Наблюдение за собакой на прогулке в старшей группе. Наблюдения за собакой кнопкой

Задачи:

1. Закрепить умение узнавать домашних животных и их детенышей.

2. Познакомить с внешним видом щенка (на голове широкие ушки, мордочка, на мордочке глаза, нос, рот, туловище большое, заканчивается хвостиком, короткие ноги заканчивается лапками, щенок покрыт мягкой пушистой шерсткой).

3. Познакомить с его повадками (лакает, лает, визжит, рычит, скулит, виляет хвостиком, когда радуется, любит играть).

4. Воспитывать в детях доброжелательные отношения к животным.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: лакает, рычит, лает, визжит, виляет, продолговатые туловище, мягкая, пушистая шерстка.

Структура занятий

I Вводная часть

а) указание

б) игровой прием (дидактическая игра)

в) прием неожиданного появления

II Основная часть - наблюдение

а) указание;

б) вопросы;

в) прием приближение детей к объекту;

г) игровой прием.

III Заключительная часть

а) вопросы к детям (обобщающего характера)

б) загадывание загадок

в) анализ (поощрение)

Конспект занятия

В.: Дети, сядьте правильно (ноги поставьте вместе, руки положите перед собой)

Дидактическая игра: «Узнай, чья мама»

В.: Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, чья мама». Я буду показывать всем картинки с изображением животных, а вы будете называть, кто их детенышей.

Показываю иллюстрации с изображением козы, коровы, лошади, кошки, собаки.

Последней показываю иллюстрацию с изображением собаки.

В.:Дети, а на этой картинке кого вы видите?

Д.: Собаку.

В.:А кто ее детеныши?

Д.: Щенок.

В.:А вы хотите рассмотреть щенка? (ответы детей)

Выбегает щенок.

В.: Посмотрите, ребята, вот и щенка! Какой он? (ответы детей)

В.: Давайте его рассмотрим. Посмотрите, наш щенок повернулся и смотрит на Настю. Что повернул щенок?

Д.: Голову.

В.: Какая голова у щенка? (обвожу по контору голову)

Д.: Круглая.

В.: Артур какая голова у щенка?

Д.: Круглая.

В.: А чем слушает щенок?

Д.: Ушками.

В.: Посмотрите, какие у щенка ушки?

Д.: Широкие.

В.: Правильно, широкие, как блинчики висят.

(активизировать детей)

В.: Агата, какие ушки у щенка? (широкие)

В.: Илья, какие у щенка ушки? (широкие)

В.: Дети, а это у щенка мордочка? (обвожу границы мордочки)

В.: Что, ребята я показываю?

Д.: Мордочку.

В.: Давайте все вместе скажем мордочка.

В.: Покажи, Имилия, мордочку у щенка. (Воспитательный момент: «Не бойся, он не кусается и т.п.)

В.: Саша, что показала Имилия? (мордочку)

В.: Ребята, наш щенок смотрит на Арину. А чем он на нее смотрит?

Д.: Глазками.

В.: Да, щенок смотрит на Арину глазками. А какие глазки у щенка?

Д.: Круглые, черные.

(активизация детей)

В.: А что еще есть у щенка на мордочке?

Д.: Рот, нос.

В.: Где находится у щенка глаза, рот, нос?

Д.: На мордочке.

В.: А это у щенка туловище (показываю). Оно большое, толстенькое. Дети, а чем виляет щенок, когда радуется?

Д.: Хвостиком.

В.: Расскажи Алина, какой хвостик у щенка (длинный или кроткий)?

Короткий.

В.: Правильно, хвостик короткий и загнут колечком. А на чем стоит щенок?

Д.: На ножках.

В.: Посмотрите, сколько ног у щенка?

В.: Ноги у щенка заканчивается лапками (показываю). Чем заканчиваются ноги у щенка?

Д.: Лапками.

В.: Скажите, а чем покрыт щенок?

Д.: Шерсткой.

В.: Правильно, щенок покрыт шерсткой. Он, как и все животные, любит ласку, любит, когда его гладят. Я сейчас поглажу нашего щенка, а вы посмотрите: глажу я щенка от головы к хвостику, чтобы ему не было больно. А сейчас я подойду к вам, и каждый из вас погладит щенка, как я показывала, а потом расскажите, какая у него шерстка.

Д.: Шерстка у него хорошая, наш щенок хороший.

В.: Дети, наш щенок очень любит играть

Игра со щенком

В.: Посмотрите, как он весело играет. Он радуется: весело, звонко лает, виляет хвостиком.

Ребята, когда щенок играет, он не только бегает, но и прыгает. Давайте покажем, как прыгает щенок.

Физминутка

В.: Ребята, наш щенок, наверное проголодался. Давайте дадим ему молоко. (кормление щенка). Посмотрите как щенок лакает молоко: высунет язычок, подтянет молочко и спрячет язычок. Покажите, как он это делает.

Что так делает щенок?

Д.: Лакает молоко.

В.: А теперь дадим ему мясо. Что делает щенок?

Д.: Ест мясо.

В.: А что он сейчас делает?

Д.: Облизывается.

В.: Собаки всегда после еды облизываются. Они очень чистоплотные… Ребята, щенку было очень с нами хорошо- он поиграл, поел. А сейчас отпустим его к его маме- собаке.

Итог занятия

В.: Дети, а сейчас я загадываю вам загадку:

«Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается.»

Д.: Щенок.

Закрепление пройденного

В.: Кого же мы сегодня рассматривали на занятии?

Какой был щенок?

Что он у нас делал?

Поощрение детей за хорошие ответы на занятии.

Занятие окончено.

После занятия предлагаю детям помыть руки с мылом.

Заключительным этапом исследования стало наблюдение за обитающими в микрорайоне школы №74 собаками; оно проводилось для практической проверки утверждений об их поведении, высказываемых жителями и сравнения прочитанных данных о собаках с действительностью. Наблюдение осуществлялось в воскресение рано утром, около 7 часов, когда собаки достаточно активны, и не прячутся от людей. В ходе наблюдения были сделаны фотографии собак, которые можно увидеть в Приложении № 2. Кроме того, часть данных была получена при встречах с собаками, происходящих почти каждое утро на школьном дворе. Некоторые сведения выяснились в ходе бесед с вахтёрами и учителями, родителями учащихся. Так же использовались летние случайные наблюдения за особенностями поведения собак, замеченные во время отработки на пришкольном участке.

Мы можем с большой долей уверенности заявить, что в микрорайоне постоянно обитает около 10 - 15 разных особей бродячих собак. Статистика является не совсем достоверной в связи с тем, что некоторые особи в зимний период, когда проводилось исследование, могли находиться в различных укрытиях, защищающих их от неблагоприятных факторов среды.

Как правило, они держатся поодиночке. Часто на дворе школы встречается группа из 3 - 4 собак. Наблюдая за ними несколько дней мы выяснили, что состав этой группы постоянный, то есть особи в ней каждый раз одни и те же. Большой стаи собаки в микрорайоне не образуют. Микрорайон можно условно поделить на несколько территорий, обычно одна территория соответствует одному двору. На каждой из них насчитывается 3 - 5 собак, постоянно там обитающих.

Существуют скопления собак возле продуктового ларька рядом с автобусной остановкой «Рембыттехника» напротив школы и выше по улице, возле теплотрассы. Это объясняется тем, что у ларька расположена постоянная точка прикорма животных. Именно там жители микрорайона обычно оставляют им еду. На теплотрассе собаки греются в осенние и зимние месяцы. Кроме того, собаки предпочитают держаться возле мусорных контейнеров, хлебных ларьков и обувной мастерской. Около мастерской держатся те собаки, которые вскармливались там, когда были щенками.

Часто собак можно наблюдать прямо на школьном крыльце, откуда их через некоторое время сгоняет дворник, чтобы никого из детей не укусили. При этом животное не трогают, а только пугают. Обычно слов и приближающегося человека хватает, чтобы собака покинула территорию школы.

Во время наблюдений не было замечено ни одного случая нападения собаки на человека. Иногда они проявляют агрессивное настроение - бросаются под ноги и лают. Родителей очень беспокоит такое поведение животных. Мы становились очевидцами этой картины неоднократно. В других случаях мы наблюдали за позами и взглядами собак, которые сопровождают школьников после учебных занятий и сделали вывод, что животные вовсе не нападают, а ждут от человека помощи и сочувствия. Скорее всего, они чуют запах из школьной столовой и просят еду.

Несмотря на это, собаки часто вызывают у детей страх. Нам говорили, что иногда животные не выпускают из школы первоклассников после уроков. Выглядит это примерно так: на крыльце или по двору школы бегают несколько собак, которые сразу кидаются с лаем ко всем выходящим на улицу. Причина та же - еда. Наиболее активно собаки подбегают к детям, которые держат на виду пирожок или сосиску в тесте.

На основании этого мы даём ученикам и их родителям рекомендацию не употреблять пищу на улице, не носить еду в руках. Если ребёнок не доел выпечку в столовой, лучше завернуть её в небольшой полиэтиленовый пакет и положить в ранец. Собаки, как правило, не интересуются теми людьми, у кого нечего попросить. Кроме того, родители младших школьников должны научить ребёнка правильно вести себя при встрече с бездомными животными, не провоцировать их на агрессию, не подкармливать и не играть с ними.

Собаки нашего микрорайона - типичные нахлебники. Они не боятся людей и рассчитывают на то, что их будут подкармливать. За неделю, возле мусорных контейнеров нами было обнаружено только 2 собаки, но ни разу не замечено, что они роются в мусоре, все остальные собаки были замечены во дворах, на остановке и у подъездов, в большинстве случаев они привлекали к себе внимание прохожих, бегая вокруг людей и заглядывая в глаза. При неагрессивном поведении они тем не менее ведут себя уверенно и привычно, требуя еду как должное, что многим жителям не приятно. Мы абсолютно уверены, что жители сами виноваты в таком поведении собак. Постоянно подкармливая животных, люди сами формируют у них привычку попрошайничать, вырабатывают рефлексы. Так, собаки интересуются уже не только теми, у кого есть на виду что-то съестное, но и людьми с пакетами и сумками. Это происходит от наблюдательности собачьих и привычки многих жителей по пути из продуктового магазина доставать что-то из пакета для собак.

Баянова Юлия Владимировна

Цели прогулки :

Закреплять знания о собаке , ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;

Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

В ожидании вновь принятых малышей я работаю на старшей группе . Их участок огораживает забор, отделяя садик от пешеходной части улицы. И вот сегодня во время прогулки нам посчастливилось увидеть двух великолепных, пушистых, белых собак , выгуливающих своих хозяев. Дети так и прилипли к забору!

Хозяева, как и собаки , были очень дружелюбно настроены и, увидев такой интерес со стороны ребят, любезно притормозили неподалёку от нас. Нам поведали, что питомцев породы "самоед" зовут Шанди и Шамту, они брат и сестра.

И даже во время прогулки с родителями при встрече разрешат их погладить в следующий раз! И теперь я мечтаю о встрече с этими пушистиками!

Детям стало интересно, почему собак называют "самоедами". В поисках ответа на вопрос нам помог наш друг смартфон с интернетом. Название «самоед» произошло от аналогичного самоназвания народностей, которые населяли Север России и Сибирь. Они разводили этих собак , которые становились их верными помощниками. Самоед – древняя порода собак , история которой насчитывает не одно тысячелетие. Созданная для того, чтобы охотиться, возить сани и пасти оленей, самоедская собака была верным товарищем для северных народов. Эти собаки не только сопровождали своих владельцев в длительных переходах, но и согревали их по ночам. По характеру самоеды, или, как их еще называют, «белые арктические шпицы» – дружелюбные, спокойные и преданные собаки .

Самоедская собака очень привязана к семье, в которой живет. Верные и бдительные собаки , они могут стать хорошими охранниками. Но самоеды ни физически, ни психологически не приспособлены к содержанию в вольере. Эти собаки испокон веков жили бок о бок с людьми, и им необходимо находиться рядом с владельцами. Оставить самоеда надолго одного – верный способ сделать его несчастным.


После того, как дети познакомились с собакой породы "самоед", я задала им общие уточняющие вопросы :

1. Почему собака домашнее животное ?

2. Как выглядит собака ?

3. Чем питается?

4. Какие ещё породы собак вы знаете ?

5. Как называются детеныши собаки ?

6. Какую пользу людям приносят собаки ?

7. Как готовятся собаки к зиме ? (К зиме шерсть у собак меняется . Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной)

У некоторых детей оказались домашние питомцы в лице собак разных пород . И они с большой любовью поделились с нами своими рассказами!

Публикации по теме:

В гармонии с природой и с собою, На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души! Н. Луконина Воспитанники.

ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ: обобщить и углубить представления детей о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием.

Цель: учить детей воспринимать объект в целом, выделяя характерные признаки внешнего вида: стебель, лист, цветок; развивать умение видеть.

Задачи: продолжать детей знакомить с домашними животными, их поведением, внешним видом, строением тела, способом передвижения; учить любоваться.

Наблюдение на прогулке за зимующими птицами в средней группе Наблюдение за зимующими птицами. Цель: продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Формировать представление о добывании пищи птицами.

– познакомить с проезжей частью дороги – шоссе;

– дать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это – шоссе.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Трудовая деятельность

Сгребание сухих листьев в определенное место.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.

«Перебежки – догонялки».

Цель:

Выносной материал

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Прогулка 9

Наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением – дождем.

Ход наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? -

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Трудовая деятельность

Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные игры

«Солнышко и дождь».

Цели:

– учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

– приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Лиса в курятнике».

Цели:

– упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки;

– учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2–3 метра;

– совершенствовать навыки перепрыгивания.

Выносной материал

Для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.

Прогулка 10

Наблюдение за собакой

Цели:

– дать представление о домашнем животном – собаке, ее внешнем виде, поведении;

– воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.

Трудовая деятельность

Заготовка травы для животных уголка природы.

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их.

Подвижные игры

«Лохматый пес».

Цели:

– учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения;

– бегать, стараясь не попадаться водящему.

«Кому флажок?».

Цели:

– упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

– воспитывать ловкость, целеустремленность.

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки, машинки.

Прогулка 11

Знакомство с пешеходной дорожкой – тротуаром

Цели:

– закреплять знания о правилах поведения на улице;

– воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Трудовая деятельность

Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве.

«Перебежки – догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, грабельки, ведерки.

Прогулка 12

Наблюдение за листопадом

Цели:

– учить определять признаки осени;

– развивать наблюдательность;

– воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения