Расписание дня дошкольника. Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста? Дополнительные занятия, секции и кружки

Режим в детском саду для всех детей одинаковый. Поэтому если дома вы привыкли спать до обеда, не укладывать ребенка в сончас и кушать, когда вам захочется, то перед поступлением в дошкольное учреждение необходимо максимально приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Это поможет ребенку в адаптационный период.

Обычно трехлетки легко переносят . В этом возрасте они уже готовы общаться со своими сверстниками и другими взрослыми и получать новые знания. Воспитываясь дома, ребенок не получает необходимого социального общения. К тому же в детском саду занятия с ребенком проводятся по специальной программе, соответствующей его возрастным особенностям.

В коллективе сверстников ребенку намного проще учиться общению или получать навыки самообслуживания, глядя на других деток. А для того, чтобы ваш ребенок еще легче перенес период адаптации, нужно месяца за 2-3 приучать его к режиму. Дома очень сложно соблюдать жесткий распорядок дня. А в детском саду он построен оптимально для маленького человека и способствует его физиологическому и психологическому развитию.

Режим в разных детских садах может отличаться, но принцип его везде одинаков.

Примерный режим дня в детском саду

Постоянным в распорядке дня остается прием пищи и сончас. Прогулка зависит от погодных условий и времени года. Если погода плохая, в это время проводятся игры или занятия. В некоторых садиках есть еще и второй завтрак.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Требования к режиму дня в детском саду по СанПиН

Четырехразовое питание детей организуется в помещении группы. Интервал между приемами пищи не более 4-х часов. Более подробно о режиме питания, рационе и меню смотрите .

2 раза в день организуется прогулка: в первую половину дня и после сончаса, что в общей сложности составляет 3 — 4 часа. При температуре ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.

Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет должна занимать не менее 3 – 4 часов в день. Сюда относятся , подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена.

Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.

Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.

Вы уже выбрали, что подарить малышу на Новый год? Чем обрадовать и удивить любимого кроху? Семейный праздник Новый год — это возможность подарить ребенку яркие эмоции от совместных развлечений. Пусть малыш запомнит на всю жизнь эти волшебство и сказку! Лучшие новогоднее поздравление малышу — персональное интерактивное поздравление!

Один из отзывов заботливого дедушки: «Внучка была ещё совсем маленькой, когда я купил ей самый первый диск. Сказать, что это волшебно — не сказать ничего! Детёныш с открытым ртом сидел и верил, что это правда Дед Мороз с ней разговаривает. Покупал каждый год и ни разу не пожалел. Сейчас уже, конечно, подросла и удивить Дедом Морозом её сложно… Спасибо вам, что смогли подарить малышу на Новый год сказку!»

Скачайте серию в подарок к Новому году и вы увидите как много счастья получит ваш ребенок от просмотра сказочно-игрового сюжета! Посмотрите все необычные варианты новогодних поздравлений малышу !

Организация занятий

Обязательно для гармоничного развития ребенка в режим дня по СанПиН включаются развивающие занятия, которые впоследствии служат и .

Занятия в детском саду ведутся по основным направлениям:

  • музыкальные;
  • физкультура;
  • занятия на развитие мелкой моторики;
  • занятия на развитие речи;
  • знакомство с начальными математическими знаниями.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями, чтобы избежать переутомления ребенка.

Непрерывная длительность образовательного занятия дошкольника не превышает:

  • 10 минут для детей 3 — 4 лет (младшая группа);
  • 15 минут для детей 4 — 5 лет (средняя группа);
  • 20 минут для детей 5 — 6 лет (старшая группа);
  • 30 минут для детей 6 — 7 лет (подготовительная группа).

В день проводится не более 3-х занятий. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия по физическому развитию

Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.

Утренний прием детей

Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

ирина савцова
Организация режим дня и его значение в воспитании детей

Организация режима дня , его значение в воспитании детей

1. Понятие и значение режима дня . Его особенности в разных возрастных группах

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня . Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И. П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка .

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье , обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма , определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие :

– пребывание на открытом воздухе (прогулки) ;

воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма . Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем) . Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста : зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет , а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы) .

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка . У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8 :00 до 12 :00 часов и вечерний – с 16 :00 до 18 :00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю, в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю, в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима , составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей , чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов .

Важно вносить сезонные изменения в режим дня . В программе предложены режимы как для холодного , так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе , так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т. д. – также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание : проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим , с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т. п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей .

Планируя работу, воспитатель предусматривает , чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др., сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т. п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей , большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду » . Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Распорядок дня (в теплое время)

Режимные процессы 1 млад

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.35 7.00–8.35

Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.35–9.00 8.35–8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход 8.30–8.50 8.55–9.15 8.55–9.20 9.00–9.15 8.55–9.05

Занятие (на участке) 8.50–9.00 9.15–9.30 9.20–9.40 9.15–9.45 9.05–9.35

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры 9.15–11.30 9.30–11.15 9.40–11.35 9.45–12.15 9.35–12.10

Возращение с прогулки, водные процедуры, игры 11.30–11.50 11.15–11.40 11.35–12.00 12.15–12.30 12.10–12.30

Подготовка к обеду, обед 11.50–12.30 11.40–12.20 12.00–12.35 12.30–13.00 12.30–13.00

Подготовка ко сну, сон 12.30–15.10 12.20–15.10 12.35–15.10 13.00–15.00 13.00–15.00

Подъем, полдник 15.15–15.35 15.10–15.30 15.10–15.30 15.00–15.25 15.00–15.25

Подготовка к прогулке, игры 15.35–15.50 15.30–15.50 15.30–16.00 15.25–16.10 15.25–16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой 16 .40–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

Распорядок дня (в холодное время)

Режимные процессы 1 млад . гр. 2 млад. гр. средняя гр. старшая гр. подгот. гр.

Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.30 7.00–8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.30–8.55 8.30–8.50

Подготовка к занятиям 8.20–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.50–9.00

Занятия 8.40–9.15 9.00–9.35 9.00–9.50 9.00–10.50 9.00–11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка 9.15–11.30 9.35–11.35 9.50–11.50 10.50–12.25 11.05–12.35

Возращение с прогулки, игры 11.30–12.10 11.35–12.00 11.50–12.15 12.25–12.40 12.35–12.45

Подготовка к обеду, обед 11.50–12.30 12.00–12.40 12.15–12.50 12.40–13.10 12.45–13.15

Подготовка ко сну, сон 12.30–15.00 12.40–15.00 12.50–15.00 13.10–15.00 13.15–15.00

Подъем, полдник 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия 15.15–15.40 15.15–15.50 15.15–16.00 15.15–16.10 15.15–16.20

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 16 .20–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим , учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста .

Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования . Следует соблюдать определенную последовательность их чередования : сон, кормление, бодрствование.

Организация режима дня в условиях домашнего воспитания

Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет .

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность : выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия . В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия . К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей .

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя .

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя . Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Примерный режим дня для детей , не посещающих детский сад (по В. Е. Васильевой и А. Ф. Каптелину)

1 Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7–8.00

2 Завтрак 8.40

3 Игры и занятия дома 9.10 -10.00

4 Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10

5 Обед 12.30–13.20

6 Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) 13.30–15.30

7 Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику 15 -16.00

8 Полдник 16.00

9 Прогулка и игры на свежем воздухе 16.30

10 Ужин 18.30

11 Свободное время, спокойные игры 19 -20.00

12 Ночной сон

Режим в выходные и праздничные дни

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин ., но не более.

Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно , без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина , чувство времени, умение экономить его.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного » ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом , а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим , к которому он привык, на который настроился в детском саду : вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме , разлаживает функции всех его органов и систем , неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения , а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность . В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.

В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня . Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим . Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать) . Поэтому следует заранее, минут за 10–15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли) .

Напомним : во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°) .

В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно : у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5–10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Прогулки.

Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, – важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем , что неправильно одевают их, слишком кутают. громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб» , кататься на санках с горки, ребенок не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду , к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов . Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоническое физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их . Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.

Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма .

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно : вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т. д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде.

Таким образом, необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки , ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Режим дня детей дошкольного возраста

«Здоровый человек есть самое драгоценное

произведение природы»
(Т.Карлейль)

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей в соответствии с их возрастом. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду.

В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает к аккуратности, точности, порядку. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует выработке полезных привычек, прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить в определенное время. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Режим повышает эффективность всех биологических процессов, происходящих в организме, формирует биоритмы. При этом организм практически не подвергается стрессу, поскольку с ним не происходит ничего незапланированного.

Соблюдение режима дня приучает к организованности, к дисциплине. От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, настроение.

У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, комплексом гигиенических мероприятий, с обязательным дневным сном и т.д.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная - в 14.00–16.00.Поэтому ОУД, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой.

Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели ОУД, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Поэтому, я считаю, что необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш ребенок не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть.

Компоненты режима дня

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), ОУД, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Утренняя гимнастика. День ребенка должен начинаться с утренней гимнастики. Обычный комплекс утренней зарядки включает ходьбу, дыхательные упражнения, повороты, наклоны, приседания, кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.

О.УД.

ОУД, вызывающая выраженное утомление детей, планируется в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет - ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

Правильная организация ОУД с детьми дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление. Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Если кормить ребенка в одно и то же время, то организм уже будет знать, когда поступит еда, и будет к этому времени готовиться: усиливать секрецию слюны, желудочного сока, ферментов.

Таким образом, переваривание пищи будет осуществляться эффективнее, а полезные вещества – лучше усваиваться. И малышу удастся избежать многих проблем с пищеварением.

Основное требование к организации питания – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Помощник воспитателя тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.

Дети, посещающие детский сад, получают в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Прогулка. Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении. В режиме дня обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе.Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее.Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.

Привыкая засыпать и вставать в одно и то же время, ребенок намного повышает качество своего сна. Как правило, дети, у которых есть режим, засыпают быстрее, ночью не просыпаются, а весь день чувствуют себя бодрыми и активными.

Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Детям необходимо выделять специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей: рисованием, вырезанием, лепкой, конструированием, счетом, СРИ и т.д.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.

Режим оказывается полезным еще и с психологической точки зрения. Дети являются консерваторами, им не слишком нравятся нововведения. Если у ребенка есть режим, он чувствует себя уверенно и защищенно. Он знает, что он будет делать в течение ближайшего времени, и это его успокаивает. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности. Поэтому, приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно.

Если режим составлен правильно, то ребенок активен в отведенные периоды для бодрствования, у него отличный аппетит и кушать он просит «по расписанию», он находится в уравновешенном состоянии и легко засыпает, а просыпаясь снова весел и активен.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.