Как снять мерки для платья. Урок технологии: "Снятие мерок для построения чертежа фартука" Мерки для построения фартука таблица икс эль

Технологическая карта урока, 5 класс

Тема раздела: Проектирование, изготовление и художественное оформление одежды.

Тема урока: Одежда и требования к ней. Мерки для построения чертежа фартука.

Цели и задачи : формировать знания о классификации одежды, о назначении рабочей одежды, о мерках;

формировать умения об основных правилах снятия мерок и записи результатов измерения;

развивать самостоятельность учащихся, умение правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд,

проявлять навыки самоконтроля.

Основные термины: одежда, фартук, эксплуатационные, эстетические требования, мерки, снятие мерок.

Методы обучения: - словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;

Метод демонстрации;

Метод практической работы;

Инструктаж.

Планируемый результат: научиться снимать и записывать мерки для построения фартука

План урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний

Проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.

Для того, чтобы определить тему урока, прочитайте написанную на доске пословицу

«Одежда делает человека.» (французская)

Как вы понимаете её значение? Да, одежда играет огромную роль, она украшает человека. И не только, она также защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды. А ещё есть такая одежда, которая защищает другую от загрязнений.

– Догадались о какой одежде идёт речь? (фартук)

активное слушание

выдвижение предположений о теме урока и т.д.

Изложение нового знания

Первичное закрепление знаний

Практическая работа

Домашнее задание

Рефлексия

Девочки, давайте ещё раз скажем, для чего человеку необходима одежда?

Одежда - это совокупность покровов, предохраняющих тело человека от внешних воздействий окружающей среды и механических повреждений.

Учащимся предлагается классификация одежды по назначению.

№1 Фартук относится к рабочей одежде. Его основное назначение - предохранять одежду от загрязнений. Проблемное задание:

Девочки, послушайте рассказ «Две хозяйки» С. Могилевской.

Какое правило можно сформулировать, прочитав этот рассказ? (Выйдя на кухню, прежде всего, наденьте фартук и косынку)

№2 Рассматривая модели фартуков, девочки выясняют, что они состоят из отдельных деталей. Для изготовления нужно знать длину и ширину всех его деталей.

Девочки, с чего начинается изготовление фартука?

Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.

Учитель на манекене показывает и рассказывает, как снимаются мерки, как они записываются.
Словарная работа : одежда, фартук, эксплуатационные, эстетические требования, мерки, снятие мерок.

Назовите правила снятия мерок.

Как обозначаются и снимаются мерки:

Полуобхват талии

Полуобхват бедер

Длина изделия

Сообщение учащимся названия практической работы;

разъяснение учащимся задач практической работы;

ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИТК).

предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

инструктаж по технике безопасности.

Сообщение о теме следующего урока.

На следующем уроке вы будете строить чертёж фартука, используя мерки, которые сегодня сняли.

Для работы необходимы: учебники, тетради на печатной основе, рабочие тетради, цветные ручки, карандаши, листы А-4, линейка закройщика, ватман.

Рисуем настроение. Цветик-многоцветик.

Сегодня на уроке я:

Начился …

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научилась…

меня удивило…

мне захотелось…

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники

развитие умения строить простые рассуждения

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

применение на практике полученных знаний и последующее повторение

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

П еред тем, как приступить к пошиву любого изделия, необходимо снять мерки. Профессиональная портниха знает, что если правильно снять мерки с женской фигуры – это уже половина успеха. И если даже вы никогда этого не делали, строго следуя инструкциям, приведенным ниже, сможете сделать это достаточно быстро.

Важно: перед тем как приступить к снятию мерок, наденьте белье, которое вы предполагаете носить под это изделие, поскольку современные колготки могут давать эффект «утяжки» и убирать от 1 до 3 см в объеме, а бюстгальтеры, напротив – прибавлять объем.

Повяжите вокруг талии тонкую матерчатую бейку, этот нехитрый прием используют все профессиональные портнихи. Он облегчает снятие мерок, сопряженных с линией талии. Советуем прочитать о

Стойте прямо, без напряжения, не сутультесь, не сгибайте ногу в колене. После того как вы снимите мерки, можете сравнить их со стандартными , чтобы лучше понять и проанализировать особенности вашей фигуры.

1. Обхват груди. Эта мерка снимается по самым выступающим точкам груди. Сантиметр не следует слишком сильно натягивать или ослаблять. Он должен плотно, но без натяжки прилегать к телу. Обхват над грудью измеряется поверх грудных желез.

2. Обхват талии. Измеряется по самому узкому месту, сантиметровая лента должна плотно обхватить талию.

3. Обхват бёдер. Измеряется по самым выпуклым точкам ягодиц. Для женщин, у которых есть «эффект галифе», рекомендуется также продублировать мерку (измерить объём чуть ниже ягодиц по выступающим частям «галифе».

Если первая мерка значительно меньше второй, используйте вторую, особенно в изделиях, которые предполагают узкие силуэты, например, юбка-футляр. Подгонку изделия в этом случае придётся производить непосредственно при примерке смётанного изделия.

4. Высота груди. Измеряется от точки перехода шеи в плечо до наиболее выступающей точки груди.

5. Длина переда до талии. Длина переда до талии (ДПТ) измеряется от точки перехода шеи в плечо (основания шеи) через самую выступающую точку груди до талии.

6-6а. Длина изделия. Для плечевых изделий измеряется по спинке от седьмого шейного позвонка до желаемой длины изделия (6), для поясных изделий – по спинке от талии до желаемой длины изделия (6а).

7. Длина спины до талии. Измеряется от седьмого шейного позвонка до линии талии (ДСТ).

8. Ширина спины. Измеряется горизонтально по выпрямленной спине через центр лопаток.

9. Ширина плеч. Измеряется горизонтально по самым выступающим точкам от одного плеча до другого.

10. Длина плеча. Измеряется от основания шеи до крайней точки плеча (точки сочленения плеча с рукой).

11. Длина рукава. Измеряется от точки окончания плеча до запястья по слегка согнутой в локте руке. Длина рукава 3/4 измеряется аналогичным образом, но до локтя.

12. Обхват руки (верхней части). Измеряется горизонтально, по самой широкой верхней части руки.

13. Обхват шеи. Эта мерка вокруг основания шеи.

14. Глубина проймы. Глубину проймы можно измерить следующим образом: зажмите подмышкой полоску бумаги шириной 3–4 см. Измерение производите по спинке от 7-го шейного позвонка до верхнего края полоски бумаги.

Кстати, при помощи полоски бумаги можно снять мерку и Ширина проймы. Зажмите полоску бумаги горизонтально подмышкой, слева и справа от руки поставьте вертикальные черточки — это и будет Ширина проймы.

Рис. Как снять мерку Ширина проймы

15. Высота бёдер. Измеряется по боку от линии талии до линии бедер. Для того, чтобы точно снять эту мерку, повяжите тонкую бейку по талии и по бедрам. Измерение произведите от между бейками по линии бока.

16. Длина ноги с внешней стороны. Измеряется от талии по внешней стороне ноги до пола.

17. Длина ноги с внутренней стороны (длина шага). Измеряется по внутренней стороне ноги от паха до пола.

18. Обхват бедра. Измеряется горизонтально на 5 см ниже подъягодичной складки по бедру.

19. Обхват колена. Измеряется горизонтально на 2 см ниже коленной чашечки.

20. Высота колена. Измеряется от линии талии до середины колена.

21. Обхват голени. Измеряется горизонтально по самой объемной части голени.

22. Обхват щиколотки. Измеряется горизонтально по самому тонкому месту ноги.

23. Высота сидения. Измеряется сидя на плоской поверхности, по спинке, от линии талии до поверхности.

Построение чертежа основы прямой юбки (Юбки-карандаш)

Для построения чертежа основы прямой юбки (юбки-карандаш) необходимы следующие измерения фигуры и прибавки:

Для примера возьмем фигуру женщины ростом 164 см, обхватом груди 96 см и обхватом бедер 100 см.

Измерения, необходимые для построения чертежа прямой юбки (юбки-карандаш). Как правильно снять мерки, чтобы построить прямую юбку на свою фигуру

Обозначение измерения
Наименование измерения
Пример
Как измерить
Ст Полуобхват талии. (померить обхват талии и разделить на 2) 37,0 см

горизонтально, по самому тонкому месту туловища на уровне линии талии. Желательно обозначить обхвать, зафиксировав на талии шнур или ленту для правильного снятия последующих мерок

Сб Полуобхват бедер. (померить обхват бедер и разделить на 2) 50 см горизонтально, по самым выступающим точкам ягодиц, с учетом выступа живота (если живот большой, приложить линейку вертикально вниз, и проводить измерение)
Дтс Длина талии спинки 40,4 см лента проходит от линии талии сзади до точки основания шеи
Влт Высота линии талии 103,0 Измеряют по вертикали расстояние от пола до линии талии.
Вк Высота коленной точки 45,4 измеряют по вертикали расстояние от пола до коленной точки
Дсб Расстояние от линии талии до пола сбоку 105,8 измеряют расстояние от точки высоты линии талии по боковой поверхности бедер через наиболее выступающую область бедра и далее вертикально до пола
Дсп Расстояние от линии талии до пола спереди 103,9 измеряют расстояние от линии талии через наиболее выступающюю точку живота и далее вертикально до пола.
Дтк=Влт-Вк Расстояние от линии талии до коленей. 57,6 расчитывают по формуле: из мерки высота линия талии вычитают мерку высота коленной точки

Конструктивные прибавки для построения прямой юбки :

К полуобхвату талии: Пт =0,5...1,5 см

К полуобхвату бедер: Пб =1,0....4,0 см

к длине юбки: Пдкт = - 25...+45 см

Прибавки зависят от модели, осыпаемости ткани и желаемого облегания и т.д.

Построение базисной сетки чертежа прямой юбки

1. Строим прямой угол с вершиной в точке Т . Вниз откладываем отрезки ТБ (линия бедер) и ТН (низ юбки)

ТБ = 0,5 мерки Дтс (половина мерки Длина талии спинки)

ТН = Дтк + Пдтк (Расстояние от линии талии до коленей плюс прибавка Пдкт (она может быть положительной или отрицательной) Если юбка выше колена - вычтите нужную длину, если ниже колена - прибавте). Через точки Б и Н вправо проводят горизонтали - линию бедер и линию низа.

Вправо откладывают отрезок ББ1 - это ширина юбки по линии бедер.

ББ1=Сб+Пб (Полуобхват бедер плюс прибавка).

Положение боковой линии это отрезок ББ2 расчитывают по формуле ББ2= 0,5х(Сб+Пб) - 1см

Положение вытачек: ББ3=0,4хББ2, Б1Б4=0,4хБ1Б2 Через точки Б3,Б2,Б4,Б 1 проводят вверх вертикали - точки Т3,Т2,Т4,Т1 . Вертикали через Б1 и Б2 продолжают вниз - точки Н1 и Н2

Уточняют положение линии талии - Т2Т20 = Дсб-Влт (Расстояние от линии талии до пола сбоку минус Высота линии талии)

Т1Т10=Дсп-Влт .(Расстояние от линии талии до пола спереди минус Высота линии талии) Продлевают вертикали, получая точки Т30 и Т40

Сумма вытачек = (Сб+Пб) - (Ст+Пт)

Этот раствор вытачек распределяют - задняя вытачка 0,35 суммы вытачек, передняя - 0,15 суммы вытачек, боковая - 0,5 суммы вытачек.

Для построения сторон (ширины) вытачек откладывают по половине величины справо и слева от отрезка.

Длина вытачек: задняя - 15-17 см, передняя 10-12см, боковой 17-20см. Стороны вытачек выравнивают по большей из сторон. Боковую вытачку оформляют плавной линией, заднюю и переднюю - прямыми.

Если юбку расширяют по линии низа, то боковую линию отводят от вертикали вправо и влево Н2Н21 = Н2Н22=..1...6см. Следует помнить, что если оставить эту линию прямой, юбка всё же будет смотреться слегка расклешеной.

Готовая выкройка юбки-карандаша будет выглядеть примерно так

Верхний срез юбки обрабатывается поясом или обтачкой. Для удобства необходимо предусмотреть разрезы или шлицу.

Для построения выкройки необходимы размеры. Эти размеры берутся из мерок, снятых с человека, для которого планируется шить изделие. Многие размеры получают при помощи специальных формул, в которых также используются вышеупомянутые мерки. Они записываются сокращенно соответствующими условными обозначениями. В мерках, которые начинаются на П(обозначает половина) используют половину значения снятой мерки.

Пош – полу-обхват шеи. Сантиметровой лентой проводят по основанию шеи, над седьмым шейным позвонком сзади и над яремной ямкой спереди.

Следующие две мерки следует делать одну за другой, не допуская сдвига сантиметровой ленты на спине.

Пог1 - полу-обхват груди: сантиметровой лентой измеряем на спине горизонтально по выпуклым углам лопаток, далее ведем сантиметровую ленту под подмышечными впадинами и соединяем над грудью, полученную мерку делим на два.

Пог2 - на спине сантиметровая лента остается в том же положении, что и в ПОГ1, только спереди проходит через выступающие точки груди и соединяется справой или с левой стороны.

Пот - полу-обхват талии: измеряем горизонтально, вокруг тела, по самому узкому месту в области талии и делим на два.

Поб - полу-обхват бедер: измерение производим вокруг туловища, горизонтально, по наиболее выступающим точкам бедер, с учетом выступа живота.


Dп - дуга плеча: измеряется прямой горизонтальной линией от одной плечевой точки до другой.

Вб - высота линии бедер: измеряются вертикально от уровня линии талии до линии бедер.

Цг - центр груди: измеряется горизонтально, от одной наиболее выступающей точки груди до другой. Полученную мерку делим на два.

Шг - ширина груди: измеряется горизонтально по основанию груди, между передними углами подмышечных впадин. Эта мерка – контрольная.

Шc - ширина спины: измеряем горизонтально по выпуклым областям лопаток, от одного угла подмышечной впадины до другого.

ДПл - длина плеча: измеряется по центру линии плеча, от основания шеи, до места соединения плеча(плечевая точка) с верхней частью руки.


Дст - длина спины до талии: на пересечении основания шеи со средней линией плечевого ската до линии талии.

Дс - длина спины: измеряем вертикально от уровня талии по позвоночнику до седьмого шейного позвонка.

Вг - высота груди: измеряется от пересечения основания шеи со средней линии плечевого ската до высшей точки груди.

Дтп - длина переда до талии: измеряем так же как и предыдущую мерку ВГ, только меряем до линии талии.


Впк - высота плеча, косая: измеряется по спине от пересечения линии талии с позвоночником до плечевой точки(соединение плеча с верхней частью руки.

ВПрз - высота проймы сзади: измеряем от точки соединения шеи и плеча вниз до мерки ширина спины(Шс ).

ДИ - длина изделия: измеряется по позвоночнику, от седьмого шейного позвонка до желаемого уровня длины изделия. Если предполагается, что изделие будет приталенным, то мерку нужно снимать соответственно(лента должна прилегать к талии). ДИ может складываться из двух мерок – Дст + Дю .

ОП обхват плеча: во время снятия мерки рука должна быть свободно опущена. Мерка снимается горизонтально на уровне подмышечных впадин вокруг верхней части руки, сантиметровая лента должна касаться заднего и переднего угла подмышечной впадины. Эта мерка нужна для определения ширины проймы и ширины рукава вверху.

Озап – обхват запястья: меряется вокруг соединения предплечья с кистью.

Окис – обхват кисти: вокруг самого широкого места кисти.

Др – длина рукава: от точки соединения плеча и руки, через слегка согнутый локоть, до запястья.

Обедра - обхват бедра: эта мерка измеряется сидя или стоя, обвивая лентой верхнюю часть ноги(бедра),прикасаясь краем сантиметра подягодичной складки. Положение тела зависит от модели изделия и его степень прилегания.

Ок - обват колена: измеряется сидя или стоя, лента проходит через центр коленной чашечки.

Оик - обхват икры: положение тела аналогично предыдущей мерки и измеряется горизонтально в месте наибольшего развития мышцы.

Ощ - обхват щиколотки: меряется по самому узкому месту ноги над стопой.

Остп - обхват стопы через пятку: сантиметр проходит по наиболее глубокой точке верхнего сгиба стопы, обвивая выступающую точку пятки.

Гт2 - глубина талии 2: от спомогательной вертикали простроеной вниз касательно ягодиц. Величина мерки измеряется по горизонтали приложеной к спине на уровне линии талии.

Дс -длина сидения: сантиметровая лента проходит по середине бедер от линии талии спереди через пах до талии сзади.

Дсп (длина до пола со спины), Дпп (длина переда до пола) и Дсбп (длина сбоку до пола) - мерка измеряется от талии до пола соответственно наименованию.

Дк - длина линии колена: лента проходит сбоку по бедру до середины колена.

Дю (длина юбки) - измеряют спереди, сбоку и сзади от мерки линии талии до желаемой длины. Место измерения зависит от модели.

Дбр (длина брюк) - от талии вниз сбоку по внешней поверхности ноги, до нужной длины. Этой меркой определяется уровень длины готового изделия.

Длш - длина шага: лента проходит по внутренней поверхности ноги от паха, до нужной длины брюк при слегка расставленных ногах.

Тема: “Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”

Время реализации занятия: 90 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

План занятия:

Задачи:

  • Образовательны е – ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды;
  • Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;
  • Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока. Тема урока представлена визуально на презентационном экране. Слайд № 1.

II. Проверка знаний (повторение): Слайды №2 – 3

  • Что называют пряжей?
  • Что называют тканью?
  • Что называют основой, утком?
  • По каким признакам определяют нить основы в ткани?
  • Как чередуются нити в полотняном переплетении?

III. Изучение новой темы

Рассказ учителя о видах одежды, процессе её изготовления, правилах снятия мерок. Слайды № 4 – 15.
По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.
К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная; к производственной – спецодежда для выполнения различных работ; к форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).

Учащимся предлагается проблемный вопрос:

  • Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец, кузнец, хирург?

Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.

Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.

Проблемная ситуация:

Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.

“Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.
Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.

При снятие мерок нужно помнить:

  • мерки снимают по правой стороне фигуры;
  • сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
  • при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
  • на обмеряемом должна быть легкая одежда;
  • талию предварительно опоясывают шнурком;
  • мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

(Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)

IV. Практическая работа.

Инструкционная карта слайд №15

“Мерки построения чертежа фартука”

Девочки получают задание объединится в группы по три человека и приступить к снятию мерок. Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука.

V. Проверка знаний (усвоение). Слайд № 16

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • По какой стороне фигуры снимают мерки?
  • С помощью какого приспособления снимают мерки?
  • Как записывают мерки длины и обхватов?
  • Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб?

VI. Итог

По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: слайд №17

Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.

Список литературы:

  1. Симоненко В.Д. “Технология 5 класс” учебник М: Вентана-Графф, 2001 г.
  2. Бобунова И.В. “Технология 5 класс” поурочные планы Издательство “Учитель”, 2004 г.