Ребенок 4 месяца девочка. Календарь развития: ребенку четыре месяца

Ребенку 4 месяца: какие изменения ждут малыша к четырем месяцам жизни?

Вашей крохе уже пошел четвертый месяц. Начинается новая ступенька в развитии маленького человека. Изменения видны невооруженным глазом: внешне малыш становится более гармоничным и пропорциональным, он все меньше похож на того смешного «головастика», которого вы забирали из роддома. Но еще большие перемены ждут кроху в психологическом развитии.

Вы наверняка заметили, что каждый день для вашего малыша – это время чудесных открытий, познания чего-то нового об этом пока таком непонятном мире. Кроме того, ребенок приобретает все новые и новые навыки. Конечно, нам, взрослым, они могут показаться совсем простыми, но, поверьте, для маленького человечка это настоящие достижения!

Малыш растет… И вместе с ним растет беспокойство родителей: а все ли я делаю так? Правильно ли я веду себя с малышом? Не отстает ли он в развитии от сверстников? Как помочь своему ребенку правильно и полноценно развиваться? Эти и миллионы других подобных вопросов ежедневно крутятся в голове у мам и пап.

Как бы там ни было, дорогие родители, помните одно важное правило: сейчас малыш больше всего нуждается в вашем внимании, чуткости и, конечно же, любви. Впрочем, эти задачи останутся сверхактуальными и в последующие несколько лет.

А сейчас давайте попробуем разобраться, какие же изменения ждут вашего кроху на четвертом месяце жизни?


Прибавка в весе за четвертый месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров. Естественно, эти показатели очень усредненные, и точно им соответствовать ваш малыш вряд ли будет. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, он может набирать вес и расти быстрее или медленнее нормы. Обратитесь к специалисту в том случае, если кроха совсем не набирает вес, или слишком перебирает допустимые показатели.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начинают активно расти волосы. При этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам. Скорее всего, они будут сильно отличаться по цвету от своих предшественников. Такая смена волос будет длиться один-два месяца. Кстати, вполне вероятно, что в это время изменится и цвет глаз ребеночка.

Параллельно с волосами активно начинают расти ногти. Родители обязательно должны вовремя их подстригать – длинные ноготки на руках могут послужить причиной микротравм и расчесов. Обычно малыши не очень рады таким «срезательным» процедурам. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Надо быть готовыми к тому, что в этом месяце у крохи могут начать прорезаться первые зубки. Помогите своему малышу – предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. Если вы заметили подобное явление – обратитесь к детскому врачу, он поможет вам легко справиться с проблемой.

Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Большинство детишек на четвертом месяце жизни становятся более активными. Их движения разнообразны: попытки ползания с помощью ручек и ножек, перевороты со спинки на животик и обратно, подобие сидению в опоре на подушки, и даже первые шажочки при поддержке мамы. Конечно, для полноценного сидения кроха еще не готов – его позвоночник и мышцы пока не окрепли для такой нагрузки. Поэтому не стоит раньше времени пытаться усадить своего карапузика – такие «пробы» могут ему навредить. При этом можно и нужно помочь крохе укрепить мышцы спинки, животика и ручек с помощью простого упражнения: подставьте свои пальцы ребеночку так, чтобы он был в состоянии ухватиться за них, и медленно поднимайте свою руку, а вместе с ней и кроху. Когда ребенок поднимется, на несколько секунд задержите его в сидячем положении и осторожно опустите обратно на спинку.

В основном в этот период жизни малыши учатся переворачиваться на животик. Чтобы помочь крохе в этой непростой задаче, попробуйте завести одну ножку за другую и подтолкнуть его набок. В следующий раз подложите свою руку ребенку под плечики и понемножку качайте его со стороны в сторону.

А тем временем малыш уже может поднимать свои ножки так высоко, что ручки способны дотянуться до коленок или даже пальчиков. И, если ранее во рту были только пальчики рук, совсем скоро малыш сможет посасывать и пальчики на ножках.

Обычно на четвертом месяце жизни малыши делают первые попытки ползать. Такие движения помогают крохе перемещаться на маленькие расстояния, чтобы самому добраться до интересной ему «штучки». В положении лежа на животике, карапуз приподнимается на локотках, и при этом пытается ножками оттолкнуться от пола. Специалисты говорят, что половина малышей начинают свои «поползновения» назад, а не вперед. Скорее всего, так им проще ползать.

Движения крохи становятся более стабильными, постепенно исчезает присущая ранее поза напряженной шеи, голова держится по средней линии, не заваливаясь. Малыш тянет ручки к игрушкам и всем интересующим его предметам, охотно хватает все, что попадается в его поле зрения, ощупывает предметы. Если вы дадите карапузу погремушку, он схватит ее, будет крепко держать в ручке, долго и с интересом осматривать и ощупывать со всех сторон. Когда что-то сильно радует или, наоборот, злит кроху, он делает «мостик» — сильно прогибает спинку.

Самая интересная игрушка для четырехмесячного карапуза — это он сам. Что может быть занимательнее, чем коснуться своего носика, подергать себя за волосики, ощупать личико, и, конечно же, залезть в рот ручками! Такие простые и незатейливые операции приносят всегда интересные новые ощущения. Малыш умеет соединять вместе обе ручки и с ними играть.

Захватив предмет с помощью двух ручек, младенец не сразу будет засовывать его в рот. Сначала кроха внимательно его рассмотрит, изучит. Малыш уже в состоянии определить, насколько далеко нужно протянуть ручку, чтобы взять интересующую его игрушку. Он изо всех сил старается выяснить разные свойства предметов – насколько они тяжелые, мягкие они или гладкие, как они звучат. Плюс к тому, на четвертом месяце жизни кроха уже замечает, что предметы исчезают или появляются.

У малыша появляются «любимые» игрушки. Об этом он не преминет сообщить вам, если вы дадите ему «не то». Кроха громко возмутится по поводу такого неуважения к его пристрастиям, и радостно загулит, наконец-то получив желаемое.

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 - 40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки – чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи — неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

При появлении мамы или папы кроха их узнает, и сам приглашает пообщаться – смеется и громко гулит. При этом малыш подстраивается под ритм, темп и громкость вашего голоса. Если резко оборвать «разговор», карапуз расстроится и начнет плакать. Поэтому не стоит оставлять его одного, предварительно не переключив его внимание на любимую игрушку.

Когда малыш замечает, что вы хотите взять его на руки, он старается помочь вам всем телом – напрягается, пытается подпрыгнуть и подтянуться в ваши объятия.

Кроху занимает все, что имеет цвет и движется: домашние животные, листики на деревьях, машины. Он уже начинает узнавать родных: не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, сестричек и братиков. На их лица он мгновенно реагирует радостной улыбкой.

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2-3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Время бодрствования все увеличивается. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Но не стоит забывать, что малыши на четвертом месяце жизни могут очень сильно отличаться друг от друга, в том числе по уровню физического развития. У каждой крохи есть свой собственный график развития, и не стоит искусственно опережать события. Лучше всего помочь малышу развивать уже имеющиеся у него навыки: поворачивать головку, приподниматься лежа на животике, выпрямлять ножки, опираться на предплечья.


В первые три месяца жизни проявлялась прямая зависимость между настроением малыша и уровнем удовлетворения его физических потребностей - он плакал из-за того, что был голоден, или болел животик, или пытался «позвать» родителей. Теперь же, благодаря интенсивному развитию мозга, усовершенствованию работы нервной и пищеварительной систем кроха начинает живо интересоваться окружающим миром. А что там, за пределами его самого? Ох, как интересно!

Отныне любое действие карапуза имеет эмоциональный подтекст. Вот только опыта и широких возможностей для выражения своих эмоций, чувств и отношения к окружающим событиям у крохи еще недостаточно.

Более разнообразными становятся чувства малыша. Кроме известных ранее страха и голода, появляются (хоть и на короткие промежутки времени) интерес, досада, любопытство, удивление, разочарование. Чтобы постигать и изучать окружающую среду, карапуз должен с ней непосредственно взаимодействовать. Поэтому специалисты рекомендуют предоставить ему как можно больше возможностей для познания: везде брать его с собой, привлекать его к «помощи» при уборке или приготовлении еды. Это так важно для полноценного развития крохи! Любые события малыш сейчас переживает очень бурно: если ему плохо, то все совсем уж ужасно, а если хорошо, то все вокруг прекрасно!

Самая главная особенность этого периода жизни крохи — острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Общение доставляет малышу огромное удовольствие. Он поддерживает диалог, как может – агукает, улюлюкает, произносит отдельные звуки, повторяет вашу мимику, поддерживает темп и громкость голоса. Но общение для крохи сейчас не просто прихоть, а жизненно необходимая потребность. Поэтому не стоит надолго оставлять его одного, даже если он не плачет.

На этом этапе ребенок уже отлично понимает речь, обращенную к нему, хорошо чувствуя интонации разговора. Речевые навыки развиваются интенсивными темпами. Кроха очень много времени посвящает «тренировкам». Носогубные мышцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему появляются первые гласные и согласные звуки. Малыш начинает реагировать на звук своего имени – замирает, поворачивает головку, прислушивается.

Кроха различает знакомые и незнакомые ему голоса. Услышав неведомый ранее голос, он может иногда испугаться и заплакать. Но чаще всего малыш с огромным удовольствием «знакомится».

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру – избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

И обязательно помните, что залог нормального психического развития крохи — это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на четвертом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • узнает маму и папу и отдает им предпочтение перед остальными людьми;
  • распознает голоса знакомых ему людей и может отличить их от незнакомых;
  • самостоятельно может переворачиваться с животика на спинку и наоборот;
  • лежа на животике, легко поднимает верхнюю часть туловища, держит голову и поворачивает ее на весу влево-вправо;
  • с неподдельным интересом разглядывает все происходящее вокруг него;
  • «поет», выводит рулады, пытается произносить гласные и согласные звуки, первые слоги;
  • может схватить предмет одной или сразу двумя руками;
  • слышит звук своего имени и реагирует на него;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечики;
  • различает и выделяет «любимые» игрушки среди «нелюбимых»;
  • в процессе кормления пытается играть с грудью или бутылочкой;
  • может по-разному реагировать на знакомые и незнакомые ему вещи, проявляя различные эмоции;
  • может порадовать вас первым зубиком;
  • умеет различать вкусы;
  • активно общается, смеется, гулит, а при резком прекращении игры плачет;
  • улыбается своему отражению в зеркале, изучает его;
  • различает цвет, форму, объем;
  • узнает знакомых даже в новом облике;
  • тащит все незнакомые предметы в рот;
  • ощупывает лица родителей, изучает их.


Каждая мама хочет помочь своей крохе развиваться гармонично. Для этого вам стоит прислушаться к простым советам:

1. Увеличьте время прогулок с малышом. Летом можно гулять 2-3 часа, а замой – до двух часов. Во время прогулок ребенок называйте все, что видит кроха: людей, деревья, дома, животных и т.п. Повторяйте за ребенком звуки, вводите новые.

2. Два раза в день – утром и вечером – делайте крохе массаж. Как его правильно делать, вас научит детский врач.

3. Придумайте специальный ритуал отхода ко сну: купание, колыбельная, нежные поглаживания. Такой ритуал надо соблюдать постоянно, и малыш будет лучше засыпать.

4. Играйте с крохой! Продолжайте игры, начатые ранее – используйте мешочки с разными материалами, большие красочные игрушки. Такие забавы не только порадуют малыша, но и помогут развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

5. Поддерживайте и стимулируйте интерес ребенка к познанию мира, давайте ему возможность увидеть и попробовать как можно больше. Не забывайте следить за тем, чтобы предметы в зоне досягаемости крохи были чистыми и без мелких деталей. Также старайтесь не перевозбудить малыша.

6. Добавьте новые упражнения: разведите ручки крохи в разные стороны, а потом скрестите их на груди (повторять несколько раз), поворачивайте ножки ребенка таким образом, чтобы его таз немножко повернулся. При этом малыш начнет поворачивать плечи и голову в ту же сторону. Помогите ему повернуться, слегка потягивая за ручку.

7. Купите крохе резиновые пищалки, издающие звук при сдавливании. Такие игрушки помогут развить ловкость и сноровку ручек. Чтобы развивать координацию и мышление, предлагайте ребенку разные погремушки, с тонкими или толстыми ручками, с кольцами.

8. Закрепите на стенке кроватки крохи небьющееся зеркальце. Увидите, с каким интересом и восторгом малыш будет наблюдать за своей мимикой, улыбаться своему отражению.

9. Поощряйте ползание крохи, стимулируйте его, «приманивая» игрушкой или непривычными для малыша вещами: кастрюлями, чашками, черпачками. Но, когда малыш подползает, не отодвигайте игрушку, чтобы не отбить желания ползать. После игры обязательно похвалите кроху, улыбнитесь, ласково погладьте.

10. Постоянно общайтесь с ребенком! В процессе разговора меняйте скорость и громкость речи, говорите разными голосами. Повторяйте «речь» крохи. Почаще зовите малыша по имени. Хлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте медленную и быструю музыку, ее громкость, ритм.

11. Рассказывайте крохе сказки, стишки, потешки. Делать это надо не монотонно, а эмоционально и ярко. Используйте веселые игры-потешки, например:

Ножки-топтыжки
Малыш лежит на спинке, а мама сгибает по очереди его ножки, а потом сводит и разводит ручки, приговаривая:
Ножки-топтыжки
Пошли молотить, 
Ручки-грабельки
Сено воротить.

Толкачики-рогачики
Мама подводит согнутые ножки крохи к животику, переворачивает на бок, приговаривая: 
Толкачики – рогачики, оп! 
Перевертушки!

Поехали!
Мама тянет кроху за ножки на себя:
Поехали – поехали за солью, за солью.

Ковалек
Мама постукивает по пяточкам крохи, напевая: 
Куй, куй, ковалек, 
Подай сапожок, 
На маленькую ножку 
Золоту подковку.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, обязательно обратитесь к врачу:

  • если кроха безразличен к кормлению, не проявляет эмоций в ответ на человеческий голос или игру;
  • если вы наблюдаете подергивание лук и лица;
  • если малыш страдает постоянным нарушением сна;
  • если ребенок не реагирует на свет и звук, либо реагирует слабо.

И, конечно же, универсальный рецепт – любите своего кроху! И тогда он обязательно будет расти и развиваться, радуя своих родителей!

Вашему малышу уже 4 месяца. Он подрос и вы, если присмотритесь внимательней, увидите интересные изменения, которые происходят с цветом его глаз и цветом волос. Волосики, с которыми родился малыш (тоненькие, нежные, кудрявые), постепенно выпадают, и на их месте вырастают новые. Заметим, что этот процесс может длиться месяц, а то и два.

На 4 месяце жизни цвет глаз ребенка тоже меняется. Если ребенок родился со светлыми (например, с голубыми) глазами, а у мамы и папы глаза карие, то в течении первого полугодия, цвет глаз малыша может поменяться. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к 4-5 месяцам, они темнеет. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет - навсегда.

У малышей, родители которых темноволосые и кареглазые, цвет глаз преимущественно светло-коричневый. Но когда ребенок достигает 4-месячного возраста, цвет его глаз становиться таким же темным как у его мамы или папы. Поэтому четвертый месяц жизни малыша можно назвать как месяц становления нового качества волос и нового цвета глаз.

«Родничок» на головке еще открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются. Не забывайте, что «родничок» нужно держать в чистоте.

С каждым месяцем, малыш продолжает набирать в весе. Родители, у которых есть возможность проконтролировать прирост массы тела ребенка, должны знать, что эта цифра составляет от 140 до 170 г в неделю. Итак, за 4-й месяц жизни ваш карапуз наберет в весе от 600 до 750 г. Рост ребенка увеличиться приблизительно на 2-2,5 см. Благодаря постепенному развитию и усовершенствованию мышц, тело грудного ребенка приобретает крепкий и сформированный вид. Не стоит забывать, что все выше перечисленные показатели, это всего лишь ориентированная норма, с помощью которой, родители сами могут контролировать физическое развитие своего малыша. Для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста.

В конце четвертого месяца ваш малыш уже уверенно держит головку, когда лежит на животике. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны - он рассматривает все вокруг и с интересом наблюдает за вами, за вашими действиями.

В возрасте трех месяцев, ребеночек еще не может переворачиваться со спинки на животик. На 4-м месяце жизни ему это уже под силу. Обратите внимание, что малыш, лежа на животике, уже может удерживать свое тельце, при этом он опирается на предплечья обеих рук. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное.

На четвертом месяце жизни продолжает усовершенствоваться координация движений ручек у вашего малютки. Он не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые - ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляем малышу наибольшую радость. А самыми «сладкими» на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период становиться «велосипед» - попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш разгибает ножки в коленках, но в основном, когда он спокойно лежит его ножки находятся в согнутом состоянии. Ежедневно занимаясь гимнастикой с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ног очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, при чем во всех суставах.

Поставьте малыша на стопочки - вы видите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления ножек. Они доставляют ребенку особенное удовольствие, если сопровождаются вашим пением.

Во время купания малыш, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинании.

Некоторые родители считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс, для этого высаживают малыша в подушки. Конечно, малышу это нравиться, он может сам удерживать головку вертикально. Но мы настоятельно советуем не делать этого. Во-первых: мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых: ни в коем случаи нельзя долго оставлять ребенка одного в положении сидя, потому что его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопи те события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь - это происходит по причине не зрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить вас и вашего малыша.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами. Старайтесь, как можно больше с ним разговаривать и озвучивать все, что вы делаете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Большинству деткам нравиться слушать музыку: тихую, спокойную или ритмичную. Это их успокаивает и развеселяет. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их «удачную» комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное «мурлыкание», постепенно измениться на «хихиканье», а за тем и на отдельные звуки, такие как «а», «у», «е», «ы», «га».

Если, играя с малышом, вы пощекочите его за животик, то малыш начнет громко смеяться - это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка. Если вдруг настроение малыша изменилось - он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Если вы ограничили его среду восприятия - сей час же исправьте эту ошибку. Прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ведь как много всего интересного вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Не забывайте о вашей самой важной миссии - вы впервые в жизни этого создания знакомите его с миром. А вознаграждением за ваши старания будет искренняя улыбка вашего малыша.

Кстати, именно улыбка является самым главным проявлением счастья и удовлетворения. Она становиться проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть ступеньки развития.

Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Движения глазных яблок стали координированными. Если взять яркую игрушку (желтого, голубого, оранжевого, красного цвета) и показывать ее ребенку на расстоянии 25-30 см, то можно увидеть, что он не только поймает ее взглядом, но и будит следить за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание - глазки уже не должны косить.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление языка, развитие движений и расширение диапазона эмоциональных реакций. Для этого необходимо правильно организовать то время, когда ребенок не спит.

Если малыш не спит не оставляйте его в кроватке - старайтесь, что бы он проводил это время на пеленальном столике (на плотной поверхности). Вы можете сделать малышу поглаживание, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения - выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом - ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз другую по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.). Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание у вашего малыша к ползанию.

Ребенок, как и в предыдущий месяц, стремится к общению с вами. Малышу необходимо, чтобы с ним ласково и долго разговаривали, пели песенку. Есть детки, которых успокаивает негромкая спокойная музыка. Это могут быть как произведения классики, так и детские песенки. Рассказывайте вашему малышу детские стишки, коротенькие сказки и просто старайтесь разговаривать с ним как можно больше, не зависимости чем вы занимаетесь - купаете ребенка, кормите, одеваете - озвучивайте все ваши действия.

Когда вашему малышу исполниться 4 месяца, вам необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. Так как вы уже хорошо знакомы с вашим детским врачом, можете задать ему все интересующие вас вопросы относительно режима дня, введения в рацион ребёнка новых продуктов питания (соки, фруктовые пюре и т.д.), новых игрушек для ребенка, которые наилучшим образом развивали его психоэмоциональную сферу.

Педиатр со своей стороны должен проконтролировать проводится ли профилактика анемии и рахита, соблюдаются ли сроки вакцинакции.

С каждым днем малыш растет и развивается и требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, определенные методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если вы опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших деток - постоянно узнавайте что-то новое о вашем малыше, наблюдайте за ним, при возникновении вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущие вашей семьи.

Первые зубки у грудных деток появляются, как правило, в 5 или в 6 месяцев. Но есть определенный процент малышей, для которых процесс прорезания молочных зубчиков начинается в конце 4-го месяца. Вы заметите, как изменится поведение вашего малыша в этот период. Приведем только некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание: ребенок нервный, беспокойный, практически все тянет в ротик и покусывает деснами, может подниматься температура до 38-39 °С. Также процесс прорезания зубок, часто сопровождается расстройствами пищеварительной системы, насморком и заболеванием горла. Мы привели общие признаки, каковы они будут у вашего ребенка зависит от реакции организма, типа телосложения и зрелости периферийной и центральной нервной системы.

В том месте, где должен появиться зубчик десна будут красные и немного припухшие. В основном первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать воспалившееся десна. Поэтому рекомендуем приобрести для него грызунчик – резиновая игрушка в виде колечка или другой формы с жидкостью внутри. Ее нужно положить в холодильник на некоторое время, чтобы жидкость охладилась, а потом предложить малышу. Дело в том, что холод действует успокаивающе на десна, он устраняет ощущение боли и чесания десен. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десна в местах их раздражения.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 700-750 гр. в среднем за месяц;
  • рост ребенка увеличивается на 2-2,5 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может удерживать маленькие предметы между указательным и большим пальцами;
  • удивлено смотрит на предмет, который упал и на место, с которого он упал;
  • все предметы, которые попадаются в руки, малыш, отправляет на «тестирование» в ротик;
  • плещется в ванной и получает удовольствие во время купания;
  • кроха интересуется запахами и различает их;
  • самостоятельно переворачивается с спинки на животик и наоборот;
  • организм ребенка подготовился к употреблению более плотной еды (прикорм);
  • пробует выполнить «плавательные» движения и перемещаться в кроватке;
  • в положении на спине и животе, поворачивает головку в разные стороны;
  • ребёнок длительное время удерживает головку;
  • на разных расстояниях фокусирует взгляд.

Интеллектуальные навыки:

  • у ребенка увеличивается длительность активного период после дневного сна (около одного часа).
  • у присутствии людей, малыш больше улыбается и «разговаривает» (гукает).
  • у ребенка наблюдается кратковременная память от 6 до 8 секунд.
  • ребенку нравиться имитировать знакомый тон и издавать разные звуки.

Социальные навыки:

  • интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему;
  • ребенок смеётся, когда с ним разговаривают и требовательно кричит, если игра останавливается;
  • малыш смеётся, если его пощекотать за ножку или под ручками;
  • издает звуки, чтобы привлечь чьё-то внимание;
  • с удовольствием слушает музыку;
  • ребенок любит играться во время игры.

Режим дня

На четвертом месяце режим дня малыша нужно организовать в правильной последовательности: спит - кушает - гуляет - спит и т. д. Между сном и кормлением необходимо соблюдать определенные периоды - это способствует хорошему аппетиту у ребенка.

Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.

Ночью сон малыша становиться беспрерывным, более длительным - около 10-11 часов, и глубоким.

Вы сами должны определить время, когда нужно класть спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как же узнать хочет ребенок спать или нет? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец - это признаки усталости, которые подскажут маме, о том, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите такое поведение ребенка сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать «код засыпания» вашего малыша.

Ночной сон становиться более спокойным и имеет продолжительность около 9-11 часов. Днем малыш спит 3- 4 раза от 1,5 до 2 часов, при этом дневной сон должен быть на свежем воздухе. Каждый вечер, непосредственно перед сном купайте ребенка - водные процедуры способствуют хорошему сну. Можно проводить воздушные ванны по 10-15 минут перед купанием.

Температура воздуха в комнате малыша не должна превышать 21-22 °С. Более высокая температура плохо влияет на рост и развитие ребенка.

Помещение необходимо проветривать, лучше всего сквозным проветриванием, при этом обмен воздухом осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание проводят 5 раз в день во время отсутствия ребенка. После проветривания температура воздуха в комнате должна снизиться на 2-3 °С. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, при этом закрывать ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 10 °С два раза в день зимой - 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет (тоненькая маечка и ситцевые ползунки.)

При закаливании ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • ребенок должен быть полностью здоровым;
  • при закаливании нужно учитывать индивидуальные особенности малыша, его положительные эмоциональные реакции;
  • постепенно наращивать интенсивность закаливающих процедур;
  • занятия должны проводиться систематически;
  • закалять ребенка можно начинать в любое время года;
  • после перерыва закаливающие занятия с малышом нужно восстанавливать сначала.
Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляйте раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, потом к влажным).

Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше.

Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в влажной воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки ребеночка от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.

  • движения руками с обниманием тела;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • отклонения головы назад в положении на весу;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше - не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию - это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.).

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания ( , искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый - фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят , начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Объем еды на одно кормление, мл

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Фруктовое пюре (тёртое яблоко)

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

После каждого кормления у вас есть 1,5-2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка - игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны. Перед ночным сном период бодрствования можно сократить до одного часа.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Четырехмесячный малыш очень сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту дети уже ощутимо взрослеют по сравнению с первыми месяцами после рождения, изменяются внешне, физически и психологически.

Пропорции тела немного меняются: разница в объеме головы и грудной клетки, которая бросается в глаза в первые месяцы жизни, постепенно уменьшается, конечности становятся длиннее. В целом пропорции тела медленно приближаются к пропорциям взрослого человека. Кроме того, к четырем месяцам малыш «наедает» щечки и превращается в славного пухленького карапуза.

Появляются и новые навыки. Малыш осваивает разные способы изучения окружающего мира, начинает активно с ним взаимодействовать, осваивает новые действия. Все это происходит на фоне совершенствования органов движения, чувств и нервной системы. О том, что умеет ребенок в 4 месяца, поговорим подробнее.

Навыки четырехмесячного ребенка

  • В четыре месяца происходит угасание хватательного рефлекса, и хватание становится произвольным. Это означает, что раньше ребенок рефлекторно сжимал кулачок, как только что-либо касалось его ладошки, а сейчас он сжимает предмет ручкой тогда, когда сам хочет взять его. Произвольность движений – большой прогресс в развитии, ведь это означает, что ребенок уже пытается научиться управлять своим телом, координировать движения. Если говорить о хватании, то для ребенка это новая, гораздо более сложная цепочка нервных импульсов, пусковым механизмом которой является интерес ребенка к предмету. ()
  • Когда ребенок берет в ручку какой-то интересный предмет, он уже не просто держит его, а пытается совершать разные манипуляции, рассматривает, обязательно тянет в рот. Малыш может пытаться стучать предметом, трогать пальчиками детали. Это естественный и очень важный этап познания. Правда, в четыре месяца координация движений еще очень далека от идеала, тем более мышцы кисти развиты еще слабо, поэтому держать что-либо ребенок не может совсем не долго.
  • В возрасте 4-х месяцев многие малыши овладевают не только умением переворачиваться на живот, но и в обратную сторону. Обычно, когда у ребенка появляется в арсенале весь набор переворотов, родители переселяют чадо на пол во избежание падения. Тем лучше для ребенка, ведь перед ним теперь огромное пространство для освоения. С помощью переворотов дети научатся перемещаться по комнате и даже добираться до интересующих объектов. (Читаем подробно: )
  • Лежа на спине, четырехмесячный малыш пытается приподнимать голову и плечи, как будто пытается сесть. На самом деле, редко кто из детей садится из положения «лежа», в основном дети начинают садиться как бы с бока, опираясь на бедро. Раньше считалось, что в 4 месяца ребенка уже нужно присаживать. Попытки приподняться из горизонтального положения только усиливают желание поскорее усадить малыша. На сегодняшний день ортопеды категорически не рекомендуют заниматься присаживанием детей до тех пор, пока они не начнут садиться сами, и уж тем более не надо предлагать малышу в качестве опоры мягкие подушки. Опора для сидения в любом возрасте должна быть жесткой. (Читаем статью: )
  • Новые навыки демонстрирует ребенок и лежа на животике. Речь идет о задатках к ползанью. В 4 месяца ребенок умеет приподнимать попу и отталкиваться ножками. Кое-кто действительно ползает по-пластунски. Кстати, многим детям первое время проще ползать назад, чем вперед. Мотивировать малыша к ползанью можно любимыми игрушками, разложенными перед ним на доступном расстоянии. При этом малыш должен все-таки иметь возможность осуществить задуманное и дотягивался до игрушки, иначе интерес к такой забаве быстро угаснет.()
  • Новшества появляются в области зрения и слуха. Если раньше ребенок мог четко видеть предметы, расположенные в пределах 50-70 см. от него, то сейчас он хорошо видит на расстоянии 3-3,5 метров. Это означает, что малыш легко может рассматривать комнату или наслаждаться видом из окна. Слух тоже становится более тонким. Ребенок начинает хорошо различать звуки, реагировать на звуки музыки, понимать эмоциональную окраску звуков. Самым приятным звуком для ребенка, конечно, является мамин голос.
  • Со слухом очень тесно связано речевое развитие. С четырех месяцев ребенок уже умеет произносить слоги, которые часто принимаются за первые слова. Это могут быть слоги «па», «ма», «ба». Губами малыш пытается воспроизводить артикуляцию взрослых. Гуление и лепет звучат все чаще. Особенно много малыши «разговаривают», когда пребывают в хорошем расположении духа. На том этапе очень важно эмоциональное общение взрослого с ребенком. В 4 месяца дети уже сами способны инициировать это общение, призывая маму к контакту с помощью улыбок и своих «словечек».
  • Социальное развитие тоже не стоит на месте. Главными фигурами в жизни малыша, бесспорно, являются родители. К четырем месяцам ребенок уже начинает выделять «своих» и «чужих». Причем в категорию «чужих» могут попасть даже вполне близкие родственники, если малыш их редко видит. Обычно своим предпочтения карапуз выражает тем, что в присутствии незнакомого или малознакомого человека малыш проявляет беспокойство, плачет, напрягается всем тельцем. По большому счету, в свой круг привязанностей ребенок в таком возрасте допускает только тех, кого видит ежедневно или хотя бы через день. Дело в том, что запоминание и долговременная память у маленького человечка развита не очень хорошо, поэтому для него существует только то, что он видит в данный момент. Поэтому родственники, которые появляются перед ребенком эпизодически, каждый раз воспринимаются как новые люди.

В этой статье мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Этот набор навыков является условным для 4 месяцев, поскольку у каждого ребенка те или иные «умелки» появляются в соответствии с собственным темпом развития. Впереди еще много новых открытий и свершений, поэтому лучше не торопить события и радоваться постепенному взрослению вместе с малышом.

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов - отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков - 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.

В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: );
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.

В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство.

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.


Большое значение в 4 месяца имеют несложные развивающие игрушки, помогающие малышу прикоснуться к окружающему миру, познакомиться с ним

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: ). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.


Малыш в 4 месяца уже открыто проявляет свои эмоции, может радоваться и грустить. Поэтому родители должны считаться с его присутствием при обсуждении негативных или неприятных тем, по возможности ограждать малыша от прихода агрессивно или критически настроенных людей

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность "Комплекс оживления" возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Питание и его особенности

К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание , в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду - можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью - например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов , отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.