Количество брошенных детей по странам. Усыновление в россии. е место по абсолютному числу заключенных

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Гриша четвертый ребенок у Сахаи Ивановой. Когда малышу исполнилось четыре месяца, выяснилось, что он тяжело болен. По месту жительства в Якутске диагноз поставить не удалось. Но удалось направить в Москву во всемирно известный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева.

Сколько в России сирот, детей-инвалидов, какие есть формы усыновления, какие должны быть реформы профилактики сиротства, каковы стереотипы восприятия сироты, что делать, чтобы усыновить ребенка? Цифры и факты.

Вальтер Лэнгли, «Сирота» (1889).

В России насчитывается около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в российских детских домах на сентябрь 2013 года находились около 100 тысяч детей (большинство детей-сирот – более 500 тысяч — находится на воспитании в семьях).

В России наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за один год. В течение 2012 года было выявлено 74 тысячи 724 таких детей (в 2011 году – более 82 тысяч).

В то же время наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества детей, передаваемых на воспитание в семьи. В 2012 году на семейные формы устройства были переданы 58,8 тысяч детей (в 2011 году – 67,5 тысяч, в 2009 году – 86,6 тысяч). С одной стороны, это обусловлено сокращением числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, а также сокращением численности воспитанников, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С другой стороны, это может объясняться тем, что в детских домах осталось много детей-инвалидов, подростков или детей с сильной привязанностью к кровной семье. Эти категории детей сложно устраивать в семьи (для сравнения: на Украине ежегодно растет количество детей, передаваемых на семейные формы воспитания).

Сегодня в России около 85% детей-сирот – это социальные сироты, то есть дети при живых родителях (5 лет назад эта цифра составляла менее 75%). В России пока не выстроена система работы с кровной семьей ребенка, профилактики социального сиротства. В последнее время в Москве и крупных городах делаются первые шаги в данном направлении (например, Департамент соцзащиты Москвы в 2013 году разработал и принял Концепцию модели профилактики социального сиротства, которая, однако, пока еще не начала работать). До сих пор органы опеки и попечительства функционируют в рамках бинарной парадигмы: оставить или забрать ребенка из кровной семьи. Не разработана система социальных услуг, поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. По-прежнему не хватает НКО, которые способны взять на себя функции помощи конкретной семье.

Среди сирот в детских домах — 17,5 тысяч инвалидов. Всего в России 576 тысяч детей-инвалидов. В большинстве случаев эти дети – инвалиды с психическими нарушениями. Хотя в 2013 году было увеличено пособие на ребенка-инвалида, а также увеличена сумма единовременной выплаты для тех родителей, которые принимают на усыновление детей-инвалидов, государственная поддержка не покрывает и одной десятой потребности таких семей.

В России система среднего образования не соответствует потребностям детей-инвалидов, отсутствует квалифицированная реабилитационная и медицинская помощь, такие дети лишены дальнейших социальных и образовательных перспектив. Инвалиды с нетяжелыми психическими или ментальными нарушениями не могут устроиться на работу (тогда как в развитых странах, например, людей с синдромом Дауна обязаны принять на простую работу). Многих потенциальных усыновителей останавливает тот факт, что после смерти усыновителей (в большинстве случаев усыновители – люди среднего и старше среднего возраста) инвалид обречен на социальную смерть – помещение в психоневрологический интернат, где он будет изолирован от общества до конца своей жизни и наверняка потеряет все приобретенные социальные навыки. Выходом из ситуации может стать организация тренировочных квартир, частных домов совместного проживания инвалидов под присмотром здоровых людей и т.д.

В связи с так называемым законом Димы Яковлева (запретом на усыновление российских детей в США) тема сирот и их усыновления в России получила широкую огласку и внимание.

К 2018 году правительством РФ поставлена задача вдвое снизить число детских домов. За последние четыре года число государственных детских домов сократилось с 1770 до 1344 (данные на май 2013 года). В Москве в 2013 году государственные детские дома были ориентированы на передачу детей в семьи: каждый детский дом получил соответствующую разнарядку, от выполнения которой зависят объем жалованья и дальнейшее трудоустройство директоров учреждений. В течение нескольких лет в Москве планируется оставить два типа детских домов: малокомплектные (меньше 30 человек) и детские дома семейного типа. В соответствии с указом президента от 28.12.12, в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны был внесен пункт о доле детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году в России принята программа «Школа приемных родителей», в рамках которой началась целенаправленная работа с теми семьями, которые намерены взять ребенка в семью. В настоящее время в Москве действуют около 50 таких школ, они открыты и в других регионах.

В 2013 году в Москве началась реформа системы домов ребенка, где младенец, оставшийся без попечения родителей, вынужден находиться до 5 лет. За это время ребенок значительно теряет в развитии из-за недостатка внимания, общения и фактически, усилиями государственной системы, насильственно ограждается от всех потребностей, кроме витальных. В Москве закрыли 7 домов ребенка, с 2014 года планируется оставшиеся 10 учреждений передать в ведение департамента соцзащиты (ранее они находились в ведении департамента здравоохранения) и наладить там процесс оперативной передачи детей в семьи. В отличие от Москвы, проблема домов ребенка по-прежнему актуальна для других российских регионов.

Для того чтобы избежать ситуации с продолжительным нахождением ребенка в лечебном учреждении без внимания и присмотра, необходимо продумать механизм оперативной передачи новорожденных детей в профессиональные приемные семьи. Пока решается вопрос с правами кровных родителей, ребенок должен жить в профессиональной приемной семье, которая, в случае необходимости (возвращения кровным родителям их прав), обязана будет вернуть ребенка в кровную семью.

Фото с сайта http://fishki.net/anti

Процедура устройства ребенка на воспитание в семью

В России предусмотрены 5 форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— усыновление;
— опека (попечительство);
— создание приемной семьи;
— временная передача детей в семьи;
— создание патронатной семьи.

Усыновление предполагает, что все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. В большинстве случаев такая форма используется, когда речь идет о младенцах.

Опека — форма устройства малолетних граждан, не достигших 14 лет, (от 14 до 18 лет – попечительство), при которой соответствующие обязанности исполняются, как правило, безвозмездно. Чаще всего опеку над подопечным устанавливают его родственники.

Приемная семья — опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Органы опеки обязуются проверять и помогать приемной семье. Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и средства на содержание ребенка.

Временная передача детей в семьи – передача детей в семьи на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях на срок не более 1 месяца. Как правило, используется в экстренных случаях, пока родственники собирают документы на опеку или приемную семью.

Патронатная форма устройства — на данный момент почти не используется. Отличие патронатного воспитания от опеки и усыновления, прежде всего, в том, что эта форма позволяет осуществлять отбор семей, профессиональную подготовку и сопровождение семьи после принятия ребенка.

Основные требования, предъявляемые к усыновителям:

— совершеннолетие;
— отсутствие случаев ограничения родительских прав, отстранения от обязанностей опекуна, приемного родителя, усыновителя;
— дееспособность;
— отсутствие судимости;
— отсутствие медицинских противопоказаний;
— постоянное место жительства, отвечающие санитарным нормам;
— доход, обеспечивающий ребенку уровень жизни не ниже прожиточного минимума;
— прохождение подготовки к усыновлению.

Шаги к усыновлению:

— Получение статуса кандидата в усыновители
— консультация в органах опеки и попечительства;
— обучение в школе приемных родителей;
— сбор необходимых документов;
— получение заключения о возможности быть усыновителем;
— постановка на учет в органах опеки.

— Подбор и знакомство с ребенком
— знакомство с общей базой детей, оставшихся без попечения родителей;
— получение направления для знакомства и знакомство с ребенком;
— принятие решения об усыновлении.

— Судебное решение
— получение заключения органов опеки о целесообразности усыновления;
— решение суда;
— оформление документов.

Проблемы устройства детей на воспитание в семью

Несмотря на ряд позитивных изменений, в стране до сих пор нет системы оценки и квалифицированного контроля над приемными семьями. Школы приемных родителей ограничены в своих полномочиях и фактически не могут выдавать отрицательные заключения о возможности устройства ребенка в семью, а органы опеки и попечительства очень часто не являются достаточно компетентными для адекватного решения данного вопроса. Кроме того, не разработана система подготовки специалистов школы приемных родителей.

По-прежнему многие детские дома, особенно дома для детей-инвалидов, являются полузакрытыми учреждениями, куда затруднен доступ волонтеров и общественных организаций (исключение составляет Москва, где государственные учреждения обязали допускать волонтеров). Многие государственные детские дома по-прежнему насчитывают более 100-200 воспитанников, что подрывает идею индивидуальной заботы и внимания по отношению к каждому ребенку.

В процессе усыновления во главу угла ставятся интересы не ребенка, а потенциального усыновителя . Официальный сайт , где опубликована федеральная база данных на детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает в буквальном смысле подбор ребенка по цвету глаз, цвету волос и т.д. Система построена по принципу магазина и исходит из попытки уговорить потенциальных родителей взять ребенка, тогда как в мировой практике не родителю подбирается ребенок, а наоборот – ребенку подбирается родитель . Для того чтобы изменить этот подход, нужно перестроить систему, создать базу данных приемных родителей. Конкретному ребенку необходимо подбирать родителя в зависимости от индивидуальных качеств ребенка и его особенностей.

Не многие в России решаются брать сирот на воспитание в семью. Часто это связано со стереотипами: негативным отношением к факту усыновления ребенка, стремлением родителей к обязательным успехам своего (приемного) ребенка. По разным причинам иметь приемного ребенка в России считается стыдным . Приемные родители в большинстве случаев желают усыновить голубоглазых красивых младенцев, которых надеются вырастить как своих собственных детей. К реальной ситуации (большинство детей – подростки старше 10 лет со своей печальной историей детства либо инвалиды) многие не готовы.

В России с каждым годом растет число детей трудовых мигрантов, в основном неславянского происхождения. Из-за проблем с документами родители таких детей не обращаются в государственные учреждения, при этом очевидна нехватка негосударственных учреждений помощи детям мигрантов.

Cтатистические сведения взяты из открытых источников (сайт usinovite.ru , РИА Новости, заявлений П.А.Астахова, О.Ю.Голодец и др.)

Проблема сиротства, в том числе социального, одна из самых актуальных в нашей стране. Детские дома и приюты заполнены до отказа. Отказным детишкам зачастую нет места в доме ребенка, очереди в него они вынуждены ждать в больницах.

По словам председателя комитета Госдумы по делам женщин, детей и семьи Елены Мизулиной, в России детей-сирот в 4–5 раз больше, чем в странах Европы и в США. Согласно статистике, число брошенных детей в России в настоящее время превышает показатель послевоенного времени. А вот желающих взять ребят в семью не так много.

Первоуральский журналист и историк Анатолий Гусев в своем блоге привел интересную статистику. В голодном 1942 году, когда в Первоуральске проживало чуть более 57 тысяч человек, первоуральцы усыновили 21 ребенка. В 2011 году в городе насчитывалось уже около 150 тысяч жителей, почти нет бараков, многие семьи имеют дачи и машины, а усыновлено всего 20 детей! Но из этой двадцатки граждане России усыновили только 12. «Советские люди кончились. Остались россияне!», - заключает Анатолий Гусев.

Представители власти призывают российских граждан активнее усыновлять детей, для чего предлагают их поощрять, создавая в стране условия, при которых граждане РФ будут усыновлять детей чаще, чем иностранцы. В одном из своих выступлений Владимир Путин так прокомментировал ситуацию: «Я имею в виду, прежде всего, обеспечение жильем, создавать условия для сокращения тех, кто усыновляет их из-за границы, и в каком-то ближайшем будущем свести это к нулю, поощряя прием детей в российские семьи».

Казалось, все отлично, государство поддерживает семью, которая взяла в дом ребенка. Эта поддержка вполне существенна: выплата до 300 тысяч рублей при усыновлении ребенка, выдача жилищных сертификатов, заработные платы родителям в размере до 17 тысяч рублей в месяц за каждого приемного ребенка, а также ряд других льгот. В итоге все должны быть в выигрыше, в том числе и дитя, и общество, в которое это дитя выйдет по достижении им взрослых лет.

Но присущая нашему времени особая циничность проявляется в том, что многие граждане решают воспользоваться данной возможностью для улучшения своего материального благосостояния! Более того, особую популярность приемные семьи приобрели в сельской местности, где уровень зарплат гораздо ниже городских, а приусадебное хозяйство требует лишних рук, ведь существующие правила разрешают брать до восьми детей в одну приемную семью! Представляете, во сколько раз увеличивается доход приемных родителей, которые чаще всего при этом не обладают элементарной педагогической подготовкой.

Да и чем такая многодетная так называемая «семья» отличается от детского дома? Наверняка ни искренними отношениями, ни проявлениями взаимной нежности, ни душевными разговорами. Может быть, всего этого не хватает деткам и в детских домах, но последние укомплектованы не только профессиональными педагогами, хорошо знакомыми со спецификой работы с детьми-сиротами, но и психологами, методистами, медицинскими сотрудниками и т. д.

Непрофессиональные приемные родители, заинтересованные в первую очередь материальными стимулами, оказываются не в состоянии справиться с воспитанием детей (особенно при наступлении у них переходного возраста) и возвращают их обратно в детские дома. Трагедию «дважды отвергнутых» детей страшно даже вообразить. А их в настоящее время по стране насчитывается (вдумайтесь) 30 тысяч! Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечет их нравственную и психическую деградацию. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.

Почему так важна для ребенка семья и, прежде всего, мама? Она олицетворяет для ребенка любовь, нежность, безопасность. Именно в отношениях с мамой ребенок учится заботиться, любить, выражать свои чувства. Поэтому дети, выросшие в детских домах, не могут установить глубокие, доверительные отношения, часто не способны создать семью и воспитать своих детей. Даже имея родных братьев и сестер, ребенок остается одиноким – ведь в детских домах их разделяют по разным группам в соответствии с возрастом, что не способствует установлению близких отношений.

Как может выпускник детского дома, привыкший к тому, что все решения за него принимает кто-то другой и он всем обеспечен, приспособиться к жизни в нашем капиталистическом обществе, где человек человеку отнюдь не друг. Но радует тот факт, что не перевелись еще люди, готовые предоставить свой кров и свою любовь никому не нужному ребенку, хотя сами отнюдь не богаты.

Побольше бы таких самоотверженных людей, тогда и проблема переполненности детских домов начнет решаться, и общество будет прирастать полноценными новыми членами, готовыми развивать и совершенствовать это общество.

Годы развития российской экономики в режиме либерального устройства обусловили изменения не только в экономическом плане, но и в сфере человеческого капитала. Деидеологизация страны, подрыв ценностной основы, уменьшение государственной поддержки сфер образования и здравоохранения, привели к тому, что Россия за годы своего суверенного развития вышла в лидеры по показателям, отражающим ухудшение состояния российского общества.

Приведем только некоторые из российских антирекордов:

57-ое место по индексу человеческого развития

Между Румынией (54 место) и Болгарией (58 место). Тройка лидеров - Норвегия, Австралия, Швейцария. Россию по этому показателю опережает Белоруссия (53-е место). И даже Ливия, в которой идет вооруженный конфликт, расположилась на 2 строчки выше (55 место).

129-е место по средней продолжительности жизни

Она по стране составляет 68 лет. Примечательно, что в Ираке и Ливии, где не стихают войны, люди живут дольше, чем в России. Из постсоветских республик по этому параметру Россию опережают все прибалтийские республики, славянские республики (Белоруссия и Украина), закавказские республики (Армения, Азербайджан и Грузия), Молдавия и Узбекистан. Продолжительность жизни в России находится на уровне развивающихся стран, если быть точнее - ближе к наименее развитым странам.

1-е место в мире по количеству абортов

По этому показателю Россия примерно в два раза оторвалась от Румынии и Украины. Всего в 2013 году в России зафиксировано 1012400 прерываний беременности. Ежегодное число абортов в России превышает 1 млн.

1-е место в мире по числу разводов

Согласно данным исследования ООН за 2012 год, на тысячу граждан России приходится 4,5 развода, а всего за 2012 год в стране были расторгнуты 644 тыс. брака. Одна из главных причин разводов – алкоголизм: 39% мужчин и 50% женщин считают, что злоупотребление алкоголем может разрушить их брак. Второе место по этому показателю занимает Белоруссия (39 тыс), где коэффициент разводимости (число разводов на тысячу населения) составляет 4,1.


1-е место в мире по числу сирот, брошенных детей и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее число детей, которых официальная статистика относит к «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» составляет в России на 01.01.2014 года – 630, 7 тыс. детей. Из них: 123, 8 тыс - это дети, которых уже усыновили (30% из них передано на воспитание иностранным гражданам); 396,8 тыс детей-сирот находятся на воспитании в семьях под опекой (попечительством), 107,8 тыс детей состоят на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в устройстве в семью.

Численность детей, оставленных матерями при рождении в 2013 году – 5 757. В 2013 г. 46,7 тыс. родителей были лишены родительских прав. Наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материнских прав - алкоголизм.

1-е место по онкологическим заболеваниям

По онкологическим больным на душу населения Россия рядом с Китаем. Она является лидером по раку легких и желудка. В 2013 г. на учете по злокачественным новообразованиям в России состояло более 3 млн человек. Из них ежегодно регистрируется более 500 тыс новых случаев заболевания. Россия является также одним из лидеров по количеству смертей от рака, ежегодно в России от рака умирают свыше 290 тыс. человек.

1-е место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики (по данным 2007 года)

Если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%. Эксперты отмечают: по сравнению с 90-ми количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус массовых.

4-е место в мире по числу суицидов среди всех возрастов

В 2012 году в России число суицидов по данным ВОЗ составило около 32 тысяч случаев, из них суицид среди женщин был только в 18% случаев. Пятерку мировых лидеров по абсолютному числу самоубийств составили Индия, КНР, США, Россия и Япония. В 2013 году в России число суицидов по данным Росстата составило 28,8 тысяч.

5-е место в мире по рабству

Организация Walk Free Foundation составила очередной рейтинг стран, в которых распространено рабство. В качестве основных форм рабства рассматриваются: торговля людьми, принудительный труд и принудительные браки. Согласно докладу, который охватывает 167 стран, сейчас в мире эксплуатируются 35,8 млн рабов, из них 1,049 млн человек – в России, которая заняла 5-е место в рейтинге после Индии, Китая, Пакистана и Узбекистана. Пятерка этих стран удерживает 61% всех рабов мира.

1-ое место по потреблению героина (2009 г.)

Россия занимает первое место среди всех стран мира по потреблению героина, на ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков. Число наркоманов в Российской Федерации увеличилось в десять раз за последние десять лет.

3-е место по абсолютному числу заключенных

Россия входит в тройку государств по числу заключенных, уступая место Китаю и США. Численность заключенных в 2013 году составила 677,3 тыс. человек. По показателю количество заключенных на 100 000 человек Россия занимает 9 место.

Статистику российских антирекордов можно продолжать и дальше. Но факт очевиден: налицо кризис ценностных устоев российского общества, ухудшение качественного состояния человеческого капитала. И это результат либерального эксперимента, продолжающегося по сей день.

Сиротство в России

Над темой номера работали

Светлана БИРЮКОВА

Мария ВАРЛАМОВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Динамика сиротства с 2000 года

В настоящее время различные министерства, ведомства и органы государственной статистики собирают значительный объем статистической и аналитической информации, касающейся сиротства и семейного неблагополучия. Однако многие из этих данных не являются открытыми, что осложняет их анализ и публичное обсуждение. Тем не менее, даже на основе доступных статистических данных можно дать оценку сложившейся к настоящему моменту ситуации в сфере сиротства, а также проследить направление динамики происходящих процессов.

В России, начиная с 1990-х годов и вплоть до середины прошлого десятилетия, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и число ежегодно выявляемых детей-сирот, возрастало (рис. 2). Это объясняется, с одной стороны, произошедшим в результате экономических кризисов 1990-х годов значительным ухудшением уровня жизни, приведшим к маргинализации отдельных слоев населения. А с другой - развитием системы выявления семей и детей, находящихся в неблагополучных условиях, в тот же период. Тем не менее, как видно из рис. 2, начиная с середины 2000-х годов, указанные показатели в абсолютном измерении постепенно сокращаются. Так, если в 2004 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 726,9 тысячи, то в 2005-2006 годах оно сократилось до 726,6 тысячи, к 2010 году - до 682,9, к 2011 году - до 664,5, а к 2012 году - до 649,6 тысячи.

Рисунок 2. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Источник : данные сборников «Российский статистический ежегодник», формы 103-РИК

Наблюдаемое с 2005-2007 годов сокращение абсолютных показателей числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, связано не с позитивными эффектами реализуемой в области сиротства политики, а с происходившим сокращением общей численности детского населения России в целом. Об этом свидетельствует динамика доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения России в возрасте от 0 до 17 лет. Как видно из рис. 2, этот показатель возрастал вплоть до 2009 года, когда он достиг 2,8%, и только после этого начал постепенно снижаться.

При расчете общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Росстат включает в рассмотрение детей, отданных на усыновление, а также переданных на все виды семейных форм устройства. Такой подход является не совсем верным. При передаче на усыновление дети утрачивают статус сироты, юридически полностью приравниваются к родным детям и теряют всякую связь с системой институционального устройства и государственной поддержки детей-сирот. Положение детей, устроенных на различные формы опеки и попечительства, в приемные семьи или детские дома семейного типа, также отличается от статуса проживающих в институциональных учреждениях - в первую очередь, с точки зрения условий проживания, психологического и эмоционального комфорта, возможностей социализации и адаптации к самостоятельной жизни.

Динамика числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за вычетом отданных на усыновление и переданных на семейные формы устройства, в сопоставлении с общим числом детей-сирот, приведена на рис. 3. Видно, что абсолютное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в институциональных учреждениях, постепенно сокращается, начиная с 2004 года, в то время как два других показателя демонстрируют понижающий тренд только с 2007 года. Вероятно, такое соотношение показателей можно рассматривать как свидетельство происходящих на протяжении последних лет постепенных институциональных изменений в системе устройства детей-сирот, направленных, в первую очередь, на распространение семейных форм устройства.

Рисунок 3. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом различных форм устройства

Источник : Российский статистический ежегодник за разные годы.

Отличительной чертой российского сиротства является его «социальное лицо». Доля биологических сирот в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени сохраняется на уровне ниже 20% (рис. 4). С середины 2000-х и до 2009 года доля биологических сирот в общем числе выявленных детей-сирот сокращалась, и одновременно с этим снижалось их абсолютное число. Начиная с 2009 года, на фоне сохраняющейся тенденции динамики абсолютного числа биологических сирот, отмечается рост их доли в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация объясняется отмеченным выше падением общего числа детей-сирот. Наблюдаемое в последние годы сочетание динамики абсолютных и относительных показателей в целом может свидетельствовать о наличии позитивных сдвигов в системе выявления кризисных семей, о постепенном появлении первичной профилактической работы с семьями и предотвращении отобрания детей.

Рисунок 4. Доля биологических сирот и детей младших возрастов в общем числе ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Источник : данные формы 103-РИК.