Конспект открытого занятия по экспериментированию на тему: «Сюрприз для Гнома» в старшей группе. Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка

Наталья Калиберда

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Дать детям представление о свойствах воздуха;

Опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;

Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

Вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.

Образовательная деятельность

Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать.

Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)

Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).

Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка.

Давайте убедимся, что он есть.

Опыт № 1.

У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо) . Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.

Опыт № 2.

Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) . Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.


Опыт № 3.

Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)


Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Опыт № 4

Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,

Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку) .

Физкультминутка

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями ) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Опыт №5

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)

Опыт №6

Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком) .

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами) . Возле костра? (дымом) . После дождя? (свежестью) В столовой? (едой) .

Опыт № 7

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):


1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны) .


Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.

Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: “Живая и неживая природа”, рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, вода в кувшине, 2 пустые бутылки.

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 “Как поймать воздух?”

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 “Имеет ли воздух вес?”

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка. “Мыльные пузыри”. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 “Слышим воздух”

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 “УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ”

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).

В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы) .

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод : Воздух не имеет запаха.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Марсиане к нам летят - познакомиться хотят!»


Киселёва Светлана Михайловна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80, г. Комсомольск на Амуре

Предлагаю вам конспект непосредственно -образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Это занятие – экспериментирование, направленное на ознакомление детей со свойствами воздуха.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе на тему « Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»

Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Цель: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Через экспериментальную деятельность дать детям представления о свойствах воздуха, показать способы его обнаружения: вокруг нас, в пакете, человеке, разных предметах)
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: письмо детей с фотографиями юным марсианам, беседы о космосе, о воздухе; игры-экспериментирования с воздухом, наблюдения, чтение художетвенной литературы.
Необходимое оборудование: письмо с Марса, прозрачные полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, песок, губка, земля, кубики.
Методические приемы: игровая ситуация, письмо, физминутка
« Воздушный шарик», познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность детей, анализ, итог.

Ход экспериментов:
Воспитатель: Ребята, что это за воздушный шарик возле нашего окошка, Никто не приносил из вас?
Дети: отвечают отрицательно, но замечают прикрепленный конверт с космической темой, адресованный детям.
Воспитатель достает содержимое письма


(фотографии марсиан,письмо). Ребята, наше письмо они получили и они тоже очень хотят с вами познакомиться и подружиться. Будем дружить?
Друзья всегда играют вместе, занимаются, рассказывают друг другу веселые истории. А возможна дружба на далеком расстоянии? И как это происходит?
Дети: (пишут письма, обмениваются фотографиями, посылают посылки и подарки)
Воспитатель: Да, кстати, здесь фотографии «марсианчиков».


Они тоже ходят в детский сад. Вот они какие! Дети марсианам очень понравились ваши фотографии.
Но они очень удивлены тем, что мы не носим на голове скафандры!
Они желают прилететь в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандров на Земле?
Дети: высказывают свои предположения и утверждения и приходят к решению рассказать о воздухе и показать где он присутствует.
Воспитатель: Что для этого нам понадобится? С чего начнем?
Совместно с воспитателем определяем круг вопросов, на которые надо ответить:
Дети: отвечают
Воспитатель: - Да!(задумывается…..маловато…). Я, как старший научный сотрудник в нашей группе, приглашаю всех в исследовательскую лабораторию и объявляю наше мероприятие открытым.
Совместно с воспитателем дети определяют круг вопросов, на которые надо найти ответы:
1.Для чего нужен воздух?
2.Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
3.Воздух можно увидеть и потрогать?
4. Есть ли воздух в различных предметах?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем несколько опытов
Хотите этому научиться?
Тогда подходите к столам.
Опыт № 1 Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей). Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.

Опыт №2 Обнаружение воздуха с помощью пакета
Возьмите полиэтиленовый пакет и внимательно его рассмотрите. Скажите какой пакет?(прозрачный, гладкий, пустой). А теперь заполните пакет кубиками. Какой стал пакет? (наполненный, выпуклый, раздутый). Возьмите пустой пакет помашите им, подуйте в него как в шарик и скрутите его со стороны отверстия. Что произошло с пакетом? (надулся, стал выпуклым). Как вы думаете, что находится в пакете? (воздух). Правильно. Его не видно(предложить детям посмотреть сквозь пакет) , но его можно почувствовать. Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали?(ветерок, воздух, прохлада). Вывод: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.



Физминутка « Воздушный шарик»
Я с утра сегодня встал
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок,
Лопнул шарик, мой дружок!


Опыт № 3 Нахождение воздуха в разных предметах
У вас на столе лежат разные вещества: кусочки сухого песка, земли, поролон,
Давайте определим с вами, есть ли в них воздух? В один стакан с водой по очереди бросьте ложку земли, а в другой песка, Понаблюдайте, что появляется вокруг предметов? Что это? (воздух). Тоже самое и поролоном.
Вывод: И так воздух не виден, потому что он прозрачен, но он есть в предметах.




Опыт № 4 Вода в перевернутом стакане.
Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется.
Вывод: Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее. Вот почему бумажка не отпадает.

Примечание: шарик должен быть наполнен гелием.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

«Город волшебства»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование:набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся(дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем с вами друг другу настроение. А сделаем мы это вот таким образом. Одна знакомая мне птичка подарила своё перышко, только это перышко не простое, а волшебное. Все к кому оно прикасается становиться добрыми, и говорят друг другу хорошие и добрые слова. Давайте попробуем.

Игра «перышко».

Воспитатель: Ребята, сегодня удивительное утро. Я сегодня у себя на столе нашла вот это письмо. Как вы думаете, стоит нам его открывать?

Письмо: Здравствуйте мои маленькие друзья. Я добрый волшебник Крибли крабли бумс и я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и произнесли следующее заклинание.

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Появляется волшебник.

Волшебник:

Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. А вы знаете, где вы очутились. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник:

Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Волшебник:

Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха). Я знаю, откуда он взялся. Это, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

А теперь ребята, не пора ли нам размяться, я предлагаю вам станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлыйгопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

Волшебник:

Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Волшебник:

Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник:

Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Пришла пора заглянуть в гости к волшебницеВулкании - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к ней с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан.

Вулкания разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

Оказывается чтобы, «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Ребята, скажите,пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось то, пожалуйста, приклейте цветочки, которые вам подарила Фея Цветов веселой мордашке, а если вдруг вам не понравилось, приклейте цветочки грустной. Ребята спасибо вам большое, что вы были у нас в гостях.

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. Ну, а для того, чтобы вам вернуться обратно в ваш детский сад, вам нужно закрыть глаза и повторить за мной следующее заклинание: бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Воспитатель: Ой, ребята, где же вы пропадали, я с ног сбилась, не могла вас найти.

(Ответы детей).

Какое замечательное путешествие, вам оно понравилось?

Расскажите, что вы там видели?

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне рассказали, ну а нам пора заканчивать наше занятие. Давайте скажем до свидания, нашим гостям.

Людмила Зинган
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » к профессорам в лабораторию»

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом .

Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .

«Коммуникация»

Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

«Социализация»

Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Учить делать выводы в процессе эксперимента .

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Безопасность»

Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов .

«Труд»

Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Предварительная работа :

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование :

Воздушный шар на палочке или с гелием;

Картинки с правилами безопасности;

-ёмкость с водой и стакан;

-ёмкость с холодной и горячей водой;

Пластмассовая бутылка;

Стаканчики по кол. детей с чистой водой;

Стакан с молоком и стакан с водой, картина;

Стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;

- ёмкости разной формы;

Металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;

Стеклянные стаканы с водой и скрепки;

Магниты по количеству детей;

Картон и кнопки

Халаты для профессоров

Фартуки по кол. дет.

Ход занятия

Организационный момент : «Приветствие»

Воспитатель : Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе будем мы играть. (беремся за руки)

Воспитатель : - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №2 » . (открыть)

«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » , и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.

Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.) .

Ребята,а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты ? А где проводят опыты?

Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах .

Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

Ну вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » в лабораторию.

Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый) . Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)

Прям в страну чудесную , шарик золотой.

Где чудеса волшебные , где превращения интересные .

Закружи нас унеси и в страну нас отнеси .

Ой ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » , в самой настоящей лаборатории.

Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду) . Дети одевают фартуки и нарукавники

Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чес мы будем проводить опыты.

О нем говорится в загадке :

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель : Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей) . Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом .

Эксперимент № 1 :

Воспитатель : Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод : В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2 :

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель : Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой) . Какой следует вывод из этого эксперимента ?

Вывод : Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.

Эксперимент № 3 : (Выполняет воспитатель)

Воспитатель : Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)

Вывод : При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод : Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Воспитатель : - Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем ? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)

Зрительная гимнастика

Ребята, послушайте Дашу, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать . (читает стих)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель : И, правда, без воды жизнь представить сложно.

А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.

Эксперимент № 4 :

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель : Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента ?

Вывод : Вода не имеет запаха.

А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)

Вывод : Вода не имеет вкуса.

Какого цвета вода? (прозрачная) . А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?

Вывод : Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вот вам следующее задание

Эксперимент № 5 :

Воспитатель : Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.

Воспитатель : что произошло (соль и сахар растворились)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод : Вода является растворителем для некоторых веществ.

А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.

Эксперимент № 6 :

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель : какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод : Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

физкультминутку про «Дождик»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать .

Я вам сейчас загадаю загадку :

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает »

Правильно, это магнит. (показать)

Воспитатель : Ребята, а что такое магнит?

Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок» .

Он очень много хранит в себе секретов

И сейчас мы разгадаем первый секрет.

Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»

На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.

Вывод : магнит притягивает металлические предметы.

А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.

Эксперимент № 8 «Танец кнопок»

На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)

Вывод : магнит действует через бумагу.

А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.

Эксперимент № 9 «Не замочи рук»

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод : магнит действует сквозь стекло.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений : с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы.

Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям обратно в детский сад родной,

Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.

Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.

Итог занятия .