Подростковые отношения. Межличностные отношения подростков-школьников. Проблемы межличностных отношений подростков, школьников старшего возраста

Первая любовь одно из самых важных и самых памятных событий в жизни человека. В памяти она остается вне зависимости от того, была ли она счастливой, несчастной или же безответной. Переживания, связанные с первой влюбленностью яркие и драматические.

Первая любовь запоминается потому, что это первая эмоциональная привязанность к человеку из окружающего социума и не принадлежащего к семье подростка. Это его личный выбор без оглядки на родителей. Фактически это самый первый шаг за переделы семейного круга, а значит и шаг в самостоятельность.

Кроме гормонов и, проснувшегося на их фоне, сексуального желания подростка захватывают небывалой силы эмоции. Он чувствует прилив эмпатии, желания заботиться о любимом, он купается во внимании со стороны другого. И конечно, все это происходит в первый раз. Многие моменты первой любви запоминаются на всю жизнь. Они первые, никогда ранее неиспытанные и эта новизна никогда не будет испытана снова. Первый поцелуй никогда не повторится, будет второй, третий, сотый. Но все уже не будет так, как впервые. О подростковой любви часто говорят, как о неком чистом чувстве, и, отчасти, это действительно так. Социолог Лора Карпентер в одной из своих книг объясняет это мнение тем, что человек впервые влюблен, и у него нет опыта разбитого сердца. Он не верит в возможность того, что счастье, на которое он рассчитывает, не случится. Да, первые взаимоотношения могут быть не самыми лучшими, но подростку не с чем их сравнить, и чтобы там ни было, для него его первый партнер самый лучший.

В первой стадии любви, которую называют в народе «конфетно-букетным периодом», подростки очень часто идеализируют свой объект влюбленности. Это есть и у взрослых. Однако взрослые уже имеют некоторый опыт и, бывает, что сами имеют за спиной неудачные связи и отношения. На своего нового кандидата в партнеры они даже в период идеализации смотрят с долей осторожности. Подросток же нередко влюбляется, как щенок. Да, многие видят в своем друге или подружке некоторые отрицательные качества, но игнорируют их или оправдывают. Это происходит нередко даже тогда, когда в отношениях присутствует насилие со стороны одного из партнеров.

Первый партнер оказывает очень большое влияние на то, как далее будут строиться личные отношения у человека. Важно была ли любовь счастливой или нет. Взаимная любовь обычно очень положительно влияет на ощущения человека в обществе и его самооценку. А несчастливая…

Как говорил Толстой: «все счастливые семьи счастливы одинаково, но все несчастные - несчастливы по-разному». Это фраза не только о семьях, но и о людях, которые находятся в отношениях. Один из опросов в старших классах школы в США, проведенных Карлом Е. Пикардом, показал, что испытывают первую взаимную любовь с глубокими позитивными переживаниям только 15% опрошенных детей. Все остальные имеют отношения, которые сейчас метко описывают фразой «у меня все сложно». То есть, процент счастливой и взаимной любви между подростками не так уж и высок. Остальные испытывают разной степени неудовлетворение своими отношениями.

Подростки далеко не всегда начинают встречаться потому, что влюблены. Для них отношения - это не только чувства, но и признак социализации, взросления, успеха и конкуренции. Часто особое значение придается статусу партнера в подростковом коллективе, его возможности и связи. Наличие парня или девушки, даже формальное, повышает самооценку, и он занимает значимое положение в группе сверстников. Бывает, что подростки даже сговариваются между собой «ходить вместе», чтобы создать видимость благополучия.

Но, наверняка, все знают и имеют перед своими глазами примеры того, что люди с полным крахом первой любви впоследствии находили прекрасного партнера и «жили долго и счастливо». А есть такие, кто проносит первый неудачный опыт взаимоотношений через всю свою жизнь. Многое зависит от того, сможет ли подросток оценить свои неудавшиеся отношения конструктивно. Ведь первая любовь - это не только незамутненная радость без опыта неудач. Есть в ней место и душевной боли. Для многих конец первых отношений - это еще опыт переживания потери. Подростки осознают еще глубже, что нет безусловной любви, когда тебя любят по умолчанию. Ты можешь потерять своего партнера без всяких причин. Он может просто передумать или предпочесть другого. И тут ничего нельзя сделать, а только принять положение вещей.

Что из этого выносят подростки?

Одни понимают, что такова жизнь и вновь ищут себе сердечного друга, исправляя ошибки первой любви и отношений. Другие выносят убеждение, что мир несправедлив к ним, и они никогда не будут желанны. Их оттолкнули, и страх повторения этой ситуации преследует их всю оставшуюся жизнь. Нередко они ищут партнера, похожего на свою первую любовь и пытаются закрыть и разрешить нерешенную проблему. Счастья это большинству не приносит, часто все выливается в наступании на те же грабли.

В высоком риске такого исхода первой любви, дети, которые не испытывали эмоционального тепла от родителей. Тоска о безусловной и принимающей любви и привязанности выливается на друга или подружку. Они часто бросаются слепо в новые отношения и особенно сильно идеализируют партнера. Не все партнеры готовы перенести напор таких чувств, да и не все просто хотят этого. Расставание по этой причине, или даже по причине обычной для всех подростков, больно ударяет по детям, выращенным без тепла внимания в семье. Такие подростки чаще попадают в отношения с насилием, оправдывают насильника и крайне сопротивляются всем попыткам окружающих помочь им наладить личную жизнь.

1 6 311 0

Когда приходит время, каждый родитель понимает, что его ребенок, который еще недавно был розовощеким карапузом и смеялся от щекотки, изменился. По рассеянному взгляду, мечтательному выражению лица, повышенной эмоциональности легко догадаться, что именно случилось с человеком: это первая любовь. Такое щемящее чувство иногда бывает взаимным – тогда подростки создают пары и делают первые попытки построения отношений с противоположным полом.

Воспринимать всерьез

Просматривая фильмы про отношения подростков и родителей или глядя на реальную жизнь, часто можно услышать такое выражение как «щенячья любовь». Это некое снисходительное и даже немного пренебрежительное выражение, которое означает, что дети, испытывающие симпатии друг к другу, еще ничего не понимают в чувствах, и их эмоции смешны. Очень важно вовремя понять, что это не так, и признать, что взрослые понимают в отношениях не больше, а то и меньше искренних детей.

Когда речь идет о первых отношениях, ни в коем случае нельзя позволять себе насмехаться над ними, отзываться пренебрежительно, не воспринимать всерьез.

Поскольку такие вещи подростки, которым и так непросто совладать с эмоциями, воспринимают крайне болезненно, реагируют агрессивно или, наоборот, замыкаются в себе. Этого нельзя допустить – особенно в такой непростой период. Подростки и родители должны пройти его достойно, детям важно постоянно ощущать поддержку пап и мам.

Мы обязаны проявлять уважение к чувствам других – и возраст влюбленных не имеет никакого значения.

Осторожно с критикой

Родители часто склонны критиковать друзей и возлюбленных своих детей. Заслужена их критика или необоснованна, важно понимать, что это больно ранит подростков. Они делают свой первый выбор, и им больно осознавать, что папа с мамой его не приемлют. Даже если сын или дочь начали отношения с кем-то, кто, по убеждению родителей, оказывает негативное влияние. Критика, осуждение, категорическое невосприятие не отталкивают от человека, а обычно даже наоборот – стимулируют ребенка к тому, чтобы защитить свой выбор и продолжить общение назло, отстоять свою территорию.

В подростковом возрасте дети часто склонны идеализировать объект своего интереса.

Все свои опасения и сомнения можно и нужно озвучивать, но делать это конструктивно, без оскорблений и упреков.

Ненавязчивый интерес

В этом словосочетании одинаково важны обе части.

  • Детям, особенно в подростковом возрасте, нельзя, что называется, «лезть в душу», навязывать свое внимание, слишком пристально следить и тысячами задавать вопросы. Это похоже на то, как если бы родители врывались в комнату ребенка, когда он там переодевается. Такое поведение вызывает одно желание – закрыться и завести секреты.
  • Однако интерес, безусловно, все-таки нужен. Сын или дочь должны быть уверены, что родителям не все равно. Что они могут обратиться к маме с папой в режиме «24/7», и задать им любые вопросы без риска быть обруганными и осмеянными. Вопросы могут быть самого разного характера – как душевного, так и более практичного. Ребенок должен знать, что с любыми опасениями и проблемами может прийти к родителям, и они не осудят, а помогут. Конечно, это нормально, что родители интересуются человеком, который нравится их дочери или сыну. Вполне можно интересоваться тем, чем интересуется избранник (избранница), с кем дружит и за что его (ее) ценят окружающие, что нравится в этом человеке непосредственно ребенку и пр.

Личное знакомство

Это крайне важный момент. Конечно, когда сын или дочь заводят отношения, родителям очень хочется лично познакомиться с избранником или избранницей ребенка. И сделать это желательно.

Чтобы подросток отважился привести в дом свою пару, нужны доверительные отношения с папой и мамой.

Молодым людям важно знать, что:

  • Знакомство не превратится в настоящий допрос;
  • что подростка не поставят в неловкое положение – например, показывая детские фотографии, где он в детстве сидит на горшке, или рассказывая такого рода истории.

Если родителям удастся наладить хорошие отношения с парой своего ребенка, создать атмосферу, при которой ребятам будет комфортно приходить домой, а не пропадать на улицах, это огромный плюс.

Половое воспитание

Родители не любят об этом не только говорить, но и думать. Но такое поведение больше подходит страусам, которые в любой непонятной ситуации прячут голову в песок, а никак не взрослым ответственным людям, обязанным быть поддержкой своим детям.

Хотим мы того или нет, но возраст вступления в половые отношения постоянно уменьшается, и риски, которые это тянет за собой, нельзя игнорировать.

Ведь среди них – ранняя беременность и заболевания, передающиеся половым путем.

Половое воспитание – важнейшая часть общего воспитания. Конечно, делать это важно правильно: на помощь придут специальные обучающие книги и видео для родителей – о том, как правильно рассказывать детям «про это», к такому разговору обязательно нужно готовиться. Дело в том, что если в семье эта тема с самого детства – табу, ожидать того, что подросток вдруг начнет откровенно разговаривать на эту тему с родителями, бесполезно. Ребенок будет стыдиться и всячески ее избегать. Лучше, когда на такие щепетильные вопросы в семье всегда можно поговорить. Это повышает, а не понижает вероятность того, что подростки будут относиться к вопросам интимного характера более ответственно, понимая все возможные риски.

К сожалению, немногие родители могут выстроить с детьми отношения, при которых вопросы интимного характера подросткам можно задавать «в лоб».

Обычно приходится быть более изворотливым: например, можно поговорить в целом о том, как сейчас принято у молодежи, или поговорить о каком-то знакомом вам молодом человеке, у которого тоже завязались отношения, и узнать, что об этом думает сын или дочь.

Уважение к личному пространству

Подросткам, особенно в период первой влюбленности, очень нужно личное пространство. Им важно иметь шанс побыть наедине, подумать над своим новым состоянием, послушать песни, почитать стихи, переписываться в соцсети или заняться другими делами.

Такие дела, даже если со стороны кажется, что это примитивное ничегонеделание, на самом деле очень важны. Потому что в эти моменты ребенок проживает и понимает свои первые серьезные чувства.

Правила

Любовь любовью, но правила, которые приняты в доме, даже в этот период никто не отменял.

Что делать, когда межличностные отношения подростков , школьников старшего возраста, приводят к нервным расстройствам, депрессиям и тупиковым ситуациям?

Многие молодые люди, юноши и девушки, начиная со старшего подросткового (школьного) возраста, часто пишут психологу о проблемах в межличностных отношениях и взаимодействиях со своими возлюбленными.

Проблемы межличностных отношений подростков, школьников старшего возраста

Самые частые проблемы межличностных отношений среди подростков-школьников — это беспричинная ревность , отсутствие взаимопонимания, неуважение друг к другу, ссоры и обиды на пустом месте…и главное, безответные чувства любви.

Подобные, хоть и частые, но все же неадекватные взаимоотношения между подростками, как со стороны парней, так и девушек, ни к чему хорошему не приводят — молодые люди, как правило, расстаются с кучей сохраненных негативных эмоций, незаконченных ситуаций и переживаний.

Многие подростки, особенно девушки, еще долго переживают расставание, находясь в депрессивном состоянии, на грани нервного срыва , тайно надеясь на возобновление межличностных отношений .

Возникает извечный вопрос, что же делать, чтобы дружить и любить друг друга в старшем школьном возрасте и не превращать свои подростковые отношения в драму или трагедию?

Запоминаем правила межличностных отношений подростков старшего школьного возраста

Прежде всего, нужно усвоить, что другой человек не обязан жить по моим ожиданиям, потребностям, желаниям и правилам;

Так же, как и я не должен жить по ожиданиям другого человека.

Каждый человек уникален и единственен в своем роде; каждый имеет свободу своей личности, и у каждого есть свои собственные желания и потребности — все это нужно принимать и уважать, таким как есть, и у себя и у другого.

Также, каждый отдельный подросток (школьник) имеет свой темперамент и характер ; свое воспитание и мировоззрение; свою карту реальности (модель мира), и свое личное мировосприятие.

Социальная маска в межличностных отношениях подростков

Очень важно: Следует заметить, что большинство людей носят социальные маски , которые образуются в позднем детстве под воздействием воспитания и социализации, и часто не снимаются в межличностных отношениях , на протяжении всей жизни.

Отсюда, человек в маске может Вам показаться весьма привлекательным и положительным (или наоборот), и вызвать у Вас высокие чувства и симпатию. Но когда, при сближении, маска приспустится и обнажиться истинное лицо, реальная суть — Вы можете испытать всю «прелесть» разочарования.

Еще одна проблема межличностных отношений, это то, что Вы и сами можете не осознавать собственную социальную маску. В которой, Вы может и приглянулись и понравились своему партнеру. Но когда Вы вдруг заметите, что отношения портятся — это может быть, что из под маски начал выходить некий негатив.

Поэтому, желательно понять и осознать свое истинное лицо, свое внутреннее «Я», словом, познать себя, чтобы можно было познать другого и выстраивать прекрасные, настоящие и долгосрочные взаимоотношения.

Человеческие взаимоотношения, вещь довольно тонкая и хрупкая, но истинные межличностные отношения, построенные на любви, уважении и взаимопонимании, стоят того, чтобы беречь, холить и лелеять эту тонкость и хрупкость.

Межличностные отношения подростков строятся в момент их психо-эмоциональных перемен. характеризуется отменой ранее устоявшихся правил поведения и приобретением новых черт характера и социальных норм. Ребенок начинает осознавать свою принадлежность к миру взрослых, границы общества расширяются, появляется осознание себя и своего "Я", начинается самоактуализация.

Все в психике и физиологии подростка заставляют менять и отношение к сверстникам, и взрослым. Межличностные отношения подростков в этот период строятся на многих факторах.

Давно доказано, что в формировании "Я-концепции" и что в дальнейшем имеет огромное значение в построении отношения между подростками, большую роль играют межличностные отношения в семье ребенка. Важными факторами в социализации ребенка являются: уровень образования родителей, род их занятий, психологическая обстановка в семье, материальный достаток и т.д. Все эти факторы в значительной степени уже с детства предопределяют ребенка. Под влиянием этих факторов, а также отношения к ребенку происходит его воспитание с закладкой жизненных приоритетов. На ребенка большое влияние оказывает отношения между родителями. Стереотип их поведения потом полностью копируется, когда формируются межличностные отношения в подростковом возрасте. Если в семье атмосфера неблагоприятная, родители ссорятся, не могут найти общего языка, или родители - алкоголики, наркоманы, это все проецируется в дальнейшем на ребенка-подростка.

Но даже в социально благополучных семьях воспитание может идти в разных направлениях. Если в семье у ребенка нет прав, а его поведение регламентируется нормами и запретами, то из этого ребенка может вырасти безвольное, безынициативное, внушаемое существо, которое не может быть полноценным членом общества. В другом же случае, когда в семье царит демократия, то ребенок может стать самостоятельным, способным принимать решения и действовать человеком.

Межличностные отношения подростков начинают формироваться в коллективах добровольных (компании друзей) или сформированных взрослыми (школы, кружки и т.д.). В коллективе, как правило, начинают проявляться личностные особенности всех индивидов, и, если группа состоит из неравнозначных по и материальному обеспечению детей, то начинаются конфликты. Коллектив разбивается на группы, члены которых имеют общие интересы (не всегда конструктивные). Так, обычно, в школьном классе появляется группа асоциальных праздношатающихся подростков, которые алкоголизируются, курят и проявляют другие черты девиантного поведения. Есть в классе и группа девушек-подростков, которые пользуются популярностью у противоположного пола, они, как правило, имеют ускоренное половое развитие и склонны к проявлениям "взрослости". Их поведение отличается отсутствием стыда, яркой одеждой и макияжем. Такие девушки плохо учатся, не ставят перед собой цели получить образование или стать полноценным членом общества.

Есть в коллективе и подростки, которые отличаются своим тихим поведением, податливостью, они часто бывают жертвами алкогольной группы подростков. Как правило, это те дети, поведение которых постоянно регламентировалось родительскими запретами. У них часто бывает они замкнуты и неразговорчивы, плохо идут на контакт со сверстниками.

Межличностные отношения подростков очень сложный процесс, формирующийся под действие многих факторов, но самое важное значение в этом процессе принадлежит детско-родительским отношениям в семье.

Романтические отношения среди подростков - явление нередкое. Часто эти отношения происходят из дружбы, поскольку ведущей деятельностью в 14-15 лет становится интимно-личностное общение. Потребность в близком друге настолько велика, что если подросток не находит такого, если ему некому рассказывать свои тайны, поведать о своих переживаниях, он чувствует себя глубоко несчастным.

Многих родителей, у которых в семьях подрастают дети, волнуют вопросы о том, во сколько лет можно встречаться сыну или дочери. Как разговаривать с ребенком в этом возрасте? Нужно ли переубеждать его, доказывать, что великие чувства к соседу по парте недолговечны? Прежде всего, нужно попытаться понять своих детей, позволить им прожить все этапы взросления постепенно. Родителям следует быть деликатными, но не навязчивыми. Дети, которые вступили в часто не понимают своих родителей, считая, что те во всем стремятся ограничить их свободу.

Трудности, с которыми сталкивается влюбленный подросток

Подросток 15 лет - это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он хочет казаться взрослым, и поэтому во всем будет стремиться доказывать свою самостоятельность, независимость. В том числе и от родителей. Поэтому не стоит удивляться тому, что ребенок вам не все рассказывает, что с ним происходит, перестает делиться своими переживаниями. Ему и так очень непросто разобраться со своими противоречивыми чувствами.

Ваш пятнадцатилетний сын на самом деле мучается вопросами о том, как подойти к понравившейся девочке, чем заслужить ее внимание, как вызвать расположение к себе. Возможно, вам кажется все это глупостью, потому что вы - взрослый человек и давно оставили позади юношеские мечтания и порывы. Подростки очень уязвимы и неуверенны в себе, даже если внешне кажутся гордыми и неприступными. Если в момент, когда его одолевают тысячи тревожных дум, начать приставать с расспросами, можно надолго испортить настроение и себе, и ребенку.

у подростков

Первая любовь - настоящее испытание как для самого ребенка, так и для родителей. Поскольку для подростка само чувство является новым, волнующим, он часто не в состоянии его контролировать. Он любит в первый раз, и ему кажется, что это навсегда. Первые отношения подростковвсегда становятся неожиданностью для их родителей. Тут уж поневоле растеряешься: как себя вести и как реагировать? А если любовь заставляет ребенка страдать, изматывает, он становится нервным и тревожным, значит, ему нужна ваша родительская поддержка.

Попробуйте поговорить с ним по душам: расскажите о своей первой любви, дайте понять, что понимаете его переживания и не считаете ерундой. Если ребенок долгое время страдает от то ему обязательно нужна консультация психолога. Специалист поработает с ним, поможет преодолеть чувство кажущейся безысходности и одиночества. Кроме того, психолог поможет направить его чувства и мысли в нужное русло: нередко, переживая первую влюбленность, подростки забрасывают учебу, каждодневные домашние обязанности, ссорятся с окружающими.

Со скольких лет можно встречаться?

Этот вопрос задают себе как дети, так и их родители. Он является поистине мучительным и противоречивым, поскольку не существует четких возрастных рамок, когда ребенку можно позволить с кем-то встречаться. Как правило, все происходит очень неожиданно и родителей просто ставят перед фактом. Очень многое зависит также от того, в каких отношениях находится подросток со своей избранницей или избранником. Если это просто дружба, приятельские отношения, то их не нужно запрещать. Дети могут дружить хоть с детского сада, что в этом плохого?

Другое дело, если вам стало известно, что ваш сын или дочка в первый раз влюбились. Это совсем другие чувства, и здесь возраст важен. Если ребенку только 13 - 14 лет, безусловно, нужно очень внимательно относиться к тому, что с ним происходит. Дружба подростков может плавно перейти во что-то большее, а поддавшись чувствам, подросток может начать Важно учитывать, что в столь юном возрасте дети легко могут наделать глупостей. Пускать все на самотек не стоит. Но и просто запрещать видеться - тоже не вариант. Даже если вам кажется, что ребенку еще рано встречаться с противоположным полом, не говорите ему этого. Вы только подорвете его уверенность в себе и в том, что по-настоящему понимаете его. Важен не возраст как факт, подтверждающий, что ребенок достаточно взрослый, а то, насколько он готов к близким отношениям.

Психологическая готовность

Отвечая на вопрос о том, во сколько лет можно встречаться, следует учитывать степень готовности подростка к отношениям: насколько он может отвечать за свои поступки, способен ли признавать собственные ошибки, обладает ли достаточной осведомленностью в вопросах полового созревания и интимных отношений. Способен ли подросток думать не только о себе, но и о партнере?

Безусловно, в 13-14 лет об этом не может идти и речи. Становясь старше, примерно к 16-17 годам молодой человек или девушка уже ясно представляют себе, каким должен быть их избранник, понимают, какие именно отношения они хотят, чтобы у них были.

Ответственность

Подросток должен знать, что с четырнадцати лет наступает уголовная ответственность за правонарушения. Отношения подростков - сложная вещь, в них нередко возникают конфликтные ситуации, могущие сопровождаться различными неприятностями. Большинство ребят, выросших в благополучных семьях, к шестнадцати годам могут взять на себя ответственность за те отношения, которые у них имеются на данный момент времени.

Как помочь ребенку стать увереннее в себе?

В так сложно решиться подойти познакомиться с понравившимся сверстником. Подросток, даже самый смелый, иногда испытывает трудности, вдруг делается нескладным и стеснительным.

Застенчивость в этом возрасте совершенно нормальна при условии, что над ней работают, что молодой человек или девушка искренне хотят преодолеть в себе это качество. В особо затруднительных случаях, когда подросток катастрофически боится отказа или просто не может построить с ровесником, поможет консультация психолога. Специалист направит его на решение проблемы, подскажет, как преодолеть свои мнимые недостатки и научиться себя любить и ценить.

Недолговечность отношений

К сожалению, большинство подростковых романов не имеет продолжения и заканчивается, едва успев начаться. Это происходит потому, что молодые люди еще только учатся выстраивать друг с другом полноценные доверительные отношения. Столь юным партнерам может помешать любая мелочь, которая взрослому человеку покажется несущественной: непонимание мотивов поступков друга или подруги, разность характеров, какая-нибудь мелкая проблема, которая вызовет у подростка чувство беспомощности и уныния. Поэтому действительно имеет значение вопрос о том, во сколько лет можно встречаться. По вполне понятным причинам юноши и девушки, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, вряд ли по-настоящему готовы к долговременным отношениям.

Нужно ли говорить с подростками о сексе?

Тема интимных отношений весьма волнует подростков и их родителей. Подросткам свойственны переживания по поводу возможной физической близости, они рассказывают друзьям о своих «подвигах» (часто мнимых), фантазируют. При всей доступности информации молодые люди часто не могут представить себе серьезность всех последствий, к которым может привести ранняя половая жизнь. Поэтому о сексе с подростками говорить не только можно, но и нужно. Если вы знаете, что ваш сын или дочь нашли себе пару, встречаются, гуляют, то вопрос об интимных отношениях нельзя исключать. Дети растут очень быстро, даже если родителям не хочется в это верить. Лучше вовремя провести предупредительную беседу, чем после оказаться неготовыми к сюрпризу.

Как реагировать, если подросток приводит домой свою половинку?

Серьезные отношения в подростковый период редки, но не являются исключением. Когда чувства молодых людей большие и сильные, у ребят возникает желание познакомить свою избранницу или избранника с родителями. Это похвально, и такой шаг нужно только приветствовать. Подумайте сами: если ребенок считает необходимым представить вам свою половинку, значит, доверяет вам, и ваше мнение для него важно. Такое доверие нужно стараться всячески оправдывать и поддерживать в дальнейшем: тогда вы всегда будете знать, что происходит с вашим ребенком.

Таким образом, вопрос о том, во сколько лет можно встречаться,имеет первостепенное значение тогда, когда подросток еще недостаточно готов для выстраивания личных отношений. Когда молодой человек научился брать на себя ответственность за собственные поступки и действия, опасаться не нужно.