Первый месяц жизни. Как ухаживать за ребенком в первый месяц его жизни

Счастливые молодые родители дождались появления своего малыша на свет. Их переполняет радость, гордость, восторг и бесконечное счастье. Но вслед за этими чувствами приходит страх и беспокойство. Долгожданное возвращение из роддома домой становится настоящим испытанием для молодой мамы. Она вдруг понимает, что остается с ребенком один на один и не знает, что и как делать дальше. Чтобы радость не перешла в стресс (а тем более в депрессию), необходимо первые дни и недели полностью посвятить адаптации всей семьи к новому образу жизни и непривычному режиму дня.

Мама и малыш первый день дома

Во время нахождения в роддоме для малыша уже установился режим кормления и сна. Очень важно, чтобы этот режим не менялся в первые дни. Это поможет и маме и малышу сохранять спокойствие налаженным ритмом. Молодая мама начнет самостоятельно применять на практике навыки ухода за новорожденным, которые она получила в роддоме.

В эти дни очень важно окружить маму и малыша заботой, вниманием и лаской. Они оба перенесли сильное эмоциональное напряжение, можно даже сказать небольшой стресс. Домашнее тепло и уют помогут восстановиться им после перенесенного страха, тревоги и боли. И абсолютно лишними будут в эти дни пребывания различных посетителей. Даже самые близкие родственники – это хлопоты, которые пока не желательны для кормящей мамы.

Чего не стоит бояться

В первый месяц у новорожденного малыша происходит адаптация к новой жизни. Именно поэтому у него могут появляться различные признаки на теле или в поведении, которые тревожат родителей. Они абсолютно не опасны и со временем проходят. Не стоит волноваться, если:

  • Кожа ручек и ножек имеет синюшный оттенок
  • Появилось много мелких высыпаний на лице и лобике
  • Отдельные участки кожи начали шелушиться
  • Глазки иногда косят или смотрят в разные стороны
  • Меняется цвет лица – то он желтоватого оттенка, то красного
  • Малыш плачет, кряхтит

Родители постоянно находятся с ребенком, тщательно всматриваются в него и прислушиваются к каждому звуку. Любая мелочь может вызывать панику у неопытных родителей. Хотя уже на второй неделе у малыша восстановится нормальный цвет лица. В конце первого месяца жизни грудничок будет плакать со слезками, чего не было в первые недели.

Не нужно беспокоиться по поводу несколько неправильной или не совсем симметричной формы головы ребенка. Проходя через родовые пути, у малышей происходит некоторая деформация головки (вследствие сдавливания), которая спустя короткое время примет обычную форму. В этом поможет периодическое поворачивание ребенка то на один бочок, то на другой, то на спинку. Это может быть и во время бодрствования и когда малыш спит.

Причинами плача новорожденного в последнюю очередь могут быть болезненные проявления. Чаще всего таким способом малыш привлекает к себе внимание, когда пришло время его покормить или сменить пеленки или подгузник. Иногда дети в первый месяц проявляют беспокойство, когда хотят спать, когда им жарко или может быть прохладно, когда им неудобно лежать. Молодой маме достаточно будет несколько дней, чтобы уже по первому звуку плача научиться определять, что хочет ее грудничок.

И еще одной распространенной причиной беспокойства и плача ребенка могут быть кишечные колики и газики. Их появление в большей степени связано с питанием мамы и составом грудного молока.

Уход за ребенком

Вся семья начинает жить по новому графику, который построен только под режим дня ребенка. У всех появляются новые приятные обязанности. Все семейство старается участвовать в уходе за малышом и помогать адаптироваться маме и грудничку. В понятие уход входят самые обычные процедуры:

  • Кормление в установленное время или в определенные часовые промежутки
  • Полноценный сон
  • Время бодрствования
  • Водные процедуры
  • Личная гигиена
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Воздушные ванны и закаливание
  • Гимнастика и массаж

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим дня новорожденного в первый месяц состоит из трех основных пунктов: сон, кормление и бодрствование. Индивидуальные биоритмы малыша сами подберут подходящий график. Не стоит строго придерживаться стандартных границ сна, отдыха и кормления. Малыш своим поведением даст знать, когда он хочет кушать, а когда пора спать. В зависимости от физиологических особенностей ребенка в среднем кормление происходит через два с половиной – три часа, продолжительность сна – два-три часа, а период бодрствования длится от получаса до часа.

В первый месяц новорожденный может поспать подольше или не вовремя захотеть кушать. Не стоит волноваться по этому поводу. Уже через пару месяцев все станет на свои места.

Когда проводить первое купание

Для большинства малышей купание – это скорее приятная процедура, чем гигиеническая. Ежедневные купания перед сном дают возможность ребенку расслабиться и являются залогом спокойного ночного сна.

Первое купание можно начинать, когда отпадет пуповина и полностью подсохнет ранка на пупке. До этого момента можно обойтись влажными обтираниями. Купание проводится, учитывая индивидуальные предпочтения малыша, каждый день или два – три раза в неделю. Один раз в неделю можно купать, используя отвары трав. Детское мыло тоже подбирается индивидуально. После водных процедур по необходимости используют присыпку или крем. Если малыш не любит купаться, это вызывает у него плач и дискомфорт, то иногда купание можно заменить обтиранием.

Обязательные процедуры гигиены

Ежедневные процедуры, которые необходимы для здорового развития и роста:

  • Умывание лица и подмывание половых органов
  • Наблюдение за состоянием кожных покровов
  • Уход за пупочной ранкой
  • Мягкое причесывание
  • Чистка носика и ушек ватными тампонами, уход за глазками
  • Осторожная стрижка ноготков
  • Удаление корочек на коже головы

Прогулка – это незаменимая составляющая в развитии здорового и крепкого малыша. Свою первую порцию свежего воздуха ребенок получил при выписке из роддома. А дальнейшие прогулки должны быть построены с учетом сезона и погоды. От температуры на улице зависит их продолжительность. Очень полезно малышам спать на свежем воздухе или в комнате с открытым окном.

Молодые родители должны знать, что у грудничков еще не отлажена система регуляции теплообмена. Это нужно учитывать, когда одеваете малыша на прогулку. Не нужно одевать новорожденного в три раза теплее, чем себя. Одевайте ребенка так же, как и себя, но используйте дополнительно легкое покрывало сверху.

Закаливание малыша можно начинать уже после первой недели жизни. Самым первым шагом должны стать воздушные ванны и легкие поглаживания. Первый раз попробуйте оставить ребенка хотя бы на одну минуту без одежды и ласково погладьте его по спинке, животику, ножкам и ручкам. Если ребенку это понравится, то включите эту процедуру в режим дня. Это послужит отличным средством для развития и укрепления мышц. А крепкие и развитые мышцы – это залог того, что малыш в будущем вовремя научиться сидеть и ходить.

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

К концу первого месяца можете проверить, как развивается малыш. Соответствует ли развитие его возрасту. Что должен уметь малыш в возрасте одного месяца и как должен правильно реагировать здоровый ребенок?

Воспитание и развитие новорожденного происходит каждый день в процессе всех запланированных процедур и мероприятий. Так как большую часть времени ребенок находится с мамой, то он легко узнает ее прикосновение и голос. Кроме этого малыш приобретает такие умения:

  • Пытается приподнимать головку и удерживать ее некоторое время, лежа на животе
  • Засматривается на отдельные яркие игрушки и большие предметы
  • Узнает знакомый голос
  • Переводит взгляд и поворачивает голову за игрушкой
  • Реагирует на громкий или резкий звук
  • Пытается издавать первые звуки и агукать

Коснувшись ладошки ребенка, можно увидеть хватательный рефлекс – ладошка сжимается. Дотронувшись до личика вблизи рта, можно заметить сосательный рефлекс – малыш начинает искать грудь и делает губами соответствующее движение. Если потрогать стопу грудничка, то увидите реакцию, похожую на реакцию от щекотки – пальчики сжимаются и разжимаются. Попробуйте поставить малыша в вертикальное положение с опорой для ножек – увидите рефлекс хождения.

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения - именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы - это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.


К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности - самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» - это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти - ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.

Массаж для новорожденного - не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) - такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями - к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию - подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто - около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.


Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Появление нового члена семьи всегда сопровождается, как приятными моментами, так и приносит массу хлопот для заботливых родителей. Особо острыми являются вопросы, касающиеся навыков, умений и прочих особенностей развития ребенка в 1 месяц. Рассмотрим подробнее.

Что умеет новорожденный 1 месяца жизни

Зрение

Характерной особенностью развития ребенка 1 месяца является близорукость. Но это не мешает ребенку рассмотреть лицо мамы, близких людей, на расстоянии до 30-35 см от уровня глаз. Нормальной реакцией может быть и скашивание глаз, так малютка фокусирует свое зрение, но если такой симптом остается до 3, 4 и старше месяцев – покажите его окулисту. На 4 неделе жизни младенец умеет различать контрастные картинки. Для развития зрения можно подвесить над кроваткой игрушки, и яркие предметы.

Слух

В вопросе развития слуха – в самом начале жизни он развит слабо, хотя резкий и интенсивный звук он будет слышать отчетливо. Особенно положительно малыш воспринимает высокочастотные звуки, но в любом случае привычка разговаривать ласковым голосом, благотворно скажется на развитии ребенка. В случае отсутствия реакции на громкие звуки и хлопки – обратитесь к врачу-неонатологу.

Особенности психического развития

В первый месяц развития у новорожденного сохраняются все врожденные инстинкты – это сосательный, хватательный и поисковый. Если прикоснуться соской к его маленьким губкам, то они сложатся бантиком. При резком хлопке – раскинет в стороны руки, ноги и сведет их обратно, а лежа на животе – будет совершать, как бы плавательные типы движений. Если взять малыша на руки – он покажет движения, имитирующие вертикальную ходьбу.

Новорожденный 3-й недели развития умеет копировать мимику родных, а на 4-й неделе – пытается имитировать речь, издавая фыркающие как бы пищащие звуки. Для развития речи и моторики рук нужно чаще разговаривать с малышом, дополняя мимикой и жестикуляцией. Иногда можно слушать приятную музыку. Это поможет развить слух и зрение, улучшит концентрацию и общее самочувствие ребенка.

Сон малыша

Новорожденный 1 месяца бодрствует в сутки не более часа, но чем старше он становиться – тем больше становиться этот промежуток времени. Как отмечают педиатры – в первую неделю жизни период бодрствования не превышает 20-25 минут, а число дневных снов – 4-8 раз, с продолжительностью от 15 минут и до 3 часов.

Кормление: материнское молоко и смеси

На первом месяце жизни самое лучшее питание для ребенка – это материнское грудное молоко, именно его состав покрывает все потребности организма во всех питательных элементах. При невозможности вскармливать малыша грудью – грудное молоко можно сменить на молочную смесь. При этом, врачи допускают и возможность использования смешанной схемы кормления, когда при нехватке грудного молока, ребенка подкармливают искусственными смесями.

Как же часто прикладывать новорожденного к груди? Специалисты по ГВ советуют давать грудь как можно чаще, это позволит стимулировать лактацию и развивать тактильные ощущения ребенка. Лучше придерживаются позиции свободного режима кормления, так сказать по требованию.

Правильный уход за грудничком

Важным элементом ухода за новорожденным является купание и соблюдение правил гигиены. Купать младенца нужно раз в день, саму процедуру лучше проводить вечером, перед ночным кормлением и сном. Чаще умывайте (особенно в жаркий период года), протирайте глазки и стригите ногти – все достаточно просто и легко.

Важно! Не забывайте регулярно менять памперсы, и после каждой смены подмывать малыша, вытирая насухо – кожа должна быть чистой и сухой.

В теплый период года – показаны воздушные ванны, когда малыша можно раздеть и положить на пеленальный столик (кроватку) – это дать возможность полежать без одежки. Регулярно делать влажную уборку, проветривать комнаты, когда ребенка нет в помещении, и обязательно перед контактом с новорожденным мойте руки – нормы личной гигиены никто не отменял.

В вопросе купания – это не просто гигиеническая процедура, это еще и благотворное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Ежедневное купание улучшает развитие мышц, вестибулярного аппарата, чувства равновесия и улучшение работы всех внутренних органов и систем за счет стимуляции кровотока и стабилизации давления.

Как же правильно купать новорожденного в первый месяц жизни? Чтобы ребенок не испугался, сначала помочите пятки и ручки. Начинайте водные процедуры с 15-минутного пребывания в теплой воде, постепенно увеличивая период купания до 35-40 минут. В вопросе температурного режима – начинать первое купание с температуры воды в 36-38 градусов, постепенно увеличивая каждые 4 дня ее уровень на 1 градус. А вот практиковать закаливание педиатры советуют не ранее чем на 5-6 месяце жизни, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Массаж и гимнастические упражнения

Легкие и плавные массирующие движения рук по телу благотворно скажутся на физическом развитии и эмоционального состояния ребенка. Начинать сеанс массажа можно с 5 дня после появления на свет – главное первое время исключить область пуповины, пока последняя не затянется и не заживет.

На 1-м месяце жизни сеансы массажа не должны превышать более 5-10 минут, постепенно увеличивая их до 20 минут. В вопросе практики физических упражнений – такие занятия необходимы ребенку и не меньше, нежели кормление и сон. Комплекс упражнений для ребенка может разработать индивидуально врач – но чаще всего это могут быть сгибания и разгибания ножек и ручек в суставах, сведение и разведение их в стороны.

Медицинские наблюдения

Развитие ребенка в 1 месяц является ответственной миссией для каждого из родителей. В соответствии с программой медицинского наблюдения, новорожденного показывают педиатру. Врач измерит рост и вес, прослушает сердцебиение, осмотрит горлышко и прощупает живот.

В случае подозрения на врожденные патологии, проводят обследование при помощи УЗИ – процедура безболезненна и безопасна. Такой подход позволит на ранней стадии обнаружить заболевание и принять соответствующие меры. Кроме того, проводится биохимический и лабораторный анализ крови, исследование мочи и кала.

По плану проходит осмотр у хирурга и невропатолога, как и ортопеда. Если состояние здоровья удовлетворительно – делается вакцина от гепатита «В». Далее проводят последующую вакцинацию от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка – выдерживая интервал в 30 дней.

Возможные проблемы и способы их решения

В ходе воспитания месячного малыша мамы и папы сталкиваются с рядом возникающих проблем:

  1. Постоянный плач. Причины разные – это и ощущение дискомфорта от скованности движений одеждой, когда давить может и сам шов, а ткань быть ненатуральной и провоцировать аллергию. Соответственно всю одежду для новорожденного желательно выбирать из натуральных, простых тканей и одевать ее швом наружу. Желание пить или же есть – просто покормите его, дайте ему поить и ребенок сразу же успокоиться. Еще одной причиной детского плача может быть естественное опорожнение желудка или мочевого пузыря – просто переоденьте ребенка в чистое, сухое белье.
  2. Опрелости – еще одна проблема. Несформированный иммунитет провоцирует появление опрелостей, а при отсутствии должного ухода – перейти в гнойнички, представляя более серьезную проблему. Для недопущения такой проблемы – стоит контролировать состояние ребенка, подмывать его и менять подгузники, не допуская нахождения его долгое время в мокрых пеленках.
  3. Колики и вздутие брюшины. Сделайте легкий массаж, когда нежные движения руки будут гладить его по животику по часовой стрелке. Помимо этого, чтоб побороть излишние газики – чаще переворачивайте его на живот на несколько минут 3-5 раз в сутки. Помогут и чаи, отвары семян укропа и ромашки.
  4. Дисплазия или же недоразвитость тазобедренного сустава – частая патология. Избежать ее можно, пеленая на специальном столике, применяя метод широкого пеленания. Давайте ему полежать на столике, оставляя его в позе лягушки – это положение для него естественно.

На что обратить особое внимание?

  1. Тяжелое дыхание открытым ртом, заложенный нос и беспокоит насморк – осмотрите носик и дыхательные пути, почистите их, а если симптомы не проходят – покажите его врачу.
  2. Гнойничковые высыпания по телу, наполненные желтой жидкостью, понос у ребенка с вкраплениями гноя или же крови – это указывает на возможный воспалительный процесс, протекающий в организме.
  3. Если не затягивается пуповина (остается влажной), потеря аппетита, апатия, потеря в весе и причины для таких изменений родители не видят – обязательно покажите новорожденного дежурному педиатру.

В 1-й месяц после появления на свет малыш несколько теряет в весе, и такое явление не может беспокоить родителей. Известный врач Комаровский считает этот физиологический процесс внутри организма, нормальным явлением. По мере взросления, новорожденный будет только прибавлять в килограммах и полноценно развиваться.

Вот и прошёл месяц после рождения малыша. Этот месяц был полон беспокойства, бессонных ночей и величайшей ответственности. Но вместе с тем это время радостных перемен, потрясающего чувства материнства, знакомства с самым родным человечком на земле.

Первые дни дома – это период становления отношений между малышом и родителями, взаимного приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Это период поиска оптимальных и компромиссных вариантов решения проблем, которые возникают.

О своих проблемах малыш может сообщить только криком и повышенным беспокойством. А родители, безусловно, спешат выяснить причины и ищут, чем можно помочь и что нужно делать.

Ребёнок в 1 месяц плачет часто потому, что другого способа сообщить окружающим о своих неприятностях у него нет. Конечно, инстинктивное желание мамы немедленно взять на руки малыша целиком оправданно. Не стоит слушать, что таким образом можно дитя разбаловать: он должен быть уверенным, что его всегда утешат.

Это только на первый взгляд кажется, что все дети плачут всегда одинаково. Но очень скоро мама понимает, что ребёнок меняет интонацию в зависимости от причины. С помощью плача малыш может проявлять различные эмоции – обиду, жалобу, беспокойство, душевные страдания и др. Чтобы родителям можно было легче сориентироваться и помочь своему малышу, различают основные характеристики плача.

Виды и причины плача ребёнка

  1. Зазывной плач – ребёнок кричит несколько секунд, потом делает паузу в ожидании результата, потом кричит чуть дольше и снова умолкает. Такой цикл может повториться несколько раз, пока не перейдет в сплошной крик.
  2. Голодный плач начинается с зазывного плача. Если при этом мама взяла малыша на руки и не приложила к груди, начинается сердитый плач с характерными ищущими движениями головой. Если и после этого не покормить, плач переходит в сплошной крик во всю мочь.
  3. Плач при боли – монотонный беспрерывный плач, во время которого периодически возникают крики, скорее всего, показывает на усиление боли.
  4. Плач из-за желания уснуть. Особенности нервной системы таковы, что малыш легко переутомляется. При этом звучит достаточно монотонное хныканье, жалоба, которая сопровождается зеванием и частым морганием глазками.
  5. Плач при дискомфорте – малышу может быть холодно или жарко, может беспокоить опрелость или неудобное укутывание.

Любящие и внимательные родители очень быстро начинают разбираться в видах плача своего малыша и делают всё для того, чтобы ему стало легче.

Боли в животике

Если ребёнку 1 месяц, и он всё-таки плачет из-за боли, необходимо как можно раньше устранить её источник. Очень часто месячный ребёнок страдает от колик в кишечнике – спазмов, появляющихся при увеличении газообразования в кишечнике. Таким образом кишечник малыша приспосабливается к новым условиям питания. При болях в животике кроха активно двигает ножками, как будто перебирая ими. Малыш испытывает во время спазма сильную боль и своим криком просит о помощи. Есть несколько способов помочь ребёнку справиться с проблемой колик.

  • В первую очередь необходимо взять малыша на руки и прижать к себе, положив головку на своё плечо или положить животиком к себе на колени. Тепло расслабит мышцы кишечника и спазм ослабнет. С этой же целью можно приложить к животику младенца нагретую тёплую пелёнку. Иногда помогает массаж животика. Главное, чтобы малыш чувствовал, что мама рядом в такой неприятный момент и готова помочь.
  • Можно дать малышу настой специальной смеси трав, которые оказывают спазмолитическое действие, а также другие лекарства, но только по назначению врача.
  • Часто молодые родители пользуются газоотводной трубочкой, но ею злоупотреблять нельзя.
  • Мамы, кормящие грудью, должны очень тщательно контролировать своё питание. Употребление крепкого чая, кофе, капусты, бобовых, запретных овощей и фруктов может вызвать колики у малыша.

Ушная боль

У малыша может болеть не только животик. Часто это может быть ушная боль. Чаще так и происходит, если у ребёнка насморк. При неприятных ощущениях в ушках месячный малыш часто крутит головкой. Насморк часто приводит к воспалению среднего уха в таком возрасте.

Если родители заподозрили воспаление ушка у ребёнка, нужно обязательно обратиться к врачу, сначала к отоларингологу, затем – к педиатру. Возможно, врач назначит согревающий компресс на ушко или капли в нос.

Опрелости

Уход за малышом в один месяц – ежедневная работа мамы. Просыпаясь вместе с малышом, мама спешить поскорее его помыть, накормить, переодеть. А как она рада получить приветливую и радостную улыбку своего чада! Нужно посмотреть, как он подрос и окреп за ночь, а вместе с тем выяснить, нет ли ещё каких-либо изменений.

Переодевая малыша, обязательно следует внимательно осмотреть его кожу, ведь она отражает всё, что происходит в его организме. Особенное внимание нужно обратить на подмышечные впадины, область за ушками, складки на шее, в паховой области, ягодичные сладки, на ручках и ножках. В этих местах может обнаружиться опрелость, которая будет беспокоить малыша.

Опрелости – это покрасневшие участки нежной кожи ребёнка, которая воспаляется, становится болезненной. Поражённая кожа легко инфицируется, раздражается и беспокоит кроху. Опрелости необходимо ликвидировать как можно раньше. Их нужно промывать отварами ромашки, ноготков, зверобоя или другим раствором, имеющим слабое противомикробное действие. После этого следует промокательными движениями осушить кожу младенца. Можно воспользоваться детской присыпкой и стерильным детским маслом.

Следим за стулом

Беспокойство и плач ребёнка могут быть результатом нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Частота испражнений у малышей в возрасте 1 месяца может быть разной. Малыш на грудном вскармливании обычно ходит в туалет по-большому после каждого приёма пищи, детки на искусственном вскармливании – раз в день или даже через день. Всё это – варианты нормы.

Важно, чтобы каловые массы были мягкими, однородными, а ребёнок оставался спокойным и нормально набирал вес. Если у ребёнка подозрение на запор, можно попробовать погладить его животик по часовой стрелке, прижать ножки к животику, сделать легкую гимнастику и подождать. Если малыш безрезультатно тужится, ему можно помочь, вставив газоотводную трубочку. Маме, которая кормит грудью, необходимо более тщательно относится к своему рациону.

Не кутаем

Важно правильно одевать малыша в первый месяц жизни. Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни терморегуляция организма ещё не установилась окончательно. Если у ребёнка повышена температура тела, это может быть результатом простого перегрева.

Следует посмотреть, не слишком ли укутан малыш. Затем разверните его и осмотрите кожу: если она красная, а тем более влажная, то, конечно, малышу жарко. Если ребёнок пытается раскрыться, а его кожа красная и горячая на ощупь, необходимо раздеть его, оставив в более легкой одежде, пока кожа не приобретет нормальный цвет. Дайте малышу попить кипячённой остывшей водички.

Любовь и забота

Молодые родители должны знать, что иногда не от того, что голодный или что-то болит. Возможно, это простая просьба, чтобы его взяли на руки. Такое желание является естественной потребностью контакта с мамой. Если малышу месяц, его нельзя оставлять одного плакать, ожидая, пока он замолчит. Такая практика давно устарела.

Конечно, малыш умолкнет рано или поздно из-за усталости, но необходимость в маминых руках у него останется. Только к ней ещё добавится ощущение, что его бросили, что ему недостаточно любви и понимания. Такое равнодушие родителей может привести в будущем к тому, что малыш вырастет нелюдимым, замкнутым, с ним нелегко будет общаться. Именно поэтому дети, находящиеся в детских домах, редко плачут. Они знают, что на их плач не откликнутся, их не будут брать на руки так часто, как им хочется. Крохе в первую очередь необходимы любовь и забота, ведь с первых дней идёт формирование личности. Если малыша часто берут на руки, это вовсе не значит, что он вырастет избалованным и неженкой, как побаиваются некоторые родители.

Что умеет малыш в этом возрасте

Позади первый месяц малыша, развитие его прогрессирует. Ребёнок уже адаптировался к новым жизненным условиям, постепенно все функции маленького организма налаживают свою работу. Он значительно отличается от беспомощного новорождённого малыша, у него появляются новые навыки ребёнка в 1 месяц.

  1. Во-первых, ребёнок 1 месяца подрос примерно на 3 см и значительно прибавил в весе. В среднем это около 800 грамм. Если мама прикладывала его к груди по требованию, то возможна прибавка около килограмма.
  2. Развивается зрительная функция. Кроха не только умеет удерживать в поле зрения неподвижный предмет, но и следит за плавно движущейся игрушкой.
  3. Прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке или музыке.
  4. Ручки в основном сжаты в кулачок, выражен хватательный рефлекс.
  5. Лёжа на животике пытается поднимать головку и удерживать ее.
  6. Выдает отдельные звуки в ответ на обращение к нему.

Малыш быстро привыкает к новым условиям жизни и окружению, он начинает улыбаться маме. Это означает, что у малыша всё хорошо, и он ищет общение. У ребёнка возникает интерес к близким, желание привлечь их внимание улыбкой, гуканьем и оживлением.

Малыш начинает эмоционально реагировать на взрослых. Если родители берут малыша на руки, общаются с ребёнком, подносят к разным предметам, то этим они развивают его эмоциональную и информационную потребность. Ничего, что ребёнок ещё слишком маленький. Для него крайне необходимо, чтобы близкие проявляли свою любовь и заботу ласковыми словами, интонацией голоса, улыбкой, нежными прикосновениями, тогда он будет расти здоровым, счастливым и жизнерадостным.

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.