История, находки и мифы о скифском золоте. История скифов и их искусства

Золото скифов не давало покоя археологам, ведь о нём были упоминания в писаниях самого Геродота. Долгое время племена проживали на территории нынешних России и Украины. Кроме того скифы очень активно сотрудничали с греками по ювелирному делу. Именно греческие мастера считались настоящими профессионалами по изготовлению золотых украшений.

Кто такие скифы

В древних источниках скифами называют племена, которые в 7-3 веке до современного летоисчисления населяли территорию степи Северного Причерноморья. Учёные сходятся во мнении, что скифы являются потомками срубной общности, которая была распространена от реки Днепр до Урала.

Они создали самобытную культуру. Исторические факты указывают, что скифы в своё время сплавились в племенной союз. Этому сплочению способствовало нашествие персов в конце 6 века до современного времяисчисления.

Самое долгое время племена жили на территориальных землях Крыма, а в 3 веке до нашей эры их уничтожили войска готов.

Скифские украшения

Первое время золотые украшения могли себе позволить только очень богатые скифы, а простые люди даже и не мечтали о такой роскоши. Через некоторое время золотые украшения стали делать и для простого народа, правда, самого золота в них было намного меньше.

Первые украшения у скифов появились в конце бронзового века, уже тогда мастера могли хорошо обрабатывать металл и делать из него нужные формы. Самое древнее ювелирное украшение имеет возраст около двадцати тысяч лет.

Места нахождения золотых украшений древних скифов

Большая часть украшений из золота скифов была найдена в местах захоронений — курганах. Именно в курганах хоронили самых богатых и знатных скифов. Во времена правления Петра первого начали разработку этих захоронений. Но так как власть Российской Империи часто менялась, четкие действия по раскопкам скифских захоронений не проводились.

Где золото скифов?

Известные места находок находятся в Причерноморье:

  • Солоха;
  • Куль-Оба;
  • Чертомлык.

В этих местах были найдены самые большие находки украшений из золота скифов, которые и по сей день хотят получить все мировые музеи.

Где сейчас золото скифов?

Огромная часть украшений этого народа находится в северной столице нашей странны, а именно в главном музеи страны. Некая часть находится в музеях Крымского полуострова. В 2014 году украшения из золота скифов в Крыму были вывезены в другие страны, но до сих пор не были возвращены.

Тайны и мифы кладов

Золото древних кочевых народов обросло множеством мифов и тайн. Эти истории до сих пор не дают покоя многим искателям кладов.

Все мифы о золоте этого народа пугают людей различными заклятиями, которые наложены на украшения, спрятанные в земле. Немало известно случаев, когда искатели золота умирали в курганах, а оставшиеся в живых, рассказывали страшные истории и проклятьях этик кладов.

Некоторые ученые заявляют о том, что на самом деле курганы обладают определённой магией. Ведь в народе не зря ходят рассказы о больших мучениях тех людей, кто посмел разграбить могилы великих скифов. Одна легенда гласит, что несколько человек, нашедших клад и, ликуя от счастья, получили сердечный приступ прямо в могиле, а те люди, кто сумел выжить и забрал золото — всю жизнь мучились от неизлечимых болезней. А самая древняя легенда гласит, что курганы должны обходить стороной обычными людьми. И никто не смеет тревожить скифов в их вечных снах.

Но даже заклятия и страх не мешали золотоискателям продолжать свою деятельность. Стремление разбогатеть никогда не уменьшалось, и людям предки передавали истории золота, хотя о таком народе, как скифы часто забывали. В своих рассказах часто упоминали казаков, татар, турок. Некоторые удачливые искатели кладов, создавали новые клады, закапывая их в землю.

Но и у курганов древних скифов есть тайны. По мнению учёных, их количество исчисляется не одной тысячей. Малые курганы практически незаметны, тем более прошло уже очень много лет. Народ скифов отличался хорошим умением прятать свои богатства. Некоторые раскопанные курганы содержали в себе тайники, где находилось много золота. И… возможно, не всё золото было найдено в раскопанных захоронениях…

СИМФЕРОПОЛЬ, 4 окт - РИА Новости (Крым). Окружной суд Амстердама назначил дату проведения первого слушания о возвращении коллекции на 5 октября.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию золота из Нидерландов в Крым. Интересы крымских музеев представляет специально нанятая международная юридическая компания.

Несмотря на прикрепившийся к коллекции ярлык "скифское золото", представленные в экспозиции драгоценности из Крыма никакого отношения к скифской эпохе не имеют, выяснил корреспондент .

Золото из-под матросского молота

По словам доктора исторических наук, директора благотворительного фонда "Деметра" Виктора Зинько, в коллекции представлено "большое количество изделий, относящихся к боспорским городам, к Херсонесу, много предметов из золота, которые относятся к позднесарматским племенам, готским племенам, и нет ни одного предмета, который можно было бы отнести к эпохе скифов".

В комментарии радио "Спутник в Крыму" ученый подчеркнул, что все скифские предметы из золота были представлены находящимся в Киеве Музеем исторических драгоценностей Украины на территории Киево-Печерской лавры, куда по завершении выставки и были возвращены.

Что же касается золотых изделий скифской эпохи, то впервые в Крыму они были обнаружены осенью 1830 года во время раскопок кургана Куль-Оба вблизи Керчи.

"Это событие является одним из основных для античной археологии Крыма и всего юга России, потому что осенью 1830 года впервые был открыт и исследован неразграбленный богатый комплекс погребальный, который в настоящее время датируется концом пятого и началом четвертого века до нашей эры, — говорит историк. — Тогда Россия, да и вся просвещенная Европа, впервые узнала, что при археологических исследованиях можно находить очень интересные богатые комплексы — тогда еще не было известно золото Шлимана, не было золота Картера (в гробнице Тутанхамона — ред.). Это было первое в Европе открытие такого погребального комплекса. Многие его обстоятельства и количество золотых предметов, которые были там найдены, до сих пор не известны, хотя скоро будет 200 лет со дня открытия".

По словам Зинько, до сих пор комплекс находок "не обработан на современном уровне". И если пару лет назад вышла монография о предметах, которые хранятся в Государственном историческом музее в Москве, то полного описания тех предметов, что находятся в Государственном Эрмитаже, нет до сих пор, сетует ученый.

"А был склеп открыт совершенно случайно, — рассказывает историк. — Матросы были посланы за околицу тогдашней Керчи. В настоящее время этот холм находится практически на границе с Керчью, на выезде из города в сторону Феодосии, и, как большинство керченских курганов, представляет собой естественный холм, останец древней горы, на которой была насыпана насыпь. Туда были посланы матросы, чтобы наломать камни для строительства казарм. Во время такой добычи камня они просто-напросто провалились в склеп. Потом приехал туда французский археолог Поль Дюбрюкс. Курировал раскопки сам градоначальник Стемпковский (Иван Стемпковский, градоначальник Керчи в 1828-1832 годах, один из основателей и организаторов Керченского музея древностей и Одесского историко-краеведческого музея — ред.). Он был одни из родоначальников российской классической археологии, потому что Керчь - то место, где зародилась и становилась российская классическая археология. Они провели раскопки, буквально в течение трех дней расчищался этот склеп, вынимались золотые изделия, делались зарисовки, после этого работы прекратились. Когда они были прекращены, туда проникли грабители, подняли каменные плиты пола погребальной камеры и нашли еще одно погребение".

Жена Ющенко, София Ротару и другие: кто мог себе позволить "скифское" золото

По словам Зинько, один исследователь пишет о том, что в этом кургане было найдено более 8 пудов (около 131 кг — ред.) золотых изделий.

"Если читать рапорт градоначальника Керчи Стемпковского, он пишет о том, что было найдено порядка восьми фунтов золотых изделий, то есть это примерно 3,3 килограмма, — говорит эксперт. — На самом деле неизвестно, сколько было найдено. Часть изделий все-таки Стемпковскому удалось выкупить у местных антикваров, в том числе знаменитую бляху в виде лежащего оленя, на которого нанесены изображения различных зверей. Сейчас эта бляха стала эмблемой Керченского историко-археологического музея. Она хранится в Эрмитаже".

Ссылаясь на "местные источники" того времени, Зинько рассказал, что в честь большой находки в Керчи для дворянского общества и градоначальника Стемпковского была поставлена трагедия Жана Расина "Митридат".

"Все знатные дамы, жены чиновников пришли на это театральное представление, украшенные золотыми украшениями из этого кургана. То есть все, что было найдено, было продано в Керчи, в Одессе — богатые люди могли это купить и в качестве брошей и серег носили", — уточнил он.

Надо отметить, что по прошествии почти двух веков тяга дам из высшего общества к античным ювелирным изделиям остается неизменной. В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу — украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, — а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню "Одна калина" певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье "Бабочка", браслеты, серьги и кольца, выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.

А осенью 1830 года, когда были найдены сокровища кургана Куль-Оба, на юге России бушевала холера, и в Санкт-Петербург не смогли вовремя доставить донесение о находке, рассказал Зинько.

"Только через полтора месяца государь император Николай I узнает об этой находке, и не от генерал-губернатора, графа Воронцова (Михаила Воронцова, в 1823-1854 годах новороссийский и бессарабский генерал-губернатор — ред.), а от начальника Генерального штаба. Археологией императоры российские всегда интересовались, — отмечает историк. — Обычно какие-то небольшие вещи, дуплеты оставались в Керченском музее, а все самое ценное увозилось в императорский Эрмитаж. В этом случае император Николай I оставил в Керчи всего лишь два небольших грузовых сосуда, все остальное золото было забрано".

Император потребовал срочно доставить золотые предметы в Эрмитаж, где он мог бы их осмотреть. Вначале особо ценный груз хотел сопровождать градоначальник Стемпковский, но он не мог оставить город из-за эпидемии. Не получилось отправить с находками и археолога Дюбрюкса.

"И поэтому поехал молодой человек Дамиан Карейша, который тогда возглавлял канцелярию градоначальника и, как пишут источники, бойко владел языком, — рассказывает Зинько. — И он так лихо отрапортовал императору Николаю I об этих раскопках, что получилось так, как будто он лично практически все эти вещи раскопал, на что император подарил ему кольцо с гранатом стоимость порядка более 500 рублей и пожаловал 2 тысячи рублей на дальнейшие раскопки, то есть по сути его назначил главным исследователем курганов".

С тех пор, по словам ученого, в Керчи началась золотая лихорадка, когда два чиновника (Карейша и Антон Ашик — ред.) получали на три года для раскопок определенные участки земли, на которых находились курганы.

"Технология раскопок была очень далека от современной. Если не находилось погребение, курган просто оставляли, и раскопщик шел дальше. Очень часто на раскопках ни Ашик, ни Карейша сами не присутствовали, — поясняет историк. — В основном нанимались урядники, бригадиры из числа керченских жителей, и они уже сами набирали для себя рабочих, которые впоследствии развили там печально известный промысел. Так называемые "счастливчики" в отсутствие археологов раскапывали погребальные комплексы, и это золото активно продавалось в антикварных лавках Керчи, в Одессе, в Петербурге".

Куда "разбрелось" золото из крымских курганов

Что касается музейной судьбы артефактов, то проще назвать крупные музеи, где нет золотых изделий из крымских курганов, подчеркнул Зинько, чем те, где они есть.

"Есть в Берлинском археологическом музее, в Лувре целых три зала, так называемые залы Месаксуди, последнего министра культуры правительства Врангеля, в Британском музее есть, я даже видел предметы из Пантикапея в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе, в Кельне, в Варшаве, — отметил ученый. — В Киеве тоже хранятся. В 1960-х создавался музей — золотая кладовка по примеру Ленинграда и Москвы. В Киево-Печерской лавре был создан музей, куда со всех музеев Украинской Республики свозились предметы, и в то время большое количество предметов было вывезено из Крыма. Из Керченского музея древностей практически все предметы были вывезены, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота".

В этой статье:

Золото скифов - всемирно известный артефакт, часть мирового культурного наследия. С ним связано множество споров и спекуляций. Даже сейчас ювелиры не могут понять, каким образом скифским мастерам удавалось достигать такого уровня ремесла в те времена. Скифское золото пользуется популярностью на аукционах, а музеи борются за право его выставлять.

Захоронения скифов

В 7 веке до нашей эры в степях Северного Причерноморья обитал древний воинственный народ - скифы. Территория, на которых сейчас находят скифские поселения огромна, она занимает практически всю юго-восточную часть Украины и даже больше. Поначалу скифы не имели укрепленных поселений, племена были кочевыми.

Скифы славились своими набегами на страны Востока. На Запад они также совершали походы, где грабили земли европейцев. Другие цари всячески пытались договориться со скифами, они отдавали в жены своих дочерей, откупались дарами.

Скифское золото

Но скифы не были только воинами и разрушителями. Сейчас доказано, что они имели богатую культуру, занимались торговлей, земледелием, выращиванием скота. Только около 2 века до н. э. у них появились укрепления. Столицу Скифского государства - город Неаполь - археологи раскопали в самом центре Крыма около города Симферополь.

Скифы были связаны с греками, в их мифологии встречается упоминание греческих богов. А философы Древней Греции часто писали о скифах, богатейшие из которых переселялись в Грецию и принимали ее культуру и обычаи.

Как и другие народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому хоронили своих умерших со всеми почестями. Более того, при захоронении знатного скифа ему в могилу клали не только сокровища, но и жену со слугами, которых убивали. Особенно значимо происходило погребение скифских царей.

Обряд был подробно описан Геродотом. После смерти царя его тело долго возили по городам, а местные жители должны были скорбеть по поводу его кончины. Могилы царей были богатыми, в них клали золотые украшения, художественные изделия, оружие и насыпали курган.

Геродот описывал пристрастие скифов к ювелирным изделиям, которое подтвердилось на практике, когда начали раскопки захоронений. Были найдены не просто красивые предметы, а произведения искусства.

На скифских сокровищах изображались животные, сами скифы, сцены из мифологии. Характерное изображение животных даже породило такое понятие, как «скифский звериный стиль». По данным исследований, богатейшие скифы заказывали сокровища у греческих ювелиров, которые на тот момент достигли небывалого мастерства.

Самые знаменитые находки

В далеком 1853 году в Феодосии велись раскопки, вследствие которых было обнаружено множество ювелирных изделий и предметов быта скифов, которые представляли историческую ценность. Но самой уникальной находкой в тех раскопках были серьги. Они были выполнены в виде подвески и дисков. На диске были изображены сценки соревнований, а подвески покрыты филигранным узором тончайшей работы.

До сих пор современные ювелиры удивляются мастерству, с которым они были сделаны. Состав припоя и секрет пайки, с помощью которого они были сделаны, в свое время пытался разгадать сам Карл Фаберже, но так и не достиг успеха. Он попытался повторить изделие, но у него это не получилось, не смотря на то, что в его распоряжении было много на тот момент современного оборудования.

В 1862-1863 году раскопки велись неподалеку от столицы государства скифов Неаполя, на Чертомлыкском кургане. Он представлял собой двадцатиметровую насыпь с цоколем из камня. К сожалению, это погребение было разграблено давно, однако кое-что обнаружить удалось. Сначала ученые наткнулись на погребения слуг и лошадей, но когда они прошли дальше, то обнаружили останки наложницы царя.

В могиле наложницы присутствовали украшения из золота. Например, там нашли метровую серебряную вазу, которая была сделана в виде сосуда, краны которого были выполнены в виде голов коней и львов. Сосуд предназначался для вина и был украшенный тонкими рельефными изображениями скифов, укрощающих лошадей и других животных.

В 1903 году был обнаружен Келемесский могильник. Сначала его нашел охотник за сокровищами Шульц, и пока это не было обнаружено государством, он занимался переплавкой украшений и продажей драгоценных металлов и камней. Позже его обвинили в незаконных раскопках и ими занялись археологи. Эти погребения были богаты на скифское золото.

Там нашли большое зеркало из серебра, золотые чаши, диадему, кинжал и меч, обложенные золотом. А также множество золотых изделий, изображающие зверей. Кстати, не все из этого было сделано скифами. Как показали исследования, ритон в виде рога животного был только изготовлен скифским мастером, а вот орнамент наносил на него уже греческий ювелир.

Самым знаменитым из этих раскопок было серебряное зеркало. Его диаметр - 17 сантиметров, с одной стороны оно было заполировано, а с другой - покрыто сплавом золота и серебра. Зеркало разделялось на одинаковые секторы, которых было 8 штук, каждый из которых изображал персонажей из мифологии. Например, в одном из них у ног сфинксов лежала пантера, а в другом - бородачи, дерущиеся с грифоном. Сейчас эти находки находятся в Эрмитаже.

Но самым известным захоронением скифов до сих пор является курган Толстая могила. Он был обнаружен на территории днепропетровской области и являлся царским захоронением. Раскопки велись в 1971 году.

В Толстой могиле было обнаружено захоронение богатого воина, женское захоронение, захоронение слуг, а также впоследствии ребенка. Женщина была одета в роскошные платья, на которых красовались бляшки из золота, из него же и головной убор. На ее пальцах было одиннадцать золотых колец.

В этом захоронении также было найдено множество изделий в зверином стиле. Все они свидетельствовали о высоком мастерстве творцов и представляют как историческую, так и художественную ценность. Там находились сосуды из бронзы, кубки из металла. Были также скульптурные изображения, ювелирные фигурки зверей, изделия с орнаментом и вставками из эмали.

Жемчужиной это могилы стала знаменитая пектораль, которая и сейчас иллюстрирует золото скифов в учебниках и справочных источниках. Собой она представляла нагрудное украшение тончайшей работы, выполненное из золота. Вес изделия составлял один килограмм. Пектораль была украшена тремя ярусами изображений.

На нижнем ярусе были изображены мифические грифоны и существующие хищники из семейства кошачьих. Средний ярус содержал узор из растений с птицами. Верхний ярус украшали бытовые сцены. В центре находятся два скифа, которые изучают золотое руно.

Самая большая коллекция скифского золота до недавнего времени находилась в украинских и крымских музеях.

Судьба гробниц и важность сохранения реликвии

Одно из самых известных скифских захоронений - Чертомлыцкое, оно было разграблено еще много лет назад, когда вскоре после похорон туда прорыли тоннель грабители. Конечно, там кое-что осталось и археологам, но неизвестно, сколько всего было утрачено.

В 1884 году под Киевом археологов Гринцевич раскапывал Рыжановский курган, а вскоре после него местный житель обнаружил размытую дождем траншею. Несколько дней он тайно вел раскопки, которые привели к тому, что он выкопал множество украшений и амфору из золота. И даже после этого крестьянина другой археолог нашел еще 446 предметов.

При обнаружении древних захоронений кладоискатели не затрудняются определять историческую ценность сокровищ. Они считают, что такие зарытые предметы являются кладами, которые спрятали запорожцы или гайдамаки. Это приводит к тому, что теряется значительная часть наследия.

Сегодня скифское золото пользуется спросом на мировых аукционах древности в США и Европе. Оно появляются и уходит «с молотка» за огромные деньги. Например, недавно стандартная бляшка, имеющая форму оленя и выполненная штамповкой, при менее одного грамма, была оценена в 10 тысяч. А более редкую бляшку продали за 380 тысяч долларов.

Любители легкой наживы интересовались степными курганами еще в далекой древности. Поэтому малая часть скифских захоронений не была разграблена до того, как их обнаружили ученые. Тем не менее курганы преподносят все новые и новые открытия даже сейчас. И скорее всего, далеко не все сокровища скифов уже были найдены.

7 782

Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути . Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов - то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Нагрудное украшение — бляха царского коня. Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со . Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.

Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах - никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию , приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», - так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей - перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана - в диаметре он достигает 100 метров, в высоту - 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера - место погребения самого царя - до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.

Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.



Какие ассоциации возникают при упоминании о кочевых племенах скифов? Лихие наездники, покорившие просторы Евразии. Конкуренты греков в освоении Северного Причерноморья. Пионеры партизанской войны, победившие могущественных персов. И, конечно же, мы знаем о скифах благодаря разбросанным по украинским и российским степям погребальным насыпям – курганам, а также найденным в них несметным сокровищам.


Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это – штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше – например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» – в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.



Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты – соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.


Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.


Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский – археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль – золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.


Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото – самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

Title="По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины." border="0" vspace="5">


По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины.

Кстати, с грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей.