Минаев Д.Д. "Отцы или дети?". Отцы и дети: кто кого должен воспитывать? Кто вам милее отцы или дети

1. Дмитрий Дмитриевич Мина́ев (1835 – 1889) – русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре».
...Рассказывали, что однажды на волжском пароходе Минаев встретился с провинциальным любителем юмористической поэзии. Они разговорились. Провинциал стал расспрашивать Минаева о столичных писателях. Одобрительно отозвавшись о стихах, печатающихся под псевдонимом "Обличительный поэт", он спросил, не знает ли Минаев их автора. Минаев ответил, что автор этих стихотворений – он сам. Молодой человек очень обрадовался возможности побеседовать со знаменитым поэтом и попросил позволения пожать ему руку. Затем он поинтересовался, не знает ли его собеседник, кто такой "Отставной майор Михаил Бурбонов", и, услышав, что это тоже он, молодой человек уже с вызовом спросил: "А вот недавно новый какой-то объявился. Общий друг. Из молодых, должно быть... Пожалуй, и это вы?" Получив ответ: "Я, я! Представьте себе!", он окончательно решил, что его мистифицируют, и незаметно исчез. (Лихачев В. Из давнего и недавнего былого // "Слово". 1909,13 мая.) ()

7. Гостеприимства прав не зная. – В журнальном тексте "Отцов и детей" абзац, в котором говорится об отъезде Базарова из усадьбы Кирсановых после дуэли с Павлом Петровичем (гл. 24), кончался фразой: "Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства". Слова эти были вставлены Катковым или под его нажимом и впоследствии исключены Тургеневым. (

Посмотрела урывками смирновских «Отцов и детей». С удовольствием, жаль, мало. И задумалась: а кто помнит «Отцы или дети» Дмитрия Дмитриевича Минаева и «Рапсодии о нигилизме» Василия Степановича Курочкина? В свое время и то, и другое изрядно скрасило прохождение русской классики строевым шагом по образАм.
Вот Минаев:

Отцы или дети? ( Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

А вот Курочкин:

Неожиданно, негаданно,
Как зловещий запах ладана,
Предвещающий покойника,
Словно бес, из рукомойника
Появлявшийся пустынникам, -
Перестав бродить по клиникам
И начальству сдав экзамены,
Юный плотью, духом каменный,
Родом подлый, нрава ярого,
Внук кутейника Базарова
Вдруг в губернию Орловскую
Всю заразу внес бесовскую.

Внес с собою он цинический
Некий запах хирургический,
Весь пропитанный алкоголем
(Вроде запаха, что Гоголем
Укреплен был за Петрушкою);
И лягушку за лягушкою
Истреблять пошел в селения,
Полон духа разрушения.

Чтоб внутри у всякой гадины
Видеть все бугры и впадины,
Обзавелся микроскопами,
Хороводился с холопами,
А в туземные гостиные,
Спокон века благочинные
(Точно так же, как столичные),
Внес манеры неприличные
И намеренно враждебные
Разговоры непотребные.

Расходились все окрестные
Курдюки мелкопоместные,
Петухи любвеобильные,
Все Кирсановы жантильные,
Все Багровы многодушные,
Все Расплюевы послушные,
Собакевичи тяжелые
И Ноздревы развеселые -
И, простившись с домочадцами,
Жен оставивши за святцами,
Вышиваньями, вареньями
И Авдеевых твореньями,
Кто с арапником, кто с палкою,
Кто вороною, кто галкою,
Рты раскрыв, с глазами странными -
Неподвижно оловянными -
Все с испуганными лицами,
На совет слетались птицами.

И неслось их слово дикое:
"Горе, горе нам великое!
Ходит тучею огромною
Гром над кущей нашей скромною,
Деревенскими пенатами,
Самоварами, халатами,
Буколическими нравами
И господскими забавами.
Погибает всё отечество!
Где же наше молодечество?
Мы ль потерпим посрамление!"
И решили во мгновение -
Все, от малого до старого, -
На конюшне драть Базарова.

Словно вишенка на веточке,
Как картинка на конфеточке,
Посреди толпы неистовой
Вдруг, в рубашечке батистовой,
В сюртучке сукна атласного,
Цвета трюфельно-колбасного,
И в шотландской легкой шапочке,
На груди скрестивши лапочки,
Встал Кирсанов - от Кирсанова
Всею лавкою Рузанова,
Всех mille-fleursблагоуханием
Пронеслося над собранием -
И собранье это шумное
Слово слышало разумное:

"Укротитесь, други-братия!
Должно взять мероприятия
Не веками освященные,
А гуманно-современные:
Я приятель с сочинителем -
Он да будет нам хранителем".

Поднялись тут рассуждения:
- Что такое сочинения?
- И какие там писатели?
- И просить их будет кстати ли?
- Петухам-де унизительно... -
Но Кирсанов так внушительно
Объяснил движенье новое,
Что всё общество суровое
С ним к Тургеневу за славою
Устремилось всей оравою.

Так на улице Рогатице,
В неописанной сумятице,
Чадь Новгорода Великого,
Преисполнясь гнева дикого

На Василия Буслаева,
Чтобы в руки мать взяла его,
Подвигалась легионами
Ко вдове честной с поклонами.

Конец 1-й песни

Еще Минаев тут: minaev.ouc.ru/ , еще Курочкин тут:

Крутоголова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Соболевская СОШ»

Название предмета Литература

Класс 10

УМК Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М:Просвещение, 2004.

Уровень обучения базовый

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 7

Место урока в системе уроков по теме 4

Цель урока: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

Задачи урока: образовательные:

    Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;

    провести наблюдение над умением вести спор данных героев.

развивающие:

    способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

    развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Планируемые результаты

Техническое обеспечение урока: тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

http :// nsportal . ru / shkola / literatura / library /2012/07/09/ distantsionnoe - obuchenie - literatura -10- klass

Содержание урока

Как грубо ошибаются многие, даже

лучшие из отцов, которые почитают

необходимым разделять себя с детьми

строгостью, суровостью, недоступной

важностью! Они думают этим

возбудить к себе уважение, и в самом

деле возбуждают его, но уважение

холодное, боязливое, трепетное, и тем

отвращают от себяих и невольно

приучают к скрытости и лживости”

В.Г.Белинский

I . Орг. урока.

II . Тест по роману «Отцы и дети» (Приложение).

Тестовые задания на школьной парте. Взаимопроверка

III .Вступительное слово учителя

Работа с эпиграфом к уроку.

Сегодня мы с вами поговорим и поспорим по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.

Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему?

Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» - это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви - любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу».

Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.

IV . Тренинг “Семейные трудности”.

В течение 5 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на доске записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.

V . Обсуждение вопросов.

В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.

Как вы думаете, как решать эти проблемы?

Можно ли решить проблему поколений?

Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему?

Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?

VI . Работа в группах. Задание на самоподготовку.

1группа

Тема. Образ Евгения Васильевича Базарова (портрет, характер, занятия, манера поведения, образ мысли, отношение к Кирсановым, убеждения)

2 группа.

Тема. Отношения Базарова с родителями (причина глубинного конфликта между ними, их трагедия).

3группа.

Тема. Образ Николая Петровича Кирсанова (портрет, характер, занятия, поведение, отношение к Базарову и Аркадию, убеждения).гл.11,7

4группа.

Тема. Отношения Аркадия с отцом (разногласия и общность взглядов отца и сына, их представление о счастье). Гл1,

VII . Диспут.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.

2. Конфликт непримиримых мировоззрений:

а) П. П. Кирсанов-типичный представитель своей эпохи;

б) Евгений Базаров - разночинец-демократ.

3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.

4. Духовное одиночество Базарова.

5. Переосмысление жизни Базаровым.

6. Трагизм и величие положения Базарова.

Примерные ответы на вопросы:

1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

2. В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.

Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович - человек дворянской культуры, то Базаров - человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек - «работник».

3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.

4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.

6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.

VIII . Чтение подготовленным учащимся стихотворения.

Д. Д. Минаев 1 . Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Величье лондонского «сэра», –

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров, –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Беседа с учащимися по вопросам :

2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

IX . Рефлексия.

Метод “Незаконченное предложение”.

Сегодня я понял, что..

Сегодня я имел возможность…

Сегодня мне было трудно, потому что..

X . Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание

2. Ответить на вопрос ы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

Тема урока: «Кто ж вам милей: отцы иль дети?»

Эпиграф: «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело»

(Идейные споры в романе).

Тип урока: урок – дискуссия (2 часа)

1 урок – подготовительный этап к дискуссии: сбор необходимой информации, выявление позиции каждого учащегося, деление на 4 группы

1-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию П.П.Кирсанова.

2-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию Е.В.Базарова.

3-я – группа – учащиеся, понявшие самостоятельно и поддерживающие взгляд автора.

4-я группа – эксперты (анализируют дискуссию).- 3 учащихся.

Цели:


  1. Образовательные:
- продолжить изучение и анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения;

Развивать умение определять и сопоставлять идейные и нравственные

позиции героев;

Совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику

Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова;

Определить и обосновать свое отношение к Базарову.


  1. Развивающие:

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

саморазвитие

Развитие умения ставить цели и определять пути ее достижения

Сотрудничество в группе

Развитие личностной позиции

Развитие логического мышления

Поиск и сбор информации

Развитие личностных качеств (терпение, терпимость, вежливость, уважение к мнению другого)

Умение вести диалог и работать в группе
^ Умение вести дискуссию

Умение разрешать возникающие конфликты

Социальная компетентность (уважение к наследию прошлых поколений)

Формирование умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности


Формирование грамотной речи

Развитие речи, ее логики

Гражданская идентичность (гордость за величие русской литературы 19 века, в том числе – за творчество И.С.Тургенева)

Выявление признаков, умение сравнивать, рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать свои

мысли, выстраивать доказательный ряд

Умение находить главное, отбирать материал, работать с критическим материалом


Развитие монологической речи
^

Ход урока:


  1. Орг.момент.
Учитель:

Мы продолжаем изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Думаю, вам очень понравилось это произведение, авторские стиль и слог, мысли, образы.

Я надеюсь, все выполнили домашнее задание, материалы которого необходимы нам сегодня для очень интересного по типу урока – урока – дискуссии.

Тема нашего урока:

Слайд № 1.

(Учитель проверяет наличие домашнего задания – таблицы сравнительной характеристики Е.Базарова и П.П.Кирсанова - у всех учащихся. Тем учащимся, у которых домашнее задание не выполнено или выполнено, но оставлено дома, раздает заранее подготовленные и распечатанные таблицы). Пример таблицы. (Материал таблицы может варьироваться. См. Приложение 1 (после конспекта урока).

Слайд № 2. Что такое дискуссия?

Что может привести к дискуссии? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего личного опыта. Если в ответах учащихся не звучит проблема поколений, то учитель задает вопрос: вы и ваши родители – представители разных поколений. Случаются ли между вами и родителями дискуссии? Как вы думаете, почему?

Дискуссия применялась нашими предками еще в 300-е годы до н.э., во времена философа и мыслителя Аристотеля.

Сообщение ученика, подготовленное заранее. Слайды № № 3, 4.
^

Слайд № 5.


Как вы думаете, какой вид дискуссии мы будем использовать, оценивая правоту и неправоту героев? (Учащиеся предлагают варианты)

Слайд № 6. Определения видов дискуссии по Аристотелю.

У нас – аподиктическая дискуссия.

Слайд № 7 . (Открывается после ответа учеников)

Приведите примеры синонимов к слову «дискуссия». Дайте определения этих слов.

Если ответы учащихся были неполными или неточными, то они исправляют сами свои ошибки на основании содержания слайда.
^

Определение проблемы урока. Слайд № 8.


Кто является победителем и почему в идейном споре между Евгением Васильевичем Базаровым, главным героем романа «Отцы и дети», и Павлом Петровичем Кирсановым?
^

Определение путей решения проблемы. Слайд № 9.


  • Определить смысл названия романа

  • Определить замысел автора

  • Проанализировать взгляды автора на общечеловеческие ценности и общество в конце 50-х годов, на Базарова

  • Определить особенность романа (ответить на вопрос: «Чем объясняется центральное положение Базарова?»)

  • Проанализировать П, Ш,1У,У, УП, Х1У, Х, Х11, ХУ11, ХУ, ХУ1, ХХШ, ХХ1, ХХ1У, ХХУ, ХХУ1, ХХУП, ХХУШ главы романа

  • Проанализировать мнения М.Н.Каткова (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме»), Ф.М.Достоевского, Д.Минаева (стихотворение «Отцы иль дети»), Д.И.Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»).
Самые объемные задания вы выполнили дома.

Мы можем начать нашу дискуссию. Но сначала мы ознакомимся с правилами ее ведения. Слайд № 10.

И с правилами завершения дискуссии. Слайд № 11.

Итак, я вас попрошу пересесть, в зависимости от того, какого из героев вы поддерживаете в его взглядах (каждая группа учащихся занимает один ряд парт, или столы переставляются, и каждая группа садится за 1 стол).


  1. я группа – «последователи» Базарова.
2-я группа – «последователи» Кирсанова

    1. –я – группа – «последователи» автора.

    2. –я группа экспертов, их 3 учащи хся, они сидят за отдельной партой.
Урок 2.

      1. Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание В.Г.Белинского.
^

Слайд №12,13.


      1. Объясните смысл заглавия романа. Слайды №№ 14, 15, 16, 17.
(На эти вопросы могут отвечать «последователи» автора или учащиеся из любой группы)

Учитель Слайд № 18 - представители разных идейных направлений в литературе.

Слайд 19 . Базаров и Кирсанов. К каким идейным лагерям принадлежат эти герои?

Слайд 20. Работа со словарем. Определение антитезы.

Слайд 21 . Что Тургенев хотел показать в романе?

Слайд 22. Вопросы для дискуссии. Работа с домашней таблицей.

(Работа организуется таким образом: по каждому вопросу высказывается один ученик из каждой группы, начинаем с «отцов». «Отцу» возражает или представитель группы «детей», или «последователь» автора. В качестве аргументации принимается не только текст романа, но и ученические мысли и другие, не зафиксированные в таблице материалы из текста романа, выдержки из критических статей). «Эксперты» наблюдают за ходом дискуссии, заполняют таблицы, анализирующие работу групп. Слайды №№ 23,24

(Перед выступлением учащегося из группы «детей»)

Что такое нигилизм?

Мультимедиа выключается.

После проведенной дискуссии включается для подведения итогов.

Слайд № 25 . В чем правы оба героя?

Слайд № 26. В чем неправы оба героя?
^

Слайд № 27.

Ф.И.Тютчев об отцах и детях.

Слайд № 28.


Итоги дискуссии. Выступление экспертов.

Насколько ясно и логично был представлен ответ каждой группы?

Приемы аргументации (цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)

Какая из групп представлена наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку?

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь?

Какие интересные вопросы и мысли прозвучали в процессе дискуссии?

Кто самый дипломатичный, самый творческий участник дискуссии?
^

Слайд № 29.

Выступление представителя автора.

Слайд № 30.


Что такое компромисс. Примеры исторических компромиссов.

Чему научил нас, читателей, роман И.С.Тургенева.

Чему научила нас проведенная дискуссия?
^

Домашнее задание (на 2 урока):


Перечитать главы 24, 28. Сделать вывод о том, кто является победителем в идейных спорах «отцов» и «детей», проанализировать идейный смысл, заключенный в философском пейзаже, завершающем роман.

Для работы с текстом романа по теме: «Одиночество Базарова» устно сопоставить отношение Аркадия и Базарова к отцу и дяде, к женщине, к искусству и природе, проанализировать сцену на сеновале, сцену прощания, сцену двух свадеб. Ответить на вопрос: является ли Аркадий последователем Базарова? Почему?

Проанализировать образы и художественные приемы создания образов (психологический портрет, интерьер, речевая характеристика) Ситникова и Кукшиной. Являются ли они последователями Базарова?

Проанализировать взаимоотношения Базарова с родителями в первый и второй приезд. Обратить внимание на отсутствие взаимопонимания (до заражения) между родителями и сыном.

Приложение № 1.

Материалы из критических статей.

^ М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Базаров: «…самоуверенный до дерзости, но глупый. Любящий кутеж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями…Сердца у него вовсе нет… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего;… это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол… асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце…».

« Он представляется каким- то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит».

«…не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечною головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом. И притом карикатура злостная…»

^ Д.И.Писарев. «Базаров». «Базаров, человек. Сильный по уму и по характеру…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким…у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Личность Базарова замыкается в себе самой, потому что вне ее и вокруг нее почти нет родственных ей элементов…. Он молчит, или говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность… он принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомы приходятся ему по колено…Не прикидываться же ребенком, чтобы делить с ребятами их недозрелые мысленки?»

«… в его личности сгруппированы те свойства. Которые мелкими долями рассыпаны в массах…».

^ Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев . «Отцы и дети». «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна. Базаров – теоретик; он6 человек странный, односторонне-резкий,…он школьник., в котором вместе с глубокою искренностью сочетается самое глубокое ломанье;… он человек, чуждый жизни… Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно».

«Все эти лица (Павел Петрович, Аркадий, Одинцова) ничтожны рядом с Базаровым…».«…есть…, что в целом стоит выше Базарова… это высшее – не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет».

^ Мнение И.С.Тургенева о Базарове.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего…»

«Да, я действительно не знал, что сним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог».

^ Позиция М.Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

Рассказ П.В.Анненкова о реакции Каткова. «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином»

Письмо Каткова Тургеневу. «… он (Базаров) как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь. Или слабо и зелено…»

Приложение 2.

Таблица к уроку.

Предмет спора

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм


^ В силу чего вы действуете?

Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить.

Вам только в калмыцкой кибитке сидеть.

Сперва гордость сатанинская, потом глумление – вот чем увлекается молодежь.

^ Прежде молодым людям не хотелось прослыть за невежд, они трудились, а теперь вдруг стали нигилисты. (Считает нигилистов бездельниками и невеждами).

Вы идете против своего народа.

^ Вы презираете народ.


Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее все отрицать – мы отрицаем… Все…

Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие.

^ Мы решили ни за что не браться и только отрицать…

Важно то, что дважды два – четыре, а остальное пустяки.

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества

^ Исправьте общество - и болезней не будет.

Мы ломаем, потому что мы – сила… Сила – так и не дает отчета.

От копеечной свечи Москва сгорела.

Всякий человек сам себя воспитать должен. Называет себя «самоломанным».

^ А что касается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Презирает окружающих. Изменит свое мнение о людях, если встретит человека выше себя по развитию.

^ Признает только то, что можно пощупать, понюхать, непосредственно увидеть глазами.

Аристократия


Нам дорога цивилизация.

Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу.

Аристократизм – принцип, а без принципов могут жить одни безнравственные или пустые люди. Аристократы – люди с высокими принципами, с чувством собственного достоинства, именно они – движущая сила общественного развития, их идеал – конституционная монархия, путь к идеалу – либеральные реформы.

^ Все меня знают за человека либерального и любящего прогресс

Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию (т.е., аристократы – основа общества)

^ Личность – вот главное.


Вы уважаете себя и сидите сложа руки, какая от этого польза общественному благу?... Аристократизм, либерализм, принцип – сколько бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны…

^ Аристократы не способны к действию, от них нет пользы.

Отрицает способность дворян вести Россию к новой жизни.

Принсипов вообще нет, а есть ощущения.

Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть.

^ Дрянь, аристократишко.

Искусство


Николай Петрович читает романтическую поэму А.С.Пушкина «Цыганы», играет на виолончели.

Павел Петрович положительно относится к немецким поэтам-романтикам Шиллеру и Гете.

^ Наши художники Рафаэля считают чуть ли не дураком, а у самих фантазии не хватает


По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит

Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта…

Я нахожу. Что говорить красиво неприлично.

Природа


Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.
^

Русский народ


Русский народ свято чтит предания

Он – патриархальный и не может жить без веры…

всегда заступается за крестьян, правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон.

После отъезда за границу на письменном столе Павла Петровича стоит пепельница в виде лаптя – символ его «любви» к народу.


^ Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья –пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним?

Что ж, коли он заслуживает презрения.

«Мой дед землю пахал, с надменной гордостью отвечал Базаров. (Гордится крестьянским происхождением).

Считает, что в жизнь народа следует внести коренные изменения:

- просветить;

- досыта накормить;

- уравнять в правах с остальными социальными группами.

^

Наука и деятельность


После военной службы никогда никакой практической или общественно полезной деятельностью не занимался. Не интересуется наукой.

Материалист, атеист.

^ Люди – это такие же лягушки.

Встает рано, проводит опыты, через год «хочет держать на доктора»

Жизненная цель – продвижение отечественной науки

Сын небогатого полкового лекаря, с детских лет приученный к труду.

У родителей не взял ни копейки, на образование зарабатывал сам.

^

Отношение к женщине, к любви между мужчиной и женщиной


Однолюб. Всю жизнь любил княгиню Р. по-рыцарски, из-за неразделенной любви загубил карьеру.

Что за фигура такая, на остальных баб не похожа. Тело, хоть сейчас в анатомический театр.

Если считаешь, что будет толк (имеет в виду физическую близость), то добивайся, если нет, отойди в сторону, свет клином не сошелся.

^

Отношение к родителям


Считает своих родителей людьми недалекими, отставшими от жизни, отстраняется от них, запрещает «надоедать» себе.

На вопрос Аркадия о чувствах к родителям Базаров отвечает:»Люблю, Аркадий».

^

Отношение к окружающим и отношения с окружающими


Отказался стать предводителем дворянства.

Из-за принципов брата Николай Петрович не венчается с Фенечкой даже после рождения сына, несмотря на свое желание узаконить отношения.

^ Однако после дуэли П.П.Кирсанов сам просит брата сделать Фенечку своей женой.


Любят и уважают.

Крестьянские мальчишки бегали толпой.

Фенечка доверяет Митеньку.

Однако для крестьян он не понятен.


Приложение № 3

Таблица для заполнения экспертами.

(в 10-балльной системе)




Наименование критерия

«Отцы»

«Дети»

«Автор»

1

Логичность

2

Аргументированность

3

Адекватность оценок

4

Грамотная речь

5

Выразительность и эмоциональность

6

Неординарность мышления

7

Дипломатичность

Итого

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Отцы или дети?
Параллель
стихотворение

Читает Георгий Менглет

Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского "сэра", –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!"* – твердит.
* Спокойствие, спокойствие! (Франц.)

Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и...
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889).
Рука об руку с Курочкиным работал в Искре Д. Д. Минаев. Он подружился с В. С. Курочкиным еще в отрочестве, во время учебы в кадетском корпусе, и так же, как его друг, оставил в 1857 году чиновничью службу ради литературы. Он был близок В. С. Курочкину и но своим взглядам. Минаев сотрудничал в самых боевых журналах 60-70-х годов: Искре, Современнике, Русском слове. Он выступал как поэт-сатирик, талантливый переводчик Байрона, Гейне и других поэтов, автор острых политических эпиграмм.Особенно популярны были пародии Минаева, в которых высмеивались сторонники чистого искусства. Часто объектом пародий становились стихи Фета, тонкого лирика и в то же время реакционера в политике. Д. Д. Минаев был привлечен по делу Каракозова и арестован. После закрытия Искры он стремился продолжать ее традиции. Во второй половине 70-х и в 80-х годах в творчестве Минаева возникают настроения тоски, отчаяния. Но поэтом-демократом Д. Д. Минаев остается до конца жизни.
http://russkay-literatura.ru/zhurnalistika

Гео́ргий Па́влович Менгле́т (4 (17) сентября 1912 - 1 мая 2001) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.