Ребенок 1 год 3 месяца питание. Развитие ребенка в один год три месяца

Год и три месяца – период, когда интенсивное физическое развитие крохи уже позади, и ежемесячные изменения роста и веса уже не являются важными показателями правильного развития малыша. На первый план в этом возрасте выходит психическое развитие карапуза – теперь активно познающий мир малыш радует родителей своими открытиями и достижениями. Но для того чтобы контролировать развитие крохи и при необходимости своевременно его корректировать, важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца.

Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:

  • Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек — 74,8–80,2 см;
  • Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
  • Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.

Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно.

В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:

  1. Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
  2. Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
  3. Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
  4. Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
  5. Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
  6. Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
  7. С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
  8. Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
  9. Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
  10. Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).

На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.

В этом возрасте ребенок уже может проситься на горшок, но так как данное умение связано с волевыми процессами, этот навык относится и к психическому развитию малыша.

Психическое развитие

После года бурными темпами развивается эмоциональная сфера – ребенок бурно реагирует на появление родителей, новые игрушки, копирует поведение взрослых и их мимику. Малыш проявляет интерес к другим детям и может «заражаться» их эмоциями (звонко хохочет или плачет за компанию). Эмоциональный фон еще очень подвижен – настроение крохи может очень быстро меняться. По сравнению с предыдущим периодом малыш в течение дня более уравновешен.

Окружающий мир познается через чувствительное и эмоциональное восприятие (что такое «горячо» или «больно» познается эмпирически). Новое вызывает у ребёнка удивление, неожиданное – пугает.

Малыш увлеченно исследует все вокруг, поскольку он уже начинает улавливать причинно-следственные связи (если что-то толкнуть, оно падает и т.д.).

Если у карапуза что-то не получилось, он расстраивается, и радуется, если достиг своей цели. В сложные моменты кроха обращается за поддержкой к взрослым.

В один год и три месяца ребенок:

  • Знает две формы (шар-мяч и куб-кубики);
  • Способен различать предметы по цвету и размеру;
  • Умеет возводить башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамиду;
  • Воспроизводит разученные действия с игрушками (возит машинку, кормит игрушки и др.);
  • Любит играть с предметами обихода, «говорить» по телефону;
  • Изучает устройство предметов;
  • Выкладывает из коробок предметы и складывает их обратно, накрывая крышкой;
  • Может пробовать «рисовать».

В год и 3 месяца развитие речи идет стремительными темпами, поэтому кроха разговаривает с игрушками.

Речь ребенка

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца в норме включает:

  1. Значительное увеличение пассивного словарного запаса (слов, которые малыш понимает, хотя не все из них произносит).
  2. Повторение новых слов и звуков. Слова в большинстве своем обозначают близких («ма-ма», «ба-ба» и др.) или являются звукоподражательными (собака – «ава» или «ав-ав»). Малыш может вместо слова произносить начальный слог или слог под ударением (от случайных слогов такие слова отличаются привязкой к конкретному предмету или ситуации).
  3. Произнесение слов, объединенных по определенному признаку (например, «ам-ам» может быть и посудой, и выражением желания поесть, и констатацией факта, что кто-то ест или это едят). Признак, по которому обобщаются разные предметы, может быть разнообразным – форма, текстура и др.
  4. Произнесение вопросительного слова-звука и одновременное показывание пальцем на предмет. Таким образом ребенок дает понять, что он хочет узнать название этой вещи.
  5. Может выборочно слушать стихи (в процессе рассматривания книжки) или короткую «сказку на ночь», но репертуар всегда ограничен («Репку», если ребенок согласен слушать сказку, можно повторять несколько раз за один день – малышам нравится, когда они узнают текст, но длинные произведения в прозе они запомнить не могут).

Развитие речи у детей зависит от того, насколько часто родители общаются с ребенком. Речь быстрее развивается у малышей, мамы и папы которых комментируют свои действия, и в ответ на указательный жест крохи или на его обозначающее предмет «слово» называют предмет или объясняют его назначение.

Способствуют развитию словарного запаса телесные ощущения и действия, которые сопровождают новое слово (листик можно потрогать, в колокольчик позвенеть).

Важно: На данном этапе развития карапуза (до 2 лет) необходимо быть очень осторожным с методиками раннего обучения. Дети в этот период действительно способны хорошо запомнить буквы, цифры и фигуры. Так как это абстрактные понятия, а абстрактное мышление в таком возрасте отсутствует, обучение приобретает характер механического заучивания и вредит развитию речи. Кроме того, обучение по разнообразным методикам не должно доминировать над живым эмоциональным общением, иначе у вас вырастет вундеркинд с нарушениями эмоциональной сферы.

Развивающие занятия и игры

Многие мамы, попав в игрушечный магазин, теряются от обилия ярких и разнообразных игрушек. С одной стороны, хочется порадовать детку новой игрушкой, а с другой стороны, поющего бегемотика ребенок игнорирует, и вместо этого возится с коробкой.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чем он действительно будет играть, и что будет способствовать развитию?

Для деток после года и трёх месяцев можно покупать:

  1. Каталки – фигурку животного или предмет, которые во время движения «оживают» (крутят головой, перебирают лапками и т.д.). До полуторагодовалого возраста приобретать стоит только те каталки, которые надо толкать перед собой - ребенку интереснее идти за игрушкой, которую он видит, чем тянуть ее за собой. Благодаря каталкам ходьба у малышей быстрее приобретает автоматический характер. Конечно, при выборе каталки надо обращать внимание не только на яркость и эффектность, но и на устойчивость. Игрушки, издающие резкие звуки, желательно не покупать.
  2. Игрушки, которые помогают осваивать действия, совершаемые с бытовыми предметами. К таким игрушкам относятся формочки и лопатки для песочницы (зимой большой лопаткой можно копать снег), кукольная посудка (должна быть достаточно прочной и не очень маленькой по размеру), игрушки, имитирующие строительный инструмент (молоточек и т.д.), удочка для ловли рыбок при помощи магнита и т.д.
  3. Самообучающие игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики), при игре с которыми ребенку приходится самостоятельно соотносить размер, расположение или форму частей.
  4. Игрушки для развития речи – сюжетные картинки или крупные пазлы, книжки для самых маленьких (в твердой обложке, с яркими картинками по типу «Где чей малыш», «Овощи» и др.).
  5. Мячи - от помещающегося в руке пружинящего мячика до детского мяча для фитнеса (заниматься на нем можно только с мамой!).
  6. Способствующие физическому развитию лесенки, коврики, обручи и т.д. (если детская позволяет, можно купить даже горку).
  7. Машины – грузовики для перевозки кубиков, песка и т.п. (нравятся даже девочкам), машины, на которых можно кататься при помощи ног и просто яркие машинки, которые можно возить на веревочке.
  8. Соответствующие возрасту интерактивные и музыкальные игрушки (например, Chicco «Ферма»). Такие игрушки стимулируют развитие речи и тренируют память.

Занятия для физического развития

В этом возрастном периоде детки не могут долго играть самостоятельно, поэтому кроме развивающих игрушек малышу нужны развивающие игры. Первый шаг уже остался позади, но не все дети одинаково ловко управляются с собственным телом. Именно для физического развития рекомендуются упражнения:

  • С обручем (совместные со взрослым приседания, когда и родитель, и ребенок держатся за обруч, проползание через обруч и т.д.);
  • Сгибание и разгибание туловища;
  • Катание мяча;
  • Приседания, при которых кроха собирает игрушки;
  • Поднимание ног и др.

Важно: Любые развивающие занятия должны быть удовольствием для ребенка, игрой, поэтому принуждать малыша категорически запрещается – если ребенок противится, его нужно заинтересовать. Занятия не должны занимать много времени, так как кроха быстро устает, и должны проводиться регулярно.

Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Режим дня остается прежним, питание – пятиразовым или четырехразовым, с интервалом в 3–4 часа.

В рационе должно присутствовать достаточное количество молочных продуктов (количество творога можно увеличить, добавить небольшое количество нежирной сметаны), фруктов и овощей.

Ягоды с плотной кожурой желательно измельчать в пюре, мягкие плоды можно давать дольками. Экзотические фрукты можно давать только в умеренном количестве. При склонности к аллергии перед введением нового продукта желательно проконсультироваться с аллергологом.

Блюда должны подаваться в тушеном или вареном виде, а сладкое присутствовать в минимальном количестве (печенье или вафли на полдник).

Поскольку дети в этом возрасте могут перебирать, что они будут есть, а что – нет, блюда можно оригинально оформлять (в виде мордочек животных и пр.).

анонимно , Женщина, 26 лет

Здравствуйте, моему сыну год и три месяца, рост и вес по возрасту, а вот на счет развития есть сомнения. Врачи в год на осмотре вроде говорят норм, хотя ни маму не показывал тогда, 10 слов в словарном запасе ни тогда, ни сейчас нет. Ходит он хорошо, бегает, всё рвет и ломает. Из умений: собирает пирамидку но кольца не по очереди, цветные разного размера стаканчики только с моей помощью, знает где машинка, умеет открывать все шкафы и выкидывать вещи, играет машинками, в мяч, может по долгу играть сам с собой. Слов мало: мама(не всегда значит маму), ррр(машина), та, эта, да, нана. Он не умеет показывать части тела, не показывает маму, других родственников, игрушки, не пьет из чашки, не ест сам, боится горшка. Я стараюсь заниматься с ним, муж вообще почти не занимается. Я бою, что мы отстаем очень сильно. Подскажите пожалуйста, нам нужно ко врачу по развитию обратиться и совсем ли плохи у нас дела??-

Здравствуйте! Вы совершенно нормально развиваетесь, как и положено малышу его возраста: он умеет у вас складывать пирамидку, заниматься самостоятельно, знает слова, произносит их, ходит, даже бегает. О чем вы говорите?! У вас все в порядке! Не спешите, вы развиваетесь по возрасту. Растите здоровенькими! Если будут еще вопросы, пишите!

анонимно

Здравствуйте, я ранее писала о развитии малыша в год и три месяца. У меня еще возник вопрос. В год мы ходили на осмотр к психиатру(просто плановый осмотр) и врач сказала, что он должен говорить 10 слов в год, показывать пальцем маму, папу, игрушки, на себя и глазки-носик-ротик. В год он ничего из этого не показывал. Я старалась эти три месяца занималась, брала его пальчик и показывала и маму, и папу, и носик, и ротик, и т.д. Он ни в какую не хочет показывать ни части тела, ни маму с папой, знает только где машинки у него и всё. У него вообще никаких сдвигов в развитии за несколько месяцев. Слов он знает 6-7, но говорит из них часто только, та, и,эта, и мычит, а не говорит. За мной никакие слова не повторяет, читать со мной не хочет, пирамидку тоже уже как раньше не собирает, ничем заниматься не хочет. Я уже в отчаянии. Муж с ним не занимается, а мне одной тяжело. Уже опускаются руки. Дети подруг намного смышленее и умеют больше. Скажите, к какому врачу обратиться по поводу отставания в развитии?

Здравствуйте! Если у ребеночка нет никакого генетического синдрома, не было родовой травмы, связанной с нарушением ЦНС, не было сложных родов с длительной гипоксией, не было внутриутробной инфекции, во время беременности вы не перенесли никаких тяжелых вирусных заболеваний, тогда такая скорость развития вашего малыша - это всего лишь его индивидуальная скорость. Есть дети, которые в 9 месяцев уже все понимают и ходят и говорят, есть дети, которые в 4 года еще не могут связно сказать предложение, но это не значит, что первые гении, а вторые отстают. Просто у каждого малыша свой ритм развития ЦНС. И ваши занятия не проходят даром. Просто не надо так напрягать ни себя ни ребеночка. Ну не знает он 10 слов в год, это не критично! Не может он показать у мамы носик и глазки, зато знает свои машинки, или на животных реагирует. Постарайтесь не требовать от малыша того, что он пока не готов вам выдать. Детей нельзя равнять всех под какие-то условные границы. И психиатр вам сказал заученную фразу, которая ничего не значит для вашего ребеночка. Он у вас самый лучший и умненький, просто пока еще очень маленький! 2

анонимно

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могут ли роды влиять на интеллект ребеночка. У меня было экстренное кесарево с эпидуральной анестезией, которая неправильно подействовала, я была на искусственной вентиляции легких во время кесарева, а у малыша было обвитие пуповиной вокруг шеи 4 раза и гипоксия, и не закричал он когда родился. Скажите, может ли он из за этого тормозить в развитии и можно ли это как-то исправить? Заранее благодарю за ответ.

Здравствуйте! Ваш малыш не тормозит в развитии. Он развивается согласно возрасту. В его возрасте мыслительный процесс еще не развит, поэтому малыши практически все делают не задумываясь, хватают, лезут, спешат, падают. Максимум, что детки могут делать - это повторять и то не всегда и не обязательно, но могут показать пока-пока, ладушки, катать мячик, вытаскивать игрушки из коробки, вытаскивать для них намного легче, чем собирать, то же касается и сбора пирамидки. И обвитие и гипоксия могут стать причиной нарушения умственной деятельности только в том случае, если ребеночек находился в тяжелом состоянии, у него произошли необратимые процессы в головном мозге. Но в вашей ситуации по тем навыкам, которые имеет ваш ребеночек, все в порядке. Я не знаю, как еще можно вас убедить не требовать от маленького невозможного. Все, что надо уметь в его возрасте, он умеет. Остальные навыки приобретаются со временем постепенно. Растите здоровенькими!

анонимно

Добрый день! Огромное спасибо за консультацию! Можно ли узнать у вас немного не по теме вопроса? Около месяца назад малыш стал необычно реагировать на мой отказ, например, нашел что то несъедобное на полу, какую-нибудь ниточку и хочет съесть, или забираю книгу, которую он начинает рвать, он начинает капризничать, может подойти меня ударить по ноге, или может сам себя бить по голове, а сегодня ударил себя по лицу, когда, пропылесосив, я собралась убрать пылесос в кладовку(сын любит катать его как машинку, иногда делает вид,что пылесосит). Я не знаю как мне на это реагировать, пожалеть его, может не обращать внимание. Является ли такое поведение нормой или как реагировать на это? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте! Вы проявляете слишком повышенное внимание к поведению малыша, ищете в нем какие-то отклонения. Не нужно этого делать. Ребенок в год еще не знает, как правильно на что-то реагировать, учится у родителей, копирует, но в то же время может и не зависимо от окружения проявить свои эмоции по разному, так, как ему захотелось в данный момент. Ничего страшного в том, что он ударил себя или вас нет. Но, вы, как разумный человек, должны ему объяснять, подсказывать, что делать можно, а чего нельзя. И даже если вы месяц, два, три, говорите, что нельзя есть с пола, а он все равно это делает, это не значит, что он отстает в развитии или проявляет какой-то протест. Скорей всего, для него это игра, он берет с пола ниточку, и ждет, вашей реакции. Замените эту ниточку на что-то интересное, не оставляйте его ручки пустыми, дайте ему сушку, пусть грызет, предложите ему книжки, которые сложно порвать, для малышей. Отвлекайте его от каприз, не давайте ему манипулировать вами, в то же время, показывайте, что вы его любите. Начните его веселить, щекотать, баловаться вместе с ним. Ему не захочется капризничать. И еще, раз у вас возникают такие вопросы, почитайте спец.литературу или обратитесь к детскому психологу. Так вам будет легче понимать вашего ребеночка. Здоровья вам!

1 год и 3 месяца — это очередная веха в развитии малыша. Начинает пропадать младенческая округлость, ребенок, что называется, «вытягивается», а рост и вес набираются не так стремительно, как на первом году жизни. Развитие по-прежнему идет полным ходом. Каждый день наблюдательные родители замечают что-то новенькое — жесты, движения, слова, понимание и осмысление происходящего вокруг. Но это и очень сложный возраст, когда ножки готовы нести своего маленького владельца куда угодно, а мыслительная деятельность развита не настолько сильно, чтобы сначала подумать, а потом пойти, залезть, схватить. «Глаз да глаз» — такого правила вплоть до двух лет, а то и больше, придется придерживаться тем, кто всегда старается уследить за карапузом.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.

Мальчики

  • Рост — 76,6-81,7 см
  • Вес — 9,2-11,5 кг
  • Окружность головы — 45,5-48,1 см

Девочки

  • Рост — 74,8-80,2 см
  • Вес — 8,5-10,9 кг
  • Окружность головы — 44,3-47,0 см

В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.

Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.

Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.

Сложности, которые могут возникнуть
  • Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать». Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
  • Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов. Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 1 год и 3 месяца

  1. Очень полезно делать гимнастику , ребенок учится повторять несложные движения и развивается физически. Веселее выполнять несложные действия под какую-нибудь простую музыку. Песенки Железновых, например, прекрасно подходят для 3-5 минутных «разминок». Желательно разучить две-три песенки и повторять их в течение 10 дней. Потом добавьте новые, раз в несколько дней повторяя уже выученные и любимые. Так в скором времени вы будете знать и повторять полтора-два десятка веселых движений к удовольствию малыша и окружающих.
  2. Снимать кольца с палочки и надевать их на нее — тоже необходимый навык в возрасте 1 год 3 месяца. Пирамидка как нельзя более подходит для этих целей. Пусть ребенок не способен уделить длительное внимание игре, но даже 5 минут в день скоро дадут свои результаты.
  3. Показывайте и рассказывайте малышу, что такое горячее и холодное , мокрое и сухое, большое и маленькое, чистое и грязное.
  4. Во время прогулок обращайте внимание крохи на окружающие его предметы и их части: например машина — колеса, деревья — листья.

Найди пару

Разложите перед малышом парные предметы (носки, варежки, ботинки) по одной штуке от пары. Доставайте по одному вторые предметы пары и просите найти «друга».

Перекатывание мяча

Перекатывайте мячик друг другу сидя на полу, сначала с небольшого расстояния, после отодвигаясь дальше.

Прохождение трассы

Создайте на полу «трассу» с препятствиями, разместив разные по высоте коробки, стул и предложите малышу пройти. Невысокие предметы он должен перешагивать, высокие — обходить, под стулом пролазить. Можно попросить объехать препятствия машиной, которую ребенок будет тянуть за веревочку, либо толкать.

Что приготовить ребенку в 1 год и 3 месяца: рацион питания малыша

Морковная каша

Манка — 2 ст. л., морковь — 1/2 шт., молоко — 1 стакан, сахар — 1ч. л., масло сливочное — 1/2 ч. л., соль.
Морковь натереть на мелкой терке. В кипящее чуть подсоленное молоко тонкой струйкой всыпать крупу и положить морковь. Дать закипеть и варить на медленном огне 10-15 мин, помешивая. Добавить масло и сахар.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Каша гречневая на молоке
Чай
Хлеб с маслом
Икра из свеклы с яблоком
Омлет паровой
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Каша пшенная с тыквой на молоке
Чай
Хлеб с маслом и сыром
Обед Суп рисовый с овощами, протертый
Биточки из кальмаров и рыбы
Пюре картофельное
Компот из сухофруктов
Хлеб
Суп молочный с картофелем и морковью
Кнели мясные паровые с творогом
Овощное рагу
Напиток морковно-яблочный
Хлеб
Бульон с яичными хлопьями
Голубцы ленивые
Кисель на отваре шиповника
Хлеб
Полдник Вафли
Фрукты
Кефир
Печенье
Пюре фруктовое
Кефир
Блинчики с протертым яблоком
Кефир
Ужин Творог с помидорами
Зразы картофельные с овощами
Молоко
Хлеб
Тыква с яблоком
Суфле рисово-морковное
Молоко
Хлеб
Пудинг гречневый с творогом
Мусс фруктовый
Чай с молоком
Хлеб

При этом резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он САМ уже встал на ноги и даже научился ходить. Благодаря невиданной доселе свободе действий – кроха почувствовал себя независимым от родителей. И к их удивлению: он начинает демонстрировать свое упрямство, нервозность. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства. О том, как преодолеть кризис первого года жизни ребенка Вы можете прочитать в статье: "Кризис первого года жизни ребенка – как его преодолеть?"

Ведущие линии развития ребенка

Откликаясь на различные ситуации в окружающем его мире, ребенок проявляет любопытство, пытается сориентироваться, исследовать их. Его интересует буквально все - и падающая с крыши сосулька, разбивающаяся на мелкие льдинки, и суетливо чирикающие во дворе воробышки, трактор, разгребающий снег, и многое другое. Малыш входит в новый мир человеческих отношений, приобретает новые качества, навыки и умения, которые останутся с ним на всю его последующую жизнь - ходьба, речь и мышление . Ведущими линиями развития по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие.

В развитии речи не предвидится большого прогресса: кроха пользуется несложными коротенькими словами, порой лишь отдаленно напоминающими слова взрослых. Какое количество слов должен уметь произносить ребенок? Говорить это нет смысла, так как абсолютно здоровые и нормальные дети - все говорят по разному, в индивидуальном порядке.

Конечно же - понимает малыш гораздо больше больше слов, чем может произносить. Общаться с ребенком лучше и плодотворнее - основываясь на эмоциональной чувственной базе – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и фольклор для самых маленьких: потешки, песенки, стихи. Главное - пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.

По-прежнему наибольшую роль в умственном развитии играет сенсорное развитие (действий с предметами). Особое значение от I года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка.

Рефлексы любопытства!

Ваш малыш все чаще стал напоминать «Любопытную Варвару»? Учеными доказано, что любознательность ребенка в этом возрасте исходит из врожденного рефлекса - реакции на новизну, который дан ему самой природой. Да, такова природа детства - во многом поведение крохи строится на рефлексах и инкстинктах: и он не может вести себя по другому!

Очень важно понимать и учитывать эту особенность малыша: мир манит ребенка своей неизвестностью, поэтому необходимо прививать малышу понятие осторожности.

Ваш кроха и социум

Социализация малыша, то есть, вхождение в мир людей, идет полным ходом. А входя в общество, ребенок начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких.

Наступило время, когда малыш начинает чувствовать себя более самостоятельным и открывает в себе «деятеля». И поэтому его трудно усидеть на месте, ему непременно нужно все потрогать, ощутить, и непременно увидеть реакцию взрослого на его действия. Общение с мамой и «деловые» контакты с ней в играх с игрушками - это необходимые условия психического и физического развития малютки.

Нетрудно заметить, что ребенок особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто и интересно играет с ним. С примерами развивающих игр с ребенком возраста 1 год – 1 год и 3 месяца – можете ознакомиться в статье «Развивающие игры с ребенком возраста 1 г.-1 г. 3 мес.».

Предметная деятельность малыша - игра

В первые три месяца второго года жизни у ребенка наблюдается нарастание двигательных умений. Он во всем подражает взрослому, постепенно овладевая все новыми и новыми действиями с предметами.

Источником развития ребенка являются игры с развивающими игрушками: шариками, кубиками, пирамидками, матершками, игрушками-вкладышами, игрушками с сюрпризом, игровыми логическими центрами.

Такие игрушки развивают его наглядно-действенный характер мышления. Причем анализ и синтез, сравнение и первые обобщения в сознании Вашего ребенка происходят пока только в практическом действии: например, соединяя и разъединяя кольца пирамидки, катая шарики, вкладывая цветные колпачк, вкладыши, матрешки.

Ваш ребенок все разбирает на части, ломает, рвет книги и бумагу? Здесь нет причин для беспокойства - это не хулиганство, на самом деле такое поведение говорит о том, что малыш ставит свои опыты – так он на практике познает их свойства.

Именно поэтому крохе необходимы игрушки, состоящие из разных частей. Разбирая и собирая их - ребенок совершенствует и подтверждает раз от раза в своей памяти эти новые знания. Прекрасный дидактический пример таких игрушек – игрушки вкладыши (подробнее – «Развивающие игрушки – вкладыши» )..
Кроха постепенно выстраивает в своем сознании «внутренние» связи между предметами, объединяя их по каким-либо признакам. С каждым днем он развивает свой сенсомоторный интеллект, или как его еще называют - интеллект на кончиках пальцев. Абстрактное мышление ему еще недоступно, кроха реагирует лишь на то, что находится в его ладошках и перед его глазами, или, то, что он непосредственно видит в Ваших руках.

Как и раньше ребенок проявляет большой интерес к предметам, которые находятся в руках у Вас, и которые Вы обсуждаете в его присутствии. Но уже сейчас он живо интересуется и другими игрушками. Звуковые и музыкальные игрушки особенно любимы малышами начала 2-го года: это и колокольчики, и погремушки, и барабан, металлофон, бубен. Ребенок быстро начинает узнавать их тембр. Он не только находит их по просьбе взрослых, но и самостоятельно «музицирует».

Дитя второго года жизни все так же требует за собой «глаз да глаз», поэтому это очень тяжелый год в жизни родителей. Многие предметы обладают скрытыми, а порой и опасными свойствами, о которых дитя не пока ничего не догадывается. Но, как же малыш сможет узнать, что такое острое - тупое, холодное - горячее, колючее - гладкое, если не потрогает это?

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Это волнующее слово «Кризис». Как избежать кризиса первого года ребенка?

Рубеж первого года жизни - это важный этап в становлении личности реенка: он начинает осознавать себя самостоятельным человеком. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, никак не хочет ложиться в постель, если пора спать, чем ставит родителей в тупик. Как вести себя с малышом, чтобы избежать неприятностей первого в его жизни кризиса? Об этом читайте в статье "Кризис первого года – как его преодолеть ? "

Воспитание любовью...

Воспитывать ребенка любовью – это значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как правильно сказать ребенку «нет»

А что делать, чтобы запретов было меньше - читайте

Как правильно похвалить ребенка

Когда начинать приучение к горшку?

Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.
На настоящий момент – самое большее, что Вы сможете сделать – это отказаться от подгузников в дневное время, одевая их лишь на ночь.

Физическое развитие ребенка

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей ». . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Вы уже отметили первый день рождения своего малыша – 1 год. Взрослеть и развиваться ребенок начал еще быстрее, его жизнь стала наполняться все большим интересом, а вы не успеваете радоваться новым навыкам своего дитя.

Особенности физиологии ребенка 1 года и 3 месяцев

После года рост ребенка уже не так заметен, а вес он набирает медленнее и это вполне нормально. Теперь малыш ведет себя еще активнее, на что уходит много энергии. Вероятнее всего, вы уже сон днем сократился до одного раза и полностью перешли на «взрослую» пищу.

Психология ребенка в 1 год и 3 месяца

В этом возрасте действия малыша все еще находятся под руководством эмоций. В поведение детей включается также и сознание. В год и три месяца ребенок уже четко знает, что означает совместная игра.

Очень интересно наблюдать, как у малыша начинает проявляться интерес к сверстникам. Теперь ребенок может найти себе друга в песочнице, некоторое время играть общими машинками или куклами, копать яму или строить гараж. Продолжается такая дружба обычно до того момента, как один из участников переключит свое внимание на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца (если раньше вы этого не делали) можете начать читать перед сном сказки. Еще некоторое время назад книга была такой же игрушкой, которую сначала нужно рассмотреть, а потом обязательно попробовать на вкус. Потом вы научились вместе переворачивать странички, выучили предметы. Значит, теперь ребенок вполне готов воспринимать на слух простые истории. Чтение малышу перед сном не только поможет его уложить, но и заложит зернышко любви ребенка к книгам в будущем.

Что умеет ребенок в один год и три месяца?

Перемещение малыша по комнате уже более уверенное. За руку с взрослым ребенок может ходить по ступенькам (одно из любимых занятий детей этого возраста).

Новые звуки и слова для малыша становятся очень интересными, поэтому он их запоминает и повторяет.

Ребенок не перестает изучать окружающую его среду, пытаясь понять, как связаны между собой некоторые действия. Например, если столкнуть стакан с водой, то он упадет, а жидкость выплеснется на пол. Малыш делает это не для того, чтобы навредить родителям, а для того, чтобы понять, что будет. Поэтому не спешите ругать, а попытайтесь объяснить.

Важно! Приступайте к воспитанию полезных привычек ребенка. Научите свое чадо складывать игрушки после игры, причесываться по утрам, убирать за собой со стола тарелочку после еды. Воспитание внутренней организованности начинается именно с этого периода.

К чему должны быть готовы родители ребенка в 1 года и 3 месяцев?

В этот период ваш малыш знакомится со всем, что его окружает. Он еще не понимает, почему и что. Будьте снисходительны, прощая вредности своего ребенка. Если каждый действие вы будете воспринимать серьезно, ругать кроху и наказывать, то вы можете отбить желание узнавать что-то новое. Объяснить ребенку что-нибудь в этом возрасте сложно, но вы все равно должны пытаться. Не оставляйте горячий утюг, открытые розетки, острые предметы в доступных местах. Познание мира должно быть интересным, а не травмоопасным. Безопасность ребенка - прежде всего!