Как развиваются малыши по месяцам. Развитие малыша до года по месяцам — что должен уметь ребенок в каждый месяц

Ребенок растет очень быстро - и не успевает мамочка и оглянуться, малыш уже активно ползает, потом ходит, а затем и бежит! Но если следить по календарю развития ребенка по месяцам, всегда можно понять, что Вас ждет впереди и соотнести нормы развития малыша с тем, что знает и умеет Ваш карапуз.

Так каково же развитие ребенка до года, до 2 лет и до 3 лет? Что необходимо знать?

Развитие ребенка по месяцам

Обычно процесс развития ребенка по месяцам описывается до года, до 2 лет или до 3 лет. Наиболее подробный календарь развития ребенка по месяцам, как правило, дается на период до года - ведь именно в это время дети растут и развиваются особенно быстро. Но знать, как должен расти и развиваться Ваш ребенок в 2 и 3 года также важно. Правда, не стоит забывать о главном принципе наблюдения за развитием Вашего малыша - это не сравнивать его с другими. Ведь после года развитие ребенка по месяцам уже может быть не таким плавным, как раньше, а происходить скачками - поэтому и календарь развития на этом этапе будет весьма приблизительным.

В продолжительном периоде жизни ребенка от года до трех лет, можно выделить 3 важных части: от года до полутора лет, от полутора до двух лет, от двух до трех лет. И каждый из этих периодов имеет более низкие темпы развития, чем предыдущий, но приобретаемые навыки усложняются.

Рассмотрим календарь развития ребенка до года, до 2 лет и до 3 лет.

Развитие ребенка до года

Развитие ребенка до года, как уже было сказано, очень интенсивное и более закономерно и поэтапно, чем его развитие во все последующие периоды жизни. Итак, каковы особенности развития ребенка до года?

В 1-2 месяц жизни малыша у него включаются в работу все системы организма, происходит становление пищеварительной, костной, нервной, мочеполовой, кровеносной и других систем. К полугоду-семи месяцам у него уже хорошо развиты эмоции и координация движений: как правило, к этому возрасту дети не только хорошо узнают людей, лепечут, ориентируются на местности и уверенно держат игрушки, но и произносят слоги и даже ползают. К году дети, как правило, уже узнают слова в контексте речи взрослых, могут выполнять их просьбы, подкрепленные жестами, и осмысленно произносить двусложные слова. Кроме того, к году малыши могут уверенно стоять на ногах и даже немного ходить.

К году малыш, в среднем, весит 10-11 кг и имеет рост около 75-77см.

Самым важным питанием для ребенка в первые полгода жизни является грудное молоко. К полугоду обычно все дети уже пробуют первый прикорм: соки и пюре. К 7-8 месяцам в рацион детей вводятся молочные и безмолочные каши, творог, мясные пюре, а к 9-10 месяцам - и рыбные.

Развитие ребенка до 2 лет

Это, пожалуй, наиболее сложный этап для молодых родителей в плане контроля за своим ребенком. В малыше с огромной силой просыпается исследователь, и, в то же время, он уже начинает неплохо ходить и меньше зависеть от родителей. Поэтому маме и папе на этапе развития ребенка до 2 лет необходимо будет особенно тщательно следить за безопасностью своего чада. Не зря этот период называют «периодом разбитых коленок». Каковы же особенности развития ребенка до 2 лет?

Физическое и психическое развитие:

В период развития ребенка до 2 лет происходит очень интенсивное развитие его речи. Если сразу после года малыш умеет произносить двусложные простые слова, то к двум годам он уже может говорить до ста различных слов и даже складывать их в простейшие предложения. В этом возрасте развивается словарный запас ребенка, поэтому на втором году жизни малыша очень полезно читать ему книжки и включать его самого в этот процесс.

Развитие ребенка до 2 лет предполагает нахождение малыша в постоянном движении, а к двум годам он уже обычно не только уверенно ходит, но и поднимается по лестнице или залезает на диван. Правда, период от года до 2 лет чреват постоянными «боевыми отметинами» Вашего чада в виде синячков и царапин, так как малыш в этом возрасте очень часто падает.

В период развития от года до 2 лет малыш выделяет себя как отдельную личность, пытается самостоятельно себя обслуживать и отвергает помощь взрослых абсолютно во всех своих начинаниях.

Количество кормлений малыша после года должно составлять 4 раза в сутки, причем лучше его кормить в строго определенное время для правильной организации режима. Между кормлениями на этапе развития ребенка до 2 лет не должно быть никаких перекусов в виде фруктов или сладостей. Такие продукты можно включать в рацион в качестве полдника. Причем утром ребенок на 2 году жизни должен есть мясные блюда, в середине дня - растительную и молочную пищу, а к вечеру - каши и фрукты. Немаловажно и своевременное получение малышом необходимого количества жидкости.

Развитие ребенка до 3 лет

Развитие ребенка до 3 лет примечательно тем, что в этом возрасте новые навыки малыша порой соседствуют с поведением, характеризующий раннее детство. Например, он может стремиться к самостоятельности, бегать и прыгать, но в некоторых мелких вещах оставаться беспомощным. С такой дисгармонией развития ребенка до 3 лет родители в состоянии справиться, давай малышу больше самостоятельности и возможности самому выполнять посильные задания.

Физическое и психическое развитие:

На данном этапе жизни у ребенка происходит активное развитие речи, и он учится строить сложные предложения. В этом возрасте развивается самостоятельность малыша: он уже может самостоятельно построить что-то из кубиков и конструктора, одеться, раздеться, покушать или сделать некоторые другие важные для него дела.

С одной стороны, на третьем году жизни ребенок уже более осознанно воспринимает диалог и с ним можно «договориться», но в то же время - третий год жизни - период ужасной строптивости, ведь теперь малыш хочет, чтобы с ним считались, как с равным! Поэтому научиться с ним ладить можно только в том случае, если Вы хорошо знаете характер своего ребенка.

В этот период, особенно с 2,5 до 3 лет, очень интенсивно развивается воображение. Тогда же интенсивно развивается память - малыш способен запоминать события, которые недавно с ним произошли.

К концу 3 года у ребенка очень сильно возрастает объем активного словаря, он начинает строить сложные предложения и даже логически мыслить, делать выводы и обобщения. В связи с этим к концу 3 года жизни ребенок начинает стремиться к общению со сверстниками.

Развитие ребенка до 3 лет не может происходить без определенного количества мяса в его рационе. Мясо для малыша надо тушить до мягкости и давать небольшими кусочками, а из печени делать паштет. Если Вы хотите побаловать своего ребенка колбасой или сосисками - на третьем году жизни они разрешаются, но только изредка и в небольших количествах, причем это должны быть нежирные сорта вареной колбасы, молочные сосиски или сардельки, постная ветчина.

Также на третьем году жизни малышу надо давать рыбу (25г в сутки или 175г в неделю): рыбное филе или рыбу без мелких костей. Для детей до 3 лет из рыбы можно делать фрикадельки, варить рыбу или тушить, делать рыбные котлеты.

На третьем году жизни также можно давать детям выпечку (блины, оладьи).

Конечно, календарь развития ребенка очень помогает молодым мамам следить за развитием своего чада. Но стоит помнить, что все организмы индивидуальны - и если развитие Вашего малыша немного расходится с тем, что предписывает календарь - в этом нет ничего страшного. Всему свое время!

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.


Родителям необходимо знать, развивается ли ребенок в соответствии с возрастом, чтобы вовремя обратиться к специалисту в случае отклонений

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.


Эмоционально-психическое развитие крохи не менее важно, чем физическое

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.


Первые рефлексы обязательно проверяются педиатром

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.

1 месяц

  • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
  • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
  • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
  • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
  • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.


Уже в месяц малыш четче начинает реагировать на звуки и эмоции

2 месяца

Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

  • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
  • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
  • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.


В три месяца ребенок становится, как правило, спокойнее

3 месяца

За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.

  • Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками. Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
  • Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
  • В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
  • В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.


С малышом общаться все интереснее

4 месяца

К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.

  • Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
  • Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
  • Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
  • Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм , знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.


В 4 месяца ребенок умеет немного приподниматься, чтобы посмотреть на нужный предмет

5 месяцев

За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.

  • Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
  • Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
  • Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
  • Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.


Стимулируйте развитие ребенка, но не заставляйте его

6 месяцев

За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.

  • Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
  • Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
  • Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
  • Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
  • Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
  • В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
  • Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.


В 6 месяцев начинается самое интересное: ребенок учится ползать и получает первый прикорм

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Ваш ребенок умеет.

Малыш стоит с поддержкой под мышки, перебирает ногами. Много времени проводит на руках - сидит, осматривает все окружающее. Пытается переворачиваться на живот из положения лежа на спине и наоборот. Иногда малышу могут удаваться перевороты. В любом случае, у ребенка в 3 месяца получается поворот на бок. Ребенку все еще комфортно на руках у мамы, но теперь он может оставаться один и заниматься каким-либо «делом» самостоятельно. Малыш цепляется ручками за все подряд, хорошо захватывает предметы.

Сейчас активно развивается.

Малыш продолжает знакомиться со своим телом - рассматривает и сосет свои ручки, захватывает одежду и тоже тянет ее в рот. Малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую. Ребенок в 3 месяца начинает различать своих и чужих, увидев незнакомое лицо, может заплакать со слезами.

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 3 месяца

Малыш в 3 месяца с радостью ухватывается за все яркие, привлекательные для него предметы. Поэтому набор игрушек можно увеличить. Запаситесь также игрушками для ванны - яркие, двигающиеся в воде предметы сделают процесс купания увлекательным и особенно интересным для крохи. Особым развивающим эффектом будет обладать общение со взрослым, в течение которого мама перемещается по комнате, дает ребенку трогать разнообразные предметы. Большое счастье для ребенка - наблюдать за двигающимися предметами.

Гуляйте с малышом, когда он не спит, используйте время прогулки в целях развития крохи. Устройтесь удобно на скамейке, возьмите малыша на руки, покажите ему все вокруг: деревья, птиц, спешащих мимо прохожих, играющих детей. Проговаривайте, все что видите. Такая ситуация стимулирует развитие ребенка: он находится в зоне безопасности (у Вас на руках) и при этом познает мир!

Позволяйте малышу хватать Вас за разные части лица (за нос, за уши), позаботьтесь о том, чтобы малыш не смог ухватиться за волосы - Вам это будет неприятно, малыш испытает ощущение тревоги. Приговаривайте: «У мамы есть носик, у дочки есть носик», дотрагивайтесь до носика малыша.

Помогайте малышу осваивать свое тельце: возьмите его ручки, похлопайте ими, сопровождайте свои действия присказкой «Ладушки, ладушки…». Можно на ножки малыша одеть яркие носочки (привязать ленточки) или использовать специальные погремушки-браслеты: так кроха быстрее обратит на них внимание, начнет понимать, что контролирует свои движения.

Разговаривайте с ребенком: это будет развивать речь малыша. Сейчас он гулит: произносит лишь отдельные звуки, если Вы будете повторять их за ребенком, на некоторые обращать особенное внимание, складывать из них короткие слова - все это поможет ребенку быстрее заговорить. Когда малыш лепечет, слушайте его, всем своим видом выражая внимание: кивайте, улыбайтесь.

Пойте с малышом песенки. Причем иногда все слова в них можно заменить на один (наиболее любимый ребенком) слог: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Крепко держа малыша под мышки, можно попробовать потанцевать - для ребенка это будет большое удовольствие. Закончить веселье можно, медленно покружившись с ребенком по комнате.

Учите ребенка перекладывать игрушки из одной ручки в другую: помогите ручкам малыша встретиться, ухватиться за игрушку одной ручкой, а пальчики другой - разожмите.

Уход за ребенком

Кормят ребенка в 3 месяца 10 - 12 раз в течение дня и 2 - 4 раза ночью. Могут случаться прикладывания к груди на непродолжительное время, но их количество уменьшается. Ночной сон становится продолжительнее: с 24:00 до 9 - 10 часов утра (прерывается 2 - 4 кормлениями). Дневной сон становится четырехразовым.

О чем нужно знать

Ребенок в 3 месяца нуждается в постоянном общении со взрослым - он часто сам становится инициатором общения, привлекая внимание к себе гулением, улыбкой, «заигрыванием».

Игры с ребенком в 3 месяца

В 3 месяца малыша порадуют следующие занятия и игры.

Игра «Ау, малыш!». Вы, наверняка, уже заметили, ребенок любит звук человеческого голоса (особенно его радует голос близких людей - мамы и папы). Малыш точно знает, кто разговаривает с ним, если Вы склонились прямо над ним (ребенку легко установить источник звука). А вот если Вы отойдете от кроватки, продолжая беседовать с крохой, узнать голос ему сложнее. А эта игра поможет ребенку освоить новый уровень восприятия.

Как играть: Выберите время, когда Ваш ребенок доволен и счастлив, положите его в детское креслице, поместите его в середине комнаты. Затем прогуляйтесь по комнате, не переставая разговаривать или петь малышу. Издавайте всевозможные смешные звуки - это только поощряется. Малыш может быть не в состоянии в полной мере повернуть голову в Вашу сторону, но он может слышать изменения в звуке Вашего голоса при перемещении с места на место. Это веселое и простое упражнение закладывает основу для будущей игры в прятки.

В чем польза игры: Малыш прислушивается к изменениям в Вашем голосе, что выводит его на новый уровень слухового и зрительного восприятия: он пытается следить за Вами! Кроме того, игра стимулирует социальное развитие и внушает чувство безопасности (перемещаясь, мама исчезает из вида, а затем обязательно появляется вновь).

Игра - наблюдение «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Конечно, взрослые знают каждый сантиметр своей квартиры. Не удивить их и рассматриванием двора - все вокруг знакомо. Но Ваш ребенок будет полностью заинтригован новыми предметами, новыми звуками и даже необычным освещением. Поэтому носите ребенка на руках или положите его в коляску и отправляйтесь в путь. Первая остановка: Ваш двор, а в нем - бесконечное количество новых и необычных развлечений для малыша: травинки, кора дерева, теплый камень, мокрые листья. Показывайте объекты, поднося малыш максимально близко к ним. Помогите ребенку дотронуться до предметов, дайте понюхать цветы.

Следующая остановка: Ваш дом! В нем есть много вещей, которые способны абсолютно очаровать любопытного ребенка 3 месяцев: выключатели света, водопроводные краны, шелковистые шторы, гладкие и прозрачные (что малыш видит за окошком?) стекла окон. По мере знакомства с предметами, озвучивайте их названия, а также ощущения, которые они вызывают у малыша (травка щекочет, камень холодный).

В чем польза игр - наблюдений: Новые звуки, новые цвета и текстуры стимулируют сенсорное, познавательное и эмоциональное развитие ребенка. Общение с окружающим миром помогает крохе научиться быть активным. У ребенка пополняется словарный запас (пока пассивный), он учится координировать движения (особенно когда тянется ручкой к цветку или другому привлекательному объекту).

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

Малыш в 4 месяца очень много и активно передвигается. Самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно. Лежа на животе, высоко встает, опираясь на ручки. Пытается ползти, однако ползти не получается (задействованы в основном ручки), но получается кружиться на животе. Малыш может подтягиваться, пытаясь встать или сесть. В любом случае, ребенок в 4 месяца любит находиться в вертикальном положении, стремиться его занять. Малыш умеет перекладывать предметы из одной руки в другую. Может самостоятельно заниматься чем-то почти полчаса! Малыш находит свои ножки, захватывает их, тянет в рот. Мальчики захватывают свои гениталии. Малыш теперь может сосредотачиваться: если его интересует что-то, он часто дышит, вытягивая губы «хоботком», не обращая на маму внимания.

Сейчас активно развивается.

Сейчас период развития речи - малыш в 4 месяца также активно гулит, при этом любит слушать обращенную к нему речь взрослого, впервые можно увидеть «жестовую» речь (протягивание ручек).

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 4 месяца

Ребенку в 4 месяца нужны разнообразные игрушки (остаются мобиль, погремушки, прорезыватели). Можно приобрести разнообразные по фактуре фигурки (деревянные, резиновые, гладкие, с выступами). Однако не следует малышу выдавать сразу весь запас игрушек. На три дня малышу хватит 2-3 новые игрушки, потом их нужно заменить. Сейчас можно закупить разнообразные музыкальные игрушки (инструменты с крупными и удобными клавишами) - они порадуют малыша, а потом их можно спрятать, они пригодятся нам и в пять месяцев. Купите манеж - начните приучать малыша к новому предмету, очень скоро кроха станет очень подвижен.

Играйте с малышом в прятки: прячьтесь сами («Ку-ку») и прячьте яркую игрушку.

Слушайте с ребенком потешки и используйте стишки.

Продолжайте разговаривать с ребенком: это будет развивать речь малыша. Сейчас он гулит: произносит лишь отдельные звуки, если Вы будете повторять их за ребенком, на некоторые обращать особенное внимание, складывать из них короткие слова - все это поможет ребенку быстрее заговорить. Когда малыш лепечет, слушайте его, всем своим видом выражая внимание: кивайте, улыбайтесь.

Продолжайте петь с малышом песенки, заменяя слова на один (наиболее любимый ребенком) слог: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Крепко держа малыша под мышки, можно попробовать потанцевать - для ребенка это будет большое удовольствие. Закончить веселье можно, медленно покружившись с ребенком по комнате.

Учите малыша переворачиваться: привлеките внимание ребенка яркой, звучащей игрушкой, когда он лежит на животе, отведите игрушку в сторону, пусть кроха проследит за ней глазами, а потом постарается за ней двигаться.

Учите ребенка ползать: положите малыша на живот, создайте малышу опору для ног: руками придерживайте его стопы, пусть оттолкнется ногами.

Уход за ребенком

Кормление остается исключительно грудным, днем малыш спит три раза.

О чем нужно знать

Во время грудного вскармливания малыш может проявить «вредность»: отвлекается, отворачивается во время кормления с важным видом «мама никуда не денется». Нельзя обижаться на малыша, отнимать его от груди: малыш ищет доказательств надежности своей мамы, и в Ваших силах их предоставить.

Игры с ребенком в 4 месяца

Малыш подрос, увеличивается и количество игр, которыми можно его развлечь! Мы предлагаем Вам вспомнить несколько классических игр для ребенка 4 месяцев!

Вы, наверняка, знаете все те игры, о которых мы будем писать в этой статье. Скорее всего, Вы часто видели, как другие мамы играют со своими малышами в них. Однако эти игры настолько полезны для развития ребенка, что мы не можем упустить их из внимания!

Ползунки. Малыши в 4 месяца уже готовы учиться ползать. Поэтому начинайте выкладывать ребенка на животик, стимулируйте его двигаться в направлении яркой игрушки. Помогайте крохе: создайте для его ножек опору, от которой он сможет оттолкнуться ножками.

Как научить ребенка ползать

Выкладывайте ребенка на пол (на теплый ковер, постелив на него чистую простынку) на 15 - 20 минут на животик каждый день. Такие прогулки должны всегда совершаться под Вашим присмотром! Это будет способствовать развитию мышц рук, плечей, верхней части спины и шеи. Ложитесь на пол вместе с ребенком, лицом к лицу, и беседуйте с ним. Поместите на некотором отдалении от ребенка игрушку. Ложитесь на спину, а малыша поместите себе на живот (но не ругайте кроху за слюни!).

Прятки. Спрячьте свое лицо в ладони или за книгой, подушкой. А затем быстро откройте лицо и скажите: «Привет! Я тебя вижу!». Можно и просто прятаться где-то недалеко от кроватки. Например, за ее спинкой: «Ку-ку! Где мама? Вот где мама!».

Большой малыш. Посадите ребенка на колени лицом к себе. Возьмите его за руки, спросите: «Малыш большой?», а затем отвечайте: «Большой! Вот какооой!» (разводя ручки малыша так далеко, как он может).

Хлопаем в ладоши. Пойте малышу: «Хлоп-хлоп!». Направляйте ручки Вашего ребенка, пусть он с Вашей помощью сделает несколько хлопков. В этой игре можно задействовать и пяточки крохи!

Пальчиковые игры. Для малыша пальчиковые игры - это не только приятное общение, но и развитие речи и сенсорное развитие. Пока ребенок не сможет повторить стихи за Вами, однако сами рифмованные строчки обязательно приведут его в восторг! Отыщите игры по вкусу в разделе Пальчиковые игры

Мы едем-едем. Держите ребенка на коленях и пойте: «Мы едем-едем-едем в далекие края!». И далее по тексту! Когда Вы поете последнюю строку, мягко подбросьте малыша в воздух, приподняв колени. Обязательно следите за реакцией ребенка: такое обращение может показаться некоторым детям в этом возрасте бесцеремонным, а других приведет в восторг!

В чем польза этих игр для детей 4 месяцев:

Эти игры способны не только укрепить особую связь между Вами и Вашим малышом. Они стимулируют развитие сенсорики (чувств ребенка), двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия. А кроме того, перечисленные и описанные выше игры помогут в становлении чувства юмора ребенка!

Развитие ребенка на пятом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

Ребенок в пять месяцев очень активен! Он постоянно переворачивается на живот, пытается ползать, может уверенно сидеть без поддержки, но не очень долго: постепенно заваливается на бок. Рад посидеть на руках у мамы, постоять с ее поддержкой, приседает. Пытается ходить, держась за маму, кроватку. Может заниматься самостоятельно до 30 минут. Узнает игрушки (по словесному обозначению).

Сейчас активно развивается.

Ребенок в пять месяцев активно изучает свойства предметов: стучит ими, переворачивает, кидает, сосет, облизывает. Малыш продолжает изучать свое тело: добирается до головы, ощупывает уши, щеки. Развивается речь малыша. Воспринимая речь взрослых, ребенок понимает интонацию.

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 5 месяцев

Ребенку в пять месяцев нужны звучащие игрушки: от простых резиновых пищалок до современных игрушек «Пой-со-мной», обучающих и развивающих интерактивных «книжек». Сейчас малыш активно двигается, поэтому самое время переместить его на время бодрствования в манеж (игрушки в манеж не подвешиваются, а выкладываются). Кроме того, очень скоро малыш начнет манипулировать с предметами, поэтому уже сейчас можно давать малышу мячи, мисочки - вкладыши.

Называйте игрушки (киса, му-му и т.п.). Показывайте игрушки малышу, поощряйте произносить легкие «имена». Общаясь с малышом, называйте часто его по имени.

Уход за ребенком

Вскармливание все еще исключительно грудное: 8 - 10 кормлений днем, 2 - 3 кормления ночью. Кормление привязано ко сну: малыш ест перед тем, как лечь спать.

О чем нужно знать

Малыш часто отвлекается во время кормления. Не следует особенно беспокоиться по этому поводу.

Игры для ребенка 5 месяцев

Игры с зеркалом и рядом с зеркалом. Мы уже писали о том, как полезны для развития ребенка игры с зеркалом . Узнавать себя в отражении ребенок будет немного позже. А сейчас ему достаточно, что в зеркале кто-то очень привлекательный шевелится, передвигает яркие игрушки. Покажите малышу его самого, указывая пальцем на носик, глазки ребенка, а затем перемещая палец к поверхности зеркала. Кто там?

Пускаемся в плавание! В статье Игры для купания мы уже перечисляли все возможные развлечения, которые можно организовать в ванной для малыша. Но для ребенка в 5 месяцев вполне достаточно будет наблюдать за игрушкой, которая плывет. Покажите ребенку, как уточка «умывается», плывет, ныряет. Представьте игрушку малышу: «Привет, меня зовут уточка! А тебя?», «Я плаваю: буль-буль!», «Поймай меня!».

Продолжаем знакомиться с миром и тренировать все пять чувств! Для детей мир - это удивительное сочетание красок, звуков, запахов, вкусов и прикосновений. Мы предлагаем обогатить чувственный опыт малыша! Как это сделать?

Погляди, малыш! Постоянно обращайте внимание ребенка на объекты окружающей среды. «Посмотри, малыша, какая большая собака!», «Посмотри, малыш, красный цветок!». Комментируйте увиденное, описывая основные характеристики предметов. И малышу позже будет намного легче, чем его сверстникам! Например, в детском саду и в яслях детей учат называть и различать цвета, размеры. А Ваш ребенок и так будет все знать!

Послушай, малыш! Слушайте музыку, потешки, напевайте ребенку. А также обращайте внимание малыша на отдельные звуки: «Что это? Кто-то лает? Это собачка! Где она? Покажи?». Это научит ребенка выделять менее заметные звуки (для ребенка звуки окружающего мира - настоящая какофония), а также определять их источник.

Потрогай, малыш! Возможность открывать для себя мир через прикосновения стимулирует развитие мозга ребенка. Постарайтесь предлагать крохе для ощупывания разные по текстуре предметы (меховой воротник маминой куртки, блестящий бок кастрюльки). Также обозначайте словами основные характеристики объекта: мягкий, холодный, теплый.

Понюхай, малыш! Интересный факт: дети не могут дифференцировать запахи, как приятные и отвратительные до определенного возраста. Однако тренировка не помешает! Предлагайте малышу такие предметы, как ароматное мыло, только что испеченное печенье, цветы. Показывайте ребенку, как вы нюхаете объект и наслаждаетесь запахом. Комментируйте свои ощущения!

Попробуй, малыш! Дети с 6 месяцев начинают проявлять интерес к взрослой пище. Давайте ребенку попробовать кусочки разных фруктов (пусть он их даже просто полижет). Обозначайте вкус, который малыш чувствует: «Кисло!», «Ммм… сладко!».

Развитие ребенка на шестом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

Малыш в 6 месяцев умеет самостоятельно садиться из положения лежа на боку, умеет вставать на колени, подниматься, стоять и даже проходит 2 - 3 шага, держась за опору. Если ребенка держит взрослый, он может пройти несколько метров. Если малыш стоит, ему не обязательно держаться за опору руками: он облокачивается на нее грудью, а руки свободны для дел - манипулирования предметами. Ребенок в 6 месяцев активно тренируется ползать, ему удается ползти вперед. Девочки немного отстают от мальчиков в моторном развитии: они с трудом сидят самостоятельно, заваливаются на бок, стоят очень неуверенно, перебирают ногами. Малыш может заниматься один до 40 минут, у него есть любимые игрушки и игры (прятки). Малыш знает свое имя.

Сейчас активно развивается.

Малыш в 6 месяцев проявляет стремление к познанию окружающего, изучает свойства предметов (выбрасывает вещи из кроватки, прислушивается к звуку падения, следит за предметом глазами). Продолжает развиваться речь - в ней появляются предвестники лепета (а-да-да, а-та-па и т.д.).

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 6 месяцев

Ребенку в шесть месяцев нужны:

· разнообразные погремушки

· пищалки из резины

· мячики, шары, неваляшки, машинки, мисочки-вкладыши

· небольшие лоскуты материи, с которыми можно играть, надевая их на куклу, на себя и на маму

· обучающие и развивающие интерактивные «книжки»

· диски с музыкой (классика, потешки)

· игрушки для сенсорного развития: фигурки разных размеров, веса и материала (деревянные, пластиковые игрушки).

Поощряйте малыша ползать - пусть яркая и любимая игрушка «убегает» от ребенка (ребенок лежит на животе), убегая «поет» песенки, чтобы внимание ребенка не рассеивалось.

Разговаривайте с малышом: гладьте тельце малыша, двигайте ножками и ручками малыша, сажайте его, во время движений тяните слоги, которые уже умеет произносить малыш (та-та-та!). «Танцуйте» с малышом.

Называйте игрушки (киса, му-му и т.п.). Показывайте игрушки малышу, поощряйте произносить легкие «имена».

Помогите малышу изучить свою голову: трогайте его за ушки, носик, лобик, приговаривайте: «Ротик кушает, ушки слушают, глазки глядят-глядят, ручки нос схватить хотят!».

Начинайте играть с малышом в прятки: у ребенка, наверняка, есть любимая игрушка. Например, он неизменно радуется резиновой кисе. Поиграйте с малышом: пусть киса походит рядом с ним, познакомится с ребенком (скажи кисе «здравствуй»), погладьте кису («киса хорошая» или «киса - пая»). Потом спрячьте игрушку за спину («где киса?»). Потом киса появляется - «вот киса». Нужно повторить действия несколько раз. После занятия, посадите игрушку на видном месте, спросите малыша еще раз: «Где киса?».

Играйте в «ладушки». Сначала сами, а потом, помогая малышу - его ручками.

Уход за ребенком

Вскармливание все еще остается грудным, но меняется график кормлений. С утра малыш редко прикладывается к груди, а во второй половине дня - кормления более частые. Может быть 7 - 10 дневных и 3 - 4 ночных кормления. В 6 месяцев у детей может прорезаться первый зуб - давайте малышу прорезыватели. Изменяется режим дня: ночной сон становится длиннее, дневной сокращается до 2 - 3 раз по 30 минут (у некоторых малышей до 2 часов). Дневной сон приходится на промежуток времени с 12 до 14 и с 17 до 19 часов.

О чем нужно знать

Дети в 6 месяцев проявляют активный интерес по отношению к пище взрослых, они внимательно следят за процессом питания других членов семьи, пробуют взрослую пищу. Поначалу вкус новых продуктов детям не нравится, но они продолжают исследовать кухню взрослых. Это не говорит о том, что детям не хватает грудного молока

Игры с ребенком в 6 месяцев

Малыш в 6 месяцев уже умеет сидеть. Поэтому у Вас появляются новые возможности для игр. Ребенок также отлично ползает, и Ваша задача - дать ему возможность практиковаться в этом умении как можно больше!

Маленький исследователь. Если ребенок хорошо сидит (на заваливается на бок), можно разложите перед ним игрушки (например, яркие мисочки-вкладыши). Покажите, что можно с ними сделать (разложить, сложить). Скорее всего, ребенок будет играть с набором «по своему»: бросать с размаху предметы об пол, стучать одной игрушкой по другой. Это совершенно нормально! Так ребенок познает окружающее, узнает о свойствах предметов.

Ползунки наперегонки или «Ну, погоди!». Ложитесь с малышом на пол, обнимайтесь и просто ласкайтесь. Если у Вас есть заводная игрушка, поставьте ее перед малышом на пол (ребенок лежит на животике), заведите ее, и пусть она убегает от вас. Отлично, если игрушка издает звуки! Потому что внимание ребенка может легко рассеяться. Если у Вас есть домашние животные (кошки, собаки), их также можно задействовать в играх.

Учимся стоять и шагать. Поощряете ребенка изучать мебель. Для него Ваш диван - это надежная опора, которую можно использовать для вставания на ножки и для первых пока не самостоятельных (пробных) шагов. Чтобы малыш научился подниматься, опираясь на мебель, выкладывайте яркие и новые игрушки не на пол, а например, на диван.

Ладушки - ладушки. Раньше кроха играл в ладушки с Вашей помощью, лежа на спинке. Теперь он может забавляться, сидя. Это будет способствовать развитию моторной координации, а также ребенок будет сидеть устойчивее.

Пузыри. На прогулке покажите малышу мыльные пузыри. Пусть он понаблюдает за ними. Ловить пузырики пока не обязательно! Это простое развлечение развивает зрительное восприятие малыша, а также просто веселит!

Делаем покупки. Оправляйтесь с ребенком в магазин. Пусть он будет активным участником процесса. Раньше он просто лежал в коляске. Теперь он может сидеть в продуктовой тележке, держать яркие упаковки с продуктами (например, с печеньем), рассматривать рекламу и полки. Беседуйте с малышом! Это поможет ребенку в социальном развитии.

Рассматриваем фотографии. Достаньте Ваш семейный альбом (нервущийся и влагоустойчивый). Покажите ребенку фотографии, а также поучите его листать странички. Показывайте пальцем на изображение, называйте имя человека. Покажите малышу его самого. Рассматривание фотографий способствует развитию нового уровня зрительного восприятия (ребенок узнает в изображении знакомых ему людей), а также зрительно-моторной координации (когда кроха пальчиком попадает в знакомое ему лицо на фото - это его настоящая победа!).

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

В семь месяцев малыш уже отлично ползает: переползает от одного предмета к другому, доползая до мебели, упирается на нее и встает (пытается встать). Стоя, держится одной рукой за опору, другой - манипулирует с предметами. Малыш ходит, держась за взрослого, приседая. Интересуется всеми окружающими предметами, пытается ими манипулировать: выдвигает и задвигает ящики, рвет бумагу, интересуется водой (пытается взять ее). Малыш следует за мамой по квартире (проявляется инстинкт следования).

Сейчас активно развивается.

Интенсивно развивается вестибулярный аппарат малыша. Продолжает активно развиваться речь: малыш очень любит общаться со взрослыми, ревнует маму (поворачивает ее лицо к себе), радуется стихам и потешкам.

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 7 месяцев

· все еще актуальны погремушки, но их следует обновить (малышу нужны сюжетные погремушки - с мордочками животных, более сложные по форме)

· машинки, мячи

· крупные надувные игрушки, в которые можно влезать (домики, машинки)

· малыш получает удовольствие от предметов, состоящих из частей (можно купить пирамиду из малого числа колец, башню из разноцветных мисочек)

· полезной игрушкой становится кубик с отверстиями для мелких игрушек

· для совместных игр со взрослым понадобятся листы цветной бумаги, ленты.

Продолжайте поощрять малыша ползать. Разложите на полу комнаты игрушки (лучше, если они будут озвученные) на расстоянии 40 - 50 см. друг от друга. Обратите внимание ребенка на первую игрушку, пусть он подползет к ней. Затем (когда малыш осмотрит и бросит ее) обратите внимание на вторую игрушку.

Играйте в «футбол»: перед малышом, лежащим на животе, поместите мяч (лучше, если он будет шуметь при движении), откатите его вперед на 40 см. Догоните мяч, повторите действие. Продолжайте играть с малышом в прятки (с игрушками).

Читайте малышу стихи (время приобрести первую книжку с детскими стихами для самых маленьких).

Давайте ребенку рвать бумагу. Пусть листы будут цветные - так малыш быстрее заинтересуется новым материалом.

Продолжайте беседовать с малышом. Слушайте его лепет.

Качайте малыша, кружите его, танцуйте под его любимую музыку - так Вы будете способствовать развитию вестибулярного аппарата.

Уход за ребенком

Режим кормлений остается прежним, но теперь вводится прикорм. Малыш мусолит пищу со взрослого стола. Режим сна также прежний.

О чем нужно знать

Малыш может начать прикусывать грудь во время кормления, делая больно маме. Не следует реагировать слишком бурно (можно напугать ребенка), но и терпеть тоже не следует (для малыша это способ выяснить, что мама и он - это не одно целое).

Игры с ребенком 7 месяцев

В какие игры можно играть с подросшим малышом? Специалисты утверждают: «Игры могут оставаться прежними, однако теперь нужно поменять некоторые детали. Ведь малыш становится все более активным и самостоятельным!».

Активные прятки (развиваем двигательные навыки, общение и просто развлекаемся). Помогите малышу забраться в игрушечную палатку (в магазинах продаются яркие тканевые и надувные палатки, автобусы и даже домики). Пусть кроха выглянет в окошко. А когда он скроется из вида, начинайте его «искать»: «Где же наш малыш?», «Ку-ку?». А когда личико заинтересованного ребенка появится вновь, выразите восторг: «Ах, воот, где наш малыш!», «Привет!». Раньше Вы прятались от ребенка и прятали от него игрушки. Теперь он может стать активным участником игры.

Беседы с игрушками (развиваем социальные умения, играем). У малыша, наверняка, уже есть самая любимая игрушка. Пусть она побеседует с ребенком. Если у Вас игрушка бибабо (игрушка на руку), воспользуйтесь ею. Возьмите игрушку в руку, поместите напротив ребенка так, чтобы ему было удобно смотреть. Наклоняйте игрушку по направлению к ребенку, говорите за нее: «Привет, малыш! Меня зовут Киса! Давай играть!». Давайте малышу время на ответ. Он будет что-то старательно лепетать, слушайте внимательно, пусть игрушка реагирует на «слова» крохи («Ммм! Да-да!»). Когда малыш согласится играть, пусть игрушка споет его любимую песенку, попляшет в его руках.

Сокровища маминого ящика (познаем свойства предметов). Покажите ребенку непривычные предметы. Соберите в чистую картонную или пластмассовую коробку (лучше яркую) разнообразные безопасные предметы: разноцветные ленточки разной длины, некрупные предметы (например, цельные пластиковые браслеты), куски цветной бумаги. Покажите коробку малышу, пусть он исследует ее содержимое под Вашим присмотром.

Маленький строитель (развиваем мышление). В 7 месяцев малыш не может обойтись без пирамидки. Сейчас она ему просто необходима! Дети в этом возрасте приходят в восторг от игрушек, которые состоят из частей, разбираются и собираются. Сейчас малыш способен занять себя игрой с такими предметами минут на 5.

Читаем книги (развиваем речь, познаем мир). Читайте малышу одни и те же стихи и книжки на протяжении нескольких дней. Каждый раз показывайте иллюстрации, называйте героев. Когда малыш будет знаком со стихотворением и книгой, спрашивайте его, что изображено на страницах. Помогайте крохе отвечать.

Читаем журналы (познаем мир). Малыш в 7 месяцев пребывает в восторге от ярких страниц. Конечно, он не станет читать статьи журнала, а будет их мять и рвать. Но в этом и заключается суть игры! Кроха познает свойства бумаги!

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 163739 .