Новые технологии в организации досуга детей и подростков. Подростки и цифровые технологии Вопросы для самопроверки

Интерактивные технологии в работе с трудными подростками имеющими аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.
Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).
Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.

Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Под интерактивными методами обучения и воспитания понимаются методы, основанные на взаимодействии несовершеннолетнего с другими несовершеннолетними, педагогами, родителями и другими субъектами социально-педагогического процесса.
Данные методы позволяют несовершеннолетним самостоятельно решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную; позволяют получать выигрыш во времени, являются психологически привлекательными и комфортными для несовершеннолетних.
Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства.
Следует также подчеркнуть, что активность педагога, уступает место активности несовершеннолетних, его задача – создать условия для их инициативы. Интерактивные методы социального воспитания несовершеннолетних – это модель открытого обсуждения, способствующая развитию у подростков умения решать конфликты мирным путем. В рамках классификации, имеющей в основании виды цели, можно выделить следующие группы интерактивных методов:
– передача социального опыта в виде знаний, информации (лекции, беседы);
– изменение отношения к окружающему миру (дискуссии, ролевые игры, дебаты, шоу-технологии);
- технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);
– обучение социальным навыкам (тренинги, ролевое моделирование).
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.


По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.
В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности

Культура молодежного сообщества пропитана цифровыми технологиями, и подростка уже невозможно представить вне компьютерных игр, социальных сетей, интернет-серфинга и различных чатов и форумов.

Сегодня наиболее продвинутыми с технологической точки зрения становятся семьи, где есть подростки, так как именно они умеют использовать любую технику адекватно ее возможностям и руководят остальными членами семьи, совершенствуя их знания в области электронных ресурсов и информационных технологий.

Подростки задают тон в технологическом прогрессе как основные потребители новинок. Большую часть «компьютерного времени» они проводят в играх, обладающих противоречивым воздействием. Родителей, педагогов и психологов беспокоит влияние видеоигр, интернет-общения и информационного пространства на интеллектуальное, эмоциональное и коммуникативное развитие подростков.

Влияние цифровых технологий на познавательное развитие подростков. Данные относительно влияния цифровых технологий на психику подростков демонстрируют разнонаправленное воздействие: как позитивное, так и негативное (рис. 3.6). Основные изменения касаются восприятия и мышления, формирования преимущественной ориентации на визуальные каналы информации и вырабатывание так называемого клипового мышления, которое обладает рядом преимуществ и ограничений.

Клиновое мышление - преимущественная ориентация на визуальную образную информацию с высокой скоростью обработки зрительных образов и формированием обрывочных, узкоконкретных блоков информации, не связанных причинно-следственными связями.

Рис. 3.6.

Среди положительных последствий цифровых технологий для мышления и познавательного развития в целом выделяют способность к многозадачности, высокую скорость когнитивных реакций, а также способность защищаться от информационных перегрузок. Во многом базовый источник стресса (информационные перегрузки) современными подростками преодолен. К позитивным достижениям относят также рост невербального интеллекта, специфическую концентрацию внимания и повышение его устойчивости. Подростки, посвящающие компьютеру лишь некоторую часть свободного времени, демонстрируют академическую успеваемость того же уровня, что и не играющие подростки, а иногда и выше. Конечно, если подросток проводит за компьютером по 10 ч в день, то ухудшится не только его школьная успеваемость, но и соматическое здоровье. При умеренном увлечении компьютерами интеллектуальное развитие подростков не страдает. Видеоигры требуют готовности к исследованиям, к пробующему поведению, они ориентированы на индуктивное мышление, которого так не достает школьному дедуктивному обучению.

Компьютерные игры, по мнению зарубежных психологов, также способствуют развитию интуитивного мышления, способности нащупывать решения методом проб и ошибок, способности взаимодействовать с информацией в ситуации неопределенности. На фоне непрерывных изменений современного общества, остается все меньше возможностей выделить универсальные стратегии поведения; прежние ориентиры исчезают. Подростки учатся жить в мире, где часто приходится действовать наугад, как в компьютерной игре, где вначале неизвестно какая из стратегий принесет удачу, но активный метод проб и ошибок оказывается перспективным.

Альтернативная психология

Французские психологи, анализируя развитие мышления подростков под влиянием взаимодействия с компьютером, считают, что такие подростки обладают явным преимуществом. Пластичность развивающегося мозга позволяет молодым людям сформировать не только традиционные, но и оригинальные ментальные схемы. Главным же достижением становится принципиальная готовность усваивать новые когнитивные модели. Подростки, активно пользующиеся поисковыми системами, способны быстрее, чем их сверстники, не использующие компьютеры, просеивать информацию, анализировать ее и принимать решения. Навыки поиска необходимой информации в гипертексте формируют готовность рассматривать несовпадающие точки зрения и противоречивую информацию, что, в свою очередь, способствует личностному росту, формированию многомерной картины мира и устойчивости к тоталитарным влияниям. Освоение компьютера способствует регуляции подростками собственной деятельности по аналогии с эффективностью и точностью компьютерных программ, увеличению самостоятельности и независимости .

Интернет предоставляет подросткам доступ к самой разнообразной, часто недоступной в обычных формах информации. Например, для подростка чрезвычайно важна информация, связанная с половым созреванием, а доступность честных, беспристрастных данных ограничена. Большинство родителей не готовы обсуждать со своими детьми проблемы пола, а сверстники чаще всего искажают информацию, пересказывая друг другу сведения «про это» как в «испорченном телефоне». Телевидение, в том числе реклама, представляет отношения полов очень предвзято, и любого мальчика-подростка постигнет глубочайшее разочарование в физической и физиологической организации своего тела, если он будет сравнивать себя с образцами, предлагаемыми с телеэкрана. Интернет - это возможность конфиденциально, безбоязненно получить точную открытую информацию по тем вопросам, которые волнуют тысячи подростков, вступивших в пубертат. И это лишь одна из сторон информационного пространства Интернета.

Интернет становится для подростков источником объективной (на их взгляд) информации, и запрос среди подростков предъявляется не только по поводу традиционно подростковых вопросов (секс, наркотики, рок-н- ролл), но и в отношении принципиально иных (познавательная и профессиональная деятельность, политическая активность и пр.) 1101.

Вместе с тем есть и очевидные минусы клипового мышления и воздействия цифровых технологий в целом. Для интеллекта, функционирующего преимущественно в цифровом пространстве, характерно снижение способности к анализу, построению системной логики причинно-следственных связей. Знания оказываются обрывочными и узко-конкретными. Теряется значимая характеристика взрослого мышления - его протяженность, а также способность к восприятию длительных, линейных последовательностей и однородной, одностилыюй информации, например книжного текста. Соответственно возникают трудности с обработкой знаковой максимально абстрактной, оторванной от образа информации. Анализируя технократическое мышление, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов указывают, что существенным для него является «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями» .

Меняющееся мышление - объективная реальность, возникающая в ответ на ускорение общего темпа жизни, рост количества и разнообразия информации в окружающем пространстве, возможность, благодаря современным технологиям, одновременного выполнения различных задач. Информационное общество предъявляет требования и к психическим процессам, а подростки эффективно откликаются на этот вызов.

Появление интеллектуальных технологий принципиально изменило отношение к информации: от дефицита общество шагнуло к изобилию информации на грани избыточности. Такая ситуация неизбежно влечет за собой трансформацию всего процесса развития и обучения. Так, претерпевает существенные изменения позиция учителя. Подростки больше не видят в учителе знающую авторитетную фигуру, владеющую информацией. Любая информация доступна им в Интернете, и акцент в обучении переносится на формирование навыков сортировки информации и выбора возможностей ее использования. Традиционная школьная иерархия по критерию владения информацией сильно расшатывается.

А вот авторитет родителей в связи с растущей технической компетентностью их детей падает не всегда. Родители обладают не только знаниями, но и ценностями, которые и определяют авторитетную позицию. В ситуации, когда подростки сами осуществляют выбор необходимых знаний и источники их получения, а социальный опыт постоянно трансформируется, задача родителей передать детям ценности и нравственные устои.

Одним из принципиально важных с психологической точки зрения свойств Интернета является его персонификация как способность адаптировать содержание иод потребности пользователя. Это свойство проявляется, например, в виртуальном шопинге, когда предложения ориентируются исключительно на потребности покупателя. Здесь-то и кроется угроза развитию. Если ты готов покупать только рок-музыку, ты никогда не столкнешься с классикой, ведь компьютер позволяет заведомо ограничить выбор в соответствии с твоими предпочтениями. Этот парадокс в определенной степени распространяется на всю информацию, которую подросток может потенциально получить в Интернете.

Контрольные вопросы

  • 1. Что собой представляет абстрактное мышление?
  • 2. Каково содержание когнитивного развития на стадии формальных операций?
  • 3. В чем принципиальное отличие формальных операций от стадии конкретных операций?
  • 4. Как понимается в психологии термин «псевдоглупость»?
  • 5. Какие характеристики формального мышления можно выделить?
  • 6. Зависит ли уровень развития интеллекта от пола, этнической и культурной принадлежности подростка?
  • 7. Какие когнитивные стили выделены в психологии?
  • 8. Какие факторы влияют на формирование когнитивного стиля?
  • 9. Каковы основные закономерности информационной социализации в отрочестве?
  • 10. Как меняются традиционные формы деятельности под влиянием информационных технологий?

Когда моей старшей дочери было восемь, она начала просить сотовый телефон. Ей казалось, это будет “прикольно”, и, конечно, это соответствовало распространенной среди современных детей тенденции. Чтобы оставаться на связи друг с другом, они используют в повседневной жизни различные технологии, включая социальные сети, сотовые телефоны и sms.

Сегодня в обсуждениях, касающихся детей, технологии часто вызывают тревогу. Родители и специалисты одинаково обеспокоены в лучшем случае увлечением, в худшем - настоящей зависимостью. Страдают семейные отношения, родительский авторитет отодвигается на задний план, могут портиться оценки, жизненные цели отметаются в сторону, пока подростки сосредоточены на том, что и с кем происходит в режиме реального времени. Поминутная проверка связи удобна и соблазнительно доступна благодаря современным мобильным технологиям. Наверняка, во всем виноват технический прогресс!

Однако я вспоминаю более простые технологии связи, которые были доступны в моей молодости… телефон. Я помню сетования взрослых, обеспокоенных, что дети слишком много болтают с друзьями, вися на телефоне часами днем и ночью, если чувствуют отсутствие контроля. Те же темы, что и сегодня: детали другие, темы те же.

Согласна, тогда технологии были совсем другими: телефоны времен моей юности включались в сеть, так что ты, по крайней мере, всегда знал, где твой ребенок! Но кроме этого очевидного преимущества, я также помню из своей юности, что проговаривались и соблюдались ограничения и правила для надлежащего использования телефона, гарантирующие, что нас не будет заносить. Существовала настоящая “культура” использования телефона, позволяющая сделать так, чтобы телефон вписался в нашу жизнь, а не наша жизнь вращалась вокруг телефона!

Друзьям не разрешалось звонить после 19:30 по будням, поскольку это было время для отдыха и семьи; нам не разрешалось разговаривать во время приема пищи, и друзьям тут же говорили перезвонить позже или подождать до завтра; устанавливались рамки максимального разумного времени разговора, а затем мы должны были повесить трубку; нас всегда спрашивали, кто звонил; нам не разрешали пользоваться телефоном в школе, чтобы связаться с друзьями и, в конечном счете, нас всегда побуждали оставить телефон в покое и отдохнуть от постоянного общения со сверстниками. Родители также понимали, что установка телефона в детской - это потенциальные неприятности. Пытались ли мы испытывать на прочность и оспаривать эти правила? Конечно. Капризничали ли мы, плакали или иногда ужасно расстраивались? Конечно. Но эти правила были установлены, чтобы регулировать использование чего-то, чем мы могли чрезмерно увлечься.

Сегодня технологии развиваются так быстро, что у нас не хватает времени развить у детей и подростков культуру подходящего и здорового обращения с ними. К сожалению, мы видим много примеров, когда детям предоставлен полный карт-бланш в доступе к технологиям при минимальном надзоре и без правил и ограничений. Мы должны помнить, что эти необходимые элементы стоят на страже того, чтобы дети не слишком увлекались, впадали в зависимость или вовлекались в опасные занятия вследствие чистого любопытства, озорства или незрелости. Наши дети - это всего лишь дети. Они еще очень незрелые по своей природе, и у многих из них еще нет чувства меры по отношению к тому, что для них хорошо и полезно. Вдобавок, общение со сверстниками может перевозбуждать и затягивать. Наши дети нуждаются в отдыхе от постоянного и навязчивого желания “быть в центре событий”.

Подумайте над такой аналогией: вы бы позволили сверстникам своего ребенка иметь к нему доступ 24 часа в день 7 дней в неделю, возможность приходить в дом в любое время дня и ночи, возможность прерывать время с семьей, возможность отрывать ребенка ото сна, возможность отвлекать во время уроков и возможность как угодно увлекать, провоцировать и выражать протест? Интуитивно вы бы понимали, что это вредно для вашего ребенка и в итоге вмешались бы, чтобы защитить его от этой постоянной суеты. Это этап развития, где абсолютно необходим отдых от суеты и забот, чтобы отвлечься, переработать, определить свою отдельность от сверстников, и отдельность от сложного, утомительного и часто ранящего взаимодействия с ними.

Когда мы отстраняемся от сложных ситуаций, у нас появляется возможность притормозить, успокоиться и лучше увидеть, что хорошо и плохо, как мы себя чувствуем на самом деле, и, возможно, как исправить или скорректировать ситуацию. Негативная динамика поведения в коллективе детей или подростков (например, обзывания и драки) может стать намного более выраженной, обостренной и агрессивной, если сохраняется без перерыва. Карт-бланш в использовании технологий для установления привязанности вполне может ухудшить ситуацию, потому что в таком случае для ее участников недостаточно времени и места, чтобы остановиться, отвлечься, оставить в покое, подумать о себе, нащупать линию поведения, и, возможно, посмотреть на происходящее другими глазами.

Технологии это потрясающая вещь: они могут использоваться, чтобы во многом улучшить нашу жизнь, но они могут создать огромные проблемы для здорового развития и семейной жизни при отсутствии правил использования, особенно среди детей. Моя дочь в то время была еще слишком мала, чтобы по-настоящему нуждаться в сотовом, но когда мы все же решили привнести эту технологию в ее жизнь, мы постарались установить четкие правила и ограничения.

Были ли попытки проверки на прочность и обсуждения? Конечно. Были ли капризы, слезы и огорчения? Естественно. Но это в порядке вещей… хоть технологии и меняются со скоростью света, дети - нет. У них все те же потребности в развитии, та же потребность в защищенности для роста и та же потребность во взрослых, которые справятся с их огорчениями, потому что, в конечном итоге, это взрослые должны “держать на своих плечах” общую картину, пока ребенок дорастет до того, чтобы ее увидеть.

Дарлин Дэнис-Фриск (Darlene Denis-Friske)

переводИрины Одновал

фото flickr.com/photos/blushingmulberry

В помощь родителям:

Вебинары серии : "Не хочу, не буду, не желаю!Как помочь подростку вырасти самостоятельным"

Авторский вебинар Екатерины Бурмистровой : “ Три кита взаимодействия с тинэйджером: автономность, бережность, коммуникация”

Nowadays, almost all mothers and fathers worry that their children spend a lot of time on the Internet. However, parents don`t understand that it`s their lifestyle and try to make their offspring live without computers.

In my opinion, parents shouldn`t limit the time for their children to use computers. First of all, teenagers can communicate with their friends who live far away using e-mail. Secondly, they have a good possibility to develop computer skills. They learn to work with documents, photos and video. In addition, teenagers have a chance to relax after school listening to their favourite music or watching films on the Internet. Besides, they can find a lot of useful information in order to do their homework better.

There are parents who oppose my point of view. They argue that sitting on the Internet is not good for health, especially eyes. They think that teenagers live an unreal life. However, teenagers develop their thinking and spend time with pleasure.

In conclusion, parents should be more understanding to their children. They should help them surfing on the Internet, show interesting sites and never limit the time to use computers. It will make parents closer to their children.


Перевод:

В настоящее время почти все мамы и папы переживают из-за того, что их дети проводят очень много времени в интернете. Однако, родители не понимают, что это образ жизни их детей и пытаются лишить их компьютеров.

По моему мнению, родителям не следует ограничивать время работы на компьютерах. Во первых, подростки могутобщаться со своими друзьями живущими далеко при помощи электронной почты. Во вторых, у них есть отличная возможность для развития навыков работы на компьютере. Они учатся работать с документами, фото и видео материалом. Также, у подростков есть возможность отдыхать после школы, слушая любимую музыку и наслаждаясь фильмами в интернете. Кроме того, подростки могут найти много полезной информации в сети чтобы лучше выполнить домашнюю работу.

Есть родители, которые не разделяют мою точку зрения, полагая что проведение времени за компьютером плохо влияет на здоровье, особенно на зрение. Они думают, что подростки живут в выдуманном мире. Однако, подростки развивают свое мышление и проводят интересно время.

В заключение, родителям следует относится к подросткам с пониманием. Им стоит помогать детям лазить в интернете, показать им интересные сайты и не ограничивать их время работы за компьютером. Это поможет родителям стать ближе к своим детям.

Васильева Екатерина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Научно-практическая конференция школьников

Научно -исследовательская работа на тему:

«Подросток и интернет».

Выполнила

ученица 7 класса

Чеботарёва Полина

Руководитель

Чеботарёва Л.А.

ст.Курджипская, 2016г.

Аннотация.

Данная работа представляет собой исследовательский проект по изучению особенностей использования Интернета и социальных сетей подростком. Тема влияния интернета на подростков является весьма актуальной в наши дни, когда подростки все больше используют Интернет в своей жизни. Цель данной работы - проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на подростков.

На протяжении 2 недель я подбирала материал для написания исследовательской работы. В ней изложены основные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение при использовании социальных сетей.

В ходе работы реализованы следующие этапы:

1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.

2 этап – обобщение полученного материала.

3 этап – проведение опроса.

4 этап – фиксация результатов работы.

5 этап – анализ и объяснение результатов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание анкеты и проведение опросов.

Практическим результатом моего исследования является проведение и анализ опросов учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №6 ст. Курджипской.

Содержание.

Введение …………………………………………….4-5

Глава1

Глава2

Глава3

Общение в сети

3.1Позитивное влияние соц. сетей……………14

3.2 Негативное влияние соц. сетей……………15

Глава4.

Практическая часть

4.1Социологический опрос……………………16

4.2Результаты исследования…………………..17-18

Заключение…………………………………………….19

Список используемых источников и литературы……20

Введение

Актуальность . В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, в частности используют глобальную компьютерную сеть – Интернет. Где люди общаются, делятся какой-либо информацией, знакомятся. Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно, превращаясь из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения. Сейчас становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести компьютерную зависимость.

Актуальность выбранной темы объясняется тем что, исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.

Я считаю, что подросток и социальная сеть – это одна из актуальных тем нашего времени. Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. Сейчас наиболее сильное влияние оказывает Интернет. В настоящее время очень обострилась ситуация влияния как Интернета, так и социальных сетей на подрастающее поколение. Некоторые считают, что это приносит только пользу, некоторые - что вред.

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости

Задачи исследования:

    Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости.

    Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса

    Провести опрос.

    Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы.

Объект исследования: учащиеся 5-11 классов.

Предмет исследования : проблема компьютерной зависимости среди подростков

Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах

Методы исследования : анализ специальной литературы, изучение терминологии, анкетирование.

1 глава. История возникновения социальных сетей.

Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:

    наличие регистрации пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

    пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля;

    настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).

По мнению многих исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
Но один из существенных недостатков социальных сетей – это возможность упустить некоторые подробности, которые могут быть ключевыми для деловой репутации и которые могут оказывать существенное влияние на принятие решения в бизнесе.

Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук заполонили разумы юных школьников. Как же появились и развивались эти социальные сети?В Интернете сей час существует множество различных соц. сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:

    Одна из популярных альтернативных социальных сетей. Отличительная черта сайта - возможность бесплатно дарить друг другу виртуальные подарки, а если немного потратится на смс, то мгновенно найти и приобрести кучу друзей. Мой мир@Mail.Ru - русскоязычная социальная сеть (с контекстным меню на русском языке), соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. На портале «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн профилей, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте онлайн.

Задача проекта «Мой мир» - помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.

Девиз проекта: «Ваши друзья, однокурсники и одноклассники в контакте с Вами»!

Для регистрации на сайте достаточно создать учётную запись на бесплатном сервисе электронной почты Mail.Ru

По данным на апрель 2010 года сайт занимал пятое место по ежемесячному охвату для аудитории российских интернет - пользователей 14-55 лет среди всех русскоязычных ресурсов. По данным собственной статистики сайта, на июль 2011 года зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, на март 2012 года более 148 миллионов пользователей, а на 1 января 2013 года более 205 млн пользователей. Посещаемость сайта - более 44 миллионов посетителей в сутки.

    Год основания - 2004. На июль 2013 года аудитория Facebook составила 1,2 миллиарда пользователей - это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie. Суточная активная аудитория в марте составила 720 миллионов человек - столько фиксируется следящей сетью Facebook ежедневно. Около 810 млн человек в месяц используют мобильное приложение Facebook. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий. На сайте зафиксировано 125 миллиардов «дружеских связей» (на 31 декабря 2011 г. было 100 млрд). Количество просмотров страниц сайта в октябре 2011 года составило 1 триллион. Самая популярная социальная сеть в мире.

    Twitter - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, или сторонние программы-клиенты. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55 % пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется . Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.

2 глава. Проблемы влияния социальных сетей на подростков.

Информационные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютеры стали мощным средством общения людей. Благодаря появлению Интернета пользователи получили уникальные возможности глобальной связи по всему миру.

В наше время широкое распространение получила глобальная сеть Интернет. Эта технология и все ее услуги: электронная почта, чаты, программы online общения (ICQ, YahooMessenger и др.), конференции, форумы и т.п. – могут негативно воздействовать на психику человека. На сегодняшний день большинство пользователей провели в свой дом и офис Интернет и локальные сети, а подростки спешат скорее зайти в какую-либо соц. сеть.

Совокупная аудитория всевозможных социальных сетей, заметно превысила миллиард человек. Значительное количество пользователей, что бы они ни делали в Сети, уже вообще не покидают своего аккаунта в каком-нибудь. Подобного рода универсальные социальные сети стали конкурировать с самыми разными интернет-сервисами, многим из которых, как еще недавно казалось, обеспечено безоблачное будущее без всяких намеков на сколь-нибудь серьезных конкурентов.

Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.

Большинство людей проводят локальную сеть домой под предлогом, что будут искать что-либо полезно в Интернете, на самом деле, первое знакомство почти всех людей с Всемирной Паутиной начинается с регистрации в социальных сетях.

Современные тинэйджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.

Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях - ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

    глава. Общение в сети.

    1. Положительные черты влияния социальных сетей

Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:

    Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.

    Найти себе друзей, знакомых одноклассников

    Поиск в соц. сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.

    Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.

3.2 Отрицательные черты влияния социальных сетей.

Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:

Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Сидя за компьютером, учащийся (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.

Воздействие электромагнитного излучения.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...

Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Перегрузка суставов кистей.

Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации.

Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

Зависимость от виртуального мира .

Пожалуй, это самая распространенная проблема.

- Общедоступность информации .

Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.

Психические расстройства.

При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.

4 глава. Практические исследования

4.1 Социологический опрос

Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. Среди учащихся 5-11 классов, подростков в возрасте 13-16 лет было проведено социологическое исследование