Чудесный вязаный комплект для самых маленьких малышей в возрасте от 3 до 9 месяцев понравится и принесет много восторга и радости. Он состоит из нескольких вариантов: комбинезона, шапочки и пинеток, жакета, джемпера, штанишек и сарафана. Восхитительный стиль и удобство этих моделей обеспечивают комфорт и уют.
Мягкая, теплая пряжа позволяет создать изысканный, идеальный трикотаж с красивыми ромбовидными рисунками и изящными жгутами. Особенно забавно выглядят фигурки щенят с яркими бусинками-глазами.
Имея такой уникальный комплект можно спокойно отправляться на прогулку или в гости. Ведь в нем есть предметы на все случаи и для любой погоды. Чудесные вещи можно связать своими руками из шерстяной пряжи. Понадобятся также спицы для вязания.
Вязаный комплект для новорожденного
Этот симпатичный и практичный комплект для новорожденного с вышивкой в виде игривого щенка с красной бусиной-глазом понравится и девочкам и мальчикам. Его можно носить в любую погоду. Возраст: 1 (3; 6; 9) месяц (полукомбинезон и сарафан); 3 (6; 9) месяца (жакет и шапочка); 3 (6; 9; 12) месяца (джемпер); 3 месяца (пинетки).
— Ищет упавший предмет, ищет и находит потерянную соску, игрушку.
— На вопрос «где?» ищет и находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах.
— С предметами занимается по-разному в зависимости от их свойств (хватает, вынимает, открывает, нажимает, перекладывает и т.д.).
— Уверенно берет игрушки и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
— Внимательно следит за деятельностью окружающих.
— Говорит «мама», «папа» без значения.
— Пытается писать каракули.
— Радостно реагирует на игру в прятки.
— По-разному ведет себя по отношению к знакомым и незнакомым людям.
— Привлекает внимание взрослого.
— Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется или лепечет.
— Машет рукой при прощании.
— По слову взрослого выполняет разные действия («ладушки», «дай ручку» и другие).
— Целенаправленно берет предложенную игрушку.
— Пьет из чашки, которую держат.
— Стучит ложкой и шлепает ладонью по столу в процессе игры.
— Улыбается зеркальному отражению и водит по нему рукой.
— Выражает удовлетворение, добравшись до предмета.
— Настойчиво тянется к отдаленному предмету.
— Выражает недовольство, когда у него забирают понравившуюся ему вещь.
— Хорошо ест с ложки, сжимая пищу губами.
Педагогика на каждый день
В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок становится в новую позицию по отношению к взрослому: взаимодействует с ним по поводу предметов, нуждается в его помощи, поддержке, одобрении. Общение становится ситуативно-деловым. Чтобы вызвать расположение ребенка, взрослый должен вступать с ним в эмоциональный контакт и организовывать игры с предметами. Малыш как бы вытягивает взрослого в совместные игры, стремится продлить общение, радуется взрослому, который с ним интересно играет. Если в первом полугодии взрослый выступал для младенца как заботливый, ласковый и внимательный человек, то во втором ребенок видит и выделяет в нем новое качество - партнера по совместной деятельности.
Партнер по совместной деятельности - это тот, с кем можно поиграть, кто может показать, как пользоваться предметами, оценить успехи и неудачи. Взрослый уже выступает как образец и ценитель. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться на оценку взрослого: радуется, если его хвалят, обижается или смущается, когда запрещают. Но, тем не менее, постарается все исправить, чтобы заслужить одобрение.
Поддерживайте ребенка от 6 до 9 месяцев в его дальнейшем развитии.
Помогите ему освоить новые движения. Выделите особое место для ползания. Обратите внимание, чтобы оно было безопасным для малыша. Опустите ребенка на пол. Положите яркие игрушки. Помогите ребенку: подставьте ладони к ножкам ребенка так, чтобы он мог оттолкнуться. С каждым разом чуть увеличивайте расстояние между ребенком и игрушкой. Ползание на пользу растущему организму: улучшается кровоснабжение мышц и внутренних органов, усиливается легочная вентиляция, укрепляются мышцы. Активно ползая, малыш учится самостоятельно садиться. В какой последовательности появятся умения ползать и садиться - зависит от самого ребенка, его индивидуальных особенностей, так что пусть выбирает сам, а вы помогите ему в этом.
Побуждайте ребенка вставать, предлагая достать игрушку. Как только ребенок начнет вставать, стимулируйте его желание переступать от предмета к предмету.
Создавайте условия для овладения ребенком действиями с предметами. Предлагайте своему малышу разнообразные игрушки и предметы. Он знакомится и исследует их свойства: размахивает, чтобы вызвать звучание, мнет или сжимает, чтобы изменить форму и объем, раскачивает, изменяя движение. Если ребенок испытывает затруднение, покажите ему, как надо делать. Образец действий поможет гораздо разнообразнее исследовать предметы и игрушки.
Не мешайте ребенку ронять игрушки на пол и смотреть, как они падают. Малыш увидит, что мячик при падении прыгает, кубик стучит, косынка, салфетка не издают звука.
Покажите некоторые новые для него действия с предметами: круглый мяч можно катить, кубики ставить один на другой и т.д. Помогите ребенку научится действовать с игрушками, состоящими из двух частей, которые можно соединять и разъединять: коробочки, бочонки, шкатулки, кастрюльки, матрешки. Не огорчайтесь, если не все сразу будет получаться. Для ребенка это не простая задача. Постепенно руки его начнут действовать согласованно. Важным является ваше сотрудничество с ребенком, помогающее ему в действиях с предметами.
Предоставьте возможность малышу с вашей помощью приблизиться к шкафу, потрогать стоящие в нем книги или вазочки, рассмотреть висящую на стене картину, открыть дверцу буфета, вынуть из него кастрюлю или ложку. Действия с разными предметами обогащают сенсорную сферу малыша, его зрение и слух, обоняние и осязание.
Создавайте условия для развития речи ребенка. Во втором полугодии малыш начинает сопровождать свои действия лепетом, состоящим из повторяемых слогов. Внимательно приглядывайтесь к поведению ребенка и старайтесь понять, что он хочет вам сообщить. Угадывая желания малыша, вы подтверждаете, что поняли его и укрепляете употребление данного жеста, движения или звука. Когда вы играете с игрушками вместе с ребенком, сопровождайте ваши действия звуками. Используйте игрушечных зверей для демонстрации звуков, которые они издают. Покажите, как «говорят» курочка, уточка, гусь, кот. Давайте игрушку в руки ребенку и спрашивайте, как она говорит. Показывайте ребенку на игрушечного мишку и говорите «вот мишка». Сделав это несколько раз, спросите ребенка «где мишка?», сопровождая эти слова движениями головы и глаз, показывающими, что вы что-то ищите. Сделайте то же самое по отношению к другим игрушкам. Давая ребенку в руки игрушку, говорите «на» («на мишку», «на котика»), а беря игрушку у него из рук, говорите «дай».
Приучайте малыша к рассматриванию картинок, книжек с яркими рисунками. Произносите вслух названия изображенных на них предметов. Обращайтесь к ребенку с яркой эмоционально-окрашенной речью. Позаботьтесь о том, чтобы малыш слышал чистую речь, научился понимать услышанное. Понимание речи проходит ряд этапов. Сначала проявляется умение малыша находить взглядом показываемый и называемый предмет. В 6-7 месяцев ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, находящегося на постоянном месте. В 7-8 месяцев он находит его по слову любом месте.
Продолжайте музыкальное воспитание ребенка. Побуждайте его к слушанию вокальной и инструментальной музыки, эмоциональному отклику на спокойную и задорную музыку. Приобщайте к движениям под музыку, образу простейших детских музыкальных инструментов: колокольчика, дудочки. Пойте малышу народные песни, называя в них ребенка по имени. Песни сопровождайте соответствующими движениями.
Поддержите ребенка в его социальном развитии. Во втором полугодии происходит более четкое разделение взрослых на родных, знакомых и посторонних. Близкие воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают различную гамму эмоций: восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр. Знакомые чаще всего вызывают спокойное положительное отношение, а посторонние - смущение или страх.
Привязанность ребенка к взрослым строится на новой основе. Условием формирования привязанности является правильное удовлетворение потребности ребенка в общении.
Помогите ребенку видеть в любом взрослом партнера по игре, образец новых интересных действий, источник новых познавательных возможностей. Знакомство с новым человеком должно быть в присутствии матери или другого близкого взрослого. Пусть малыш сидит на руках у мамы или рядом с ней, а незнакомый проявит деликатность и не будет сразу вступать в общение с ребенком.
Малышу надо хорошо рассмотреть пришедшего, привыкнуть к нему. Если незнакомый взрослый выразит интерес к игрушкам и сам начнет играть, малыш непременно заинтересуется его действиями, может быть не сразу, но приблизится к нему. Так завяжется первый контакт. Когда малыш заинтересовался, предложите ему включиться в игру. При этом маме не следует сразу оставлять ребенка. Он хоть и увлечен новым человеком и игрушками, но продолжает держать маму в поле своего зрения. Она должна постепенно выключаться из ситуации знакомства, заняться чем-то другим и только после этого ненадолго покинуть комнату. Даже если малыш не спохватился и не заплакал, маме надо вскоре вновь войти, улыбнуться, а то и взять его на руки. Проявившийся интерес вскоре вернет малыша к продолжающему играть новому взрослому.
Снова выйдя из комнаты, мать должна постараться погромче говорить, чтобы ребенок слышал ее голос. Постепенно он привыкнет к тому, что мама где-то поблизости, и перестанет беспокоиться. В первые 2-3 раза уходить надолго не рекомендуется.
Если вам известно, что через месяц возникает необходимость оставлять ребенка с кем-то посторонним, ситуацию привыкания к отсутствию матери следует организовывать заранее. От того, как в первый раз пройдет разлука, будет зависеть поведение малыша в последующем.
Следует знать, что плач ребенка при уходе матери не является необоснованным капризом. Он ведь не знает, вернется ли она. Без мамы его мир становится совершенно другим, младенец теряет опору и источник благополучного самоощущения, ему нужно помочь приобрести уверенность в присутствии нового человека.
Боязнь чужих людей исчезнет, если ребенок будет видеть, что чужие люди - друзья и что общаться с ними интересно. Помогут ребенку в его социальном развитии и игры в прятки.
Играя с мамой в прятки, ребенок приучается к тому, что мама исчезает, а потом появляется. Начать обучение этой игре можно с того, чтобы сначала прятался ребенок. Положите чистое полотенце или косынку на лицо ребенка. Скажите: «А где же Дашенька?», «Нет Дашеньки, куда же она ушла?» Потом сдерните косынку и воскликните радостным голосом: «Так вот ты где! Я тебя вижу».
Изменяйте игру и закрывайте собственное лицо. Скажите: «Где же мама?» Затем быстро сдерните пеленку, пока ребенок еще смотрит на вас и скажите радостным голосом: «А вот и мама».
Хорошо, если вы сядете поближе к ребенку, так, чтобы он сам мог сдергивать пеленку.
Постепенно переходите от закрывания лица к настоящим пряткам. Прячьтесь за дверь, за спинку кровати, уходите в другую комнату. Главное, чтобы вы вскоре появились и радостно приветствовали ребенка.
Привлекайте всех членов семьи к разнообразным играм с ребенком. Просите всех ваших знакомых, приходящих в дом, строить ему смешные гримасы, издавать смешные звуки. Вначале, при приучивании ребенка к контакту с чужими людьми, держите его на руках.
В атмосфере доброжелательных семейных отношений ребенок постоянно видит образцы положительных взаимоотношений близких ему людей и ощущает благотворное их влияние. Это самый эффективный способ воспитания. Ребенок учится быть добрым, нежным, ласковым. Эти качества будут важны в его последующей взрослой жизни. Не забывайте: посторонних наблюдателей в семье нет.
Мнение ученых
- Прочная связь с ребенком может иметь защитную биологическую функцию, она помогает растущему малышу противостоять ежедневным стрессам.
- У детей, не получивших своей порции нежной заботы в раннем детстве, может возникнуть недостаток необходимых нервных связей.
- Сенсорный опыт и обучение малыша могут во много раз увеличить его интеллектуальные способности в будущем.
- Нежные отношения и проявления любви помогают малышу учиться доверять.
- Детям необходимы тактильные ощущения для роста не только мозга, но и тела. Эти ощущения имеют такое же значение, как питательные вещества и витамины.
Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.
Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):
1. Игры на развитие сенсомоторных навыков
- (в любом порядке);
Пример матрешки
(Лабиринт
, My-shop
, Read
)
- (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);
Пример стучалки
(KoroBoom
, Ozon
, My-shop
)
- (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)
2.
- Рассказываем малышу ;
- Разучиваем ;
- (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, );
- (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
- , повторяя вместе с малышом простые слоги
3.
Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:
4. Просмотр или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
5.
6.
Девять месяцев - важная дата в жизни ребёнка. Он развивает уже приобретённые навыки, учится постигать новые вершины. Что же должен уметь девятимесячный кроха и как родители могут способствовать его развитию?
Физиология ребёнка в девять месяцев
За девятый месяц жизни малыш подрос ещё на сантиметр и немного прибавил в весе. Девятимесячные мальчики в этом возрасте достигают массы тела в 7.3–11 кг и вырастают до 67.8–76.5 см. Немногим им уступают девочки: вес малышки в 9 месяцев составляет в норме от 7 до 10.5 кг, а рост 66–75 см.
Во время дежурного профилактического осмотра у педиатра специалист обязательно обращает внимание на окружность головы ребёнка. У мальчиков в этом возрасте она составляет 44–47.4 см, а у девочек - 42.9–46.4 см.
В 9 месяцев ребёнок спит 11–14 часов. Днём, как правило, он ложится спать дважды на 1.5 часа каждый раз. Отдельным малышам требуется ещё трёхразовый сон. В этом случае у него два коротких 40-минутных периодов отдыха и один продолжительный двухчасовой сон в обеденное время.
Нарушением в 9-месячном возрасте считается:
- многоразовый (4–5 эпизодов) сон, длительностью 20–30 минут;
- постоянный поверхностный беспокойный сон;
- повышенная капризность после пробуждения из-за того, что ребёнок так и не смог полноценно отдохнуть.
Если по физиологии у специалистов нет вопросов к состоянию здоровья, провоцирующего нарушение сна, то причиной может быть перевозбуждение нервной системы из-за нарушенного режима дня.
Период бодрствования между эпизодами сна в 9 месяцев составляет уже 3–4 часа. В это время малыш с удовольствием познаёт мир: общается с родными, играет, гуляет, ест и осваивает новые навыки.
Навыки и умения
Девятимесячный ребёнок умеет многое. Он крепко стоит на ножках возле опоры и делает первые попытки сделать самостоятельные шаги с поддержкой.
Специалисты советуют развивать навыки и стимулировать малыша к передвижению. Например, можно взять любимую игрушку и поставить на небольшом расстоянии от крохи. Затем предложить ребёнку дотянуться до неё.
К 9 месяцам большинство крох умеют:
- самостоятельно садиться и сидеть от 15 и больше минут;
- нагибаться в разные стороны;
- держать предметы, бросать на пол и поднимать с пола;
- передвигаться по дому с помощью ползания (не все детки умеют ползать, некоторые пропускают этот этап);
- реагировать на знакомые лица, выполнять простые просьбы «покажи носик, дай ручку»;
- лепетать и делать попытки произнести первые полноценные слова;
- делать первые шаги.
Возможные отклонения от нормы
Что должно насторожить родителей? Если малыш:
- не реагирует на своё имя и не узнаёт родных;
- не проявляет интереса к игрушкам;
- не лепечет и не пытается подражать взрослым при воспроизведении звуков;
- не удерживает крепко предметы в ладошке.
Календарь развития в 9 месяцев: что должен уметь малыш - видео
Уход за ребёнком в 9 месяцев
Для полноценного развития малыша в 9 месяцев важное значение имеют прогулки на свежем воздухе. Как и прежде, в тёплое время года можно проводить на улице весь световой день, а в зимнее время выходить на воздух дважды на 1.5–2 часа.
Девятимесячные дети очень любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду в большую ванну. Во время купания крохи предпочитают играть с любимыми игрушками. Не отказывайте малышу в таком развлечении. Для этого можно использовать как покупные игрушки для ванны, так и подручные средства: крышки от шампуней, ложки, ковшики, которыми он будет зачерпывать воду и переливать её из меньшей ёмкости в большую.
В летнее время, при возможности, для малышей рекомендуется набирать воду в детские бассейны. Такие водные процедуры хорошо закаляют организм и тренируют иммунную систему.
Игры в бассейне - не только удовольствие для малыша, но и закаливание
Питание на девятом месяце жизни
Кроха в девять месяцев уже обладает несколькими зубами. Ему недостаточно одного материнского молока или адаптированной смеси. В этом возрасте его рацион должен состоять из каш, овощных супов, фруктовых пюре, творога, кефира, желтка, мяса. Можно знакомить ребёнка с нежирной рыбой и галетной выпечкой. Нет необходимости постоянно все пюрировать. Для развития жевательных навыков желательно постепенно приучать малыша к кусочной пище. Можно давать ему банан, очищенное яблоко, сухарик.
Прикорм 9-месячного ребёнка - таблица
Как развивать и чему можно научить
Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:
- сортировать мелкие предметы по цветам;
- насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
- рисовать на бумаге при помощи пальчиков.
Все игры должны проходить под постоянным контролем взрослого. Для безопасности не оставляйте ребёнка одного ни на минуту, когда он играет с мелкими предметами.
Популярные игры для малышей в 9 месяцев:
- потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
- прятки;
- складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).
В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.
Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев
Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.
Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:
- согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
- посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
- исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
- поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.
Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:
- круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
- погладить спинку от затылка до ягодиц;
- подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
- тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
- погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.
Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.
Массаж и упражнения для малыша 9–12 месяцев - видео
Мнение доктора Комаровского насчёт развития ребёнка в 9 месяцев
Педиатр Евгений Комаровский считает, что все детки развиваются по-разному. Поэтому не нужно подгонять их под единый стандарт. По его мнению, в 9 месяцев среднестатистический ребёнок умеет сидеть, стоять на ногах у опоры, делать первые шаги при поддержке, имитировать звуковые слоги, пытаясь сложить их в слова. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют самостоятельно ходить и приучаются к горшку.
Главное, на чём акцентирует внимание доктор: не существует единого стандарта, согласно которому любой ребёнок в 9 месяцев должен обязательно обладать определёнными навыками и умениями. Дети развиваются индивидуально.
Доктор Комаровский о нормах и сроках развития - видео
Малыш в 9 месяцев - это уже сознательный человечек, который многое умеет и понимает и требует от родителей не только физической, но и эмоциональной поддержки.
Установлено, что в 7 месяцев хорошо развивающийся ребенок:
Стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает и бросает ее;
Хорошо ползает;
Находит по просьбе взрослого взглядом в привычном для него месте предмет;
Подолгу лепечет, произносит повторно одни и те же слоги.
К 8 месяцам:
Длительно и разнообразно занимается игрушками (вынимает, катает и т.п.);
Подражает действиям взрослого с предметами;
Сам садится, сидит и ложится;
Встает, держась за барьер, стоит и опускается;
Переступает, держась за опору;
На вопрос “где?” находит взглядом несколько предметов, находящихся в определенных, известных ему местах;
По просьбе взрослого выполняет разученные действия (“ладушки”, “дай ручку” и др.);
Держит в руке и ест кусок хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый.
К 9 месяцам:
Ходит, слегка придерживаясь;
На вопрос “где?” находит предметы в разных местах;
Знает свое имя;
Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые есть в лепете;
Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
Днем малыш спит 3 раза по 2-1,5 часа, т.е. после бодрствования до следующего кормления, обязательно на свежем воздухе. Продолжительность ночного сна – 10-11 часов.
Массаж и гимнастика
Более разнообразными становятся гимнастика и массаж.
Проводятся они ежедневно по 5-6 минут, через 30-40 минут после кормления.
Выполняются следующие упражнения:
охватывающие или круговые движения руками;
сгибание и разгибание ног;
массаж спины;
стимулирование ползания;
приподнимание туловища из положения на животе;
массаж живота;
сгибание и разгибание рук;
“скользящие” шаги;
присаживание из положения на спине (ребенок держится за кольца);
поднятие выпрямленных ног.
Закаливание
Во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования ребенок принимает воздушную ванну (примерно 12 минут). Другие закаливающие процедуры – это “сухие” обтирания, делают фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем переходят к влажным обтираниям водой при температуре 35С, постепенно ее снижая до 30С.
Закаливание можно проводить только при полном здоровье ребенка.
Игрушки
Игрушки не только забава и развлечение ребенка. Они помогают общему развитию его речи, движений.
Для игры следует давать ребенку разнообразные игрушки, но немного, 2-3 сразу, и время от времени их менять. Надо учить малыша “правильно” играть ими. Ребенку можно давать: неваляшки, шары, мячики разной величины и цвета; погремушки, звучащие игрушки из различного материала. Мисочки, ведерки с вложенными в них игрушками, кастрюльки с крышками, кольца для надевания на руку; куклу, мишку, петуха, кошку, озвученные заводские игрушки.
Не следует давать мелкие игрушки, которые ребенок может взять в рот, а также игрушки с острыми углами. Игрушки должны быть прочно скреплены, хорошо вымыты.
Показатели развития ребенка от 9 до 12 месяцев
К 10 месяцам:
Ребенок длительно занимается игрушками, выполняет заученные действия, влезает на невысокий диван, ступеньку, ящик и слезает с него, по просьбе “дай” находит и дает знакомые предметы, подражая взрослому, произносит новые слоги.
К 11 месяцам:
Ребенок овладевает новыми действиями с игрушками и начинает выполнять их по просьбе взрослого:
ставит кубик на кубик;
снимает и надевает кольца;
“водит” куклу и пр.;
делает первые самостоятельные шаги;
по просьбе взрослого приносит любую куклу, мячи и другие
произносит первые слова (“дай”, “мама” и др.).
К 12 месяцам:
Ребенок выполняет более сложные действия с игрушками, ходит самостоятельно, без опоры, знает названия предметов, игрушки, имена некоторых взрослых, детей, названия действий и движений. Выполняет поручения (“принеси”, “найди” и пр.), легко повторяет за взрослыми новые слоги, употребляет 5-10 слов, “по-своему” произносит их. Самостоятельно пьет из чашки.
Днем 2,5 и 2-1,5 часа, оба раза малыш спит на свежем воздухе. Длительность ночного сна – 10-11 часов.
Занятие гимнастикой и массаж, как и в предыдущие месяцы, продолжается ежедневно, проводя по 5-8 минут через 30-40 минут после еды.
Гимнастика для ребенка 9 - 10 месяцев:
Упражнения : круговые движения руками, сгибание и разгибание ног, поднимание тела из положения на животе, наклоны туловища и выпрямление.
Гимнастика для ребенка 11 - 12 месяцев:
Упражнения : присаживание из положения на спине. Ребенка держат за отведенные в сторону руки, сгибание и разгибание рук сидя или стоя, “скользящие” шаги, присаживание из положения на спине (ребенок держится за кольца), поднятие ног.
Закаливание
Как и в предыдущие месяцы, проводятся воздушные ванны, обтирания. Одежда должна предохранять от излишней потери тепла, быть проницаемой для воздуха, не стеснять движений. Для ребенка, начинающего ходить, удобны длинные штанишки на бретельках, ботинки с каблуком.
Следует одевать ребенка по сезону и по погоде, не кутать. Раздевая ребенка после прогулки, обратите внимание на его состояние: если голова и спина мокрые, на следующую прогулку оденьте его легче (снимите лишнюю шапку, кофту или рейтузы), если ножки прохладные, наденьте шерстяные носки. В помещении старайтесь не перегревать ребенка: вспотев, он быстрее простужается.