Как усваивать и запоминать информацию: лучшие и худшие методики обучения. Как быстро и качественно усвоить информацию Усваиваемость информации

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.

Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры - все это читатель должен воспринять, как и было задумано. Научиться этому можно с практикой.

Понимание прочитанного (Reading comprehension) - это термин из , означающий способность читать текст, обрабатывать и понимать его содержание. Способность человека понимать текст зависит в основном от черт его характера и навыков, одним из которых является умение делать выводы. Если распознавание текста затруднено, читающий книги человек использует слишком много своих ментальных сил для обработки отдельных слов, что мешает осознавать смысл.

  • Сколько информации вы потребляете? Пытаетесь читать избирательно или готовы поглощать любую статью и книгу? Возможно, вы читаете все, чтобы ничего не пропустить и оставаться в курсе событий. Отпустите эту потребность и подумайте о том, чтобы отказаться от некоторых пабликов, сайтов или книг. Меньше в данном случае - лучше.
  • Кого вы читаете? Когда вы в последний раз читали статью, которая не нравилась, но при этом заставила задуматься о своей жизни? Выясните, какие авторы дают новый глоток свежей и полезной информации.
  • Является ли чтение лучшим способом учиться? Вы тратите время на то, чтобы поглощать информацию и оставаться в курсе событий или действительно хотите приобрести какой-либо навык?

Речь идет о том, чтобы стать избирательным в том, что читаете, а также разбавлять этот процесс, к примеру, .

Читайте осознанно и выделяйте время на впитывание информации

Как только вы уменьшили количество информации, которую поглощаете, и начали задумываться о том, что действительно важно, пришло время выяснить, что будет наиболее полезным.

Нужно превратить чтение в активный процесс, которым вы занимаетесь, избавившись от пассивного потребления. Создайте список тем, что интересуют больше всего. Этот совет может показаться странным, но именно при его помощи можно вывести себя из режима автопилота.

После этого определите оптимальную форму чтения: блоги, сайты, книги или журналы. Если решите уделять внимание электронным средствам, воспользуйтесь программами вроде Pocket, чтобы хранить нужную информацию под рукой и не нагромождать браузер лишними вкладками.

Создайте поток для вдумчивого чтения

Изменить свое отношение к тексту очень непросто и это требует большой практики. Вам не понадобится делать что-то невозможное, нужны лишь обычное терпение и бдительность. В конце концов, многие из нас читают с детства и приобрели вместе с этим некоторые негативные привычки, которые влияют на усвоение информации. А к ним вернуться очень легко.

Прежде чем добавлять новый сайт в свой список, убедитесь, что делаете это, чтобы действительно его читать. Если же возникает небольшое сомнение, лучше не делать этого, потому что в итоге вы будете перегружены информацией и станет только хуже.

Чтобы создать поток для вдумчивого чтения, для начала определите, каким количеством времени располагаете. Затем выберите несколько статей на те темы, которые вас интересуют. Расположите их в правильном порядке: вероятно какие-то из них должны быть прочитаны позже или раньше.

Не упускайте из виду свою цель: держать мысли свежими, оставаться восприимчивым, чтобы постигать и анализировать текст. Помните, что чтение должно обогащать жизнь, а не быть в тягость. Если скучно, нужно либо сменить свое отношение и восприятие, либо поменять тему или статью (книгу).

Пополняйте словарный запас

Чтобы научиться лучше усваивать информацию, нужно формировать свой словарный запас. Ведь если половина слов непонятна, тогда никакого смысла в ваших умственных трудах не будет.

Чем больше слов вы знаете, тем лучше понимаете текст, а также контекст, который в них заложен.

Кстати, о контексте. Изучая новые слова, старайтесь не механически их зубрить, а понимать, зачем они используются в тексте. Найдите несколько предложений с ними и перепишите в блокнот вместе с новым словом.

Чтобы улучшить словарный запас, требуется время - от этого никуда не деться. При чтении делайте заметки на полях для тех слов, которые появляются чаще всего. Изучайте контекст. Что они значат? Где и когда вы сможете использовать их?

Вот несколько простых стратегий для пополнения своего словарного запаса:

  • Читайте . Мы говорили о том, что нужно делать это осознанно. Но это не значит, что мало. Читайте книги на самые разные темы, прекратите смотреть телевизор и ролики на YouTube.
  • Делайте заметки . Всякий раз, когда найдете интересные слова, которые используются, чтобы легче описать что-либо, запишите их где-нибудь (лучше всего купите блокнот). Записывание поможет их запомнить.
  • Пишите . Когда вы попадаете в положение, в котором нужно что-то объяснять или обмениваться идеями, вы вынуждены использовать новые слова, чтобы другие понимали суть сообщения. Бросайте только что изученные слова в бой, жонглируйте ими.
  • Интересуйтесь чем-то новым . Многие из новых слов, которые вы учите, связаны с конкретными темами, поэтому попробуйте изучить различные области, о которых ничего не знаете.

Относитесь к тексту критически

Ирвин и Андерсон в книге Critical Literacy: Politics, Praxis, and the Postmodern ввели термин «критическая грамотность» (Critical Literacy). Это умение читать и писать посредством осознания своего, а также общественного опыта.

То, что мы говорим или делаем, отличает нас от остальных людей и определяет личность. Способность читать, анализировать и критиковать - это интеллектуальная деятельность, которую нужно освоить каждому.

Все мы в той или иной степени восхищаемся писателями, философами и бизнесменами, которые впечатляют своими мыслями. Они стали теми, кем являются, благодаря тому, что создали базу знаний, из которой затем выстроили свое уникальное мнение.

Люди пристрастны, когда пишут текст, поэтому не все написанное будет полезным именно для вас. Анализировать информацию нужно, чтобы научиться разделять манипуляции и личное мнение автора. Всегда есть несколько способов читать один и тот же текст .

Понимание текста увеличивается за счет улучшения вашего внимания и большей сосредоточенности на чтении:

  • Найдите тихое место, где сможете читать без отвлечений.
  • Выключите все гаджеты, которые могут помешать вдумчиво читать текст. Или наоборот, включите музыку без слов и используйте наушники.
  • Всегда помните, что понимание текста усиливается за счет словарного запаса (об этом мы говорили выше).
  • Быстро пробегитесь по основным разделам книги или статьи.
  • Выясните, на какие вопросы отвечает книга.
  • Выделите, а лучше запишите основные тезисы, которые прочли.
  • После прочтения книги или статьи запишите все свои мысли на бумагу. Сделайте это, особенно, если читаете несколько книг по одной и той же теме, чтобы сравнить представленные концепции и таким образом улучшить критическое суждение.

Позвольте информации направлять вас

Если вы читаете учебник или книгу, используйте несколько стратегий, чтобы информация направляла вас:

  • Перечитайте краткое резюме, введение и выводы.
  • Зайдите в Википедию или другую энциклопедию, чтобы закрыть все белые пятна, оставшиеся после прочтения книги.
  • Выясните, какие еще книги и статьи вам нужно прочесть, чтобы полностью понять тему. Если вы мало чего поняли из прочитанного, это не повод отчаиваться и сворачивать с дистанции.

Часто бывает, что мы читаем книгу на конкретную тему, после чего прекращаем ей интересоваться, хотя она и была полезной. Ройте дальше, углубитесь в предмет, не отпускайте его до самого конца.

Читайте, получая удовольствие

Совет может показаться слишком очевидным, но все ли ему следуют? Как часто вы наслаждаетесь тем, что читаете?

Начните читать книги, которые немного ниже вашего уровня интеллекта. Это не пораженческое настроение, а грамотная стратегия. Вам будет полезно усваивать легкий и понятный текст, особенно если тема сложная или не совсем приятная. Вы отвлечетесь от давления, расслабитесь и начнете наслаждаться полезной информацией.

Например, если хотите углубиться в науку, то начинайте с легких работ, которых сейчас очень много. Можно смотреть видеоролики, где все подробно объясняется. Нет смысла сразу брать академические труды - начните с чего-то попроще.

Развивайте беглость чтения

Вы замечали, что останавливаетесь всякий раз, когда видите запятую? А теперь представьте себе, что будете читать эту статью или книгу, делая паузу после каждого слова. Вероятно, вам будет сложно понять содержимое текста, не правда ли?

Трудно понимать текст, если вы читаете по словам, а не целыми предложениями. Вот для чего нужно развивать беглость чтения.

Беглость чтения - это то, насколько оно идет гладко. Слова должны течь естественным образом, как, например, во время разговора.

Как развить беглость? Многие слова в тексте являются на самом деле просто «зрелищными». Вы должны их прочесть, оценив контекст, но не нужно читать каждую букву. Не останавливайтесь, даже если смысл ясен не до конца. С практикой вы научитесь воспринимать целые предложения, не зацикливаясь на отдельных словах.

Один из лучших способов развить беглость чтения - приобрести навык .

Желаем вам удачи!

В век огромного потока информации у людей все чаще развивается клиповое мышление. Когда они читают информацию, то быстро знакомятся с ней и переключаются дальше. Уходит осознанность, глубина и как результат - знание не откладывается, не применяется, а улетучивается.

Если вы чувствуете, что тонете в потоках информации, не усваиваете важные вещи. Часто думаете о том, как научиться запоминать нужную информацию?», предлагаем вам познакомиться с простым методом, состоящим из 4-х этапов. Он поможет вам осознать и запомнить полезную информацию.

Любое знание без практического применения и реализации становится поверхностным и быстро улетучивается.

Читаем-размышляем-действуем-передаем

1 этап.
Любое знание в зависимости от темы и направления представляет собой определенный объем информации. Например, курс по приготовлению здоровой и полезной пищи содержит в себе информацию о полезных для здоровья продуктах. Рецептуру и способы приготовления блюд. Если вы хотите освоить его, то вам нужно научиться слушать и воспринимать материал без оценок и критики. Иными словами - нужно как в школе стать учеником.
2 этап .
Чтобы новое знание было усвоено, нужно доверять источнику знаний, освободить ум от критики и потока мыслей. Если у человека есть свои представления об изучаемом вопросе, то он будет воспринимать информацию предвзято.
3 этап.
Размышляем и действуем. Изучив полезный рецепт, поразмышляйте над ним, а потом переходите к практической части.

Если человек не берет на себя обязательства применять то, что он услышал и осознал, то знания не проникнут внутрь его. Знание нужно соотнести со своей жизнью. Размышлять о том, как его можно применить в конкретных ситуациях.

4 этап.
Освоив знания, вы обнаружите в себе потребность делиться полученным опытом с другими. Передавая его, вы автоматически становитесь проводником энергии знаний.

В окружающей нас природе все взаимодействует на энергии знания. В ней проявлена любовь мироздания ко всем живым существам. Замечали ли вы, что кошка, когда заболеет, безошибочно находит нужную траву. Она ее ест и выздоравливает. Энергия знания управляет ей и дает практическое руководство.

Энергия знания есть внутри каждого человека. Чтобы оно проявилось в жизни и стало реализованным опытом, нужно выполнять одно условие - передавать знания окружающим людям.

Передавайте знания другим и получайте энергию изобилия и процветания

Энергия изобилия и процветания автоматически приходит в жизнь человека, когда он передает знание другим людям. Она заполняет освободившееся место. Человек постоянно ощущает прилив энергии и счастья. Это ощущение можно представить в виде постоянно наполняющегося сосуда. Когда вы его освобождаете, то он автоматически наполняется вновь.

Когда знание используется только в личных интересах, то контакт с энергией изобилия прерывается. Уходит энергия. Как следствие, человек испытывает напряжение и неудовлетворенность.

Важно знать


Чтобы передать знание другому человеку необходимо быть с ним в контакте. Нужно замечать его реакцию на ваши слова. Внимательно ли он вас слушает. Задает вопросы или переводит разговор на другую тему.

Учитывайте место, время и сложившиеся обстоятельства. К месту и вовремя сказанное слово может кардинально изменить жизнь другого человека. Вы можете обнаружить, что при разнообразии духовных традиций и культур, несущих одно и то же послание, форма передачи у них может быть разная.

История о чае или как работает метод


Однажды, мои знакомые пригласили меня в гости. В процессе общения наш разговор зашел о чае. В какой-то момент я понял, что эта тема имеет для них очень важное значение.

Хозяин посмотрел на свою супругу и сказал: «Угости нас чаем». Она налила в мою кружку немного чая. Я попробовал его. У напитка был необычный вкус. Затем, я отодвинул чашку и спросил: «Что это?». Она молчала. В этой тишине я понял, что должен еще раз попробовать чай. Я выпил 3 чашки чая. Посмотрел на хозяина и спросил: «Что это за чай?».

Он рассказал, что этот необыкновенный чай делает его жена. Напиток имеет давнюю историю. На Руси крестьяне нескольких деревень изготавливали его и поставляли в Европу. Качество чая и превосходный вкус был высоко оценены императорскими семьями.

Несколько лет назад, его жену заинтересовали эти описания. Она решила больше узнать об этом удивительном чае. В литературе ей попадались только обрывочные сведения, но ей удалось выяснить, что напиток назывался Иван-чай.

Технологию его приготовления она не нашла, но одержимая желанием узнать вкус чая она несколько лет экспериментировала. Ей удалось выяснить в какое время года нужно собирать растение. Что его необходимо ферментировать. Каждый раз, пробуя чай на вкус, она думала: «Не может быть, что бы вся Европа пила вот этот чай, который я приготовила».

Она вновь ждала следующего сезона и продолжала исследовать эту тему. Несколько лет она размышляла над вопросом «Как приготовить Иван-чай?». Она все время носила в себе информацию. Переваривала и обдумывала ее с разных сторон. У нее рождались различные идеи.

Полученное знание важно соотносить со своей жизнью и размышлять о его применении.

Однажды летней, душной ночью, она неожиданно проснулась. Ей захотелось выйти на веранду. Она вышла и стала смотреть на звездное небо. Вдруг, она уловила очень необычный запах. Он шел из кадушки, в которой ферментировался Иван-чай.

Она открыла крышку, и тут ее осенило, что чай нужно ферментировать при температуре, которая была в воздухе. Она посмотрела на градусник и запомнила ее.

Потом, раз за разом она ферментировала чай при определенной температуре и всегда получала необычайный вкус.

Умонастроение - залог успеха

Дорогие друзья, чтобы достичь цели необходимо чувствовать и осознавать ее. Мы видим, что у женщины было огромное желание приготовить настоящий Иван-чай. Прежде чем ей это удалось, она совершила множество поступков, была открыта в своем поиске. В итоге, знание о том, как готовить Иван-чай проявилось в ее сердце.

Важно понимать, что если вы что-то услышали, то это только начало пути. Без второго, третьего, четвертого этапа информация быстро улетучится. Нужно размышлять, соотносить полученное знание с жизнью, практиковать и передавать его другим людям.

Действуя с таким сознанием и умонастроением, вы научитесь легко запоминать информацию. Будете наполнены реализованными знаниями, которые приведут вас к успеху в жизни .

В вашей судьбе будет присутствовать энергия изобилия и непрерывное руководство самой жизни.

Редактор Наталья Писарева.

Шестая часть транскрибированной версии тренинга Олега Гадецкого «Учитель Жизнь», прочитанного им на втором фестивале сотворчества родителей, детей и учителей «Фейерверк Уроков Жизни». Туапсинский район, пос. Ольгинка, 03 ноября 2016 г.

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка - мозг человека постоянно впитывает знания, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и, если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом - работой или учёбой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвёл итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные следствия проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех - это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой разогрев помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель - в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать, - обучение и . Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете своё мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность - это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно полностью сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей» - когда опыт, полученный в процессе решения, не раз помогает в будущем. Так что не бойтесь ошибок: они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами: графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и, если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти этому применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применять факты в реальной жизни, надёжно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте всё одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вам удастся мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет учиться быстрее и эффективнее. Не оставляйте знания обособленно - встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте в себе и знайте, что у вас всё получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .

Все мы «студенты» - начиная с периода детского сада до конца университета или даже вполне зрелого возраста: любому взрослому человеку порой требуется освоить новый навык, повысить квалификацию старого или просто улучшить собственную производительность. И больше чем сам результат обучения - знания, для нас важны умение учиться и умение запоминать информацию. Эти два полезных навыка необходимо развивать: они помогают нам поглощать больше знаний, учиться более быстро и эффективно, сохраняя информацию в памяти их в течение многих лет.

Обучение - процесс, который, как правило, сосредоточен на конкретной теме, например, разделе психологии, алгебры, и часто сопряжен визуальными элементами: таблицами, схемами и т.д. Однако мы проводим слишком много времени в зубрежке и не предпринимаем попыток понять, как необходимо продуктивно учиться. И совершенно зря: некоторые общие стратегии полезны для улучшения успеваемости, другие - трудоемки и неэффективны.

За более чем 100 лет исследователи в области когнитивной психологии и эксперты в сфере образования разработали множество методов обучения - от тактики многоразового чтения заметок, сделанных во время занятий, и написания рефератов до интерактивных программ. Тем не менее, некоторые вузы, тренеры и педагоги игнорируют эти данные и не внедряют в практику доказано эффективные методы обучения. Ну, что ж, поскольку знания - это то, что в первую очередь нужно нам самим, рассмотрим лучшие стратегии обучения и запоминания информации, выбрав для себя лучшие.

Как усваивать информацию быстро и лучше

Обучающая методика считается эффективной, если она использует максимальное число каналов взаимодействий между учителем и учеником, а также затрагивает максимум аспектов дисциплины, будь то иностранный язык, программирование или йога . Весьма полезно, если при этом учитывается возраста человека, который использует свой опыт, свои возможности и свой наработанный уровень знаний для освоения новой информации. Кроме того, новые знания должны быть проверены в реальных ситуациях - на практике. Причем не так важно, в каком возрасте человек начинает обучение тому или иному предмету, гораздо важнее насколько часто он будет в этом тренироваться - и в каких условиях? Считается, что обучение наиболее эффективно- в группах: видно, что одни люди более успешны, чем другие, это повышает удовлетворенность процессом у первых и стимулирует вторых лучше понимать и запоминать. В итоге максимум достигает долгосрочных результатов.

Эксперты в области образовательной психологии определили пять максимально результативных обучающих методик и три, которые являются неэффективными потому, что они были полезны в слишком малом количестве ситуаций, либо потому, что их эффективность не подтвердилась в исследованиях. Эти пять подходов не являются панацеей - они эффективны для наиболее мотивированных. Однако эти методы увеличивают производительность каждого в ходе работы, обучения, сдачи экзаменов и… всей жизни.

Как усвоить большой объем информации для обучения

1. Самооценка : проверяйте себя. Самооценка является очень полезным инструментом обучения - практические тесты эффективны независимо от качества и количества усвоенной информации, возраста субъекта и интервалом между курсами обучения.

  • Как это работает? Студент выполняет оценочные тесты самостоятельно за пределами группы или аудитории. Однако это не должны традиционные тесты с «галочками», к которым привыкли на занятиях в школе. Например, вы можете использовать обучающие карты (на бумаге или в цифровом формате) ,вспомнить информацию или отвечать на вопросы в конце каждой главы в учебниках. Сотни экспериментов показывают, что самооценка повышает качество обучения и количество запоминаемой информации.
  • Когда использовать? Самооценка применима для запоминания любого типа информации, в том числе изучения иностранных языков (расширения словарного запаса, улучшения орфографии) или запоминания ботанических терминов. Эта практика даже помогает улучшить память у людей с болезнью Альцгеймера. Частые тесты самооценки являются особо эффективными, когда студент корректирует себя.
  • Это практично? Очень: самооценка отнимает немного времени и практически не требует никакой подготовки.
  • Как проводить? Можно оценивать себя по учебнику, отвечая на вопросы в конце глав, или задавая себе вопросы мысленно и сразу же отвечая на них. Эффективен метод самооценки с помощью системы «Cornell»: во время занятия нужно делать на полях заметки в форме вопросов или ключевых слов. Оставшись наедине, вы можете испытать себя, отвечая на вопросы (или объясняя ключевые слова).

2. Практика распределения. Эта методика очень полезна, но эффективна в долгосрочной перспективе (то есть ее нужно практиковать в течение долгого времени) независимо от типа информации, необходимой для запоминания, и возраста субъекта. Ее легко реализовать, и она успешно используется во многих обучающих программах.

  • Как это работает? В группе: ученики собираются и распределяются в группы: одни задают вопросы на тему свежего материала - другие отвечают. Затем меняются ролями. Непременно делитесь с другими, о том, что вы только что узнали.
  • Когда использовать? С трех лет и в любом возрасте. Практика распределения особенна эффективна, когда требуется расширить словарный запас иностранного языка, новые понятия и термины, и даже при изучении математики, практике музыки или хирургии.
  • Это практично? Да. Но вы должны планировать заранее тематику, а также избегать проволочек в ответах или длительных перерывов в обучении.
  • Как проводить? Короткие интервалы между сессиями и регулярное обучение буду максимально эффективны. Психологами было установлено, что производительность обучения повышается, когда время, отведенное на такие тренировки, составляет 10 до 20 % от времени всего занятия, которое предполагает усвоение новой информации.

3. «Спроси себя». Мы постоянно ищем объяснения всему вокруг нас, десятки раз за день задавая себе вопрос «Почему?» Используйте этот прием для облегчения процесса обучения. Умение задавать правильные вопросы и анализ полезны в случаях, когда вам не требуется обработка сложных данных: эффективность этой практики ограничена при изучении труднодоступных дисциплин.

  • Как это работает? С помощью техники «спроси себя», называемой еще анализом или самоопросом, студенты отвечают сами себе, например, такие вопросы, как «Почему возникла эта последовательность?» или «Почему это слово спрягается именно так?» Так вы выстроите причинно-следственные связи, которые дадут вам более полное понимание той информации, что вы изучаете, и она надолго осядет в вашей памяти.
  • Когда использовать? Если вы хотите узнать и запомнить конкретные факты, особенно если вы уже обладаете некоторыми знаниями по этому вопросу. Этот метод представляется достаточно эффективным, независимо от возраста и уровня подготовки. Однако, чем больше вы владеете темой - тем более эффективным будет самоопрос. Метод улучшает запоминание фактов, но не всегда облегчает понимание предмета. Он также неизвестно, как долго длится эффект такого способа запоминания информации.
  • Это практично? Да. Этот метод требует небольшой подготовки и занимает мало времени.

4. «Самообъяснение». Объясняйте себе материал - это обеспечит вам полное понимание того, чему вы только что научились. «Самообъяснение» (или «автообъяснение») умеренно полезно: эта методика работает при обучении различным предметам, но насколько длительное ее воздействие, неизвестно.

  • Как это работает? Ученики объясняют себе, как то, что они узнали, связано с тем, что они уже знали до этого: «Какую пользу эта информация несет для меня?» или «Как эта информация связана с тем, что я уже знаю?» Как и самоопрос, «самообъяснение» помогает интегрировать новую информацию с предыдущими знаниям - говоря образно, монтирует кирпичики новой информации в монолитную стену знаний.
  • Когда использовать? «Самообъяснение» эффективно для молодого возраста - от детского сада до первых курсов университета. Этот метод частично помогает решать проблемы в области математики, с запоминанием текстов и разработкой стратегий игры в шахматы. Также самообъяснение позволяет маленьким детям запомнить основы базовых дисциплин.
  • Это практично? Не совсем: некоторые исследования показывают, что этот метод увеличивает время обучения на 30-100%.

5. Переменная практика. «Смешайте яблоки и апельсины» - чередуйте информацию, которую надлежит запомнить. Переменная практика умеренно полезна - она позволяет переключиться, отдохнуть и тем самым облегчает обучение, в частности, запоминание математических данных, а также стимулирует интеллект.

  • Как это работает? Нужно изучать один предмет, прежде чем приступить к следующему - на совершенно другую тему. Чередование «сабджектов» стимулирует выбрать для себя оптимальный порядок предметов в процессе занятий и учит эффективно сравнить различные типы проблем.
  • Когда использовать? Когда дисциплины очень похожи: сопоставление фактов помогает определить их отличия или сходство и таким образом лучше запомнить больший массив информации. Переменная практика более полезна для тех, кто уже имеет определенный уровень знаний. Ее производительность также зависит от содержания: метод показал эффективность в изучении алгебры, но был малорезультативен при обучении иностранному языку.
  • Это практично? Да: переменная практика не требует инструкций учителя. Последние исследования показывают, что переменная практика достаточно эффективна: студенты, чередовавшие в процессе учебы различные типы информации или проблемы, лучше сдавали экзамены. Однако несколько исследований, оценивавших эту технику, все же дали отрицательные результаты.

Как запоминать информацию: методы, которые не работают

А вот эти методы, хоть и практиковались в школах и институтах на протяжении веков, не являются ни полезными, ни эффективными - усилия, вложенные для обучения по их правилам, будут пустой тратой времени. Так, к примеру, оказались нерезультативными и трудоемкими рефераты и мнемонические техники. Наоборот: они энергозатратны, отнимают много времени, хотя могут и давать результаты на какой-то период. Не тратьте на них свое время и силы, применяйте другие стратегии, такие как анализ, самооценка и «автообъяснение».

1. «Перечитать». Большинство студентов делали это - перечитывали то, что задали. Толку от этого мало: воспроизведение никак не потенцирует понимание. Перечитывание бездумно и дает плохие результаты. К тому же это скучное занятие отвлекает от более эффективных стратегий.

2. «Выделить» . Стандартные отметки - без анализа и размышлений - не дают результат. Подчеркнуть - это быстро и легко, но это никак не улучшает производительность. Мало того, данный метод будет вреден для выполнения определенных задач: он врывает информацию из контекста и мешает связать текст в единую логическую цепочку. Впрочем, выделение или подчеркивание может быть первым шагом к успеху - только если акцентированная информация затем сразу же используется на практике.

3. Мнемотехники - разрекламированный метод, предполагающий воссоздание из текстов ментальных образов. Согласно правил мнемотехники нужно воссоздавать из каждого прочитанного пункта мысленные изображения. Научно не доказано, что мнемотехники полезны для запоминания информации. Научные исследования этого метода дают противоречивые результаты, особенно относительно долгосрочных эффектов. Тем не менее, приемы мнемотехники могут оказаться полезными для расширения словарного запаса иностранного языка, запоминания определения трудных слов (например, медицинской терминологии). Правда, они не будут эффективны в долгосрочной перспективе.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!