Охарактеризуйте когнитивное развитие ребенка раннего возраста. Когнитивное развитие ребенка раннего возраста. Понимание себя и других

Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность - основные достижения данного возраста. Овладение речью - главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.

Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства.

Эмоциональное и личностное развитие в раннем возрасте.

Предыстория и симптоматика кризиса 3-х лет.

Кризисом 3-х лет называют тот период в жизни ребенка, когда он из беспомощного карапуза превращается в самостоятельного независимого человека. Как правило, это происходит около трех лет. Психолог Л. С. Выготский выделил главные признаки (или симптомы) этого кризиса.

Во-первых, негативизм. Родители вдруг замечают, что ребенок делает все наперекор им. Этот негативизм отличается от непослушания. Непослушание всегда направлено на противодействие каким-то просьбам, указаниям и т.д. Негативизм же адресован конкретно какому-то человеку – маме, папе, бабушке и др. И ребенка не волнует, что этот конкретный человек ему предлагает. Если это даже то, что ребенку очень хочется, он, все равно, откажется, потому что так ему «диктует» его негативизм. Например: «Ешь кашу» - «Не буду!», «Пей сок» - «Не буду!», «Пойди поиграй с новой машинкой» - «Не буду!» Авторитарное отношение к ребенку может усиливать проявления негативизма.

Во-вторых, упрямство. Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на своем только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему этого хочется. Если взрослые стараются всеми силами побороть упрямство ребенка, напряженность усиливается. Ребенок сопротивляется, как может. А когда чувствует, что силы его на исходе, впадает в истерику.

В-третьих, строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма и упрямства, направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были у ребенка до трех лет. Проявляя строптивость, ребенок требует самостоятельности. Он хочет сам завязывать шнурки, наливать сок в стакан, намазывать ножом масло на хлеб и др. И даже если он еще не умеет этого делать, как следует, все равно требует, чтобы ему разрешили это делать самому. Авторитарное воспитание, при котором родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

Кроме этих симптомов, часто в период кризиса трех лет ребенок меняет свою систему ценностей. Он вдруг обесценивает свои старые привязанности к вещам, к людям, к игрушкам. Иногда ребенок начинает проявлять деспотизм – он во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы все ему подчинялись, чтобы все его желания исполнялись. Если в семье есть несколько детей, ребенок начинает проявлять признаки ревности – борется за власть с братом или сестрой.

Таким образом, во время кризиса 3-х лет маленький славный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Родителям трудно адекватно реагировать на эти изменения. Они стараются перевоспитать ребенка. Однако это не приносит ожидаемого результата. Дело в том, что с изменениями ребенка, должны меняться и сами родители – в своем отношении к нему, во взаимодействиях с ним.

Кризис 3-х лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают изменений, происходящих в ребенке, если стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, которые ребенок уже перерос.

Некоторые родители с удивлением обнаруживают, что у их ребенка не было кризиса 3-х лет. Значит, взаимоотношения с ним в этот сложный период были достаточно гибкими и не противоречили новым потребностям ребенка. Родители принимали и любили его таким, какой он есть.

Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего « Я».

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Центральное новообразование: Внешнее «Я сам», Предметное – манипулитивная – общественное выработанные функции вещей ребенок сам открыть не может и поэтому возникает манипулятивная совместная деятельность со взрослым, а не через показ и слова. Совместную деятельность впоследствии сменяет разделенное действие (под контролем взрослого), а затем появляется самостоятельное действие.

Предыстория кризиса 3 х лет – С зарождением самосознания, взрослые часто начинают испытывать трудности в общении с ребенком. Этот период назван кризисом 3 – х лет, с одной стороны ребенок полностью ощущает комфортность в предметном мире и полная некомфортность в социальной среде.

Кризисные НО: гордость за достижения, которая формируется за счет специфической родительской позиции: умение критически отнестись к ребенку.

Факторами риска кризиса будет воспитательная неуверенность родителя: чрезмерная жестокость, неустойчивость, ограничение самостоятельности

Пути оптимизации: Система воспитательных воздействий, Правильный стиль воспитания: не должно быть излишней мягкости и жестокости, и не ограничивать самостоятельность ребенка.

Симптоматика: Негативизм т.е. отрицательная реакция на предложение, но та же просьба не включённого человека может быть тут же выполнена

Упрямство ребенок хочет чтобы с ним считались

Строптивость – протест против порядка

Своеволие –

Обесценивание взрослых

Протес и бунт

Стремление к деспотизму – ребенок пробует использовать свою власть.

План лекции:

1. Младенческий возраст.

2. Ранний возраст.

3. Кризис трех лет.

Основные понятия: новорожденность, младенчество, ранний возраст, непосредственно-эмоциональное общение, «комплекс оживления», предметно-манипулятивная деятельность.

1. Границы возраста – от рождения до 1 года. Иногда в рамках данного возраста в качестве отдельного периода рассматривают новорожденность (до 2 месяцев).

Социальная ситуация развития. Появляясь на свет, ребенок выступает абсолютно беспомощным существом. Он попадает в совершенно иные условия обитания по сравнению с пренатальным (дородовым) развитием: другая температура, физическая среда обитания, смена способа питания требуют перестройки многих систем организма. И хотя ребенок обладает наследственными механизмами (безусловными рефлексами) адаптации к новым условиям, удовлетворение его любой потребности полностью зависит от окружающих людей. С другой стороны, на содержании социальной ситуации развития младенца отражается то, что он не владеет основными средствами социального общения – речью, что затрудняет «прямое оповещение» о своих потребностях и затруднениях. Таким образом, основу социальной ситуации развития младенца составляет противоречие между биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия со взрослыми ввиду невозможности (особенно вначале периода) использовать основное средство социального общения – речь.

Ведущая деятельность. Особенность социальной ситуации развития в младенческом возрасте определяет то, что вся жизнедеятельность ребенка опосредуется и определяется характером взаимодействия со взрослыми, и особенно с матерью или человеком, который создает условия для удовлетворения основных его потребностей. Ввиду того, что между младенцем и матерью устанавливаются глубокие, эмоционально насыщенные отношения, характер которых отражается на созревании и психическом развитии ребенка, ведущей деятельностью младенческого возраста признается непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым. В нем важную роль играют так называемые экспрессивные средства (улыбка, другие мимические проявления, двигательные реакции).

Психические новообразования. Основным новообразованием новорожденного выступает формирование инстинктивной психической жизни, характеризующейся преобладанием нерасчлененных, слитых переживаний (ребенок не может отдельно воспринимать себя и среду, восприятие предметов или людей связано с его состоянием). Центральным новообразованием младенческого возраста выступает потребность в общении со взрослыми и потребность в новом опыте («во впечатлениях» по Л.И. Божович). Также одним из важнейших психических новообразований выделяют формирование к концу возрастного периода автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.

Особенности познавательного развития младенца. Основными достижениями в развитии познавательных процессов ребенка можно считать:

· Способность к зрительному сосредоточению на предмете (на 2-ом месяце), к восприятию формы предмета (3-4-й месяц);

· Проявление узнавания (на 3-4 месяце ребенок узнает лицо матери);

· Формирование речевого слуха, произношение звуков (гуление, лепет), понимание к концу возраста около 10-20 слов, произнесение «первых слогов»;

· Благодаря накопленному «сенсомоторному опыту» (информация о предметах, полученной при помощи органов чувств и в процессе манипуляций с предметами) у младенца проявляются первые формы наглядно-действенного мышления.

Большая роль эмоций в жизни младенца определяет их значительное развитие. Ребенок запоминает и узнает эмоциональные проявления матери и других близких людей. В мотивационной сфере ведущая роль отводится простейшим физиологическим потребностям, хотя к концу периода «набирают вес» и другие (познавательные потребности, потребности в общении).

Кризис одного года. К концу возрастного периода может наблюдаться так называемый «кризис одного года». Его возникновение обусловлено некоторыми факторами:

· «ребенок пошел» - освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребенка, а с другой – порождает ощущение самостоятельности;

· «ребенок заговорил» - ребенок с интересом узнает, что каждый объект имеет свое название и, более того, благодаря словам можно прямо указать взрослым на свои притязания;

· «ребенок ощутил свое «Я»» - первые достижения ребенка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т.д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зоны самостоятельности».

Условно говоря, кризис одного года это своего рода попытка ребенка указать взрослым на свои возросшие возможности и появление новых потребностей. Характер протекания кризиса определяется как индивидуальными особенностями ребенка, так и поведением родителей. Очень часто обострение кризиса связано с тем, что взрослые. Вместо создания оптимальных условий для дальнейшего развития ребенка, злоупотребляют запретами, скорее заботясь о спокойствии своей жизни.

2. Границы возраста – от 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве - это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок - предмет - взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Это связано с тем, что, с одной стороны, у ребенка возникают новые потребности, вызывающие стремление осуществлять действия с предметами для их познания, а с другой стороны – способ действия с предметом, знание о нем принадлежит взрослому.

Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды - игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Психические новообразования . По мнению Д.Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства выступает развитие речи и наглядно-действенного мышления. Для речи ребенка характерно значительное увеличение словарного запаса, способность описывать наблюдаемые объекты (ситуации), выстраивая простейшие предложения. Развитие наглядно-действенного мышления определяется тем опытом, который малыш получает в ходе осуществления манипуляций с предметами. К концу возрастного периода у него появляется новообразование, которое часто обозначается как «Я сам» и которое связано с появлением и развитием самооценки и других проявлений сознания. Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение с взрослым - начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам - внеситуативно - познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Особенности познавательного развития. По мнению Л.С. Выготского, все психические функции в рассматриваемом периоде развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Познавательная сфера ребенка в раннем детстве характеризуется развитием:

· предметности, целостности и других свойств восприятия;

· способности к выделению пространственных отношений между предметами;

· наглядно - действенного мышления и первичных форм наглядно-образного мышления;

· двигательной и эмоциональной памяти;

· непроизвольного запоминания;

· способности понимания речи взрослых;

· собственной активной речи ребенка, которая не только выступает средством общения, но и активно включена в предметно - манипулятивную деятельность и процесс познания.

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. Вся жизнедеятельность ребенка в раннем возрасте, как правило, сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок очень восприимчив к различным переживаниям, но в то же время часто, в силу эгоцентризма, не способен проявить эмпатию (сопереживание). В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только «как хочется», но и «как надо». Но спонтанное поведение чаще доминирует над произвольным. Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы являются преобладание неустойчивых и несдержанных желаний, наличие мотивов, имеющих одинаковую побудительную силу (нет отчетливо выраженного доминирования одних мотивов над другими), появление потребностей в самостоятельных действиях и мотивов для достижения успеха.

3. Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса трех лет описал Л. С. Выготский и назвал кризисом отношений. Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет.

1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

2. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

4. Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к са­мостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5. Обесценивание взрослых. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными.

7. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И. Божович).


Похожая информация.


На протяжении раннего возраста ребенок продолжает развивать ощущение и восприятие благодаря предметно-манипулятивной деятельности. К началу раннего возраста ребенок в основных чертах воспринимает свойства окружающих предметов, может устанавливать связи между предметами и их использованием в предметной деятельности.
Восприятие:

1. Носит аффективный характер, страстность. Эмоции обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

2. связано с действием, определяет поведение; возникает единство между сенсорными и моторными функциями. В результате действий с предметами ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними.

По словам Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются вокруг, через и с помощью восприятия.

Слуховое восприятие:

развит фонематический слух (сначала выделяются и опознаются гласные, а потом согласные; к 2 годам дифференцируются все звуки родного языка).

Звуковысотный звук развивается медленно, поэтому нет смысла учить маленького ребенка петь.

Зрительное восприятие:

Несовершенно, потому что ребенок этого периода воспринимает только одно свойство и оно вызвано у него сильной эмоцией. И это приводит к тому, что разные предметы он может воспринимать как один. К 3 годам ребенок может означать 5 свойств предмета: овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Около 6 цветов: красный, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный.

Память:

носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.

Преобладающие виды – двигательная, эмоциональная и частично образная. Проявления хорошей памяти (когда читают наизусть длинные стихотворения) не означает, что у ребенка феноменальная память или высокий уровень интеллекта. Это результат общей пластичности ЦНС.

Мышление :

Появляется на пороге раннего возраста и проявляется в использовании связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). установление новых связей идет путем проб и ошибок. Большинство задач такого типа дети решают посредством внешних ориентировочных действий (ВОД) мышления. Мышление, основанное на ВОД называется наглядно-действенным, и является новообразованием.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность :

1) обобщение;

2) перенос приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые;

3) умение устанавливать связи путем экспериментирования;

4) запоминать эти умения и использовать их при решении задач.

Речевое развитие младенца

Младенчество является доречевым этапом в развитии речи. В этот период происходит важная внутренняя работа по подготовке ребенка к речевой деятельности. Она вкл: 1)созревание головного мозга. 2) совершенствование фонематическогого слуха. 3) развитие и созрев-е артикуляционного аппарата (движение губ, языка). 4) развитиее понимания речи. 5) начало усвоения лексики.

В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка. Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.

Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, социологизаторского, бихевиаристического подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направления, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими, особенностями материнского поведения.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, которые обеспечили бы сответствие развития ребенка именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видитипичными, а вторую - конкретно-культурными.

Под категориями понимаются предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственной активности, какие бы объекты ее не поглощали.

Категория отражения обозначает свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Характер отражения 7 зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе. Простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм; включающих как сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный и активный характер.



Категория психики. Психика (от греч.- душа) - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов, в форме психики становится возможным осуществление действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание испытывающего в них нужду организма, его поисковая и надситуативная активность. Отсюда следует, что^ определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в" которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Тем самым психика выступает как единая цикличная система, имеющая рефлекторный характер. Рефлекторность - это первичность объективных условий жизни организма и вгоричность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ. С переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);



эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа; праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.; биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

приемы обработки данных(методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

интерпретационные методы (генетический и структурный метод).

Основными исследовательскими методами в психологии - как и в естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Метод эксперимента является одним из основных методом психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.

Рассмотрим два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных.

Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что "данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира".

Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний - природный и социальный - мир.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции.

Среди психокоррекционных методов можно выделить различные психотерапевтические методики (аутогенную тренировку, рациональную психотерапию, групповые формы и т.д.).