На юрьев день 6 мая можно сажать. Егорьев день. Традиции празднования Егорьева дня

6 мая православные верующие чествуют Георгия Победоносца. Его изображение можно увидеть в центре российского герба, а также монетках. Этот великомученик жил в конце 2 столетия в одной из христианских семей. С детства он отличался упорством и храбростью. Благодаря этим качествам стал военным и дослужился до большого чина.

Его неоднократно принуждали сменить веру, но Георгий не оступился и принял мученическую смерть во имя веры. Для православных всего мира он стал примером истиной религии, доблести, твердости характера. В народе День Георгия Победоносца именуют коротко и просто – Егорьев день. В народных верованиях он является покровителем скота. Именно в этот день принято впервые после долгой зимы выгонять скот на пастбища. Традиционно этот день отмечали с размахом. С этого момента должна была устанавливаться теплая погода.

Какие традиции существуют на Егорьев день?

С приходом этого праздника начинались земельные работы. С момента принятия христианства возникла традиция по окроплению полей святой водой. Во время литургии священнослужители обязательно читают молебен для получения богатого урожая. Подобный ритуал существует до сих пор.

После первого выгона скота на пастбище обязательно следует помолиться Георгию Победоносцу и попросить защиты и покровительства для всех домашних животных. Подобная традиция призвана защитить их от болезней, нечистых помыслов и мыслей завистливых людей.

Также предки верили, что роса в этот день обладает особыми магическими свойствами. Считалось, что тот, кто пройдется по свежей росе до восхода солнца, целый год будет здоров и никакие болезни не будут страшны.

Приметы на Егорьев день

Не меньшее количество примет связано с этим праздником. Например, если погода этот день хмурая, идет дождь – следует ждать большого пополнения домашнего скота. Если же погода, наоборот, стоит теплая и солнечная – не за горами лето, причем оно будет теплое и малодождливое. Нередко в эти сутки бывали и заморозки. Это предвещало большие урожаи полевых культур.

В ночь на Егорьев день хозяйки мочили полотенце и вывешивали его на улицу. Если утром с приходом праздника оно высыхало, ожидался большой урожай огурцов, если же нет – первые заморозки прогнозировались уже в сентябре. Также народ подметил, что если на весеннего Егория появилась первая трава, на зимнего Егория (9 декабря) следует ждать, что зима уже полностью вступит в свои права.

Прогноз урожайности разнообразных культур можно было сделать и, ориентируясь на то, каким выдалось утро праздника. Если оно было тихим, безветренным, с хорошей погодой, все ранние посевы оказывались плодородными. Если погода лишь к вечеру становилась благоприятной, большой урожай, наоборот, ждали от культур, которые посеяли поздно.

Множество примет в этот православный праздник связано и с птицами. Особенно тщательно наблюдали за поведением кукушек. Если вдруг эти птицы начинали петь – следовало ждать в нескором времени массовый падеж скота. А вот пению ласточек, наоборот, радовались – это означало, что пришла настоящая весна.

Май месяц в народе называют травень, светозарник, цветень . Про май много народных пословиц и поговорок: «Май холодный — год хлеборобный», «Холода в мае — польза для урожая», «В рубахе пахать — в шубе сеять», «Дождь в мае — жди урожая», «Май сырой — июнь сухой», «Май — под кустиком рай», «Майская травка голодного кормит», «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

1 мая — Козьма. Зацвела ольха, фиалка можно сеять гречиху, редис и морковь, укроп и петрушку. Если в начале мая тепло — в конце мая будет холодная погода, и наоборот. Примечалось, что непогода в этот день предсказывает холодную и голодную следующую зиму, а если погода хорошая, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Начало посевных работ.

2 мая Иоанн Ветхопещерник. В этот день на земле стелили холсты, просили весну, чтобы вырос хороший урожай. А еще этот день назывался соловьиным — запел соловей, весна пошла на убыль, наступает лето.

3 мая — Федор. Зацветает черемуха — будет тепло. Чем раньше черемуха зацветает, тем жарче будет летом.

4 мая — Прокл. Утро ясное — можно сеять, утро туманное — нужно подождать. Если луна убывающая в этот день — осень будет теплая.

5 мая – Лука. Если ночью подморозит, то будет сорок утренних морозов. На Луку высаживают лук на грядки и проговаривают: «Лук — от семи недуг».

6 мая — Егорьев (Юрьев) день, Егорий вешний. «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает». Праздник пастухов — выгоняют скот в поле. На егорьевской неделе прилетают ласточки. Большая роса и ясная погода в этот день — жди большого урожая огурцов, если мороз — хороший урожай овса и гречихи. На Егория мороз и через неделю повторится — летом будет тепло.

7 мая — Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 холодных дней. Пришел Евсей — овес сей. «На Евсея землю согрело — не запаздывай с севом».

8 мая — Марк. Если в этот день видна на небе крутая радуга, то это к хорошей погоде, а если пологая — к ненастью. Если певчие птицы в т этот день прилетают стаями, то лето будет теплым. «Если на Марка ясный день — будет хороший урожай яровых». «На Марка небо ярко: бабам в избе жарко».

9 мая – Никольщина, Глафира горошница. В этот день говорили в старину: «Велика милость божья, коли на Николу дождь пойдет», «Пришел бы Никола, а тепло будет». С этого дня наступала пора посадки раннего картофеля и гороха.

10 мая — Семен-Ранопашец. «Семенов день весь год кормит». Если в этот день наблюдался ясный восход солнца, то быть лету ветреным.

11 мая — Максимов день, Максим березосок. На Максима больных поят березовым соком. Считается, что теплый южный ветер в этот день приносит здоровье.

12 мая — Девять мучеников. Этот день считается днем лечения. Считалось, что если в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру, то прибавится здоровья на целый год.

13 мая — Апостол Иаков. Если вечером поднимется теплый ветер и небо будет звездным, лето будет сухим и теплым, а урожай будет обильным. Если восход солнца безоблачный, ясный — к сухому и жаркому лето, если солнце в облаках — к дождливому лету.

14 мая — Еремей Запрягальник. Посевная в самом разгаре. Как говорили в старину «Самая ленивая соха — и та в поле» и советовали «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь», « Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея». Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Если в этот день непогода, то зима будет холодная. Появилась забота — вырастить хороший урожай и сберечь его.

15 мая — Борис и Глеб — сеятели. «Борис и Глеб сеют хлеб». Соловьиный день — соловьи начинают петь основательно — весна пошла на убыль, а лето — на прибыль. Есть примета — если услышишь соловья раньше кукушки — хорошо проведешь лето.

16 мая — Мавра зеленые щи, Мавра молочница. «В зеленые щи крапиву ищи». С этого дня зацветает черемуха, наступают «черемуховые холода». Если черемуха обильно цветет — лето будет мокрое. А коровье молоко в мае питательно и особо целебно.

17 мая — Пелагея. В этот день рубили дерево на выделку ложек. Начинают распускаться листья на дубе, зацветают шиповник, вишни, яблони.

19 мая — Иов Горошник, Иов Огуречник, Ион росеник. Сажают огурцы и примечают: «Ясный день на Иона — к урожаю огурцов», «Если Ион-Горошник росы распустил — к урожаю овощей».

20 мая — Купальница. В этот день прогоняют лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды греют на солнце, а в полдень обливаются теплой водой.

21 мая — Иван Богослов, Арсений Пшеничник. «На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу». Если Арсеньев день с дождями — будет много грибов. Заканчивают посев огурцов.

22 мая — Никола Вешний, день святого Николая. «С Николы живи, не тужи». Начало настоящего крестьянского лета. «На Евдокию (14 марта) курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся». Дождь в день Святого Николая — жди доброго урожая. На Николу начинают сажать картофель. Считалось, что, посаженный в этот день, он даст хороший урожай и будет обладать целебной силой.

23 мая — День Симона. День считается праздником земли. Заготовляют лечебные травы. В этот день не делают с землей — не пашут, не боронят, не копают.

24 мая — Мокий Мокрый. «Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее». Этот день считается предсказателем погоды на все лето — если восход багряный, а днем пойдет дождь — лето будет дождливое и грозовое.

25 мая — Епифан. В этот день примечают: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Начинает цвести рябина.

26 мая — Лукерья Комарница. Считается днем появления комаров. «Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек». Наступают теплые ночи.

27 мая — Сидор. «На Сидора сиверко (северный ветер) и все лето таково», Если в этот день пасмурно — лето будет прохладное.

28 мая — Пахом Бокогрей, Пахомий травник. «Пришел Пахом — запахло теплом». «На Пахома тепло — все лето теплое». «На Пахомия Травника и пустырь зелен». Солнце начинает греть все сильнее.

29 мая — Федосьи-колосяница, Федор житник. Начинают колоситься хлеба. «Вёдро колосит хлеба».

30 мая — Исакий. В этот день по народным приметам змеиный праздник — «змеи идут поездом на змеиную свадьбу». Это означает, что земля уже совсем прогрелась.

31 мая — Федот овсяник. Заканчивают основные посевные работы. Этот день считается рубежом весны и лета. Наступление тепла.

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им - идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор- ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне - следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на- мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым - он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая - Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца . Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он - особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» - разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы , припасенными с Вербного воскресенья . Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, - эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки - они могли повторяться еще до 40 раз.

Праздник 13 мая - день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться - всю жизнь маяться ». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае - означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, - вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова - Звездоночник - говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 21 мая - Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов - брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычай требовал испечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости- вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На- пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачный союз с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала - они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к XIX столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уйти на подати. А если одинокий жа- воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не скроется за линией горизонта.

Народный праздник Егорий Вешний, он же Юрьев день, отмечается 6 мая 2019 года (по старому стилю - 23 апреля). В православном церковном календаре это дата памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца - одного из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные - Егорий и Юрий.

История

Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

Традиции и обряды

Этот день посвящают земле и домашним животным. С Егория Вешнего начинаются основные полевые работы. На засеянных нивах проводят молебны, окропления земли святой водой. Хозяева уделяют много внимания домашней скотине: чистят, моют, кормят вкусно и сытно.

Это также праздник пастухов. Их привечают в этот день, дарят подарки, кормят яичницей.

В этот народный праздник нельзя заниматься шерстью. Некоторые женщины, которые прядут или вяжут, предпочитают даже не смотреть в этот день в ее сторону. В противном случае волки много овец утащат.

Приметы

Если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес.

День выдался теплым - лето будет ранним.

Если на Егория Вешнего идет ливень - будет много травы и, соответственно, сена.

Ветер с севера предвещает ранние морозы осенью.

На березе листья крупные, значит, урожай будет хорошим и обильным.

Нельзя ссориться или громко, эмоционально спорить о чем-нибудь - может убить грозой.

Часто соседи говорят, что в праздники нельзя работать в огороде. Но мы с женой работаем все 5 дней в неделю и большую часть работы по огороду выпадает на выходные. Да, понятно, когда великие праздники (Пасха, Крещение, Вознесение и т.д.), но очень часто бывает так, что попадают на выходные дни и другие православные праздники. Ответьте пожалуйста мне, в какие праздники можно работать на огороде, в доме, во дворе?

Геннадий Юрин

компьютерная верстка газеты

Уважаемый Геннадий, наверное, самым животрепещущим вопросом для крестьян и горожан-садоводов является проблема их участия в субботних, воскресных и праздничных богослужениях, если в другие дни люди работают и вся работа в огороде возможна только в выходные.

Несомненно, в наше время весь строй христианской жизни нарушен. И это особенно касается города, где человек трудится 5-6 дней в неделю, но так и не может прокормить свою семью, и поэтому вынужден и в выходные дни заниматься огородом.

В этой проблеме главное чтобы люди испытывали желание жить церковной жизнью. Если такого желания не будет, а возобладают леность и нерадение о своем спасении, враг обязательно представит множество "затрудняющих обстоятельств" и убедит в том, что ходить в церковь совсем необязательно и просто невозможно. К сожалению, многие решают вопрос в пользу огорода, и весной-летом особенно заметно, как опустеют храмы по сравнению с зимними службами.

Но выход можно всегда найти. Во многих городских храмах по воскресеньям служат две литургии - раннюю (в 7 часов или даже ранее) и позднюю. У тех, кто придет на раннюю службу, потом будет вполне достаточно времени добраться до участков, и поработать до вечера. Тем горожанам, чьи участки находятся очень далеко от города, и им необходимо уезжать на все выходные, можно посоветовать следующее. В воскресенье хотя бы до 12 часов не работать, а уделить молитве и чтению Евангелия или какой-либо духовной литературы. Вернувшись с огородных работ раздать более щедрую милостыню, чем в иные дни.

Увы, не во всех деревнях и дачных поселках есть храмы, но это не повод, чтобы приняться за работу с раннего утра в воскресенье. В этот день полностью читайте утренние и вечерние молитвы, читайте Евангелие, книги отцов Церкви, проповеди на тот же день года, каноны, - много чем можно хоть в малой мере восполнить отсутствие на богослужении. Хотя, можно и поработать в воскресенье… Мало ли в деревнях одиноких стариков, которым требуется помощь? Добрые дела в таких случаях всегда благословлялись Церковью!

Многовековой опыт крестьян и современная жизнь показывали, что вроде бы "упущенный" воскресный день, всегда по Божьей благодати с лихвой наверстывался дружными всходами и хорошим ростом растений. В то время как упорные "труженики", всегда по неразумению ссылающиеся на пословицу "весной один день год кормит", зачастую получали за свое "усердие" плохое прорастание семян, нашествие вредителей, ограбление и прочие напасти.

В надежде на помощь Бога в своих земледельческих делах, нужно помнить апостольские слова "много может молитва праведного" (Иак. 5:16), не только справедливы при исцелении людей. Поэтому людям, живущим церковной жизнью и слушающих заповедей Господа Его благодать проявляется в полной мере. Чем полноценней ваша обычная церковная жизнь (любовь Бога, стремление к праведной жизни, участие в службах, частое искренне исповедание своих грехов, достойное Причастие, молитвенная жизнь и т.п.), тем более вы можете ожидать успеха от своих трудов.