Минфин и цб затеяли новую реформу пенсий. Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов Суть новой пенсионной реформы – основные направления

В правительстве впервые официально признали наличие планов по повышению пенсионного возраста. Ситуация действительно уникальная: Россия – почти единственная страна бывшего СССР, которая до сих пор не приняла такое решение. Главный вопрос – как именно будет реализовываться эта реформа.

Правительство готово разработать законопроект о повышении пенсионного возраста, заявил премьер Дмитрий Медведев в интервью Сергею Брилеву на канале «Россия 1 ».

По его словам, обсуждение этой темы на экспертном уровне идет уже не первый год. «Экспертиза уже достаточно серьезная проведена всех этих вопросов. Так что мы, в общем, на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне», – сказал премьер. Такое категоричное заявление по поводу повышения пенсионного возраста премьер делает впервые. До сих пор в правительстве уверяли, что время для реальных шагов в этом направлении еще не пришло.

Председатель правительства напомнил, что нынешний возраст выхода на пенсию в России устанавливался в 1930-х годах, когда средняя продолжительность жизни составляла лишь около 40 лет. С тех пор ситуация изменилась, и «это дает необходимые основания для того, чтобы к этому вопросу вернуться и принять те или иные решения». Пенсионный возраст, когда женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 лет, действительно был установлен еще в 1932 году в СССР. При этом продолжительность жизни россиян в 2017 году выросла до 72,6 года. Это рекордный показатель за всю историю измерений, сообщал Минздрав.

В других странах мира пенсионный возраст, как правило, выше. Даже в бывших советских республиках его давно увеличили. Кроме России исключением является еще Узбекистан. Белоруссия начала этот процесс буквально в прошлом году.

«Это решение надо было принимать давно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Страхи перед социальным недовольством она считает преувеличенными. «За исключением Франции явных протестов против повышения пенсионного возраста не было нигде. Понятно, что люди этому не рады, но нельзя думать, что это вызовет какие-то массовые протесты», – говорит эксперт.

Российские экономисты давно предлагают властям свои программы, как лучше всего повысить пенсионный возраст. Глава ЦСР Алексей Кудрин в последние годы постоянно выступал за этот шаг. Осенью он даже с апокалиптическим заявлением, что у российского правительства уже якобы нет денег, чтобы индексировать пенсии всем пенсионерам. В феврале доклад о необходимости повышения пенсионного возраста опубликовали эксперты РАНХиГС. Если этого не сделать, то придется снижать размер пенсий, повышать налоговую нагрузку на работающих граждан и увеличивать размер трансферов федерального бюджета для ПФР, пугают они.

Проблема дефицита ПФР возникла не сегодня. Поступления в него от работающих граждан уже давно меньше расходов на пенсионеров. Дефицит покрывается трансферами из федерального бюджета. Проблема в том, что разрыв с каждым годом растет, нагрузка на бюджет тоже. Ожидается, что к 2036 году пенсионеров в России будет столько же, сколько работающих граждан, платящих пенсионные взносы. Что же предлагают эксперты и какой из предлагаемых вариантов, вероятно, будет принят?

Сроки начала повышения пенсионного возраста предлагаются разные. Аналитики Внешэкономбанка, например, прогнозировали старт с 2020 года. «2020 год – более реалистичный. В 2019 году правительство физически не успеет подготовить и принять изменения на уровне законодательства. Откладывать на более долгий срок рискованно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Предлагаются также разные варианты того, до какого возраста повышать и какими темпами это делать. «С точки зрения демографии существуют основания повышать пенсионный возраст прежде всего у женщин. У них намного выше продолжительность жизни. Наши женщины живут чуть меньше, чем европейские женщины, а на пенсию выходят намного раньше. А российские мужчины живут намного меньше, чем в развитых странах», – говорит Синявская. Так, по данным на 2016 год, в России мужчины проводят на пенсии в среднем 16 лет, а женщины – целых 26 лет. При этом более 30% мужчин до пенсионного возраста не доживают, тогда как доля таких женщин невелика – не более 7%.

«Женщины меньше заняты на физически тяжелых работах. Занятость у них такая, что производительность труда с возрастом не так сильно снижается, как у мужчин», – отмечает Синявская. Поэтому наиболее сбалансированным решением было бы выровнятьпенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет.

Однако вряд ли правительство России выберет этот вариант. С одной стороны, против установления пенсионного возраста на уровне 60 лет для обоих полов возражает финансово-экономический блок правительства. Это решение не дает большую экономию с точки зрения снижения трансферта из госбюджета в ПФР. Если уж придется идти на такое политически непопулярное решение, то выгоды бюджета должны быть более ощутимыми, считают в Минфине.

С другой стороны, политики и само общество, что подтверждают опросы, не готовы к тому, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в одном возрасте.

«У нас сохраняются стереотипы, что женщин надо вознаградить за то двойное бремя, которое они несут на рынке труда и в семье, и дать им возможность выйти на пенсию раньше. Звучит еще один аргумент: не надо лишать внуков бабушек», – объясняет замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Поэтому самый жесткий вариант, который предлагал Минфин (повысить возраст до 65 лет у женщин и до 65 лет у мужчин (65/65)), скорее всего, отбракуют. А выбирать будут между предложением РАНХиГС повышать пенсионный возраст до 60 лет у женщин и до 63 лет у мужчин (60/63) и предложением ЦСР во главе с Кудриным – 63 года у женщин и 65 лет у мужчин (63/65).

«С социально-демографической точки зрения было бы лучше повысить пенсионный возраст до 60 у женщин и до 63 у мужчин. А потом при продолжении роста продолжительности жизни повышать пенсионный возраст дальше. Так, например, делали в Эстонии и Латвии. На мой взгляд, это было бы наиболее сбалансированно», – говорит Оксана Синявская. «Но если фискальные интересы государства окажутся сильнее, то тогда будет 63/65, благо что такая граница уже опробована на госслужащих», – добавляет эксперт.

Впрочем, намного важнее вопрос о том, с какой скоростью будет повышаться пенсионный возраст. В ходе дискуссии, которая велась в предыдущие несколько лет, звучали разные варианты. Самый радикальный – повышать пенсионный возраст по году в год.

«На мой взгляд, такой жесткий вариант недопустим. Максимальная скорость – прибавлять полгода в год. Чтобы рынок труда, работодатели и население более мягко привыкали к изменениям, более разумным было бы начинать с нескольких месяцев. Например, повышать на три месяца пенсионный возраст каждый год в течение первых хотя бы двух-четырех лет и только потом переходить к более высокой скорости», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

В любом случае пенсионная реформа не должна ограничиваться только повышением пенсионного возраста. Решения требует также вопрос с высокой долей тех, кто выходит на пенсию досрочно, например из-за работы на Крайнем Севере или из-за службы в силовых ведомствах. Только гражданских пенсионеров в трудоспособном возрасте примерно 2,8 млн человек, еще 2,5 млн досрочников – это военные, плюс 8,6 млн человек уже пенсионного возраста (но ранее вышедших на пенсию досрочно).

Кроме того, миллионы россиян формально вообще нигде не работают, но являются самозанятыми. По некоторым оценкам,

неофициально почти всю жизнь работают порядка 30% россиян, при этом пенсию хотят получать от государства все.

Если бы удалось вывести все доходы из тени, то изменения внутри пенсионной системы можно было сделать более мягкими, либо при жестком варианте реформы наши родители смогли бы получать более высокую пенсию. Однако справиться полностью с теневой экономикой не могут даже развитые страны.

Документ предусматривает повышение пенсионного возраста.

Минфин подготовил состоящий из шести ключевых пунктов план пенсионной реформы, сообщили "Ведомости" . В частности, документ предусматривает повышение возраста ухода на заслуженный отдых, а также отмену выплат работающим пенсионерам.

Так, ведомство предложило поэтапно, с шагом в 6-12 месяцев в год, повысить пенсионный возраст для мужчин и женщин до 65 лет. Помимо этого, предлагается не выплачивать работающим пенсионерам всю, или хотя бы фиксированную часть пенсии, а также не выплачивать досрочные пенсии тем, кому они полагаются из-за работы на вредных и опасных производствах, но продолжает там работать. По данным издания, более половины "досрочников" относятся именно к этой категории граждан.

Кроме того, "досрочникам"-бюджетникам (педагогические, медицинские, творческие работники) хотят постепенно (по 12 месяцев в год) повысить возраст выхода на пенсию до общеустановленного.

Также в плане есть предложение об отмене с 2019 года обязательности накопительной части и перевода его из обязательного пенсионного страхования в квази-добровольное (quasi (латынь) - нечто вроде, как будто, как бы, псевдо). При этом предполагается разработка системы стимулирования граждан для добровольных накоплений.

И наконец, Минфин предложил установить единый тариф социального страхования и взимать его со всей зарплаты работника. В настоящее время полностью взносы в Пенсионный фонд взымают лишь с зарплат до определенного предела.

Как пояснил "Ведомостям" чиновник аппарата правительства, "фактически Минфин предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства". Вместе с тем, ведомство предложило и сокращение индексации пенсий в 2017 году, однако размер сокращения издание не приводит.

Пока известно только, что перейти на добровольный принцип накопительной части Минфин предложил с 2019 года. Сроки внедрения других нововведений не известны поскольку изменения придется согласовывать как с профсоюзами и работодателями, так и с экспертами и общественными организациями.

Ведомство уже направило план в Минтруд и Правительство РФ. Однако, по словам пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой, на уровне правительства инициатива Минфина и ЦБ еще не обсуждалась.

При этом, по словам источника издания, эти идеи обсудили на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова и главы правительства Дмитрия Медведева. Также стало известно, что инициативе противится социальный блок кабинета министров, а принципиальная смена пенсионной системы возможна только после 2018 года.

Что накануне Минфин и Центробанк предложили признать накопительную часть пенсии собственностью граждан, чтобы плательщики могли конвертировать накопления в баллы страховой части или переводить их на новый счет в пенсионном фонде. При этом, ведомства имеют ввиду не только накопления в будущем, но и перечисленные работодателем с 2004 по 2016 годы.

Минфин подготовил план пенсионный реформы, состоящий из шести пунктов и предусматривающий отказ от пенсий работающим гражданам, отказ от компенсаций льгот из бюджета и от обязательности накоплений, пишет газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с документом.

Минфин направил план в Минтруд, который является ответственным за совершенствование, а, в свою очередь, Минтруд переслал его в правительство.

Минфин предлагает изменить основные составляющие пенсионной системы: тарифы, правила выплат и индексаций пенсий, в том числе реформу института досрочных пенсий и повышение пенсионного возраста, компенсации из бюджета льготных страховых тарифов, а также структуры самой пенсионной системы - ведомство предлагает отменить обязательность накопительных взносов и перевести их в квазидобровольный формат.

Минфин сформировал свои предложения по итогам февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева по совершенствованию пенсионной системы в условиях новых социально-экономических вызовов.

В письме Минфин отмечает, что вопрос сбалансированности пенсионной системы стоит остро в связи с ростом расходов на пенсии.

Ведомство предлагает совместить передачу сбора страховых взносов ФНС с реформой тарифной политики. Необходимо установить единый тариф социального страхования и взимать его со всей зарплаты. На данный момент взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) взимаются полностью с зарплат до определенного предела. Минфин отмечает важность того, чтобы увеличение облагаемой взносами базы не спровоцировало увеличения пенсионных обязательств. По мнению ведомства, нужно сократить бюджетных трансферт в ПФР: отменить компенсацию фондам доходов, выпадающих из-за льгот по страховым тарифам. Источник издания пояснил, что фактически Минфин предложил повысить налоги и понизить социальные обязательство.

Кроме того, Минфин предлагает сократить индексацию пенсий на 2017 год, однако не уточняет насколько. Ведомство также предлагает правительству увеличить пенсионный возраст для мужчин, и для женщин до 65 лет, а также отказаться от выплаты хотя бы фиксированной части пенсий работающим пенсионерам. Аналогично ведомство хочет лишить досрочных пенсий тех, кто имеет на них право из-за работы на вредных и опасных производствах, но продолжает работать на этих производствах, а сейчас это более половины «досрочников», уточняется в письме. Досрочникам-бюджетникам - педагогам, медработникам и творческим работникам - необходимо постепенно повысить необходимый для установления досрочной пенсии стаж для того, чтобы он совпал с общеустановленным пенсионным возрастом.

В документе также сказано об еще одном предложении - отменить обязательность накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное с одновременным внедрением стимулов для добровольности накоплений. Детали перевода накоплений в добровольный формат обозначены в презентации Центробанка и Минфина, которая направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации президента.

Россиянам предоставят самим выбирать, сколько они отложат на старость

Правительство вновь «не поделило» пенсии. На этот раз споры разгорелись на Московском финансовом форуме. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, его ведомство совместно с ЦБ разрабатывает добровольную систему пенсионных накоплений для населения. Согласно ей, россияне смогут самостоятельно решать, какой процент от своей заработной платы они будут откладывать на старость.

При необходимости граждане смогут воспользоваться своими деньгами до выхода на заслуженный отдых. Ожидается, что эта система заработает в 2018 году. Но замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев сомневается в ее успехе. По его словам, россияне вряд ли поддержат идею о добровольных пенсионных накоплениях.

Не успели россияне разобраться с пенсионной реформой 2013-2015 годов, как правительство готовит им новые правила игры. Так, Минфин и ЦБ разрабатывают добровольную систему накопления для граждан.

Напомним, сейчас 22% страховых взносов от фонда заработной платы (которые расщепляются как 6% на накопительный компонент и 16% — на страховой) уплачивает работодатель. Но, как известно, накопительная составляющая пенсий замораживается ежегодно с 2014 года. То есть взносы работодателей за сотрудников, которые выбрали формирование накопительной части пенсии, сейчас полностью идут в часть распределительную. Это позволило властям сэкономить часть бюджетных расходов на трансферте Пенсионному фонду.

Однако у Минфина и ЦБ есть альтернативное предложение — заменить обязательную накопительную часть пенсии индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).

Судя по всему, накопительную часть пенсии фактически ликвидируют и включат ее в страховую часть. То есть страховая доля составит все 22%. Что позволит обеспечить нынешних пенсионеров выплатами в полном объеме. Тем не менее, правительство и ЦБ озабочены тем, чтобы будущие ветераны труда получили бы пенсию, которой бы им хватало на достойную жизнь в старости, как и на Западе.

Поэтому и родилась следующая схема. Россиянам могут разрешить добровольно отчислять любой процент от своей зарплаты — от 1% до 50% от зарплаты на будущую жизнь.

Автоматически в эту систему попадут россияне, которые только начинают работать, и те, кто моложе возраста выхода на заслуженный отдых. Другие категории граждан должны будут написать соответствующее заявление.

Средства ИПК будут размещаться в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Причем для тех, кто только вступают в трудовые отношения, фонд будет выбираться автоматически из списка НПФ, которые входят в систему гарантирования. За вас сделает выбор компьютер.

Те же, кто сделал выбор в пользу определенного НПФ, могут и дальше пользоваться его услугами. Но при желании вправе его поменять: накопившаяся сумма по ИПК из предыдущего фонда перейдет в новый.


Министр финансов и глава ЦБ снова замышляют с пенсиями что-то недоброе?

Для граждан, которые имеют накопительную часть в Пенсионном фонде, будет действовать переходный период. Для них ставка взноса будет увеличиваться ежегодно на 1% — с 0% до 6%. Но в первый год работы новой системы гражданин, который делает взносы в ПФР, ничего не платит, но на следующий год размер его отчислений на пенсию вырастет на 1%. И так до 6%. Работник может в любое время зафиксировать или изменить размер взноса.

Предусматриваются так называемые «каникулы» — приостановка уплаты взносов. Сделать это можно в любой момент и неограниченное количество раз. Правда, на срок не превышающий 5 лет. Если «каникулы» не будут продлены, то по их окончании взносы будут автоматически возобновлены.

Кроме того, участник системы ИПК сможет воспользоваться при срочной необходимости частью и всей суммой накоплений еще до выхода на пенсию.

По словам Антона Силуанова, в этом и следующем годах Минфин и ЦБ будут прорабатывать и обсуждать новую добровольную систему накоплений для граждан. Нынешней осенью они планируют внести ее в правительство. А в 2018 году запустить.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что государство не сможет обеспечить достойную пенсию работающим в настоящее время гражданам в долгосрочной перспективе без добровольных пенсионных накоплений.

Однако в МЭР, опасаются, что проект Минфина и ЦБ себя не оправдает. «Там модель такая — со вступлением по умолчанию в нее и с выходом по заявлению — то есть она добровольная, не обязательная, в надежде на то, что всех запишут и кто-то не выйдет. Но если мы сейчас заморозим полностью пенсионные накопления, или тем более переведем их в страховую часть навсегда, я боюсь, что стимулов у граждан входить и в новую систему, тем более в добровольную, будет еще меньше», — сказал замглавы МЭР Олег Фомичев.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:

«Минфин в последнее время просто фонтанирует идеями: то предлагает все основные налоги повысить на 1%, то повысить НДС на 2% и убрать ограничения по социальным отчислениям, которые незаметно повысят нагрузку на большинство россиян и снизят пенсии. Сейчас дошло до того, чтобы обделить работающих пенсионеров законными выплатами. Поговаривают также о том, чтобы с 2017 года постепенно возвращать накопительную часть пенсии, а то вовсе предлагают ничего не размораживать и создать новую накопительную пенсионную систему с неизвестными принципами, конечно же «забыв» про прежнюю, в которой совокупные накопления граждан составляют порядка 3 трлн рублей. Минфину сейчас не позавидуешь: с одной стороны, ведомству надо как-то извернуться и найти деньги на покрытие дефицита федерального бюджета при том, что экономических реформ, которые могли бы поднять уровень доходов естественным путем, у правительства пока нет. И не предвидится минимум до лета 2017 года. А с другой стороны - приходится выполнять требования президента о недопустимости шоковой терапии, о необходимости введения моратория на повышение налогов до 2019 года.

Вот и предлагает Минфин все подряд варианты, не задумываясь о последствиях, в надежде на то, что хоть какой-то из них будет одобрен президентом. О качестве проектов в такой суете говорить не приходится. Все это напоминает отчаянные попытки лечить онкологию настоем ромашки. Пока еще ни одно из предложений Минфина не может похвастаться продуманностью и гарантированно положительным эффектом для экономики. Чиновники ведомства становятся все больше похожи на депутатов Госдумы предыдущего созыва с их фантастическими скоростями по выпуску законопроектов. Одно предложение сменяется другим, но ясно одно: всё идёт к тому, что сначала будут приниматься ужесточающие меры, способные принести бюджету хотя бы в краткосрочной перспективе сотни миллиардов рублей, без особого разбора кому это может навредить (а пострадают, как всегда, в первую очередь простые граждане, самые незащищенные слои населения). А потом в конвульсиях и под страхом очередного подзатыльника от президента начнут запускаться меры по успокоению граждан, которые потребуют от государства уже куда меньших затрат. Если в новую накопительную часть пенсии пойдут те же 6%, что и раньше, то бюджет не досчитается примерно 360 млрд рублей в год, а население лишится разом порядка 3 трлн рублей из-за потери накоплений. В накопительной части сейчас болтаются эти 3 трлн. Они зависли на счетах разных фондов и управляющих компаний. Пока их никто не отбирал, только новых поступлений туда нет. Но если введут новую систему и начнут все с нуля, то что будет с этими деньгами? Вполне возможно, что их просто изымут».

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости» .

Документ состоит из шести пунктов, и н екоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6-12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех « досрочников», отмечает ведомство.​ Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение - установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но наско лько - в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить н акопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.


Видео: Телеканал РБК

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.