Организация военно-патриотического воспитания подростков. Военно-патриотическое воспитание и основы подготовки к военной службе

Геополитическое противостояние и накал международной обстановки просто обязывает со всей ответственностью относиться к защите своей Родины. Одним из способов защиты своей родной земли является военно-патриотическое воспитание молодежи в России. Цель воспитания – вырастить морально зрелых людей, верных своему воинскому и конституционному долгу.

Военно-патриотическое воспитание заключается в трех основных направлениях :

  • Приобщение к военным победам российского народа.
  • Организация военно-спортивных игр.
  • Взаимосвязь между воинскими и школьными коллективами.

Значительную роль в патриотическом воспитании играет школа, семья, а также специально организованные центры. Основные дал Президент России, Владимир Путин.

Жизнь поставила совершенно новые задачи, мы оказались в центре самой настоящей войны. Вот только она ведется не пушками и ракетами, а словом. Словом, можно ранить и вылечить, поэтому нужно растить таких молодых людей, которые будут готовы отличить правду от лжи и всегда оставаться верными своему Отечеству.

Государству нужно воспитать мужественных, здоровых и смелых людей, готовых учиться и работать на ее благо, а не смотреть в сторону эмиграции в призрачно лучший западный мир. Правильно воспитанная молодежь должна стать на защиту своей семьи, родного края и государства.

В свете подобных задач заметно возрастает роль правильного военно-патриотического воспитания молодежи. Именно это воспитание внесет вклад при подготовке сильных и умелых защитников России.

Три направления патриотического воспитания молодежи

  1. Приобщение к боевым традициям народа, почитание его побед.

Это направление включает следующие мероприятия:

  • Увековечивание погибших в борьбе за независимость России. Для этого организовывают не только разовые посещения памятников и братских могил в большие государственные праздники, но и учат брать шефство над братским захоронением. Поощряется участие в почетном карауле в рамках вахты памяти. Уход за памятниками становится не обязанностью, а делом чести.
  • Проводятся уроки Мужества, организовываются встречи с ветеранами войны. Важно правильно настроить молодежь, подготовить морально к подобным мероприятиям. Воспитанники участвуют в поздравлениях, сами придумывают программу, вкладывают душу.
  • Празднование памятных дат – к великим праздникам, связанными со славными победами в военной истории России, организовывается посещение музеев, проводятся выставки, конкурсы, викторины, просмотр тематических видеофильмов.

Самое главное – помнить, что военно-патриотическое воспитание является системным процессом. Его основы закладываются в детском саду и школе.

  1. Организация военно-спортивных игр.

Сложные и местами пафосные в сознании молодежи речи нужно подкреплять более интересными развлекательными мероприятиями. Среди них можно выделить военно-спортивные игры. Например, «Зарница» или «Орленок».

Также нужно организовать посещение юношами, особенно выпускных классов, воинских частей. Возможно, что кто-то найдет здесь свое призвание, профессию на всю жизнь. Общение с военными укрепляет дух патриотизма, который делает обычных людей Гражданами своего Отечества.

Создание кабинета ОБЖ

Внешкольное воспитание – это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить , здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

Путин о патриотическом воспитании молодежи

Президент России призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее, бороться с фальсификациями истории. По словам Владимира Путина, патриотическое воспитание просто обязано стать органичной частью общества. Об этом президент заявил в процессе 37-го заседания российского оргкомитета «Победа», которое проводилось в Большом Кремлевском дворце.

Владимир Путин четко обозначил задачи, которые стоят перед современным российским обществом в плане воспитания подрастающего поколения:

  1. Уважение к ветеранам.

Читайте еще: Актуальные вопросы патриотического воспитания

Центры патриотического воспитания

Главной целью деятельности центров патриотического воспитания является подготовка юношей к несению воинской службы. Также осуществляется поддержка ученических и студенческих инициатив, которые связаны с воспитанием чувства гражданственности. В центры приходят люди, искренне любящие свою школу, университет, родной край, страну в целом. Должно быть стойкое желание изменить общество, начав с себя.

Чем занимаются центры патриотического воспитания?

На центры возложены следующие обязанности:

  • Обучение основам несения воинской службы путем проведения военных сборов для учащихся старших классов.
  • Проводится повышение уровня физической подготовки юношей, чтобы она стала надлежащей для несения воинской службы.
  • Ориентация на успешную сдачу норм ГТО по физической подготовке.
  • Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе.

От каждого из нас зависит правильное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Не стоит бездействовать и возлагать всю ответственность за процесс на педагогов. Посильный вклад в развитие сознания молодежи может сделать каждый, начинать нужно со своей семьи и со своего близкого окружения.

Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

№ 2 (15)

РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ –

УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СИЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА)

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2005

Введение..…………………………………….……………...

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы ……………….…

Роль системы образования и семьи

в военно-патриотическом воспитании ……………...……..

Роль физической культуры и спорта

в воспитании допризывной и призывной молодежи.…….

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание ……………………………...

Христианские нравственные ценности

и патриотическое воспитание ………………………...……

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ …….……….

Введение

Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности.

Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть белорусской идеологии.

Юноше, обдумывающему свою будущую жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Родины.

Исторически сложилось так, что белорусскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.

За последние десятилетия мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому необходимо понимать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века.

Вооруженным Силам Республики Беларусь принадлежит особая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.

Военно-патриотическое воспитание, особенно в армейской среде, направлено на формирование у молодежи любви к Родине, уважения к ее истории и национальным ценностям, верности долгу и боевым традициям.

Служба в Вооруженных Силах – это школа мужества и гражданской зрелости.

В год 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом военно-патриотическая работа в молодежных трудовых и воинских коллективах приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

И большинство белорусских граждан это прекрасно понимают. Как видно из социологического опроса, проведенного ИСПИ в декабре 2004 г., большинство из 1 543 респондентов ответили, что для них принципиально важна любовь к тому месту, где прошло их детство (88,9% ответов). Да, так устроен человек, что даже вдали от Родины, в годину тяжких испытаний он вспоминает «синий платочек» любимой, родительский дом, мать у колыбели ребенка. Именно ради тепла родного очага он готов рисковать своей жизнью, защищая Отечество.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (Беларуси) Родины.

Белорусы никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности (умонастроении) прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система гражданского воспитания, которая с непреложностью предусматривает позитивную историческую преемственность посредством военно-патриотических традиций. Новейшая история Беларуси – яркое тому подтверждение.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов , звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных школах, средних специальных учебных заведениях, воинских городках опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи.

Важна и поддержка деятельности БРСМ, пионерских организаций, благотворительных объединений в этом направлении. Принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто!» – должен осуществляться на деле. Порой ремонт крыши, заготовка дров, очистка колодца и другие практические бытовые вопросы, решаемые местной властью с помощью молодых людей, приносят значительно большие плоды воспитания, чем красивые слова.

В обязанность представителей идеологической вертикали входит как обеспечение потребности людей в государственной символике, так и разъяснение смыслового содержания гимна, флага, герба Беларуси, суть которого сводится к выражению менталитета белорусского народа: его миролюбия, трудолюбия, доброжелательности.

В патриотическом воспитании очень важны аналогии подвигов старших поколений с подвигами современников.

В Минске установлен памятник Сергею Ивановичу Грицевцу – легендарному летчику, уроженцу Новогрудского района Гродненской области , сыну крестьянина. В совершенстве овладев навыками летного мастерства, Сергей Грицевец отличился в 30-е годы прошлого века в небе Испании, затем в боях на Хасане и Халхин-Голе. Когда в районе последнего был сбит самолет майора Забалуева, отважный летчик неожиданно сделал посадку на территории противника. Прежде чем японские самураи поняли суть происходящего и открыли по нему огонь, Сергей на своем самолете вместе с другом взмыл под облака. Были и другие изумительные подвиги Грицевца, дважды удостоенного в 1939 году звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны эстафету у славного сына Беларуси переняли другие летчики, среди которых Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, трижды удостоенные звания Героя Советского Союза.

Приверженцы здорового образа жизни имеют в своем распоряжении современнейшие спортивные комплексы.

На церемонии открытия уникального Республиканского горнолыжного центра европейского уровня «Силичи» А. Лукашенко отметил, что «это уже третий крупный спортивный объект на Логойщине… Строительство «Силичей» является примером реализации социальной политики государства. Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была и будет спортивной державой!».

Глава государства подчеркнул, что именно физическая культура и спорт способствуют развитию гармоничной личности, прежде всего детей. Привлечение подрастающего поколения к занятиям спортом, физической активности, пропаганда здорового образа жизни – приоритеты руководства государства. Самое главное, отметил Президент, чтобы к физической культуре и спорту приобщались дети. Полноценное питание, здоровый образ жизни и спорт – вот рецепт здоровья и красоты.

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание

Национальная культура – важнейший компонент современной общественной жизни, стратегический духовный ресурс нации. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в гражданском обществе, магистральные направления развития государства.

Достижения национальной культуры возвышают людей, способствуют росту патриотического сознания, укрепляют имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества.

Лучшие черты национального характера и быта – трудолюбие и терпимость, миролюбие и гуманизм, гостеприимство и уважение к другим народам – сформировались через многовековое культурное наследие белорусского этноса.

Сегодня, когда с экрана телевизора и из печатных СМИ практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Хотим мы этого или нет, но обратиться к такой философской категории, как «патриотизм», нас заставляют реалии современной жизни.

Закон определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания , терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

В современной Беларуси, где конфессии переживают свой Ренессанс, христианские традиции призваны выполнять в обществе функции гармонизирующего и стабилизирующего фактора, способствующего сохранению сложившегося социального порядка.

Христианский идейный потенциал гуманистического подвижничества стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько обращение к высшим примерам морального самоотвержения, служения Родине. История христианства явила обществу идеалы милосердия и преданности и в образах белорусских святых-мучеников, просветителей, деятелей церкви (в Белорусской Православной Церкви – например, преп. Евфросиния Полоцкая, Кирилл, епископ Туровский, святые виленские мученики и др.; в Белорусском Костеле – св. Казимир, св. Андрей Боболя и др.), на которые ориентируются белорусские христиане в своих отношениях к человеку и обществу.

Особую психологическую роль приобретает религия во время войны, когда необходимость самопожертвования во имя защиты родных и близких людей, своего Отечества сочетается со свойственным человеку страхом смерти.

Христианская традиция содержит ряд положений, мобилизующих воина на ратный подвиг во имя Родины. Это – преодоление страха смерти в бою верой в бессмертие души, в Божий промысел и в правое дело; понимание того, что сопротивление злу силой и оружием не является грехом всюду, где оно объективно необходимо, или где оно оказывается единственным, или наименее неправедным исходом. Защита Отечества для наших предков-христиан всегда считалась священным долгом. В связи с этим библейская заповедь «Не убий» трактовалась следующим образом: «Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего, и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войной мы защищаем Веру, Государя и Отечество наше. Справедливую войну сам Бог благословляет, поэтому и именуется Господом воинств. Военная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как «положить душу свою за други своя» (из «Краткого молитвенника для православных воинов». М., 1915) .

В основанной на христианских нормах патриотической традиции белорусов сложился тот потенциал, который помог нашему народу консолидироваться, выживать и побеждать врага в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Учитывая высочайшую мобилизующую роль религии, во время Великой Отечественной войны отношения Советского государства, избравшего атеизм в качестве государственной идеологии, к религиозным организациям значительно трансформировались. Были легализованы государственно-церковные отношения. В 1943–1944 гг. были созданы Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, возобновил свою деятельность Московский Патриархат Русской Православной Церкви, начали выходить на свободу репрессированные ранее архиереи и начал издаваться журнал Московской Патриархии.

Сегодня можно утверждать, что в Республике Беларусь произошло полное восстановление исторически сложившейся конфессиональной структуры, где наибольшую часть по количеству верующих составляют православные христиане. Христианские традиции оказывают большое влияние на многие стороны жизни белорусского общества. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быту, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации, оказывает существенное влияние на формирование патриотического сознания.

С созданием независимого государства Республики Беларусь оформилось принципиально новое конфессиональное образование, соответствующее статусу этого государства – Белорусская Православная Церковь. Активно идут и процессы становления Белорусского Костела. Происходит возрождение духовных традиций, в том числе и традиций военно-патриотических. Подтверждением этому является ряд договоров, заключенных белорусским государством с Белорусской Православной Церковью, в том числе договор между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, направленный на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и социально-психологическую работу Церкви в армии.

По оценке современных православных авторов, политический смысл существования армии, основанной на христианских принципах, заключается в борьбе за правое дело, в предотвращении войн, в способности к самообороне, в утверждении прочного мира, в противодействии насилию. Армия призвана пресекать зло, эффективно сдерживать любых потенциальных агрессоров (внешних и внутренних), убедительно демонстрировать на практике действенность известного библейского изречения «Поднявший меч от меча и погибнет» и тем самым способствовать устойчивому развитию сильного и эффективного государства.

В белорусской армии, безусловно, служат представители не только православной конфессии. Так, на защитах рубежей нашей страны только в 2004 году десятки пограничников католического вероисповедания проявили лучшие христианские качества – доблесть, отвагу и мужество. Честно выполняют свои обязанности на службе Родине представители других конфессий. Белорусское государство проявляет открытость и готово к сотрудничеству в деле патриотического воспитания со всеми исторически распространенными в нашей стране конфессиями.

Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гармоничного общества способствуют тому, что в настоящий период государственная идеология включает в себя и общехристианские ценности. В белорусской культуре заложены уникальные возможности для привлечения потенциала христианских конфессий к сотрудничеству в деле воспитания патриотизма. Прежде всего, это сложившийся на белорусских землях культ чудотворных икон, равно почитаемых как православными, так и католиками. Образы Божией Матери Жировичской, Белыничской, Виленской, Ченстоховской и других веками вдохновляли на подвиг поколения наших предков. Использование христианских ценностей важно сегодня не только для восприятия традиций предков, но и для духовной консолидации общества, укрепления патриотических чувств у подрастающих поколений.

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ

Одними из основных направлений деятельности Белорусского республиканского союза молодежи являются пропаганда здорового образа жизни, воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Территориальными организациями БРСМ активно реализуется программа «Олимп» по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи, в рамках которой в июле 2004 года был организован первый республиканский фестиваль здорового образа жизни «Олимпия», собравший около 1000 человек и посвященный 60-летию освобождения Беларуси.

Под патронажем БРСМ создан 101 клуб патриотическо-спортивной и туристической направленности. Ведется работа по приобщению молодежи к белорусской культуре, национальным традициям.

В ознаменование 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусским республиканским союзом молодежи и Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов принят совместный план по подготовке, участию и проведению торжественных мероприятий.

Работники БРСМ принимают участие в работе Белорусского общественного объединения ветеранов, организуются совместные выступления в средствах массовой информации . Совместно с Министерством образования, Министерством обороны, Белорусским республиканским объединением ветеранов проведена встреча учащейся молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Определенная работа ведется по развитию молодежного, социально ориентированного туризма. В 2004 году организовывались поездки школьников по местам боевой славы (мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и т. д.).

Белорусский республиканский союз молодежи реализует ряд проектов, направленных на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи. Активисты организации проводят и принимают участие в мероприятиях Вахты памяти, благотворительных акциях «Молодежь – ветеранам», тематических встречах с ветеранами войны и труда, акции «Счастливой службы, солдат», походах по местам боевой славы, краеведческой работе, конкурсах и викторинах, военно-патриотической игре «Зарница», фестивалях патриотической песни.

БРСМ активно участвует в благоустройстве памятников, захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройстве, озеленении городов и сел под лозунгами «Память о павших храним мы в сердцах», «Поделись теплом души своей». Всего за организациями БРСМ закреплен 3 101 мемориал и памятник воинской славы.

Реализуется перспективный план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны и ОО «БРСМ». На 5 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь создано 152 первичные организации, которые насчитывают 4 565 человек.

В рамках двусторонних планов сотрудничества разработан проект Положения о Вахтах памяти по увековечению защитников Отечества и жертв войн. По всей республике работники организационных структур ОО «БРСМ» участвуют в торжественных отправках призывников в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Белорусский республиканский союз молодежи активно сотрудничает с Министерством внутренних дел, с которым разработан перспективный план двустороннего сотрудничества. На 5 января 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел создано 236 первичных организаций, которые насчитывают 4 920 человек. Активной является работа с внутренними войсками МВД. На 5 января 2005 года во внутренних войсках МВД создано 48 первичных организаций, которые насчитывают 1 476 человек.

Белорусский республиканский союз молодежи издает информационно-методические вестники, сборники по вопросам спорта, оздоровления и туризма, патриотического воспитания молодежи. Деятельность Белорусского республиканского союза молодежи по организации и проведению спортивно-оздоровительных, туристических, патриотических мероприятий постоянно освещается средствами массовой информации.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

А.Г. Соломатина, преподаватель физической культуры,

Россия, Тула, ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», [email protected]

Традиции военно-патриотического воспитания молодежи в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (из опыта работы).

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, физическая и психологическая подготовка, студенты, военно-спортивные игры, соревнования, служба в рядах Вооружённых Сил.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи также характеризуется рядом негативных факторов. К доминирующим из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого поколения продолжает оставаться слабый уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, связанный с отсутствием осознанной мотивации, а также - слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне; патриотическая тематика должна быть больше представлена в средствах массовой информации (СМИ).

У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.

Критериями военно-патриотического воспитания являются: наличие у студентов знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.

Несмотря на то, что в 2015г. в Министерстве обороны РФ констатировали «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу основная масса студентов первого курса нашего техникума, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность».

Констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных силах РФ остается недостаточным. Причинами в первую очередь он назвал слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом.

Анализируя проведённое тестирование уровня подготовленности студентов-первокурсников техникума, следует сделать вывод о том, что физическая готовность молодого пополнения Вооружённых Сил ухудшилась. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности.

Актуальность военно-патриотического воспитания молодежи в образовательном учреждении повышается, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий, в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме сложились свои традиции, которые ежегодно поддерживаются. Военно-патриотическая работа ведется по трем основным направлениям.

1 Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил:

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях);
  • проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий;
  • празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций;
  • сообщения о героических событиях отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

2 Участие в военно-спортивных играх и соревнованиях:

  • турниры по пейнтболу;
  • Открытая военно-спортивная игра «Победа»;
  • Областная военно-спортивная игра «Защитник Отечества»;
  • военно-тактическая игра «Марш-бросок»;
  • проведение строевого смотра и военно-патриотической песни;
  • турниры по стрелковому спорту;
  • Спартакиада юношей допризывного возраста;
  • соревнования по туризму.

3 Развитие социального партнёрства.

Работа по данному направлению осуществляется через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований. В г. Туле в апреле 2015 года был создан клуб «Русич» , его основная цель военно-патриотическое, спортивное воспитание молодого поколения, подготовка к службе в армии. На базе клуба проходит теоретическая, физическая и психологическая подготовка молодых людей к службе в армии в 106 гвардейской Краснознаменной воздушно-десантной Ордена Кутузова II степени дивизии и других родах войск, соединений, силовых структур РФ, высших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Шесть наших студентов прошли начальную военную подготовку в этом клубе и получили дипломы.

Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в военно-спортивных играх и соревнованиях.

В настоящее время среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, спортивным состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями. Это явление связанно с тем, что урбанизация общества и стремительный технический прогресс настолько окружили человека комфортом и всевозможными благами цивилизации, что привело к утрачиванию остроты эмоциональных переживаний, появлению гиподинамии.

Военно-спортивные игры служат мощным защитным инструментом от «идеалов» улицы, передачи подросткам положительного социального опыта, нравственного и физического совершенствования и формирования патриотического сознания.

Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимой Отчизны всегда волновала и будет волновать юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость – таково назначение военно-спортивной игры.

Игра приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре, – писал А.С. Макаренко, – таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Основными мотивами, порождающими у студентов интерес к военно-спортивным играм, являются следующие: во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться; во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, защите своего Отечества.

Уроки, усвоенные на военно-спортивном поприще, помогают не только в подготовке к военной службе, но и в жизни, реализуя принцип - «рассчитывать на самого себя». С уверенностью утверждаю, что студенты – участники военно-спортивных игр к службе в рядах Вооружённых сил готовы и физически и психологически. Для них служба, это – долг и перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы все сейчас жили.

Список литературы

1 Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных илах Российской Федерации / Психологический журнал, 2010. – №4

2 Большакова Т.В., Кривцова С.В. Особенности социально-психологической адаптации призывников / Личность в современных исследованиях, выпуск 10: сб. науч. тр. / Рязанский гос. Мед. Ун-т. Рязань, 2012.

3 Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. – М.: Патриот, 2011. – 210 с.

4 Соловьев В. А., Мясников В.Р. Армейский призыв свалился в штопор./ Независимое военное обозрение. 2012. 21 апр.

5 Сорокин М.А. Кому доверяем защиту Отечества. Сегодняшние призывники / Социологические исследования. – 2012. – № 2.


Сегодня одним из наиболее острых вопросов в сфере молодёжной политики является вопрос формирования здоровой личности. В данном контексте он состоит не столько в здоровье физическом, сколько в здоровье духовном, интеллектуальном и культурном.

Действовавшая во времена СССР система военно-патриотического воспитания молодёжи, кроме идеологического ядра включавшая в себя систему воспитания, основанную на военно-спортивной подготовке молодёжи - игры "Зарница", "Орлёнок", а также нормы "Готов к труду и обороне", − показала свои эффективность и результативность. Необходимость разработки такой системы в СССР была обусловлена низким уровнем патриотизма у населения в довоенный период. В первые дни Великой Отечественной войны более 2 млн военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии сдались в плен или перешли на сторону врага. Этот факт хоть и не подлежал разглашению, между тем послужил серьёзным поводом для того, чтобы задуматься над вопросом создания системы воспитания молодёжи в духе патриотизма.

После распада СССР система военно-патриотического воспитания была полностью разрушена. Нишу физического, умственного и духовного развития молодёжи благодаря умелой пропаганде насилия и вредных привычек, в том числе с использованием кинематографа и массовой рекламы, заняли псевдоценности, целью которых вплоть до сегодняшнего дня является формирование потребительского общества, лишённого всяческих моральных и культурных ориентиров. Индикатором масштаба возникшей проблемы является количество всевозможных псевдорелигиозных деструктивных формирований (сект).

На слабое здоровье молодёжи указывают сведения о призывниках, причём из года в год этот уровень снижается. Так, только за последние 4 года на Украине численность призывников, находящихся на медицинском учёте, возросла на 9,6 тыс. (45,4 %). Чаще всего их оздоровление приходилось осуществлять в связи с болезнями органов дыхания (72,2 %), крови и органов кроветворения (71,8 %), органов зрения (70,7 %). Среди прошедших курс оздоровления встречались и отстающие в физическом развитии.

Одновременно число здоровых призывников за 10 лет снизилось практически вдвое, годными к прохождению военной службы были признаны 74-76 %, отсрочку по состоянию здоровья получили 4-6 % призывников (при этом количество таких юношей постоянно увеличивается). Низкий уровень здоровья молодёжи имеет ряд конкретных причин. Среди всех факторов, которые так или иначе влияют на состояние как физического, так и психического здоровья населения, наиболее важным является поведение. Данный фактор превышает роль наследственности, окружающей среды и качества медицинской помощи.

Наиболее тяжёлые болезни в развитых странах в наше время связаны с индивидуальными привычками, особенно постоянными, которые в совокупности часто называют стилем жизни. Поведение человека крайне важно для здоровья и влияет на него непосредственно, как образ жизни, или опосредованно - через экономические или социально-экономические условия, которые выступают основной детерминантой здоровья. Культурное развитие молодёжи зачастую подменяется пропагандой субкультур, разрушительно влияющих на личность молодого человека. Это проявляется в моде на пирсинг, татуировках, вживлении в себя разнообразных имплантов, уродующих человеческий облик. К сожалению, такие молодые люди не могут осознать не только факт того, насколько они отвратительно выглядят, но и степень вреда своему здоровью, который наносится в процессе такого "тюнинга". Ещё недавно такие образы были редкостью, экзотикой, но сегодня эти люди живут рядом с нами, и подавляющая часть общества старается убедить прежде всего себя в том, что такое вполне нормально и является лишь проявлением свободного выбора гражданина.

Вместо проблем института семьи прозападными общественными организациями на первый план выносятся совершенно надуманные проблемы гомосексуализма и феминизма. На сегодняшний день плотность таких негативных проявлений, как молодёжная наркомания, алкоголизм, сектанство, детская преступность и беспризорность практически достигла своего предела. Не вызывает сомнения и тот факт, что данные явления − звенья одной цепи, конечная цель которой - разрушение культурных, духовных и моральных устоев нации. В этом контексте можно сделать вывод, что наиболее острыми социальными проблемами в молодёжной среде являются вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения, его воспитание в духе уважения к Отчизне, её истории, традиций, культуры и народа. Безусловно, важное место в решении данных проблем занимает именно военно-патриотическое воспитание молодёжи. С момента провозглашения независимости Украины на разных уровнях совершались попытки изменить ситуацию в этой сфере в лучшую сторону.

Данные попытки приобретали форму возрождения как казачества, так и элементов советской системы военно-патриотического воспитания молодежи. Эти инициативы потерпели фиаско в основном по двум причинам. Во-первых, такие идеи, как возрождение казачества и советской "Зарницы", являются чуждыми современной молодёжи как по причинам своей отсталости в контексте стремительного научно-технического прогресса, так и из-за полного несоответствия вызовам современности. Во-вторых, все инициативы в данном направлении характеризуются отсутствием системности. Точечное проведение мероприятий, направленных на сиюминутный результат, не приносит пользы, а лишь доказывает их несостоятельность. Попытки создания системы патриотического воспитания, в том числе в учреждениях среднего образования на административном уровне, также не принесли плодов и закончились серией отчётов чиновников об успехах. В результате эти программы были свёрнуты, а ниша военно-патриотического воспитания продолжает пустовать. Об этом открыто говорят на уровне министерств. Становится всё более очевидным, что административный аппарат сегодня не способен самостоятельно создать и внедрить такую систему, которая бы характеризовалась следующими признаками.

Она должна: - быть реально действующей; - охватывать внешкольную и кружковую занятость молодёжи; - быть современной, прогрессивной, технически продвинутой, интересной подрастающему поколению; - служить дополнением к школьным предметам по допризывной подготовке молодёжи; - способствовать разностороннему развитию молодёжи; - воспитывать молодёжь в духе уважения к Отчизне, её истории традициям, культуре и народу. Наилучшим путём решения проблемы молодёжи является привлечение общественных организаций при надлежащем содействии со стороны государства. К сожалению, на протяжении многих лет не проводилась научная и методическая работа по разработке и усовершенствованию способов и методик военно-патриотического воспитания молодёжи. Многочисленные организации, клубы и сообщества энтузиастов, каждый по-своему, пытались на разных этапах внедрять в жизнь своё ви�дение процесса. Как уже упоминалось, эти попытки характеризуются отсутствием системности, что минимизирует их социальный эффект в масштабах государства.

Не менее значимым недостатком является использование методик, не отвечающих требованиям времени. Проще говоря, они не пробуждают у молодого поколения интереса к занятию военно-прикладными видами деятельности. Как бы кому-то ни хотелось, но "методики", в основе которых лежит программа допризывной подготовки юношей, не отвечают современным реалиям и возможностям, а следовательно, не имеют перспектив развития. Постигать таинство неполной разборки и сборки автомата Калашникова, может быть, и интересно, но до поры до времени. Недостатком большинства методик является зачастую субъективность лидера (созидателя такой методики). Его личные убеждения являются основными постулатами того или иного патриотического движения. Однако такие взгляды могут восприниматься не всеми членами общества. В результате вокруг организации объединяются граждане, придерживающиеся того или иного мировоззрения. На наш взгляд, идеологической основой системы военно-патриотического воспитания молодёжи государственного уровня должны выступать исключительно объективные и безальтернативные ценности − это духовность и мораль, семейные ценности, патриотизм, преданность общей идее. В противном случае методика, построенная на субъективных представлениях лидера, со временем превращается в кружок по интересам с элементами сектантства. И стоит отметить, что многие секты, особенно пропагандирующие "возрождение славянской культуры", а попросту говоря, язычество, взяли на вооружение тему патриотизма, но интерпретируют её в ракурсе возрождения язычества как единственно правильного пути к процветанию государства. Другая крайность таких общественных образований − это объединения граждан, отрицающих государство и патриотизм в целом.

Итак, анализ природы и структуры разнообразных военно-прикладных методик показывает, что в основе общегосударственной программы должна лежать прежде всего система, идеологической основой которой будут безальтернативные общечеловеческие ценности. Данная система должна отвечать современным достижениям науки и техники, должна использовать прогрессивные методы работы с молодёжью. Пора посмотреть правде в глаза и признать, что такие игры, как "Зарница" (в её классическом виде) и другие подобные мероприятия, безнадёжно устарели и не отвечают потребностям современной молодёжи. Их место успешно могут занять военизированные игры с использованием пейнтбольного оборудования, лазертагоборудования (система Майлз), аирсофт-оборудования (мягкая пневматика). В каждом из вышеперечисленных видов свой принцип действия, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, а потому его выбор остаётся за непосредственным пользователем. В любом случае современные достижения науки и техники дают нам широкий спектр инструментов для реализации тех или иных задач в рамках организации и проведения военно-патриотических и военно-спортивных мероприятий.

Сам по себе "инструмент" не имеет абсолютно никакой ценности без методики по его правильному применению, поскольку является лишь одним из элементов системы, которая при правильной реализации даёт ощутимый результат. Активисты общественной организации "Харьковское областное молодёжное военно-патриотическое объединение "Динамо" на протяжении многих лет работают над созданием, систематизацией и внедрением новейших принципов организации и проведения военно-спортивных и военно-патриотических мероприятий. Работа ведётся как в области сотрудничества с учреждениями образования (школы и вузы), так и со взрослым населением. В рядах Организации состоят как действующие, так и отставные военные, сотрудники милиции и других силовых и силовых ведомств. Новейшие технологии и методики, помноженные на опыт и авторитет более взрослого поколения, дают свои результаты.

Сама методика включает в себя несколько направлений, в том числе: - организация и проведение военизированных игр, военноспортивных соревнований и лагерей; - методическая работа по созданию новых подходов к организации мероприятий военно-спортивного направления. Что касается военизированных игр, то необходимо отметить - данное направление является наиболее динамично развивающимся.

Проведение игр с использованием новейших методик и достижений науки и техники, по сюжетам, отвечающим самым требовательным вкусам молодежи, делает это направление наиболее интересным и востребованным. Целью соревнований, проводимых ВПО "Динамо", является прежде всего возрождение системы военно-прикладной подготовки. На сегодняшний день проведение соревнований позволяет привлечь молодёжь в ряды Организации к участию в основных направлениях деятельности. Методическая работа позволяет выявлять, систематизировать, адаптировать новейшие методы, подходы, достижения науки и техники к проведению мероприятий военно-спортивной и военнопатриотической направленности. Отдельно стоит отметить работу с руководителями методических объединений и преподавателями предмета "Защита Отечества".

Это направление позволяет своевременно информировать преподавателей школ и других учебных заведений о деятельности Организации и даёт возможность таким образом привлекать всё больше молодёжи к участию в организации и проведении военно-спортивных мероприятий. Военно-спортивные лагеря ВПО "Динамо" − это настоящая школа мужества. Они проходят не в привычном формате детско-оздоровительных лагерей, где упор делается на развлекательные мероприятия, дискотеки и т.д. В динамовских лагерях курсанты живут жизнью, близкой по уставу к военно-полевому лагерю: ходят в наряды, проходят различную подготовку, как общую, так и специальную. Кроме общефизической, огневой и тактической подготовки курсанты обучаются основам рукопашного боя и самообороны, медико-санитарной подготовки, основам разведки и наблюдения, ориентированию на местности. В рамках лагерей, а также специальных курсов и семинаров, проводимых на базе лагерей, курсанты могут овладеть узкоспециализированными знаниями и навыками, такими как выживание в условиях дикой природы, погружение с аквалангами, верхолазная подготовка и многое другое.

В целом стоит отметить, что в условиях современного мира, высокого уровня информатизации молодого поколения для эффективной работы с молодёжью должны применяться новейшие и наиболее востребованные ею методики и инструменты. Как показывает практика европейских стран, в решении многих социальных проблем наиболее эффективным является привлечение к решению тех или иных задач именно общественных организаций соответствующей направленности

Сегодня во многих школах практикуется военно-патриотическое воспитание учащихся. Любому государству необходимы физически здоровые, сильные, смелые, мужественные, дисциплинированные и инициативные граждане, которые в случае необходимости встанут на его защиту, даже не задумываясь. Важнейшим элементом воспитания молодежи должно быть формирование патриотических чувств, ведь без этого невозможно гармоничное и полноценное развитие личности.

Именно поэтому военно-патриотическому воспитанию школьников важно уделять особое внимание. В ходе мероприятий, посвященных формированию у младшего поколения чувств, ребята знакомятся с такими понятиями, как гуманизм, нравственность и чувство собственного достоинства. Кроме того, школьники изучают государственный строй своей Родины, структуру правительственных учреждений и аналогичные темы.

В данной статье мы расскажем вам, что именно представляет собой сегодня военно-патриотическое воспитание детей в школе, и в чем заключается его смысл.

Военно-патриотическое воспитание молодежи сегодня

Военно-патриотическое воспитание школьников в большинстве случаев представляет собой следующие мероприятия:

  1. Возложение цветов к братским могилам, посещение различных музеев и экскурсий, встречи с ветеранами, а также проведение различных мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, например, конкурсов военно-патриотической песни.
  2. Военно-спортивные коллективные игры.
  3. Знакомство учеников с основами допризывной подготовки, различными подразделениями вооруженных сил, особенностями службы в каждом из них и тому подобное. Об этом школьники узнают на уроках ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности или ОВС – основы воинской службы.

Главная цель военно-патриотического воспитания молодежи, безусловно, заключается в формировании патриотизма и чувства и преданности своей Родине. Между тем, нельзя недооценивать и такие функции указанных мероприятий, как подготовка мальчиков к будущей службе в армии, а также повышение выносливости и уровня физической подготовки у девушек и юношей. Также военно-патриотическое воспитание заставляет детей гордиться своей страной и соотечественниками и уважать историю своего государства. Наконец, подобные мероприятия способствуют формированию у молодых членов общества активной гражданской позиции и умения отвечать за свои слова и нести ответственность за свои поступки.


Статьи по теме

Весенние заклинательные песенки традиционно исполнялись для того, чтобы пробудить землю и ускорить наступление тепла. Они представляют собой обрядовые песни, имеющие характер заклинания. Далее расскажем, когда поют весенние заклички и какую роль они играют в жизни современной детворы.

Любящие мамы с удовольствием рассказывают или читают своим детям сказочные истории, так как это позволяет развивать фантазию ребят, учит их добру, честности, взаимопомощи. В этой статье приведем небольшой список повествований, которые нельзя оставить без внимания.