Ребенок от 0 до 1 года развитие. Календарь и нормы развития ребенка от рождения до года. Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Определяемы признак Способ расчета
Длина тела Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см
Масса тела Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г
Окружность груди Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см
Окружность головы Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года
Возраст Мальчики Девочки
Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела
M δ M δ M δ M δ
Новорожденный 51,44 1,95 3,54 0,41 50,32 1,76 3,22 0,31
1 мес 54,21 2,31 4,22 0,54 53.89 2.25 3.98 0.48
2 мес 57.92 2.32 5.13 0.68 57.03 2.34 4.39 0.51
3 мес 60.01 2.45 5.98 0.75 59.94 2.53 5.58 0.52
4 мес 62.70 2.54 6.65 0.78 62.45 2.56 6.43 0.51
5 мес 64.57 2.56 7.45 0.76 64.65 2.67 7.09 0.54
6 мес 67.26 2.54 8.24 0.78 66.83 2.65 7.65 0.62
7 мес 68.82 2.26 8.74 0.84 68.98 2.56 8.19 0.64
8 мес 71.02 2.34 9.22 0.87 70.56 2.45 8.71 0.58
9 мес 72.89 2.54 9.64 0.85 71.84 2.43 9.16 0.63
10 мес 74.15 2.75 9.92 0.87 73.09 2.54 9.58 0.61
11 мес 75.26 2.97 10.32 0.89 74.16 2.77 9.95 0.63
12 мес 76.45 3.04 10.84 0.97 75.26 2.83 10.27 0.67

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  • коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

Индекс Эрисмана.

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.



Вконтакте

В этой статье:

Как развивается малыш от 0 до 12 месяцев.

Вот вы и стали родителями. Для кого-то в первый раз, а кто-то уже знаком со всеми периодами жизни малыша. В любом случае, появление ребенка в семье это огромная радость. Вы видите, как он растет и развивается, с каждым днем учится новому, преподносит вам сюрпризы. Первые 4 недели могут стать тяжелым испытанием, но дальше вы будете наслаждаться новым статусом - родители.

У малыша с каждым месяцем появляются новые навыки, умения. Развивается его нервная система, крепнут кости. Уже скоро он начнет общаться с вами на своем, забавном, языке. Здесь важно ничего не упустить и наблюдать развитие ребенка до года по месяцам самим, посещать педиатра. Спокойная атмосфера дома, любовь родных, хорошие питание и правильные игры помогут ему еще быстрее начать делать первые шаги.

Счастье приходит в дом с ребенком

Ваш малыш попадает домой после роддома. Конечно, все уже готово - вы купили и собрали кроватку, подготовили детскую, купили игрушки и одежду. Все это дожидается своего маленького хозяина. Ваша квартира на долгое время станет для него целым миром. Он будет учиться ходить, держась за стены и стулья, возможно, разрисует обои. Здесь кроха получит свои первые знания о мире, коммуникации с людьми и животными, если они есть.

Ваш дом должен быть безопасным и уютным для того, чтобы принять нового жильца. Но, о том, как подготовить комнату малыша и вообще всю квартиру - это другая тема. Сейчас главное, что именно здесь вы будете наблюдать за его развитием. День за днем, месяц за месяцам он из новорожденной крохи будет превращаться в маленького человечка, а потом - во взрослого.

Правильное развитие: физическое и психическое

Врачи, педиатры и психологи составили график развития малыша по месяцам. Так, от 0 до 1 года он постоянно меняется. Ели вы хотите помочь ему развиваться быстрее, то отслеживайте, что происходит с ним сегодня.

0

Первые дни после рождения. Малыш только спит и кушает. Он может даже спать во время кормления, тут срабатывает сосательный рефлекс. Мама кормит его, не отходит от
кроватки. Первый месяц многим дается тяжело, ведь нужно полностью поменять свою жизнь. Ребенок спит по 20-22 часа в сутки, а в остальное время плачет, ест, его нужно купать.

В этот период дитя нуждается в постоянном контроле. Врач или медсестра из поликлиники должны приходить к вам домой 1-2 раза в неделю. Следите за этим. Ваша задача сейчас - сделать все для его комфортной, безопасной жизни.

Рекомендуется кормить только материнским молоком. Сейчас - это самое лучшие питание, ведь в нем нет ничего лишнего, сплошная польза. Все витамины, микроэлементы для первых дней жизни, развития иммунной системы. Ребенок постоянно спит, но внутри идет активная работа - организм перестраивается, все системы впервые пробуют работать слаженно. Если нет возможности кормить молоком - вместе в врачом подберите самую подходящую смесь.

Гулять на улице можно, начиная с третьей недели. Очень осторожно, только если хорошая погода. В холодное время, мороз, лучше не выносить такого маленького ребенка улицу. Просто хорошо проветривайте помещение.

1

Первые 28 дней позади. Теперь уже становится легче. В 1 месяц для малыша становится проще следовать режиму. Он все еще очень много спит, почти по 20 часов каждый день. У ребенка просыпается интерес к тому, что его окружает. Пока что - это кроватка или манеж. Подвешивайте красивые игрушки на колыбельку, они привлекают его внимание. Лучше всего, если на стенах будут картинки или цветные обои. Так малыш научится воспринимать цвета.

Своих родителей он уже может узнавать. Маму - по запаху. Она ближе всего к нему, уже умеет успокаивать. Малыш помнит очертания ее лица и фигуры. В это время следите за тем, кто приходит в ваш дом. Лучше всего - только близкие люди. Сейчас ребенок уже окреп, его иммунная система научилась противостоять простейшим угрозам. Встреча с серьезным вирусам ему еще «не по зубам».

Теперь кормить ребенка нужно 9-10 раз за день. Вы можете так распределить время кормления, чтобы ночью малыш дольше спал. Например, последнее кормление в 23-24:00. Тогда следующее можно проводить уже утром. Так вы поможете ему войти в режим дня и ночи.

Кроха уже делает первые попытки исследовать мир. тянется ручками, учится поворачивать головку. Его могут привлекать разные предметы, но он еще не может взять их ручкой. Уже скоро мелкая моторика разовьется достаточно.

2

Второй месяц - время первых эмоциональных реакций. Ребенок улыбается маме, когда видит, слышит ее голос. Это очень приятно для любой мамочки - наконец-то она получила
эту награду за свои старания и бессонные ночи. В этом возрасте ребенок уже приобретает собственные черты, его личико и тело меняются. Он становится более подвижным, если взять на руки.

Врачи советуют не оставлять его долго лежать на одном месте. Берите на руки, носите по комнате. Малыш еще не осознает происходящее, но ему явно нравится перемещаться. Однообразный пейзаж будет тормозить развитие. Даже в таком юном возрасте можно показывать ему книжки с яркими картинками, больше разговаривайте.

Пока что, мама и папа - самые близкие и знакомые люди. Чужих он может бояться, плакать, если его пытаются взять на руки. Теперь у малыша больше времени на исследование мира. Сон занимает всего 16-17 часов, все остальное время он активен.

Теперь и маме легче. Она хорошо понимает его жесты и звуки, гримаски. У малыша и мамы налаживается особая, необъяснимая связь без слов. Если в семье любовь и взаимопонимание, то такое состояние может продлиться очень долго.

3

Время колоссальных изменений! Начнем с того, что взгляд ребенка становится более осмысленным. Он целенаправленно рассматривает предметы, вглядывается в лица людей. Теперь он узнает не только маму с папой, но и других членов семьи, которые часто приходят в гости. Улыбается с радостью, когда чувствует, что на него обращают внимание.

Ребенок растет, крепнет его скелет. Теперь уже может держать головку, ловко поворачивает ее, следит за движениями взрослых. Кроха слышит разговор взрослых, но говорить еще не может. Его попытки - отдельные звуки. Так он участвует в разговоре, привлекает к себе внимание.

Важно, чтобы на третьем месяце малыш мог уверенно совершать хватательные движения. Взять игрушку, например. Он еще не может взять ее двумя-тремя пальчиками, но целой ладошкой - пожалуйста. В этот же период ребенок начинает все тянуть в рот. Следите, чтобы опасных предметов или лекарств не оставалось там, где он находится.

Три месяца - начала работы системы координации движений. Он ищет баланс тела, перекатываюсь по кроватке. Помогите ему почувствовать свои ручки и ножки - делайте простой массаж.

4

В 4 месяца ребенок все еще спит по 16-17 часов, зато его сон становится крепче. Его сон становится взрослым, глубоким. Ночью он может 6 часов проспать без проблем. Это дает маме и папе возможность отдохнуть, войти в привычный ритм жизни. За это время уже привык к режиму питания, с радостью ждет маму в определенное время.

Что очень важно, в 4 месяца ребенок запоминает свое имя, откликается на него. Другие слова тоже вызывают у него быстрые ассоциации. Вам становится проще общаться, ведь теперь он может показать что-то жестами, попросить пить, например. Предметы, игрушки и люди делятся на «любимые» и «нелюбимые». Малыш поменяет свое мнение много раз, поверьте и не расстраивайтесь, если на вопрос «любишь бабушку?» он будет уверено отвечать «нет».

Кушает все еще грудное молоко. Сейчас его достаточно, прикормка еще не нужна. Правда, для малыша стол и рацион взрослых вызывает интерес. Он ко всему тянется. Разрешается дать ему попробовать что-то, например, мягкое печение. Есть он не станет, но интерес удовлетворит.

5

Становится активнее и общительнее. Может узнавать людей на фотографиях, узнает себя. В этот период чаще подносите его к зеркалу - малышу полезно разглядывать себя, вас. Он радостно общается с теми, кого видит часто. Новые люди все еще вызывают беспокойство. Не стоит давать его на руки человеку, которого он боится. Все закончится длительным плачем.

Все больше интересует малыша движение. Он ползает по кроватке, крутится, старается за все ухватиться ручками. У детей в этом возрасте невероятная гибкость. Может пососать пальчик ноги без проблем. Эта гибкость сохранится еще какое-то время. Именно она означает, что кости все еще не окрепли для того, чтобы встать. А вот приподниматься на руках он пытается все чаще.

Радостная новость для усталых мам. Теперь, хотя бы минут на 15-20 его можно оставить в кроватке или манеже. Его занимают игрушки, он уже может играть самостоятельно, без вашей помощи. Конечно, скоро ему станет скучно, он опомнится, что потерял маму из виду. Но, это уже большой прогресс в сторону самостоятельности.

6

6 месяцев или полгода - солидный срок для маленького человечка. Теперь его можно сажать за детский стульчик, позвоночник уже крепче, выдержит сидячее положение. Если пустить его поползать по полу, малыш будет в восторге. Может спокойно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Потихоньку вводите прикормку, ведь ему будет нужно больше еды и калорий.

Начинается период активного развития речи. Простые звуки и слоги он повторяет за вами, постоянно что-то говорит. Он уже придумал простые названия для своих игрушек,
предметов. Мамы быстро выучивают этот язык, могут болтать с малышом - обоим понятно.

Теперь крошка не просто берет игрушки, а выбирает. Может перекладывать из одной руки в другую - это важно сейчас, задействовать для игры обе ручки. Очень скоро он сможет совершать мелкие движения пальчиками. Обе руки должны быть равномерно развиты для этого.

Теперь малышу достаточно всего 14 часов сна, днем он почти все время активен. С этого возраста можно включать ему телевизор, но не более 30 минут в день. Это может быть мультик, программа для детей. Сейчас много таких каналов, предлагающих короткие развивающие сценки. Это займет его и расширит кругозор.

7

Время исследования начинается! Вам придется прятать все острое, несъедобное и опасное, потому что в доме появился неутомимый «ползун». Малыш открывает дверцы шкафов (научился от взрослых), достает вещи. Необходимо все трогать, рассматривать. К некоторым вещам он проявляет особый интерес. Эмоциональная сфера позволяет ему уже испытывать искреннее удивление чем-то.

Поощряйте его эмоциональные реакции. Научите выражать их словами, улыбкой, смехом. Теперь его смех становится более осмысленным, он понимает простые шутки. Ребенок
способен сам делать что-то забавное, чтобы окружающие похлопали, похвалили его. Похвала - отлично, но пришло время запретов.

Нужно обязательно научить кроху словам «нельзя», «нет», «не трогай!». Совсем скоро он сможет ходить сам, а значит, повторять их придется каждые пару минут. Запреты - неприятная тема, но тут нужно проявить строгость. Ребенок научился преодолевать препятствия, а значит, становится мало мест, куда не сможет добраться сам.

Он все дольше спит ночью - 12-13 часов достаточно. Иногда требуется ночью покормить ребенка. Некоторые же спять до утра. Обязательно укладывайте его днем спать на 1-2 часа. Очень активный период роста, постоянное движение. Если не отдохнуть днем, то к вечеру начнет капризничать. Речь становится все более богатой.

8

В этом возрасте он гораздо самостоятельнее, чем был еще пару месяцев назад. Ребенок сам занимает сидячее положение, легко встает. Ему интересно играть, сидя на полу. Машинки, куклы, игрушки - все это разложено там, где он проводит свой досуг. Мама может оставлять его в комнате на 20-25 минут. Эта комната должна быть безопасной: никаких проводов, острых углов, опасных предметов. Тогда вы можете оставить его на полчасика одного. Это полезно, развивает фантазию.

Ребенок уже запомнил некоторые простые действия. Он может махать ручкой на прощание, улыбаться приходящим. Теперь больше выбора в плане общения. Если есть сверстники,
то коммуникации налаживаются быстрее - он учится делиться игрушками, иногда уступать в играх. Общение с другими детьми должно приносить радость, а не агрессию. Если он бьет других, отбирает игрушки, необходимо отучать его всеми способами.

Нужно все меньше материнского молока, но исключать их рациона пока рано. Иммунная система окрепла, теперь она справляется со многими внешними угрозами. Укреплять иммунитет можно свежими фруктами, молочными продуктами. Сейчас лучше давать мягкие фрукты или пюре из них.

На сон будет уходить до 10 часов ночью, причем, спит не просыпаясь. Днем хватит 2-3 часов для отдыха. Активный малыш много времени проводит играя, ползая. Ему нужно отдыхать. Днем укладывайте его 2-3 раза.

9

9 месяцев он провел в животике мамы, а теперь прошло столько же уже вне. Конечно, ваш ребенок еще совсем кроха, ему нужны внимание, забота и ласка родных людей. Радует то, что с каждым днем он набирается новых знаний. Самостоятельное изучение мира - вот что его притягиваете. Мама и папа много чего запрещают, а ему хочется везде забраться, все потрогать. В это время малыш начинает делать первые попытки встать. Конечно, еще вряд ли получится.

Малыш часто просит, чтобы его водили, держа за руки. Ходьба для него становится новой целью, к которой он сам стремится. Некоторые дети в 9 месяцев уже могут стоять без помощи взрослых, пытаются делать первые шаги. Кости у всех развиваются с разной скоростью - давайте ему больше молочных продуктов, фруктов и овощей, богатых кальцием.

Ночью спит 10 часов, не просыпается. Очень редко дети 9 месяцев просят молока или поесть, если просыпаются. Его уже можно переводить в детскую комнату, если до этого ребенок спал с вами. Днем на отдых отводите 1,5-2 часа обязательно. Развивается его эмоциональная сфера, работает память. Это большое умственное напряжение для ребенка. Он уже узнает людей по именам, может показывать на выбранного человека, если вы произнесете его имя.

10

Наступает время, когда в доме появляется «маленький помощник». Желание подражать родителям очень сильно. Он хочет помочь вам. Складываете вещи? Он тут, пытается собрать свои майки и трусики, неумело разбрасывает их по комнате. Вытираете посуду? Малыш просит дать ему тоже чашечку и полотенце. Не пресекайте эти его порывы. Много чего будет испачкано, разбито или помято, но это бесценный опыт.

Ребенок понимает, что может выполнять такие же действия, как взрослые. Для него сейчас не очень-то видно различие между вами. Подражание доходит до смешного: ребенок берет телефон, начинает имитировать разговор с интонациями мамы. Его речь уже более осмысленная, знает отдельные слова.

Он уже достаточно развит, чтобы выбирать. Вы можете предлагать ему выбрать молоко или сок, яблоко или персик. Появляются продукты-фавориты. Главное тут, не потакать его желаниям. Детям, конечно, захочется есть только клубнику. Нужно сбалансированное питание, а не только любимые продукты. Старайтесь заинтересовать его, кушайте вместе.

Спит он уже хорошо, свои 10-11 часов в сутки проводит в покое. Крепкий глубокий сон радует родителей. Наконец-то наступает время и вам выспаться. Днем спит не охотно, ведь столько всего хочется сделать.

11

Теперь уже почти взрослый, не так ли? Мозг активно развивается, хочется все узнать, понять. Детей сейчас интересуют кипящие кастрюли и чайники, бибиканье автомобиля на улице, разная крупная техника. Он с радостью будет общаться с животными. Кстати, многие педиатры считают, что наличие животного в доме помогает развиваться ребенку. Если нет аллергии, то кошка или собачка станут отличными друзьями по играм.

Сейчас очень важно - речь. Он должен уметь выговаривать простые слова, иногда - коротенькие фразы. Речь должна быть окрашена эмоциями, а не монотонной. Радость или обида, грусть, просьба, страх - все это 11 месячный малыш уже может демонстрировать голосом и жестами.

Обычно дети хорошо спят, если на ночь едят что-то легкое. Можно давать отвары шиповника или листьев смородины. Они успокаивают его, подготавливают ко сну. Рекомендуются ванночки с эфирными местами. Ощущения от теплой воды всем нравятся, ребенок брызгается, играет, смеется. Брызги и игры в воде развивают мелкую моторику с одной стороны, с другой - расслабляют мышцы.

12

Вот вам и исполнился годик. Скорее всего, ваш малыш уже может вставать, самостоятельно делать несколько шагов. У него впереди очень много открытий, интересных моментов. Родителям обязательно нужно быть рядом, ведь только они могут защитить, объяснить и направить малыша. Теперь его развитие пойдет быстрее, ведь основные навыки он уже получил.

У него есть индивидуальный характер, любимые игры, свои названия для вещей. Дальше - целый мир неизведанного. После 12 месяцев родители должны подумать, как они могут помочь ему развиваться быстрее?

  • прогулки в парке;
  • знакомство с другими детьми, походы в гости;
  • развивающие группы для малышей;
  • собственные ноу-хау;
  • интересные игры и книги.

У вас масса возможностей сделать каждый новый день ребенка интересным.

Рост и Вес по месяцам

Вес и рост являются важными показателями, хотя могут варьироваться. Здесь многое зависит от генетики родителей. Высокие, склонные к полноте передают свои гены детям, так и худые, миниатюрные родители наделили этими качествами малыша.

Нижняя граница и ближнее значение, чаще всего, для девочек. Они всегда немного легче и меньше. Мальчики наоборот, стремятся к верхней границе значений. Но, опять же, все очень индивидуально.

Рост и вес малышей по месяцам

Месяц Рост см. Вес гр.
1 50-57 3800-4600
2 52-61 4500-5600
3 54-64 5200-6400
4 56-67 5800-7200
5 59-69 6300-7800
6 61-71 6800-8400
7 63-73 7300-8900
8 67-75 7600-9400
9 70-76 8000-9800
10 71-78 8400-10300
11 72-79 8700-10600
12 74-80 9000-10900

Ваш ребенок - уже удивительный, отдельный человечек. Конечно, он будет идти по своему собственному пути в жизни. Сейчас ваша задача сделать все, чтобы его первые шаги прошли с улыбкой.

Как известно, развитие ребенка в первые месяцы его жизни зависит от многих факторов и не может быть у всех детей одинаковым. Малыши, рожденные раньше положенного срока, имеют меньший вес и нуждаются в специальном уходе, поэтому их педиатры относят к особой категории, по крайней мере, до полугода. Очень важно учитывать, как прошли роды, на каком вскармливании находится младенец - на или на , в каких условиях проживает его семья. Тем не менее, существуют определенные моменты в развитии детей, которые их объединяют, и сейчас мы рассмотрим их по месяцам.

1-ый месяц

Первый месяц жизни является для малыша самым сложным, поскольку именно в это время его организм адаптируется к окружающей среде. Роды - это стресс не только для матери, но и для ребенка. Младенцу необходимо восстанавливать силы, поэтому он нуждается в частых кормлениях и примерно 70% времени тратит на сон. Ребенок хаотично машет ногами и руками, сжимая ладони в кулачки. Многие малыши в этом возрасте страдают от независимо от типа кормления.

К концу первого месяца жизни малыш начинает учиться самостоятельно держать голову, но это только первые попытки - позвоночник еще не окреп. Происходит и еще одно приятное изменение - ребенок начинает реагировать на яркость света в помещении и на красивые игрушки. Набор в весе в среднем составляет 700-900 грамм, в росте - 2-3 см.

2-ой месяц

На втором месяце жизни ребенок становится более активным, реагирует на находящихся рядом людей, звуки, выражает свое эмоциональное состояние движениями. Например, он может лежать в кровати спокойно, а при появлении матери начать размахивать ручками и ножками, тем самым выражая свою радость. Малыш держит голову уже более уверенно и старается выгибать шею и поворачивать ее, когда чем-то заинтересован, а так же пробует самостоятельно дотягиваться до игрушек. Начинаются и первые попытки говорить, но пока не слова, а короткие слоги, такие как «Агу», «Ага», «Бу», «Ба», тянет гласные буквы.

Малыш успокаивается на руках у матери, когда плачет. Средняя прибавка в весе составляет 700-900 грамм, в росте - 2-4 см.

3-ий месяц

Ребенок уже умеет держать голову и способен опираться но локти, если положить его на животик. Это очень важно делать для правильного развития мышечного тонуса, а вот на боку ребенку подолгу лучше не лежать. Важно обратить внимание на позу для сна, которую в основном предпочитает малыш. Если он чаще спит на одной из сторон тела, нужно переворачивать его во сне, чтобы чередовать бока. Это делают для того, чтобы избежать искривления позвоночника и неправильного развития черепа.

Ребенок становится более самостоятельным: сам дотягивается до интересующих его игрушек, вытаскивает соску изо рта, или наоборот, сам ее тянет в рот. Средняя прибавка в весе составляет 700-800 грамм, в росте - 3-4 см.

4-ый месяц

На четвертом месяце жизни у малыша уже намного лучше скоординированы движения, он предпринимает первые попытки самостоятельно перевернуться. В положении лежа на животике может вытягивать руки вперед. Возрастает активность, проявляется больший интерес к игрушкам, малыш пробует их на вкус. Ребенок реагирует на обращение с нему, узнает близких людей даже в присутствии большого количества посторонних.

Средняя прибавка в весе составляет 650-750 грамм, в росте - 2-3 см.

5-ый месяц

Ребенок умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, старается отталкиваться, учится ползать вперед и назад. Он начинает издавать все больше звуков, может иногда повторять короткие слова за родителями, но пока не осознанно. В выборе игрушек из нескольких предложенных появляются личные предпочтения. Пробуждается любознательность: ребенка интересует окружающий мир - он вертит головой и смотрит по сторонам, рассматривает картинки в книге, обращает внимание на других малышей.

У некоторых детей уже начинают . Средняя прибавка в весе составляет 600-800 грамм, в росте - 2-3 см.

6-ой месяц

Ребенок отзывается на свое имя, отличает его от других. Он не умеет еще сам садиться, но охотно держит спину, когда его высаживают родители. Малыш переворачивается на живот и пытается встать на четвереньки. Ему интересно все, что происходит за пределами кроватки или манежа: он подтягивается руками за перекладины, но встать пока не может. Ему уже по силам поднять выпавшую из манежа игрушку, если дотягивается его рука. В этом возрасте малыши вполне могут сами играть с музыкальными игрушками, так как уже понимают, что от нажатия кнопки игрушка издает определенные звуки.

Средняя прибавка в весе составляет 600-700 грамм, в росте - 2-2,5 см.

7-ой месяц

Малыш становится очень активным, перекатывается по нескольку раз подряд со спины на животик, самостоятельно садится. Знает название окружающих предметов, но сам пока их не произносит. Прием пищи и купание совмещает с игрой, любит плескаться в ванне. Из интереса бросает игрушки на пол, потом сам их поднимает. Если в это время у ребенка , то он все предметы пробует на вкус, и родителям необходимо следить за его безопасностью.

Во время кормления малыш старается сам держать ложку или бутылочку. У него идет активное развитие мелкой моторики, поэтому важно побольше играть с ребенком и поощрять его движения.

8-ой месяц

Ребенок активен и полон сил, но у него еще нет чувства опасности. Если по каким-то причинам малыш остается даже ненадолго один в манеже или кроватке, стоит учитывать, что он вполне может упасть, пытаясь преодолеть заграждение. В такой ситуации лучше всего положить вокруг манежа подушки, или мягкий плед.

Малыш пытается самостоятельно есть, учится держать в руке чашку. В любом случае, в этом возрасте нужно присутствовать с ребенком рядом в этот момент, потому что во время еды он еще играет.

Средний набор в весе составляет 500-600 грамм, в росте - 2 см.

9-ый месяц

Ребенок начинает . Он встает, придерживаясь за опору, пытается делать первые шаги, падает, плачет, поднимается и вновь продолжает попытки. Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы обезопасить малыша от возможных травм. Есть изменения и в развитии речи - дети в этом возрасте произносят слоги, пытаясь повторять слова родителей.

Средняя прибавка в весе составляет 500-600 грамм, в росте - 2 см.

10-ый месяц

У ребенка совершенствуется мелкая моторика, он может самостоятельно перелистывать страницы книги, играть с мелкими игрушками. Хорошо знает названия окружающих предметов, и слыша их, показывает в нужную сторону пальцем.

Малыш уже может стоять без опоры и присаживаться из положения стоя. Цепляясь руками за перекладины кроватки или манежа он прыгает и подтягивается. Таким образом ребенок укрепляет мышцы рук и ног, готовя себя к самостоятельной ходьбе.

Средняя прибавка в весе составляет 300-400 грамм, в росте - 1-1,5 см.

11-ый месяц

Почти все в этом возрасте уже ходят с поддержкой взрослых. При самостоятельном передвижении стараются находиться ближе к точке опоры - дивану, кровати, столу или стене. В этом возрасте дети учатся произносить простые слова - идет активное формирование развития речи. Ребенок уже отлично понимает причинно-следственные связи: подталкивает к себе упавшую игрушку другим предметом, перестает выбрасывать их из кроватки, если мама не спешит тут же поднять и дать малышу то, что упало не случайно. Малыш узнает, что ему можно, а что нельзя, и его представление о том, что хорошо, а что плохо, формируется в соответствии с реакцией родителей на его действия.

Развивается жестикуляция ребенка: он согласно кивает, качает головой при отрицании, машет ладонью, когда прощается. Эмоционально выражает радость и огорчение.

Средняя прибавка в весе составляет 300-400 грамм, в росте - 1 см.

12-ый месяц

В этом возрасте почти все дети уже самостоятельно ходят. Возрастает активность, сокращается время дневного сна. Ребенка привлекают все предметы в доме, бытовая техника, интересует содержимое шкафов. Необходимо хранить в недоступном для детей месте бытовую химию и лекарственные препараты.

Малыш , но поминают его только самые близкие люди. Такой период у многих детей затягивается, и отчетливой речь может стать только к 2-3 годам.

У малыша уже сформированы вкусовые предпочтения, есть любимая еда, а есть и такая, которая не нравится совсем. Заставлять есть ребенка не стоит - лучше заинтересовать продуктом с равной пользой, чтобы малыш за столом чувствовал себя раскованно и процесс приема пищи не вызывал у него негативных эмоций.

Ближе к 1 году уже абсолютно у всех детей, что может быть причиной нарушения сна и повышенной нервной возбудимости. Средний набор веса составляет 300-350 грамм, роста - 1 см.

Видео: Развитие ребенка в первый год жизни

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

Последнее изменение 24.04.2017

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 1 292 times, 2 visits today)