Ручные швы, стежки. Виды машинных швов

Я еще помню то время, когда мне на утренник нужно было платье снежинки, а в магазине его купить составляло проблему. Вот и приходилось моей маме брать и шить это платье своими руками. У нас дома была швейная машинка , но она была не суперкрутой и часто ломалась, а чинить ее было сложно…

И некоторые вещи, в том числе и это платье снежинки, мама пошила мне при помощи одних ручных швов. Наряд был отменным и если бы не то, что платье было тематическим и надеть мне его пришлось всего раз, оно по своему качеству пошива могло бы прослужить очень долгое время. Не чета сегодняшним китайским вещам, сшитым гнилыми нитками и кое-как на скорую руку на швейной машинке.

Раньше вещи ручной работы не ценились так, как сейчас. Будучи месяц назад в Италии, видела отменные женские и мужские костюмы просто невероятного качества. Цена у них тоже была на очень высоком уровне. Когда спросила, что в них такого особенного, модельер сказал, что они пошиты без применения швейной машинки. Полностью ручные швы!

Ручные швы

Конечно, быстрее строчить на машинке. Но не всегда это удобно. А тому, кто хочет научиться шить, просто необходимо освоить основные ручные стежки и швы . Вот я, например, открыла для себя более пяти мне незнакомых.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 12 видов ручного шва, которые, непременно помогут тебе в быту.

  1. Вот пример французского шва. Такой шов применяют при обработке припусков швов на изделиях из тонких и прозрачных тканей.

  2. А это вид с изнанки пальто, которое пошито полностью вручную. Принадлежит данное изделие рукам шведки. Очень терпеливой, на мой взгляд.

    Она вообще решила шить себе гардероб вручную. И утверждает, что швы не тянутся и распарываются, конечно.

  3. Небольшой наглядный мастер-класс по созданию ручных швов. Как тебе такая работка?

  4. Больше всего меня покорил именно этот вид шва. Он называется «елизаветинский». Более двух столетий назад именно таким швом и шились многие вещи.

    После пошива этот верхний шов растягивали, чтобы он был плоским. А стежки делали частыми: не более 2 мм друг от друга.

    В давние времена, чтобы шов был гладким и крепким, нитки натирали воском. Я думаю, это просто отменная идея и для наших дней, если необходим крепкий шов.

  5. А вот еще один хороший мастер-класс, тебе в копилочку.

  6. Такие шовчики пригодятся тебе для подгибки и обметки края будущего изделия.

  7. А вот еще один хороший пример соединительных швов.

  8. Если тебе нужно стачать плечевые или боковые срезы, вот тебе удобная схема швов для стачивания .

    Для тех, кто не знал или подзабыл, напомню, что стачивание - это ниточное соединение двух или нескольких приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.

  9. Еще один пример стачивания.

  10. Видов ручных швов очень много. Особенно пригодятся они тем, у кого еще нет швейной машинки. Или высококлассным портным, которые всё шьют вручную.

  11. Хороший пример ручной подгибки.

  12. Швы вподгибку применяют очень часто. Потому что ими можно обработать и низ изделия, и низ рукавов, и внутренние края подбортов, обтачек, пройм, а также обработать края отделочных деталей на изделиях, отшитых из легких тканей. Например, воланы, рюши, оборки.

Машинные швы.

Соединительные.

К швам, выполняемым на швейной машине, предъявляются следующие требования:

Машинные строчки должны быть ровными;
- ширина шва должна быть ровной (одинаковой);
- стежки должны быть равномерными по частоте;
- плотность затягивания стежков должна быть одинаковой, переплетение нитей должно быть между слоями материала;
- строчки должны быть цельными, без разрывов;
- по линии шва не должно быть волнистости материала;
- шов должен быть прочным (в этом случае не последнюю роль играют применяемые вами нитки);
- припуски на шов располагайте справа от иглы, а основные детали располагайте слева.

Соединительные машинные швы

Швы, которыми соединяют детали изделия из всех видов тканей, называются соединительными . Шов выполняется прямой двухниточной строчкой. Детали изделия лежат по обе стороны от шва.

К соединительным швам относятся: стачной, накладной, настрочной, встык, запошивочный, двойной швы.

Соединительными швами стачивают плечевые, боковые срезы, срезы рукавов, в брюках соединяют боковые, шаговые срезы, средние срезы и т.п.

Стачной шов

Детали складываем лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и сметываем или скалываем булавками поперек меловой линии;
- Стачиваем срезы прямой строчкой. Обязательно выполняем закрепки в начале и в конце строчки. Ширина припуска ткани на шов от 0,5 до 1,5-2 см;
- Срезы обметываем. Если шов будет взаутюжку, то обметываем оба среза одновременно. Если шов вразутюжку, то обметываем каждый срез отдельно;
- Нитку сметывания удаляем и выполняем влажно-тепловую обработку стачного шва взаутюжку (рис. 3) или вразутюжку (рис. 2) или шов оставляем на «ребро» (рис. 0).

Накладной шов

Накладные швы могут выполняться с открытым срезом или с закрытым срезом.

Накладной шов с открытым срезом (рис. 4.) выполняется наложением срезов с заходом друг на друга на 1,5-2 см. Строчку прокладываем параллель-но срезам деталей.

Еще одна разновидность накладного шва с открытым срезом (рис. 5.) выполняется так:

Деталь с подогнутым и заутюженным краем накладывают, совмещая срезы, на лицевую сторону другой детали и приметывают;
- Машинную строчку прокладывают параллельно подогнутому срезу детали. Припуски швов при этом остаются открытыми. Таким способом можно соединить кокетку с нижней частью спинки.

Накладной шов с закрытым срезом (рис. 6) выполняется следующим образом:

Срез одной из деталей отгибаем в сторону изнанки на 1-1,5 см и заутюживаем;
- Накладываем заутюженный край детали на другую деталь и приметываем;
- Машинную строчку прокладываем, отступая от заутюженного края на 0, 1-1 см, то есть в зависимости от модели. Срез припуска на шов детали (а) при этом закрыт обеими деталями.

Настрочной шов

Настрочные швы могут выполняться с открытыми и с одним закрытым срезом .

Настрочной шов с открытыми срезами (рис. 7) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку (1) по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне детали вторую строчку (2), параллельно подогнутому краю. Срезы припусков на швы обеих деталей остаются открытыми.

Настрочной шов с одним закрытым срезом (рис.8) выполняется так:

Складываем детали лицевой стороной внутрь и прокладываем стачивающую строчку по изнаночной стороне деталей;
- Перегибаем деталь (а) и прокладываем по лицевой стороне вторую строчку, параллельно подогнутому краю детали. Срез припуска на шов детали (а) закрыт второй строчкой.

Шов встык

Шов встык с закрытыми срезами с одной стороны полоской ткани (рис. 9) или тесьмой выполняется так:

На нижнюю деталь или тесьму (а) накладывают две детали (б и в) совмещая встык срезы обеих деталей. Линию стыковки располагают посередине нижней детали или тесьмы (а);
- Детали (б и в) настрачивают на нижнюю деталь или тесьму одной зигзагообразной строчкой (1). Можно настрочить двумя параллельными строчками (1 и 2) (рис. 10 а).
- Для того, чтобы соединение было прочным можно применить две полоски ткани или тесьмы, располагая их под линией стыковки и над линией стыковки. В этом случае обрабатываемые срезы будут закрыты с двух сторон (рис 10 б).

Швом встык могут изготавливаться шлевки (рис 10 в). Удобнее выкроить из ткани длинную полоску для изготовления шлевок, изготовить одну длинную заготовку шлевок, а затем нарезать нужное количество шлевок нужной длины.

Срезы детали шлевки обметываем на оверлоке или зигзагообразной строчкой;
- Срезы детали шлевки отгибаем на изнаночную сторону и прокладываем две параллельные машинные строчки;
- Приутюживаем шлевки.

В изделиях из хлопчатобумажных тканей шлевки могут быть изготовлены другим способом (рис. 10 г).

Один продольный срез шлевки обметываем на оверлоке;
- Обметанным срезом шлевки перекрываем не обметанный срез и прокладываем две машинные строчки. При этом расстояние от подогнутых краев до строчек – 0,3 см;
- Приутюживаем шлевки.

Запошивочный шов

Запошивочный шов (рис. 12) применяется в основном для изготовления постельного белья.

Две детали складываем лицевыми сторонами внутрь, выпускаем срез нижней детали (б) на величину ширины шва в готовом виде 0,6-0,7 см и добавляем еще 0,2 см. Огибаем нижней деталью (б) срез верхней детали (а) и прокладываем стачивающую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от среза;
- Раскладываем детали в разные стороны, шов отгибаем в сторону, закрываем меньший срез, прокладываем вторую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от подогнутого края.

При раскрое деталей учтите, что припуск на шов верхней детали равен ширине шва в готовом виде (0,6-0,7 см). Со стороны нижней детали – удваиваем ширину шва в готовом виде (1,2-1,4 см) и добавляем 0,2 – 0,3 см.

Краевые и отделочные.

Краевые швы

Краевые швы применяются для обработки краев различных деталей. Детали в этом случае лежат по одну сторону от шва (краевыми швами обрабатывают низ рукавов, низ любого изделия, воланы, жабо, кокилье, оборки и др.).

Шов вподгибку с открытым срезом (рис. 13) выполняется так:

Срез детали предварительно обметываем, подгибаем на изнанку на 0,5 –0,7 см и заметываем;
- Машинную строчку прокладываем на определенном расстоянии от края в зависимости от модели;
- Если по модели не должна быть видна с лицевой стороны машинная (подшивочная) строчка, то припуск шва подшиваем ручными потайными стежками;
- Шов приутюживаем.

Шов в подгибку с закрытым срезом выполняется так (рис. 14):

Обрабатываемый срез детали подгибается на изнанку на 0,7 – 1,0 см, за-метываем;
- Приутюживаем подогнутый край, не захватывая заметочную строчку;
- Затем накладываем подогнутый край на деталь, на величину припуска, предусмотренного моделью, и прокладываем машинную строчку или подши-ваем вручную потайными стежками;
- Нитки заметывания удаляем;
- Приутюживаем.

Обтачной шов в кант

Обтачным швом в кант (рис. 15) обрабатывают манжеты, воротники, клапаны, хлястики, края борта. Кант образуем из детали, расположенной на лицевой стороне изделия, чтобы не была видна другая деталь и шов.

Выполняем шов следующим образом:

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь, уравниваем срезы и обтачиваем (строчка 1). Ширина шва 0,5 – 0,7 см для легкой одежды, 0,3-0, 4 см - для верхней одежды;
- Аккуратно подрезаем припуск шва в уголках, на криволинейных участках припуск шва надсекаем или высекаем, не доходя до строчки обтачивания на 0,1-0,3 мм;
- Вывертываем деталь изделия на лицевую сторону, аккуратно выправляем уголки;
- Выправляем кант. Величина канта 0,1-0,2 мм. Кант выметываем;
- Приутюживаем деталь осторожно с незначительным увлажнением;
- Удаляем нитки выметывания;
- Еще раз приутюживаем деталь;
- Можно проложить расстрачивающую строчку (2), отогнув припуск шва в сторону той, детали, которая будет не видна с лицевой стороны изделия;
- Если предусмотрена отделочная строчка, то прокладываем ее по лицевой стороне детали. В этом случае расстрачивающую строчку прокладывать не надо. Отделочную строчку можно проложить на расстоянии 0,1-2 см от края в зависимости от модели.

Обтачной шов в рамку простой

Применяется шов (рис. 16) для обработки обтачных петель и прорезных карманов. Ширина рамки 0,3- 0,5 см. Выполняется шов одной строчкой.

Деталь, из которой будет изготовлена рамка, сгибаем пополам, изнаночной стороной внутрь и приутюживаем;
- Намечаем мелом или мылом по лицевой стороне линию притачивания рамки, так же намечаем поперечные линии, от начала и до конца которых будет про-кладываться машинная строчка;
- Накладываем обтачку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, приметываем и притачиваем швом шириной 0,5-0, 7 см от края. Начало и конец строчки закрепляем;
- Приутюживаем шов притачивания. Затем перегибаем деталь около строчки и еще раз приутюживаем.

Окантовочный шов

Применяется шов окантовочный шов с закрытыми срезами (рис. 17) для обработки краев деталей в легкой женской и детской одежде (воланов, оборок, низа изделий).

Готовую косую бейку для окантовывания срезов можно приобрести в магазине.

Готовую косую бейку сгибаем вдоль и приутюживаем;
- Край обрабатываемой детали вкладываем между сторонами бейки и приметываем;
- Настрачиваем бейку машинной строчкой на расстоянии 0,1-0,2 см от края.

Можно изготовить косую бейку самостоятельно.

Для этого нужно выкроить полоску ткани шириной 3-4 см, под углом 45 градусов к нитям основы;
- Выкроенную полоску ткани складываем изнанкой внутрь и приутюживаем;
- Приутюженную полоску накладываем на лицевую сторону детали, к которой полоска будет притачиваться, срезы уравниваем. Притачиваем бейку (рис. 18 а) на расстоянии 0,3-0, 5 см;
- Огибаем срезы шва и прокладываем другую строчку по лицевой стороне (рис. 18 б) на расстоянии 0,1 см от края;
- Окантовку приутюживаем.

Отделочные швы

Отделочные швы применяются для отделки различных изделий. К отделочным швам относятся складки, рельефные швы, швы с кантом.

Рельефные швы

К рельефным швам относятся застрочной, вытачной, выстрачной со шнуром, настрочные рельефные швы.

Застрочные швы (рис. 19) выполняются по лицевой или изнаночной стороне детали. В основном данным видом шва застрачиваются складки на изделиях. Расстояние от линии перегиба до строчки 0,1-0,2 см.

Выстрачной шов со шнуром (рис. 20) применяется для отделки легкой женской одежды и пальто. Для изготовления шва нужна специальная лапка с пазом в подошве.

С изнанки детали подкладывают полоску из основной ткани и прокладывают первую машинную строчку с лицевой стороны по намеченной предваритель-но линии;
- Вкладывают между слоями ткани шнур и прокладывают вторую строчку.

Настрочной сложный шов (рис. 24 в) выполняем так:

На лицевой стороне детали намечаем линию шва;
- С изнанки детали подкладываем полоску ткани. Середина полоски должна совпадать с намеченной линией. С лицевой стороны по намеченной линии притачиваем полоску ткани (рис. 24 а);
- Деталь перегибаем по шву притачивания полоски лицевой стороной внутрь, отгибаем в одну сторону, а притачанную полоску в другую сторону;
- С лицевой стороны детали намечаем линию настрачивания;
- Прокладываем вторую строчку на расстоянии 1-2 мм от сгиба. Строчку в конце сводим на нет. При этом с лицевой стороны образуется рельеф (рис. 24 б);
- Чтобы закрепить полоску ткани, отгибаем ее в одну из сторон детали и прокладываем по лицевой стороне основной детали строчку по модели (рис. 24 в).

Простые складки

Простые складки могут быть отделочными , которые в свою очередь могут быть односторонними или двусторонними.

Ткань в простых складках перегибается по прямой линии или с неболь-шим изгибом. Простые отделочные складки выполняют из одной детали.

В простой отделочной односторонней складке сгибы ткани направле-ны в одну сторону на лицевой стороне и в другую сторону на изнаночной стороне детали (рис. 25 б). Припуск ткани при раскрое равен удвоенной глу-бине складки. (Если в готовом виде складка 3 см, то припуск равен 6 см).

По изнаночной стороне детали намечаем тремя линиями складку:
Боковая линия - это линия наружного сгиба складки;
Средняя линия – это линия внутреннего сгиба;

- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину застрачивания складки. Закрепляем конец строчки (рис. 25 а);

- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку;
- Удаляем нитку сметывания на нестачанном участке складки.

Могут быть встречными , при этом сгибы ткани направлены навстречу друг другу (рис. 26).

Припуск на глубину каждой встречной складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 4 см, то припуск равен 16 см.

Встречные складки размечаем с изнаночной стороны тремя линиями:
средней линией,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии лицевой стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии. Закрепляем конец строчки;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем лицевой стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;

Простые отделочные двусторонние складки могут быть бантовыми (рис. 27), когда сгибы ткани с лицевой стороны направлены в противополож-ные стороны. Бантовая складка представляет собой изнаночную сторону встречной складки. Припуск на глубину каждой бантовой складки равен глубине одного сгиба складки умноженный на 4. Например, глубина одной складки равна 5 см, то припуск равен 20 см.

Бантовые складки размечаем по лицевой стороне тремя линиями:
средней линией,
боковой линией – линией внешних сгибов,
третья линия – линия, ограничивающая конец складки.
- Деталь сгибаем по средней линии изнаночной стороной внутрь и сметываем по боковой линии;
- Прокладываем стачивающую строчку до третьей линии, ограничивающей длину стачивания складки. Закрепляем конец строчки;
- На участке стачивания удаляем нитки сметывания;
- На стачанном участке нитку сметывания удаляем;
- Деталь размещаем изнаночной стороной вниз, припуск складки раскладываем по обе стороны от строчки стачивания. Средняя линия должна располагаться обязательно по шву стачивания;
- По верхнему срезу закрепляем поперек разложенную складку машинной строчкой;
- Приутюживаем складки;
- По лицевой стороне можно проложить отделочную строчку, в том числе и закрепляющую складки по ширине.

Накладной шов с кантом (рис. 29 б) выполняется так:

Выкраиваем полоску ткани для изготовления канта;
- Складываем пополам изнанкой внутрь и приутюживаем;
- На лицевую сторону нижней детали накладываем сложенную пополам полоску и притачиваем на расстоянии от сгиба, равном ширине канта плюс ширина настрачивания (рис. 29 а);
- На верхней детали заутюживаем на изнаночную сторону припуск на подгиб;
- Накладываем лицевой стороной вверх верхнюю деталь, перекрывая заутюженным краем, припуск на обработку канта, и настрачиваем. Расстоя-ние от заутюженного края до строчки устанавливаем от 0,1 см по желанию (рис. 29 б);
- Приутюживаем шов с изнаночной стороны.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Шитье - прекрасное и полезное хобби, но и оно не обходится без преодоления некоторых трудностей. Которые на самом деле таковыми не являются и могут быть вполне решаемы даже при минимальных портновских навыках. И сегодня мы поднимем вопрос, который ставит в тупик большинство новичков в швейном деле.

О чем речь?

Каждую начинающую мастерицу волнует один существенный момент. Занимаясь пошивом почти любого изделия, приходится сталкиваться с такой важной операцией, как обработка швов. Выполняют ее по-разному, но чаще всего благодаря устройству под названием оверлок.

Аккуратно выполненная на оверлоке строчка, вне сомнения, радует глаз. Изделие при этом выглядит прямо-таки "фирменным". Да и в целом данное техническое приспособление способно облегчить жизнь любой мастерицы.

К сожалению, этот дорогостоящий прибор имеется далеко не у каждой из нас. А между тем любая швея выполнить всю работу от начала и до конца хочет красиво и аккуратно.

Что же делать?

Пусть отсутствие оверлока вас не смущает. Можно выполнить обметочный Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, времени затратить придется значительно больше, но результат внешне может выглядеть очень даже прилично.

Что такое обметочный шов? Его мы используем для завершающей обработки тканей в процессе шитья. Одновременно им можно скреплять отдельные полотнища. Благодаря таковому можно получить очень аккуратный тканевый срез. А способов, как выполнить обметочный шов вручную, существует несколько. И в нашей статье мы постараемся коснуться некоторых тонкостей данной работы.

Как именно выглядит в изделии сделанный обметочный шов вручную, фото, приведенное ниже, демонстрирует достаточно наглядно.

Давайте приступим

Итак, оверлока у нас с вами нет. Перед тем как делать обметочный шов вручную, прикинем наши ресурсы. Возьмём самые качественные иглы, желательно известного производителя. Лучше всего, если это будет иголка со специальным покрытием в районе отверстия, именуемого в таком случае "золотым ушком". Благодаря ему нитка будет легко вдеваться и плавно скользить сквозь ткань.

Нумерация иголок, используемых при ручном шитье, имеет градацию от 1-го до 12-го номера. Что означают эти цифры? Это десятикратно увеличенный наибольший диаметр ее в миллиметрах.

Никогда не берите для работы иголку, если она затупилась, погнулась или заржавела. И не забудьте о соответствии толщины ее и нитки. Ведь чем больше диаметр иглы, тем серьезнее потребуется прилагаемое для проталкивания сквозь ткань усилие. Соответственно, и нить обязана быть достаточно толстой.

Что еще надо знать

Кроме того, не следует брать иголку для вышивания, у которой тупой, то есть специально закругленный кончик. Сделать обметочный шов вручную с ее помощью не удастся. Ее назначение - лишь выводить по канве узоры крестиком.

Нелишним станет использование наперстка. Он защитит ваши пальцы и ногти от случайного повреждения. Да и процесс шитья с ним пойдёт побыстрее.

Легче всего обрабатывать те материалы, которые имеют высокую плотность и не очень сильно осыпаются. Работать с ними просто даже начинающим. С тонкими и сыпучими - немного сложнее.

Обметочный шов вручную - как начинать?

Приступая к работе, вводите иглу с изнанки на лицевую сторону. Завязанный на нитке узелок останется на обратной, то есть изнаночной стороне. Затем, протянув нить, выводят иглу обратно (по направлению от себя) на изнаночную сторону. При дальнейшем протягивании нити следует оставить небольшую петельку и через неё по краю ткани пропустить иглу, не прокалывая материала.

Петлю требуется осторожно затянуть, придерживая свободной рукой. После чего процедура повторяется. Вы протягиваете иголку на себя, затем обратно, вводите в петлю и аккуратно подтягиваете. В результате получаете ряд аккуратных прочных стежков.

Какими еще могут быть ручные обметочные швы? Существует так называемый в закрутку, его применяют в качестве отделочного, оформляя оборки и срезы. При пошиве изделия в ателье его меняют на

Как это выглядит?

Обметочный шов вручную в данном случае выполняется следующим образом. Вначале из ткани скручивается тоненький тугой валик. Затем он аккуратно натягивается на левую руку (на указательный ее палец), при этом придерживается средним и большим пальцами той же руки.

Иголка с тонкой нитью должна быть приготовлена заранее. С ее помощью валик плотно обкручивается нитью - стежками, которые должны прилегать друг к другу как можно плотнее. Направление прокола иголкой - на себя. Толщина такого валика не должна превышать миллиметра.

Что такое петельный шов?

Срезы изделия можно обработать так называемым ручным Чтобы выполнить петлю, потребуется нитка достаточной длины, ее должно хватить на обработку целой петли или хотя бы половинки.

Порядок действий в данном случае таков:

  • Соорудив первую петлю, продеваем в неё начало нити и затягиваем. Затем нить аккуратно укладывается на боковую поверхность среза.
  • В случае, когда нитка уже заканчивается, оставьте ее конец и новой ниткой проделайте следующий стежок без затягивания петли.

  • В образовавшуюся петлю продеваются вместе конец прежней нитки и начало новой, после чего петелька затягивается. Оба кончика следует уложить на боковину среза.
  • Аналогичным образом выполняется нужное количество стежков. Кончики нитей подтягиваются и обрезаются.
  • Последний из стежков дважды повторяется на одном и том же месте, причём ткань должна быть повернута наизнанку. Игла подводится под пару-тройку последних стежков, вытягивается и перерезается ножницами.

Приобретя некоторый опыт, любая из начинающих мастериц сама сориентируется в том, какой из швов ей удобнее выполнять и что именно выходит аккуратнее. Тогда она сможет определиться с предпочтительным способом обработки тканевых срезов.

Прочие виды обметочных швов вручную

Есть и другие разновидности таких швов. Один из них, именуемый косым, выполняется совсем просто. Обрабатывая ткань, стежки сильно не затягивают, располагая по косой таким образом, чтобы в каждом погонном сантиметре среза помещалось их от 3-х до 4-х штук. При этом длина каждого из стежков должна быть примерно полсантиметра или чуть больше.

Чуть сложнее обметочный шов, именуемый крестообразным. Делается он почти как предыдущий, но, достигнув края среза, следует развернуться в обратном направлении (при этом не переворачивая ткань) и двигаться в противоположную сторону. Стежки накладываются друг на друга крест-накрест.

В результате срез нашего изделия украшает ряд аккуратных крестиков. Следует следить за тем, чтобы на протяжении всего шва соблюдалась равномерная высота стежков, шаг между ними, а также одинаковый угол наклона - стежки обязаны быть параллельными, иначе работа не будет выглядеть аккуратной.

Еще варианты

Как сделать обметочный шов вручную в более сложном варианте, с имитацией обработки на оверлоке? Работают аналогично случаю с петельным швом, но при этом через верхушку треугольника из стежков иголку следует протаскивать дважды.

Такой же прием обязательно нужно использовать при обработке углов изделия. Каждую верхушку треугольника иголка обязана "посетить" не менее двух раз!

Будем надеяться, что эта небольшая статья оказалась полезной нашим трудолюбивым читательницам, и теперь всем понятно, что небольшие трудности в швейном деле вполне преодолимы. Успехов всем в освоении данного прекрасного вида творчества!

Ручные швы очень часто приходят на помощь хорошим хозяйкам. При помощи ручных швов можно соединить две раскроенные детали, обработать край брюк или сделать декор на открытых местах одежды, сумки и других предметах.

Шов «вперед иголку» (Шов №1)

Шов поможет скрепить временно 2-ве детали ткани. Как он выполняется? Иголку с ниткой пропускаете вперед справа налево. Стежков по количеству может быть сколько угодно, все зависит от размера деталей. Сэкономить время на такой шов может следующий метод: на иглу поднять сразу несколько стежков. Длина стежка может быть разной: от 5 мм до 10мм. Многие рукодельницы чередуют длину.

Копировальные стежки (силки, шов № 2)

Такой шов исполняет роль копира. Например, швее нужно скопировать линию вытачки. Шов напоминает предыдущий временный шов, но стежок при этом не затягивается. В ручной строчке получаются стежки с провисанием. При завершении всей швейной операции ткань раздвигается и ножницами нужно разрезать получившуюся прореху по провисшим стежкам. В готовом виде силки получаются в виде маленьких обрезков нити, но они есть на тех сторонах ткани, где нужно увидеть линию сшивания.


Сметочный шов (шов №3)

Этот шов применяют, если надо временно скрепить 2-ве детали (например, рукав по боковым срезам) или перед подготовкой к примерке, тем, как проложить машинную строчку. Шов имеет и другое название. ЭТО НАМЕТКА . Выполняется он как шов «вперед иголку».

Потайные стежки (шов №4)

Шов применяется для подшивки подола платьев, брюк и других аналогичных швейных операциях. С изнаночной стороны иглой подхватить 2-3 нитки и наметанный край, иголку с ниткой подтянуть. Данная методика позволит иметь лицевую сторону изделия чистой, без каких-либо строчек. С изнаночной стороны изделия стежки видны. Подол платья должен быть подвернут на один раз с закрытым срезом.

Петельный шов (шов № 5)

Этот вид ручных швов считается декоративным. Он напоминает шов на оверлоке (только ручным способом).

Работа начинается с выполнения стежка «через край». В образовавшуюся петлю продеть иголку с ниткой и затянуть. Петельный стежок готов. Таким методом можно сделать петли на изделии (стежки должны лежать плотно друг к другу).

Шов "через край"

Такой вид ручных швов используется для обметки открытых срезов на ткани. Стежки накладываются по косой линии. Расстояние между стежками равно 0,5 см.