Методики раннего развития. Развивающие методики. Методики развития детей дошкольного возраста

Каждый маленький человечек с самого рождения наделен огромным потенциалом. Именно в первые годы жизни формируется большинство его будущих умений и способностей, поэтому раннее начало обучения поможет в будущем избежать проблем с учебой.

Ученые доказали, что малыша в возрасте 3-4 лет научить намного проще, нежели семилетнего ребенка. В Институте Домана было утверждено, что использование методики развития детей во время роста головного мозга наиболее эффективно.

Активное обучение, начатое практически в младенческом возрасте, и есть смыслом всех методик раннего развития, разработанных некоторыми выдающимися педагогами.

Большинство таких работ научно подтверждены, и часто применяются родителями и учителями. Чтобы выбрать метод развития малыша, необходимо вкратце ознакомиться с каждым из них и выбрать оптимальный для своего ребенка. Правильный выбор поможет раскрыть детский потенциал, заложенный в генах, всесторонне развить и подготовить ребенка к дальнейшей жизни.

Карточки Домана

Система, изобретенная американским врачом Гленом Доманом, изначально была предназначена для детей с отставанием в развитии. Заметив хороший результат, он решил попробовать позаниматься со здоровыми детьми, что в итоге принесло еще лучшие плоды. Можно применять эту методику развития детей до года, оптимальное начало занятий – с 6 месяцев.


Система имеет несколько направленностей:

  • интеллектуальное развитие – математика и чтение;
  • восприятие и творческие способности – работа с цветами, оттенками;
  • характер, воспитание;
  • знания об окружающем мире.


Доман утверждал, что все знания основаны на фактах. Чем больше их заложено в уме человека, тем шире база его знаний. Усвоение реальных фактов малышом приводит к стимуляции его мозговой деятельности и развитию интеллекта. Маленькие дети схватывают новую информацию очень быстро и просто, поэтому ее нужно преподносить правильно, четко, систематизировано.

Основной материал для обучения – это карточки, на которых с одной стороны размещены изображения, а на другой – точная информация. Занятия проводятся близкими для ребенка людьми – мамой, папой, бабушкой. И малыш, и обучающий, должны быть в хорошем настроении. Все действия выполняются в игровой форме.

Карточки показываются по одной в течение 3-5 секунд, таким образом, чтобы ребенок обратил на каждую внимание. Более продолжительное рассматривание карточки может привести к потере заинтересованности.

После каждого «урока» ребенка обязательно нужно похвалить, чтобы мотивировать его к новым познаниям и достижениям. Повторять занятия следует 3 раза в день, они должны быть короткими, чтобы не переутомлять малыша. Материалы надо ежедневно пополнять несколькими новыми картинками. Залог успеха – это регулярность и систематичность занятий.

Методика Домана помогает всестороннему развитию малыша, положительно влияет на его интеллект и память. Возможность заниматься практически с самого рождения дает отличный старт для мозговой деятельности и закладывает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в будущем.

Методика Марии Монтессори

Известный на весь мир итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала оригинальную и очень эффективную методику раннего развития детей от 0 до 3 лет, и старше. Лучше всего начинать занятия с детками начиная от 8-10 месяцев.

Основой методики является свобода ребенка.

Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому».

Главный принцип самостоятельность малыша.


Педагог или родители должны установить порядок, показать, объяснить и наблюдать, не мешая при этом выполнять задания ребенку самому, в собственном темпе. Методика выделяет в процессе роста и развитии малыша возрастную чувствительность, именуемую сенситивными периодами, в соответствии с которыми и должно вестись обучение.

Система заключается в создании вокруг ребенка среды, в которой он сможет найти все необходимые предметы для саморазвития и самообучения. Ведь как раз из окружающего его мира малыш впитывает правильные способы поведения, физического взаимодействия и эмоционального реагирования. Эта методика развития детей предполагает наличие практических материалов для совершенствования имеющихся навыков и обучению новых. Материал включает в себя рамки-вкладыши, наборы для рукоделия, игрушки со шнуровками и застежками, геометрические фигурки, буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.


Сегодня во многих городах работают детские садики и группы раннего развития, где с детками занимаются по методике Монтессори. Если вы планируете отдавать своего малыша в такой садик, то узнайте, относится ли он к Ассоциации Монтессори- педагогов и как проводятся занятия с детками. Здесь создана соответствующая среда, есть все необходимые предметы, материалы и пособия. Подход к каждому ребенку индивидуальный. Такое же окружение можно создать и дома, чтобы мама имела возможность заниматься с малышом самостоятельно.

Система Монтессори помогает малышу стать более внимательным, независимым и уверенным. Развивает его моторику, сенсорику, память, воображение, образное, логическое и творческое мышление. Ребенок раскрывает свой внутренний потенциал, проявляет индивидуальные способности. При этом он становится личностью, с собственным, никем не навязанным мнением и взглядом на жизнь.

Кубики Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал методику развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, которая называется «Кубики Зайцева». По данной системе можно заниматься с детьми младшего возраста, с 1,5-2 лет.

Метод развития основан на наглядных пособиях. Это различные кубики, таблички, карточки, а также песенки. Кубики между собой различаются по цветам, размерам, и звукам, которые они издают. На каждой грани написаны слоги, и больше ничего. Складовая теория обучения чтению дает намного лучший результат, чем, если начинать сначала осваивать буквы, потом учиться складывать их в слоги, а затем в слова.

Звучание кубиков помогает научиться различать гласные и согласные, мягкие и звонкие звуки, благодаря чему малышу будет легче учиться читать. Слоги выучить проще, чем буквы, несмотря на то, что их намного больше. Отсутствие других изображений обусловлено тем, что в обычной азбуке малышей могут отвлекать красочные картинки, вызывающие излишние ассоциации.

Материал обязательно преподносится в игровой форме. С ребенком необходимо заниматься регулярно, систематизировано, всячески пробуждая у него интерес к занятиям. Когда малыш освоит слоги, можно постепенно переводить навык чтения в письмо.

Дети, которые обучаются чтению по методике Зайцева, уже к 3-4 годам показывают отличные результаты. Основные преимущества этой системы, кроме обучения чтению, это развитие логического мышления, расширение словарного запаса, отсутствие логопедических дефектов. В будущем ребенок будет грамотно разговаривать и писать.

Кроме вышеописанных, существует еще множество других методик развития детей от года, до года, от 3-х лет, и так далее. Они с определенной направленностью и всесторонне развивающие. Кроме интеллектуального, следует помнить о физическом развитие малыша. Например, водить ребенка в бассейн или на танцы.

Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям следует подбирать систему, наиболее подходящую его характеру и темпераменту.

Также выбор зависит от того, чему бы вы хотели его научить. Но, запомните, какую бы методику вы ни практиковали, она обязательно даст хороший результат и поможет ребенку в будущем.

Развивающие методики для дошкольников должны учитывать индивидуальные особенности детей, направлять их к цели и развивать любовь к учебе. Занятия не должны доставлять дискомфорт и ограничивать свободное время. Все задания входящие в программу методики должны отличаться разнообразием, легкостью зрительного восприятия и быть основой раннего становления личности. У детей дошкольного возраста происходит формирование образной памяти и интереса к исследовательской деятельности. Появляется произвольное запоминание, и изменяются функции речи. Происходит формирование самооценки, эмоционально – личностного мышления, а также формируется эмоциональная регулярность.

Роль родителей в раннем развитии дошкольников Основная задача родителей в этот период обеспечить психологическую, личностную и интеллектуальную готовность к школе. Они должны найти способ ликвидировать слабые места ребенка, и организовать занятия для раннего развития в форме игры с сюжетом.

Развивающие занятия должны быть направлены на эмоциональную близость родителей и детей, обеспечивать эмоциональное спокойствие и доверительные отношения.
Методики для дошкольников направлены на:

  • Улучшение психологических навыков (памяти, мышления, внимательности, фантазии и т.д.) ; Формирование представления об окружающем мире;
  • Обучение математике, чтению и письму; Развитие речи, творческого воображения, детской одаренности; Формирование навыков самоконтроля;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Методики для раннего дошкольного возраста должны увлекать детей и не ущемлять их интересов иначе они станут обузой. Организованный учебный процесс целесообразно вводить с 5 до 7 лет, когда дети имеют склонность к обучению математике, письму и чтению, однако и тут рекомендуется сочетать занятия с игрой.

Особенности упражнений для улучшения мышления

В 3-7 лет мыслительные процессы детей основывается на образах и представлениях. Дети в данном возрастном диапазоне уже могут обращаться к прошлому опыту и осознавать то, что в данный момент он не воспринимает, т.е. появляется и развивается абстрактный процесс мышления. Благодаря оперированию представлениями и образами мышление детей приобретает вне ситуативный характер и может выходить за пределы имеющейся ситуации. Сообразительностьдошкольников изменяется за счет того, что образовываются всё более узкие взаимосвязи мышления и речи. Во-первых, это связано с тем, что появляются рассуждения, т.е. более раскрытый процесс мышления. Во-вторых, происходит реконструкция взаимоотношений практической и умственной деятельности. В-третьих, происходит бурное развитие мыслительных операций

Упражнение для мышления «Четвертый лишний»

Данная методика самая популярная среди упражнений по развитию мыслительных процессов. Покажите малышу карточку, на которой изображено четыре предмета, где изображения подобраны таким образом, что три из них связаны между собой, а четвертый предмет лишний и его нельзя обобщить вместе с другими изображениями. Следите за ответами, спрашивайте, почему он выбрал именно этот вариант ответа, а не другой. Если он ошибется, то постарайтесь объяснить и показать связь между предметами.

Задания «Домики на полянке» и «Лабиринт»

Покажите дошкольнику изображение «полянки» с дорожками и домиками. К изображению добавьте карточку с инструкцией, которая отображают путь к одному из домиков. Задача – найти путь к домику, исходя из инструкции. Таких картинок с инструкциями может быть несколько. Более простой вариант — использовать лабиринты, где ребенку нужно будет найти путь от А до Б и при необходимости выполнить определенные задания. Использование заданий для улучшения мыслительных процессов позволит провести время с ребенком не только весело, но и с пользой. Подобные упражнения особенно нравятся детям раннего дошкольного возраста.

Методики формирования правильной речи С раннего возраста

необходимо уделять особое внимание речи детей. У них могут возникнуть сложности в объяснении некоторых понятий. Дети «впитывают знания как губки» и важно, чтобы ребенок правильно строил предложения, мог грамотно изъясняться и рассказывать о своих потребностях. Следовательно, необходимо применять развивающие методики, игры и упражнения которые помогут объединить мышление и речь.

Пересказ Самое простое занятие для улучшения речи — это пересказ. Можно попросить ребенка рассказать про только что просмотренный фильм или мультфильм. Необходимо следить за тем, как он выстраивает последовательность рассказа и как он выражает свои мысли. При появлении затруднений ему нужно помочь, для этого рекомендуется задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Противоположность» Для проведения данного задания необходимо подготовить несколько карточек с изображением различных предметов. Ребенку показывается одна карточка и его задача – сказать противоположный по значению предмет и объяснить причину такого выбора. Например, показывается карточка с изображением книги, а ребенок называет противоположное по значению слово «шар» и объясняет это тем, что книга плоская, а шар круглый.

Задания на развитие внимания у детей Одним из важнейших познавательных процессов является внимание. Дошкольник, как и взрослый, всё время распределяет информацию на важную и неважную, во избежание перегрузки мозга. Если у ребенка небольшой объем внимания, то ему тяжело сконцентрироваться сразу на нескольких уроках. При низкой концентрации внимания, тяжело уделять много времени на изучение одного предмета. Если дошкольник не может выполнять несколько дел сразу, то, возможно, у него плохо развита переключаемость внимания. Но и в подобных случаях ситуация поправима, при помощи правильной методики.

Игра «Что изменилось?» Перед ребенком раскладывается множество предметов, например, ручка, журнал, карандаш, точилка и т.п. Он внимательно смотрит на предметы в течение 30 секунд, закрывает глаза, а родитель в это время убирает одну из вещей. Затем, когда он откроет глаза, у него спрашивают: «Что изменилось?». Ребенок должен отгадать, какой предмет убрали.

Занятие «Где чей домик» Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных и их домиков, после чего, от каждого животного проводится «путь» к его домику, но «путь» должен быть не прямым, а запутанным. Затем он должен назвать какое животное где живет. Основное условие – не прослеживать «путь» с помощью пальчика, а искать дорогу глазами.

Раннее формирование способностей к самоконтролю Важной составляющей любого вида человеческой деятельности является самоконтроль. Он необходим для предупреждения и обнаружение ошибок. Самоконтроль позволяет осознать правильность действий в различных ситуациях, в том числе в учебе, игре или работе. Существенным отличием учеников в процессе познавательной деятельности являются навыки самоконтроля. Некоторые дети, даже зная правила затрудняются в выполнении самостоятельного задания и постоянно нуждаются в подсказках. Поэтому формирование самоконтроля необходимо начинать сдошкольного возраста.

Урок необходимо проводить в естественной форме «игры», на этом основывается современные методики раннего развития.Задания, которых направлены на обучение поиску собственных ошибок. Все занятия и методики для детей дошкольного возраста являются не только обучающими, но и интересными. Задания позволяют легче адаптироваться к школьной среде и рационализировать учебный процесс.

Методики развития и воспитания детей — в чем отличие между ними? Какие у них есть плюсы и минусы? Какая из них может подойти вам и вашему ребенку?

Вопрос о раннем развитии возникает у многих женщин, которые стали или в скором времени станут матерью. Попробуем разобраться, ведь существует куча методик.

В этой теме стоит упомянуть Вячеслава Воскобовича и его развивающие игры. Во многих детских садах их практикуют, что дети воспринимают достаточно позитивно. Всё обучение происходит во время игры. Да и затраты на приобретение каких-то дополнительных материалов сведены к минимуму. Кроме того игры Воскобовича разной степени сложности, то есть они имеют широкий возрастной диапазон. И, в принципе, минусы отсутствуют.

Не далеко отошел от обучения с помощью игр и Николай Зайцев. Его метод обучения чтению по кубикам со слогами также известный многим. К кубикам прилагается еще дополнительные материалы, такие как аудиозаписи и таблицы с буквами. Все в куче дает результат и ребенок умеет читать еще до школы. Метод хорош, но также коммерчески продуман. Чтобы заниматься нужно купить все необходимое, потому что сам набор кубиков имеет массу особенностей.

Методика профессора Михаила Лазарева способна развивать ребенка еще в утробе матери. Именно в период утробный период активнее всего развиваются нейроны, а их количество превышает численность нейронов взрослого человека. Осуществляется этот метод с помощью музыки. Мелодии и песни, разработанные самим Лазаревым, положительно действуют на развитие ребенка. Наиболее эффективным будет посещение всевозможных семинаров и занятий по данной методике с названием «сонатал», потому что самостоятельно собрать и грамотно объединить все материалы на практике сложновато.

Методика Глена Домана начисляет множество примеров того, как малыши в возрасте до 3 уже умеют читать и считать, чему обычные дети начинают учится только в школе. Всё чудо заключается в том, что несколько раз в день вы показываете ребенку карточки содержащие слова и цифры. Ребенок сканирует это все взглядом, и вуа-ля через некоторое время он всё это знает. Но не всё так просто! Во-первых ребенок не всегда может усидеть за просмотром карточек. Во-вторых мама должна потратить массу времени на подготовку и обновление карточек. И наконец, методику сложно уложить в привычный ритм жизни и приходится подстраиваться под неё.

Существует другой подход. Его демонстрирует методика . Если предыдущий метод «программирует» ребенка, то в данном случае ключевым понятием является свобода. Взрослый же должен только направлять деятельность малыша и предоставлять все необходимые материалы. Сейчас широко распространены Монтессори-садики где созданы все условия для развития индивидуальности Вашего чада, но при желании такую атмосферу можно устроить и дома. Стоит отметить, что данная методика не предусматривает волшебных сказок и ролевых игр (те же дочки-матери), а это по мнению некоторых психологов - существенный недочет. Данная методика также не подходит гипперактивным детям.

Наглядно демонстрирует детей, которые во многом опережают в развитие сверстников. Результатом является успешная учёба в школе с ускоренной программой, физическое совершенство в выполнение всевозможных упражнений. С другой стороны нелюбовь и зависть сверстников, и некое непонимание, а порой осуждение, окружающих.

Исключив фанатизм и стремление любым способом сделать из ребенка гения, вы найдите удачную компоновку, и создайте собственную методику для своего ребенка.И запомните, какой степенью развития не обладал бы ваш ребенок, главное чтобы он чувствовал что его любят.

Подготовка ребёнка к школе начинается с самого раннего детства, можно сказать с рождения. Мы постоянно занимаемся развитием своих детей для того, чтобы они многому научились: говорить, познавать окружающий мир, а позже - читать, писать, рисовать. Таким образом, мы готовим благоприятную почву для формирования успешной личности в будущем. На сегодняшний день на помощь молодым родителям приходят современные развивающие методики для детей дошкольного возраста.

8 919263

Фотогалерея: Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Что дают ребёнку развивающие методики? Прежде всего, они позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Как раз это и есть главным преимуществом современных развивалок над устаревшими методиками прошлых десятилетий. Конечно, новомодные развивающие методики не дают повода полностью отказаться от старых, хорошо проверенных годами программ обучения детей дошкольного возраста, но, тем не менее, обучение по-новому даёт положительный продуктивный результат. Поэтому, рассмотрим несколько наиболее распространённых и эффективных методик раннего развития детей дошкольного возраста.

Методика раннего развития детей от 0 до 4 лет Глена Домана

Развивающая методика Глена Домана для детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на обучение ребёнка чтению. Многие при этом забывают, что развитие по Доману, это не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и активное физическое развитие. При этом развитие и совершенствование мозга ребёнка напрямую связано с освоением и совершенствованием многих двигательных навыков. Материал гораздо легче и быстрее усваивается, если ребёнок проявляет физическую активность.

Суть обучения чтению и энциклопедическим знаниям по методике Глена Домана заключается в том, что взрослый, всего на короткий промежуток времени (на 1-2 секунды), предлагает взглянуть ребёнку на карточку с написанным словом, при этом произнося написанное слово. Как правило, рядом со словом рекомендуется помещать соответствующее изображение. Надписи делаются большими ровными красными буквами. Методика опирается на то, что ребёнок запоминает слово целиком, а не обучается чтению по слогам, как предлагает стандартная методика обучения.

Недостатки методики Глена Домана.

Данная методика неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов и родителей. Во-первых, ребёнок при обучении выполняет пассивную роль - просто смотрит на карточки. С другой же стороны, время просмотра карточек довольно непродолжительное, поэтому пассивность длится очень недолго. Во-вторых, процесс изготовления карточек очень трудоёмкий, требует больших затрат вспомогательного материала (картон, бумага, краски или заправка картриджей для принтера). В-третьих, наблюдалась такая тенденция, что ребёнок неплохо запоминает само слово, написанное на карточке, но не «узнаёт» такое же слово, указанное в другом месте.

Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори была разработана для детей в возрасте от трёх лет, тем не менее её последователи рекомендуют применять эту методику немного раньше: когда ребёнку исполнится 2-2,5 года. Главный принцип этой методики раннего развития заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать. Методика Монтессори представлена целым комплексом занятий из многочисленных упражнений. Многие из упражнений требуют подготовки различных материалов, например, различных дощечек, фигур, рамок и вкладышей.

Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

Благодаря кубикам Зайцева многие дети начинают довольно рано читать: в три и даже в два годика. Набор представлен из 52 кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с кубиками, ребёнок составляет различные слова. Эти же кубики различаются по объёму, цвету, весу, по вибрации и звучанию наполнителя. В дополнение к кубикам предлагаются плакаты с нарисованными складами для чтения и сопоставления. Многие кубики, имеющиеся в продаже, нужно предварительно собрать: склеить, закрепить и наполнить наполнителем. Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева требует усидчивости со стороны родителей. Если вы готовы регулярно заниматься со своим малышом, то эта методика для вас, если же нет - то лучше отдать ребёнка в специальный развивающий центр, обучающий чтению по кубикам Зайцева.

Игры для раннего развития детей по системе Никитиных

Семья Никитиных, Елена Андреевна и Борис Павлович, - по сути, классики отечественной педагогики и воспитания. Они на примере собственной многодетной семьи в далёкие советские времена продемонстрировали яркий пример воспитания самостоятельной и гармонично развитой личности.

По мнению семьи Никитиных родители зачастую допускают две крайности: либо это чрезмерная заорганизованность, когда родители всячески стараются занять и развлечь ребёнка, тем самым не давая ему возможности для самостоятельной деятельности; либо это полная заброшенность ребёнка, когда родители за обычными бытовыми делами по обслуживанию ребёнка (кормёжка, уборка, укладывание спать и т.д.) забывают о важности общения и интеллектуального развития.

Главная задача воспитания, согласно методике Никитиных, заключается в максимальном развитии творческих способностей ребёнка, его подготовка к будущей взрослой жизни.

Интеллектуальные развивающие игры семьи Никитиных очень популярны. Они развивают у ребёнка логическое мышление, учат принимать решения. Такие игры доступны в продаже и рекомендуются деткам уже с 1,5-годовалого возраста. Автор развивающей методики предлагает 14 правил игры, шесть из которых считаются обязательными. Широко известны игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и «Точечки», а также рамки и вкладыши Монтессори.

Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

Эта методика раннего развития ребёнка возникла приблизительно сто лет назад в Германии, автор её Рудольф Штейнер. Согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство - полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - последователь Глена Домана и многих других методик раннего развития. Накопив собственный опыт и изменив методики предшественников, она разработала свою собственную «стратегию» раннего развития ребёнка. В своей книге «Поверь в своё дитя» она рассказывает свои советы и решения о воспитании ребёнка. Главное утверждение Сесиль Лупан: «Ребёнку не нужна ежедневная обязательная программа занятий».

Для развития речи ребёнка имеет огромное значение чтение ему книг. Автор методики предлагает читать и объяснять малышу сложные сказки и басни. Чтобы легче учить буквы и цифры, нужно вместе с буквой нарисовать изображение на букве. Например, на букве «К» нарисовать кошку. Как и в методике Глена Домана, С.Лупан рекомендует обучать малыша чтению с помощью карточек. Только вот на этих карточках буквы она рекомендует писать не красным цветом, а разными цветами, а точнее: согласные буквы - чёрным цветом, гласные - красным, а те буквы, которые не произносятся - зелёным. В своей книге автор даёт подробные советы по обучению ребёнка верховой езде, плаванию, живописи, музыке, а также иностранным языкам.

Коротко о главном

Итак, на сегодняшний день существует множество развивающих методик для детей дошкольного возраста, главные из которых описаны в этой статье. Кроме того, в продаже имеется достаточное количество вспомогательного материала для занятий по этим методикам. Не последнее место в роли источника обучающих материалов принадлежит интернету. Решив заниматься по одной из вышеизложенных методик, нужно заранее обдумать план и последовательность занятий.

Лично я приверженец занятий по нескольким методикам и некоторых позиций Вальдорфской системы. Я, как родитель, считаю, что ребёнку нужно создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития в раннем детском возрасте. Это будет хорошим фундаментом для дальнейшего формирования его как личности. Тем не менее, не нужно забывать, что детство - это период радости и беззаботности, и не нужно у ребёнка забирать это сладкое детство. Главный мой принцип воспитания: делать всё то, что доставляет удовольствие и радость моему ребёнку. Думаю, со мной согласятся многие ответственные родители. Успеха вам и вашим деткам в познании окружающего мира, ведь он (мир) так прекрасен! Подарите красочный и многогранный мир своим малышам!

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.