Красивое письмо каллиграфия. Что такое каллиграфия? Красивый почерк. Прописи для каллиграфии. Римская или Западная

Прекрасный, каллиграфический почерк – реальное искусство, которому дозволено обучиться. Положительно выводить буквы, писать не спеша, копировать примеры каллиграфического почерка – вот некоторые советы, которые могут сгодиться на первом этапе обучения положительному письму.

Инструкция

1. Для классического написания букв, используйте особые тетради – прописи. Обыкновенно такими тетрадями пользуются первоклашки для обучения написания прописных букв. Также приобретете книги по обучению каллиграфии и верному письму. Делайте упражнения в форме написания отрывков из разных рассказов повседневно, уделяя несколько часов письму. Со временем ваша рука привыкнет выводить положительно очерченные буквы. Но не торопитесь сразу переходить к написанию сложноподчиненных предложений. Для начала разберитесь с алфавитом, с специальным вниманием и старанием прописывая всякую букву.

2. Наймите репетитора по обучению каллиграфическому почерку . Изредка независимого постижения материала по книгам бывает неудовлетворительно, чай необходимо, дабы специалист со стороны оценил ваши старания по превосходству. Допустимо, вам покажется, что вы теснее достигли некого мастерства (почерк стал внятен окружающим огромнее, чем прежде), но на самом деле окажется, что впереди еще длинный путь к улучшению письма. Мелкие недостатки письма, положительное держание ручки под необходимым уклоном – на все это и многое другое сумеет указать только специалист по каллиграфическому почерку .

3. Посетите уроки изобразительного искусства и черчения. Обучитесь рисовать, ровно чертить геометрические фигуры, от руки прорисовать верной формы окружность. Со временем вы «набьете» руку, и ваш почерк преобразится до неузнаваемости, в классном смысле. Зачастую дозволено услышать, что знание рисовать – это прирожденное мастерство, но, как знаменито, если есть непреодолимое желание чему-то обучиться, то это неукоснительно получится!

4. Приобретете детские раскраски, в которых дозволено не только докрашивать фигуры, но и по пунктирам их дорисовывать. Так вы обучитесь точному сведению пунктирной линии в сплошную, что сгодится, при выведении на письме букв, состоящих из вертикальных линий, как буквы – «г», «р», «ц» и т.д.

Пишет “как курочка лапой”, “как доктор” – такое сегодня зачастую дозволено услышать про почерк того либо другого человека. Немного того, что со времен Петра I шрифт рукописей непрерывно изменялся и упрощался, так теперь с становлением компьютерной техники, люди вовсе перестали писать от руки. И теснее немного кто может похвастаться каллиграфическим почерком .

Вам понадобится

  • – особая пропись;
  • – пишущие инструменты.

Инструкция

1. В дореволюционное время в школах каллиграфия была отдельным предметом и считалась дюже значимой наукой. Тогда красоту написанным буквам придавал тот факт, что слова на бумагу наносились отрывным методом. А значит было огромнее вероятностей и времени, дабы старательно выводить буквы. Впрочем позже очередных школьных преобразований 1968 года Министерством образования было принято решение, что нужно увеличивать скорость письма у детей посредством отказа от отрывной повадки написания букв. Тогда же отменили и особую разлиновку тетрадей, которая помогала положительно писать слова на бумаге. Следственно для того дабы обучиться писать каллиграфически, необходимо применять особые прописи. В них размечена особая разлиновка, которая помогает писать буквы под положительным уклоном. Также в такой прописи нанесены точки, по которым надобно обводить букву так, как это положено по нормам каллиграфии. Стержневой плюс такой разметки в том, что рука пишущего механически принимает нужное расположение и прописывает букву по верной траектории.

2. Базируется правило каллиграфии на том представлении, что у всей буквы есть своя формула написания. Зная ее, человек, тот, что пишет, механически будет знать? куда и как надобно ставить ручку, как положительно вести линию и где буква на письме должна закончится. И финально же, каллиграфическое письмо неукоснительно должно быть отрывным. Напротив прописать прекрасно букву не получится. Чай такое написание слов – с небольшими передышками, считается самым физиологичным для человека. Все линии в буквах и словах обязаны быть плавными, мягко закругленными и доведенными до логичного заключения.

3. Также на красоту почерка влияет много других факторов. Один из них – неправильная поза во время письма. Никогда сидящий криво человек с низко опущенной головой и неестественно вывернутой шеей не начнет писать прекрасно. Буквы обязаны быть написаны с одним наклоном, т.е. на бумаге выглядеть единообразно. Если же человек сидит ненормально, то у него периодично меняется угол зрения, а значит и наклон букв. А это теснее нарушение законов каллиграфии.

4. Еще одно из условий для выработки прекрасного почерка – верное расположение бумаги для написания. Лежать она должна ровно с максимально возможным наклоном 20 градусов (не огромнее!). Середина написанного текста должна соотносится с серединой груди. Это тоже помогает сберегать наклон букв при письме в положительном направлении.

5. Ну и безусловно же, не стоит расстраиваться, что вначале не все получается, что на написание одного слова уходит дюже много времени. Все это с навыком прогрессирует и приобретает нужную скорость. Но позже нескольких упорных тренировок ваш почерк теснее вряд ли назовут уродливым и непонятным.

Прекрасный почерк ценился во все времена. Радостные владельцы каллиграфического почерка могли получить работу, недостижимую для тех, кто нехорошо пишет. И даже теперь, когда обыкновенную ручку потихоньку вытесняет компьютерная клавиатура, прекрасный почерк не потерял своего значения. Близким людям славно получить весточку, написанную именно вашей рукой. И различные документы все равно доводится заполнять вручную довольно регулярно.

Вам понадобится

  • – прописи;
  • – перьевая ручка;
  • – шариковая ручка;
  • – бумага в линейку и в клетку.

Инструкция

1. Оцените свой почерк и определите его недочеты. Добросовестно ответьте себе на вопрос, довольно ли он рассудителен, ровно ли вы пишете буквы и их элементы. Подумайте также о том, какой бы почерк вы хотели. Допустимо, придется освоить новые элементы букв. Отличнее это сделать сразу, переучиваться несколько раз абсолютно незачем.

2. Обучение каллиграфии немного чем отличается от обучения письму первоклассника. Достаньте прописи. Их дозволено приобрести либо скачать из интернета и распечатать. Испробуйте ту же последовательность, по которой прежде обучали детей. Позаботьтесь о верной позе. Сядьте прямо, положите лист немножко наклонно, возьмите положительно карандаш.

3. Напишите несколько строчек прописей остро отточенным простым карандашом. Представьте, что вы только учитесь писать. Усердствуйте писать все элементы ровно, верно соблюдая пропорции и наклон. Если вы контролируете процесс, довольно будет одного либо 2-х занятий письма карандашом.

4. Напишите несколько строк ручкой-вставочкой и примитивными чернилами. Начинайте с элементов букв, после этого пишите всецело буквы, строчные и прописные. Если вы хотите украсить свой грядущий почерк какими-либо завитушками на прописных буквах, постигайте их теперь. Самое же основное - пишите ровно, соблюдая наклон и нажим. Высота букв должна быть тоже ровной, следственно пишите вначале пропись в две линейки.

5. Испробуйте что-нибудь написать на листе в клетку. Усердствуйте, дабы высота букв приблизительно равнялась 2/3 клетки. Пускай вертикальные полоски вас не смущают, пишите буквы с тем наклоном, тот, что вы для себя предпочли. Наблюдательно следите за высотой букв и нажимом.

6. Освоив письмо на листах в клетку, переходите на тетрадь в одну линейку. Усердствуйте соблюдать высоту букв, она в прекрасном почерке составляет около 1/3 расстояния между линейками либо чуть огромнее. Высота прописных букв чуть не доходит до расположенной выше линейки.

7. Испробуйте написать несколько строк авторучкой. Пишите не элементы букв, а слова либо небольшие тексты. Следите за высотой букв, соотношением высоты и ширины. Прекрасно выводите элементы соединений.

8. Переходите на шариковую либо гелевую ручку. Соблюдайте все те же правила, что и при работе карандашом и перьевыми ручками. Прекрасный нажим, классический для перьевых ручек, при работе шариковой менее невидим, но делать его все равно надобно. Прекрасные буквы получаются только в том случае, если ваши движения верны и точны.

9. Перейдя на шариковую ручку, проконтролируйте процесс. Постарайтесь не все время глядеть на тетрадку. Задумайтесь на какое-то время о оглавлении текста, а не о том, как он будет выглядеть на листе. Потом посмотрите, что у вас получилось. Если вы перестали наблюдательно следить за тем, как пишете, а буквы все равно получаются ровными и прекрасными, то все в порядке. Если же отвлекаясь, вы перестаете писать верно, надобно еще какое-то время наблюдательно контролировать занятия.

Видео по теме

Полезный совет
Зрелый человек, которому не надобно каждому учиться снова, может обойтись и без промежуточных этапов. Напишите несколько прописей карандашом, дабы осознать последовательность движений и обучиться соизмерять усилия. После этого дозволено перейти сразу на шариковую ручку. Но в этом случае надобно больше сурово контролировать движения.

Одна из задач исходной школы – обучить детей писать каллиграфически, впрочем даже вдалеке не все взрослые обладают этим навыком. Обучиться писать каллиграфически дозволено самосильно, применяя определенные правила.

Инструкция

1. Для начала примите верное расположение тела. Для этого сядьте на стуле прямо, голову чуть наклоните вперед. Если вы правша, то положите левую руку на стол и перенесите на нее часть веса тела, единовременно придерживайте этой рукой бумагу. Если вы левша, то точку опоры перенесите на правую руку. Та рука, которой вы пишите, должна едва касаться поверхности стола.

2. Возьмите инструмент для письма – ручку либо перо, – в рабочую руку. Огромным пальцем прижмите ручку к ногтевой фаланге среднего пальца. Указательный слегка согните и придерживайте ручку сверху. Удерживать пишущий инструмент в руке надобно без напряжения.

3. Оставшиеся два пальца расслабьте и разогните – лишнее напряжение в них будет мешать плавным движениям руки. Проверьте верное расположение ручки, иной рукой вытянете ее за верхний конец. Если она скользит вольно, значит вы все делаете верно.

4. Начните тренироваться в каллиграфическом написании букв, проведя на бумаге линии произвольной формы. Вначале пишите под углом в 30 градусов, после этого под углом в 45 и 90 градусов. Главно обучиться соблюдать наклон под заданным углом. Соблюдайте последовательность: писать необходимо только сверху вниз и слева направо.

5. Тренируйтесь в написании буквы «о», всякую линию проводите за один прием и старательно соединяйте соприкасающиеся линии. Это необходимо для написания округлых знаков. Во время написания не меняйте расположение руки, потому что угол может измениться.

6. Обучитесь писать сурово вертикальные штрихи. При написании штриха не ориентируйтесь на предшествующий, если у него изменен угол наклона, – каждая линейка штрихов может наклониться. Следите за дыханием, и штрихи рисуйте на выдохе. Избегайте слишком стремительных и безмерно неторопливых движений, выберите комфортный для себя темп письма.Каллиграфическое написание требует определенной решительности от автора и является итогом напористых тренировок.

Обратите внимание!
Первое время упражнения делайте медлительно и методично, увеличение скорости будет натуральным процессом.

Полезный совет
К написанию трудных букв переходите понемногу, как только освоите технику примитивных упражнений.

Видео по теме

Итак, мастер-класс по каллиграфии. Шла я к нему очень долго и наконец дошла:-)

Компания в нас там собралась очень приятная. Представляете, 10 человек и все такие же маньяки, как я сама! 5 часов разговаривать про буквы, объясняться им в любви и учиться писать закорючечки. Я реально оказалась на седьмом небе. Как же я обожаю, когда меня учат и заботливо следят за тем, чтобы я все делала правильно! Какой же это кайф. Какое удовольствие в чистом виде, что к правильно приложенным усилиям прилагается своевременная поддержка.

Под катом можно посмотреть на мои первые каракули. Сразу скажу - это правда каракули, а не сказано для того, чтобы вы меня начали переубеждать в обратном. Я никогда до этого не занималась научной каллиграфией, только художественной самодеятельностью. Добиться мастерства за 5 часов занятий - это было бы анекдотом, честное пионерское. Поэтому пост просто отчетный, что я вообще начала заниматься относительно новой для меня вещью, что мне просто дико понравилось и что я хочу еще!

Это мастерская, в которой проходят занятия. Я каждый раз радуюсь немецкой находчивости. Старую угольнодобывающую шахту в Эссене полностью переделали под мастерские, выставочные и концертные залы. Просторы там необыкновенные и атмосфера сразу рабочая. Это как раз все девочки смотались на перекус, а я спокойно, чтобы никого не смущать, пофотографировала на телефон.


Это другая часть того же стола

Началось занятие с того, что Ильзе Штрэтер раздала нам всем папочки, подписанные ее рукой. В них была информация о материалах, содержание МК, примеры написания букв и прочее.

Первым шагом была разминка. Нужно и можно было пробовать разные материалы и стараться в начертании чего-то, что было бы НЕ похоже на настоящие буквы. Пердлагалось поупражняться в абракадабре - расслабить кисти рук и почувствовать материал. Сначала непрерывными строчками, потом упражняясь в псевдо-китайских иерогливах, то есть в начертании чего-то, похожего на отдельные символы. Это мои марания бумажки и мое рабочее место.

А потом началось! Ильзе раздала нам образцы начертания гуманистического курсива, которым писали в Италии еще во времена Возрождения. Причем на листиках были заботливо обозначены и последовательность нанесения крючочков, и угол, под которым нужно ставить перо. Надо ли рассказывать, что руки с непривычки вообще не слушались!

Ильзе показала, какие перышки для этого дела более подходящие, как их правильно наполнять чернилами, где пробовать и с чего начинать. Я над каждой буквой сидела так, что в итоге не успела до конца занятий научиться и половине алфавита. Еще раз повторюсь - это пробные начертания. Здесь я пристреливалась и училась элементарно перо правильно держать. Правильно написанных букв здесь практически нет - это фотография самых первых проб пера в начале занятия.

Не без интереса узнала, что подобные курсивы лучше писать перышком Nr.2 - это такое с плоским кончиком 2мм шириной. Тогда толщина линий буквы регулируется не нажимом, как в случае с остроконечным перышком, а обусловлена самой формой пера - можно немного поворачивать и получать толстые и тонкие линии, свойственные динамичным шрифтам. Так же было важно узнать, что форма и размер пера напрямую влияют на высоту строки. Обязательное правило: 5 штрихов пера - высота строчной буквы. Поэтому если перо 2мм, высота строки будет 1см. Если при толщине пера 2мм взять меньшую высоту строки, то шрифт будет казаться жирненьким и неуклюжим. Поэтому чем больше перо - тем крупнее должнв быть и буквы.

Это в столовой лежали разные примеры работ. Я как увидела на них цветные перышки, не смогла спокойно пройти мимо - люблю я это дело.

Книги, которые советует Ильзе. Их можно было листать и фотографировать. Я решила, что сделаю фото и просто возьму их в библиотеке, чтобы спокойно полистать.

Эту книгу Ильзе посоветовала сразу купить - она с диском, на котором записаны подробные видеоуроки мастера с объяснениями. Мы даже кусочек про начертание прописных букв смотрели прямо на занятии. Урок про начертание прописных букв: основные формы, где нужно, а где нельзя выползать за строчку, под каким углом ставить перо и т.д. К книге есть и тетрадка для упражнений. Я себе сразу заказала и то, и другое.

Если вдруг вы читаете и слушаете на немецком, вот ссылка на амазон на эту книгу: Neue Wege zur Kalligraphie: Eine Schrift - 1000 Variationen. Mit DVD и на тетрадку для упражнений: Übungsheft (Neue Wege zur Kalligraphie) . Ильзе говорит, что это самая лучшая книга, какую можно придумать для начинающих.

А это уже дома - разложила свои сокровища и давай писать дальше. Писать пока толком не получается, но я хотя бы рада, что запомнила у львиной доли алфавита, в какой последовательности наносить штрихи и как вертеть перо. Нагло попробовала соединить буквы в слово и тут же получила от Ильзе по шапке:"Не торопись! Так этот шрифт не соединяют! Это не пропись в первом классе начальной школы!" Теперь осталось дело за малым - упражняться, пока не станет получаться. Вообще Ильзе повторила за первый день порядка 100 раз фразу:"Сначала научитесь базе, а проявлять оригинальностьт будете потом, когда элементарному научитесь!" И это как бальзам - я тоже уверена в правильности такого подхода, но попробовать-то хотелось:-)

Посмотрим, что принесет завтрашний день занятий. По программе будет работа над индивидуальными проектами. Моя в шоке. Какие еще проекты? Я только писать начала и еле-еле запомнила, как буквы выводить, координация движений пока почти нулевая, правильности никакой. Но зато сколько кайфа! Так что уже радуюсь второму дню и уже сейчас знаю, что хочу в марте на следующий двухдневный курс. Хотя бы чтобы поупражняться к этому времени сверить с Ильзой результат.

Так что продолжение следует. Заведу я лучше отдельный тег "каллиграфия", чтобы если в итоге начну заниматься серьезно, проследить прогресс.

Следите ли вы за своим почерком? Красиво писать - не устаревший навык в наш компьютерный век, а способ выразить уважение к самой себе и к тем, кто будет читать ваши записи. Как научиться писать красивым почерком, читайте в нашей сегодняшней статье.

Зачем писать красивым почерком?

Казалось бы, с каждым годом мы делаем всё меньше записей ручкой и всё больше набираем текст на клавиатуре компьютера, а личные пометки в блокноте не попадут на выставку самого красивого почерка в мире, так что многие не прилагают усилий, чтобы исправить огрехи и облагородить собственное письмо.

Однако ровный, разборчивый и эстетичный почерк нужен вам по многим причинам:

  • исключает ошибку и помогает правильно понять текст;
  • не вызывает раздражение у читающего;
  • дисциплинирует мысль во время письма;
  • пригодится для поздравительных открыток и дарственных надписей;
  • обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;
  • говорит в пользу вашего характера.

Последний пункт связан не только с подсознательной реакцией читающего на ваши записи - вполне естественно, что ровные строчки вызывают уважение и симпатию к их автору. Разбором особенностей личного письма занимается отдельная наука - графология.

Все наши завитки и закорючки, а также наклон букв, строк и даже нажим ручки могут рассказать о качествах характера не меньше, чем внешний вид. Зная об этих закономерностях, наверное, стоит уделить чуть больше внимания тому, как мы пишем - ведь это часть нашего индивидуального стиля, на который окружающие обязательно обратят внимание.

У кого самый красивый почерк

Без колебаний можно ответить, у кого он отвратителен и вызывает больше всего нареканий - это, конечно, сотрудники медицины, чьи записи в карточках вызывают недоумение не только у пациентов, но и у коллег-врачей.

Но существуют и такие специальности, где разборчивое образцовое письмо - профессиональное требование. К ним относятся школьные учителя, работники архивов и библиотекари, а также представители редкой в любые времена специальности художника-каллиграфа.

Если отвлечься от профессий, можно смело утверждать, что красивым почерком обладают люди спокойные, уравновешенные, те, кто не торопится сделать запись, кто хорошо владеет кистью руки (мелкой моторикой) и главное - кто сознательно стремится писать разборчиво и ровно.

Таким образом, навык письма подчиняется волевым усилиям и зависит от тренировки. Обучиться этому можно в любом возрасте, применяя определённые техники.

Каллиграфия - искусство красивого письма


В мире поныне существует 15 школ, или направлений, каллиграфии, каждая из которых сделала из письма на основе национального алфавита настоящий шедевр (персидская вязь, китайская каллиграфия и пр.).

Кирилличная каллиграфия имеет древнюю традицию, и её принципы и сейчас используются в обучении детей в начальных классах.

Упрощённая кирилличная каллиграфия - это знакомые нам с детства прописи, по которым учатся писать школьники, а взрослые при желании могут значительно улучшить качество своего письма.

Тренируем кисть руки: базовые упражнения

Как сделать почерк красивым, если вы уже не школьник? Неужели переучиваться поздно, и ваши закорючки навсегда останутся проблемой? Это совсем необязательно, если задаться целью исправить положение. И начинать нужно с постановки кисти руки. Для этого перед занятием выполните небольшую гимнастику: круговые движения, сжатие кулаков, растяжка кисти, сгибание-разгибание пальцев.

Приступаем к работе с ручкой и бумагой:

  • нарисуйте крупные образцы фигур прописей - спирали, зигзаги, повторяющаяся строчная буква Ш, буква А, Г;
  • медленно, контролируя движения, прорисовывайте образцы по контуру;
  • концентрируйте внимание на ощущениях в пальцах и кисти при движении ручки;
  • повторяйте фигуры, пока не добьётесь эффекта автоматизма;
  • освоив фигуру, пробуйте рисовать её быстрее;
  • освоив быстрое рисование фигуры, продолжайте рисовать её, но мельче.

Заниматься нужно в тишине и спокойствии, при хорошем освещении, на плотной бумаге хорошей ручкой. Для ежедневных занятий выделяйте 15-20 минут, либо тренируйтесь по 30-40 минут через день.

Красивый почерк начинается с алфавита. Чтобы писать красивым почерком, используйте каллиграфический кирилличный алфавит. Вы можете приобрести его в магазине канцтоваров или сделать самостоятельно, используя шаблон из Интернета.

Ваша начальная цель - научиться выводить отдельные буквы (прописные и строчные) в идеальном соответствии с образцами, затем перейти на буквенные сочетания, соединённые плавными линиями.

Как выработать красивый почерк

Секрет успеха - в частой практике, а значит, писать от руки придётся больше, чем обычно. Переписывая тренировочный текст, не спешите, но и не «зависайте » на каждой букве.

Следите за нюансами:

  • все буквы должны получаться одинакового размера;
  • пишите, равномерно располагая буквы и слова, соблюдая при этом наклон;
  • используйте косую линейку только первое время, в конце обучения переходите на нелинованную бумагу;
  • края букв не должны вырываться вверх или сползать вниз строки;
  • делайте одинаковые пробелы между словами;
  • обратите внимание и на знаки препинания - выводите их одинаковыми, чёткими, разборчивыми.

Каллиграфия для левшей

Несмотря на то что по правилам каллиграфии письменный прибор держат в правой руке, у врождённых левшей почерк обычно более благообразен. Переучивание несколько меняет ситуацию, и часто дети, которым легко давались школьные прописи левой, становятся обладателями неразборчивого и неряшливого почерка правой рукой.

Особенность использования левой руки в том, что каллиграфический наклон вправо физически трудно соблюдать левшам. Поэтому естественный выход, который они находят сами - это изменение наклона в левую сторону, часто очень заметное.


Такой вариант не считается классикой, однако при нём можно добиться большей разборчивости, осилить слитное написание длинных слов и соблюдать прямую линию строки. При этом недопустимо разворачивать лист бумаги, создавая искусственный наклон строки

В течение последних нескольких лет я проводила семинары, на которых обучала новичков современной каллиграфии. А также я отвечала на бесчисленное множество связанных с этим вопросов по электронной почте. Поэтому я поняла, что необходимо создать пост, который поможет научиться каллиграфии с ноля! Сегодня я расскажу, как освоить это искусство с помощью нескольких простых шагов.

1. Осваиваем поддельную каллиграфию

По моему убеждению, поддельная каллиграфия – созданная обычной ручкой (гелевой, шариковой и т.д.), а не пером, – это лучший первый шаг на пути к работе с пером. Я так считаю по двум причинам:

  1. Обычная ручка выглядит привычней. Вы все время ею пользуетесь, и можете с ее помощью нарабатывать мышечную память (позже она вам пригодится).
  2. Поддельная каллиграфия будет полезна не только начинающим. Каким бы ни был ваш уровень, это будет отличным вспомогательным средством при работе над некоторыми проектами. Например, табличка с именем, выполненная шрифтом Amy Style, на фото ниже.

Любой набор каллиграфических прописей-шаблонов, который можно скачать с сайта thepostmansknock.com , начинается с полей для поддельной каллиграфии. Если у вас пока нет таких, я рекомендую набор Amy Style . Этот шрифт отличают прямые вертикальные линии. Поэтому он идеально подходит в качестве начального этапа работы, как ручкой, так и пером, для правшей и левшей. Поупражнявшись пару недель в поддельной каллиграфии и набив хорошенько руку, можно браться за перо.

2. Собираем стартовый набор для современной каллиграфии


Подробное описание этого набора можно увидеть в посте «Оптимальный стартовый набор перьев для современной каллиграфии ». Вот список самых необходимых инструментов и ссылки на них:

  1. 2 остроконечных пера Nikko G . – Почему я считаю этот вид перьев лучшим для новичков, вы можете узнать по этой ссылке. (Не знаете, как различать перья? Посмотрите на маркировку на хвостовике пера. На ней указан производитель, например “Nikko G”, “Brause EF66”.)
  2. 1 прямой держатель пера. – Я использую держатели Manuscript с универсальным фланцем. Хотя подойдет любая прямая модель. Мне нравятся держатели с пробковым захватом General, потому что их удобно держать и они тоже универсальны.
  3. Бумага для лазерной печати плотностью 120 г/см2 (32#) – это недорогая и качественная бумага, по которой тушь не будет растекаться и размазываться.
  4. Тушь Sumi Ink и чернильница с резьбовой крышкой для хранения туши . (Можете также использовать индийскую тушь). Обе разновидности достаточно насыщенные и с оптимальной вязкостью.
  5. Художественный стакан . – По существу, просто возьмите стакан с водой. Он вам понадобиться для ополаскивания перьев.
  6. Неволокнистый материал (например, обеденная салфетка). – Бумажные полотенца тоже подойдут. Но их волокна будут постоянно застревать в прорези пера.

Я предлагаю вам самим собрать каллиграфический набор, а не покупать уже готовый. Как правило, они состоят из низкокачественных инструментов, неприспособленных для новичков. К тому же их цена часто завышена.

3. Промываем перья

Все перья покрываются слоем фабричной маслянистой смазки, сохраняющей их товарный вид до момента продажи. Перед использованием нужно удалить ее. Я для этого зачастую просто втыкаю перо в картофелину! О том, как и зачем это делать, вы узнаете в посте по ссылке .


После удаления смазки тушь будет стекать по перу гладко и равномерно. Если этого не сделать, перо может вообще не писать, или оставлять кляксы.

4. Готовим перо


Вы можете использовать пластиковый держатель Speedball. Но я советую приобрести модель с универсальным фланцем. Он снабжен четырьмя металлическими «лепестками» и кольцом, как на фото ниже. Такой держатель можно будет использовать со множеством перьев разного размера, а не только с каким-то одним видом. Чтобы узнать больше о разных типах прямых держателей, читайте пост по ссылке .


Вот так выглядит держатель перьев с универсальным фланцем.

Если ваш держатель выглядит как на фото ниже, то вам необходимо слегка загнуть лепестки вовнутрь. Часто они продаются именно в таком виде.


Чтобы узнать, как это сделать, смотрите видео ниже.

Справившись с этим, можно переходить к закреплению пера. Вставьте хвостовик пера точно под отверстием в кольце, как на фото ниже.


Если у вас не выходит, смотрите видео ниже.

При правильном расположении пера, оно должно крепко, не шатаясь, сидеть в держателе.


Ваше перо готово к работе!

5. Как правильно держать перо



Держите перо стандартным способом, как обычную ручку. Зажмите держатель между большим и указательным пальцами, оставляя средний палец с обратной стороны рукоятки. Пусть мизинец и безымянный палец опираются на бумагу, пока вы пишите. Читайте больше о том, как правильно держать перо, по ссылке .

6. Окунаем перо в тушь

Какое бы перо вы не использовали, всегда опускайте его в тушь не глубже уровня отверстия по центру пера. Иначе вы наберете слишком много туши, и она зальет весь лист, как только вы коснетесь бумаги.



Набрав пером тушь, слегка постучите им по стакану с водой, стряхивая излишки.

7. Начинайте осваивать современную каллиграфию!


Это раздел «Интенсивной проработки слов» из набора прописей-шаблонов Janet Style .

Главное различие между шариковыми ручками и перьями заключается в следующем: при выведении букв пером нужно сохранять одинаковый угол между пером и бумагой. Не стоит держать его в вертикальном положении, старайтесь придерживаться угла 45 градусов. Если угол слишком большой, перо будет цепляться за волокна бумаги, из-за чего тушь будет ложиться неравномерно. Тяжело усвоить правильную технику работы, не видя ее. Чтоб вам было понятней, я сняла это видео.

Перед тем, как приступить к какому-либо каллиграфическому проекту, советую потренироваться на прописях-шаблонах (опять же, прекрасным выбором будет набор Amy Style , ведь по работе с ним есть видео курс). Распечатайте прописи на бумаге для лазерной печати и наслаждайтесь процессом!


Распространенные проблемы

Опыт обучения современной каллиграфии дал мне уникальную возможность понять трудности и огорчения, с которыми сталкиваются начинающие. Вот список шести главных проблем и их решение:

  1. Перо цепляется за бумагу. – Уменьшите угол между пером и бумагой. Чем выше вы держите перо, тем сложнее вам будет работать.
  2. Тушь подается неравномерно. – Выход тот же, что и в предыдущем случае: попытайтесь соблюдать меньший угол наклона пера.
  3. Не удается провести линию одинаковой толщины. – Убедитесь, что кончик пера плотно и равномерно прижат к бумаге, и вы правильно его держите. Видео курс может вам помочь.
  4. Тушь растекается. – Это бывает из-за низкого качества бумаги. Убедитесь, что вы пишете по бумаге высокого качества (например, бумага для лазерной печати плотностью 120г/м2).
  5. У вас дрожит рука. – Читайте пост «Решение каллиграфических проблем: нажим пера и дрожащая рука ».
  6. Другие проблемы. – Читайте пост «Пять самых часто задаваемых вопросов о современной каллиграфии ».

Что делать дальше

В современной каллиграфии, как и в других занятиях, самое главное – постоянно совершенствовать свое мастерство. Все с чего-то начиняют. Я начинала вот так:


А вот одна из моих последних работ:


Для начала самой лучшей практикой будут прописи-шаблоны. Снова, начинающим я рекомендую Amy Style , хотя подойдет любой набор с сайта thepostmansknock.com . Пока вы только знакомитесь с формами букв, подбирайте для себя интересные проекты. Займитесь , другими видами искусства, связанными с каллиграфией (как вот этот способ создания знаков) и/или напишите таблички с именами на стол для ближайшего мероприятия. Пользуйтесь поисковиком на сайте thepostmansknock.com . Сейчас здесь находится более 300 статей, посвященных обучению каллиграфии и разным проектам. Пока учеба приносит вам радость, ваши навыки будут улучшаться.

Надеюсь, вам понравилось это руководство для новичков по освоению современной каллиграфии. Любые вопросы вы можете задать в комментариях. Спасибо, что прочитали мой пост. Желаю вам отличного дня!

После орнаментальных упражнений можно перейти к выполнению пером шрифта антиквы.

Старайтесь писать его крупно.
Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание .

Упражнение начинаем с букв 1-й группы, состоящих только из вертикальных и горизонтальных штрихов - Г, Е, Н и др. Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий - А, Ж, И и др. За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми - Б, В, Ч и др. 4-й группой пишем круглые буквы - З, О, С и др. После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

Шрифт, выполненный ширококонечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

К отмеченным звездочкой буквам см. иллюстрацию ниже.

Улучшение ритма штрихов в буквах, написанных ширококонечным пером. Вверху - буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота пера). Внизу - (рекомендуется при продвинутом уровне) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных элементов.

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разнообразия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размеров; прозаический текст чередовать со стихотворным. Как, например, в работе Любомира Краткого.

Любомир Краткий (Lubomir Kratky).
Extrait du «Petit Prince», de Saint-Exupery.
1987, 50x40 см.
Бумага, краски, коленкоровая кисть.

Упражнения для пера (часть II)

Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала необязательно.

Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить написание курсивного шрифта. От вас требуется аккуратность и усидчивость, и вы сами не заметите, как все начнет получаться.

Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще всего возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяйтесь с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первоначальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными буквами.

Многие начинающие слишком поспешно переходят от первоначальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.

Гюнтер Жунге (Gunther Junge).
Шрифтовая вариация .

Упражнения для пера (часть III)

Лишь после длительной тренировки, когда выполнение общеизвестных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее - он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразование какого-нибудь известного стиля без коренного изменения .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными и несвязанными буквами.

Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характернейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие - хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля - понятие относительное, требующее меры.

Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте - наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность.

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта с несвязанными буквами.

Различные приемы выполнения засечек.

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью. То же самое относится к шрифту со слишком узкими межстрочными промежутками.

Ольдржих Менхарт.
Образцы исполнения некоторых строчных букв.

Хочется еще раз отметить, что навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.

Упражнения для пера (часть IV)

Круглоконечное перо - одно из простейших орудий для написания шрифта. Конец пера имеет дискообразную линию одинаковой ширины независимо от направления движения пера. Круглоконечные перья изготовляются шириною от 0.5 до 5 мм .

В процессе письма вся дискообразная поверхность пера должна равномерно прилегать к бумаге. Если это требование не выполняется, линия получается неровная, неодинаковой ширины. Круглоконечное перо так же, как и ширококонечное, не следует направлять концом вперед, т.е. снизу вверх и справа налево.

Упражнения по орнаменту в технике круглоконечного пера.

Гротеск, исполненный круглоконечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

Круглоконечным пером пользуются главным образом шрифтовики-любители при выполнении вывесок, объявлений и т.д. Употребляется оно и при исполнении стандартного шрифта в технических чертежах. Круглоконечное перо помогает обучающемуся приобрести элементарные навыки и дисциплинирует руку и глаз, но для выполнения полноценного, высокохудожественного шрифта оно почти не пригодно. Процессиональный художник употребляет круглоконечное перо реже, чем ширококонечное и большей частью как вспомогательное средство при рисовании шрифта (например, рубленного). Иногда линию круглоконечного пера или концы букв дорабатывают чертежным пером или акварельной кистью.

Рукописная гарнитура Жихарева.
Типографский шрифт.
Художник И.С. Жихарев.
Москва, 1955.

Подобный шрифт легко воспроизвести круглоконечным пером, доработав элементы букв тонким пером.