Культурно гигиенические навыки в режиме дня. Воспитание культурно-гигиенических навыков подготовительная группа календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему. Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

ПРОЕКТ

На тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Воспитатель Батурина Е.М.

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 8 «Берёзка»

Анализ ситуации.

Выявление проблемы. Цель, задачи педагогического проекта.

Планируемые результаты

Система работы

Диагностический инструментарий

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

Список используемых источников.

Приложение

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

Концепция Федерального государственного образовательногостандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Физическое развитие» она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.

Следовательно, если мы создадим и реализуем проект, то это:

будет способствовать развитию навыков самообслуживания;

расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.

Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.

Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Обогатить предметно-развивающую среду группы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель, дети второй группы раннего возраста, родители.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми второй группы раннего возраста.

Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .

Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .

Правильно пользуются столовойложкой; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

СИСТЕМА РАБОТЫ

Паспорт проекта: долгосрочный, игровой

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:

здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций,)

информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

Личный пример работников детского сада, родителей;

Использование художественной литературы, фольклора;

Схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

Полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

Обеспечение чистоты среды;

Соблюдение правил этикета;

Психологическая культура взаимоотношений

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Целеполагание:Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.«Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.Здоровье детей– одна из главных проблем семьи и детского сада.

Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведьлюбой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей культурно-гигиенические навыки, мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье

1 этап – организационный

Деятельность педагога

Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют.

2 этап – основной

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит вигровую ситуацию формулирует проблему: Организует занятия, беседы. Организует игры. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Описывает и анализирует работу над проектом.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители,материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

Формы работы:

Виды деятельности

Познавательная деятельность:

«Водичка, водичка…»

«Учим куклу мыть руки»

«Научим Машу – растеряшу

убирать вещи».

«Кукла в ванночке не плачет»

«Рассматривание одежды куклы Кати.»

Одевание куклы на прогулку.

«Мои здоровые зубки»

«Доброе утро расческа»

«Помоги зайке сберечь здоровье»

«Доктор Айболит»

«Чтобы быть здоровым»

«Сохраним свое здоровье»

«Как нужно ухаживать за собой.

Речевое развитие. Чтение

ГИГИЕНА

Потешка «Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Г Зайцев «Дружи с водой».

К. Чуковский «Мойдодыр»,

Л. Барто «Девочка чумазая»,

С, Бялковская «Юля-чистюля»,

Александрова «Купание»,

ПРИЕМ ПИЩИ

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали»

A. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп!»

ОПРЯТНОСТЬ

Потешка «Уж я косу заплету»

Потешка «Где мой пальчик?»

«Мне уже четыре года» (фольклор)

Потешка «Завяжу потуже шарф»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Птешка «Водичка,водичка»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Е. Благинина «Как у нашей Ирки»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ

К. Жанэ «Братишки»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла - клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка»

Н. Глазова «Мальчик Петя»

В течение года

Воспитатель:

Беседа:

«Чистота и здоровье»

«Когда надо мыть руки? »,

«От чего болят зубы? »,

«Что значит быть здоровым? »,

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,

«Друзья Мойдодыра».

В течение года

Воспитатель:

Дидактические игры и упражнения:

«Таня простудилась»,

«Сделаем куклам разные прически»,

«Вымоем куклу»,

«Правила гигиены».

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться) »,

«Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»,

«Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик».

В Октябе и марте

Воспи-татель:

Экскурсия:

В прачечную детского сада

В медицинский кабинет

Рассматривание и обсуждение картин:

«Дети обедают»,

«Мама купает ребенка»,

«Игра с куклой».

Воспитатель

Игровые ситуации:

«Кукла Катя не хочет мыть руки»

«Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол»,

«Мы в гостях»,

«Готовимся к приходу гостей».

В течение года

Воспитатель:

Проблемные ситуации:

«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? »,

«Почему у кукол грязное полотенце? »,

«Почему Хрюшу не приглашают в гости? »

В течение года

Воспитатель

Алгоритмы:

«Мытье рук»,

«Последовательность одевания на улицу»,

«Вытирание рук насухо полотенцем»

В течение года

Воспитатель, родители

Работа с родителями

Консультации:

« Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

«Личная гигиена»

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

« Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

3этап Заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.Представляет конспекты, планы и другие материалы.Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

В младшей группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды.

Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании.

Уровень сформированности.

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:-Мыть лицо, руки;-Закатать рукава;- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;-Пользоваться расческой;-Пользоваться носовым платком.

2.Навыки опрятной еды включают умение:

Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;-Не крошить хлеб;- Пережевывать пищу с закрытым ртом;- Не разговаривать с полным ртом;-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;- Благодарить.

3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

Расстегнуть пуговицы, замок;-Снять платье (рубашку, шорты);-Аккуратно повесить;-Снять обувь;-Надеть в обратной последовательности.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для реализации данного проекта в МАДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы: воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно- методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006

Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г

Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Каталог дидактических игр

Консультации и папки-передвижки для родителей.

Подборка стихов и потешек по теме

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

  • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
  • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
  • учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. Например:

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

Медвежонок хлеб жевал -

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот -

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте как угодно.

НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.

За столом Кроты сидят,

Нос воротят, не едят:

Эту кашу не хотим!

Черный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут -

Ешьте все, что вам дадут!

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: - Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

Кто столы потом протрет?

Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем!

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-ггигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Список используемой литературы

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков и умений является одной из основных задач по формированию здорового образа жизни дошкольника. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Актуальность : формирование у детей дошкольного возраста навыков самообслуживания и культурного поведения - одна из задач успешной адаптации в обществе и в охране их здоровья.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию навыков самообслуживания. Приобщение дошкольников к формированию навыков культурно-гигиенических навыков - это, прежде всего сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Задачи формирования культурно - гигиенических навыков

Успешное формирование культурно - гигиенических навыков решается через следующие задачи:

Формировать умения овладевать культурно-гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания;

Побуждать детей к самостоятельности;

Оснастить предметно - развивающую среду учебно-дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык». Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью - это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Принципы формирования культурно - гигиенических навыков.

К принципам формирования культурно - гигиенических навыков относятся:

Системный подход;

Планомерность и непрерывность;

Развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Целостность подхода педагогов и родителей к формированию культурно - гигиенических навыков.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Методы формирования культурно - гигиенических навыков.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и «Девочка чумазая». На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.)

Формы работы с родителями.

Обязательное условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Следующим условием выработки культурно - гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Стремление взрослых все делать за ребенка, нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не формируется. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, во время занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в ДОУ и в семье.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Культура еды.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Формирование навыков самообслуживания.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети уже начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении в течение всего дошкольного детства. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. В трудовой деятельности по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.

Куклы и игрушки в помощь.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

В процессе обучения навыкам самообслуживания в работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют дидактические игры: «Что нужно кукле?», «Что это?», «Мокрые рукава и полотенце», «Грязные и чистые руки», «Какой формы мыльце?», «Госпожа зубная щетка», «Путешествие в город предметов чистой гигиены» и пособия: кукла Маша - растеряша, Хрюша - грязнуля, Кот - чистюля.

Прогнозируемый результат.

У детей дошкольного возраста должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

Ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

Имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его;

Ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители:

Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

Принимают активное, живое участие в жизни группы;

Проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

Проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

Осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

2. Опытно-экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

гигиенический дидактический дошкольный

Исследовательская работа проводится в виде эксперимента с детьми младшей группы детского сада «Волшебный фонарик», с. Поливянское. В работе принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет. Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

1. Изучить условия воспитания культурно - гигиенических навыков у детей младшей группы;

2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;

3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста;

4. Определить эффективность разработанных мероприятий.

Изучение уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшей группы ДОУ.

На этапе констатирующего эксперимента педагогическое наблюдение проводилось на занятиях и в свободной деятельности в младшей группе детского сада.

Цель: изучить особенности проявления интереса и уровни усвоения культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также проанализировать особенности педагогического процесса, его влияние на развитие интереса к этим навыкам у детей.

Для организации и проведения эксперимента нами были определены этапы работы (таблица1).

Таблица 1 - Этапы проведения эксперимента

Июнь-август

констатирующий

Определение уровня культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы (на момент поступления в ДОУ); составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы

Август-ноябрь

формирующий

Разработать программу мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков и вести работу с детьми по данной программе.

Ноябрь-декабрь

контрольный

Проверка эффективности разработанной программы по формированию культурно-гигиенических навыков.

Для организации констатирующего эксперимента, мной была разработана анкета для родителей детей младшего дошкольного возраста, выявляющая компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенических навыков.

На вопрос: «Считаете ли вы себя достаточно компетентными в вопросах культурно-гигиенического воспитания?» 30% родителей ответили, что не нуждаются в психолого-педагогическом просвещении. Это позволяет сделать вывод, что эти родители достаточно компетентны в вопросах воспитания.

Большее количество родителей 50% возлагает ответственность на воспитателей детского сада.

Требуются консультации педагогов детского центра по культурно-гигиеническому воспитанию 20% опрошенных.

На основании проведенного анкетирования, мы пришли к выводу, что родители все-таки не стараются приобщать и приучать детей к культурно-гигиеническим навыкам. Это связано с условиями формирования культурно-гигиенических навыков. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относится рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой мы понимаем наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточно количество раковин, необходимого размера; на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем - картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Далее я побеседовала с родителями, с целью выявления у них представлений о знаниях, умениях, навыках детей. Отсюда я выявила, что в условиях семьи редко ведутся беседы родителей с детьми на тему культуры и гигиены. Эта проблема требует более углубленного исследования.

Формирование культурно - гигиенических навыков должно осуществляться в тесном контакте детского сада с семьей. В группе существует единая линия требований, созданы условия, которые необходимы для выработки и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно - гигиенических навыков следует отметить следующее.

Все требования САНПина соблюдены, т.е. мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствуют требованиям, создана специально предметно-развивающая среда по формированию навыков самообслуживания (элементы среды Монтессори) и в группе достаточно много дидактических игр, которые способствуют наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков. Например, игра «Водичка-водичка», «Приведи куклу в порядок», «Обед у кукол»; занятия: «Вымой руки», «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки», «Почистим зубки», «Убери со стола», «Вымой посуду» и другие. Воспитатели в своей работе используют художественную литературу. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагоги обращают особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. С целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, воспитатели учитывают, нужно что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.

Одним из моментов нашего исследования были наблюдения за деятельностью вопитателей в режимных моментах.

В течении дня я наблюдала за деятельностью двух воспитателей младшей возрастной группы ДОУ. При этом использовала следующие параметры оценки (таблица 2).

Таблица 2 - Режимные моменты и параметры оценки

Реж. момент

Параметр оценки

Прием детей

Во время приема детей, воспитатели обращают внимание на внешний вид детей. Заметив неполадки, воспитатель предлагает ребенку привести себя в порядок, помогает ему. Он приучает детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным. С младшей группы воспитатель приучает детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.

Организация питания

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, соблюдение режима питания в детском саду организованно 3-х-4-х разовое питание детей: завтрак, второй завтрак, обед и полдник. Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневно меню детей. С правильной организацией питания детей большое значение имеет создание благоприятной эмоциональной и окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются не слишком горячими, но и не холодными. Соблюдается сервировка стола. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, и сами всегда их соблюдали.

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

4. Мыть руки;

5. Смыть мыло;

6. Умыть лицо.

7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;

Чтобы научить детей раннего возраста умываться, требуется немало времени. Формирование навыков начинается с прямого показа действий в определённой последовательности, сопровождая каждое своё действие пояснением.

Когда ребенок начинает мыться, следует объяснить важность и нужность выполнения каждого действия:

скачать, что нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не полилась на пол;

показать, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы образовалась пена;

показать, какие места нужно получше потереть - тогда она лучше смоет грязь;

обратить внимание на то, какими грязными были его руки и какими они стали после того, как их помыли.

Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, потом смачивает их водой, намыливает, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все действия в той же последовательности. При этом педагогам и родителям следует создать у детей хорошее настроение, используя стихотворения, потешки, песенки, например:

"Чистая водичка моет Вове личико, Танечке-ладоши, а пальчики-Антоше".

"Буль буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться".

"Льется чистая водица, мы умеем сами мыться".

Подведя ребёнка к раковине, взрослый говорит: "Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки". При этом незаметно для ребёнка помогает ему аккуратно и чисто умываться. Постепенно родители и педагоги приучают детей правильно пользоваться полотенцем: показывают, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряют тех, которые делают это правильно. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приёмы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением. Педагог закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками.

Процессуальная игра

Для привития культурно-гигиенических навыков воспитатели этой группы применяют показ, объяснение, а также используют игровые приемы, дидактические игры. Становление процессуальной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста. Особое место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. С раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, появляется стремление жить общей жизнью с ними. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности - предметной, или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку», может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является воображаемым. Чаще всего ребенок имитирует ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).

Проведенные наблюдения позволили сделать вывод о том, что режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

2 этап - наблюдение за детьми и оценка уровня культурно-гигиенических навыков.

Мной была проведена 1 диагностика - по программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (ред. Веракса) «От рождения до школы».

Задачи: выявить уровень культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Анализ результатов позволил оценить уровень культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

По результатам проведенного исследования мы выявили, что дети не говорят «спасибо», выходя из-за стола после еды.

Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

Мы провели наблюдение за детьми по определению уровня культурно - гигиенических навыков, по некоторым направлениям, а именно:

1. Умеет самостоятельно снимать верхнюю одежду.

2. Умеет самостоятельно одевать одежду в определенном порядке.

3. Умеет самостоятельно мыть руки.

4. Умеет аккуратно есть.

5. Может пользоваться носовым платком.

6. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы на одежде.

7. Может самостоятельно пользоваться расческой.

8. Убирает самостоятельно игрушки.

9. Может аккуратно сложить свои вещи.

Рассмотрим некоторые моменты навыков более подробно.

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

3. Взять мыло, намыливать до появления пены;

4. Мыть руки

5. Смыть мыло;

6. Умыть лицо.

7. Сухо вытереть руки, лицо.

Навыки культуры еды включают умение:

1. Держать ложку;

2. Не крошить хлеб;

3. Не разговаривать за столом;

4. Благодарить;

5. Пользоваться салфеткой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, носки

6. Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает - 3 балла.

Действие, выполненное с небольшими неточностями, с помощью взрослого - 2 балл.

Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) - 1 бал.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

· Высокий уровень (35-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

· Средний уровень (20-35 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

· Низкий уровень (0-20 баллов) - один и более навыков не сформирован.

Результаты наблюдения культурно-гигиенических навыков детей заносились в таблицу. Исходя из результатов, занесенных в таблицу мы видим, что у троих детей навыки по самообслуживанию находятся на низком уровне. У семерых детей навыки по самообслуживанию находятся на среднем уровне.

2 диагностика - по методике Г.А. Урунтаевой, которая описана ею в книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника».

Диагностика навыка мытья рук и умывания:

1. - Закатать рукава полностью могут - один ребенок(10%);

Пытаются закатывать рукава,но справляются только с помощью взрослого - четверо детей (40%);

Не могут закатать рукава - пятеро детей (50%).

2. - Смочить руки водой сами могут - трое детей (30%);

Справляются не полностью - пятеро человек (50%);

Не могут сами смочить руки водой - двое детей (20%).

3. - Берёт мыло и намыливает до появления пены - один ребенок(10%);

Берут мыло, но не могут хорошо намылить руки - пятеро детей (50%);

Не могут взять мыло и намылить руки - четверо детей (40%).

4. - Моют руки самостоятельно - один ребенок (10%);

Четверо детей (40% -) - не очень хорошо моют руки;

Пятеро детей (50%) - не могут сами мыть руки.

5. - Двое детей (20%) - хорошо смывают мыло с рук;

Четверо детей (40%) - смывают мыло не достаточно хорошо,

Четверо детей (40%) - не могут смыть мыло с рук.

6. - Один ребенок (10%) - сам умывает лицо;

Трое детей (30%) - пытаются мыть лицо, но делают это не умело

Шесть человек (60%) - не умеют мыть лицо.

7. - Один ребенок (10%) - хорошо вытирает лицо и руки, убирает салфетку на место;

Трое детей (30%) пытаются вытирать лицо и руки, но делают это не достаточно хорошо;

Шесть человек (60%) не знают как вытирать руки и лицо, не убирают салфетку на место.

Диагностика навыка культуры еды:

1. - Хорошо держать ложку могут пятеро детей (50%);

Четверо детей (40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую;

Один ребенок(10%) не умеет держать ложку.

2. - Один ребенок (10%) кусает от кусочка хлеба аккуратно не кроша его;

Шестеро детей (60%) не очень аккуратно кушают хлеб;

Трое детей (30%) не умеют кушать хлеб, крошат его.

3. - Пятеро детей (50%) кушают за столом молча;

Трое детей (30%) иногда разговаривают за столом во время еды;

Двое(20%) не умеет вести себя за столом.

4. - Двое детей (20%) говорят после еды «спасибо» без напоминания;

Шестеро детей (60%) не всегда благодарят после еды;

Двое детей (20%) не говорят спасибо.

5. - Трое детей (30%) пытаются пользоваться салфетками после еды;

Семеро детей (70%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.

Диагностика навыка раздевания и одевания:

1.- Пытаются расстёгивать пуговицы четверо детей (40%),

Шестеро человек(60%) не умеют расстёгивать пуговицы.

2. - Снимает самостоятельно платье и брюки - трое детей (30%),

Пытаются снимать брюки и платье, делают это с помощью взрослых - двое детей (20%),

Не умеют самостоятельно снимать платье и брюки - пятеро детей (50%).

3. Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут:

Пытаются складывать одежду на стульчик - трое человек (30%),

Оставляют одежду там где сняли - семеро детей (70%).

4. - трое детей (30%) самостоятельно умеют снимать обувь,

Пятеро детей (50%) пытаются снимать обувь

Двое детей (20%) не умеют снимать обувь.

5. - четверо детей (40%) самостоятельно снимают колготки и носки,

Четверо детей (40%) пытаются самостоятельно снимать колготки и носки,

Двое детей (20%) не умеют снимать колготки и носки.

6. Один ребенок (10%) могут одеть на себя одежду в обратной последовательности,

Пятеро детей (50%) пытаются одеваться но путают последовательность,

Четверо детей (40%) не умеют одеваться.

Диагностика навыка умения пользоваться носовым платком:

1. - Достать платок из кармана могут все дети (100%),

Развернуть платок могут только двое детей (20%),

Четверо детей (40%) пытаются развернуть платок,

Трое детей (30%) не могут развернуть платок.

2. - использовать платок по назначение может только один ребенок (10%),

Шестеро детей (60%) пытаются использовать платок по назначению,

Трое детей (30%) используют платок не по назначению.

3. - Один ребенок (10%) может сложить платок,

Шесть человек (60%) пытаются сложить платок,

Трое детей не пытаются сложить платок (30%).

4. - Двое детей (20%) убирают платок в карман,

Пятеро детей (50%) пытаются убрать платок в карман,

Трое детей (30%) не могут убрать платок в карман.

Анализ результатов показал следующее:

30% детей имеют сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления,

У 30% детей навыки находятся в стадии становления,

У 40% детей навыки не сформированы.

Полученные результаты показали, что большинство детей не могут самостоятельно выполнять задания, им нужна помощь.
Наш эксперимент позволил сделать вывод, что у детей младшего дошкольного возраста в недостаточной степени сформирован уровень культурно-гигиенических навыков. Дети не могут самостоятельно выполнять поручения без помощи родителей, воспитателей.

Для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением.

Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы.

Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

Используются красивые, удобные для ребенка предметы личной гигиены, которые создают радостное настроение от взаимодействия с ними:

· зубная щетка, небольшая и нежесткая;

· зубная паста, приятная на вкус;

· расческа, с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный, неяркий цвет;

· полотенце - ребенок имеет индивидуальное, полотенца должны быть не слишком большими;

· зеркало не должно находиться там, где ребенок может неожиданно в процессе бега, игры столкнуться с ним.

Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка. В комнате, где он умывается, не должно возникать никаких неприятных ощущений, которые могут стать причиной отказа ребенка от выполнения процедур.

Итак, с предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго до того, как он начнет ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем - самостоятельно. Все эти предметы можно рассматривать на иллюстрациях и картинках, в книжках и журналах. Предлагают их лишь тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сыт, спокоен, здоров.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.

Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены ребенком, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это - главное условие формирования ЗОЖ, охраны и укрепления здоровья растущего человека.

Проведя свое исследование, я считаю, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Заложенные в детстве навыки и привычки сохраняются у дошкольников на всю оставшуюся жизнь.

Прежде всего, для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать.

Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

Заключение

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.

Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.

Таким образом, воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, психическому и гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

Список использованной литературы

1. Дергунская В.А., Кошкина А.А., Игры - эксперименты с дошкольниками: Учебно-методическое пособие - Москва, Центр педагогического образования, 2013 - 64с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 3 - 4 лет: Сценарии для ДОУ - Москва, 2008. - 96с.

3. Козлова С.А., Дошкольная педагогика: Учебник - Москва: Академия, 2006. - 416с.

4. Павлова Л.Н., Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста - Москва: Айрис-Пресс, 2006. - 226с.

5. Смирнова Е.Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях - Москва, 1973. - 278с.

6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 304с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Гигиеническое воспитание детей. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков. Эффективность проделанной работы.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2009

    Методы работы с детьми в детском садике. Приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Укрепление физического и психического здоровья детей.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2014

    Определение сущности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования. Воспитание у ребенка привычки к чистоте, аккуратности, порядку. Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Роль игровых ситуации и дидактических упражнений и их применение в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Основная цель правил игры.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании младших дошкольников. Методы их формирования в детских садах и семье. Выявление отношения родителей к развитию у детей навыков личной и общественной гигиены. Применения в работе с детьми игровых приемов.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены. Анализ программных требований и диагностических методик.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Определение понятия "культурно-гигиенические навыки". Виды культурно-гигиенических навыков и методики их формирования. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома. Формирование условных рефлексов у ребенка. Специальные меры закаливания.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2011

    Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Роль игрового метода в формировании навыков гигиены. Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2010

    Сущность и содержание понятия "культура здорового образа жизни", особенности и направления формирования его у ребенка дошкольного возраста. Использование разных форм работы дошкольниками в процессе формирования у них культуры здорового образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Исследование наиболее эффективных методов и приемов, влияющих на всестороннее развитие личности. Принципы построения программы по рисованию.

на 2015 - 2016 учебный год

Старшинова Валерия Михайловна,
ГБОУ детский сад № 95 компенсирующего вида

Режимные процессы

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в ру-ке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом ма-сло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек

Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Второй квартал

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения вовремя еды»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и пра-вильно умываться, насухо вытираться по-лотенцем, взяв его из шкафчика и развер-нув на ладошках

Игра-драматизация по произве-дению А. Барто, П. Барто «Девоч-ка чумазая»

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав-шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке

Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота»

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Третий квартал

Питание

Закреплять умение правильно пользовать-ся столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не пере-кладывая их из руки в руку, есть с закры-тым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды - серьезное

дело»

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и акку-ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе-щения туалета и по мере необходимости

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, прояв-лять желание помочь им совершенство-вать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Четвертый квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам»

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья

Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды