Ребенок в 3 месяца очень. Как помочь ребенку в три месяца правильно развиваться

В первые шесть месяцев, дети, вообще, растут и развиваются, очень быстро, существенно прибавляя в весе, особенно те, которые получают молоко по требованию. К третьему месяцу малыши не только обладают множеством умений, но и внешне заметно меняются. Родители, знающие, что должен уметь ребенок в 3 месяца, хорошо понимают желания и потребности маленького человека, и это помогает им всесторонне развивать своего сына или дочь.

Детский организм продолжает расти и перестраиваться в новых для него условиях.

Это процесс проходит во всех жизненных системах малыша:

  1. В возрасте 3 месяцев можно не бояться, что ребёнок останется полным, даже если у него наблюдается некоторое превышение нормы веса. Из-за того, что он стал больше двигаться, его жировая ткань постепенно будет сжигаться, а приятные округлости младенца со временем отойдут в прошлое. Но на данный момент это чудесный пухлый ангелочек с перевязочками на ручках и ножках.
  2. Интенсивно формируется мышечная система ребёнка – если с ним проводят физические занятия, то, в первую очередь, более крепкими становятся его шейные мышцы, благодаря чему он может довольно долго держать голову. Затем укрепится спинка и мускулатура конечностей, так что надо продолжать делать основные упражнения для их развития.
  3. Серьёзные изменения происходят в пищеварительной системе младенца. Если его объём после рождения составляет всего около 6 мл, то в три месяца – это 150 мл, а благодаря повышению его функциональности, мамино молоко и адаптированные смеси перевариваются гораздо быстрее и качественнее.
  4. В связи с этим и опорожнение кишечника малыша более регулярное и предсказуемое, нежели до этого возраста. Детские фекалии также стали более твёрдыми и однородными, за счёт совершенствования органа.
  5. Иммунитет трёхмесячных детей значительно повышается, поскольку на данный момент молоко матери содержит все необходимые для этого компоненты.

Надо сказать, что на фоне общего совершенствования организма и нервной системы, происходит закономерное угасание большинства характерных для младенчества рефлексов, и остаётся только два основных инстинктивных действия – ползание и сосание.

Активный рост трёхмесячных малышей можно наблюдать на прибавках в росте (2,5 см) и массе тела (150 г в 7 дней). В среднем, дети в рост достигают от 56 до 65 см, а весят от 4, 5 до 8 кг. Понятно, что абсолютно все детишки не в состоянии вписаться в эти ограниченные рамки – они могут развиваться быстрее и медленнее, оттого и умения их, порою, значительно отличаются.

Серьёзный сдвиг происходит в психологическом состоянии малыша. К третьему месяцу ему необходимы активно проявляемые эмоции матери – такое положение будет сохраняться до возраста шести месяцев, и оно необходимо для того, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и защищённым, одним словом, в полной безопасности.

Если первые месяцы мать, нередко находящаяся в состоянии послеродового стресса, могла автоматически ухаживать за сыном или дочерью, теперь от неё потребуется гораздо больше – по-настоящему проявлять своё чувство любви и заботы, ведь детям сейчас требуется максимум внимания. Это объясняется тем, что определённого развития достигают их органы чувств.

В целом, развитие ребенка в 3 месяца, происходит в соответствии с его генетической программой, питанием и при воздействии многих факторов, обусловленных внешней средой.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.

  1. Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.

Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.

  1. Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет. Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно.

Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.

Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: видео

Что необходимо для полноценного развития

Что должен уметь делать малыш в три месяца, зависит только от его родителей. С детьми нужно заниматься и делать это регулярно, ежедневно выделяя время в часы их бодрствования. В этом поможет грамотно составленный распорядок дня ребёнка, в котором с учётом возраста правильно распределены сон, питание, прогулки и необходимая гигиена. Исходя из того, что сон малыша теперь занимает около 17 часов и часть времени уходит на другие важные дела, можно развивать детишек во время игрового процесса, купания, делать им массаж и проводить необходимую гимнастику.

Основные пункты развития и обучения:

  • ежедневная зарядка, которая выполняется утром – это сгибание и разгибание ручек и ножек, выкладывание на ровную поверхность и на фитбол, такие упражнения тренируют мышцы и связки карапуза;
  • упражнения, помогающие малышу совершенствовать технику поворота – кроху кладут на спинку и поворачивают его левую ножку таким образом, чтобы она была перекинута через его туловище;
  • ребёнка чаще надо класть на живот и раскладывать вокруг него игрушки, чтобы он продолжал тренировать мускулатуру шеи;
  • массаж необходимо делать каждый день – ребёнок много времени проводит во сне, поэтому его тело нуждается в нормальном кровообращении, круговые поглаживания и похлопывания помогут стимулировать оптимальное кровоснабжение органов, а также улучшат обменные процессы, важные для развития организма.

Чтобы ручки ребёнка становились более ловкими, а движения их скоординированными, нужна постоянная тренировка, поэтому нужно, чтобы малыш научился удерживать игрушки самостоятельно. В этом помогут разложенные в кроватки и подвешенные над ней погремушки, резиновые фигурки животных.

Трёхмесячные дети уже различают множество звуков, и им нравится музыка. Стоит ежедневно включать им разные мелодии и инструментальные произведения. Не ставьте грустные минорные записи – любой музыкальный материал должен быть жизнерадостным, или, по крайней мере, нейтральным по настроению. Подойдут и ритмичные мелодии. Музыкой надо заниматься дозировано, поскольку маленький ребёнок может уставать от длительного прослушивания. Достаточно 10 минут утром и вечером, чтобы понемногу приобщать детей к этому виду творчества и, одновременно, совершенствовать их слуховые рецепторы.

Важно много общаться с малышом, называть по имени, делать паузы, чтобы дитя могло ответить на своём детском языке. Уже можно ребёнку показывать большие красивые картинки с изображением диких и домашних животных, деревьев, цветов, домиков, разнообразных предметов. Предлагая сыну или дочери разные по своей фактуре вещи, можно научить его различать материалы – так будет развиваться его осязательная функция. Неплохо приобрести для карапуза развивающий коврик, правда, пока он будет, в основном, лежать на нём и переворачиваться, зато вокруг него будет много новых интересных объектов, которые кроха с удовольствием рассмотрит и потрогает.

Можно заниматься развитием детей и во время купания. Для этого понадобится несколько небольших резиновых игрушек – уточек, корабликов, рыбок, которые можно ловить и хватать. Перед сном малыш нуждается в особом внимании – сказке или колыбельной, это лучшие ритуалы, придуманные человеком уже очень давно.

Время летит быстро, и детки подрастают, радуя или огорчая родителей своими достижениями и неудачами. Главное, понимать – всё, что должен уметь ребенок в 3 месяца, зависит от целенаправленных действий отца и матери. Только они способны обучить малыша и дать ему правильное направление в развитии новых способностей.

Поговорим про развитие ребенка в 3 месяца. По сравнению с первыми двумя месяцами, малыш делает очень значительный рывок в своем развитии. Вы как мама должна быть уже наготове, для того, чтобы быстро реагировать, и вводить новые развивающие элементы в общение с ребенком, новые ритмы.

Что происходит с кормлением

У вас уже сложился, скорее всего, определенный ритм кормления. Вы уже знаете, когда ребенок проснулся, он с большим удовольствием нежится на груди. А когда он бодрствует, тренирует переворотики, или вы чем-то с ним занимаетесь, ребенок уже не сосет так долго, как это делал новорожденный.

Чаще всего в 3 месяца ребенок продолжает сосать засыпая и пробуждаясь . В такие кормления, во время которых ребенок получает и молоко, и эмоциональное общение с вами — получает чувство уверенности и безопасности. Поэтому эти кормления пока должны быть.

Нужно сопровождать разговорами каждый контакт с малышом, и каждое свое действие

В этом возрасте происходит то, что малыш может чуть-чуть подождать: пока вы отойдете в специальное место для кормления, либо пока вы достанете грудь и удобно сядете для того чтобы малютку покормить. Конечно, это время ожидания пока не 10, и не 15 минут. Но 2-3 минутки видно, что малыш ждет, и он не начинает сразу истошно плакать.

Ночью появляется перерыв в кормлении от 3 до 5 часов . Если пока ночного перерыва нет, либо днем младенец долго, тяжело и тревожно засыпает, предлагаем посмотреть видео о главных причинах плохого сна грудничка:

Что происходит в развитии

С 3-месячным малюткой становится гораздо интереснее . Вспомните, как в первые 2 недели после родов, вы вкладывали в новорожденного свои эмоции, время, внимание, но отклика практически не получали.

Новорожденный был сосредоточен в себе. У него был мутный, расплывчатый взгляд, он только привыкает к окружающему миру.

А в 3 месяца с младенцем становится очень интересно. Он активно узнает близких, он узнает вас, своего папу, бабушку, если она часто бывает. Он сразу же приглашает вас активно к общению . Начинает улыбаться, начинает агукать, сучить ручками и ножками, показывая свою радость от того, что он видит прекрасное, любимое, родное лицо.

Младенец активно вам улыбается

Но детки в этом возрасте тревожно реагируют на застывшее лицо. Проводили эксперимент, когда мама обращалась к своему малютке очень эмоционально, интенсивно: «агу-агу, мой, хороший, как я тебя люблю». И он в ответ радостно трепыхался.

Когда мама вдруг замирала, смотрела на ребенка неподвижным взглядом, не улыбалась, никак эмоционально не реагировала на его приглашение к общению — в начале ребенок просто переставал улыбаться, у него появлялась некоторая задумчивость на лице, но через несколько секунд, ребенок начинал похныкивать, а потом очень расстраивался.

Для ребенка сейчас очень важно, чтобы вы активно с ним взаимодействовали и общались.

Ребенок в этом возрасте хорошо лежит на животе и приподнимает голову.

Что делать, чтобы ребенок хорошо развивался

Младенец должен уметь смеяться, хныкать и привлекать внимание окружающих

Вы уже знаете основные моменты кормления, вы соблюдаете ритм дня, и, в идеале, малыш становится простым и понятным. Вы четко знаете, каким плачем и голосом он привлекает ваше внимание . Как он похныкивает, когда он хочет сходить в туалет, либо, когда он проголодался.

В этом возрасте начинайте носить младенца на руках лягушкой на животе. Обязательно , для того, чтобы укреплялись мышцы ребенка. Делайте его ежедневно, каждый день.

Более подробно, как делать массаж смотрите видео:

Вешайте на кроватку различные подвесы, потому что кроха:

  • тянется к ним рукой;
  • ударяет по руками;
  • захватывает их;
  • ощупывает;
  • изучает.

В этом возрасте можно начинать веселую игру в «ку-ку». Когда вы закрываете свое лицо каким-то кусочком ткани, шарфиком, потом его опускаете, и с удивлением говорите своему малышу «ку-ку», «вот она мама», «где мама», «мама спряталась».

Такие эмоциональные игры обязательно должны быть в развитии и воспитании малыша.

Смотрите в этом видео развивающие занятия по зрению для малышей до 3 месяцев:

Более подробно о развитии младенца в 2 месяца .

Возраст 3 месяца иногда называют «золотым периодом». К этому времени обычно колики и высыпания, появившиеся в первые недели жизни ребенка, идут на спад или пропадают совсем, а до зубок и связанных с ними проблем еще далеко. Кроме того, в этом возрасте дети становятся более активными и общительными.

К 3 месяцам у грудничков обычно практически исчезает повышенный тонус мышц. Это приводит к тому, что сжатые в кулачки ладошки разжимаются, а движения ножек и ручек становятся более активными. При сохранении гипертонуса стоит проконсультироваться с педиатром и пройти курс специального массажа. В этом возрасте мышцы шеи становятся намного крепче и хорошо удерживают шею в вертикальном и горизонтальном положении, что облегчает прогулки с малышом.

Число дефекаций снижается до 5 раз в сутки, а для искусственников эта цифра еще меньше.

Вес грудничка в 3 месяца растет еще довольно быстро. Для девочек эта цифра может составлять от 4,2 до 7 кг, а для мальчиков – от 4,5 до 7,5 кг. Рост грудничков в 3 месяца увеличивает еще быстрее, чем вес. Девочки в таком возрасте могут вырасти до 55,5 – 64 см, а мальчики – до 57 – 66 см.

Развитие грудничка 3 месяцев, помимо физических параметров, включает и освоение новых навыков. Обычно детки этого возраста умеют:

  • хорошо поднимать голову в положении на животе, многие малыши пытаются в такой позе смотреть по сторонам;
  • улыбаться и смеяться, а также нередко груднички 3 месяцев начинают ворковать и гулить;
  • узнавать маму и протестовать при ее уходе;
  • переворачиваться из положения лежа на животе на бок;
  • тянуться к яркой игрушке ручкой и хватать ее;
  • тащить в рот ручки и схваченные игрушки.

Груднички 3 месяцев активно познают окружающий мир и учатся взаимодействовать с близкими людьми. Поэтому дети в этом возрасте любят, когда их носят на руках, разговаривают с ними. Дети уже умеют поворачивать голову по своему желанию и фокусировать зрение на двигающихся предметах. В этот период малыши проявляют интерес к музыке и музыкальным игрушкам. Многие детки знают свое имя и реагируют на него.

Если трехмесячный грудничок в хорошем настроении, он может заливисто хохотать и гулить. Звуки, которые произносит малыш, становятся все более отчетливыми, особенно если с ним много разговаривают, поют песенки, включают музыку.

Занятия с грудничком 3 месяца

Ребенок к этому возрасту становится подвижным и очень активным. Он уже может поворачиваться, играть, двигать ногами и руками. С грудничком в 3 месяца можно начинать заниматься и играть. Для него подойдут следующие занятия:

  1. Игры с яркими подвесными игрушками. В кроватке, манеже или коляске, где лежит ребенок можно повесить несколько погремушек или зверьков. Малыши обычно начинают тянуться к ним, что развивает их мускулы. Вместо этого можно использовать специальные детские коврики.
  2. Гимнастика. Лучше всего, для нее подходят утренние часы. Упражнения для грудничков 3 месяцев направлены на развитие связок и мышц и на освоение новых умений. При этом обязательно нужно учитывать вес малыша, так как при значительных отклонениях от нормальных показателей требуются специальные комплексы упражнений и особые занятия.
  3. Массаж. Ежедневный легкий массаж могут проводить родители в домашних условиях. Обычно дети любят эту процедуру.
  4. Прогулки на свежем воздухе. В 3 месяца ребенка можно не только возить в коляске, но и доставать из нее на улице и носить на руках. Малыш с большим интересом будет оглядываться по сторонам, наблюдая за машинами, животными, растениями и прочим.
  5. Упражнения на специальном мяче. Фитбол хорошо помогает справиться с кишечными коликами, которые являются обычным делом для детей первых месяцев жизни. Кроме того, занятия на нем развивают координацию и мышцы ребенка.

Занятия с грудничком 3 месяцев могут включать игры в самодельные игрушки, которые изготавливают из материалов различной жесткости и текстуры. Для развития моторики полезно давать в ручки малышам различные предметы, конечно, следя за тем, чтобы они были безопасными для ребенка. В этом возрасте малышу можно приобрести мягкие кубики, различные погремушки.

Понятно, что трехмесячные дети еще не играют с другими малышами, но они с удовольствием наблюдают за ними. Груднички этого возраста любят смотреть на свое отражение, для этого можно поместить в его манеже небольшое зеркальце (важно, чтобы оно было безопасным). В период, когда ребенок бодрствует, можно включать различные песенки или веселую ритмичную музыку. Под нее можно танцевать с малышом на руках или хлопать в его ладоши в такт музыке. Перед тем как уложить грудничка спать, можно включить спокойную размеренную музыку. Если делать это регулярно, то ребенок уловит связь музыки с действиями родителей и будет легче засыпать.

Режим дня грудничка 3 месяца

Режим дня грудничка 3 месяцев несколько меняется. Продолжительность сна становится заметно меньше. В этом возрасте малышу достаточно спать около 14-15 часов в сутки, но некоторым деткам хватает и меньшего времени. К этому возрасту обычно определяется режим дня и сна ребенка. В большинстве случаев грудничок спит без перерыва примерно 8 часов ночью, а также 2 раза днем по 1-2 часа и 1 раз – до 3 часов. Именно последний период сна наиболее подходит для прогулок. При отсутствии сильных морозов, ливней и жары гулять с малышом этого возраста нужно ежедневно не менее 5 часов.

Кроме массажа, гимнастики и регулярного купания, в 3 месяца можно добавлять еще и воздушные ванны. Как и в более раннем возрасте, каждый день обязательно проводится утренний и вечерний туалет ребенка, включающий умывание очищение ушей и носа, промывание глазок. Желательно ежедневно, перед ночным сном, купать малыша. В ванну можно добавить настой череды или отвар ромашки, это поможет справиться с возможными опрелостями, потницей и другими высыпаниями.

Гимнастика для грудничка 3 месяца

Для проведения гимнастики грудничку 3 месяцев можно использовать дополнительные предметы, такие как гимнастический мяч, рельефный коврик и другие. Любое достижение малыша должно приветствоваться похвалой.

Основными упражнениями для грудничка 3 месяцев становятся следующие:

  1. Ползание. Кроху укладывают на живот и сгибают его ножки так, чтобы коленки расходились в разные стороны. Затем стопу малыша упирают в ладонь взрослого. Ребенок отталкивается от нее и уползает вперед. Следует проводить это упражнение только там, где для него достаточно места, и смотреть, чтобы младенец не упал.
  2. Эмбрион. Грудничка кладут на спину, при этом его ручки складывают на груди крест-накрест, ноги с разведенными коленками прижимают к животику, а головку слегка наклоняют к груди.
  3. Ходьба. Ребенка крепко держат под мышками и опускают так, чтобы он доставал ногами до ровной горизонтальной поверхности, а затем немного наклоняют вперед. Малыш реагирует на это своеобразными шагами. При этом нужно следить, чтобы грудничок не опирался сильно на ножки и не становился на носочки.
  4. Сухое плаванье. Ребенка кладут на живот так, чтобы его грудная клетка находилась на руке взрослого, а ноги малыша придерживают второй рукой. После этого грудничка слегка поднимают над столом, поднимая ножки чуть выше его головы. В таком положении младенец может провести несколько секунд.
  5. Перевороты. Грудничка кладут на спину, дают ему в руку палец, придерживая другими пальцами руки кисть малыша, второй рукой нужно держать ножки малыша. Осторожно следует совершить переворот со спинки сначала на бок, а затем на живот. Можно проводить упражнение и в обратном порядке, переворачивая ребенка с живота на спину.
  6. Скольжение. Кроху укладывают на спинку. Руками берут его ножки в нижней части. Затем потихоньку выпрямляют одну ногу малыша, скользя при этом стопой по поверхности стола. После этого повторяют упражнение для другой ноги.

Помимо привычных и всем известных гимнастических упражнений, существуют и другие варианты проведения гимнастики. Один из них – динамическая гимнастика, включающая в себя различные упражнения, которые проводят в воздухе. Многих родителей, а тем более бабушек, такая гимнастика с первого взгляда пугает. Желательно, осваивать подобные упражнения в группах.

Массаж для грудничков 3 месяца

Массаж для грудничков 3 месяцев специалисты разделяют на две группы: лечебный и общеукрепляющий. Первый из них должен прописываться врачом и проводиться квалифицированным специалистом, иначе он может привести к негативным последствиям. При правильном использовании массаж поможет справиться с различными болезнями и отклонениями в развитии ребенка.

Общеукрепляющий массаж допускается проводить дома самостоятельно. Он способствует правильному развитию мышц и связок, положительно сказывается на всех органах и системах грудничка.

Проведение такого массажа хорошо совмещать с воздушными ваннами, укрепляющими иммунитет ребенка. Важно, чтобы настроение малыша было хорошим. Сначала грудничка нужно раздеть и положить на пеленальный столик или другую ровную твердую поверхность. Проводят массаж легкими поглаживающими движениями, продвигаясь снизу вверх, с ног к области паха. Особое внимание следует уделить стопам малыша, погладив и посчитав каждый пальчик. Затем переходят к массажу ручек, продвигаясь от кистей к плечам. После этого массируют грудь по направлению от центра к ручкам. Массаж живота заключается в поглаживании его по часовой стрелке, это способствует лучшему отхождению газиков и уменьшает проявление колик.

Проводить массаж грудничку можно только тогда, когда он находится в хорошем расположении духа. При этом нужно разговаривать с малышом, петь ему песенки, рассказывать стихи и прибаутки и смеяться. Такой массаж доставит удовольствие как маме, так и малышу.

Грудничок 3 месяца: прикорм

Одним из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых специалистами и родителями малышей, является ранний прикорм. При этом в этой области существует два диаметрально противоположных мнения. Одни люди считают, что ранний прикорм полезен и дает малышу необходимые элементы, а другие уверены, что младенцу в этом возрасте вполне достаточно материнского молока.

Разбираясь, кто же все-таки прав, стоит отметить, что все детки разные, и потребности у них тоже значительно различаются. Конечно, грудничку 3 месяцев прикорм еще не нужен, но встречаются и такие ситуации, когда он просто необходим. К ним относится дефицит у матери молока, недоношенность, недобор веса и прочее. Прикорм в этом возрасте может состоять из овощного сока, жидкого пюре или каши. Первое введение непривычной пищи не должно превышать четверти маленькой ложки. Затем постепенно увеличивают эту порцию, доводя до допустимой по возрастным нормам. При этом нужно внимательно следить за реакцией малыша на новый продукт, так как это может привести к нарушениям пищеварения или аллергическим реакциям.

Для правильного введения прикорма нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  1. Кормление начинают с прикорма, а затем ребенку дают грудь.
  2. Первые порции нового продукта должны быть минимальными.
  3. После введения одного продукта, следующий можно вводить не ранее, чем через неделю.
  4. При появлении любой реакции на прикорм его сразу же отменяют.
  5. В день можно давать ребенку только один вид прикорма.

Прикорм для грудничков 3 месяцев не только необязателен, а даже нежелателен. Для малышей этого возраста лучшей пищей остается материнское молоко. Поэтому при отсутствии причин для введения раннего прикорма, лучше отказаться от него до тех пор, пока ребенку не исполнится 5-6 месяцев.

Кризис 3 месяцев у грудничков

Далеко не все родители знают, что в 3 месяца у многих грудничков начинается кризис, которые также носит название «лактационный». Очень важно правильно преодолеть его, так как в противном случае малыш может отказаться от груди, прекратив естественное вскармливание. Первыми признаками кризиса 3 месяцев становятся следующие проявления:

  • ребенок отказывается от груди. Здесь могут быть вариации: малыш может совсем не брать грудь, может плохо сосать, может бросать грудь через 1-2 минуты после начала сосания и т.д.;
  • грудничок нередко голодает, закатывает голодные истерики, плачет, но упорно отказывается от груди;
  • младенец плохо спит, часто просыпаясь;
  • ребенок может немного сбросить вес.

Точный период лактационного кризиса определить невозможно. Начинается он у каждого ребенка в разное время, но в большинстве случаев кризис происходит в 2,5-4 месяца. Далеко не все малыши переживают лактационный кризис. Преодолеть этот кризис не очень сложно, но для этого нужно приложить определенные действия. Детские специалисты для этого советуют:

  1. Ни в коем случае не бросать естественное кормление, переводя малыша на смеси. Давать малышу грудь в это время нужно в любое время по его желанию. Режим питания в дальнейшем быстро восстановиться после преодоления кризиса, ведь рано или поздно голод победит, и ребенок снова начнет сосать.
  2. Все капризы и истерики грудничка нужно просто перетерпеть. Он еще слишком маленький, поэтому не поймет окриков и уговоров. Лучше вести себя спокойно, поглаживая ребенка, целуя его. Можно петь малышу спокойные протяжные песни, чтобы успокоить его.
  3. В период кризиса младенец требует больше внимания. Его нужно чаще брать на руки, играть с ним и развлекать.
  4. Можно попробовать кормить ребенка в другой непривычной для него позе. Возможно, именно это поможет ему отвлечься и вернуться к правильному питанию.

Нельзя забывать и о питании мамы. Во время кризиса нужно пересмотреть рацион, исключив из него все жирные, горькие, острые и жареные блюда. Некоторые продукты могут придавать молоку неприятный вкус и запах, от них тоже нужно отказаться.

Похожие материалы:

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

Физическое развитие.

Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.

Психоэмоциональное развитие.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.

Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.

Распорядок дня.

К третьему месяцу у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования. Ребенок должен спать 16 - 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 - 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит, как и сколько его давать ребенку.

Прогулки.

Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже "-10", педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Кормление.

Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 - 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 - 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по - другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат - то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно давать малышу капельку фруктового пюре (предпочтительнее начинать с яблочного или грушевого) и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.

Уход за трехмесячным малышом.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Мнение педиатра Коваль Анастасии "3 месяц жизни"

Три месяца жизни-это первый рубеж, достижения которого ждут все мамочки. Ребенок немного подрос, и уже способен к осознанному контакту с родителями. Он различает человеческое лицо, мимику и голос, обратившегося к нему взрослого, приветствует улыбкой и агуканьем, умеет захватывать погремушки, пытается дотянуться до висящих над ним игрушек, с удовольствием лежит на животе опираясь на предплечья, некоторые уже умеют самостоятельно переворачиваться.

Питание

В этом возрасте основным источником питания для малыша является молоко матери. Большинство детей при этом не нуждается в допаивании водой. Режим кормлений строго индивидуален и формируется у каждой пары мама-ребенок свой. Основной характеристикой нормального питания является хорошая прибавка в весе, а не время прошедшее между кормлениями. В среднем оно может составлять от 1,5 до 3,5 часов. Остатки молока сцеживать не нужно, тк его количество при естественном вскармливании подстраивается под нужды ребенка. А избыток может вызвать лактостаз и мастит. При недостаточной ежемесячной прибавке, следует совместно с врачом решить необходимость докорма смесью.

Её тоже поможет выбрать ваш педиатр, с учетом особенностей малыша.

Прикормы в этом возрасте не вводятся. Нормальная прибавка 800 гр (плюс-минус 200).

Уход

Утро маленького человечка начинается с умывания. Протирается личико и глазки чистой водой. Носик и ушки чистятся по мере загрязнения.

В течение дня ребенка подмывают теплой водой с мылом обязательно после того как он покакает, и по мере необходимости, но уже без мыла. Влажные салфетки лучше использовать только при отсутствии возможности воспользоваться водой. Несмотря на все удобства, они все же содержат отдушки и прочие вещества не всегда желательные для детской кожи.

День заканчивается вечерней ванной. Особо возбудимых детей лучше купать в обед.

Температура должна быть 37-37,5 градусов, как наиболее благоприятная для комфортного самочувствия ребенка. Стоит учитывать,что в отличие от взрослых, малыш еще не умеет хорошо подстраиваться под изменение температур. Если вы хотите начать закаивание, то следует помнить о принципе регулярности и постепенности в приучении к более холодной воде. После основного купания ребенка опаласкивают водой с температурой на 0,5-1 градус ниже.

Прогулки

Прогулки играют очень важную роль в развитиии ребенка. Они помогают обогатить кровь кислородом, являются частью закаливания и знакомства с окружающим миром.

Их длительность в среднем от 2 до 4 часов в день. А в хорошую погоду до 6-7 часов.

При невозможности выйти на улицу можно вынести коляску на время дневного сна на балкон. Одевать малыша следует как себя, плюс один дополнительный слой одежды. Чтобы узнать не замерз ли ребенок, следует обратить внимание на нос, если он теплый-то все в порядке. Для прогулки можно пользоваться как колясками,так и слингами или кенгуру. В последних ребенку обеспечивается не только контакт с мамой, но и более полный обзор для получения новых впечатлений. Обратите внимание на позу ребенка и соответствии вашего переносного устройства возрасту.

Дополнительные занятия

В этом возрасте ребенок способен воспринимать стишки и музыку в течение 3-5 минут, его интересуют игрушки, можно стимулировать малыша тянуться за ними, полезно проводить знакомство с различными тканями и фактурами,а также звуками. Если ребенок на прогулке не спит, стоит побольше рассказывать о том,что происходит вокруг.

Дома следует проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания) , подобрать комлекс массажа и гимнастики, соответствующий умениям малыша. С ним обычно знакомят в комнате здорового ребенка в поликлинике. Также возможно его сочетание с потешками. Также хорошо способствует развитию и нормализации мышечного тонуса плавание.

Автор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Дата публикации: 20.09.2011
Дата обновления: 16.03.2012.
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 23.06.2016 19:18
Интересно, в одной статье две противоположные рекомендации, я так не поняла нужно доплачивать или нет?

Анастасия 10.06.2016 14:16
Статьи правда за 2012 год. Желаю всем мамам быть адекватно современными и грамотными.

Алина АХ 04.06.2015 18:51
ирина, у каждого свое мнение на этот счет!!! Я вот соглашусь с мнением, что лучше кормить ребенка до полугода только своим молоком ну или смесями, а потом только вводить прикорм. Допустим, моя мама нам тоже рано кашу начала давать так моя сестра с гастритом выросла. Так что свою ляльку я сначала молоком кормила, а потом молоко пропало перевела на смесь Нэнни и прикорм стала вводить только ближе к 6 месяцам, развиваемся и растем нормально, главное с ЖКТ проблем нет.

ирина 28.04.2015 22:27
Все что вы пишите насчёт прикорма и питья в 3месяца это все ерунда. Я своей малышки начала варить кашкимолочные в 2.5 месяца и нормально все. А как же раньше было,когда мама не могла кормить грудью, так же варили кашки и все норм было, это сейчас врачи нельзя кормить кашками рано, надо смесями кормить. Так вот какрасто смеси это все хернея, вот из-за них и могут быть проблемы

Баева М 24.04.2015 12:17
Мы тоже кормили ребенка по требованию. Я считаю, что кормежка по графику это просто абсурд. Малыш не наедается, капризничает. Но это касается только грудного вскармливания. Что касается деток, находящихся на искусственном вскармливании, то им график просто необходим. Там и правда нужно выдерживать три часа. У меня сестренка кормить племяшку смесью Нэнни. Малышу вполне хватает, он от кормления до кормления вполне сыт.