Часто они снабжены дополнительными ремнями для снаряжения, не помещающегося внутрь. Такие рюкзаки приобретают любители активного отдыха на природе, так как они многофункциональны и удобны.

  • Трекинговые. Подвид походных рюкзаков, максимальной вместимостью 50 литров. Используются во время непродолжительных туристических вылазок. Производятся из легких материалов, чтобы не увеличивать вес и так не легкого снаряжения. При приобретении необходимо обращать внимание на нагрузку, которую способен выдержать рюкзак, и не превышать ее. В противном случае как минимум вы почувствуете дискомфорт, а как максимум – сумка просто порвется.

  • Экспедиционные. Также отдельный подвид походных рюкзаков, предназначенный для дальних экспедиций. Объем может превышать 100 литров. Снабжаются анатомическим поясом, лямками и другими деталями, призванными облегчить труд туриста.

  • Городские. Используются в качестве повседневных сумок. Применяются для транспортировки небольшого количества предметов. Объем не превышает 30 литров, соответственно, переносимая нагрузка также небольшая.

  • Спортивные. Это мини-копии туристических рюкзаков. Оборудованы всеми необходимыми карманами для переноски экипировки и снаряжения. Выбираются в зависимости от количества снаряжения и вида спорта. Литраж обычно не превышает 30 литров.

  • Горнолыжные. Сумки, изготовленные по специальной технологии. Разработаны для переноски вещей, которые могут потребоваться в экстремальных условиях. Это каркасные рюкзаки, нацеленные на переноску больших грузов. Внешне дополнительно имеют карабины и стропы для фиксации снаряжения, которое может понадобиться в любой момент.

  • Велосипедные. Небольшие сумки объемом до 15 литров. Обычно велосипедистам в дороге требуется только питьевая вода, запчасти и инструменты для ремонта транспорта, небольшой запас еды и гаджеты. Вот такой набор велорюкзак вполне способен вместить. Имеют особую конструкцию спины, которая обеспечивает вентиляцию во время движения.

Достоинства и недостатки

Любая вещь имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы
  • Рюкзак можно носить за спиной на двух лямках. Это освобождает от необходимости постоянно поправлять лямку на одном плече, а потому обе руки остаются свободными.
  • Рюкзаки могут использовать и в качестве тяжелого снаряжения, и выступать в роли дамкой сумочки.
  • Равномерное давление на плечи снимает большую часть нагрузки с опорно-двигательного аппарата. Ручная кладь или наплечная спортивная сумка давят только на одно плечо, заставляя позвоночный столб изгибаться.
  • Рюкзаки, несмотря на кажущийся маленьким объем, отличаются большой вместимостью. Даже самый маленький, благодаря удобному расположению карманов и отделений, способен вместить в себя множество предметов.
  • Сумку можно подобрать по росту и назначению. При необходимости лямки регулируются под индивидуальные особенности владельца.
  • Современная конструкция обеспечивает облегчение веса. Даже большая масса за спиной ощущается значительно легче, чем в руках или на одном плече.
  • Многие модели имеют мягкий корпус, который способен слегка растягиваться. К тому же они имеют дополнительные карманы, куда можно положить мелкие вещи. Таким образом переносимый объем клади увеличивается.
  • Масса рюкзаков намного меньше, чем у обычных сумок и чемоданов, при одинаковой вместимости.
  • Туристические сумки и чемоданы, даже небольшие, во время путешествий нужно сдавать в багаж. Рюкзаки в багаж сдавать не нужно, так как они считаются ручной кладью, если не превышают 8 кг.
Минусы
  • В рюкзаке сложно правильно организовать множество отделений. Обычно внутренний объем делится только на две части, а снаружи располагаются разного объема карманы.
  • Чтобы добыть необходимую вещь, иногда нужно перебрать все содержимое заплечной сумки. Некоторые рюкзаки имеют нижнее отделение, но все равно добраться до нужного предмета сложно, если кладь организована неправильно.
  • Рюкзаки нельзя использовать людям, страдающим заболеваниями спины.
  • Зимой не слишком удобно надевать на толстую верхнюю одежду, да и передвигаться весьма некомфортно, а летом от рюкзака, даже вентилируемого, потеет спина.
  • Существует опасность быть ограбленным, так как рюкзаки всегда находятся за спиной хозяина, что дает возможность ворам и мошенникам легко в него проникнуть. Поэтому в общественном транспорте их приходится снимать и нести в руках или ставить рядом. Правда, вопрос безопасности решается просто – ценные вещи нужно хранить в карманах или небольшой сумке на поясе.

Конструкция

Конструктивно рюкзак делится на две части – корпус и подвесную систему.

Корпус

Мешок, куда и складываются вещи. Он может иметь несколько отделений и карманов. Может различаться по форме и цвету. Важной деталью в корпусе является спина. Она может быть армирована или снабжена вентиляцией. Для каждого вида рюкзака имеется свое строение спины, о чем было написано выше.

Необходимым элементом любого рюкзака являются карманы. Конструктивно они могут быть расположены сзади или с боков, а также в несколько рядов. Расположение их зависит от вкуса и необходимости владельца. Карманы не только придают дополнительный объем сумке, но и позволяют быстро достать часто используемую вещь.

Современные рюкзаки, в зависимости от назначения, могут иметь различные петли, карабины, стяжки и другие элементы, которые дают возможно транспортировать предметы, не поместившиеся в рюкзак.

Некоторые модели имеют боковые или передние стяжки – ремни, которые служат для уменьшения объема мешка.

Дополнительно к корпусу могут быть пришиты тубус (отделение из более легкой ткани) и клапан (для защиты верха рюкзака от осадков).

Подвесная система

Это вторая важная часть рюкзака. Правильно отрегулированная, она снимает нагрузку со спины, делая транспортировку вещей более комфортной. Составляющими системы являются заплечные лямки и грузовой пояс. Последний предусмотрен только в каркасных объемных рюкзаках. Лямки либо жестко пришиваются к корпусу, либо имеют крепления, позволяющие регулировать их длину. В последнее время чаще встречается последний вариант, как более удобный.

Грузовой пояс – необходимая деталь в любом туристическом или тяжелом спортивном снаряжении. Он снимает часть нагрузки со спины, передавая ее на бедра. Пояс необходимо тщательно подбирать, чтобы он не сползал и не давил. Различают два типа застежек – самосброс и фастекс. Первый лучше брать при отравлении в экспедицию или опасный поход, так как он позволяет быстро расстегнуть пояс и сбросить рюкзак (в некоторых случаях это может спасти жизнь). Второй – трезубец – знаком всем, застегивается он легко, а вот для расстегивания нужно приложить определенные усилия. Если вы не экстремал, то можно брать пояс с такой застежкой.

К подвесной системе относятся грузовые ручки и петли. Путать их нельзя. Первые предназначены для переноски сумки с места на место, если нет необходимости ее надевать на спину. А вторые используются в качестве петель, например, для подъема рюкзака на стропах.

Как выбрать рюкзак

В первую очередь выбирается в зависимости от его предназначения. Городскую сумку можно выбирать по своему вкусу и желанию, здесь качество особой роли не играет, так как транспортировать тяжести в нем никто не будет.

А вот туристические и горнолыжные рюкзаки требует особого подхода к выбору. Здесь важно правильно рассчитать объем мешка для переносимого снаряжения, обратить внимание на качество швов, ткани, лямок и многие другие нюансы, о которых было сказано выше.

Перед покупкой рюкзак нужно обязательно примерить. Даже если он имеет регулируемые лямки, они могут быть пришиты на разной ширине, которая подбирается индивидуально.

От того, насколько надежный и качественный рюкзак вы выберете, зависят и успех вашей экспедиции, удовольствие от прогулки и многое другое. Ведь лучше наслаждаться приятными моментами, чем бороться с застежками собственной сумки.