Конспект занятия в старшей группе « хлеб - наше богатство ». Конспект НОД «Откуда хлеб пришел

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников №4 «Уголек»

Конспект открытого занятия в 1старшей группе

На тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

Выполнил: Митряшкина Н.М.

воспитатель 1старшей группы

Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Материалы и оборудование : компьютер, диск, флеш - карта, колосья, хлебобулочные изделия, халаты, шапочки, противень, тесто, формочки, скатерти, столы, стулья.

Словарная работа: пекарь, хлебозавод, пекарня, колоски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (гости приносят посылку, адресованную нам) Спасибо большое! Ребята, а вы хотите посмотреть, что в посылке? Но сначала отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей…

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А что же в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. Что же это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.

Дети: Колосок - колосочек - колосья - колосище - колоситься - колосистый.

Физминутка:

А теперь представьте, что мы с вами в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку (потянулись).
С ветерком оно играет (руки вверх),
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков -
Столько сделаем шагов (ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница (наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 6) .

Спасибо, ребята, подойдите, пожалуйста, все к столу.

Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят? (из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-другому - колос пшеницы - …

Как называется колос ржи - … (дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос)

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку) . Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь на этот хлеб. (Демонстрирует разные сорта хлеба) Какой он разный. Правда? А кто знает, почему?

Дети: Этот хлеб из разной муки.

Воспитатель: Из пшеничной муки делают белый хлеб, из ржаной - чёрный, а если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? Дети: Получится серый хлеб.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются люди многих профессий.

(Слайд 1)

Воспитатель: Так как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-шоу «Откуда к нам хлеб пришёл»).

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву.

Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.

К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!

За ее ростом следит - агроном. Летом пшеница созревает. Колосья становятся золотыми.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва.

На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно? Не знаете? Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку. А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, а что же дальше?

Дети: Из муки на хлебозаводе делают тесто. (Показать из чего делают тесто: муку, яйца, дрожжи, молоко, сахар и само тесто.)

Воспитатель: А какие изделия пекут из теста?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, порожные. (Показать булочки, батон, сушки, печенье, макароны) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Куда потом доставляют готовые изделия? (ответы детей) А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В хлебном магазине). Правильно. Вот и давайте пройдем в хлебный магазин. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия и другие продукты). Давайте поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на все продукты. Назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель: Молодцы ребята, о хлебе нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы в каждом доме он был. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.

Воспитатель : Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Без хлеба нет обеда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Горькая работа - зато сладок хлеб.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос. Теперь мы попросим поваров, чтобы нам испекли наши изделия на кухне. (Дети вытирают руки салфетками). Поднос уносят.

Вот теперь мы с вами стали настоящими друзьями.

Ольга Бебенова
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб - наше богатство!»

Образовательные области : речевое развитие , социально-коммуникативная, познание, физическое развитие .

Цель : сформировать у детей представление о ценности хлеба

Задачи : 1. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека , с его историей; обобщать знания воспитанников о процессе выращивания хлеба ; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур ;

2. Развивать связную речь , умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.

3. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его; интерес к традициям; закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.

Материалы и оборудование : хлеб , сюжетные картины, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы, хлебобулочные изделия , мука, детские грузовые машины, образцы ржаного и пшеничного хлеба (по количеству детей) .

Словарная работа :

обогащение словаря : элеватор, агроном, колос, зерно, борона, снегозадержание.

активизация словаря : трактор, сеялка, комбайн, рожь.

Методы и приемы : беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, дидактические игры.

Предварительная работа : беседа о сборе урожая хлеба ; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц; проговаривание чистоговорок; беседа; чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; заучивание стихотворения “Хлебушек” ; чтение сказки “Колосок”; отгадывание загадок о хлебе , хлеборобах ; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии .

Сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе . С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей наш народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

(Дети выходят с караваем хлебом и солью - читают стихи. Один угощает гостей караваем)

Полина Ч. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Никита Г. Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук !

Витя З. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Полина Т. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Леонид К. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем !

2. Основная часть.

Воспитатель : Тема нашего занятия : "Хлеб - наше богатство ". Народная мудрость гласит : «Хлеб - всему голова » . Дети, помните, я давала вам домашнее задание, вы его подготовили? Кто нам расскажет, какие пословицы и поговорки ещё есть о хлебе ? (Ответы детей.)

а) пословицы и поговорки.

«Без хлеба – нет обеда » .

«Хлеб – батюшка , вода – матушка» .

«Будет хлеб – будет и песня » .

«Много свету – много хлеба » .

«Хлеба надо брать столько , сколько съешь» .

«Хлеб надо всегда доедать » .

«Хлеб нельзя бросать на пол» .

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда» .

«Не трудиться – хлеба не добиться » .

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи» .

«Кто не работает – тот не ест» .

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “Будет хлеб – будет и песня” .

(Предполагаемые ответы детей : Когда на столе есть хлеб , всем хорошо. Когда настоле есть хлеб , весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

б) история хлеба .

Воспитатель : Действительно, без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничное застолье. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб . С хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей.

Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок , чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе .

Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.

Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб .

Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети : Жали серпом.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

в) труд хлеборобов в наши дни .

Воспитатель : ребята, кто тратит много труда и сил, что бы вырастить хлеб ?

Этим и занимаются хлеборобы . Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Вырастить хлеб тяжелая работа . Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет . Хлеборобы пашут , боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели . Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба ?

Дети : На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель : Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово «снегозадержание» . Ребята, для чего проводится эта работа? (Ответы детей)

Воспитатель : Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети : Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Воспитатель : Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети : пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Воспитатель : В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете?

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети : Тракторист.

Воспитатель : Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Воспитатель : Чем её боронят?

Дети : К трактору прицепляют борону.

Воспитатель : Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети : Сеялки.

Воспитатель :Правильно! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла. Растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе , называют – мелиораторами.

Посмотрите на картину. Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

3. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель : Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) . И на поле выходят другие машины. Ребята, отгадайте загадку : “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети : Комбайн.

Воспитатель : Кто работает на комбайне?

Дети : Комбайнер.

Воспитатель :

Что же делает комбайн?

Дети : Собирает колосья.

Воспитатель : Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Отгадайте загадку : “На просторе, в море хлеба , замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба” .

Дети : Элеватор – здание где хранят зерно.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети : На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель : Что там делают с зерном?

Дети : Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель : Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети : Мельник.

Воспитатель : Куда потом везут муку?

Дети : На хлебозавод , где пекари пекут хлеб .

Воспитатель : Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба .

Что пекут из муки кроме хлеба ?

Дети : Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель : А как все эти продукты называются одним словом?

Дети : Хлебобулочные изделия .

Воспитатель : Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб . Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба .

Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари : трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы .

г) дегустация хлеба .

Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил : сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Люди научились выпекать разные виды хлеба . Посмотрите. (Воспитатель показывает ржаной и пшеничный хлеб .) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Есть злаковые растения - рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет вот такой тёмный цвет. А из зерна пшеницы - мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного . В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб , всегда будете сыты и здоровы. (Дегустация)

д) дидактическая игра "Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной .

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Каша из пшена - пшенная.

Каша из овса - овсяная.

Каша из ячменя - ячневая.

Каша из кукурузы - кукурузная.

Каша из гречихи - гречневая.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с овсом - овсяное.

Поле с ячменем - ячменное.

е) игра «Профессии»

Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом , хлопаете в ладоши, если нет, то топаете :

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель : Вы очень внимательны, молодцы! Подумайте, чем занимается агроном?

(Предполагаемые ответы детей : Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая. Агроном отбирает сильные зерна. Агроном решает, когда сеять семена. Агроном решает, когда собирать урожай. Агроном решает, когда готовить поля для посевов.)

ж) чистоговорки о хлебе .

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

з) проговаривание скороговорок о хлебе .

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

4. Заключительная часть.

Воспитатель : Дети, скажите пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы , чтобы вырастить хороший урожай зерна? Какие машины помогают хлеборобам ? Как нужно относится к хлебу ?

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол ?”

(Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол ). Схема выкладывания цепочки :

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

3. Боронят поля.

4. Сеют зерно.

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню , где пекут хлеб .

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб , чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Да, хлеб - это дар земли . Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба , совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу . Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу . Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя , ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб . И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Ребята, сегодня мы с Вами узнали, какой долгий путь проходит хлебное зернышко , до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу . Человек, который не научится беречь хлеб , никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Вот он – хлебушко душистый ,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше , сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем , что на столе.

Люди долго и упорно,

Потрудились на земле.

Список использованной литературы :

1. Программа «От рождения до школы» .

2. Расскажите нам о хлебе . Емельянова Э. Л. М. ,2011.

3. «Беседы о хлебе » Методические рекомендации Т. А. Шорыгина.

4. «Наш хлеб » В. А. Патт.

5. Хлеб , который мы едим. Барыкин К. К. М. ,1983.

6. Интернет источник.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста: «Хлеб – наше богатство!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом
- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба.
- Познакомить с профессией хлебороба.
- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.

Словарная работа:
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов о труде взрослых отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе

Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель: Дети, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?


- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка.


Когда хлеб на столе - это богатство в доме.
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный, ароматный)

Дидактическая игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)


Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, Откуда берётся хлеб? (выпекают в хлебопекарне)


Воспитатель: Совершенно верно, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. Можно выпечь хлеб и дома и многие хозяюшки приготавливают этот важный продукт в домашних условиях.

Воспитатель: А из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки


Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)


Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Воспитатель: Есть мука пшеничная – из неё пекут белый хлеб. А из ржаной – чёрный. Откуда же берётся пшеничная и ржаная мука? (из пшеницы и ржи)
Загадать загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


Воспитатель показывает детям колосья пшеницы и ржи, а рядом разместить пакеты с мукой.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)

Воспитатель: Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше добыть из колючих колосков, то есть обмолотить колоски.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю (так говорят: хлебное поле) комбайны
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".



Комбайны скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина. И зерно, с помощью специального устройства, пересыпается в кузов.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины? (хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы.



- Выращивают и убирают хлеб такие люди, как хлеборобы. В поле трудятся с самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска. Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются большим уважением и вниманием «Труд земледельца велик и почётен»
Комбайны продолжают работать, а куда же идут машины с зерном? (на приёмные пункты)


- На приёмных пунктах зерно взвешивают, определят качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.


Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?


Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.


«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

Давайте поиграем в игру «Пугало» (с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)

Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.

Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Раздел:

Формирование целостной картины мира.

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:

Хлеб.

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель:

Давайте с вами поговорим из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен.

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:

Тракторист.

Воспитатель:

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, а когда зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты можно назвать вместе?

Дети:

Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб

«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель:

Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети:

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:

Какие машины помогают хлеборобам?

Дети:

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:

Как нужно относится к хлебу?

Дети:

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


Память
Помню с детства я о хлебе
Моей бабушки слова:
"Хлеб− всегда хозяин в доме"
"Хлеб − всему он голова"
И, собрав в ладошку крошки,
Призадумавшись едва,
Взгляд, потупив на ладошку,
Говорила мне она:
"Помню время я лихое,

скачать конспект
Как ночами не спала,
Занавесив в доме окна,
Хлеб для раненых пекла.
А потом рискуя жизнью,
Этот хлеб, сложив в мешок,
Отправляла я в отряды,
Чтобы воин выжить смог.
Чтобы не было фашистов
На родной моей земле,
Чтобы небо было чистым,
Хлеб всегда был на столе.
И, сказав слова такие,
Посмотрела на меня,
И в морщинках угловатых,
Появилася слеза:
"Береги, ты, Хлеб−Святыню,
Не выбрасывай его,
Ведь дороже этих крошек,
Нет на свете ничего!
Вера Березко

Пояснительная записка

"Хлеб - всему голова"

Любимый край,
Где пахнет хлебом с медом,
Любимый край с росою и дождем,
Люблю тебя в любое время года,
Всё это вместе - Родиной зовем.

Все мы живем в 21 веке, развиваются новые технологии, открываются новые супермаркеты и рестораны, но теряется самое ценное - отношение к земле русской, к ее бесценному богатству - хлебу, к труду хлебороба и пахаря.
Работая в детском саду, уделяю огромную роль воспитанию у детей любви к родной земле, любви к Малой Родине. проводя огромную работу, всегда задумываюсь над тем, как воспитать в детях гуманное отношение к хлебу, к непосильному и ответственному труду хлеборобов. Как заставить маленького человека-дошкольника уважать труд других людей? Как дать детям почувствовать запах хлебного поля, услышать шелест колосьев, увидеть и почувствовать красоту утренней зари, когда восходит солнышко и колосья, шелестя, тянутся к нему; как поет звонко жаворонок в небе и стрекочут кузнечики, а из-за огромного поля выглядывают синие глаза васильков, как будто чьи-то глаза следят за "хлебушком".
В своей работе часто использую рассказы из своего детства, из детских воспоминаний и ощущений, из своего сердца и из личного опыта.
И результат не заставил себя долго ждать. Проводя предварительную работу перед занятием, которое было интересно детям, мы много читали, побывали на пшеничном поле, рассматривали пшеничные колосья, смотрели видео, как работает техника в поле, рассматривали картины с изображением старины русской, как выращивали хлеб в старину. Уже к занятию у ребят были сформированы знания, позволяющие включиться в педагогический процесс.

Конспект "Хлеб - всему голова"

Программное содержание:
- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;
- познакомить детей с традициями русского народа, связанных с хлебом; как выращивали хлеб в старину;
- закрепить знания старых названий: рушник, жито, каравай, серп, щедрая, изобильная, агроном, пахарь и т.д.
- воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание интереса к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
- беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок;
- рассматривание колосьев, посевы овса, пшеницы;
- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К.Паустовского "Теплый хлеб", К.Д.Ушинского "Как рубашка в поле выросла".
Материал к занятию: дидактическая игра "От зернышка до булочки", колосья, всходы пшеницы, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, каравай.

Ход занятия:
Дети заходят, здороваются.
Воспитатель: - Ребята, сегодня нас пригласили в путешествие, а куда, отгадайте загадку:
Оно шумит и колосится,
Там растет лишь рожь, пшеница.
(поле)
В.: - Ребята, а что растет в поле? (ответы детей)
Колоски волшебные
Мы вырастили дружно
И теперь их с поля
Убирать нам нужно.
Колоски вы те срывайте,
На вопросы отвечайте.

В.: - Ну что, ребята, справимся с заданиями!
(дети подходят, срывают 1 колос, читают сами)
Отгадайте загадку: Меня бьют, режут, ворочают,
А я всё терплю и добром плачу (ответы детей) (земля)

В.: - Да, ребята, глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Щедрая наша земля.

В.: - Ребята, почему называют "щедрая" земля?
(ответы детей обобщаю)
В.: - Какое самое главное богатство на земле? (хлеб)
(срывают следующий колос, читают)
"Вы знаете, откуда хлеб пришел на стол?"
В.: - Давайте расскажем, откуда к нам хлеб на стол пришел?
(выходят дети рассказывать)

1 ребенок: За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

2 реб.: На широкие долины
Вышли новые машины,
Глянь в раскрытое окно,
Сеют сеялки зерно.

3 реб.: Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

4 реб.: Посеяли хлеб хлеборобы весной,
Согрелся и стал золотистой стеной,
И слышит страна, за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

5 реб.: Сколько рук его растило
И трудилось на земле,
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Физминутка "Мы зернышки"

В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

(дети садятся на стульчики)

В.: - Да, ребята, тяжелый труд у хлеборобов. Давайте теперь с помощью стрелочек покажем, как же все-таки и откуда хлеб пришел на стол. (на столе лежат картинки, дети отвечают на вопросы и ставят картинку со стрелочкой)
В.: - Что происходит весной в поле? (ответы детей)
Дети: - Выходят в поле трактора и пашут землю. Затем въезжают трактора с сеялками и сеют зерно. Появляются всходы пшеницы, ржи. Наступают жаркие дни, созревает пшеница, нужно убирать жатву. В поле выходят комбайны и грузовики.
В.: - Для чего грузовики? куда они везут зерно? (на элеватор)
В.: - Что делают с зерном на элеваторе? (сушат, очищают, хранят) (ответы детей)
Д: - Приезжают машины и везут зерно на мукомольный завод, там зерно мелят и получают муку.
Д:- С мукомольного завода муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб.
Д:- С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.
(Дети ставят картинки в последовательности)
В.: - Да, ребята, огромный путь прошел хлеб, прежде чем попасть на стол. Какие хлебобулочные изделия мы покупаем, назовите.

Проводится дидактическая игра "Мы покупаем в магазине..."

Дети срывают следующий колос, читают сами: "Соберите картинку и узнаете, кто кем работает"
Проводится игра "Кто кем работает"
У нас комбайн - на комбайне работает комбайнер и т.д.

Проводится физминутка "А мы пашенку пахали"

А мы пашенку пахали, в поле борозды копали,
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем,
В землю теплую уйдите, к солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,
Мы жито жали, на межу клали,
В поле - стогами, на стол - пирогами.

Дети срывают последний колос, читают: "Как выращивали хлеб в старину"
В.: - Какой хлеб пекли к празднику? (каравай) (ответы детей)
В.: - Мы говорили, что земля щедрая, а ведь русский человек тоже щедрый и хлебосольный. На Руси гостей встречали хлебом с солью. На каких праздниках? (ответы детей) (на свадьбах)
В.: - Как это делали, покажите гостям.
(Выходят девочки и несут на рушнике каравай)

1 девочка: На Руси гостей встречают
Пышным, круглым караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

2 девочка: С караваем соль подносят
Поклонясь, отведать просят,
Чтобы добрый гость и друг
Принимал хлеб, соль из рук.

(Девочки кланяются перед гостями)
В.: - Много песен, пословиц знает русский народ. А вы знаете? Назовите. (дети называют пословицы о хлебе)
В.: - Когда хлеб был дороже золота? (в годы ВОВ)
В.: - Как к хлебу относиться нужно? (бережно)
В.: - Да, ребята, без хлеба - нет жизни. Чтобы вырасти хлеб, нужно много трудиться, нужна доброта, дружба, мир. (Раздаю сердечки)

В.: - А что бы вы пожелали всем людям?
Ответы детей:
- Всем людям желаем мира на земле!
- Никогда не ссориться!
- Чтобы всегда был хлеб!
- Чтобы у всех детей были родители!