Неусидчивый ребенок: что делать родителям? Неусидчивый ребёнок

НЕУСИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК

Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?

Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения ребенка. Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении. Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.

Более серьезная ситуация: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.

Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с милицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.

Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.

Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.

Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствующих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.

Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста – педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.

При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.

Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!" Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.

Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

Из материалов статей психологического центра "АДАЛИН"


Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Особенно в возрасте 6-8 лет малыш, даже пойдя уже в начальные классы, может ощущать себя ещё совсем маленьким крохой и относится к учёбе несерьёзно или он просто потерял уверенность в себе после какой-нибудь неудачи. Вообще усидчивость лучше развивать ещё с самого раннего детства желательно в игровой форме, допустим, выстраивая пирамидку по цветам или собирая пазлы.

Как развить данное качество у ребёнка, когда ему уже исполнилось 6-8 лет:
1. Самое главное правило - всё должно происходить в терпеливой и дружелюбной форме, то есть вам не следует кричать на своего отпрыска и производить наказание, если у него что-то сразу не получилось.
2. Поскольку ребятишки в этом возрасте очень подвижны, не забывайте чередовать скучные развивающие игры с подвижными.
3. Поводом для выработки усидчивости может послужить комната самого чада, ведь наверняка в ней как всегда можно обнаружить разбросанные игрушки или вещи. Попросите его вместе с вами наперегонки расставить всё по своим местам.
4. Не стоит выкладывать на стол всё сразу, допустим, карандаши с альбомом и пластилин, так у малыша только будет рассеиваться внимание. Во всём должна быть очерёдность: дорисовали до конца какую-нибудь картину, например, заданную на дом по школьной программе, а далее сделали поделку уже из пластилина. Также это касается и остальных предметов. Не нужно перескакивать с одного домашнего задания на другое, если предыдущее ещё не закончено или откладывать на завтра. Терпеливо садитесь вместе со своим ребёнком и разбирайте уроки, после чего его можно отпустить по своим детским делам.
5. Постоянно создавайте приятную и спокойную атмосферу, которая позволит лучше сосредоточиться. Никакого работающего телевизора или других посторонних шумов.
6. Всегда хвалите и поощряйте малыша за его успехи и говорите ему о том, как сильно вы им гордитесь.
7. В свободное от учёбы время не забывайте просто играть со своим отпрыском, ведь забавы как никто иное способствуют развитию усидчивости. Отпрыск может повторять что-то за вами, например, ритмичные движения под музыку. На концентрацию внимания полезны игры на нахождение отличий по двум картинкам или запоминание предметов, а потом их называние по порядку.

Главное - делать всё вместе со своим чадом и воодушевлять его на покорение новых вершин!


Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Когда настает период поступления ребенка в школу многие родители, проявляют озабоченность, что неусидчивость помешает малышу в учебе, в школе. Ведь зачастую неумение сосредоточиться, вследствие неусидчивости, сказывается на успеваемости школьника.

Сама усидчивость развивается постепенно у всех в разной мере, кто-то может сидеть корпеть над задачами часами, кто-то и минуты не усидит. Надо еще отметить, что усидчивость связана со вниманием. Ведь, когда нам что-то очень интересно, мы спокойно, невзирая на время, довольно внимательно занимаемся этим делом. Напрашивается вывод – заинтересованность развивает усидчивость. Очень важно развить усидчивость на ранних порах развития ребенка, ведь позже неусидчивость может действительно негативно сказаться на результатах учебы.

Конечно, малыша сложно заставить сразу выполнять сложные задания длительное время. Начинать необходимо задолго по поступления в первый класс. Играйте вместе с ребенком, придумывайте какие-нибудь интересные задания, чтобы Вашему малышу было интересно довести дело до конца. Вначале давайте легкие, кратковременные задания, затем чуть сложней и на более длительный промежуток времени. Во время таких игр желательно, чтобы ничего не отвлекало малыша. Уберите разбросанные игрушки, книжки, лучше сесть за стол. Пусть ребенок почувствует себя более комфортно. Если Вы почувствовали, что ребенок начинает терять интерес, дайте ему отдохнуть, пусть побегает, попрыгает. Меняйте темы занятий, чтобы они не надоедали ребенку. Главное не теряйте терпение и не ругайте малыша, поинтересуйтесь, чем он сам хотел бы заняться, поддержите его.

Последите, насколько долго Ваш малыш играет с одной игрушкой, не быстро ли надоедают ему старые игрушки. Предложите ему игры со старыми игрушками, не заваливайте новинками. Ведь чем больше становится предметов развлечений, тем больше ребенок отвлекается. В конечном итоге, малыш начинает терять интерес к одной игрушке спустя час-два игры. Не приучайте ребенка к телевизору, полчаса или сорок минут будет достаточно.

Какие игры можно предложить для развития внимания и усидчивости. Это может быть составление слов из кубиков, игра в магазин со счетом, нахождение отличий, поделки (пластилин, бумага – развивает мелкую моторику рук), рисование, раскраски, собирание пазлов, мозаики. Проявляйте фантазию, придумывайте свои игры.

Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.

Усидчивость – способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.

Как развить усидчивость у ребенка


Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:

  • Подбирайте занятие для ребенка в соответствии с его возрастом и способностями. Не предлагайте трудновыполнимые задания, которые могут поколебать его веру в свои силы.

Дети увлечены готовкой — развитие усидчивости
  • Обратите внимание, чтобы ничто не отвлекало малыша от процесса, будь то телевизор или музыка, дайте ему возможность полностью сосредоточиться на выполнении задания.
  • Предлагайте ребенку ограниченное количество игрушек во время игры. Для самых маленьких это может быть 2-3 игрушки, начиная же с 2-ух лет можно постепенно увеличивать их количество, но важно следить за тем, успевает ли ребенок фокусировать свое внимание, не отвлекается ли он. Периодически чередуйте и меняйте игрушки.

  • Вовлекайте ребенка в игру, заинтересуйте своей речью, общение поможет Вам сформировать усидчивость у Вашего чада. Объясняйте цели и задачи, стоящие перед ребенком. Проговаривайте в процессе игры все свои действия, так ему будет легче сконцентрировать свое внимание.
  • Если Вы видите, что ребенок устал, отвлекается или ему неинтересно не настаивайте на продолжении занятия, остановитесь, дайте ему отдохнуть или смените игру. Развить усидчивость с 2-ух лет – не простая задача, ведь малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, их внимание перескакивает с одного предмета на другое. Зная эту особенность, проводите занятие так, чтобы ребенок сменял деятельность и не уставал.

  • Подбадривайте ребенка, хвалите даже за самые маленькие достижения, но не общими фразами «молодец» , «здорово» , «отлично» , а конкретизируя, чтобы он поверил в их правдивость: «ты красиво нарисовал кошку» , «ты чисто помыл посуду» , «ты построил хороший дом» и т.д., это даст ему стремление двигаться дальше, достигать большего и, параллельно, будет формировать у ребенка усидчивость.

  • Немаловажную роль в вопросе формирования и развития усидчивости у ребенка играет поведение родителей. Из уст, практически, каждого уважаемого психолога можно услышать фразу, что необходимо воспитывать, в первую очередь, себя и только потом уже ребенка. Он – Ваше зеркало. Если ребенок видит, что Вы требуете от него то, что не можете выполнить сами, у него возникает диссонанс. Будьте последовательны, не бросайте начатое на полпути, учите детей своим примером, выполняйте работу качественно.
  • Не сомневайтесь в силах ребенка, в его способности стать усидчивым. Не предлагайте помощь малышу, если он о ней не просит, даже если Вам кажется, что он делает что-то неправильно. Пусть он собирает пирамидку не в соответствии с размером колец, пусть он рисует сразу всеми цветами, пусть животное стоит на голове – не отвлекайте его от процесса.

Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.

Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .

Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.


Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .

Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.

Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):

Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .

Как именно проявляется невнимательность у ребенка?

  1. Всю работу, особенно школьные задания, он делает быстро и слишком поверхностно.
  2. В работе допускает очень много ошибок.
  3. Он не уделяет достаточно внимания.
  4. Ребенок слишком быстро устает даже от небольшого количества работы.
  5. Ребенок делает работу очень медленно.
  6. Высокий уровень мечтательности.

Ребенок рассеянный и невнимательный

Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.

Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.

Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.

Ребенок невнимателен на уроках

Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.

Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.

Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.

Если ребенок медлительный и невнимательный

Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.

К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.

Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.

Ребенок заторможенный и невнимательный

Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.

Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:

  1. Не заставлять делать домашнее задание сразу же после того, как школьник вернулся домой. Ему нужно сделать перерыв хотя бы на два часа.
  2. Письменные задания не стоит заставлять часто переделывать, даже если он не сделал их аккуратно первый раз. Это может привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к учебе.
  3. Не оставляйте ребенка одного, когда он делает домашнее задание.
  4. Не стоит заставлять малыша играть в командные подвижные игры. Он будет тормозить всю команду, а это приведет к негативным последствиям для обеих сторон.
  5. Не наказывайте ребенка, если он делает все слишком медленно.

Ребенок неусидчивый и невнимательный

Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.

Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.

Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.