Костюмы мордвы. Мордовский национальный костюм. Мужской национальный костюм

Марина Иванова

И снова здравствуйте, дорогие коллеги!

Извиняюсь за столь длительное молчание и непосещение ваших блогов, на то были свои причины.

Сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о выставке детского творчества "Мордовский костюм". Эта выставка была организована мной как одно из итоговых мероприятий познавательно-творческого проекта "Моя Родина - Мордовия".

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

(подробнее с проектом можно ознакомиться в моём блоге) .

В процессе реализации проекта дети узнали много нового и интересного о родной республике, в том числе и о национальном костюме мордовского народа. Мы с ребятами рассмотрели книги и буклеты о вышивке - народном промысле Мордовии. Именно вышивка придаёт особый колорит национальному костюму мордвы. По мотивам мордовской вышивки выполнили вот такую аппликацию "Передник".


Готовясь к проекту, купила в магазине магнитик, подумала:"Пригодится!"


А потом мне пришла идея, нарисовать мордовский костюм "по мотивам" этого магнитика. Вот такие мордовочки у нас получились.


А потом мы расписывали панар, так называется мордовская белая рубаха.




И расписывали сороку, женский головной убор.

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Мордовия. Коренные народы, заселяющие её, - мокша и эрзя. В автономии проживает только треть мордвин. Остальные разбросаны по территории Поволжья, Сибири, областей и республик Центрального округа.

Эрзя и мокша относятся к народностям угро-финской ветви, имеют родные языки и письменность. Русская культура повлияла на все сферы жизни народов. В XX веке ассимиляции подвергся и самобытный национальный костюм.

Известно, что ещё в каменном веке территория Среднего Поволжья была заселена племенами андрофагов и тиссагетов. Это прародители современных эрзя и мокша. В XII веке дружинами русских князей на эти народы было совершено несколько нападений, а затем монголо-татары разорили и разграбили эти земли, а мужчин забрали в своё войско.

В XVI веке Иван Грозный, направляясь военным походом на Казань, подчинил себе мордвин. Знатные роды присягнули на верность Московскому государю. Царь Иван Васильевич раздал земли мокшан и эрзян боярам и монастырям.

Шло насильственное обращение местного населения в православие. Многие мордовцы в то время с семьями и скарбом подались в бега, сплавляясь по Волге в её низовья, туда, куда власть царя не распространялась. Население, оставшееся на своей исконной территории, вместе с обращением в веру подверглось обрусению. Ассимилировали и сбежавшие, но процесс шёл медленнее.

Важно! В 1867 году русский прозаик Мельников-Печерский, описывая быт мокши и эрзя, отмечал, что только в некоторых деревнях сохранился женский мордовский костюм, а с течением времени он встречается всё меньше.

Характерные черты мордовского национального костюма

О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:

Особенности мужского, женского, детского костюмов

Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.

Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.

Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу . Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.

Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.

Головной убор у женщин и девушек различался . Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.

Детский костюм повторял все элементы взрослого , но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.

Чем украшаются, какая обувь?

Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:

Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:

  1. традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
  2. кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
  3. зимняя обувь – валенки;
  4. на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
  5. поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи - белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.

В последние десятилетия в Мордовии идёт возрождение народного костюма . Его надевают на проведение обрядов, национальные праздники, концерты, некоторые официальные мероприятия. Один из матчей Чемпионата мира по футболу-2018 ознаменовался в Саранске карнавальным шествием, где были задействованы горожане в традиционной мордовской одежде.

Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного творчества, пропагандируют их включение в повседневные или праздничные наряды . В своих курсовых и дипломных работах они используют элементы кроя и вышивки старинных костюмов, создавая современную одежду в этно-стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.

1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА МОРДВЫ – ЭРЗЯ 1.1. Мужской национальный костюм мордвы эрзя… 1.2. Мужской головной убор мордвы – эрзя 1.3. Женский головной убор мордвы – эрзя 1.4. Рубаха, как часть женского национального костюма 1.5. Женские набедренные украшения 1.6. Передник 1.7. Верхняя распашная одежда 1.8. Обувь мордвы – эрзя 1.9. Праздничная одежда мордвы – эрзя. 2.УКРАШЕНИЯ И ВЫШИВКА НАРОДА МОРДВЫ – ЭРЗЯ 2.1. Нагрудные украшения мордвы – эрзя 2.2. Поясные и набедренные украшения мордвы – эрзя 2.3. Вышивка народа мордвы – эрзя 3. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И КОМПАЗИЦИИ В МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Национальный костюм - своеобразная область декаративно- прикладного творчества мордвы – эрзя, где тесно переплелись его виды, в нем воплощалось понятие народа об идеальном облике людей во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой. Анализируя историю развития национального костюма мордвы – эрзя в кратком обзоре, в данной работе хотелось показать причины, повлиявшие на ход перемен в костюме, от древности до настоящего времени, а сам национальный костюм представить как подвижное явление духовной жизни мордвы – эрзя. Национальная одежда народа мордвы – эрзя – тема, которая была интересна и западно-европейским путешественникам и российским ученым,а так же этнографам ХIХ-ХХ веков. Источники для разработки этой темы постоянно обновляются с изучением истории данного народа.


Работа основана на комплексе этнографических, исторических материалов, которые по происхождению и информативному содержанию можно объединить в несколько групп: энциклопедии, научные очерки, публикации. В литературе рассматривались проблемы по таким темам как: мордовская народная вышивка – Мартьянова В.И., Мартынов В.Н.; знаковые функции народной одежды мордвы - Карнишина Г.А.; народное искусство мордвы - эрзя – Юшкин Ю.Ф. Так же были использованы Интернет-ресурсы: poliana.narod.ru/history-costume.htm,


Мордва – третий по величине народ финно-угорской языковой семьи и один из крупнейших народов Среднего Поволжья. Численность мордвы в Российской федерации составляет более восьмисот тысяч человек. Нация неоднородна и состоит их двух субэтносов – эрзянского и мокшанского. Основным регионом формирования мордовского народа являлось Окско-Сурское междуречье. И поныне земли коренного расселения мордвы, охватывающие центральные и южные районы Нижегородской области, территорию Республики Мордовии, Пензенскую область и северные районы Саратовской области, являются местного компактного проживания народов эрзи и мокши, где сохраняются многие традиционные формы материальной и духовной культуры народа.



В начале 20-х годов XX века продолжался сбор материала об одежде мордвы, изучением которой занимались советские этнографы М.Е.Евсевьев, М.Т.Маркелов, А.П.Ручьева, Н.И.Спрыгина. История костюма мордвы показывает, что наиболее устойчиво традиция бытования народной одежды проявилась у эрзи в местах совместного или близкого проживания с мокшей. На данной территории костюм мордвы не только сохранился в обиходе у жителей сел, но и в период современной истории ярко демонстрировал отличительные этнические и локальные признаки, функционируя как элемент праздничной и обрядовой культуры. Предметом особой гордости для женщины являлся набор украшений. По ним окружающие судили об обеспеченности, благосостоянии семьи. Украшения бережно сохранялись, передавались по наследству, обветшавшие детали обновлялись новыми материалами. Взгляд любознательного зрителя может усмотреть в декоре мордовского костюма древние бусины, раритеты русской и зарубежной нумизматики, старинные воинские награды, амулеты паломничества в Святые Земли и множество оригинальных звонких мелочей, которые порой неведомыми путями, попадали в мордовское село. Особой приверженностью к самобытным формам костюма предков отличался женский национальный костюм, в то время как мужская и верхняя одежда были наиболее унифицированными. Именно поэтому в музейных коллекциях предметы женской одежды, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ века, преобладают.



Основными частями мужского костюма у эрзи была рубаха (панар м., э.) и штаны (понскт м., э.). Их шили из домотканого холста, в начале XX века получают распространение рубахи из фабричных тканей. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким самотканым пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань – вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу.


Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле одевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки.



Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с причёской. Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку - паця коня, коня лента. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали её в тугой узел - кокол. На такой причёске хорошо держался высокий головой убор панго. Основой панго служил луб, который обтягивался холстом и обшивался красной тканью. Сзади убор имел мягкую лопасть, покрытую плотной вышивкой.


Местные различия сказались в форме панго. Так, на севера - востоке региона был распространён тип лопатообразного панго, на востоке он имел полуцилиндрическую форму, а в центральных и южных районах - рогообразную. В первой половине хх века женский костюм, например, Кочкуровского района был обновлён введением своеобразного головного убора косинки. Он представлял собой прямоугольный кусок ткани, который закреплялся на голове завязками. В налобной части убор украшался блёстками, пуговицами, мелко гофрированной кашемировой оборкой. Сзади ткань свободно спадала на спину, образуя лопасть, край которой был закруглён и оформлен рядами лент, кружева, гофрированной оборкой. Цвет косинки определялся возрастом женщин. Молодые носили красную, а пожилые- белую. В прошлом причёска девушек состояла из восьми - девяти мелких кос, спадавших по спине, и двух толстых - по краям. Косы скреплялись между собой спицей с шумящими подвесками, а их концы заправлялись за пояс. Девушки повязывали голову полотенцем с концами, декоративными лентами.


Дополнением к головному убору служили наушные украшения из перьев селезня, бус, бисера, пуговиц. Характерно, что в северном регионе проживания мордвы - эрзи вплоть до конца 19 века сохранились старинные причёски не только у женщин, но и у девушек. В прошлом причёска девушек состояла из восьми - девяти мелких кос, спадавших по спине, и двух толстых - по краям. Косы скреплялись между собой спицей с шумящими подвесками, а их концы заправлялись за пояс. Девушки повязывали голову полотенцем с концами, декоративными лентами.


Женская причёска состояла из пучка волос, закрученных в узел на темени. Причёска называлась кокол. Мягкий чепец головного убора покрывал волосы и в то же время приобретал необходимую форму. Женский головной убор имел в области местные варианты. Тип округлого мягкого чепца назывался сорока. Убор шили из белого холста, украшая мелким орнаментом плотной вышивки.Другая разновидность головного убора - сорока - клабик имела в верхней части каркас, расширяющуюся кверху пластину. Неотъемлемым дополнением к головным уборам были наушные украшения - пиле - курокст, снизанные из белого и чёрного бисера с подвесками из медных цепочек.


Основной частью женского костюма у эрзи являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом каркс с кисточками на концах цёкт. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Вышивка выполнялась шерстяными самопрядёными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек берёзы, коры ольхи, различных трав.


Основной цвет вышитых узоров - красно-коричневый - дополнялся вкраплениями зелёного и жёлтого. Нередко узоры оформлялись чёрной или синей окантовкой. С начала 20 века растительные красители начинают заменяться анилиновыми, что повлекло за собой изменение в традиционном колорите орнамента. Вышивка рубах очень плотная, ковровая, рельефная по своей фактуре. Она выгодно оттеняла фон рубахи. Крупного плетения посконный холст уже не казался таким толстым и грубым. Расположение декора на рубахе было строго определённым и имело давние традиции. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.



Пояса сохраняли устойчивые формы. Они ткались на дощечках из разноцветных шерстяных ниток домашней обработки. Концы их завершали помпоны или бахрома. Праздничные женские пояса - цеко каркс, которые носили поверх руци, имели очень нарядные концы. Их делали из цветной бахромы, украшали мишурой и бисером, обшивали плоскими пуговицами. Завершался конец такого пояса кистью, оплетённой ажурной бисерной сеткой. Наиболее характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай, пулай. Женщина надевала его ещё девочкой - подростком в лет и носила до самой смерти. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. Обычно женщины на праздники надевали два пулая. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями сэлге пулай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика верхней его части оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам.


Передник – необходимая часть традиционного костюма мордовок. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Имелись специальные нарядные передники для гуляний и церкви. Цвет и отделка передника изменялись с возрастом женщины. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного), чем пожилые. Передники молодых обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, позументом, вышивкой, на передниках пожилых женщин отделка была более скромной или её совсем не было. По покрою женские передники мордвы можно подразделить на передники без нагрудника, передники с нагрудником и закрытые передники с рукавами.


С конца XIX – начала XX в. передники всё чаще шили из фабричных тканей, в особенности из цветного ситца, например синего с красными и жёлтыми цветами. На подол передника нашивали разноцветные бейки и сутаж, а к краю пришивали оборку шириной до 10 см, также из ситца, но с другого цвета, чем передник. Шили передники обычно на холщовой подкладке. Эрзянки повязывали передник (полузапон) очень низко под животом и, поддёрнув рубаху или руцю вверх, делали напуск, так называемую пазуху, которая служила своеобразным карманом. Широкое распространение полузапона именно у мордвы – эрзи объясняется отчасти тем, что в общем комплексе эрзянского народного костюма такой передник не закрывал богатой нагрудной вышивки на рубахе и руце.


Комплекс костюма включал длинную распашную одежду, полы которых не имели застёжек и не закрывали при ношении перед рубахи. По покрою она относится к типу туникообразных одежд. Центральное полотнище сгибалось поперёк, и одна его половина разрезалась вдоль по центру, образуя полы. Бок одежды составляли четыре раскошенных клина, попарно сшитые между собой, образующие с центральным полотнищем квадратную пройму. Рукава кроили более длинные, чем у рубахи, и сужающиеся к концам. Под рукава пришивались небольшие квадратные ластовицы. Дошедшие до нас руци относящиеся концу 19 века, были сшиты из хорошо отбелённого посконного или посконнобумажного холста. они имели богатую, плотную вышивку на груди и боле скромную на рукаве. Она покрывала полы на груди, лентой располагалась по краю подола и рукавов.


Использовалась также и при отделке расшивка блёстками. В её колорите преобладали красный и чёрный цвета. Помимо вышивки руця украшалась полосками браного ткачества, позументом, пуговицами. Общий декор руци дополняли узкие вертикальные нашивки из кумача, которые располагались на спине и полах. Руця была ритуальной одеждой. Её надевали по праздникам и сохраняли как смертную одежду. У молодых женщин и девушек она была более нарядной, чем у пожилых. Этот вид одежды в начале 20 века вышел из обихода, и местные жители называют её различными терминами: оршамка, панитка, шушпан. Плотная вышивка покрывала полы на груди, лентой располагалась по краю подола и рукавов. Использовалась также и при отделке расшивка блёстками. Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой одевали шубу из желтых овчин, иногда их покрывали сукном.


Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Лапти - карьть мордовского образца, то есть плетения с украшениями из привернутого лыка но головках и приплетем в задней части хвоста - пуло, сохранились как элементы национального костюма. Лапти были употребительны как в будни, так и в праздники. Рабочие лапти плели из пяти, а праздничные из семи и даже десяти лык. Лапти - пятиреки были однопяточные - ве кочкаря карть, то есть имели один угол в середине задника. Двупяточные лапти были из семи и более лык и имели толстый рант из кручёного лыка, концы которого образовывали две петли для обор.


Характерной особенностью мордовских лаптей было украшение на головках в виде треугольников из перевёрнутого лыка - атякш - петушки, так их называли в соседних усских сёлах. Помимо декоративного, они имели чисто практическое значение - показывали на какую ногу надо надевать лапоть. Со временем мордовский тип лаптей заменяется на так называемый московский, с круглой головкой, высоким задником и толстыми бортами. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Мордовские сапоги со сборами на голенище имели лишь состоятельные семьи. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки. Ноги обертывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста м., пильгалга э.), которыми обертывали ступни; и верхние (ланга пракста м., верьга пракста э.), ими обертывали икры. В холодное время года поверх портянок носили белые или черные онучи (сумань пракстат м., э.) из сукна.


Народные костюм эрзи достиг законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия. Народные костюм эрзи достиг законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.


Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте. В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном.


Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти карть (э.). со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми онучами пракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. По одежде девушек: по количеству праздничных рубах, красоте их отделки окружающие оценивали их мастерство в рукоделии. От этой оценки во многом зависели их шансы на удачный брак. Поэтому девушки старались использовать любую свободную минуту, чтобы пополнить свой гардероб, им приходилось вышивать по ночам, в праздники, когда нельзя было выполнять другие работы По одежде девушек: по количеству праздничных рубах, красоте их отделки окружающие оценивали их мастерство в рукоделии. От этой оценки во многом зависели их шансы на удачный брак. Поэтому девушки старались использовать любую свободную минуту, чтобы пополнить свой гардероб, им приходилось вышивать по ночам, в праздники, когда нельзя было выполнять другие работы




Нагрудные украшения сочетали разнообразные лавочные материалы. Доминирующими в них были стеклянные бусы красного цвета, которые соединялись с прозрачным бесцветным стеклярусом, мелкими металлическими пуговицами, цепочками. Традиционным нагрудным украшением женщины - эрзянки была фибуло - сюлгамо. Она скрепляла глубокий вырез рубахи. У молодых женщин сюлгам был больших размеров и на ряду с утилитарной играл декоративную функцию. Поэтому он украшался насечками, глазками из цветного стекла и имел подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера. Традиционным нагрудным украшением женщины - эрзянки была фибуло - сюлгамо. Она скрепляла глубокий вырез рубахи. У молодых женщин сюлгам был больших размеров и на ряду с утилитарной играл декоративную функцию. Поэтому он украшался насечками, глазками из цветного стекла и имел подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера.


Сюлгамо представляла собой традиционную эрзянскую застёжку с незамкнутой овальной пряжкой и подвижной иглой, бусы крепились на витую сетку из латунной проволоки. В прошлом в комплексе нагрудных украшений соседствовали два сюлгама, малый, застёгивавшийся у верха горловины рубахи, и большой, с россыпью бус. медных пуговиц, цепочек, скреплявший нагрудный разрез снизу. Вокруг шеи носилось своеобразное ожерелье, которое поднизью из бус закрывало пряжку сюлгама. Наряду с сюлгамом женщины дополняли свой наряд низками бус, ожерельями из монет, жетонов, стекляруса, плоскими бисерными гайтанами. На руки надевались медные и серебряные браслеты, кольца, перстни. В уши вдевались разнообразные серьги, которые делали сами или покупали в лавках.


Гайтан - хрест ведьме, имевший в прошлом, вероятно, ритуально магическое значение оберега, носили поверх всех нагрудных украшений. Он представлял ленту, снизанную из белого и чёрного бисера, сочетание которого само по себе считалось обереговым, и подвеску в виде кисти и цветных нитей шерсти и бисера. В качестве гайтана также носили небольшой круглый облазок на шёлковой ленте


Комплекс поясных и набедренных украшений сохранил многие архаичные черты. Набедренник - пулокаркс, который надевался на рубаху сзади, относился к разряду облегчённых набедренных украшений. В прошлом его детали из куска кожи, оформлявшегося вышивкой или аппликацией, шумящими металлическими подвесками и шерстяными кистями. Позднее кожаный щиток был заменён вышитым холстом, дублированным на плотную основу. Сплошная фактурная вышивка в колорите сохраняла тёплые оттенки, красно - коричневая тональность которых как бы имитировала цвет кожи и котрастировала с крупными чёрными фигурами орнамента. Характерным отличием вышитого декора пулокаркса было его чёткое деление на две симметричные части. Наряд набедренника дополняли ряды галуна, бисера, раковин - каури, медных пуговиц. Завершался пулокаркс длинными кистями, собранными в пучки чёрного и зелёного цвета. Местные отличия сказались в форме украшения, которое в одних сёлах делалось прямоугольным, а в других - трапециевидным. Боковые тесёмки пулокаркса завязывались на бёдрах. Их скрывал напуск рубахи, а также пояс - каркс, который плели на дощечках. Позднее кожаный щиток был заменён вышитым холстом, дублированным на плотную основу. Сплошная фактурная вышивка в колорите сохраняла тёплые оттенки, красно - коричневая тональность которых как бы имитировала цвет кожи и котрастировала с крупными чёрными фигурами орнамента. Характерным отличием вышитого декора пулокаркса было его чёткое деление на две симметричные части. Наряд набедренника дополняли ряды галуна, бисера, раковин - каури, медных пуговиц. Завершался пулокаркс длинными кистями, собранными в пучки чёрного и зелёного цвета. Местные отличия сказались в форме украшения, которое в одних сёлах делалось прямоугольным, а в других - трапециевидным. Боковые тесёмки пулокаркса завязывались на бёдрах. Их скрывал напуск рубахи, а также пояс - каркс, который плели на дощечках.


С древних времён в комплект поясных деталей входили карман, подвешиваемый к поясу. Археологические материалы, а также наиболее старинные находки этнографов показывают, что такие карманы, использовавшиеся женщинами для предметов рукоделия, изготавливались из кожи. В дальнейшем кожа была заменена вышитым холстом, позже - разноцветными лоскутками. На уши надевали серьги с подвеской серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. На уши надевали серьги с подвеской серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.


Вышивка - основной традиционный вид бытового искусства у народов Поволжья - издавна получила у мордвы широкое распространение. Об украшении вышивкой одежды мы можем судить уже по археологическим памятникам. Остатки тканей в могильниках XIII - XVI вв. на территории Мордовии сохранили следы вышивки. Крашеной шерстяной нитью, по-видимому, украшали ворот, рукава, подол одежды. В дальнейшем вышивка развивалась и совершенствовалась также, главным образом, в орнаментации одежды; богато украшались вышивкой и обрядовые предметы.


Материалом для изготовления вышитой одежды у мордвы, служила ткань домашнего производства, в основном конопляный холст, реже - льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Это, по-видимому, не случайно. У мордвы наиболее распространённой техникой вышивки является " шитьё по счёту ниток". Поэтому ткань холщевая, с прямым сплетением нитей весьма удобна; она служит как бы канвой для вышивания по ней узоров. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей. Но лишь к концу прошлого века, в некоторых районах, близких к торговым центрам, стали употребляться для вышивания: разноцветный шёлк, крашеная льняная пряжа, бумажные нитки, иногда тонкий покупной гарус. В изготовлении пряжи для вышивания и в использовании свойств растительных красителей мордовские женщины, обладавшие практическим опытом, передававшимся из поколения в поколение, достигли большого совершенства.




В обычных рубахах эрзянок вышивка по середине была узкой, нагрудная вышивка в виде сплошной вышивки отсутствовала, а выпуклые продольные полосы обычно шли от плеча до подола, причём в равном количестве и спереди, и сзади. В старинных рубахах их бывало разное количество: для праздничной рубахи - характерно наличие 6 полос спереди, и 6 сзади. В будничные - ограничивались четырьмя полосами или даже двумя. На мужской рубахе ворот вышит узкой полоской в сочетании с узорным тканьем, такие же полосы имеются и на плечах. Старинную мужскую рубаху украшали нередко мелкой вышивкой на вороте и плечах, а также нашивками медных блёсток в сочетании с узорным тканьём.


Передники эрзянской группы представляют собой прямоугольный кусок холста с боковыми завязками. Лицевая сторона его украшалась обычно вышивкой в сочетании с нашивками бисера, медных блёсток; к нижнему концу пришивалась шерстяная бахрома, кисточки, цепочки, мелкие пуговицы и т.п. Характер вышивки был аналогичен орнаментации шушпанов и рубах. Чаще всего вышивка старинных передников состояла из узких выпуклых продольных полос, идущих параллельно. Поскольку передник шился из двух узких полотнищ холста, шов закрывался собой полоской вышивки. Таким образом, по композиции вышивка распадалась как бы на две части. Иногда на переднике продольные полосы были более разреженными, тогда между полос помещались другие орнаментальные фигуры геометрического характера - круги, многоугольники, ромбы, квадратики и т.п. Однако общий стиль оставался прежним



В мордовской народной вышивке преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические. Имеются ещё две категории орнаментальных мотивов: изображение птиц и деревьев. Из двух последних категорий меньшее распространение получили изображение птиц, но не рассмотреть пути и закономерности их появления в вышивке нельзя, так как в других видах декаративно- прикладного искусства народа мордвы – эрзя эти изображения имеются в большом количестве.


Контаминация образов птиц и коня – явление, характерное для декаративно-прикладного искусства мордвы – эрзя. Огромное количество ажурных привесок, найденных в могильниках мордвы – эрзя, у которых щитки с обеих сторон (или с одной) имели изображение конских голов, а внизу к щиткам на цепочках подвешивались лапчатые подвески. Геометрические мотивы в мордовском орнаменте мало напоминают изображение птиц, особенно S – образные фигуры, прямые кресты с тюльпанообразными концами.


Преобладающими в орнаменте мордовской вышивки являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие, как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S - овидные фигуры, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников. Расположение орнамента на одежде и головных уборах мордвы – эрзя не является произвольным. Для орнамента мордовской вышивке характерны такие виды симметрии, как сетка, бордюр и розетка.


Национальный костюм – красноречивое повествование о народе, его истории психологии, идеале, душе, мировоззрении. Многосложный красочный мордовский народный костюм – это вклад народов эрзи в мировую художественную культуру. Войдя в анналы истории мордвы как уникальное явление, национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру ХХI столетия. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения. Знакомство с народным костюмом позволяет обогатить знания каждого, кто интересуется историей и традиционной культурой, не только составить полную картину многообразия типов национальной одежды, но и узнать принципы мировоззрения, вкусы и нравы, психологию народа, который живёт по соседству.


Творческие способности народа мордва – эрзя выраженны в различных видах декоративно-прикладного искусства, таких, как вышивка, плетение из бисера. Данная работа была направлена на сохранение и возрождение исторического наследия народа мордвы – эрзя, его традиционного национального костюма, с целью дальнейшего изучения и возможного воплощения в сфере моделирования одежды, как одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декаративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре. Полученные в ходе исследования данные дают материал для проведения межрегиональных сопоставлений для анализа региональных различий в формировании традиционного костюма, могут представлять значительный интерес для учреждений культуры и досуга.


1. Народный костюм пензенской губернии конца ХIХ – начала ХХ века. – Пенза: ИФ Пеликан, – 355 с. 2. Т.П.Прокина. Мордовский народный костюм/Т.П.Прокина, М.И.Смирнова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, – 428 с. 3. В.Н. Мартынов. Мордовская народная вышивка/В.Н. Мартынов.– Чебоксары, – 274 с. 4. Ю.Ф. Юшкин. Мордовия – народное искусство/ Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Мордовское книжное издательство, – 316 с. 5. В.Н.Мартьянова.Мордовская народная вышивка/В.Н.Мартьянова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, – 293 с. 6. И.Н.Смирнов. Мордва: Историко-этнографический очерк/ И.Н.Смирнов. – Казань, – 428 с. 7. Г.А.Корнишина. Знаковые функции народной одежды мордвы/ Г.А.Корнишина.– Саранск: Мордовское книжное издательство, – 259 с. Интернет-ресурсы:

Савкина Юлия

Исследовательская работа"Мордовский национальный костюм"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа

на тему:

«Мордовский

национальный костюм»

Учащаяся 7 «Б» класса.

Руководитель:

Куликова Елена Васильевна,

Учитель мокшанского языка.

1. Введение стр.3

2. Из истории мордовского народа. стр.3

3. Национальная одежда мужчин и женщин мокши и эрзя стр.4-11

6. Заключение. стр.12

7. Список использованной литературы. стр.13

Объект исследования: Мордовский народный костюм

Предмет исследования: История, обычаи и обряды мордовского народа.

Цель: Изучить особенности мордовского костюма.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения костюмов мордвы.

2. Провести опрос среди жителей Лопатинского сельского поселения

Для того, чтобы добиться цели, были использованы следующие методы:

Анкетирование, интервьюирование, беседа

Изучение литературных источников и интернет ресурсов

Работа в сети Интернет

База исследования: Лопатинское сельское поселение

Сроки и продолжительность исследования: 10.01.16-10.02.16.

1. Введение

Тема моей работы «Мордовский национальный костюм» выбрана не случайно. И я объясню почему. Моя бабушка родом из села ЛопатиноТорбеевского района Республики Мордовия. В этом мордовском селе прошло ее детство и юность, и сейчас она живёт на своей малой родине так как люди этого села очень трепетно относятся к своим корням и традициям.

Интересны рассказы моей бабушки об обычаях мордвы, о свадебных обрядах, о праздниках, которые любят и встречают они очень весело с песнями, танцами и угощениями. Но об этом, наверное, в другой раз.

Сегодня я хочу рассказать все, что слышала, видела сама, и читала об удивительных мордовских костюмах, сделанных вручную мордовскими женщинами, украшенные вышивкой, многочисленными изделиями из металла, бисера и монет. Сколько же нужно иметь терпения, умения, чтобы создать один такой костюм!

Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению мордовских костюмов, мне бы хотелось сказать несколько слов об истории мордовского народа и мордовского костюма.

Духовная культура мордвы – одного из крупных народов, населяющих Поволжье, - сложилась в сложных исторических условиях.

Образование древних мордовских племен происходило на территории, которая ограничивалась на востоке рекой Сурой, на юге – верховьями Суры и Мокши, на севере – Волгой, на западе – нижним течением Оки. Одно из первых упоминаний о мордве относится к середине VI века как о племени, платившем дань готскому королю Германариху.

Территориальная удаленность древнемордовских племен Окско-Сурского междуречья от более южных их сородичей, проживающих в верховьях Суры и Мокши, сыграла большую роль в процессе выделения среди этого народа эрзи и мокши: южная (пензенская) группа племен явилась основой формирования мокши; северная стала основой для эрзи.

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений.

Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, народный праздничный костюм является своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного быта. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках.

А сейчас рассмотрим мордовский народный костюм мужчин.

Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понкст). Их шили из домотканого холста. На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком. Верхней одеждой были суконные кафтаны и овчинные полушубки. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы, их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз,который вытеснил валяные шапки.

Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Традиционная мордовская одежда развивалась по направлениям, соответствующим культуре основных локальных групп – мордвы-мокши и мордвы-эрзи.

По своему колористическому строю костюм мордвы-мокши является наиболее многоцветным. Рубаха-панар шилась из полотнища, перегнутого по утку пополам. Бока получались из двух более коротких холстин, согнутых по продольной нитке и прошиваемых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава более длинные, чем у эрзянской рубахи. Грудной вырез треугольной формы делался довольно глубоким. Спереди на подоле в центре располагался разрез. Под рубахой женщины носили штаны – понкст. Мокшанки носили поясные украшения-полотенца - кеска руцят, которые надевали по два, по четыре и даже по шесть штук.

Прекрасным декоративным дополнением в костюме были нагрудные украшения: бусы, бисерные воротники, фибулы. В нагрудных украшениях мордвы выделяется брошь-заколка сюлгамо (э), сюлгам (м).

Головной убор строго соответствовал возрасту женщины, отражал ее положение в семье и обществе. Традиционные головные уборы женщин украшались вышивкой, нашивкой из лент, кружева, блесток.

Наиболее распространенным видом обуви у мордвы были лапти. В качестве праздничной обуви были типичны кожаные сапоги со сборами. Зимой носили валенки.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную народную одежду. Наряду с вышивкой в костюме мордвы существенное место заняло шитье бисером в комбинации с монетами, бусами, пуговицами, жетонами, раковинами каури.

Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. По праздникам поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Поверх рубахи эрзянки надевали нагрудные и поясные украшения. К нагрудным относятся бисерные воротники, ожерелья и медная застежка в виде обруча с рядами бус, цепочек и жетонов. Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника, поясных полотенец и набедренника «пулагай».

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками.

А теперь, мокшанский женский костюм.

Рубаха мокши (панар, щам) несколько отличалась от эрзянской. Она шилась из трех полотнищ холста. Рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном соответствовало эрзянской рубахе. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе. Такой многослойный костюм делал делал фигуру женщины широкой и округлой.

Одежда расцвечивается нарядными боковыми подвесками, расположенными симметрично по бокам, и разнообразными бусами на груди. Декоративным центром нагрудных украшений является застежка, которая закалывает ворот рубахи (сюлгам).

Для мокшанок типичны были двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки.

6. Заключение

Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки еще довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам.

Молодые мокшанки села Лопатино надевают в настоящее время костюмы только на различные мероприятия. А старые бабушки, в том числе и моя бабушка, надевают его и будни. А сейчас вы увидите костюмы мордвы Торбеевского района.

Мокшанки села Лопатино на празднование юбилея поэта П.Черняева.

Лопатино

национальных костюмов пришел черед рассказать и про возрождение мордовского.

Мордва - это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье.
История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.

Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения.


В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.

Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда была разделена на два типа, характерных для двух этнических групп, - эрзи и мокши - у нее было много объединяющих черт.

К ним относятся:

основной холст для пошива, вытканный изо льна или конопли белого цвета;
рубаха и верхняя одежда имели прямой покрой;
обязательная вышивка на отдельных элементов шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов;
в качестве украшения использовали бисер, монетки и ракушки;
лапти плелись из лыка;
для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами.

Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом.

Женский национальный костюм

Особенно выделяется женский национальный костюм.

Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!

Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.

Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом - каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны - поксты.

Мокша в качестве украшении рубахи использовали специальные полотенца - кеска руцят, их количество достигало шести штук.

Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса - пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.

Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.

Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.

Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, у которых на спине были многочисленные складки.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.

Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус.

В чем же была особенность украшений?

* большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
* молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
* волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
* из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
* нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.


Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.


Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием.

Мужской национальный костюм

По сравнению с женской, мужская одежда не отличалась такой красочностью и разнообразием элементов.

Мордовские мужчины во многом имели одежду подобную и русским мужчинам. Конопляная рубаха (панар) и штаны (понкст) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев одевали более изящную рубашку из тонкого льна. Панар никогда не заправляли в штаны, а носили поверх понкст, подпоясав поясом-кушаком.

Кушаку придавали большое значение. Изготовляли его из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню.

Украшению пояса уделяли особое внимание. Камни, сложные узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.

Пояс служил также для прикрепления оружия или другого инвентаря.

В летний период мужчины дополняли свой костюм еще одной рубашкой белого цвета. Мокша ее называли мушкас, а эрзя - руця. В осенне-весенний период дополняли свою одежду суконным пальто со складками сзади на талии. Также в обиходе был чапан - распашной кафтан, имеющий широкий запах и длинные рукава. Зимой надевали овчинные шубы большой длины.

В качестве головного убора мужчины использовали войлочные шляпы с короткими полями. Валяные шапки со временем сменил традиционный картуз. Летом спасались от солнца хлопковыми колпаками, а зимой согревались шапкой-ушанкой.

Обувь

Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва пользовалась сапогами из телячьей или коровьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и складчатое голенище. Как и русские, мордва зимой пользовались войлочными валенками.

Перед тем как надеть обувь, ноги обматывали портянками. Обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.

Детский национальный костюм

Детский костюм мордвы мало чем отличался от взрослого. Только в варианте для девочки имел гораздо меньше слоев и украшений.


Отсюда

**************************************** *****
Около трети мордовского населения проживает в Мордовии, столицей которой является город Саранск, а остальные в сопредельных областях и республиках. Так как народ территориально очень разбросан, мордовский национальный костюм можно увидеть в очень разных местах и на очень разных мероприятиях, например, во время празднования дня эрзянского языка, во время праздников Раськень Озкс и Велень Озкс, на фестивале Масторавань морот или Арта.


День эрзянского языка


Праздник Раськень Озкс


Фестиваль Масторавань морот


Фестиваль Арта

В самой Мордовии местные власти пока никаких указов и распоряжений по пoводу ношения национальной одежды на работу или в учебные заведения не давали, хотя мэр Саранска Пётр Тултаев в своё время удивил соплеменников, появившись на празднике в элегантном камзоле с мордовской вышивкой (фото сверху).

Опять же, Жерара Депардье в национальной этно-одежде тоже не каждый день и не везде встретишь.



Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.

В последнее время мордовский национальный костюм становится все более популярен у местного населения, и по какому-то торжественному случаю народ может приодеться в национальную одежду и вне рамок традиционных фестивалей и праздников.

Например, можно вспомнить карнавальное шествие, которое прошло в Саранске 16 июня перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.


Карнавальное шествие в Саранске 16 июня 2018 года перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.

Или какой-нибудь конкурс.


Дарья Учватова - представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов "Звезда Севера 2011". Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации "Голос Севера".

А еще в Мордовии есть Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова, где готовят по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" и создают вот такие вот интересные современные этно-наряды.