Межнациональные браки - плюсы и минусы. Межнациональные браки: за и против

Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%. Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины.

Существуют как критики, так и сторонники подобных браков.

Минусы межнациональных браков


Специалисты, проводящие исследования брачных союзов между разными национальностями, называют несколько отрицательных сторон таких союзов.


1. Это несоответствие культур , традиций, обычаев, подходов к воспитанию. Именно из-за этих расхождений нередко возникают различные разногласия, вплоть до конфликтов.

Обычно имеют значения такие аспекты быта, как ежедневное соблюдение ритуалов и обычаев, кулинарных традиций, а также религиозных обрядов, которые обретают особенную важность не только во время всевозможных постов и больших религиозных праздников, но и во время организации и празднования свадьбы, при рождении и воспитании детей... То есть, при любых позитивно или негативно значимых событиях жизни.

2. Нередко межнациональный брак встречает непонимание и осуждение со стороны окружающих . Не только соседи, коллеги, приятели, малознакомые, дальние родственники могут упрекать, обсуждать, судачить и искать неискренность, материальную выгоду у одного или обоих представителей пары, решивших официально узаконить романтические отношения.

Довольно часто выступают против союза даже близкие и родные, люди, от которых больше всего ждешь поддержки.

3. У некоторых древних народов (например, армяне, грузины, евреи), сызмальства принято прививать чувство национальной гордости и страх перед ассимиляцией , уверенность в том, что создавать семью крайне необходимо внутри своей нации.

Более того, многие представители таких этносов и по настоящее время, в эпоху глобализации, уверены, что общаться в повседневной жизни крайне необходимо исключительно со своими «соплеменниками», дабы не потерять самобытности, ярких отличительных национальных черт и не подменить, не разбавить, не утратить в слиянии свои обычаи и традиции.

4. Еще один минус касается тех, кто проживает в разных странах. В такой семье как минимум одному партнеру приходится столкнуться не только с новым менталитетом и укладом жизни, но и принципиально иной правовой базой , организацией здравоохранения. Сложности у молодой семьи могут возникать на разных этапах жизни и становления, начиная с самого начала.

С организационной точки зрения, бывает не простым и достаточно хлопотным переезд на постоянное место жительство в другую страну, получение визы, вида на жительство или гражданства. Нередко, важную роль на новом месте проживания играет языковой барьер. Не секрет, что многие жены и мужья иностранцев, «оторванные от корней», скучают по дому, оставшимся на родине родным и друзьям, любимым местам и даже, как это не банально, привычным продуктам питания. Конечно, по сравнению с великой любовью все это мелочи. Но из таких крупиц и складывается жизнь.

Особенным пунктом стоит в этих отношениях вопрос о детях, рожденных в межнациональных союзах. Если такой , вот тогда и начинаются настоящие трудности. Часто, приехавший из другой страны супруг/супруга оказывается менее защищенными перед законом, а правовые нормы помещают его/ее в тесные законодательные рамки.

При рассмотрении, с кем из родителей будут жить общие дети, довольно часто не учитывается пожелание детей или родителей, а лишь интересы государства. При этом, в случае, если родители начинают бороться за свое чадо, обвинять друг друга в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и даже в жестоком обращении с детьми, нередко, при живых родителях, малыши попадают в приюты и даже на усыновление.

Плюсы межнациональных браков


По мнению психологов, межнациональные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами.

Благодаря таким семьям чаще и больше обсуждаются и разрешаются правовые коллизии между государствами, нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей общественной жизнью другого народа, стимулируется социальное сотрудничество.

Мнение общества

Социологические опросы выявляют, что 35-40% россиян не верят в межнациональные браки, считая их менее долговечными по сравнению с мононациональными. От 15 до 20% опрошенных уверены, что все браки одинаковы, вне зависимости от того, одной национальности супруги, или разной.

А от 30 до 35% респондентов уверены, что межнациональные браки – явление положительное, и такая семья более прочная, по сравнению с «однородной», что подтверждают данные многочисленных социологических исследований, опросов и переписи населения.

Психологи же уверены: неважно, однонациональный союз или разнонациональный.

Благополучие, гармоничность и прочность семьи зависит только от членов этой семьи: от умения прощать и забывать обиды, от терпимости и терпения, открытости новому опыту и уважения, от теплоты и полноты чувств, доверия друг к другу, серьезного отношения к семье и партнеру, ответственности, обоюдной привязанности и любви.

Разные национальности – еще не повод пройти мимо, если сердце «екнуло». Особенно, если обратимся к статистике. Согласно ей, в столице межнациональные союзы составляют порядка 58%. Разумеется, в небольших городках и селах шансы встретить близкого человека иной народности гораздо ниже. Но не будем забывать, что такая возможность всегда существует, ведь ее Величество Судьба – дама непредсказуемая. Давайте детально разберемся, что можем почерпнуть из брачного союза с представителем другой нации. Поверьте на слово, поломать голову есть над чем.

Начнем, пожалуй, со «сгущения красок», которые приправим доброй порцией положительных моментов. С какими нерадужными моментами можно столкнуться в межнациональном браке? Рассмотрим их:

Негодование, а то и осуждение со стороны близких людей. Особенно упорствуют в этом деле консервативные представители вашего окружения под влиянием собственных стереотипов, опыта знакомых и историй из СМИ;

Родственники потенциального мужа тоже могут воспротивиться межнациональному союзу. У многих народов существует священное правило «никакого », дабы не нарушить «чистоту» нации;

Разные взгляды на воспитание детей, роль каждого члена семьи. Причем здесь нет верной и неверной точки зрения. В этом случае как нельзя подходит фраза «у каждого своя правда»;

Разность в укладе жизни и . Привести к недопониманию может даже элементарная готовка блюд. Мы уж не говорим про более глубинные явления вроде постов, обрядов и ритуалов и т.п.;

Сложность в коммуникации. Другим словом, языковой барьер. Если избранник – выходец из СССР, учился в нашей стране, изучал русский язык – проблем нет. Возникают они, если степень владения родным языком каждого участника пары оставляет желать лучшего;

Данный пункт также связан с речью: у ваших детей может возникнуть путаница с языками. Как следствие, вероятны проблемы с учебой и успеваемостью;

Конечно, в период медового месяца думать о разводе совсем не хочется. Однако что будет с вами и общими детьми в чужой стране, если разрыв все же случится? Не забывайте и о законодательной базе отдельных стран, когда дети по закону остаются там, где родились. Вашим мнением даже не поинтересуются;

И вообще: вы готовы к бюрократическим проволочкам, касающимся смены документов, перелетам, кардинальной сменой привычного уклада жизни, чуждым мировосприятием? Они неизбежно возникнут, если ваш избранник – подданный другого государства.

Если вы все еще в раздумьях, идти ли бок о бок по жизни с представителем иной нации, познакомьтесь и с более позитивной информацией. Что можно почерпнуть из ? Загибаем пальцы:

В глобальном смысле межнациональные союзы способствуют укреплению отношений между государствами. Да и как иначе, когда сталкиваются две культуры и истории народов?

От тотального к частному: можно на «раз-два» развить терпимость, понимание, чуткое отношение друг к другу. Да и к остальным людям в целом;

Иногда минусы превращаются в плюсы: путаница с речью в конечном итоге может обернуться виртуозным владением сразу двумя языками. Овладели бы вы новым языком самостоятельно? Большой вопрос;

То самое пресловутое кровосмешение наций проявится в детях с лучшей стороны. В большинстве своем детки рождаются здоровыми, умными и красивыми;

Вероятно, вам представится возможность переезда в другую страну. Помимо нового житейского опыта и впечатлений, есть шанс существенно улучшить качество жизни. Ведь не секрет, что во многих странах ее уровень значительно выше, чем у нас;

Мы уже молчим о том, что союз, соединяющий две нации, – это очень захватывающе. Так увлекательно знакомиться с новой культурой, традициями, кухней не на скучных экскурсиях, а рядом с любимым человеком!

Та же статистика утверждает: 40% наших соотечественников не верят в , выступая «за» союзы с соотечественниками. Однако остальные 60% считают смешанное супружество либо равноценным, либо более крепким и позитивным явлением, нежели мононациональная семья.

Психологи на этот счет заявляют: крепкие семьи могут создаваться без привязки к графе «национальность». И ведь на самом деле: религия, различия в культурном наследии и воспитании – не преграды для совместной жизни. Конечно, трудности в общении неизбежны, но они не вселенских масштабов. По крайней мере, не больше, чем с представителем той же национальной принадлежности, что и ваша. И различия – не различия, если каждый участник пары стремится к пониманию другого, уважению, желанию найти общий язык. Только в этом случае печальная статистика разводов не будет пополнена, а от близких и друзей вы не услышите сочувственное «мы тебя предупреждали». Хотя, кому какое дело, если вы были счастливы.

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества.

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа <национальность> включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных .

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% . В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда <открытые> границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% . В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: <Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке>. В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально <брак вне группы>. Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. . С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора.

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в <Своде законов Российской империи> прямо указывалось на то, что <лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами> . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Библиография

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.

4. Курбатова О.Л. <В 2050 году в столице не останется русских> // Комсомольская правда, 2003, 20 января.

5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.

6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Плюсы и минусы браков между разными по происхождению людьми , которым вы доверяете либо свободны от них. Итак, начнем анализ этого вопроса.

Входим в курс дела

По статистике в девяностые годы в Москве количество смешанных (межнациональных) браков составляло двадцать два процента от всего количества заключенных союзов. А вот уже пятнадцать лет назад это число “перевалило” за половину и составило 58%. Тенденция к росту показателя продолжается. Это значит, что женщины, вступающие в межнациональные браки в России, видят перспективы таких союзов. Иначе “процент” только уменьшался бы из года в год.

Сейчас в Москве каждый год официально регистрируют около полутора тысяч межнациональных браков.

По данным социологических опросов жителей России мнение разделилось. Не верят в подобные браки 36% опрошенных. Почти столько же людей положительно относятся к вопросу разных гражданств в семье – 35%. Считают международные браки такими же, как и остальные союзы 14% из всех участников опроса. А остальные не знают, что сказать по этому поводу, поэтому от голосования воздержались.

Психологи же считают (и здравый смысл подсказывает), что роль играет не национальная принадлежность. Важны чисто человеческие качества: терпение, умение , теплота испытываемых чувств, доверие. Основа прочных семейных уз – общность и схожесть интересов обеих сторон. Желательно, чтобы общими были:

  • Увлечения, хобби.
  • Культура, традиции, религия.
  • Язык, национальность, менталитет.
  • Привычки.
  • Характер, период активности, биоритмов (утренний “жаворонок” или вечерняя “сова”).

Проблемы межнациональных браков были известны еще в начале 17 века. В 1600 году англичане-протестанты, жившие в Америке в колонии Британии, наложили запрет на подобные союзы. Интересный факт: это вето прекратило существование аж через 367 лет.

Проблемы и перспективы межнациональных браков

Начнем с перечисления неприятных моментов межрасовых браков. Минусы:

  • Недовольство подруг, друзей, знакомых. Гнев родителей и тех, кто считает нужным рассказать вам, как себя вести, за кого выходить замуж.
  • Если вы уедите с мужем за границу, но потом рассоритесь, придется самостоятельно решать возникшие в связи с отъездом проблемы.
  • Когда муж придерживается строгих религиозных взглядов, то “влюбленной дурочке” приходится принять его веру и подчиняться чужим правилам.
  • У ваших детей возможна путаница с двумя языками.

Почти каждая женщина, собирающаяся выйти замуж за иностранца, встречает сопротивление, а не поддержку своей семьи.

  • Языковой барьер родителей также приводит к конфликтам, зачастую несовместимыми с дальнейшей нормальной семейной жизнью.
  • Подходы к методам воспитания подрастающего поколения не похожи в разных странах.
  • Кулинарные традиции, как это ни странно, становятся “камнем преткновения” между симбиозом двух народностей, называемым межнациональным браком.
  • И опять про потомство: при возникновении такой печальной ситуации, как развод, уже рожденные дети межнациональных браков “делятся” между родителями. И как быть, если кто-то из супругов уезжает обратно в свою страну? Пожелания детей в таких ситуациях вообще не учитывают.
  • Почти суеверный страх перед “смешением крови”, перед тем, чтобы пускать в свою семью “чужого” человека и посвящать его в тайны или традиции родного семейства. Родственниками постарше это воспринимается, как “вторжение” на свою территорию. Возможно, это связано с отголосками войны, через которую они прошли, несмотря на то, что были тогда маленькими.

  • Если вы уезжаете из родного города, из страны, приходится попрощаться со всеми знакомыми и друзьями, которые вам дороги.
  • Если брак заключается через агентство или специализированный сайт знакомств, возможна ситуация, когда вы сами обязуетесь оплатить расходы по перелету, переезду и сопутствующие вопросы.

Плюсы заключения брачных союзов между представителями разных стран:

  • Межнациональные браки – это очень познавательное и полезное событие для вашей жизни. Ведь узнать человека, отличающегося по языку, традициям, мышлению – это увлекательно.
  • Межнациональные браки, заключаемые с россиянами, по статистике предполагают выезд для дальнейшей совместной жизни заграницу. А там, в других, более развитых и цивилизованных странах мира, живется лучше, чем в России.
  • Подобный брак разнообразит и , потому что новая жизнь – это всегда приключение.
  • Двуязычие с одной стороны оборачивается минусом, но с другой – развивает познавательные способности, если вашим детям удастся стать билингвами (то есть разговаривать на двух языках сразу – мамином и папином).

  • Еще одним положительным моментом является тот факт, что дети от смешанных браков становятся в большинстве своем сильными, здоровыми и красивыми.
  • При толерантности обоих супругов друг к другу разные религии – не препятствие для .
  • Предпочтения в еде присутствуют и в “плюсах”, и в “минусах” рассматриваемой проблемы. Почему? Дело в том, что скудный или надоевший родной рацион питания спасают новые блюда из кухни иного народа. А талантливый хозяин или хозяйка (мужчины даже больше славятся как повара) сделает вкусный обед-ассорти, включающий любимое блюдо одной и второй “стороны”.

Межнациональные браки обогащают традиционную кухню разных народов, добавляя туда новые ингредиенты.

  • Брак, соединяющий две народности, две культуры, расширяет кругозор, повышает сознательность и осознанность людей. Он воспитывает , терпимость к другим по сути таким же, но отличающимся по цвету кожи или разрезу глаз, людям.
  • И все же, любовь побеждает все! Именно она способна соединить сердца разных по происхождению людей. В конце концов, даже при встрече похожих индивидов – мужчины и женщины – по прошествии пары лет оказывается, что они все же разные. Почему бы тогда не возникнуть обратной ситуации: два изначально непохожих человека (ни цветом кожи, ни привычками, ни взглядами) становятся “одним целым” при заключении брака? О могут преодолеть преграды, поставленные глупыми предрассудками людской молвы на их пути.

Дети межнациональных браков, беременность и гены

Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты.

При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.

Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.

Замуж за европейца: распространенные заблуждения и отношение к межнациональным бракам

Одним из самых распространенных заблуждений остается следующее: наши девушки, выезжающие вслед за новым мужем в одну из стран Европы, могут жить либо совсем плохо, как рабыни, либо очень хорошо, как королевы. Это две крайности, вряд ли полностью отражающие все варианты развития событий после заключения межнационального брака. То, что жизнь “за бугром” в целом богаче, чем здесь, не обозначает, что “богатые, зажравшиеся буржуи” будут использовать ваш рабский труд либо, наоборот, “купать в роскоши” без ожидания ответных действий.

Следующее (нелестное для иностранцев) заблуждение звучит так: только неудачники ищут жен за пределами своей страны. Это не правда, ведь в любой стране мира можно найти близких по духу, интересных людей.

В народе ходит слух иного характера: мол, обеспеченным иностранцам нужны только лишь молоденькие красавицы. Тоже вряд ли: в любовницы, может, такие девушки и нужны, но это характерно для всего мира, а вот в качестве будущей супруги отбор идет скрупулезный. Никому не хочется оставлять после развода половину состояния ветреной красотке, вскружившей голову и впоследствии обманувшей доверчивого мужчину.

Отношение к межнациональным бракам за границей, в европейской стране не отрицательное, как думают русские. В случае неприятного развода вы сможете остаться в стране, если знаете уже на достаточно высоком уровне язык. В большинстве случаев никто выгонять и депортировать вас не будет. А чтобы развода не случилось, нужно сразу искать общий язык. Причем имеется в виду не само лингвистическое явление, а человеческое понимание, душевность и комфортность общения. Это выполнимо, хотя еще одним мифом и является непонимание между разными национальностями или народностями.

Последнее рассматриваемое здесь заблуждение – это безусловное поголовное богатство всех жителей Европы. Это не совсем ложь, но и правдивого в этом утверждении не так уж много. Только общий уровень жизни там выше, а легкость “добычи” денег – это мечты не знающих зарубежные страны девушек. Зарабатывать во всем мире нужно. Да у кого-то предпосылки для этого есть, у кого-то нет, но просто так деньги нигде не платят.

Особенности соединения своей жизни с иностранцами

Не воспринимайте буквально все перечисленные особенности, это обобщенные признаки поведения, присущие не 100% жителей той или иной страны.

  • Немцы в качестве супругов (супруг) не отличаются расточительностью, они любят детей, четко рассчитанные расходы, хотя при этом сентиментальны. Жители Германии, взявшие в жены (в мужья) кого-то из-за рубежа, поразят вторую половинку своей консервативностью. Детей принято переставать “гладить по головке” сразу же после достижения ими восемнадцати лет.

Претендовать на статус гражданина в Германии вы сможете только, когда проживете там не менее трех лет.

  • Японцы любят смотреть на цветущую вишню или сакуру, но по жизни наружу своих настоящих чувств не выпускают, а скрывают. Аккуратны при заполнении бумаг. При занятиях каллиграфией (художественное, вдумчивое, медитативное изображение иероглифов тушью) расстраиваются, если поставят кляксу.
  • Африканцы (с темной, черной кожей) всегда веселятся, танцуют, привлекают внимание противоположного пола. Подходят по этим параметрам веселым русским девушкам и парням. Они искренни, не стесняются проявить чувства и .

Смешанные браки в многонациональном государстве — дело достаточно привычное. Большая часть граждан нашей страны с большим трудом может определить собственную национальную принадлежность. На протяжении многих столетий в роду каждого человека смешивалась кровь разных национальностей.

Доктора до сих пор не пришли к общему мнению о том, как именно влияет на здоровье потомства факт того, что его родители принадлежат к совершенно разным народам. Многие придерживаются мнения о том, что дети смешанных браков рождаются очень сильными, красивыми и крепкими. И это действительно так.

Особенности смешанных браков между расами

Человек представляет собой один биологический вид, но, тем не менее, все мы абсолютно разные.

Само понятие расы дало толчок движению расизма. В его основе лежит уверенность в генетическом различии представителей рас.

Большинство исследований, проведенных в прошлом веке, показало, что невозможно генетически разграничить представителей всех существующих рас. Некоторые отличия проявляются только внешне. Причем их разнообразие может объясняться особенностями среды обитания.

К примеру, белокожесть способствует лучшему и правильному усвоению витамина D. Она появилась вследствие дефицита дневного освещения в северной части земного шара. А вот смуглая или темная кожа — результат проживания в жарких частях планеты.

На формирование отличительных внешних особенностей человека влияют не только климатические, но и географические факторы. Именно они во многом определяют понятие расы.

Помимо этого, также непосредственное влияние оказывают культурные, социальные и политические факторы. Последние способствовали тому, что появились смешанные и переходные расы, еще больше размывая все существующие границы.

Невзирая на общую нечеткость понятия, специалисты до сих пор пытаются разобраться в том, почему все мы такие разные. На данный момент есть большое количество концепций классификации. Все они сходятся на одном единственном мнении: человек является уникальным биологическим видом Homo sapiens.

Невзирая на это, он представлен подвидами или, как еще выражаются, «популяциями». По внешним признакам выделяют четыре основных типа: негроидный, австралоидный, монголоидный и европеоидный. Последний очень часто подразделяют на северных (светлая кожа и волосы, голубые или серые глаза) и южных (смуглая кожа, темные волосы и глаза).

Монголоидная раса отличается раскосыми глазами, ярко выраженными скулами, жесткими прямыми волосами, а также минимальной растительностью на теле.

А вот австралоидная раса продолжительное время относилась именно к негроидной. Немного позднее выяснилось, что их представители имеют существенные различия во внешности.

По внешним признакам к ней гораздо ближе веддоидная и меланезийская расы.

Негроидная и австралоидная расы имеют некоторую схожесть в том плане, что у их представителей темный цвет кожи, достаточно широкий нос, а также карие глаза. Некоторые австралоиды могут отличаться: они имеют достаточно светлый цвет кожи. От негроидов они отличаются обильным волосяным покровом и не такими кудрявыми волосами.

Как называются малыши от родителей разных рас?

Малышей, которые появились на свет от родителей разной расовой принадлежности, называют метисами.

Физическое смешение разных популяций людей, принадлежащих к ближним или вовсе удаленным расам, называется метисацией.

Несколько десятилетий назад в обществе было большое количество негативных реакций к таким детям.

Для борьбы с этим явлением были брошены административные и социальные ресурсы. С годами ситуация изменилась, теперь кровосмешение не вызывает таких бурных реакций.

Дети от смешанных браков

Не так давно учеными было выяснено, что дети, появившиеся на свет в так называемых смешанных браках, в среднем намного выше, умнее и образованнее, чем их сверстники.

Благодаря генетическому разнообразию, которое было получено детьми от родителей разных национальностей или рас, можно извлечь немало преимуществ. Многие ученые придерживаются мнения о том, что малыши, рожденные в смешанных браках, намного умнее, красивее и здоровее.

Давайте подробнее рассмотрим смешение крови:

  • с азиатами . Если европеец вступит в брак с представительницей монголоидной расы или наоборот, то дети унаследуют азиатский генотип. Согласно статистике, всего лишь четверть всех детей от таких браков получает признаки европеоидной расы;
  • с арабами . Дети унаследуют черты отца, если девушка европеоидной расы станет женой араба;
  • с индусами . Согласно классификации Флауэра, коренные жители Индии причисляются к кавказской (белой) расе;
  • с латиноамериканцами . Предками современных жителей Южной Америки можно считать индейцев, потому что они еще с древних времен населяли неведомый Старому Свету континент. Предшественниками тех, кто живет там по сей день, были европейцы и даже коренные жители Африки. При смешении крови с латиноамериканцем, женщина, относящаяся к европеоидному типу, родит здорового малыша, который больше будет похож именно на отца;
  • . Браки европейцев с армянами дают здоровых и крепких детей. Им будут присущи внешние отличительные черты армянского народа. Это объясняется сильной генетикой. Малыши будут смуглыми, с красивыми и густыми черными волосами.

Правда ли, что дети от межрасовых браков рождаются более красивыми и сильными?

Согласно мнениям многих современных ученых, это верное утверждение. Такие выводы были сделаны на основе анализа данных более чем 300 тысяч человек. Изучались люди, проживающие в разных странах мира и имеющие совершенно противоположное происхождение.

В итоге оказалось, что чем выше генетическое разнообразие, тем больше различаются наборы генов, доставшиеся малышу от мамы и папы.

Именно по данной причине повышается вероятность, что ребенок-метис обязательно вырастет умным и здоровым. Особое внимание следует уделить росту: в межрасовых браках рождаются очень высокие дети. Помимо всего прочего, малыши, появившиеся на свет от смешанных союзов, в среднем получают более высокий уровень образования.

В современном мире ежегодно становится все больше супружеских пар с разным этническим происхождением. Через какое-то время наше человечество станет значительно умнее и выше. Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на англичан. каждая десятая пара считается смешанной.

Многие люди обращали внимание на тот факт, что дети в таких браках рождаются очень красивыми, сильными, выносливыми и интеллектуально развитыми. И это действительно так: на свет появляются крупные и физически развитые новорожденные.

К сожалению, пример «обновления крови» не наследуется потомками. Уже в следующем поколении дети рождаются обычных средних размеров и небольшого роста.

Но, с другой стороны, продолжительные исследования различных научных центров показали, что у родителей, которые относятся к далеким друг от друга этническим группам, гораздо выше вероятность появления детей с врожденными патологиями развития.

В группу риска входят далеко не все межнациональные пары, а только те, в которых супруги принадлежат к разным расам, исторически не пересекавшимся между собой. Такой феномен объясняют следующим образом: у детей из таких брачных союзов складывается особенный биологически более неустойчивый комплекс генов, обусловленный слишком большой разницей между генотипами отца и матери.

По одному из устоявшихся стереотипов — наличию таланта и высокому уровню интеллекта у малышей-метисов — объяснение нашли не специалисты из области генетики, а именно социологи.

Согласно ему, в нашем несовершенном обществе отношение к таким ребятам из этнически неоднородных семей бывает не самым хорошим. В силу возраста и отсутствия должного воспитания дети воспринимают любые внешние отличия сверстников с непониманием и порой даже агрессией.

Для того чтобы нивелировать поступающий извне негатив, родители стараются как можно больше внимания уделять своему любимому чаду, занимаются с ним, а также помогают получить хорошее образование.

Именно по данной причине к шести годам такие уникальные дети поражают своих сверстников и окружающих не только удивительной и необычной внешностью, но и знаниями из разных областей.

Метисы — это потомки людей, принадлежащих к разным расам . Кровосмешение распространено на территории Северной и Южной Америки.

Современное население стран этих континентов — это потомки индейцев и европеоидов, которые вступали в близкие связи друг с другом.

На протяжении нескольких столетий рождались дети, чьими родителями были люди, принадлежащие к разным расам.

Этим объясняется многонациональность Соединенных Штатов Америки, страны, которую построили иммигранты из разных государств.