Методическая разработка: Методическая разработка. Из опыта работы.Исследовательская деятельность как способ познания свойств и качеств материалов. «Волшебный мир дерева и металла Материалы и их свойства для детей

    Особенности восприятия детьми основных признаков предметов (свойств и качеств).

    Методика ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и развития словаря.

    Структура и содержание занятий по обучению детей сравнению и обобщению предметов на основе различных свойств и качеств.

1. Среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качествами называют внешние признаки предметов (цвет, форма, величина, вес, температура и др.), которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств. Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойства предмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Часто определенные качества обусловливают свойства предметов. Например, если кораблик сделан из тонкой, мягкой бумаги, то он быстро размокнет и утонет. Свойства и качества предметов определяют их функции и назначение. Материал , из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.

Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.

В исследовании Е.С. Слепович отмечается, что в речи детей сначала появляются прилагательные, характеризующие предмет на основе восприятия (зрительного, ощупывания и т.д.), затем на основе изображения (картинки). Это прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, материал. В дальнейшем дети описывают предметы по представлению и часто заменяют прилагательные местоимениями (всякий, разный).

Н.П.Сакулина выделяет в своих исследованиях две группы детей по особенностям восприятия и описания предметов: одни дети воспринимают те признаки, которые хорошо видны в данный момент, подбирают к ним точные определения; другие дети называют не только те признаки, которые видят в данный момент, но и привлекают свой опыт, употребляют много сравнений (ручка белая, а бывает разноцветная).

2. Познавательная деятельность детей опирается на практическую деятельность, поэтому для углубления знаний детей о предметах и явлениях необходимо на занятиях организовать активные действия с предметами. Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием . На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и форму предмета, надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А чтобы узнать, предмет твердый или мягкий, на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, выражающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно сформулировать способ выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).

Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.

Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:

Вычленение свойств и качеств на основе сравнения их с противоположными;

Включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например выбор бумаги для изготовления праздничных открыток;

Использование словесно-логических упражнений на базе основных признаков предметов;

Составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.

3. Занятия по углублению знаний детей о признаках предметов имеют определенную структуру, включающую три части:

1 часть – вычленение свойств и качеств в определенной деятельности и ситуации;

2 часть – обучение детей обследовательским способам для выделения нужных признаков, обогащение речи детей новыми словами;

3 часть – упражнения на выделение знакомых свойств и качеств в разных предметах и активизация словаря у детей.

В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки. Важна последовательность сравнения: сначала предметы сравнивают в целом по цвету, форме, величине, назначению; затем вычленяют сходные и различные признаки и на основе этого делают обобщение об особенностях каждого из предметов. Обобщение знаний детей о свойствах и качествах предметов происходит на занятиях, где дети рассматривают определенный материал (дерево, стекло, пластмасса). Для таких занятий подбираются разнообразные предметы из одного материала, основной метод – организация элементарной поисковой деятельности детей.

Литература

    Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

    Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

    Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

    Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 168 с.

    Синицына, Е.И. Умные слова // Е.И. Синицына. – М.: Лист, 1999. – 176 с.

    Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду (ст. группы) : пособие для воспитателей дет. сада // А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

Ознакомление старших дошкольников с особенностями предметов

.1 Понятие и значение ознакомления детей со свойствами и качествами материалов

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Следует прежде всего разобраться в понятиях «окружающий мир», «предметный мир», «свойства материала «, «качество материала».

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это, то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Предметный мир – совокупность вещей созданных для выполнения самых разных функций.

Качествами материала мы называем те особенности, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности материала, например, тверды, мягкий, гладкий.

Свойствами материала мы называем те особенности материала, которые вычленяются вследствие нарушения целостности материала, например, рвется, бьется, размокает.

Ознакомления старших дошкольников со свойствами и качествами материалов имеет огромное значение для развития ребенка. Изучая, свойства и качества материала дети получают реальные представления об изучаемом объекте. Обогащается память, активизируются мыслительные процессы дошкольника, так как возникает необходимость проводить операции синтеза и анализа, сравнения, классификации, обобщения. Формируется целостное представление о предмете, устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные свойства материалов. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка . Название свойств и качеств, словесное обозначение собственного действия, делает слова открытием для ребенка, и таким образом становиться ближе понятийное содержания самого слова

Педагог для, ознакомления с частями, качествами и свойствами предметов и материалов вводит в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия материалов, предметов, и их частей), глаголы (названия действий с предметами, использования предметов, материалов, исследовательских действий с ними), прилагательные (названия качеств), что способствует развитию речи дошкольника , обогащению его словаря.

Ознакомление со свойствами и качествами материалов и экспериментирование с ними, важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

К старшей группе у дошкольников накоплен значительный опыт чувственного познания окружающих предметов: целенаправленность обследовательских действий, преимущество зрительной оценки. Знакомство с качеством и свойствами материалов, экспериментирование с ними, развивает интерес к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает детям систематизировать и обогащать накопленный опыт чувственного познания. Таким образам развивается сенсорная культура.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Развивается любознательность активность дошкольника. Также развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Таким образом, ознакомление со свойствами и качествами материалов и экспериментирование с ними, как средства развития познавательной активности, помогает развить интегративные качества дошкольника: любознательность, активность, умение задавать вопросы, экспериментировать, способность самостоятельно действовать в различных видах деятельности, принимать заинтересованное участие в образовательном процессе. Так же дошкольник овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договариваться, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Решает интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Все эти интегративные качества, согласно ФТГ к освоению основной общеобразовательной программы дошкольника являются моделью выпускника детского сада.

2.2 Задачи и содержание работы по ознакомлению старших дошкольников со свойствами и качеством материалов

С ведение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитание меняется подход к образовательной деятельности. Идеология ФГТ направлена на формирования принципиального нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических интеллектуальных и личностных качеств. Данный документ определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве цели педагогической работы развитие каждого ребенка.

Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников со свойствами и качеством материалов направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, познавательной активности, через решение следующих задач:

    Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

    Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования.

    Расширять представление детей о свойствах и качествах материала

    Устанавливать причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования.

    Развивать умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).

    Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слов.

    Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.

    Развивать умения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений делать выводы и заключения

Содержанием работы по ознакомлению дошкольников с качествами и свойствами материалов согласно, программы развития старших дошкольников состоит в следующем:

На первом этапе ознакомления дошкольников с свойствами и качеством материалов необходимо расширить и уточнить представление ребенка о предметном мире в общем.

Для этого нужно формировать представление о материалах, из которых сделаны предметы. Расширить представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Для того, чтобы дошкольник имел представление о предмете, в общем и в частности, педагог закрепляет умение применять разнообразные способы исследования из кого материала сделан предмет. Разные предметы сделаны из различных материалов. Поэтому проводим работу по обогащению представлений о видах материалов (ткань, дерево, керамика, стекло, кожа, металл и т.п.).

Через экспериментирование и практическую деятельность закрепляем знание дошкольников о свойствах и качествах материалов (проведение и объяснение простейших экспериментов с водой, магнитом, глиной, бумагой, тканью, деревом).

Ребенку с детство необходимо объяснить, что бережное отношение к материалам и предметам сохраняет окружающею среду. Окружающая среда это место где человек живет, развивается. В содержание работы включаем расширение представлений о бережном отношении к материалам (использование материалов повторно, переработка бумаги на макулатуру) и значения данных мероприятий для охраны окружающей среды.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального развития ребенка, формированию личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал речью, необходимо чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакты со сверстниками и взрослыми, то есть обладал определенной речевой активностью. В настоящее время как показывает практика, речевое развитие многих дошкольников отстаёт от нормы.

Поэтому важна работа по активизации речевого развития старших дошкольников.

Лексическая и грамматическая работа (обогащение словарного запаса детей, употребление новых слов в собственной речи , ведение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах, освоение переносного значения слова ) .Развитие связанной речи (ответы на вопросы, участие в диалоге с взрослыми и сверстниками.).

Таким образом содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами предметов направлена на развитие всех качеств личности ребенка и познавательной активности.

2.3. Мето

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес.

В старшей группе воспитатель продолжает расширять и уточнять представления детей о материалах, и их качествах и свойствах.

Одним из основных моментов в организации процесса ознакомления дошкольников со свойствами и качествами материалов являются активность и самостоятельность. Они тесно связаны с развитием потребностей и мотивов деятельности.

Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использование им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка. Организация обучающего процесса выстраивается таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

В этом педагогу помогают такие методы, как экспериментирование, моделирование, метод проектов.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогам в специально организованных видах деятельности, наблюдение, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно предметной среде группы (например приобретение опыта работы с тканью, различных способов измерение предметов). Каждое естественно научное понятие, с которым знакомим детей (твердое тело,температура, время, жидкость и т.п.)экспериментально обосновывается и проясняется в процессе наблюдений.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов выносятся в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент в дошкольном учреждении должен отвечать следующим условиям: Максимальная простота конструкции прибора и правил обращения с ним, безотказность действия прибора, возможность повторения опыта

Одним из требований к содержанию экспериментов является их ориентация на интересы и потребности дошкольников, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивация деятельности.

Для того, чтобы расширить представления дошкольников о материалах, как естественных, так и искусственных (ткань: ситец, сатин, капрон, драп; металл: медь, бронза, алюминий; дерево: фанера, доска, бревно; пластмасса, полиэтилен, пластилин, и глина) и их свойствах и качествах педагог организует игры-эксперименты.

Воспитатель является инициатором, начинает экспериментально – поисковую деятельность («Темный домик» или показ фокусов) и при этом демонстрирует собственную увлеченность, обыгрывает проблемную ситуацию, когда ошибается (например, «Уронил лист бумаги в воду»), или разыгрывает поисковую ситуацию, когда не может объяснить причину происходящего, и просит детей о помощи.

Игры для экспериментирования могут быть различной тематики: «Мир металлов», «Волшебный сундучок», игры.- опыты: «Почему не тонут корабли?», «Мы фокусники».

Например, для ознакомления со свойствами и качествам тканей воспитатель предлагает рассмотреть различные виды тканей. Обращает внимание на их различие (цвет, структура поверхности). Дошкольники описывают свойства ткани,определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости – - разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами - попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия - опустить в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги; делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Педагог обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

В играх экспериментах « Мир металла» дети рассматривают металл, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Воспитатель предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: оценивают степень проявления металлического блеска - оценивают степень теплопроводности - определяют твердость металлов - определяют ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее) - делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать. Основная задача педагога - совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить детей осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.

Следует чаще проводить упражнения типа «Из чего сделано?», «Похожи - не похожи». В процессе их выполнения дети учатся использовать рациональные способы действий (окинув все предметы взглядом, определить, как можно назвать одним словом большинство из них, мысленно вычленить лишний объект, который не относится к данной группе). Воспитатель должен задавать детям вопросы («Как ты догадался, что этот предмет - лишний?», «Объясни, как ты работал, выполняя задание»), побуждающие к размышлениям, анализу; учить отгадывать и составлять загадки.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности:

по тематике: «Материалы» (дерево, ткань, бумага, глина и т. д.), «Путешествие в прошлое предмета»; «Предметы рукотворного мира»;

по материалу: «От глины до фарфора», «Песчаные чудеса», «Из чего построен дом» и т. д.;

по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации; понимания ретроспективы и перспективы предметов («Куклы», «Шляпы», «Очки», «Счетные приборы») и овладения действиями различного характера («Невероятные превращения коробочки, пластиковой бутылки» и т. д.);

по способу использования: в игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры); в создании выставок («домашняя коллекция»); в совместной деятельности с взрослыми, сверстниками и другими детьми (рассматривание, анализ, сравнение, исследование, классификация); в трудовой деятельности (оформление развивающей среды); в преобразовательной деятельности (изменение, совершенствование и т. д.).

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимента.Оценка педагогам найденных им способов должна включать анализ критериев насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи и ситуации.

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм).

Метод моделирования открывает перед педагогам ряд дополнительных возможностей в развитии познавательной активности дошкольников, в том числе и в развитии связанной речи.

Моделирование это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов.

Старшим дошкольникам доступны предметно – схематические модели. В которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков.(Приложение)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований; чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания и действия с ней; ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены; модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает

Методика введения моделей в процесс ознакомления дошкольников с предметами, а также свойствами и качествами материалов должна учитывать ряд обстоятельств.

Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями в окружающей действительности. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

Использование моделей в экспериментальной деятельности помогает дошкольником выстроить алгоритм своих действий в проведении опыта

Эффективным методом развития познавательной активности является метод проектов.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решение проблемы, оформленной в виде конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов– предоставления дошкольникам возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проект дошкольника включает основные элементы: выделение и постановка проблем(выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка к защите проекта и защита проекта (сообщение, доклад, создания макета..)

Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаёт вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать, как можно больше материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической грамотности – использование значков и картинок. Научить создавать предметно – схематичные модели. При помощи этих картинок, моделей дети смогут воспроизводить текст.

Для каждого ребенка заводится пака или тетрадь исследователя. С этой папкой – тетрадкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок – запись.

Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные гипотезы, предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.

Сбор материала может проходить из разных источников. Это непосредственно образовательная деятельность. Но в отличии от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе знаний акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знания на индивидуальную исследовательскую практику.

Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий. Свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы учебных исследований.

При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.

Предметные мини – центры по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы.

В процессе работы с детьми, для каждого ребенка используется свой уровень реализации проекта.

Таким образом, осваивая проектную деятельность, экспериментирование, умение работать с моделями дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, устанавливать причинно- следственные связи, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, структурировать полученный в ходе материал, делать выводы и умозаключения, готовить мини – доклады, защищать свои идеи.

Поэтому данные методы заняли свое место в системе работы по ознакомлению со свойствами и качествами материалов. Они интересны и увлекательны как для детей, так и для педагогов.

Списо

    Венгер Л.А. Про

    Веракса А.Н., ВераксаН.Е. Развитие ребенка в до

    Гризик Т.И. Позновательное развитие детей: Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 256 с.

    Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 528 с.

    Дыбина О.В.Ознакомление дошкольников с предметным миром. М.: Мо

    Каличенко

    Крашениников Е.Е, Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика – синтез,2012. 80с.

    Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник. М.: Академия, 2010.416с.

    Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. СПб.: Детство – пресс, 2009.132 с.

    Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М. :Высшее образование. 2008.460с.

    Новопольская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое формирование познавательного интереса дошкольников // Дошкольная педагогика 2009. №8.С.46-48.

    От ро

    Современные технологии обучения дошкольника / Сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель,2013. 223 с.

    Тимофеева Н.В.Занятие в детском саду. Современные критерии. Волгоград: Учитель, 2011. 131 с.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2011Министерства юстиции РФ

    ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года . Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. М.: Приор, 2013.404 с.

    Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М.: Дрофа,2008.176 с.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр им. Г. Н. Сагиль»Л. В. Серебренникова (Рыжова), преподаватель педучилища, г. Анжеро-Судженск
Статья опубликована Кемеровским книжным издательством, 1970 г. С. 54-64. (Пособие «Учим наблюдать, думать, говорить»)
Знакомство детей со свойствами материалов
В дошкольном возрасте одним из актуальных вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном развитии ребёнка.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается прежде всего на ощущениях и восприятиях. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. д., и лишь на основе этого развивается память, воображение, мышление.
Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребёнка такого чувства опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в его элементарных проявлениях, доступных детскому возрасту.
В своей статье я попытаюсь раскрыть характер той работы по сенсорному воспитанию, которая проводилась воспитательницей детского сада №32 Т. А. Токаревой под руководством преподавателя дошкольного педагогического училища Л. В. Серебренниковой (Рыжовой).
Начиная работу, мы постарались возможно чётче сформулировать её конечную цель: совершенствование у детей всех видов анализаторов (зрительные, слуховые, кожные и др.) путём ознакомления их со свойствами предметов во всех видах деятельности, развитие сенсорных способностей ребёнка (т. е. способствовать правильному и точному восприятию цвета, формы, звука и других качеств, и свойств предметов).
Чтобы решить поставленные цели мы совместно с коллективом работников детского сада проанализировали раздел Программы воспитания в детском саду по знакомству детей со свойствами материалов. Существующая Программа, к сожалению, очень схематично затрагивает эту проблему. Между тем, наблюдения автора в практической деятельности показали, как возрастает интерес детей средней группы при знакомстве их с такими материалами: глина, песок, уголь, резина, пластмасса и жидкостями: вода, молоко.
По этому разделу был составлен план знакомства с каждым материалом в отдельности, с учётом усложнения и возрастных особенностей детей. Начать решили с ознакомления детей со свойствами воды, поскольку они постоянно соприкасаются с этой жидкостью, а знания на начальном этапе самые примитивные. Так, например, на вопросы: «Имеет ли вода запах?», «Почему идёт пар из чайника?» и ряд других большинство детей в группе не ответили.
Таня (4 года): «Вода пахнет. Я знаю, когда пила чай».
Приводим примерные темы занятий по ознакомлению детей со свойствами воды в средней группе.
1 занятие.
Программное содержание:
Дать детям представление о некоторых свойствах воды (чистая, грязная, не имеет запаха). (Дидактическая игра «Узнай, что в стакане?»)
Развивать у детей температурные ощущения путём практического узнавания признаков воды: горячая, тёплая, холодная.
Обучать чистому произношению слов. Активизация слов: горячая, тёплая, холодная, грязная.
Повысить самостоятельность, активность детей на занятии.
Материал: для воспитателя стакан с чистой водой, игрушки, чайник, картины, изображающие воду в разных состояниях (кипящая вода с паром, незастывшая вода в речке ранней весной, горячая вода и пр.); для детей – стаканы с холодной т тёплой водой, салфетки.
2 занятие.
Программное содержание:
Ознакомить детей с тем, что тяжесть воды зависит от размера сосуда, в который вода налита.
Закрепить температурные признаки воды (горячая, тёплая, холодная, при кипячении идёт пар)
Развивать у детей мыслительную деятельность путём определения признаков воды по зрительному восприятию картинки.
Прививать навык аккуратности в работе.
Активизировать словарь за счёт слов: тёплая, горячая, пар.
Материал: для воспитателя - посуда большого и меньшего размера; холодная, тёплая воды в стаканах, кипящая вода в чайнике; две картины, по которым дети определяют холодную и кипящую воду (вода в речке, кипящая вода в чайнике); для детей - посуда, больших и малых размеров с водой.
Примерный ход занятия
1.Воспитатель демонстрирует опыт, подводя детей к обобщению: чем больше размер посуды, тем больше и количество воды, налитой в посуду. Дети наблюдают.
2.Практическая работа детей. Воспитатель проводит инструктаж, как вести себя у стола, на котором находится плитка с горячим чайником.
Определить, в какой посуде (разной по размеру) воды больше, какая посуда с водой тяжелее.
Далее воспитатель даёт задание определить признак воды на ощупь.
Температурные признаки воды дети определяют в посуде на столе у воспитателя, после чего воспитатель знакомит их с новым свойством воды – «вода кипит», «идёт пар от кипящей воды». Дети видят кипящую воду на плитке, прислушиваются к звуку кипения.
3.Воспитатель показывает две иллюстрации, по которым дети должны дать определение температурным признакам воды (холодная вода в речке ранней весной, горячая кипящая вода в чайнике); далее дети определяют: воды в речке много, больше, чем в чайнике. Занятие заканчивается чтением стихотворения о воде.
Последующие занятия усложняли по содержанию, обогащали знания детей, способствовали расширению словарного запаса. На занятиях и в повседневной жизни воспитатель старалась найти для ребят больше практических работ, нацеливая их на самостоятельность суждений. Так, чтобы подвести детей к выводу – вода растекается и принимает форму в зависимости от того, в какую по форме посуду она налита; воспитатель раздаёт детям несколько геометрических полых фигур, предметов (треугольная посуда, куб и пр.), в которую они разливали воду. Дети пришли к выводу, что жидкость растекается и принимает, соответствующую предмету, форму. На основе усвоенного опыта дети сделали заключение: если налить воду в прямоугольную посуду, то жидкость примет форму прямоугольника, в овальную – форму овала.
Если при первом знакомстве со свойствами воды дети на вопрос воспитателя: «Какого цвета вода?», отвечали «белого», то после проведённого занятия они уже правильно характеризовали свойства воды: «прозрачная», «не имеет цвета». Чтобы закрепить понятие «вода прозрачная», воспитатель предложила рассмотреть молоко.
Наличие у детей обобщённого представления о воде, молоке позволило подытожить знания ребят об этих жидкостях, выделить общие свойства (имеют температуру, растекаются по посуде, не имеют запаха; отличительные признаки: вода прозрачная, не имеет цвета, молоко белого цвета. Жидкости имеют разные вкусовые ощущения: молоко сладковатого вкуса, вода – пресная. Позднее детям сообщали, что в морях и некоторых озёрах вода имеет солёный вкус, тогда как в реках вода пресная.
Для более детального усвоения и конкретизации знаний о жидкостях с детьми проводились дидактические игры, направленные на различение свойств: «Что пахнет?», «Поймай рыбку», «Купание кукол2 и др. Вся проделанная с детьми работа положительно сказалась на развитие детской речи; изменился характер ответов ребят, часто можно было услышать» «Какая прозрачная вода!» Она чистая», «Вода сильно растеклась в канаве» и т. д. В речи детей стали наблюдаться активно используемые слова: «журчит, переливается, разбрызгивается». Изменился и характер детских вопросов. Толя 5 лет: Как растекается вода в луже? Какую она приняла форму?» Это конкретный пример детской заинтересованности, любопытства.
С целью обогащения сенсорного опыта воспитатель поставила другую, более сложную для детей средней группы задачу: пронаблюдать за превращением воды в лёд, льда – в воду под воздействием температурных изменений. Путём осязания детям давалась возможность ознакомиться с предметом, ощупать его рукой, ощутить путём нажима степень твёрдости льда, обвести пальцем его контур.
Привожу пример занятий:
1 занятие (в начале зимы)
Программное содержание:
Дать понятие о льде.
Путём тактильных ощущений подвести детей к определению «лёд холодный» (использовать практические действия со льдом).
Выделить отдельные элементарные свойства льда: в тепле тает, прозрачный, поверхность льда гладкая, скользкая.
Развивать мыслительные операции.
Развивать внимание и речь.
2 занятие
Программное содержание:
Познакомить детей с отдельными свойствами: превращения воды в лёд (под действием холода); льда и снега – в воду (под действием тепла).
Рассказать, почему вода из снега грязная; доказать на опыте: «Чистый снег – грязный».
Выделить: вода, снег, лёд – холодные (путём непосредственного обследования этих предметов).
Словарная работа: снег, лёд.
Материал: для воспитателя – лёд, снег, белое блюдце, картина «Весна», горячая вода в чайнике; для детей – на белом блюдце снег, лёд, салфетки.
Примерный ход занятия
1.В первой части занятия дети должны определить, что у воспитателя находится на столе (снег, лёд). Затем воспитатель проводит опыты, необходимые для обобщения: под действием тепла (горячей воды, на улице – солнца) снег, лёд тают. После этого показывает картину «Весна», по которой дети должны определить, почему снег тает (ярко светит солнце).
2.Воспитатель показывает на белом блюдце снег, по внешнему виду снега дети определяют грязный он или чистый. Когда снег растаял, дети увидели на блюдце грязную воду. Воспитатель рассказывает, отчего снег грязный на улице, даёт разъяснение, что в рот его брать нельзя.
3.Дети работают за своими столами. Они на ощупь определяют снег и лёд. Рассказывают о их свойствах. Воспитатель обращает внимание на аккуратность в работе (снег не разбрасывать по столу, насухо вытирать руки салфеткой). Дети ведут наблюдения за снегом на блюдце, объясняют, почему растаял снег (в группе тепло) и почему он грязный.
В конце занятия читают стихи о снеге, льде.
3 занятие
Программное содержание:
Закрепить ранее полученные знания о свойствах льда.
Познакомить с новыми свойствами: «лёд хрупкий», «в воде не тонет».
Подвести детей к определению: сходство в цветоощущении льда и других предметов (прозрачный лёд, стекло и т. д.); Выделить различные степени прозрачности взятых материалов (льда, стекла) через дидактическую игру «Что я вижу».
Подвести детей к обобщению свойства «не тонут», «тонут» для ряда материалов (дерево, лёд, сухая бумага, мелкие металлические предметы).
Развивать внимание, воображение, память.
Содействовать развитию логической речи, учить отвечать полными предложениями.
Активизация слов: «тонут», «не тонут».
Материал: для воспитателя – лёд, вода, деревянные и металлические мелкие предметы, бумага;
4 занятие
Программное содержание:
Дать возможность детям рассмотреть различные материалы: лёд, стекло, железо.
Выделить общие признаки, характерные для этих материалов (твёрдые материалы).
Выделить различие в свойствах материалов.
Путём слуховых ощущений учить определять материалы по издаваемым звукам. Дидактическая игра «Чей звук».
Учить детей делать выводы, умозаключения.
Развивать самостоятельность.
Вызывать интерес к занятию.
Занятия вызывали большой интерес у детей, способствовали развитию их мышления, расширению кругозора. Внимание и активность ребят на таких занятиях, как правило, гораздо выше, чем на других; формы работы с материалами новы и разнообразны, задачи, которые решались, требовали активной работы мысли.
Так путём выделения, называния и определения свойств, признаков материалов накапливался у детей сенсорный опыт, формировались обобщённые представления о внешнем виде предметов.
Работа со льдом проводилась и в повседневной жизни. Воспитатель с детьми замораживал цветные льдинки, в результате чего ребята смогли установить зависимость: вода превращается в лёд под действием холода. При рассматривании сосулек дети отмечали, что они внизу тоньше, вверху толще, бывают длинные и короткие. Дети научились узнавать материал в разных предметах, не смотря на изменённую форму (сосулька, ледяной домик и пр.), познакомились с использованием льда (в холодильниках, для холодных компрессов больным и т. д.).
Познакомить с процессом изготовления предметов из резины, пластмассы невозможно, поэтому с данными материалами знакомили путём сравнения: резину сравнивали с тканью, давая понятие о том, что резина тяжёлая, гладкая, эластичная, растягивается, режется, рвётся, хорошо моется, бывает различной по цвету. Рассматривая ткань, выделяли свойства, противоположные перечисленным выше.
Кроме сравнения предметов использовали и различные виды труда, в процессе которых дети наблюдали за изменением признаков и свойств взятых материалов. Это давало основание для такого анализа: резиновые игрушки гладкие, их можно красить, но краска с них смывается, резина не промокает. Такая нацеленность на выделение свойств материала делала занятия более увлекательными.
Знакомя детей со свойствами и признаками различных материалов, воспитатель брала те из них, с которыми дети чаще сталкиваются. Ребята знакомы со многими видами деревьев, могут описать их внешний вид, но о дереве, как о материале, о его признаках и свойствах они знают мало. Поэтому решили использовать имеющийся опыт у детей, сообщить новые знания о дереве, научить практическим действиям с деревянными предметами.
Занятия и вся повседневная работа по ознакомлению с этим материалом была направлена на осмысленное восприятие ребёнком свойств и признаков дерева как материала. Чтобы развить внимание, интерес и мышление ребёнка, воспитатель старалась использовать наглядный материал в практических и игровых действиях с ними.
1 занятие
Программное содержание:
Рассмотреть несколько кусков дерева (2-3 разновидности).
Доказать, что дерево, независимо от вида, имеет следующие свойства: оно лёгкое, не тонет в воде (практическая работа детей с материалом, дидактическая игра «Не тонет»).
Расширить знания об отдельных свойствах дерева: горит в огне, можно рубить, имеет глухой звук при ударе.
Путём тактильных ощущений подвести к определению признаков коры: шероховатая, гладкая.
Выяснить знания у детей об использовании дерева.
Развивать речь, умение давать описание предмету.
Активизировать словарь: «шероховатая», «гладкая».
Воспитывать любовь к природе.
Материал: для воспитателя – куски дерева 3-х разновидностей (тополь, берёза, осина), игрушки деревянные, металлические – для дидактической игры, иллюстрации; для детей – куски 3-х видов деревьев, чаша с водой.
Примерный ход занятия
В первой части занятия воспитатель рассматривает с детьми три куска дерева трёх разновидностей (тополя, берёзы, осины), выясняет их название, даёт описание внешнего вида, цвета сердцевины, внешней окраски дерева, знакомит их с такими свойствами дерева, как способность гореть в огне, издавать глухой звук при ударе.
Во второй части – практическая работа детей.
Поглаживая кору кусков дерева, дети должны определить на ощупь её шероховатость, гладкость. После этого даётся задание опускать поочерёдно кусочки тополя, берёзы, осины в чашу с водой. Воспитатель подводит детей к выводу: «дерево, независимо от разновидности, плавает в воде, потому что оно лёгкое».
Третья часть – дидактическая игра «Что потонет».
Четвёртая часть. Воспитатель беседует с детьми об использовании дерева человеком, показывает иллюстрации, характеризующие назначение дерева.
В пятой части занятия беседа о красоте деревьев, их защите. Читают стихи о тополе, берёзе, осине.
2 занятие
Программное содержание:
Закрепить знания об известных свойствах дерева: не тонет в воде, горит и т. д.
Закрепить представления детей о величинах: деревья бывают разной высоты, толщины. Научить по картинам зрительно соотносить величину дерева с окружающими предметами.
Расширить знания о назначении дерева и использовании его человеком домашнем хозяйстве.
Воспитывать умения грамотно отвечать на вопросы.
Уметь давать оценку правильным и неправильным поступкам человека в отношении деревьев.
3 занятие
Программное содержание:
Классифицировать дерево по признакам коры: «шероховатая», «гладкая».
Практическая работа детей: учить изображать на бумаге соотношение величины 2-4 разновидностей дерева по высоте, толщине, опираясь на прошлый накопленный сенсорный опыт, с учётом индивидуальных признаков в изображении каждого типа дерева.
Развивать самостоятельность детей, внимание, память.
Добиваться правильного произношения слов и грамотного построения предложений.
Анжеро-Судженск – город угля. Основная часть населения – шахтёры. Однако, дети не имели представлений об угле. Мы решили познакомить их со свойствами и признаками каменного угля, с трудом шахтёров, устроить встречи с передовиками производства, воспитывать у детей уважение к шахтёрам и его труду.
Во время экскурсии на шахту ребята познакомились с помещениями и их назначением, обратили внимание на Доску почёта. Рассмотрели спецодежду шахтёра, побывали у террикона, беседовали с рабочими. Дважды организовывали встречи со знатными шахтёрами, чьи фотографии дети видели на Доске почёта. В ходе бесед расширяли словарный запас ребёнка.
Творческие игры наполнялись новым содержанием, теперь дети стали играть в «шахтёров».
1 занятие
Программное содержание:
Рассмотреть внешний вид угля, отметить цвет, блеск.
Дать возможность практическим путём определить такие свойства угля, как твёрдость, прочность.
На основе опыта подвести детей к обобщению – уголь тонет.
Воспитывать аккуратность в работе с углем.
2 занятие
Программное содержание:
Расширить знания о каменном угле: хрупкий, при ударе молотком рассыпается, горит, при горении даёт тепло. Использовать примеры детей на тему «Где используется уголь для отопления?»
Подвести к умозаключению: каменный уголь тонет, потому что он тяжёлый, научить сравнивать по этим свойствам с другими материалами: железом, стеклом и т. д.
Дать элементарные знания о добыче угля.
3 занятие
Программное содержание:
Расширить знания детей об использовании угля.
Дать элементарные понятия о шахте.
Познакомить с шахтёрами своего города с помощью встреч, использований фотографий.
Воспитывать чувство уважения к профессии шахтёра, продолжать знакомить с шахтёрами – героями труда.
4 занятие
Программное содержание:
Выяснить знания детей о назначении шахт.
Познакомить с некоторым оборудованием и обмундированием для работы шахтёра в шахте.
Вся проделанная работа по ознакомлению старших дошкольников со свойствами перечисленных материалов оказала большое влияние на развитие мышления. Занятия научили ребят анализировать, применять знания во всех видах деятельности, способствовали развитию всех анализаторов ощущений: - слуховых, зрительных, обонятельных, тактильных.

Педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Свойства наглядных материалов

В зависимости от того, какие стоят дидактические задачи, наглядный материал может иметь следующие свойства:

Естественность. Это настоящий наглядный материал, такой как животные и растения. Дети с их помощью знакомятся с флорой и фауной.

Экспериментальность. Проведение экспериментов, например таяние льда, помогает детям понаблюдать за процессами, которые также протекают и в живой природе.

Это могут быть просто фотографии или изображения, а могут быть фильмы и диафильмы. Их задача – познакомить детей с новыми явлениями или фактами, отображая их на носителей.

Объемность. Создаются объемные макеты, которые позволяют получить представление о предмете, как об объемном объекте, что расширяет возможности обычного изображения.

Звук. Педагог воспроизводить различные звуковые файлы. Например, дети могут услышать пение птиц, журчание воды или другие звуки, характерные для природы.

Символизм. С помощью различных схем и карт можно помочь детям задействовать свое абстрактное мышление для знакомства с объектами реального мира.

Смешанность. Это может быть фильм, содержащий звуковое сопровождение. Это позволяет наиболее полно воспроизвести действительность методом наглядного пособия.

Прежде чем выбрать нужный элемент наглядности, нужно подумать о том, каковы его дидактические возможности.

Виды наглядности для занятий в ДОУ

Для развития представлений у дошкольников используют так называемую образную наглядность. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты, позволяющие в наглядной форме передать учебное содержание детям дошкольного возраста.

Картины. Их в обучении детей стали использовать еще в 19 веке. Обычно картины размещаются на стенах в большом формате. Также иногда детям раздаются специальные сюжетные картинки для определенного занятия. Часто иллюстрации встречаются в книгах для пояснения и расширения линии сюжета.

У картин ест одна важная особенность, которая позволяет использовать их в качестве учебных пособий: они изображают более концентрированно то, что в обычной жизни приобретает более размытые формы.

Таблицы. Они могут применяться для разных целей и иметь разное оформление. Это могут быть таблицы, включающие в себя художественные картины. Либо они могут состоять из фотоснимков с одной темой. Например, это может быть таблица съедобных грибов или таблица птиц нашей местности.

Иногда таблицы используют для того, чтобы объяснить новый материал. В других же случаях они применяются для уточнения знаний.

Естественные объекты. Это могут быть настоящие растения, либо какие-либо полезные ископаемые. С их помощью ребенок наглядно знакомится с величиной объекта, его формой и другими характеристиками. Особенность этого наглядного приема в том, что ребенок может не просто увидеть что-то на иллюстрации, а услышать его, потрогать и рассмотреть со всех сторон. Наблюдая за животными в реальной жизни, дети лучше понимают их жизненный уклад.

Препараты. Под препаратами подразумеваются в данном контексте любые объекты природы, которые были препарированы и консервированы. Это могут быть гербарии, семена и т.п. Их используют не только в целях демонстрации во время фронтальной работы, но и в целях организации деятельности ребят.

Коллекция. Это собрание объектов, которые имеют общий родовой признак. Например, это могут быть различные камни. Либо какие-либо насекомые.

Модель. Любое объемное изображение объекта или его части. Наглядный материал в виде модели может иметь разный масштаб. Для удобства некоторые модели увеличены по масштабу, другие же – уменьшены. Дошкольные учреждения могут иметь увеличенную модель термометра, к примеру. Либо в обычном масштабе иметь модель циферблата. Также используются муляжи некоторых растительных культур. Причем некоторые из них дети сами создают на специальных практических занятиях.

Раздаточный материал. Его используются для того, чтобы ребенок мог выполнять индивидуальные задания. Такие материалы очень часто используют во время учебного процесса. Сюда могут быть также отнесены модели или макеты, также естественные наглядные материалы природного происхождений, также это могут быть карточки с иллюстрациями. Любое наглядное пособие, которое раздается лично в руки каждому дошкольнику для достижения определенной образовательной цели.

Экранные и звуковые материалы. Сегодня благодаря развитию современных технологий большое место в обучении детей занимают визуальные и аудиосредства. Используя такие пособия, нужно понимать, что их нельзя считать универсальными инструментами. У них есть свои специфические особенности, которые объясняют широкие возможности. Однако каждый из этих инструментов должен использоваться для достижения какой-то конкретной цели.

Диафильмы. Этот наглядный материал был очень популярен еще пару десятков лет назад. Однако сегодня его все реже используют на территории детского сада. А в семьях уже давно про него забыли. Это цепочка статичных изображений, которые объединены между собой единым сюжетом. Их нужно показывать в определенной последовательности, чтобы раскрыть материал.

Дети очень увлеченно воспринимают подобные изображения. На кадре может располагаться фотография, либо рисунок.

Чтобы обучить детей приемам работы, нужно начинать с самых простых кадров. Для начала нужно помочь ребенку видеть, что изображено в кадре. Нужно внимательно рассматривать вместе с детьми рисунок, не упуская ни одной детали. Благодаря такому детальному рассмотрению, дети смогут ответить на вопросы о том, что изображено здесь, что эта личность делает, где это событие происходит, а также какую можно дать оценку этому поведению. На подобные вопросы ученики могут отвечать по-разному.

После того, как дети научились воспринимать кадры диафильма, учитель объясняем им смысл заданий по диафильмам и показывает, как нужно выполнять задание.

Диапозитив. Это изображение, которое составляет часть из коллекции до 30 штук. На этих изображениях на пленке размещаются позитивные картинки. Их помещают в пластмассовую или картонную рамку.

Отличие этих изображений от обычных диафильмов в том, как организован материал. Педагог имеет возможность самостоятельно определять последовательность демонстрации позитивов в зависимости от того, какой линии рассуждения он придерживается.

Сегодня широко распространены диапозитивы на самые разные темы. В основном, это природная тематика. Дети знакомятся с разными видами растений, изучают признаки времен года, знакомятся с тем, как устроен лес, какой бывает вода в природе. Роль диапозитивов в том, чтобы иллюстрировать содержание изучаемой темы.

Таким образом, мы можем заключить, что наглядные средства являются прекрасным инструментом для получения новых знаний во время групповой или индивидуальной работы. Дети учатся самостоятельности и творчеству, также они приобретают исследовательские навыки.

Также наглядные средства можно использовать, как зрительную опору для опроса дошкольников. Опираясь на изображение, ребенок может ответить на вопрос правильно или пересказать сюжет художественного произведения.

Познавательное развитие. ФЦКМ

Тема: Свойства древесины.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

Задачи:

1. Познакомить с понятием древесина.

2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

3. Закрепить знание детей о деревьях.

4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей:

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

Раздаточный материал:

деревянные брусочки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

Загадка

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный.

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой (Буратино).

Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

Беседа

Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

Выявление свойств древесины.

– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

– Получилось? (нет)

– Значит древесина какая? Твердая

– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

Да, ребята, древесина не тонет.

Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

Сгорела? (Да)

Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

Спички детям брать нельзя!»

Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

А почему? (Оно питается, дышит, растет)

Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.