Мелкой моторики второй младше группе. Детско-родительское занятие во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику. Будут булки, будут сушки

Государственное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Проект по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

«Волшебные пальчики»

Исполнитель:

Попова Людмила Геннадьевна

воспитатель МБДОУ детский сад №

15 «Родничок » город Белово

Консультант:

Методист кафедры дошкольного

образования

Кемерово 2015

«Волшебные пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики (для детей трех - четырех лет).

Составила: Воспитатель, МБДОУ детский сад № 15

«Родничок» города Белово, Кемеровская область

Актуальность.

Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми раннего возраста. В группу пришли «домашние » дети, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. За период прошлого года значительно уменьшилось количество детей, которым нужна была помощь во всем(самообслуживании, развитии речи, изобразительной деятельности). Организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения свих целей. Свою работу решила продолжить, составив проект
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и продолжать просвещать родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Цель проекта: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Задачи проекта:

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;

расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;

совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;

просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;

научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Предполагаемый результат:

развита мелкая ручная моторика у детей;

положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);

у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;

проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

в группе оформлен центр развития мелкой моторики;

активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:

определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

изучение методической литература по теме:

«Веселые пальчиковые игры»;

оформление стенда для родителей:

«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
« Игры для развития мелкой моторики своими руками»

2. Основной этап реализации проекта:

Месяц, тема

Сентябрь
«Осень»

Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 4 частей)

Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)

Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень»

Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)

Игры с массажным мячом

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики

Оформление центра развития мелкой моторики

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из рябины)

Октябрь
«Овощи»

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот»

Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов из пластилина)

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)

Игры с массажным мячом

Д/игра «Веселые прищепки»

Рисование овощей пальчиками, используя гуашь

Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»

Игры с мозаикой

Ноябрь
«Профессии»

Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук)

Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)

Игры конструктором

Пальчиковые игры: «За ягодами», « Пальчики садовники », «Повар»

Шнуровка

Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»

Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)

Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)

Декабрь
«Зима,
Новый год»

Игры с массажным мячом

Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)

Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»

Лепка снежков, снеговика

Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)

Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)

Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)

Игры с мозаикой

Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)

Январь
«Домашние животные»

Игры со строительным материалом

Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 6 частей)

Пальчиковый театр «Колобок»

Д/игра «Веселые прищепки»

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

Д/игра «Животные» (выкладывание животных из счетных палочек»

Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)

Февраль
«Транспорт»

Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»

Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)

Д/игра « Наш друг - светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)

Аппликация «Подарок папе»

Игры с массажным мячом

Пальчиковый театр «Теремок»

Шнуровка

Игровое упражнение « Отделить горох от семечек»

Март
«Мамин день»

Д/игра «Веселые прищепки»

Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)

Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»

Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)

Игровое упражнение «Деревянные пазлы»

Д\ игра «Мозаика» (крупная мозайка)

Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)

Апрель
«Весна»

Игровое упражнение «Я катаю желудь» (массаж ладоней, пальцев рук)

Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)

Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)

Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап»

Игровое упражнение «Волшебный песок»

«Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)

Игры с мозаикой

Пальчиковый театр «Репка»

Май
«Насекомые»

Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка»

Игровое упражнение «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц)

Игры с массажным мячом

Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)

Анкетирование родителей

Игровое упражнение «Узоры из спичек»

Выставка рисунков, поделок из пластилина « Умелые пальчики»

3. Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Список использованной литературы:

«Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

«Веселые пальчиковые игры»;

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;

«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».


Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Задачи проекта:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Достигнутые результаты за последний год:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Социальная значимость проекта:

Способствует развитию мелкой моторики, координации движений руки детей младшего дошкольного возраста

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Этапы реализации работы:
1.Подготовительный этап.
Изучить литературу по данной теме;
Подготовить методический материал;
Разработать картотеку пальчиковых игр;
Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей;
Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;
Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;
Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».

2.Организационный этап.
Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми второй младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
Используемые методы и приемы работы:
массаж кистей рук
гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
пальчиковый театр
лепка из пластилина
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
различные виды аппликаций
рисование по трафаретам
штриховка
дорисовка (по принципу симметрии)
лабиринты
дидактические игры
шнуровка
игры с мелкими предметами
пазлы, мозаика.

3.Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Проведение мониторинга по теме с целью выявить промежуточные результаты работы над проектом и результаты в конце учебного года помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

    стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

    развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

    развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

    подготовка кисти руки к письму;

    развитие сенсомоторной координации рук;

    влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

    формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

    развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

    развитие внимания, восприятия, мышления;

    Пуговицы

    Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

    1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

      « Пуговки-застежки ». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

      Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

      Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

      Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

      Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

    Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

      Игра "Пуговица ".

    Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Яковлева Е.В.

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
По количеству участников : групповой.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность :
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель : целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи :
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2.формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! »
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя
Понедельник 15.02.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Игры с конструктором
Вторник 16.02.
Пальчиковая игра «Козочка»
Игры с мозаикой
Среда 17.02.
Пальчиковая игра «Мы варили суп»
"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".
Четверг 18.02.
Пальчиковая игра «Кораблик»
Работа с раскрасками - штриховка
Пятница 19.02.
Пальчиковая игра « Два веселых гуся»
Лепка из глины и пластилина
Суббота 20.02.
Пальчиковая игра «Банька»
Спрячь платочек

2 неделя
Среда 24.02.
Пальчиковая игра «Семья»
Ищем маленькие игрушки в миске с крышками
Четверг 25.02.
Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»
Игры с прищепками
Пятница 26.02.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Игра с клубочками

3 неделя
Понедельник 29.02.
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т.п
Вторник 01.03.
Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»
Собирание пазлов и разрезных картинок
Среда 02.03.
Пальчиковая игра «Дом»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Четверг 03.03.
Пальчиковая игра «Маланья»
«Бусы для мамы» нанизывание
Пятница 04.03.
Пальчиковая игра «Лакомка»
Рисование нетрадиционным методом

4 неделя
Среда 09.03.
Пальчиковая игра «Постираем белье»
Работа с пластилином
Четверг 10.03.
Пальчиковая игра «На постой»
Пальчиковая гимнастика- шнуровка
Пятница 11.03.
Пальчиковая игра «Снег, снег»
Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке».

Цель : развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - познавательные : закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие : учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки.
-коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.
- игровые : совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.
Материал :
Демонстрационный : мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный : подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.
Ход занятия :
Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются.
Воспитатель : Дети, посмотрите, куда мы с вами попали?(стоят несколько елочек)
Дети : В лес!
Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, « Почему зайчик плачет?»
Зайчик : «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»
Воспитатель : «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.»
На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.
Дети находят игрушки и называют их:
- Я нашла куклу. И т. д.
Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель : Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки,
Колкий шар не видно ножек
Звать его конечно ….(Ёжик)
Вот он Ёжик.
Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?
Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?
Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.
-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.
В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги по -середине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).
Воспитатель: Ребята, каких зверюшек мы с вами уже встретили?
Дети : Зайца, Ёжика, Медведя.
Воспитатель :Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?
Дети : - Дикие животные.
Воспитатель : А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:
По деревьям ловко скачет
И в дупло орешки прячет?
Дети : Белочка.
Воспитатель : Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.
Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.
Воспитатель : Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселится.
Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.
Речь с движениями «Я на скрипочке играю...»
Я на скрипочке играю
«Тили-ли, тили-ли»
Скачут звери на полянке
«Тили-ли, тили-ли»
на гармошке я играю «Ры-ры-ры»
Скачут звери на полянке
«Ры-ры-ры »
Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»
Скачут звери на полянке
«Ду-ду-ду »
А теперь на барабане
«Бум-бум-бум, трам-там-там»
Все зверушки разбежались
по кустам, по кустам.

Воспитатель : Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?..... Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали?(ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Картотека игр на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки» - учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Кружок по развитию мелкой моторики

«Веселые ладошки»

для детей 2 младшей группы

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Программное содержание

Октябрь

1 нед. Тема: «Овощи с огорода»

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. «Морковка» - раскрась по образцу.

3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно) .

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

2 нед. Тема: «Одежда»

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Упражнения

1. П/и «Гномики- прачки» .

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Д/игра «Оденем Петю».

5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

3 нед. Тема: «Транспорт»

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

Упражнения

1. Упражнение «Что у кого? » - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

4. Упражнение «Топай-хлопай».

5. Пальчиковая игра «Вертолет».

6. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4 нед. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

Упражнения

2. Упражнение «Коготки и лапки».

3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

4. »Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

Ноябрь

1 нед. Тема: «Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координир. движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

Упражнения

1. П/г «Игрушки».

2. Упражнение «Лошадка».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

5. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик) .

6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8. Самомассаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Упражнения

1. П/г. «Утята».

2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча) .

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Оригами «Птички».

7. Самомассаж бусинками.

3 нед. Тема: «Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

4 нед. Тема «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.

5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

3. Игра «Грузовик построим сами».

4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.

декабрь

1 нед. Тема: «Дикие животные»

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

Упражнения

1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Подвижная игра «Зайка»

5. Упражнение «Веселые зверята»

6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками.

2 нед. Тема «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) .

5. »Осенние деревья» - рисование ладошками.

6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3 нед. Тема «Зима. Признаки зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.

6. Развивать умение сматывать клубочки.

Упражнения

1. »Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток.

4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

5. Самомассаж мячиками (ежиками) .

6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

7. »Глиняные рожицы» - рисуем глиной.

4 нед. Тема: «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

5. Развивать умение сматывать клубочки.

7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

5. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки.

6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

7. Самомассаж косточками фруктов.

январь

1 нед. Каникулы

2 нед. Тема «Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Снегопад»-рисуем пластилином.

3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

4. »Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Самомассаж гранеными карандашами.

6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

четверг

3 нед. Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук.

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

5. Воспитывать желание помогать маме.

6. Развивать творческую фантазию.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Упражнение «Ткань на новое платье»-работа с лоскутками разной фактуры.

5. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

6. Самомассаж косточками фруктов.

4 нед. Тема «Дикие животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

4. Воспитывать любовь к природе.

Упражнения

1. П/г «Апельсин».

2. Упражнение «Зоопарк» - игра с решеткой для мойки.

3. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки) .

4. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги.

5. «Разноцветный заборчик» -игра с прищепками.

6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

февраль

1 нед. Тема «Виды транспорта»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

4. Развивать глазомер и точность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге. (30 уроков… стр. 8)

3. Упражнение «Чей кораблик? » - лабиринт (30- уроков… стр. 23) .

5. П/г «Путешествие».

6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

2 нед. Тема «Профессии»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

Упражнения

1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».

2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.

3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.

5. »Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема «Защитники отечества»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

4 нед. Тема «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

3. Самомассаж гранеными карандашами.

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

март

1 нед Тема: «Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения

1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

7. Самомассаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Обучение рисованию кругов.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

5. Развивать чувство формы.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек».

2. П/и «Кроватка», «Стул».

3. »Домик для мишутки» - рисуем на манке.

4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Упражнения

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

4. Нарисуй хвост коню.

5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

4 нед. Тема «Электроприборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

4. Развивать внимание.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Упражнения

1. П/г «Это звери».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр) .

4. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

6. Самомассаж мячиками (ежиками).

апрель

1 нед. Тема «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. »Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

2 нед. Тема «Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Упражнения

1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » -выбрать из группы предметов то, что тонет.

2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.

3. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

5. Пальчиковая игра «Одуванчик».

6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул) .

7. Самомассаж косточками фруктов.

3 нед. Тема "Весеннее солнышко"

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

Упражнения

1. Игра »Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр)

4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

6. Пальчиковая игра «Орешек».

7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

4 нед. Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Упражнения

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .

5. Д/игра «Собери букет».

6. Пальчиковая игра «Букет цветов».

7. Самомассаж мячиками (ежиками) .

май

2 нед. Тема «Дождь»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль.

5. Заштрихуй тучку по образцу.

6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение завязывать узелки.

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.

Упражнения

1. П/игра «Червячки», «Паучок»

2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

7. Самомассаж косточками фруктов.

8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

4 нед. Тема: «Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра »Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.

3. Упражнение »Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.

4. Самомассаж мячиками (ежиками) .

5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

6. Упражнение «Арбуз» -нарисовать побольше черных зернышек – семян.