Как справиться с детской истерикой: советы психолога. Как бороться с детской истерикой: советы психолога Как реагировать ребенок истерит

Истерики у детей раннего возраста — это довольно частое явление. Наверно, каждый родитель сталкивается с тем, что ребёнок закатывает истерики в той или иной степени.

Хорошо, если истерика у ребёнка проявляется только плачем. Некоторые ситуации доходят до того, что малыш даже начинает биться головой о стену или о пол. В такие моменты родители либо не обращают внимание на карапуза и его выходки, либо делают все что угодно, лишь бы ребёнок успокоился, либо в порыве гнева начинают выплескивать негативные эмоции на малыша, ругаясь и крича, тем самым ещё больше усугубляя ситуацию.

В этой статье мы поговорим о причинах детских истерик в 2 года , ведь именно в этом возрасте малыш уже осознает себя, как личность.

Наблюдая за родителями и их поведением, ребёнок начинает понимать, как можно манипулировать тем или иным близким человеком.

Как справиться с истериками ребёнка и как их предотвратить в будущем?

Почему ребёнок закатывает истерики. Причины

Вообще, истерика у ребёнка -это явление нормальное. Таким образом маленький человечек хочет отстоять свою позицию, получить желаемое. Также возбужденное состояние малыша может свидетельствовать о заболеваниях, переутомлённости, голоде.

Специалисты называют истерикой состояние, в котором ребёнок не способен самостоятельно справиться со своими эмоциями, его нервная система возбуждена. В этот момент на него не действуют ни уговоры, ни слова, он не может успокоиться. В некоторых случаях врачи могут назначить успокоительное средство.

Что может стать причиной истерики двухлетнего малыша?

  • В двухлетнем возрасте у карапуза уже появляются определенные желания. Не всегда он может правильно объяснить своим родителям, что именно хочет. В результате возникает недопонимание между взрослыми и ребенком. Малыш осознает, что его не понимают и от собственного бессилия может закатывать истерики.
  • Малыши становятся очень капризными, когда заболевают или у них что-то болит: голова, ручки, ножки.
  • В случае, если ребенок голоден, устал или не выспался. Маленький человечек в таком возрасте может не понимать причину своего плохого самочувствия и начинает капризничать.
  • Нехватка внимания. В таких ситуациях малыш будет пытаться любыми способами привлечь внимание взрослых, в том числе и криками.
  • В период формирования личности, дети часто копируют поведение окружающих людей. В частности, пример для него являются родители. Если Мама и Папа часто пребывают в плохом настроении и раздражительны, не удивительно, что у малыша случаются капризы. Также дети подражают другим малышам. Например, когда маленький карапуз видит плачущего ребёнка, он может посчитать, что это нормально, таким образом копируя его поведение.
  • Истерики могут случаться у тех детей, от которых родные слишком много требует. В два года ребёнок ещё совсем маленький и многого может не понимать. В результате он начинает защищаться и плакать. И наоборот, родители, которые чересчур опекают своего ребёнка, лишая его самостоятельности, также могут стать причиной истерики маленького человечка.
  • С раннего возраста ребёнка нужно обучать нормам поведения. В противном случае, малыш не осознает, как правильно себя вести — за какие поступки его могут наказать, а за какие похвалить.
  • Малыш может устроить истерику, если его оторвать от какого-либо занятия.
  • Неправильная тактика воспитания. Например, если отнять у малыша какой-то предмет, но после продолжительных капризов этот предмет вернуть, то у ребёнка формируется определенная модель поведения. Он начинает понимать, что после его истерики, он получит желаемое.
  • Если ребёнок обладает определенным темпераментом (холерик или меланхолик). Такие детишки больше остальных могут быть склонны к истерикам.

2 вида детских истерик

Детские истерики можно разделить на два типа: контролируемые ребёнком и не контролируемые. Родителям важно понимать и отличать эти два вида, для того чтобы правильно помочь малышу в той или иной ситуации.

Истерика верхнего мозга.


как справиться с истериками ребенка

Данный вид истерики полностью контролируется ребёнком. Она связана с тем, чтобы сиюминутно получить желаемое, либо с сильным недовольством чего-либо. К примеру, многим знакомая ситуация в магазине. Ваш ребёнок захотел новую игрушку, шоколадку, вещь или что-либо ещё.

На ваш отказ купить ему это, ребёнок закатывает истерику в магазине, не обращая внимания ни на что и ни на кого.

Такие капризы дети контролируют сами. Если же вы купите ему необходимую вещь, малыш тут же успокаивается и становится самым счастливым. Так дети учатся манипулировать взрослыми.

Что делать с контролируемой истерикой

Здесь существует только два варианта разрешения сложившейся ситуации:

  1. родители осуществляют желания ребенка, лишь бы их кроха перестал капризничать
  2. родители игнорируют истерику малыша

Если же мама и папа решили не становится объектом манипуляций своего чада, действовать следует аккуратно, без негативных эмоций, гнева или раздражения. В противном случае, есть вероятность усугубить данное положение. Необходимо всегда контролировать свои слова и эмоции, разговаривать с ребенком спокойным тоном.

Ни в коем случае не поддавайтесь истерикам малыша. Иначе он поймет, как следует действовать, чтобы все таки добиться своего.

С ребенком важно разговаривать. Объясните ему, почему именно в данный момент вы не можете осуществить его желание, либо купить требуемую вещь. Приводите аргументы! Малыш должен понять, что действительно существует весомая причина, а не просто потому что мама и папа так захотели.

  1. Ребенку нужно дать понять, что родители прекрасно понимают его и его желания
  2. Предоставьте малышу весомые аргументы вашего отказа
  3. Объясните малышу, что его поведение является совершенно ненормальным, предупредите о соответствующем наказании
  4. Пообещайте вашему крохе, что сможете приобрести ему желанную вещь, как только появится возможность.



Если ребенок не желает вас слушать и продолжает истерить, необходимо наказание привести в действие, как вы и обещали. А также по его собственной вине, он так и не получит того, что требует.

Малышу нужно понять, что не все его требования должны сиюминутно выполняться. Но в случае, когда он научится быть терпеливым и контролировать свое поведение, он все же сможет получить желаемое.

Истерика нижнего мозга.

Такой тип истерики противоположен вышеописанному, и ребенок не способен контролировать свои эмоции. У малыша возникают настолько сильные эмоциональные ощущения, что он просто не может с ними совладать.

Данное состояние схоже с состоянием аффекта, в котором ребенок не способен мыслить адекватно. В это время мозг малыша работает по-другому, и он любая речь родителей просто не доходит до сознания.

В данном случае существует только один способ успокоить кроху — облегчить нервное напряжение.

При такой истерики повышать голос на ребенка без толку, он все равно вас не понимает.

Что делать с неконтролируемой истерикой

Ни в коем случае нельзя пускать данную ситуацию на самотек, игнорировать малыша, оставлять одного.

Если в данном случае разговоры бессмысленны, то следуйте этим рекомендациям:

  1. Необходимо взять малыша на руки, обнять
  2. Разговаривайте ласковым и нежным тоном, пытаясь успокоить кроху. Говорите ему, что все хорошо.
  3. Прикосновения близкого человека способны остановить истерику ребенка. Поглаживайте его, нежно обнимайте.
  4. Отойдите подальше от места, где началась истерика.


После того, как ребенок успокоился, пробуйте с ним разговаривать. Ни в коем случае не ругайте малыша! В противном случае истерика может вспыхнуть снова. Родителям необходимо понять, почему случился приступ истерии.

Если вам удалось выяснить причину, которая вызвала такое состояние у ребенка, нужно провести беседу, разъяснить малышу, в чем и почему он был не прав и как следует себя вести. Воспитательный разговор должен быть очень мягким и тактичным.

Самое важное в истерики нижнего мозга — родительское тепло и способность утешить свою кроху!

Как реагировать на истерики ребенка и как успокоить

Мы разобрали основные причины, по которым ребёнок устраивает истерики. Поняв, почему конкретно малыш в настоящий момент капризничает, родителю следует предпринять меры.

Самое главное в этот момент -сохранить самообладание. Попытаться успокоиться, не срываясь на малыша, не применяя физическую расправу. Это только усугубит ситуацию. Как говорилось в данной статье, в двухлетнем возрасте могут случаться истерики, которые ребёнок не в состоянии контролировать. А гнев родителя только вызовет ещё больший плач карапуза.

  • Уведите ребёнка подальше от того места, где произошёл такой всплеск эмоций
  • Часто малыши показывают свои негативные эмоции перед мамой или папой, разигрывая спектакль. Достаточно просто уйти на некоторое время, затем вернуться. Ребёнок успокоиться и вскоре забудет причину своего бурного эмоционального состояния.
  • Поговорите с малышом. Если истерика случилась из-за того, что вы не купили желаемую вещь, четко объясните причину вашего отказа. При таких капризах ваш тон должен быть спокойным, но в то же время строгим. И ни в коем случае не идите на поводу у ребёнка, соглашаясь на все его прихоти. Дети очень хорошо чувствуют такие моменты, и в дальнейшем вы рискуете стать объектом для манипуляций карапуза.
  • Попробуйте отвлечь ребёнка. В двухлетнем возрасте детки быстро переключают своё внимание с одного предмета (действия)на другой.
  • В момент разговора с малышом, следует находится на уровне его глаз
  • Обнимите вашу кроху. Если малыш отказывается, не настаивайте, скажите ему, что он сам сможет подойти и обнять вас, когда захочет. Желательно, чтобы истерика закончилась в объятиях родного человека тихим плачем
  • Однократное игнорирование. Если, по вашему мнению, ребёнок закатил истерику из-за пустяка, можно просто не обращать внимание на его поведение в данный момент. Малыш, видя, что на него никто не реагирует, быстро теряет интерес к капризу. Только не злоупотребляйте таким игнорированием. В противном случае, маленький непоседа может почувствовать себя никому не нужным.

Помните, что занимаясь воспитанием малыша, важно уметь запрещать ребёнку, не поддаваясь никаким его капризам. С возрастом кроха уже должен понимать, что значит можно, а что — нельзя.

Как предотвратить истерику

Для того, чтобы ребёнка как можно реже охватывали приступы истерического состояния, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. у ребёнка должен быть правильный распорядок дня.
  2. Малыша необходимо обеспечить здоровым сном
  3. Уделяйте своему крохе как можно больше свободного времени
  4. Позвольте малышу быть самостоятельным в рамках разумного. Если ваше чадо хочет помочь вам помыть полы, дайте ему эту возможность.
  5. В течении дня не допускайте слишком ярких эмоций. Например, если вы собрались сходить в зоопарк, не следует перед этим слишком долго и активно проводить время на улице
  6. Научитесь договариваться с вашим малышом. Предвидя начало истерики, сразу же предложите какую-либо альтернативу
  7. Помните, что маленький человечек развивается, подражая окружающим его людям. Старайтесь быть всегда добры, вежливы в общении, терпеливы

Помимо повседневных капризов, многие родители сталкиваются и с ночными истериками ребёнка.

Начинаются они с не громких криков. Если в этот момент подойти к малышу, взять его на руки, то можно предотвратить возникновение истерического всплеска.

Для того, чтобы избежать истерики по ночам, необходимо:

  1. не переутомлять ребёнка вечером, не играть в активные игры. Достаточно будет спокойной вечерней прогулки, принятия ванны с прохладной водой, чтение книг.
  2. Не включайте телевизор, особенно мультфильмы с чудовищами или непонятными существами.
  3. Не переедать на ночь. Перед сном достаточно выпить стакан кефира.

Ошибки родителей: что нельзя делать во время детских истерик

Многие родители теряются, когда у малыша начинается истерика. Особенно, если это произошло в общественном месте. Молодые мамы и папы начинают действовать интуитивно, чувствуя себя некомфортно перед взглядами незнакомых людей.

В воспитании детей все действия должны быть последовательными и не противоречащими. Главные ошибки молодых родителей как раз именно в этом. Если вы ребёнку в чем-то отказали, то никакие уговоры и капризы не должны изменить ваше решение. Ваша позиция должна быть твёрдой до конца.

Малыша с раннего возраста следует приучать к словам «нет», «нельзя». Например, у вас есть определенное правило: вы не разрешаете своему крохе кушать сладкое до приема пищи. Этого правила должны придерживаться и другие родственники. Не допустима ситуация, где бабушки и дедушки нарушают данные уставы семьи.

Различные запреты никак не должны повлиять на взаимоотношения с ребёнком. Наказания и ограничения должны быть обоснованными и понятными малышу.

Другая типичная ошибка родителей — грубость, повышенный тон или физическая расправа в ответ на истерику малыша. Часто родители сами не могут совладать с негативными эмоциями и начинают кричать, ругаться на малыша. Такое поведение способствует новому и ещё большему всплеску истерики. Таким образом, у малыша страдает гаражная система.

Запомните: всегда нужно держать себя в руках! Вы взрослый, вы — самый главный пример для своего ребёнка!

Детская истерика. Что хочет сказать ребенок!

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

У одних детей период истерик проходит быстро, у других - может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам - можно исправить ситуацию достаточно быстро.

Истерики и капризы

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением - детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские , другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика - банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.


В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа - это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял - его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа - явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики - снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.


Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей - выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Ваша кроха, ваш дружелюбный малыш накануне двух лет превратился в невыносимого тирана? Требовательного, нетерпеливого, который умеет бегать, толкаться, метаться, щипаться, кусаться и на любое предложение или просьба отвечать жестким "нет"?

Больше не действуют уговоры, объяснения, угрозы или наказание? Что же это такое? С вашим малышом что то не так или это вы как родители допустили ошибки?

Вспышки истерики и упрямства с бросанием на пол предметов и игрушек, криком и приступами удушья (когда ребенок задерживает дыхание до тех пор, пока не выполнят его желания) - нормальное явление в жизни маленького ребенка, который еще не умеет выражать свои потребности и грусть словами. Истерики случаются со всеми детьми. Это не является нарушением поведения, а нормальная здоровая разрядка стресса и разочарования.

Исследования утверждают, что плач и бунт являются вспомогательными средствами, чтобы освободиться от напряжения, они снижают артериальное давление, и вместе со слезами выводят из тела связанные со стрессом химические вещества, восстанавливая тем самым химический баланс организма.

Поэтому детей нельзя наказывать и осуждать (говоря например, что ребенок нытик или плакса) за слезы или мятежный характер.

Истерики обычно появляются в возрасте 1,5-2 года, в период, когда у ребенка формируется самосознание (осознание собственного «Я»). Однако иногда истерики могут начинаться раньше, в возрасте 12-15 месяцев. Малыши в этом возрасте начинают понимать все больше и больше из тех слов, что они слышат. Однако их языковые способности еще достаточно слабы для того, чтобы озвучить свои переживания, желания и потребности, которые они начинают осознавать. С развитием самосознания у двухлетних детей появляется потребность делать определенные вещи самостоятельно (по своему усмотрению) и принимать свои собственные решения. Впервые вы можете это заметить, когда ребенок играет в кубики, пирамидки строит башню из песка и у нее ничего не получается. Вы пытаетесь ему помочь, на что получаете бурную отпор - ребенок не хочет принимать в вашей помощи и хочет все делать самостоятельно. Обычно бурные истерики проходят до 4 лет, хотя иногда могут затянутся и до более позднего возраста (в этом случае вам следует обратиться к специалисту, чтобы вместе помочь ребенку научится справляться и с фрустрацией).

Если к этому пиковому моменту в жизни малыша большинство родителей были похожи в бережном и мягком обращении со своими малышами, то после его наступления родители резко разделяются на два лагеря. Первые склоняются к традиционным методам воспитания и начинают использовать свою власть, отдавая приказы и наказывая за неповиновение, вторые - наоборот, вместо того, чтобы противодействовать упрямства малыша, уступают каждом его желанию. Есть и такие родители, которые прибегают к приказам, а потом не выдерживают натиска малыша, кажутся и выполняют все его требования.

Что делать если у ребенка истерика?

Когда у ребенка начинается истерика, он не способен слышать объяснения, причины, договоренности. Поэтому он отвечает возмущением на ваши крики и угрозы. Чем больше вы кричите, пытаясь остановить истерику, тем громче истерика. Если вы пытаетесь ударить малыша по попке, можете получить соответствующую реакцию.Для детей то, что позволяет себе взрослый, является моделью для подражания, поэтому в логике ребенка то, что делаете вы - может и он. Ребенок не просто «копирует» (следует). Для него ваша реакция является примером, как можно преодолевать злость, разочарование, когда то происходит не так, как хочется. То, что действительно работает во время истерик малыша (успокаивает бурю эмоций) и одновременно является хорошим примером для подражания, - это просто спокойно находится рядом с ребенком, ожидая, пока буря утихнет сама собой.

Истерику легче предотвратить, чем остановить!

Желание у ребенка чаще всего возникают спонтанно, в зависимости от того, что она встречает на пути. Поэтому, чтобы не стать заложником желаний, которые снова и снова меняются, перед тем, как выйти на прогулку (или место), подготовьте ребенка, составив вместе с ним маршрут и план действий. Например, куда мы пойдем гулять сегодня: на площадку, который у нашего дома или в парк? При этом эмоционально привлекательнее для ребенка вы выделяете тот вариант, который является желаемый для вас. Например, там будет много детишек, мы сможем покормить голубей и там будет песочница, ты любишь играть в песочек (подчеркните то, что любит ребенок). Мы пойдем с тобой пешком поедем на трамвае? И так далее... Когда вы выходите из дома, старайтесь удерживать внимание ребенка рассказами о том, куда вы идете и как, чтобы ваша договоренность оставалась для него актуальной и желанной. Все время подчеркивайте эмоционально то, что будет интересно самому ребенку. Если вы понаблюдаете за мамочками и их малышами, то заметите, что у самых разговорчивых мам спокойные дети и они скорее всего перестают плакать. Преимущественно дети плачут у молчаливых отцов, которые не объясняют или мало объясняют детям что, как и почему. Чаще всего они кратко обращаются к ребенку, говоря: «не плачь», «не лезь», «ни бейся», «нельзя»! От этого мир малыша становится не слишком понятным и полным запретов.

Второй секрет предотвращения истерики в том, что малыши очень сильно подвержены ритуалам. Обычно они любят ходить одной и той же дорогой, одевать одно и ту же одежду, делать какие подобные действия. Не пугайтесь. Это не признаки аутизма, это нормально для маленьких детей, они делают то, что им знакомо, то, к чему они привыкли, и лишь постепенно расширяют перечень привычных для них действий. Учитывая эту склонность маленьких детей, большинство их желаний можно предсказать. Если вы не хотите, чтобы перед каждой прогулкой ваш ребенок требовала от вас печенье или сок на прогулке, не повторяйте это предложение более чем две прогулки подряд, лучше предлагайте каждый раз то новенькое, но не менее интересное для малыша. Если все же эта традиция уже закрепилась, не злитесь на ребенка за то, что в очередной раз он устраивает вам истерику: «хочу печенье», или пошли в магазин. Будьте готовы к этому, и, так как вы уже один раз согласились с этим, не возражайте это сейчас. Наоборот, можете использовать это в свою пользу, например, мы сходим погуляем, и на обратном пути купим печенье, потому что сейчас нам некуда его положить и т.д.. Таким образом, вы научите малыша еще вырабатывать силу воли, терпение и долгосрочную перспективу. Только не забудьте выполнить свое обещание на обратном пути!

Обратите внимание на то, когда чаще всего у малыша случаются истерики. Так они не станут для вас неожиданностью. Дети часто капризничают, когда хотят есть, пить, уставшие, хотят спать, слишком возбуждены.

Еще одним вероятным провокатором истерик может быть телевидение или видео, даже если это детские мультики. Они могут стать источником стресса, возбуждения, страхов, особенно для маленьких детей. Поэтому учитывайте это и изменить время, проведенное за телевизором.

Исследование также отмечают, что усиление капризности и плаксивости часто предшествует овладению новыми навыками. В таком случае они становятся как предвестниками нового этапа развития малыша.

Соглашаться с малышом (с его желаниями) для предотвращения истерик можно почти всегда, когда выполнение желаний ребенка не содержит потенциальной опасности и не может нанести вред его здоровью или здоровью окружающих. В связи с этим родителям стоит задуматься, всегда стоит требовать послушания ради самого послушания?

Помните, кто из вас взрослый!

Неважно, как долго длится истерика. Не вдавайтесь в нелепые требования или переговоры с ребенком, зайдется криком! Особенно возникает желание пойти на уступки требованиям ребенка, когда вы находитесь в общественном месте. Старайтесь не обращать внимание на то, что думают или говорят другие. Каждый, кто помнит себя в родительской роли, может вспомнить себя на вашем месте. Не вдавайтесь также к борьбе за власть с вашим ребенком, демонстрируя ему свое преимущество. Проявления силы по отношению к ребенку - физической или моральной (угрозы, угнетение) - покажут ему, каким образом нужно решать конфликтные ситуации, или наоборот подавят в нем любую инициативу и способность защищать себя. Спокойная реакция на истерику покажет ребенку, что вы контролируете ситуацию.

Если ребенок еще маленький, и истерика уже сильная, лучший способ успокоить - это взять малыша на руки, обнять его, показать ему нежность и поддержку, вынести с места происшествия, понемногу отвлекая его внимание.
Если вспышки истерики доходят до пика, когда ребенок начинает бить людей или зверей, бросаться вещами или визжать, также надо взять его на руки и отнести в безопасное место, где он может успокоится. Скажите ему почему именно он здесь («потому что ты ударил бабушку»), а также, что он останется здесь, пока не успокоится.
Старшие дети иногда сами убегают в другую комнату. Дайте ребенку побыть наедине с собой и успокоиться. Через некоторое время обсудите с ним ситуацию, принимая его чувства («ты разозлился» или «расстроился»), мягко укажите ему на то, в чем он был не прав(«но бросать вещи или драться нельзя»), дайте ему возможный вариант решения ситуации (нужно попросить...), если это возможно испытайте адекватный вариант решения ситуации сейчас (пошли попросим вместе).

Следите за признаками стресса в жизни ребенка

Несмотря на то, что истерики и капризность является нормальным явлением для детей двухлетнего возраста, будьте внимательными к возможным проблемам, которые могут провоцировать их:
  • Был в семье накануне скандал или ссора (или они случаются время от времени)?
  • Насколько у вас сейчас сложный загружена делами период?
  • Есть напряженность в отношениях между вами и вашим партнером?
  • Появилась некая новая стрессовая ситуация в жизни ребенка? (Ребенок вступила в садик или родился второй ребенок)
  • Возможно то в обычном дня малыша изменилось? (Поменялась воспитательница) ли.

Если в возрасте после 3-4 лет ваш ребенок все еще заходится в серьезных истериках каждый день и отказывается сотрудничать с любому поводу, даже для выполнения привычных ежедневных процедур (одевание или собирание игрушек), вам стоит обратится помощью к специалисту. Педиатр, невропатолог, психолог помогут вам убедиться, что физическое или психологическое состояние малыша не является причиной проблем малыша, а также помогут найти пути решения по погашению вспышек истерик.



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 13.03 09:36

ребёнок может капризничать, и есть дети, которые очень любят это делать с самого рождения. Но ведь каждый каприз имеет основу. Кому-то хочется постоянно (24 часа) чувствовать маму, да ещё и кушать при этом, другие успокаиваются только, услышав родной голос, а кто-то готов целый день проводить в ванне и только там чувствует себя хорошо. Это всё требования внимания или контакта, но никак не повод дать ребёнку «выплакаться» (хотя есть и такие подходы). Особенно сложно в первые месяцы, когда это первенец. Голос у каждого малыша разный, тембр тоже: одни пищат тихонечко как мышки, другие громко рычат как медвежата. Со временем мама начинает узнавать особенности своего ребёнка и это позволяет быстрее успокаивать малыша, который требует именно внимания, а не беспокоится из-за недомогания. Опять же без внутреннего спокойствия мамы малыш вряд ли перестанет плакать, даже если причина уже всем понятна.

Я читала про мимику и тональность - в интернете описано много конкретных вариантов плача, но лично мне пришлось столкнуться с двумя: спокойным и надрывистым. Но сказать, что при спокойном нет причины для волнения, а при надрывистом стоит сразу вызывать скорую, по-моему, нельзя. Все дети разные и у каждого конкретного малыша свой плач по каждому поводу. Поэтому маме надо постепенно привыкать к грудничку, пытаясь учиться понимать его.

Мне было проще идти методом исключения (исходя из лично нашей приоритетности): сначала хорошая доза внимания и телесного контакта, потом попытка отвлечения внимания, далее спокойная любимая музыка, в критической ситуации водные процедуры. Это при условии, что малыш сыт, не хочет спать и не болен, то есть просто требует внимания.

Tita Ku 01.12 10:54

Уважаемые читатели блога, со всей уверенностью могу заявить, что данная тактика приводит к оглушительной победе, в борьбе с истериками ребенка.
Могу добавить две истории из своего опыта.
История 1.
Дочке было 2,1 года. Мы собирались выходить из магазина. У меня в обоих руках сумки, а дочке вдруг захотелось ко мне на руки, и что бы до дома донесла. Первичные уговоры и объяснения не помогли. Вижу, что Катюша начинает впадать в истерику. Я поставила сумки, присела. Дальнейший наш разговор:
-Доченька, я понимаю, что мы очень любим обниматься. Я тоже очень люблю носить тебя на руках. Но в данный момент у меня тяжелые сумки, я не могу их оставить здесь. Помоги мне донести их до дома.
-Нет, оставь. Я устала, возми меня на руки.
- Доченька, есть два варианта. Первый компромиссный, второй радикальный. Первый: ты помогаешь мне донести до дома сумки, а дома я сразу беру тебя на ручки, и мы "носимся" на ручках, сколько тебе захочется.
-Мама, а второй какой?
-Второй, я просто сниму с тебя штаны и выпорю при всех (замечу, что никогда в жизни ребенка не порола, но она всегда знала, что я сдерживаю все свои обещания, и исполняю все намерения)
Дочка после недолгого раздумия:
-Хорошо, мама, давай компромиссный.
Я улыбнулась, и поблагодарила Катюшу за верный выбор, и сказала, что она самая моя главная помощница.
История 2.
Каждая из нас однажды сталкивалась с нежеланием ребенка мыть голову. И у нас были слезы и истерики по этому поводу.
Я переборола это, рассказав дочке, что давно, я тоже была маленькой (она была просто поражена этому факту))), и ужасно не любила мыть голову. Всегда капризничала и плакала. И вот однажды моей маме надоели мои капризы, и она перестала мыть мне голову. Недели две я была просто счастлива, но потом.....
И сейчас, моя дочка без слез моет голову, но правда, всегда просит рассказать историю про мои капризы.
Я вдруг поняла, что в эти моменты, она чувствует себя мудрее меня маленькой. И ей доставляет это удовольствие. Она понимает, что я тоже человек)))))

Насколько родители могут спровоцировать плохое поведение ребенка, настолько они могут им управлять. В зависимости от того, каким образом родители реагируют на различные сцены или проявления неповиновения, агрессии, раздражения и гнева, либо они смогут контролировать такого рода поведение, либо оно укоренится навсегда.

Субъективные родители: история с Гектором

Меня все время задевает, когда родители говорят: «Джонни отказывается...», «Джонни не слушает...» — как будто они ничего не могут поделать с тем, что он вытворяет. Слишком многие родители в наши дни и позволяют им командовать парадом. Они опасаются, что если в чем-нибудь ограничат своих чад, то те не будут их любить. А может, они не знают, как пресечь на корню нежелательное поведение. А если все же делают попытку, то им либо не хватает решимости, либо они непоследовательны в своих действиях.

Ко мне никогда не обращаются родители, подходящие ко всему объективно. Большинство пап и мам, жалующихся на проблемы, связанные с поведением, — это субъективные родители. Они неосознанно действуют на основании собственных чувств , а не в интересах ребенка.

Нельзя утверждать, что объективные родители избегают чувств. Совсем наоборот, они находятся в контакте со своими эмоциями, но не позволяют чувствам управлять собой, как это происходит у субъективных родителей.

Например, Гектор, которому восемнадцать месяцев, был вне себя в обувном магазине, когда увидел на прилавке огромный круглый аквариум, полный леденцов на палочке, и немедленно захотел один прямо сейчас . Субъективный родитель сразу подумает: «Только не это. Надеюсь, что он не устроит здесь сцену» . Он может сначала попробовать договориться с Гектором («Я дам тебе такой же леденец без сахара, когда мы придем домой» ). Вероятнее всего, ему предстоит долго и мучительно уговаривать ребенка до тех пор, пока его собственное раздражение и чувство вины не начнут усиливаться из-за растущих требований со стороны ребенка. Когда Гектор начнет хныкать, а потом плакать, субъективный родитель станет еще более раздраженным и будет принимать поведение Гектора на свой счет («Не могу поверить, что он опять так себя ведет» ). Сконфуженный тем, что ему приходится публично воевать с ребенком, который уже валяется по полу в истерике, он наконец уступит.

Когда отношение родителей субъективно, они дают волю собственным эмоциям, вместо того чтобы освободиться от них и правильно реагировать на то, что происходит с ребенком. Именно поэтому субъективные родители обычно воспринимают все, что делает их ребенок, как собственное отражение. Они боятся произнести то, что есть на самом деле: «Нет, сейчас тебе это нельзя».

Поскольку субъективные родители так близко идентифицируют себя со своим ребенком, то чувства ребенка могут быть для них их собственными чувствами. У них возникает беспокойство, когда им приходится иметь дело с эмоциями ребенка, особенно злостью и огорчением. Неудивительно, что у субъективных родителей не бывает четких границ: они ведут себя с детьми скорее как их сверстники, чем как родители. Они почти никогда не говорят: «Мы — родители, и мы считаем, что это для нас неприемлемо».

Нелепые оправдания

Субъективные родители часто извиняются за своих детей или пытаются оправдать их поведение. Такие нелепые оправдания можно часто услышать от родителей, когда к ним приходят гости или они куда-нибудь выбираются из дома с ребенком.

— «Он просто голоден и поэтому так делает».

— «Она сегодня не в духе».

— «Вы же знаете, что он родился раньше срока, поэтому...»

— «Для нашей семьи это характерно».

— «У нее прорезываются зубы».

— «Он — чудесный мальчик, и я очень его люблю, тем не менее...»

(Им обязательно надо сообщить, что он чудесный ребенок, но на самом деле они не признают особенности его характера и хотят, чтобы он, как по волшебству, стал ребенком их мечты.)

— «Она большей частью ведет себя как ангел. Его папа работает целыми днями, а я одна с ним, и мне не хочется ему ничего запрещать».

— «Он устал, он плохо спал ночью».

— «Он плохо себя чувствует».

— «Я не волнуюсь по поводу этого, с возрастом у него это все пройдет».

Почему дети не слушаются субъективных родителей

Я сразу определяю, что мама имеет субъективное отношение, когда она говорит: «Он так хорошо ведет себя с папой (или бабушкой), но только не со мной». Может быть, папа на самом деле лучше умеет управлять поведением их сына — объясняет ему, что хорошо и что плохо, и поправляет своего ребенка, если он что-то делает не так, как положено. Следовательно, мама должна задать себе вопрос: «Что такое делает мой муж (наша бабушка), чего не делаю я?»

У субъективных родителей дети могут достичь настоящего мастерства в манипулировании их чувствами и шантаже. Это не означает, что такие дети плохие; они делают то, чему неумышленно научили их родители: пререканиям, спорам, настаиванию на своем, а если ничего не помогает, то они выходят из себя.

Поэтому даже в таких простых ситуациях, как «пора убрать игрушки», субъективные родители оказываются в затруднительном положении. «Нет!» — кричит малыш. И мама продолжает уговаривать: «Пойдем, я помогу тебе». Она ставит одну игрушку на полку; ребенок не делает ни малейшего движения. «Ну, давай же. Не могу же я одна это делать». Он по-прежнему ни с места. Мама смотрит на часы и видит, что уже пора ужинать. Скоро придет папа. И она молча убирает остальные игрушки. Самой быстрее и легче это сделать — примерно так думает она.

На самом деле она только что научила ребенка тому, что: а) ее слова ничего не значат; б) даже если она что-то скажет, достаточно ответить «нет» и захныкать, и тогда можно не слушаться.

Разумеется, субъективно мыслящие родители часто чувствуют себя в безвыходном положении, сконфуженными, виновными в том, что их ребенок не слушается. И если их ребенок ведет себя неподобающим образом, как делают все маленькие дети, то вместо того, чтобы во всем разобраться объективно и понять, что развивается негативное явление, они либо оставляют это без внимания, либо начинают оправдывать поведение ребенка. Субъективно мыслящие родители сначала будут извиняться за своего ребенка, пытаться аргументировать его поступки или сглаживать ситуацию, а затем, если поведение продолжит ухудшаться, бросятся в обратную крайность и проиграют.

Разница между родителями, мыслящими субъективно и объективно

Субъективные родители: Объективные родители:
солидарны с эмоциями ребенка; воспринимают ребенка как индивидуальное существо, а не часть их самих;
реакция идет изнутри — им мешают их эмоции; их реакция зависит от ситуации;
часто испытывают чувство вины, потому что поступки ребенка отражаются на них; ищут подсказки, чтобы понять поведение ребенка;
извиняются и оправдывают поведение ребенка; учат ребенка новым эмоциональным навыкам (решение проблем, причина и следствие, обсуждение, проявление чувств);
не вникают в то, что произошло; обсуждение, проявление чувств);
непреднамеренно приучают ребенка к тому, что плохое поведение допустимо; приучают ребенка думать о последствиях;
хвалят ребенка сверх меры и тогда, когда он этого не заслуживает похвалу применяют уместно — как поощрение за правильно выполненное дело, умение

Как родителям стать объективными

Если вы узнали себя в описании субъективных родителей, не унывайте. Если вы решительно настроены на то, чтобы изменить свой подход к воспитанию, не так трудно научиться тому, как стать объективными. А как только это войдет в привычку, вы станете более уверенными в себе.

Чтобы быть объективными родителями, вам, конечно, нужно быть родителями терпеливыми и понимающими: признавать темперамент своего ребенка, осознавать, что с ним происходит в определенный период развития. Объективные родители знают слабые и сильные стороны ребенка, поэтому могут заранее предусмотреть новые сложности и подготовиться к ним. Они способны предотвратить неприятную ситуацию. Они очень терпеливо следят за тем, как их малыш переживает трудные моменты, — они знают, что требуется время, чтобы чему-нибудь научиться.

На моей странице в интернете мама шестнадцатимесячного малыша выразила свою обеспокоенность тем, что ее сын стал проявлять чувство собственности к своим игрушкам , он отталкивает детей, с которыми играет, или выхватывает у них игрушки. Объективная мама в ответ поделилась своим методом:

«Я поняла, что должна постоянно находиться рядом со своим ребенком, которому около семнадцати месяцев, в то время, когда он играет с другими детьми. Пока что! Ведь сейчас он осваивает умение делиться и играть с другими, и я должна научить его этому. Потому я сижу рядом и „показываю“, что именно надо делать. Если он начинает проявлять агрессивность, я беру его за руку и направляю его, чтобы он не толкал других, и объясняю, что с друзьями надо обращаться спокойно. Если он пытается стащить какую-нибудь игрушку, я беру его руку и объясняю: „Нет, Билли сейчас играет. У тебя есть грузовичок. А мяч — у Билли. Подожди, пока он в него наиграется“. Он терпеть не может ждать и делает еще одну попытку, но я повторяю то же самое и снова объясняю. Но если он и в третий раз делает так, я беру его и увожу в сторону. Я не превращаю это в наказание и не лишаю его игры, я стараюсь отвлечь его и дать понять, что ему не сойдет с рук, если он будет плохо вести себя. Большей частью это всего лишь предупреждения и обучение тому, как вести себя надлежащим образом. На это уходит много времени, терпения и повторений. Они еще не могут контролировать свои желания и порывы. Но если им помогать именно сейчас, то потом все будет легче».

Объективные родители понимают, что обучение правильному поведению входит в их сферу ответственности. Это не приходит само по себе. Конечно, некоторые дети от природы ведут себя спокойнее в группе, их легче побудить к игре с другими детьми. Но, какими бы разными они ни были, их первыми учителями являются родители.

Объективные родители не занимаются уговорами и не ждут, когда ребенок «облагоразумится», как делают субъективные родители. Вы не можете урезонить малыша в таком возрасте, особенно если он находится на грани истерики. Вы должны дать понять ему, что вы — взрослые люди, и показать, что вы знаете лучше.

Давайте вернемся к примеру с Гектором, который требовал леденец на палочке в обувном магазине. Объективные родители сказали бы ему твердо: «Я знаю, что тебе хочется этот леденец, но нет, тебе нельзя». А если мама оказалась предусмотрительной, предвидела возможную ситуацию (повсюду столько искушений, особенно если вы ходите вместе с ребенком) и захватила с собой что-нибудь легкое, чтобы перекусить, то она предлагает это взамен. Но если Гектор продолжает настаивать, то сначала она не обращает внимания. Если и это не помогает, выходит с ним из магазина («Я понимаю, что ты огорчен. Мы пойдем покупать тебе новые ботинки, когда ты успокоишься»). Если он перестает плакать, она обнимает его и хвалит за то, что он сумел справиться со своими чувствами («Какой ты молодец, что сумел успокоиться»).

Несомненно, иметь в доме ребенка от года до трех — это все равно что жить на минном поле: взрывы могут происходить раз за разом, особенно во время перехода от одного действия к другому: приведения в порядок комнаты после игры, приучения к высокому стулу для кормления, укладывания спать. Объективные родители все планируют заранее, все контролируют и каждую ситуацию используют как момент обучения.