Почему ребенок не верит в свои силы. Как помочь ребенку поверить в себя. «Это было смело»

Здравствуйте!
Мой сын неуверен в себе. Ему 10 лет. Отличник, призер школьных олимпиад по ВСЕМ предметам (учится в гимназии), довольно успешно занимается шахматами. Хочет, конечно, быть в лидерах, что в принципе удается.
Но все чаще слышу от него:" я не рассчитываю на победу; конечно, я не смогу, и т.д. И т. П.". Но при этом идет участвовать в соревнованиях.
С одной стороны, я понимаю, что это защитная реакция от возможной неудачи. Но с другой стороны, с таким настроем трудно побеждать.
Начинают терзать мысли: может, это только я хочу, чтобы он чего-то достигал в своих увлечениях, а ему это совершенно не нужно, он не честолюбивый? Или я просто передавила его требованиями, и сын боится быть " неудачником"?
ВОПРОС: может ли консультация психолога выявить причину такого поведения ребенка (в беседе или путем тестирования) и можно ли с ребенком (хотя нужно скорее с мамой, наверное) над этим поработать, но так, чтобы он не понял, что это психолог . Боюсь, подумает, что " лечат", значит все плохо и самооценка упадет еще ниже.
Спасибо за ответ

Ответы психологов

Уважаемая Леля!

Проблемы ребенка нужно искать в поведении родителей, не нужно вести его к психологу обманом. Вам кажется, что он глупый, не поймет, к кому его привели и почему ему все время задает вопросы человек, которого он в первый раз видит? Обычно ребенок считает, что не достигнет каких-то результатов, если его окружение слишком хочет этих результатов. Позвольте себе жить с удовольствием, делая акцент на чувства, которые испытываете вы, ваш ребенок. На мой взгляд ошибка многих родителей - слишком сильный акцент на образование ребенка, на достижение им результатов и недооценка сферы чувств: что чувствует он в той или иной ситуации, нравится ли ему играть в шахматы, как он переносит неудачи, как радуется удачам или они - само собой разумеющееся событие, что происходит с вашими чувствами в этих же обстоятельствах. Важно обучиться вам общению на уровне чувств, и тогда ваш сын сможет этому научиться, потому что наши чувства - самый сильный наш двигатель и информатор. Каждому родителю хочется видеть ребенка успешным, имеющим престижную работу, но возможно, что эта работа будет вызывать в нем массу негативных чувств, которые приведут его к болезням, а вот более простое дело, которое нравится, вызывает позитивные эмоции, но не много денег даст возможность почувствовать себя счастливым. Что бы выбрали вы? Если первое, тогда и ваш ребенок будет это выбирать и страдать при этом. Поэтому главная функция семьи - научить ребенка тому, что чувства - важный подсказчик в нашей жизни, с их помощью человек ориентируется в окружающем мире, они могут быть приятными и неприятными, но каждое чувство несет нам информацию. Например, ребенок не может соответствовать ожиданиям родителей, их бесконечным "надо, ты должен", у него зашкаливает злость, обида на родителей, но он не знает, как это можно выразить и можно ли вообще, тогда он с головой уходит в некий виртуальный мир компьютерных игр, где от него хоть что-то зависит. Все больше и больше семей сталкиваются именно с этим. Почитайте книги Ю.Гиппенрейтер " Общаться с ребенком КАК?" и " Общаемся с ребенком ТАК?" Пусть они станут вашими настольными книгами, к которым можно возвращаться в каждой трудной ситуации, которая возникает с детьми. Еще важны, на мой взгляд, занятия спортом, когда ребенок учится владеть своим телом, у него появляется больше уверенности в себе, но конечно же только он сам может выбрать себе вид спорта, где он хочет заниматься. Как правило дети идут на тренера - человека, которому они верят и восхищаются. Можно последовательно попробовать несколько видов спорта и остановиться на чем-то одном.

Волженина Лилия Михайловна, психолог Новосибирск

Хороший ответ 6 Плохой ответ 1

Здравствуйте Леля! В вашем письме много сомнений, тревоги и страхов , в мыслях и своих притязаниях. Дети очень чувствительные и ваше эмоциональное состояние передается мальчику. Рекомендую вам самой обратиться к психологу - гештальт терапевту, чтобы разобраться со своими чувствами. - Это поможет вам правильно эмоционально поддерживать мальчика и укреплять его самооценку в достижении целей.

С ув. О. В.

Рудометова Ольга Владимировна. Психолог. Гештальт терапевт. Алматы.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Леля, добрый день!

Могу предположить, что интуитивные подсказки, о том, что важно начать меняться самой, менять приемы общения с сыном, верны. Дети особенно мальчики, действительно, в этом возрасте особенно чувствительны. Что именно мешает вашему сыну, можно рассмотреть без подавления. Не делать фокусировку на лечении. Если вы заинтересованы, мотивированны, найти выход, удовлетворение, от того, как растет и меняется ребенок, почувствовать плодотворность собственных усилий. Могу начать с вами взаимодействие в направлении, решения полученных проблем.

С уважением.

Кудряшова Алла Альбертовна,Skype,прием в Минске,с 15.04

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Леля. Прежде всего, Вам нужно самой изменить отношение к психологам и понимать, что психологи не лечат, а помогают. И тогда Вашему сыну будет не страшно принимать помощь психолога . А разбираться, что происходит Вам лучше начинать с себя. Обратитесь за консультацией к психологу , очно или скайп, выбирая того, кто Вам наиболее подходит. С уважением,

Маклюк Ирина, Минск, психолог, гештальт-терапевт, скайп.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Леля!

На самооценку ребёнка влияет несколько ключевых факторов. Как правило, это

а) Самооценка родителей, их восприятие самих себя, которое они проецируют на ребёнка;

б) Внесемейное окружение (школа, друзья по шахматам и т.д.)

в) Психофизиологические данные (особенности нервной системы, её чувствительность, сбалансированность и т.д).

На последний фактор Вы можете влиять только через первые два. И в первую очередь через фактор №1.

Вера в себя - это внутреннее в достаточности сил, навыков или знаний, чтобы сделать какое-то дело.

Вопреки популярному представлению, её нельзя сформировать родительской похвалой. Устойчивая вера в себя вырастает только из положительного опыта: ребенок пробует что-то сделать, и ему это удается. Если не удается с первого раза - он получает достаточно поддержки от родителя, чтобы попробовать еще и получить-таки нужный результат.

Как ведет себя уверенный ребенок? Он бойкий и активный, не тушуется, быстро соображает, смело пробует новое, легко идет на контакт.

Положительный опыт складывается из четырех компонентов: способность адекватно оценить задачу; смелость, чтобы за нее взяться; навыки, чтобы получить положительный результат; уверенность, что в случае неудачи он сможет исправить последствия.

Задача родителя - с самого раннего детства организовывать условия для получения этого опыта, поощрять инициативу ребенка и давать качественную обратную связь.

Условия роста

Что значит «организовать условия»? Мы ставим перед ребёнком задачи, которые адекватны его возрасту и уровню развития. Для начала те, в которых у него высок шанс на успех (то, что у Выготского называется «зона ближайшего развития»).

Если задача будет слишком сложной - ребенок потерпит неудачу и расстроится, а может и вовсе откажется пробовать дальше. Есть мнение, что первый опыт, первые шаги в любой новой деятельности должны быть приятными и результативными, пусть самыми маленькими, но с положительным итогом - это залог интереса к освоению новой сферы.

Но если задачи всегда слишком легкие, «заниженные», не адекватные возрасту - их успешное выполнение, конечно, будет доставлять радость ребенку, но приведет к замедлению развития.

Сложность задач должна нарастать постепенно, когда предыдущий положительный опыт уже закреплен, чтобы ребенку всегда было на что опереться. Он получает всё больше опыта, удовлетворение от самостоятельного решения разных типов задач, порой, достаточно сложных. Это и есть не иллюзорная, а твердая устойчивая основа .

У тебя есть три попытки

Хотите, чтобы у ребенка не было страха перед новой деятельностью - поощряйте его инициативу и давайте качественную обратную связь.

Здесь рекомендации такие: мы разрешаем ребенку пробовать делать то, что он просит: залезть на горку, подмести пол, погладить футболку, но следим за тремя вещами: обеспечиваем безопасность, проговариваем правила поведения в подобной ситуации, и, если задача оказалась слишком сложной, - поясняем, каким навыкам ребенку предстоит научиться, чтобы её выполнять.

Здесь же даем качественную обратную связь. Что это такое? Это когда мы отмечаем, что именно при выполнении действия у ребенка получилось хорошо и комментируем, что можно добавить.

Как это выглядит на практике.

Дочь пяти лет захотела сама погладить себе кофту. Обеспечиваем условия: мама для первого раза выбирает кофту, которая легко гладится (гарантия положительного результата) и которую не жалко выкинуть в случае неудачи (чтобы неудачный опыт не стал травмой). Объясняет, какие температурные режимы есть у утюга, вместе выбирает соответствующий. Показывает, насколько горяча поверхность, и как нужно его держать, чтобы не обжечься. Рассказывает, что изделие нужно гладить с внутренней стороны. Отдает ребенку утюг, находится рядом, поддерживает, отмечает положительные моменты по результату, даже если кофта оказывается не идеально выглаженной, комментирует, что нужно добавить в следующий раз, чтобы получилось лучше.

Проживаем неудачи

Еще одна основа веры в себя - это понимание, что ошибки не фатальны и случаются со всеми, нужно просто знать, как их исправить. Проговаривайте для ребенка, в чем причина его неудачи в конкретной ситуации. Ругать ребенка - никогда не конструктивно. Это привьет ему чувство вины, но не научит вести себя по-другому. Необходимо проговаривать, что именно помешало выполнить задачу и как сейчас устранить последствия («Ты ошибся в примере, потому что отвлекся на уведомления на планшете. В следующий раз отключай планшет, когда садишься за уроки. Реши ещё один подобный пример в тишине»).

Покажите, каким образом ребенок сам может исправить ситуацию и дайте ему возможность сделать это. Сломал чужую игрушку - объясните, почему другой ребенок плачет и посоветуйте извиниться и предложить взамен какую-то из своих.

Если ваш ребенок будет видеть, что он смог исправить ситуацию - это будет давать ему то самое чувство уверенности, что он всегда сможет справиться с последствиями. В конечном счете опыт успешного выхода из конфликтов и исправления своих ошибок - основа того, что ребенок не будет бояться пробовать что-то новое.

Что не помогает сформировать веру в себя

Избыточная похвала без повода или за несоразмерные «достижения» - имеет обратный эффект. Когда родители захваливают ребенка за любые проявления, не обучая алгоритмам действия - они формируют неадекватную завышенную самооценку, что никогда не равно уверенности в себе. Интуитивно ребенок понимает, что оснований для такой самооценки нет, и когда встречается с необходимостью решать конкретные задачи, он либо вовсе избегает их (инфантилизм), либо попадает впросак, не соизмерив масштаб задачи с масштабом своих реальных навыков. Например, берется за амбициозные задачи и проваливает их, сталкиваясь с общественным осуждением и собственным стыдом. В первых раз соприкоснувшись с тем, что не всё, что он делает, замечательно только по одному своему факту, ребенок переживает сильный стресс.

Это может привести к тому, что он либо вовсе потеряет веру в себя, замкнется и потеряет интерес к достижениям, либо продолжит думать о себе в превосходной степени, но, чтобы не расставаться с иллюзиями, будет избегать приниматься за реальные дела. Обе позиции слабы, потому что не дают почувствовать уверенность в условиях реальной жизни, а также затрудняют выстраивание взрослых взаимоотношений.

В обществе существует конкуренция: за «красивые глаза» не удержаться, не будут все относиться к человеку, как любящие родители, и детям надо объяснить это. Успешен будет тот, кто адекватно оценивает силы и задачи, берется за них и получает положительный результат.

Ирина Винник

Верить в себя - это означает, что до конца понимать - я справлюсь и не останавливать на полпути. The Huffington Post американское интернет-издание рассказало, какие 25 фраз говорить своему чаду.

«Ты способен»

Говорить и верить - вот, что необходимо родителям, а сам тон должен сообщать о доверии.

«Это было смело»

Иногда родителям нужно подмечать вещи вслух. Если ребенок был в определенной ситуации храбрым, скажите ему об этом. Когда родители это замечают, то и дети начинают тоже замечать.

«У тебя это есть»

Родители знают, что у их ребенка есть необходимые навыки, поэтому могут дать дополнительный импульс для успеха.

«Я верю в тебя»

Как родитель, вы верите в способности своего ребенка. Когда вы открыто сообщаете об этой вере в них, она будет вдохновлять!

«Ты можешь делать сложные вещи»

Да, это тяжелая работа, но если сообщить ребенку о том, что он с ней справится, он поверит в себя.

«Независимо от того, что происходит, я люблю тебя».

Ребёнок должен знать о безусловной любви родителей, то есть, независимо от результата мама и папа не изменят своего отношения к нему.

«Давай попробуем это вместе»

Иногда нам всем нужна помощь, и убедитесь, что ребенок знает, что вы будете той рукой, в которой он нуждается.

«Как ты это сделал?» и «Расскажи подробнее»

Задавайте вопросы. Когда вы видите, что ребенок делает что-то сложное, скажите: «Как тебе это удалось?» Пусть ребенок все расскажет в подробностях, это добавит ему гордости за то, что он сделал.

«Как я могу помочь?»

Когда ребенок действительно застряли, не бойтесь предлагать свою поддержку и помощь.

«Сделай так, как можешь»

Не всегда человек выигрывает, но очень может приложить все свои усилия для достижения той или иной цели. Вот, что нужно сказать ребенку.

«Я знаю, что это сложно, но я видел, как ты это делал раньше».

Эта фраза придаст уверенности ребенку. если раньше делал и получалось, то и сейчас получится. Просто напомните ему о том случае.

«Достаточно»

Если родители видят, что ребенок может остановиться, то дайте ему понять фразой: «С тебя достаточно». Пусть остановится на определенной точке.

«Я горжусь тобой»

Еще одна фраза, которая поможет ребенку поверить в себя. Говорите ее чаще.

«Даже когда мы расстраиваемся, мы все еще любим друг друга»

Чувства, такие как разочарование, гнев и безнадежность, являются обычными человеческими эмоциями. И, несмотря на эти чувства, ребенок должен знать, что его любят безусловной любовью.

Такой вопрос всегда подбадривает. Ребенку захочется узнать, а что действительно будет дальше., если дальше пойти.

«Хочешь услышать историю?»

Расскажите ребенку свою историю, когда вы столкнулись с препятствиями и как смогли их преодолеть.

«Хочешь попробовать что-то сумасшедшее?»

Бросить вызов - еще один способ поднять самооценку ребенка.

«Давай разберемся в мелочах?»

Дети любят учить новые слова, а мелочи помогут больше сосредоточиться на цели.

«Иногда новые вещи могут показаться страшными, но они могут быть захватывающими»

Комфортно, когда знаешь окружающую среду, а выходить из зоны комфорта - сложно не только детям, но порой и взрослым. Расскажите ребенку, что неизведанное им может быть очень захватывающим.

«Я знаю, что вы старались изо всех сил, и я горжусь этими усилиями»

Просто скажите ребенку, что вы видите все его усилия. Это важно.

Как заставить ребенка поверить в себя

Иногда с детьми нужно говорить откровенно и убедительно, глядя прямо в глаза или взяв их на руки. Иногда полезно доносить информацию как бы невзначай, опосредованно – так ребенок воспринимает услышанное естественно и легко.

Каждый день у вас есть возможность внушить ребенку веру в свои силы.

Когда нужно добиться послушания:

Когда у ребенка неприятности:

Просто так:

Совет: не хвалите ребенка, чтобы утихомирить его страхи и сомнения. Прислушивайтесь к своим детям. Не сюсюкайте. Похвала хороша в меру, и она должна быть откровенной. Если вы на самом деле так не думаете, ни к чему притворяться.

Из книги Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности автора Ледлофф Жан

Глава седьмая Как заставить принцип преемственности снова работать Когда ребенок находится в постоянном физическом контакте с матерью, его энергетическое поле сливается с ее полем, и во время работы она снимает избыток энергии обоих полей. Ребенок остается

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Проверим себя! Мы перейдем вскоре к вопросу воспитания самосознания у детей с СДВГ. И здесь очень важно умение объективно фиксировать свою реакцию на поступки своего ребенка. Попробуйте в течение всего одной недели вести список, пример которого мы приводим ниже, и носите

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

17. Любите ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее Чтобы научиться расставаться, нужно чувствовать, что тебя любят, и уметь сохранять это ощущение любви внутри себя. Отход ко сну означает в первую очередь разлуку. Однако это расставание отличается от того, что

Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев Саид

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Проверьте себя Для начала попробуйте ответить на вопросы предлагаемого теста, чтобы понять, насколько тесный установлен контакт между вами и вашим крохой. Понимаете ли вы друг друга с полуслова или ваши отношения нуждаются в доработке?На вопросы этого теста нужно

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

11. Как заставить карусель кружиться? Возраст: 2–4 месяцаУровень сложности: среднийОбласть исследований: двигательные навыкиЭкспериментПоложите ребенка в кроватку. Нетуго закрепите на каждом его запястье по мягкой ленточке. Одну привяжите вторым концом к игрушечной

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Кто себя не любит, не готов полюбить своего ребенка Правильно формируется ребенок тогда, когда он живет в атмосфере любви.И вот теперь немного о любви.Напомним, что в нашем понимании любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.Это

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Выберите жизненную стратегию для себя и своего ребенка: победитель, середняк или неудачник? Изо дня в день в общении с ребенком мы вольно или невольно формируем психологию победителя, середнячка или неудачника.С победителем ясно – это тот, кто совершает прорывы, не

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Как заставить ребенка принять лекарство Как поет Мэри Поппинс: «Ложечка сахара поможет лекарству пройти». В качестве завершающего штриха добавьте побольше творческого маркетинга. Прибегните к таким хитростям.Подберите лекарство по вкусу. Одно и то же лекарство может

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

14 Как заставить ребенка порвать с дурными привычками Фраза «Порвать с привычками» в определенном смысле обоснована биологически. Мозг развивающегося ребенка состоит из многих миль электроимпульсных связей. По мере роста и приобретения навыков ребенок устанавливает

Из книги Источник сил для уставшей мамы автора Гончарова Света

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги автора

Как помочь застенчивому ребенку поверить в себя Обычно после слов учителя: «К доске пойдет…» – в классе воцаряется напряженная тишина, которая разряжается вздохом облегчения после того, как назван «счастливчик».Наверняка в классе есть ученики, знающие ответ и желающие

85 вопросов к детскому психологу Андрющенко Ирина Викторовна

Как помочь застенчивому ребенку поверить в себя

Обычно после слов учителя: «К доске пойдет…» – в классе воцаряется напряженная тишина, которая разряжается вздохом облегчения после того, как назван «счастливчик».

Наверняка в классе есть ученики, знающие ответ и желающие произвести на учителя хорошее впечатление, но что-то мешает им поднять руку, сдавливает горло.

«Тихони», «робкие», «боятся чужих», «малообщительные» – такие слова часто слышат о своих чадах родители застенчивых детей. Часто застенчивость у детей взрослые видят в розовом свете. Такой ребенок послушен, не хулиганит, не шумит, из-за него не вызывают родителей в школу. И хотя застенчивость не доставляет им больших хлопот, самого ребенка она часто обрекает на одиночество и сильные, часто невыносимые страхи в обычных социальных ситуациях.

Поскольку это эмоциональное переживание связано с ожиданием возможного неблагополучия, коррекционная работа с детьми направлена прежде всего на обретение уверенности в своих силах, формирование позитивного образа Я.

Советы родителям

Расскажите ребенку о собственной застенчивости . Страх социальных ситуаций не является чем-то необычным. Согласно различным исследованиям около 50 % людей считают себя застенчивыми. Родители помогут застенчивому ребенку, если расскажут ему, что сами были такими же в детстве.

При этом рассказ не должен служить попыткой «вытолкнуть в люди» чадо, а может послужить мостиком для родительской рекомендации, например, такой:

– Подумай о человеке или ситуации, которые постоянно вызывают в тебе чувство застенчивости. Представь всё в деталях – каждое слово, каждый жест.

– Теперь вообрази, что бы ты сделал в этой же ситуации, если бы не был застенчив. Что ты должен был бы сказать, сделать? Что случилось бы?

В следующий раз, когда ты начнешь чувствовать себя застенчивым в такой ситуации, вызови в памяти свой позитивный образ.

Не навешивайте ярлыки. Никогда и ни при каких обстоятельствах не называйте детей застенчивыми или тихонями. Не позволяйте и другим людям называть ребенка тихим и застенчивым. Не объясняйте окружающим, что «она у нас боится чужих» – этим вы фактически говорите ребенку, как ему себя вести.

Проиграйте страшные ситуации. Ролевые игры – один из лучших способов помочь ребенку преодолеть застенчивость. С маленькими детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю плюшевого зайца, который боялся заговорить с другими зверятами. Пусть ребенок сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой.

С детьми постарше можно распределить роли и потренироваться, например, отрепетировать ответ на уроке или собеседование.

Или предложить в игровой форме следующее упражнение:

– Представь кого-то, кем ты восхищаешься. Это может быть друг, кинозвезда, персонаж книги. Вообрази себе ситуацию, в которой твой герой испытывает застенчивость. Что он делает? Говорит? Как ты можешь ему помочь? В чем сила твоего героя? Как сильные качества героя повлияли бы на твою застенчивость? Закрой глаза и представь себя в нескольких ситуациях, в которых ты не испытываешь застенчивости.

Всем детям необходимо чувство веры. Им нужно знать, что их дом – нежный и надежный, что это место, где ценят их личные достоинства, где уважают их личную точку зрения. Школа и дом должны защищать от страха, а не быть источником сомнений в собственных силах. Они должны стать местом, дающим силу, в котором ребенок интуитивно учится крепкой и безусловной любви, стабильности в понимании его другими людьми.

Из книги Секрет счастливых родителей автора Биддалф Стив

Как заставить ребенка поверить в себя Иногда с детьми нужно говорить откровенно и убедительно, глядя прямо в глаза или взяв их на руки. Иногда полезно доносить информацию как бы невзначай, опосредованно – так ребенок воспринимает услышанное естественно и легко.Каждый

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

Как помочь ребенку? Если у семьи есть духовник, есть своя духовная традиция, решить проблему подготовки детей к исповеди несложно, сложнее, помогая, не навредить детской душе. Некоторые родители сами пишут исповедь за ребенка. И вот приходит к батюшке семилетний мальчик,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Как помочь ребенку с домашним заданием Посоветуйте своему маленькому интроверту разбить задание на небольшие фрагменты и заниматься ими в течение нескольких дней. Например, в понедельник ознакомиться с требованиями и подготовить необходимые материалы. Во вторник

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Как помочь своему ребенку преуспеть в XXI в. Настало время, когда вы должны написать собственное руководство для родителя, которое необходимо именно вам.Среди моих рекомендаций нашлось место и частным сыщикам, и футболу, и джазу. Но, возможно, вашему ребенку больше нравятся

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг. Пополняйте словарный запас младенца наиболее часто употребляемыми простыми словами, комментируя ими как можно чаще все, что происходит вокруг, чтобы ребенку легче было запомнить их.

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться Продолжайте осуществлять холдинг. Разговаривайте с малышом ласковым тоном, неторопливо, жестикулируя руками и восклицая, давая возможность вслушиваться в вашу речь, прислушиваясь, в свою очередь, к издаваемым им

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку справиться со своей проблемой 1. Не стыдите ребенка, не называйте «трусишкой» и не заставляйте побороть свой страх, а напротив – спокойно выслушайте, поделитесь своим опытом и уверенностью, что все вполне разрешимо.2. Чем

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Как помочь ребенку срыгнуть Помимо расслабляющего постукивания по спинке, для срыгивания требуется еще два действия: держать ребенка в вертикальном положении и надавливать на животик ребенка (родители часто забывают о последнем). Усадив ребенка себе на колено,

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Как помочь ребенку заснуть У родителей обычно батарейки садятся раньше, чем у ребенка заканчивается завод. Вот способы сделать так, чтобы эти маленькие глазки закрылись.Успокаивайте днем. Если вы много держите ребенка на руках и успокаиваете в течение дня, ребенок

Из книги автора

Как помочь ребенку не просыпаться Теперь, когда ваш ребенок наконец уснул, вот как задержать его в этом состоянии.Пеленание. Поэкспериментируйте с различными способами завертывания ребенка на ночь. Новорожденные любят спать туго спеленутыми хлопчатобумажными детскими

Из книги автора

Как помочь ребенку, начинающему сидеть Поскольку у ребенка еще не хватает силы, чтобы выпрямиться после того, как он накренится набок, падения назад и в сторону – та цена, которую приходится платить, чтобы научиться хорошо сидеть. Ваш ребенок научится хорошо сидеть, если

Из книги автора

Как помочь ребенку справиться со страхами Прежде всего о том, чего не надо делать. Не внушайте ребенку, что бояться – это плохо. Подрастающий ребенок поймет это так: что-то не в порядке с ним самим. Избегайте замечаний вроде таких: «Не бойся», «Не будь как маленький»,

Из книги автора

Как помочь ребенку освоить речь Вступаем в диалог. Чтобы научиться говорить, малыш должен постоянно слышать речь взрослых, причем речь, обращенную лично к нему. Пока ребенок совсем маленький, он воспринимает не столько слова, сколько интонацию. Мамы, подсознательно

Из книги автора

Как помочь ребенку стать самостоятельным Главная задача воспитания, как сказал один мудрый человек, это научить детей обходиться без нас.Помочь ребенку стать самостоятельным непросто, но при желании процесс этот можно сделать увлекательным.Психолог Юлия Гиппенрейтер в

Из книги автора

Как помочь ребенку в новой жизни В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным