Непослушание малыши. Детское непослушание. Причины. Что делать. Почему ребенок стал нервный и непослушный

Какой родитель не сталкивался с непослушанием своего ребенка? Рано или поздно каждый родитель знакомится с неприятной стороной своего малыша, который некогда старался его во всем слушаться и подчиняться.

Хоть на сайте психологической помощи сайт мы и рассмотрим непослушание ребенка в возрасте 2, 3, 4 и 6 лет, все же непослушными дети могут быть и в . Как воспитывать непослушного ребенка, тоже расскажем.

Кто такой непослушный ребенок?

Непослушный ребенок – это просто малыш, который перестал слушаться родительского слова беспрекословно. Каждый ребенок рано или поздно начинает понимать, что у него есть свои желания, потребности, интересы и взгляды на определенные вопросы, которые не совпадают с родительским. И когда наступает возраст готовности противостоять родительским приказам, тогда ребенок становится непослушным.

Обычно родители жалуются на то, что их ребенок:

  1. Перестал выполнять все их указания.
  2. Действует наперекор их слову.
  3. Капризничает.
  4. Все делает из-под палки.
  5. Постоянно возражает и говорит «нет».

Психологи рекомендуют родителям более спокойно относиться к данному явлению. Непослушный ребенок – это хорошо, поскольку он учится высказывать свое мнение, отстаивать свои желания, жить так, как хочется ему. Конечно, не во всем нужно потакать ребенку, который начинает потихоньку взрослеть. Однако и полностью наказывать его за любое желание отстоять свое мнение тоже не следует.

Итак, ребенок стал непослушным. Причин для возникновения данного явления очень много:

  • Методы воспитания, которые являются достаточно жесткими и авторитарными. Очень часто отцы прибегают к такому методу, когда они желают полного подчинения своих детей. Они сказали, а дети должны тотчас же выполнить. И здесь не принимаются возражения. Когда ребенок начинает протестовать, тогда отец возмущен и начинает наказывать.
  • Способы общения с ребенком, когда его мнение не учитывается. Родители могут общаться с ребенком так, что он может в итоге быть непослушным.
  • Непонимание правильного поведения. Ребенок может просто элементарно не понимать, какое поведение правильное и неправильное.
  • Незнание, как добиться своего. На самом деле все очень просто: непослушный ребенок – это малыш, который просто желает добиться своего. У него тоже есть свои желания и интересы, которые он, естественно, хочет реализовать (а вы, родители, разве так не поступаете, когда хотите добиться чего-то своего?). Ребенок становится непослушным, поскольку он хочет достичь своей цели, которая противоречит желаниям родителей, или просто не знает, как рассказать родителям о том, чего он хочет.
  • Копирование поведения родителей. Не забываем о том, что взрослые являются такими же детьми. Если они сами не повинуются, протестуют, противостоять чему-то, тогда и ребенок начнет делать то же самое.

Ни одна семья не может пройти через этап кризисного периода ребенка, когда он начинает протестовать. Всем бы родителям хотелось, чтобы их чадо не шло им наперекор. Однако это естественный процесс развития любой личности. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал самостоятельной и независимой персоной, тогда вам необходимо порадоваться тому протесту, который иногда возникает с его стороны.

  1. Протест ребенка – что это такое?

Под протестом ребенок выражается нежелание подчиняться тем устоям и правилам, которые выдвигают его родители. «Я не хочу жить по вашим правилам, — говорит ребенок. – Я создам свои правила и буду жить по ним». Ребенок начинает курить, пить, общаться с плохими людьми, перестает учиться в школе и т. д. Другими словами, он начинает делать все то, что не нравится его родителям.

  1. Протест ребенка – о чем это говорит?

Протест ребенка говорит о том, что ему некомфортно находиться в той атмосфере, где он протестует, идет на конфликт. И поскольку ребенок довольно часто протестует в школе или в своей семье, то родителям и учителям необходимо понимать, что они создают такие условия для ребенка, которые ему некомфортны, неинтересны, неудобны. Вы бы тоже протестовали против тех условий, которые вам некомфортны.

  1. Протест ребенка – как его устранить?

Войдите в положение своего ребенка и поймите, что именно ему не нравится, чтобы устранить причину конфликта, а не развивать спор еще больше.

Поскольку родители не всегда понимают, что необходимо решать проблему, они зачастую еще больше усиливают свой контроль и опеку. Теперь ребенок должен отчитываться за каждый свой шаг. И теперь получается, что условия из ужасных стали просто невыносимыми. Вот почему ребенок еще больше начинает протестовать, убегать из дома, шантажировать и т. д. Чем более родители ухудшают условия жизни ребенка, тем больше он начинает ужесточать свои способы протеста.

Но до этого можно не доводить, если только родители поймут, какие именно условия, которые они выдвигают ребенку, ему не нравятся и как их можно видоизменить, чтобы ребенок и его родители были довольны. Не нужно отказываться от своих условий, просто попробуйте их изменить. Ведь ребенок начинает учиться быть самостоятельной личностью. Поэтому ваша роль, как родителей, заключается в том, чтобы позволять ребенку иметь свои желания и мнение и учитывать все это в принятии своих решений относительно него. Теперь вы ему не должны командовать, необходимо научиться сотрудничать с ним, учитывая его мнение и интересы.

Непослушный ребенок 2 года

Проблема детского непослушания обычно не беспокоит родителей до 2 лет. Это связывают с тем, что первые пару лет малыш все еще не отделяет себя от мамы. Однако потом наступает некоторая сепарация. Именно с этого момента начинается непослушание.

Непослушный ребенок в 2 года – это попытка ребенка выяснить границы дозволенного. Он совершает неприемлемые действия, чтобы посмотреть, действительно ли их нельзя совершать или все-таки родители забыли о своем запрете, на них можно надавить, повлиять.

В 2 годика малыш начинает выражать свою волю и отстаивать свое мнение. Делать он может это неумело, однако родители должны порадоваться тому, что их ребенок растет сильной личностью. Здесь родители должны повести себя правильно:

  • Нужно поддерживать партнерские отношения с ребенком, учитывать его мнение и желания.
  • Разговаривать, объяснять необходимость совершения тех поступков, на которых вы настаиваете.
  • Понимать желания ребенка и иногда уступать им.

Если родители начнут давить на ребенка, запугивать и прочими способами ущемлять его поведение, тогда они могут его сломить, затормозить процесс его взросления или побудить его вести себя «правильно» только в их присутствии, когда «неправильно» он будет себя вести в их отсутствие.

Воспитание ребенка в данном возрасте должно включать:

  1. Твердую позицию родителей: если сказали «нет», то всегда говорите «нет», сколько бы раз ребенок не закатывал истерики.
  2. Переключение внимания ребенка на другие интересные вещи или действия.

Непослушный ребенок 3 года

В 3 года малыш вступает в первый кризисный период своего развития. Обычно его отметить можно по появлению в лексиконе малыша слова «нет». Он все чаще пытается родителям перечить – на это нужно реагировать спокойно и общаться с малышом.

И капризы малыша не нужно удовлетворять. Занимайте здесь твердую позицию, если вы решили малышу отказать. Однако не нужно наказывать ребенка за то, что он пытается быть самостоятельной личностью и все делать по-своему.

Непослушание ребенка в 3 года может быть следствием недостатка внимания, желания заполучить власть над родителями (здесь нужно показать ребенку, что родители остаются главными, несмотря на его «хочу» и капризы) или проявлением своего характера. Кризис 3-х лет может длиться 3-4 месяца, если родители будут позволять ребенку отстаивать свою позицию и спокойно разговаривать с ним. Если же будет происходить давление на ребенка, наказания и подавление его воли, тогда истеричность может стать чертой характера малыша.

Непослушный ребенок 4 года

Обычно родители справляются с детскими капризами к 4-летнему возрасту. Однако нередкими становятся и обратные случаи. Непослушный ребенок в 4 года – причины:

  1. Недостаток родительского внимания.
  2. Копирования поведения другого ребенка или мультяшного героя.
  3. Желание получить свое, когда родители не единогласны в своем мнении. Так, один родитель будет отказывать, а второй родитель выполнит просьбу малыша.

Родителям следует в данном возрасте малыша говорить ему добрые слова, хвалить по делу. Также не потакайте его капризам. Объясняйте, почему его поведение является неправильным и как себя нужно вести. А также не критикуйте малыша в присутствии других лиц.

Непослушный ребенок 6 лет

В 6 лет ребенок находится на пороге следующего кризисного периода. Он вынужден соотносить свое поведение и даже образ жизни с правилами общества и школы. Это достаточно трудно сделать, особенно когда малыш еще не умеет управлять своими эмоциями.

Непослушание может быть следствием больших требований родителей к ребенку. Если малышу не удается соответствовать желаниям родителей, он будет эмоционально истощен.

Еще эмоциональные нагрузки дает школа. Ребенок может находиться на грани нервного срыва, если он не успевает в школе и не справляется со всеми обязанностями, которые на него теперь возложены.

В 6-летнем возрасте малыш нуждается в поддержке и уважении со стороны взрослых. Мама и папа не должны жалеть времени на то, чтобы провести его с ребенком.

Непослушный ребенок – как воспитывать?

Чтобы воспитание непослушного ребенка проходило гармонично, нужно начать с выяснения причин его поведения. У родителей часто наблюдается единственная реакция на непослушание – крики, возмущение, негодование. Почему ребенок должен вести себя иначе, если даже взрослые не умеют себя вести правильно? Чтобы в итоге получить здорового и сильного ребенка, нужно поощрять в нем желание отстоять свое мнение и достичь своей цели. Ведь непослушание как раз и является таким желанием, о котором трудно ребенку говорить.

Если у родителей возникают трудности в воспитании непослушного ребенка, тогда следует обратиться к детскому психологу. Данный специалист необходим, поскольку неправильное поведение родителей приведет к развитию капризности и истеричности у ребенка. А впереди взрослых ждет еще период подросткового возраста, когда ребенок снова станет непослушным. Если родители не смогли справиться с маленьким ребенком, то что уже говорить о большом?

Итог

Непослушание ребенка – это просто желание маленького человека высказывать свое мнение и добиваться своих целей. Поскольку родители привыкли к тому, что они полностью управляют жизнью своих чад, им привычнее сказать, что с детьми что-то странное происходит, нежели увидеть за непослушанием элементарное взросление и становление сильной личности, которая может выражать свое «хочу».

Родителям следует лишь показать ребенку, как достичь своего «хочу» и почему не все «хочу» будут моментально выполняться. И все остальные проблемы с непослушанием отпадут сами собой, если родители будут помнить, что ребенок просто высказывает свое мнение, и начнут поощрять это.

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

вместо

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

вместо

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

вместо

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.

Ребенок от года до трех лет – это ребенок, который еще не знает разницу между правильным и неправильным. Ему просто не хватает зрелости и навыков самоконтроля, чтобы делать правильные вещи. ребенок – это не трагедия. Непослушный ребенок – это напоминание родителям и окружающим ребенка взрослым о том, что ребенку надо помочь определиться с хорошими и плохими поступками, и обратить на него внимание .

Приучайте ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, постепенно переходя к вещам более трудным.

  1. Подстраивайтесь под своего ребенка . Если ребенок бегает, не ограничивайте его действия, произнесите: «Умница, быстрее, быстрее!» Ребенок радостно добавит скорости. Маленький Юра любит хлопать в ладошки. «Как Юра хлопает в ладоши? Молодец, Юра! А теперь, Юра, покажи как гудит машина! … Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. После полутора лет ребенок должен приучаться вас слушать и слушаться.
  2. Учите приходить ребенка, когда его зовут. Что из сладостей любит ваш ребенок? Сделайте так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявите: «Кто хочет печенье, быстро бежит ко мне!», «Печенье, вкусное печенье для послушных деток» . Ребенок бежит, вы его угощаете и гладите по головке: «Молодец, как ты быстро прибегаешь к маме!». Особенно удается этот прием с помощью игры, которую он любит. «У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в прятки!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
  3. Требования. Если ребенок уже быстро прибегает к вам, то пора от него что-то всерьез требовать. Просьбы – мягкие, а требования – жесткие и обязательные. Вам необходимо действовать последовательно, но аккуратно. Сначала требуйте минимум, вас должны поддержать все члены семьи (даже бабушки). Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет — не надо ругаться, просто скажите: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!» , – и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.
  4. Обязанности. Требования – разовые, а обязанности – это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется. Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку. Помнить о своих обязанностях – тоже обязанность ребенка!
  5. Всегда давайте ребенку выбор . У детей есть свое мнение по многим вопросам, и им не нравится, когда им говорят, что делать. Если вы скажете своему 4-летнему малышу, что в 9 ему нужно ложиться спать, он, скорее всего, откажется это делать. Дайте ребенку выбор вместо указаний. Вместо того чтобы заставлять его идти спать, предложите выбрать, какую сказку вместе почитать перед сном.
  6. Поощряйте положительное поведение ребенка. Иногда вы не будете знать, как справиться с агрессивным поведением. Например, если ребенок постоянно отвечает «Нет!» на все, что вы ему говорите, подумайте, не слишком ли часто вы сами произносите это слово. Чтобы изменить негативные проявления характера, поиграйте с ребенком в игру «Да или нет». По правилам игры, на все вопросы ребенок должен отвечать только «да» или «нет». Задавайте вопросы типа «Ты любишь мороженое?», «Ты любишь играть?», «Ты хотел бы увидеть живого динозавра?» Чем чаще малыш отвечает положительно, тем сильнее он чувствует, что его слышат и понимают.

В жизни каждой семьи когда-то наступает такой период, когда ребенок наотрез отказывается слушать и слышать своих родителей, всячески противостоит требованиям и просьбам и проявляет своенравие. не возникает на пустом месте, и родители интересуются, как же решать данную проблему. Искоренить непослушание ребенка, честно признаться, великий труд, который стоит немалых усилий со стороны родителей. Но так или иначе детским противостояниям всегда есть явная причина.

На детское непослушание влияют особенности детской психики и развития. Ребенок с раннего возраста познаёт мир, не понимая, как это делать правильно: он тянет в рот различные предметы, вырывает цветы из горшков, переливает чай и напитки на пол. А родительские табу на данные действия только подогревают интерес малыша, и порождают желание продолжать в том же духе.

Научитесь видеть личность в своем ребенке с самого момента его рождения, и дайте возможность этой личности всесторонне развиваться. Ведь каждый ребенок индивидуален по-своему, имеет свой характер и свои особенности.

Назовем основные пять причин детского непослушания:

Непослушный ребенок что делать


Во-первых, непослушный ребенок — это ребенок, имеющий своё личное мнение. Во-вторых, это заведомо формирует в нем становление взрослой личности с устойчивым характером.

Чтобы сократить незримую связь родителей и непослушного чада, есть несколько правил:

Ни в коем случае не ведите себя агрессивно по отношению к нашкодившему ребенку. Разбросал вещи по комнате, не кричите «убери все немедленно», а скажите «Как мне не нравится беспорядок в комнате, что будем делать?»


4. Важно иметь согласованность в действиях обоих родителей. А также будьте последовательны в своих требованиях. Нельзя разрешать завтра то, что запрещали сегодня.

  1. Стиль воспитания должен быть максимально демократичным. Авторитарное давление приведет к тому, что ребенок вырастет неуверенным в себе человеком, не имеющим своего мнения и настойчивости. Потакание будет способствовать появлению беспечности и безответственности.

Объясняйте ребенку суть своих требований, подпускайте его к обсуждению и решению семейных проблем. (покупок, планов на отпуск, проведению ремонта в его комнате и в квартире в целом.