Можно ли младенца приучить к режиму. Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц жизни. Как составить режим сна и кормления для новорожденного

Записывайте режим вашего малыша. Для начала неплохо было бы купить блокнот, в который вы будете записывать ежедневный график вашего ребенка. Это поможет вам определить, работает ли ваш новый режим.

  • На первой странице блокнота нарисуйте простую таблицу со следующими столбцами: время, деятельность, примечание. Записывайте каждое крупное повседневное действие в течение дня, каждый день недели. Например: 6:00: ребенок проснулся, 9:00: ребенок поел, 11:00: ребенок уснул и т.д.
  • Вместо этого, вы можете записывать режим своего ребенка в электронных таблицах на компьютере или использовать онлайн-трекер, например, Trixie Tracker или любой другой.

Составьте расписание согласно биоритмам вашего ребенка. Постарайтесь выяснить, есть ли закономерность в текущем режиме сна и питания вашего ребенка.

  • Если вы заметили, что ребенку нужно заменить подгузник или он становится капризным в определенное время суток, вы можете включить это в свой график.
  • Это поможет составить новый график и спланировать свой день согласно потребностям вашего малыша.
  • Ребенок, который хорошо выспался и не голоден будет гораздо счастливее и будет готов играть, обниматься и узнавать новое.
  • Постарайтесь установить время пробуждения. Младенцы обычно спят много в течение дня. В течение первых нескольких недель они должны спать16 часов в день.

    • Поскольку сон является основным видом деятельности для новорожденных, необходимо ввести некоторый порядок в эту «спящую деятельность», чтобы они не просыпались посреди ночи.
  • Первое, что нужно сделать, это установить время пробуждения. Хотя это может быть сложно, вы должны будить ребенка в одно и то же время каждый день. Если он, как правило, просыпается раньше предпочтительного времени пробуждения, вам придется скорректировать график сна, чтобы он засыпал позже.

    Кормите, заменяйте подгузники и играйте с ребенком. Как только ребенок проснулся, замените подгузники и оденьте малыша. Затем возьмите его к себе и покормите. Не важно, кормите ли вы малыша грудью или смесью, ваш ребенок нуждается в близости.

    • После кормления поиграйте с ребенком. Поговорите с ним, спойте ему песенку, обнимите его. Он будет наслаждаться вашим запахом, голосом и близостью.
    • После этого положите ребенка в кроватку, пусть он поспит. Делайте это, как только заметите признаки усталости, например, ваш малыш зевает, раздражен, плачет, потирает носик.
  • Пусть ребенок поспит 2-3 часа. Вероятно, что малыш проснется сам через 2-3 часа. Если он не просыпается, нужно разбудить его. Ребенок, который спит слишком много, не ест достаточно в течение дня; это может привести к обезвоживанию и потере веса.

  • Повторяйте этот цикл в течение всего дня. Вы можете повторять вышеупомянутый цикл в течение всего дня, за исключением того, что покормите ребенка, прежде чем заменять подгузники и играть. Многие дети снимают пеленку во время еды. Таким образом, вам не придется пеленать малыша дважды. Итак:

    • Разбудите малыша
    • Покормите
    • Замените подгузник, поиграйте с ребенком некоторое время, поговорите с ним, спойте песенку, потискайте его.
    • Положите ребенка спать.
  • Различайте дневной и ночной сон. Для того, чтобы приучить ребенка к режиму, важно различать ночной и дневной сон.

    • Вы можете сделать это, укладывая ребенка спать в комнате с ярким освещением в течение дня и в темной комнате в ночное время. Если уложить малыша спать днем в темной комнате, вы просто запутаете его и весь режим нарушится.
    • Кроме того, не бойтесь шуметь, когда ребенок спит в течение дня - он должен привыкнуть к этому. Оставьте радио включенным, пылесосьте и говорите как обычно.
  • Кормите ребенка, когда он голоден. Важно отметить, что вы всегда должны кормить ребенка, когда он голоден, даже если это не вписывается в ваш график.

    • Несправедливо оставлять новорожденного голодным только потому, что сейчас не время кормления согласно режиму.
    • Признаки того, что ваш ребенок голоден, - он плачет и сосет руку.
  • Заведенный режим дня или ежедневная рутина - почему ребенку легче жить в привычном смене событий? Как приучить ребенка к ежедневному порядку?

    Я знаю, что дочка слишком мала, чтобы руководствоваться рассудком, но ее неблагоразумие просто сводит меня с ума.

    Хотя взрослым это и кажется безрассудным, у малышей есть веская причина проявлять неблагоразумие. Например, отказаться от куртки в холод. Или отворачиваться от каши, которую они же попросили пять минут назад. Или вырвать пол страницы из своей любимой книжки, а потом расстроиться, что ее больше нет.

    Совершенно очевидно, что малышка просто борется за независимость. Ей хочется принимать решения самостоятельно, даже если они неверные. Ей хочется доходить до всего самой, даже если процесс мучителен как для неё, так и для прочих членов семьи. Но очень часто малыши бывают неразумными просто потому, что проголодались, устали или расстроились.

    Как приучить ребенка к правилам поведения

    Урезонить неразумного малыша невозможно. Попробуйте сделать следующее.

    • Лечите едой или отдыхом. Размышляя, как управиться с неразумным поведением, сразу вспоминайте о еде и/или об отдыхе. Невозможно воззвать к разуму голодного или уставшего малыша, пока он не поест или не отдохнет. А пока он ест или отдыхает, не забудьте поесть сами: с неразумными детьми легче управляться, когда вас не мутит от голода.
    • Примите во внимание характер. Некоторые малыши ведут себя якобы неразумно, а на самом деле действуют в соответствии с типом их личности. Проверьте, если вы этого еще не сделали, не является ли то, что вы считаете «неразумным», синдромом «трудного ребенка». Если это так, поступайте соответствующим образом.

    Читайте подробнее в статье: Что делать, если у ребенка трудный характер.

    • Не позволяйте неблагоразумию возобладать. Если малышка отказывается садиться в машину, а вам нужно отвезти другого ребенка в школу, пристегните ее к сиденью, невзирая на все вопли и взбрыки. А если она решила опустошить весь книжный шкаф, отвлеките: отведите на детскую площадку или прекратите ее деятельность любым другим подходящим способом. Не допускайте, чтобы неблагоразумие малышки мешало нормальному ходу жизни.
    • Не лишайте причины следствий. В тех случаях, когда ошибки не могут серьезно повредить здоровью или безопасности ребенка или значительно помешать другим членам семьи, позвольте малышке поэкспериментировать с последствиями неразумного поведения: если она отказывается надевать куртку - пусть замерзнет (или если на улице чересчур холодно, не пускайте гулять). Если отказывается есть - пусть остается голодной. Если рвет книжку - пусть пропадет часть рисунков. Девочка допустит много ошибок и переживет массу неприятных моментов, зато постепенно поймет, что иногда родители бывают правы.
    • Оставьте при себе «тебе же говорили...». Трудно устоять перед искушением после того, как ребенок не послушался и полез-таки в лужу, хотя бы фигурально «утереть ему нос». Сдержитесь. Последствий в виде холодных мокрых ног вполне достаточно для наказания за неверное решение. Малышка не нуждается в том, чтобы физические неприятности были усилены обидой. Лучше заметить как бы между прочим: «Ага, мокрые ноги. Вот именно поэтому и не стоит ходить по лужам без резиновых сапог».
    • Будьте хитрее. В торге между малышами и родителями существует множество трюков. Они не все срабатывают, но в каждый определенный момент какой-нибудь обязательно подействует. При удачном исходе с их помощью вы добьетесь своей цели, позволив ребенку сохранить лицо. Чтобы отвлечь малышку, когда она решит вести себя неблагоразумно, подойдет смена деятельности, «глупые» поступки (например, старый прием: ботинки надеваются на руки), «перевернутая» психология, песенка, беседа («А ты знаешь, чем мы сегодня займемся после обеда?»).

    Читайте подробнее в статье: Перевернутая психология: метод «от противного».

    И... не теряйте чувства юмора. Не лезьте на стену от неразумного поведения малышки, а посмеивайтесь над ее причудами (про себя, конечно). Напоминайте себе постоянно, что «со временем и это пройдет» (пусть даже сейчас такая перспектива кажется недостижимой), и тогда оплошности вашей маленькой дочки нисколько не будут вас огорчать.

    Как сделать заведенный режим дня рутиной

    Рутина.

    У многих взрослых это слово вызывает только негативные ассоциации: предсказуемость, скука, монотонность. Однако большинство маленьких детей вполне устраивает именно рутина, которая олицетворяет собой уют, а вовсе не скуку. Когда малыш знает, чего ему ожидать в тот или иной час дня, он чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее. Рутина, как правило, является единственным спокойным островком в потоке жизни, особенно в бурные годы раннего детства.

    Родителям тоже полезно, если заведенный порядок становится рутиной. Рутина позволяет малышам спокойнее переходить от одного действия к другому: от книжки - к обеду, от игровой площадки - к возвращению домой, от кубиков - в кровать. Рутина избавляет от необходимости тратить время на планирование (раз уж порядок заведен, о нем не раздумывают), от метаний в последние минуты перед каким-то делом и в целом помогает суматошным дням протекать более гладко.

    Рутина хороша не для каждого, она даже может расстраивать детей, которые от природы «беспорядочны», или приводить к стрессу свободолюбивые семьи, нарушая их спонтанный стиль жизни.

    Читайте подробнее: Семья и сложный характер ребенка.

    Кроме того, не каждой семье годится одно и то же. Однако большинство семей с маленькими детьми придерживаются мнения, что хоть какой-то порядок среди хаоса необходим, будь то событие, которое происходит раз в неделю, или несколько ежедневно совершаемых ритуалов.

    Порядок укладывания в постель. Он необходим, чтобы спокойно завершить день малыша.

    Читайте подробнее в статье: Как уложить ребенка спать без слез?

    Утренний ритуал. Главное - начать день правильно: с уютных объятий в вашей кровати. Введите рамки, ограничивающие час подъема: когда за окном рассветет, когда часы покажут шесть или семь (это когда ребенок начнет узнавать некоторые цифры), иначе малыш будет прибегать к вам посреди ночи. Или начинайте день со специального приветствия, например, поцелуя, подбрасывания на руках, с любимой песенки (записанной на диктофон или спетой вами).

    Ритуал ухода на работу. Если кто-то из родителей или вы оба по утрам уходите из дому, облегчить прощание помогут шутливые «медвежьи» объятия, особая фраза или помахивание рукой из окна.

    Ритуал уборки. Если вы сумеете настоять на том, что сначала надо убрать одну игрушку, а уж потом доставать другую, или на наведении порядка после окончания игры или вечером, перед сном, малыш не только привыкнет убирать за собой сейчас, но это принесет дивиденды и в будущем.

    Если уборка будет связана с определенной песенкой или мелодией («Вот так мы убираем, убираем, убираем...»), вам будет легче приучить ребенка к определенному ритуалу и сделать его впоследствии более привлекательным. Помогут и соревнования, например, поставьте песочные часы или будильник и постарайтесь навести порядок в отведенный срок.

    Читайте подробнее в статье: Как приучить ребенка к порядку?

    Ритуал возвращения. Кто бы ни возвращался домой (с работы, из детского сада или из школы), отдохнуть от долгого дня перед тем, как приняться за еду, почту и выполнение всяких обязанностей, поможет заведенный порядок сброса нервного напряжения (чтение книги, совместный просмотр любимой телепередачи или даже небольшое хулиганство). Или постарайтесь сделать вечерние обязанности рутинными: накройте вместе на стол, спуститесь вместе за почтой и т. д.

    Порядок приема пищи. Быть может, ужин в какой- то степени вызовет у вас скуку, однако если вы будете твердо помнить, что в понедельник у вас запланирована рыба с морковкой, во вторник - весенний паштет, в среду - пицца с салатом и т. д., вам удастся избежать метаний, что следует купить и что готовить. А воскресные обеды, поскольку тут времени для составления меню больше, превратите в трапезы с сюрпризами. Разумеется, когда речь идет о малыше, приходится проявлять большую гибкость, поскольку у него могут быть свои представления о заведенном порядке приема пищи: например, макароны с сыром каждый вечер. Если рутинное меню выводит вас из себя, установите другие ритуалы: молиться перед едой, по очереди рассказывать за столом о том, как прошел день, слушать музыку, играть в словесные игры.

    Порядок отдыха. Поскольку наличие малыша в доме практически лишает родителей шансов проводить выходные, как они привыкли, можно приучить себя к еженедельной рутине, которая облегчит жизнь вам и вашему малышу. Например, возня с ребенком по утрам в кровати, оладушки на завтрак, прогулка в субботу вечером с мамой и воскресный поход в парк с папой.

    Привычная гигиена. Малыш, который не любит принимать ванну, будет относиться к этой процедуре с меньшим раздражением, если она происходит в строго определенные часы. Поэтому заведите предсказуемый режим чистки зубов, мытья рук, принятия ванны и мытья головы.

    Порядок «ухода». Многим детям трудно уходить - из дома друга, с игровой площадки, от бабушки. Заведите ритуал прощания (сначала спойте вместе специальную «прощальную» песенку или прочитайте стишок, потом попрощайтесь с каждым в отдельности, а по дороге домой, например, остановитесь и поглядите на щенков в витрине зоомагазина), который поможет снизить степень сопротивления ребенка.

    Порядок посещения детского сада. Всегда пойте одну и ту же песенку («Вот так мы идем в садик...»), всегда идите или ведите машину одним и тем же маршрутом, всегда играйте в «назови его» (пытайтесь вспомнить, как кого зовут в группе, а потом постарайтесь вспомнить какую-нибудь отличительную черту каждого ребенка), или «найди дверь», или в любую другую игру, какую вам только удастся придумать. Это сделает переход из дома в детский сад более предсказуемым и, следовательно, менее огорчительным.

    Помните, что нужно по возможности строже придерживаться однажды заведенного порядка, даже когда он нарушен каникулами, гостями или другими уважительными обстоятельствами. Некоторых малышей перемены, особенно неожиданные и в последнюю минуту, очень расстраивают. Поэтому, если вам необходимо нарушить заведенный порядок, подготовьте ребенка заранее, а потом проявите дополнительное терпение, помогая ему успокоиться.

    Создано: 12 мая 2019 Обновлено: 13 мая 2019 Просмотров: 1491

    Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
    (100 ответов на родительские «почему»).
    Ярославль, «Академия развития», 1999.

    Приучение ребенка к режиму - это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам.

    Приучение ребенка к условиям детского сада

    Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

    Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь со слезами, приходишь забирать, говорят, он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не играет, кушать отказывается. Три недели промучались, так и сняли. Сколько же можно ребенку нервы трепать? Пришлось свекрови с работы уходить, чтобы с ним сидеть.

    В группе у меня есть одна девочка, умненькая такая, рассуждает как взрослая. А что делать с ней, не знаю. Сидит целыми днями у окна и только всех спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Сядешь с ней, почитаешь, книжки посмотришь, вроде успокаивается на какое-то время. А потом опять за свое. Но я ведь не могу только ей одной заниматься, у меня другие, дети в группе брошены.

    Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду - это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

    Наименее благоприятный период - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

    Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств - повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний.

    Дети прибегают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

    Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

    Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

    Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего ребенка или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

    Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

    Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

    Теперь поговорим немного об организации подъемов и отбоев

    Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

    Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Тогда режим засыпания и просыпания будет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой - медвежонком, котиком или мартышкой.

    То же касается и нелюбимых блюд

    Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты и печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

    Несколько советов по приучению детей к режиму от доктора Комаровского

    Режим дня оказывает влияние на самочувствие, развитие и настроение малыша. Как приучить новорожденного к режиму? Сколько должен спать, гулять и есть маленький ребенок? Все о первых месяцах жизни вашего малыша вы узнаете в этой статье.

    Как приучить ребенка к режиму?

    Зачем новорожденному режим дня?

    Соблюдая режим дня, вы вырабатываете у ребенка условные рефлексы. Они очень важны, поскольку жизнь малыша в первые месяцы построена только на них. Кроха учится автономному существованию, и соблюдение последовательности повседневных дел дает ему чувство безопасности.

    Как лучше приучить месячного ребенка к режиму, не посоветует ни один врач, мама должна сама найти подход к ребенку. Придерживаясь распорядка, мама сможет планировать и свой день. С расписанием легко выбрать время для прогулки, приготовления ужина или отдыха и вырастить здорового малыша.

    Помните, распорядок должен быть удобен не только маме, но и малышу.

    Как приучить ребенка к режиму дня?

    Так как приучить ребенка к режиму бывает сложно, начинайте постепенно устанавливать временные рамки для малыша. Учитывайте его настроение и состояние здоровья. Приобщение ребенка к режиму должны быть постепенным. Не переживайте, если первое время у вас не будет получаться, ребенку понадобится несколько недель для привыкания. Что должен делать новорожденный ребенок:

    Спать по 2 часа 4 раза в сутки. Продолжительность ночного сна должна составлять примерно 6 часов;

    Есть каждые 3−3,5 часа (6 раз в сутки);

    Гулять каждый день, желательно по 2 раза. Малыши легко могут перепутать время суток. Поэтому родители должны показать отличия ночного и дневного сна. Когда ребенок засыпает днем, легкий свет и звуковой фон не помешают, а укладывая его на ночь, необходимо обеспечить полный покой.

    Появившись на свет, ребенок не различает время суток, он может проспать весь день, а ночью не сомкнуть глаз. На приучение ребенка к режиму дня придется потратить 2–3 недели прежде, чем малыш привыкнет.

    Как организовать режим дня?

    Маме в первые недели жизни малыша нужно просто понаблюдать за ним: во сколько он просыпается, когда начинает просить кушать, сколько времени ему требуется на общение и сон. Насильно малыша ничего не заставляйте делать в первый месяц, просто записывайте свои наблюдения. Руководствуясь записями, вы можете заметить, что какие-то действия младенец совершает в одно и то же время (ваша отправная точка).

    Утреннее пробуждение начинайте с улыбки и приятных слов в адрес ребенка, атмосфера должна излучать спокойствие и радость. Если вы заметили, что малыш проснулся раньше времени, но при этом не капризничает и не плачет, не спешите вынимать ребенка из кровати, возможно, он уснет снова.

    Для того чтобы ребенок засыпал без проблем, старайтесь совершать определенный ритуал перед сном. Например, проветривая комнату, укачивайте малыша в течение 10 минут, спойте колыбельную песенку, а затем переложите в кроватку. Укладывая новорожденного на ночной сон, не рекомендуется проводить активные игры, так малыш может перевозбудиться и начнет капризничать.

    Спустя 2–3 недели начинайте мягко проявлять настойчивость к поведению малыша. В случае длительного сна ребенка следует, разбудит.

    Преимущества режима дня

    У новорожденного потребность во сне, пище, игре и отдыхе наступает через определенные промежутки времени именно из-за правильного распорядка дня. Сопровождаются эти действия изменениями в структуре головного мозга, т. е. организм сам перестраивается во время бодрствования и состояния покоя.

    Определенный распорядок дня приносит пользу малышу:

    • приучает отличать день от ночи;
    • учит правильной смене бодрствования и сна;
    • защищает малыша от переутомления;
    • прививает дисциплину;
    • ребенок меньше капризничает;
    • создает условия активности и бодрости ребенка, что положительно влияет на правильное умственное и физическое развитие.

    Роль процедуры кормления в режиме дня

    Ребенок, находясь в утробе, получал пищу непрерывно, недостатка в питании не было. Поэтому первое время после рождения кормить ребенка необходимо по требованию. Вряд ли у вас хватит сил, и терпения слушать плач своего малютки, когда он голоден.


    Прикладывание ребенка к груди в первый месяц жизни должно осуществляться в промежутке 2–3 часа и по мере взросления немного увеличиваться. Малышу частое прикладывание является не только процессом получения пищи, но и способом общения. Тактильное ощущение матери дает чувство защищенности и психологического спокойствия.

    Женщине регулярное прикладывание помогает наладить лактацию, а также избежать застоя молока в груди.

    С момента введения прикорма в рацион младенца нужно приучать к совместной трапезе со всеми членами семьи.

    Достаточно сложно кормить ребенка по определённому режиму, в первые два месяца жизни требуется каждые 2–3 часа кормить младенца. Не отказывайте малышу в желании кушать. Увеличивать время между кормлениями до 4 часов нужно, начиная с 3–4 месяца жизни. Проведите небольшой эксперимент: малыш проснувшись, начинает плакать спустя 2 часа после кормления, т. е. снова требует грудь, не подходите к нему сразу. Дайте ему попить водички и предложите пустышку. Тем самым вы постепенно приучите ребенка к более длительным промежуткам между кормлениями.

    Немного по-другому обстоят дела детей на искусственном вскармливании. Режим питания и количество смеси устанавливается врачом-педиатром в зависимости от возраста, веса, физического состояния малыша. Поэтому кормление ребенка происходит не по требованию, а имеет установленные временные интервалы.

    Особенности ночного кормления

    Во время ночного кормления старайтесь не включать свет в комнате, общайтесь с малышом вполголоса. Чтобы вы и ребенок за ночь выспались, возьмите карапуза с собой в кровать, нет ничего плохого в совместном сне. Малыш будет спокойнее спать, в близком присутствии мамы.

    Некоторые детки поначалу могут просыпаться ровно в 2 часа ночи за очередной порцией пищи. Если этого не происходит, то не стоит будить ребенка специально, чувство голода не настолько сильное и совсем его не беспокоит.

    Кроме того, услышав капризы ребенка среди ночи, не спишите подсовывать ему грудь, дайте тепленькой водички и подождите минут 10–15, возможно малыш успокоится и уснет, так вы приучите пропускать кормления.

    Начинаем различать день и ночь

    Чтобы грудничок не путал день с ночью, следуйте простым правилам:

    1. Регулярно проветривайте комнату, в которой спит малыш. Подходящая температура в комнате 18–20 градусов, влажность воздуха 60–80%.
    2. Не пытайтесь оградить чадо от домашних звуков и шума. Пусть в другой комнате идет телевизор, в ванной комнате может работать стиральная машина, папа может активно стучать по клавиатуре компьютера.
    3. Во время дневного сна не создавайте в комнате ребенка затемненную обстановку, не задергивайте шторы. Рекомендуется оградить кроху от прямых солнечных лучей. Ночью же, наоборот, не рекомендуется зажигать яркий искусственный свет, приобретите небольшой ночник.
    4. Последнее кормление перед сном должно проводите около 23 часов, тогда длительный сон гарантирован.
    5. В течение дня ребенка нужно постоянно чем-то занимать: прогулками, игрой, массажем, общением. Искупать ребенка желательно около 21–22 часов.
    6. Найдите причину ночных бодрствований, это могут быть кишечные колики, головные боли, высокая температура тела, сыпь и т. д. Покажите малыша педиатру, в случае необходимости он назначит лечение.


    Случаи, когда дети в возрасте от полугода начинают путать день с ночью:

    • уменьшение дневного сна, т. е. переход на двухразовый сон с трехразового;
    • длительность дневного сна боле 4 часов;
    • не соблюдается распорядок дня.

    Все эти случаи могут стать причиной излишней активности ребенка в вечернее время, он может продолжать играть, ползать по кроватке.

    Примерный режим дня новорожденного ребенка в возрасте 1–3 месяца

    • 6.00 Утренний туалет
    • 6.30 Кормление
    • 6.30–7.30 Бодрствование (занятие гимнастикой, массаж)
    • 7.30–9.30 Сон
    • 9.30 Кормление
    • 9.30–11.00 Бодрствование (прогулка, игра)
    • 11.00–13.00 Сон
    • 13.00 Кормление
    • 13.00–14.30 Бодрствование (общение, игра)
    • 14.30–16.30 Сон
    • 16.30 Кормление
    • 16.30–18.30 Бодрствование (вечерняя прогулка, гимнастика)
    • 18.30– 20.00 Сон
    • 20.00–21.30 Бодрствование (купание, общение, игра)
    • 21.30 Кормление
    • 22.00–6.00 Ночной сон (ночное кормление в 1.00 и 3.00)

    По мере роста ребенка режим дня можно сдвигать на 1 час, т. е. кормление начинать не с 6.00 часов, а с 7.00.

    Время бодрствования ребенка увеличивается с взрослением. В течение первого месяца жизни общая продолжительность сна может достигать 20 часов, с 1 до 3 месяцев – от 17 до 18 часов, от 3 месяцев до полугода – 15–16 часов, с 6 месяцев до года – 14–15 часов. При этом количество периодов сна также уменьшается: с 5–6 в месячном возрасте, до 1–2 в годовалом. Режим дня придется корректировать в любом случае в зависимости от увеличения продолжительности бодрствования ребенка.

    Бывает и так, что дети сами выбирают себе режим. Ребенок начинает тереть глазки, зевать, отказываться от кормления грудью, то можно уложить спать пораньше. Грудничок может переутомиться за день, испытывая новые эмоции, например, в игре или развивающем обучении. А в таких состояниях, как болезнь и перенесенная инфекция малыш нуждается в спокойной и тихой обстановке почти в течение всего дня.

    Ребенок отказывается спать, он активный и его не беспокоят какие-либо болезненные состояния, пообщайтесь с ним, развлеките чем-нибудь, насильно укладывать спать не нужно.

    Пребывание на свежем воздухе должно присутствовать ежедневно. В случае дождя и низкой температуры воздуха (ниже 20 градусов), уложите ребенка спать в люльке на балконе, лоджие.

    Гигиенические процедуры

    Начинайте новый день с утреннего умывания новорожденного, смены подгузников и подмывания. Эти процедуры сигнализируют о наступлении утра. Когда ребенку исполнится 5–6 месяцев и наступит время прикорма, проводите ритуалы мытья ручек перед кормлением и после, а также по возвращению с прогулок.


    Расскажем подробнее о процедурах купания и закаливания. Купание – это водные процедуры, совершаемые за 1–2 часа до ночного сна. Уже после выписки из роддома, т. е. на 5–7 день жизни воспользоваться детской ванночкой, а также купать ребенка с помощью специального круга. Теплая вода снимает психологическое и физическое напряжение у ребенка, расслабляет мышцы. Опустив ребенка в ванну с водой, он начнет плавать самостоятельно, отталкиваясь ручками и ножками. Вам останется только наблюдать за ним и переворачивать со спинки на животик.

    Процедуры закаливания заключаются в принятии малышом солнечных и воздушных ванн. Ребенка предварительно необходимо раздеть. Проследите, чтобы не было сквозняков в квартире. Возьмите чистую салфетку и, смачивая ее в теплой воде, протирайте тело младенца начиная с ручек, затем грудь, живот, спина и ноги. Можно уложить новорожденного на пеленальный столик и попутно делать массаж и гимнастику.

    Ребенку легче будет адаптироваться к определенному режиму дня, если в вашей семье заведена традиция распорядка времени, ведь дети часто копируют поведение взрослых, их привычки. Режим дня нужно поддерживать не только в будние дни, но и выходные и праздничные, иначе ребенок перестанет понимать, почему именно в определенные дни требуется кушать и спать по расписанию.

    Предложенный распорядок дня поможет вам своевременно выполнять работу по дому, наполняться жизненными силами во время сна ребенка, а также находиться в хорошем расположении духа весь день.

    Комаровский о режиме