Ингуши. Русская и ингуш

I. Как - то у нас на первом курсе в институте всеобщим вниманием были окружены две персоны - это первокурсница филологического факультета Лиана С. и первокурсник математического факультета Назир К. по национальности - ингуш. Всем было интересно, чем закончится роман русской девушки и горячего кавказского парня - ответ был единогласным: нагло и подло бросит, а если и полюбил всерьез и надолго, то (чему никто верить и думать не хотел) увезет к себе в Ингушетию в горы в свой аул и пропала красивая девушка. Но обо всем по порядку.
Лиана - девушка видная, заглядывались многие, но она лишь презрительно хмыкала в ответ и воротила голову. Уже в самом начале курса, в сентябре, она увидела гордо и одиноко шагающего по институту, высокого молодого человека. Сказать, что он внешностью похож на русского - нагло соврать, либо не сказать ничего. Видно было, что не русской крови он. Нос и черты лица даже говорили за него - чужие, не русские. Волосы густые, черные, как смола, а вот глаза были светлые. Сказать, что пленило ее в нем, то глаза - вот его основа покорения женских сердец. Они были у него огромные, светло - зеленого цвета. И вот тогда, тот первый взгляд на него и покорил ее. Он прошел мимо нее, даже не взглянув и не покосившись. И появилась у Лианы цель разузнать об этом молодом человеке, а в идеале познакомиться. Ее намерения осуществились буквально на следующей неделе, когда она узнала от однокурсниц, что он живет с ними в общежитии на одном этаже. Одна из однокурсниц пообещала, что познакомиться с ним и все про него расспросит. Узнав, что по национальности он - ингуш, мусульманин, живет по совсем другим традициям и обычаям, это нисколько не огорчило Лиану, а наоборот, появился некий интерес, узнать его лучше, узнать о его традициях и о том, как они живут там. Но однокурсница оказалась хитрой и не спешила знакомить Лиану с Назиром. Тогда она поняла в сотый раз, что рассчитывать нужно только на себя и на свои силы.

II. Столовая в институте - место встреч и основное скопление, и сборище студентов. Вот там - то Лиана, спустя две недели и смогла на свое неописуемое счастье увидеть одиноко сидевшего молодого человека за крайним столом. Темные волосы, светлые глаза – это был Назир. Включив все свое обаяние и красноречие, она с румянцем на щеках спросила его мягким голосом, может ли она присесть к нему за стол. Он, не поднимая глаз, одобрительно кивнул. За все время сидения за одним столом, друг напротив друга, он ни разу на нее не взглянул. Для нее это была паника, такой удачный момент и его коту под хвост. Она начала его потихоньку выводить на беседу. Нехотя, он отвечал ей, но поднять - то глаза поднял, и интерес в них появился, а вот как собеседник слова связать не мог. Дело не в том, что он плохо говорил по-русски, наоборот, никакого акцента, понятная речь, а вот предложения и смысл между ними не мог связать. Его речь не была красивой или хотя бы грамотной. Отвечал односложно, без интереса. Но на тот момент из-за своей влюбленности к нему Лиана не придала этому значения. Затем он, молча, встал и ушел. Женская интуиция - вещь такая, что ее надо иногда слушать. А интуиция Лиане подсказывала, что она заинтересовала Назира. Она была рада. Но потом, ни на следующий день, ни через неделю он больше не показывался в столовой. А отступать от своей цели она не собиралась. Обладая вспыльчивым и упрямым характером она, во что бы то ни стало, захотела видеть его рядом с собой. Она пошла на уловку, распустила слух, что у нее большие проблемы с высшей математикой и ей нужна помощь. Зная, что он учится на физмате, то для него не составило бы трудов решить пару номеров для Лианы. Попросив через посредников, чтобы до него дошла ее просьба, он не заставил себя долго ждать с помощью. Она со счастливым блеском в глазах и лучезарной улыбкой пришла к нему в общежитие с одной тетрадкой по математике. Заранее попросив друзей, чтобы в комнате никого не было - они сидели над горящей лампой одни. С того самого момента все у них и закрутилось, как в бразильском сериале. Потратив целый час не на решения логарифмических задач, а на страстные обнимания и поцелуи, они вышли из общежития парой. Тетрадь по математике так и осталась без решения.

III. Подруга Лианы сначала приняла за шутку, за некий нелогичный розыгрыш, узнав новость о том, что та встречается с ингушом. Но, увидев серьезное выражение лица Лианы та, в свою очередь, все поняла. Общалась подруга с ним с улыбкой, сдерживая презрение и неприязнь. Общалась с ним только ради подруги. Лиана и Назир стали вместе ходить по институту за руки, целоваться по углам. Лиана стала частой гостьей в общежитие, заслужив неодобрение комендантш и вахтерш. Назир рассказал ей про свою семью, про отца, про мать, про двух младших сестер и старшего брата. Что он женится на девушке своей национальности и будет жить с ней и со своими родителями в одном доме. Эти слова больно ударяли Лиану, как хлыстом, но она не показывала виду. Она влюбилась в него так, что захотела уехать летом за ним к нему на родину, в его семью. Она осторожно спрашивала, можно ли им жениться на христианках?
- Можно, мой дядя женат на русской. Но, если я и выйду за тебя, то ты должна принять ислам.
Тут она и поутихла, здравый смысл еще не до конца ее покинул. Она знала, что будущего с ним нет, но цеплялась за него, как утопающий за соломинку. Ей так хотелось быть с ним, быть его, а он, чтобы был ее. Она старалась не возвращаться к этой теме, но душа ее была уже повержена. Романтики в их отношениях не было, свидания настоящего не было, посиделки в общежитие, а затем мятая рубашка и брюки от страстного обнимания. Близкого контакта со своим телом она ему еще не позволяла. Она тянулась к нему, хотела его, но в определенный момент тело сопротивлялось, и она отстранялась от него. Он не давил на нее. Она была благодарна ему за это и просила подождать, для нее это был ответственный и серьезный шаг. Она была еще девственна, и ей не хотелось запомнить свой первый сексуальный опыт в окружении стен общежития. Они начали искать квартиру для интимной встречи, дома у Лианы тоже не получалось, дедушка все время дома и отсюда проблема остаться наедине. Затем стали происходить нелепые и на пустом месте возникшие ссоры. Его гордый и горячий характер боролся с ее упрямством и несдержанностью. Ссора за ссорой, обида за обидой. Подруги Лианы стали смеяться над ней и над ее «пластмассовыми» отношениями. Они говорили, чтобы она его бросила и забыла. Лиана была непреклонна.
- Пожалеешь потом.
Она лишь с гордо поднятой головой разворачивалась и уходила от них к Назиру.

IV. До Лианы стали доходить сведения, что Назир прогуливает пары и у него большие проблемы со сдачей сессии. Затем она стала замечать, как искусно он врет, и все его слова никак не соответствовали его делам. Но самое ужасное, что она поняла, заметила, увидела, что он любитель девушек, да еще активный любитель. Почти весь этаж в общежитие состоял из его подруг. А какие функции выполняли подруги - оставалось только гадать. Как-то он прямо в лицо сказал Лиане, что любит женское общество и себя он изменить не сможет. Глядя ему в глаза, она лишь произнесла, что не завидует его будущей жене. Стало много трудностей из-за различия менталитета. Ссоры текли и накрывали волной. А однажды в порыве злости он оскорбил Лиану самыми гнусными выражениями. Затем извинялся, но она позволила себе дать ему пару пощечин. Он лишь улыбался и говорил, чтобы она сильнее его била. Отношения эти тянули в рутину, и в один момент Назир просто бросил ее и все. Она никогда не забудет, как он выдернул свою руку из ее руки, как отвернулся и сказал, что знать ее не хочет.
- Я не хочу с тобой иметь ничего общего.
Месяц. Месяц в себя приходила Лиана. Отчасти ей очень помогла новая влюбленность. Она влюбилась в симпатичного парня, ногтя которого Назир даже не стоит. Клин клином вышибают. Жизненная поговорка. Но душевные терзания – это очень больно. Это как без наркоза по телу скальпелем. Но, собрав всю волю, и силу в кулак она собралась с духом и смогла отпустить из сердца и мыслей его образ, выплюнув в спину образа свою любовь к нему.

V. Назира отчислили в начале второго курса за долги по летней и зимней сессии. Даже приплаченные взятки в деканат до этого не спасли его положение. Весь сентябрь второго курса он на глазах у всех и у Лианы, в том числе, обнимал и целовал направо и налево всех своих подруг. Кроме презрения в душе у нее не осталось к этому человеку – ни-че-го. Если вспомнить какие это были отношения? Никакие. Какой он? Никакой. Заговорит ли она с ним снова когда-нибудь? Никогда. Она радовалась в душе, что все-таки не он стал ее первым мужчиной. Вспоминать потом его, как своего первого полового партнера – это выше ее сил. В начале октября он уехал в Ингушетию и больше о нем она не слышала. Что осталось на душе после него? Ощущение чего-то грязного, липкого, немытого. Вроде бы ты съел мороженое и испачкался. Вкусно было, но пробовать больше уже не хочется.

Цитирую Стелла:

Ингушки выходят поздно замуж.


В среднем по России женщина выходит замуж в 25 лет и рожает первого ребенка в 27 лет. Вы хотите сказать, что ингушки выходят замуж и рожают детей примерно в том же возрасте? Почему тогда Ингушетия занимает третье место в России и второе на Кавказе (после Чечни) по количеству детей, в среднем рождаемых одной женщиной? Причем с двукратной разницей со среднероссийским уровнем: в среднем по России женщина рождает 1,5 ребенка, а в Ингушетии - 3.
Вот отрывок из статьи, посвященной ранним бракам на Кавказе:
"Крайне мало надежных количественных исследований, показывающих, что действительно типично для современной северокавказской семьи, а что перекочевало в массовые представления о Кавказе из русской литературы XIX века или других не менее старинных источников. В Чечне даже обычных полевых наблюдений по этой тематике, не претендующих на статистическую надежность, проводилось мало. Я буду основываться на фрагментарных количественных исследованиях, которые мы с коллегами проводим в отдельных селах соседних с Чечней регионов. Более полных данных, свободных от изъянов официальной северокавказской статистики, пока нет.
Уместнее всего посмотреть на данные по районам Дагестана, географически примыкающим к Чечне. Ожидать, что в самой Чечне все совершенно так же, было бы некорректно, хотя бы потому, что семейное устройство может довольно сильно различаться у разных народов Северного Кавказа (правда, среди жителей приграничной с Чечней части Дагестана есть один из субэтносов чеченского народа - чеченцы-аккинцы). Тем не менее общение между регионами, прежде всего торговое (а оно активно), и наличие «трансграничных» браков позволяет предположить, что различия вряд ли носят слишком резкий характер.
Ранние браки - вещь действительно довольно распространенная в этой части Северного Кавказа. Например, в одном из обследованных нами сел среди выпускниц средней школы 2011 года по состоянию на апрель 2015 года замужем было 65%. Во всех обследованных селах средний возраст матери при рождении первого ребенка меньше, чем по России в целом. Это - при крайне низком проценте в селах рождений у одиноких матерей - также говорит о практике ранних браков.
«Прямое» свидетельство их числа в виде статистики загса здесь не поможет, потому что многие браки регистрируются не сразу после их заключения. Впрочем, и официальная статистика, при всей проблематичности ее использования, намекает на рост числа ранних браков в последние годы: например, в Дагестане с 2005 по 2012 год среднее число рожденных детей быстрее всего росло для женщин до 20 лет." - http://daily.rbc.ru/opinions/society/18/05/2015/5555fefb9a79471871430dc0

В статье приводится в пример Дагестан, но едва ли в Ингушетии ситуация отличается коренным образом, к тому же Ингушетия превосходит Дагестан по показателю рождаемости в среднем на одну женщину.

Представители ингушского народа очень трепетно относятся к национальной идентичности: считается, что они не могут связывать свои судьбы не только, к примеру, с русскими, но и с другими кавказцами - дагестанцами или чеченцами. Даже несмотря на схожесть традиций, языка и веры! «Бывает, что ингуши не только на чеченках, но и на русских женятся. Но это крайне нежелательно и совсем не приветствуется. Очень редко родственники нормально относятся к таким бракам. Парень, в принципе, еще может жениться на девушке другой национальности, но девушка - нет. Даже ингушка, вышедшая замуж за чеченца - это сенсация», - рассказала «Леди Mail.Ru» Хава Хароева, жительница Ингушетии.

Да: ингушский брак может состояться только по инициативе старшего поколения: именно родители принимают решение о свадьбе, выбирая для своих детей наиболее подходящую партию. Особое внимание при этом обращают на знатность и репутацию семьи, с которой собираются породниться. Жених и невеста подчиняются - таков обычай.

Если выбирают невесту, смотрят, какая у нее мать. Если же хотят отдать свою дочь за кого-то, смотрят, какой у него отец. Это главные критерии. Потом смотрят в целом на семью, какая она

Хава Хароева

жительница Ингушетии

2. День свадьбы невеста проводит... в углу

Если у чеченцев, например, невеста в день свадьбы сидит в отдельной комнате - ее сначала быстро показывают гостям, а затем уводят, - то у ингушей принято, чтобы она до вечера стояла в углу главного зала, где все веселятся, и принимала подарки.

Во время загрузки произошла ошибка.

Нужно стоять весь день на каблуках, присесть нельзя, стараешься не есть, не пить, чтобы показать свою скромность. Что касается платья, то ингушки в основном отдают предпочтение национальному наряду. Но это по желанию. Некоторые девочки надевают платья в европейском стиле. Желательно только, чтобы оно было закрытым

Хава Хароева

жительница Ингушетии

3. А вот жениху на свадьбе места вообще нет

Пока невеста в роскошном платье красуется перед многочисленными гостями, жених, согласно ингушской традиции, отмечает свой новообретенный семейный статус в компании друзей в другом месте. Правда, в последнее время некоторые пары это правило не соблюдают...

По традиции увидеться можно только через три дня. Но некоторые и на следующий день приходят. А другие, наоборот, только через месяц. Не знаю, правда, насчет ингушей, которые живут в Москве или других городах... я видела свадьбы, где в одном ресторане находились и жених, и невеста. Видимо, есть пары, которые отходят от этой традиции, придерживаются обычных мусульманских ритуалов. В первую очередь мы, конечно, мусульмане, а у мусульман нет такого правила, что жених не может в день свадьбы находиться вместе с невестой

Хава Хароева

жительница Ингушетии

4. Чем больше гостей - тем лучше

Свадьба - праздник родственников. Как правило, в среднем на ингушскую свадьбу собираются 200-500 гостей. Гуляют на ингушской свадьбе дней десять, особенно если находятся родственники, которые не смогли приехать на торжество в первый день.

Часто в комментариях спрашивают, какие они эти ингуши? Словно диковинное племя или какая-то экзотика. Хотя свой менталитет у ингушей есть, но судить я могу, сравнивая с русскими.
Ну то, что пьянство мало распространено, это понятно - ислам.
Но вот черты, характерные в большей или меньшей степени всем представителям этноса, выделить можно.
Во-первых, редкие проявления хамства. Благодаря одному этому ингуши выглядят культурнее. Как правило, ингуши очень тактичны, особенно с незнакомыми людьми. Это какой-то ментальный такт, вот они интуитивно чувствуют, как поступить в той или иной ситуации, и у них это получается очень органично. Я сталкивался с таким поведением у питерских интеллигентов. Поэтому уровень культуры поведения у них в общем гораздо выше, чем у русских. Правда, абсолютно не смущаясь могут общаться между собой на ингушском языке в присутствии русского, не понимающего их родного языка, что по всем правилам хорошего тона - жуткий моветон.
Ингуши очень приветливы в повседневной жизни. Сначала меня это сильно смущало. Встречаешь малознакомого человека, а он так тебе улыбается и так искрене рад тебя видеть, что просто смущаешься и какое-то чувство вины даже, что ты вот так не можешь, что вот он рад тебя видеть, а для тебя это просто встреча.
Они сдержаны в эмоциях. Мужчина должен быть вот такой невозмутимый и блюсти себя. Но если у ингуша вызвать эмоции, то они бьют через край и берегов не видно. Поэтому явно им стоит немалых усилий держать себя в таком невозмутимом состоянии.
Женщины могут не здороваться с мужчинами. Ингушки вообще предпочитают не поднимать глаз, когда проходят мимо незнакомого мужчины. Чувствуешь себя деревом, какой-то незначительной частью пейзажа. При этом, обязательно встанут, если входит старший по возрасту или общественному положению мужчина (по правилам хорошего тона, мужчина должен должен вставать, когда входит женщина, но здесь все наоборот). Короче, девиз ингушких женщин: "Скромность, скромность, скромность и не привллекать к себе внимания".
Здесь мошенничество не считается преступлением. Как и воровство. Но если потерпевший возьмет вора или мошенника за жабры, то он сильно пожалеет, что полиция не сделала этого раньше (поправка: украсть - позор, но смотря, что и у кого )
Ну и, конечно, уважение к старшим сохраняется. даже если старший дрянь человек. Младший может как угодно к нему относится, но высказать уважение обязан.
Если ты дружишь с ингушом и попал в беду, он бросит семью и все свои дела и побежит тебя выручать. Мало что может так скомпрометировать ингуша, как предательство друга или гостя. У них свое понятие о чести, и 90% ингушей скорее умрет, чем опозорит себя. Но количество несмываемого позора строго ограниченно. То есть, украсть - не позор, а бросить друга в беде - позорнее даже, чем изнасилование (поправка : бросить друга в беде, сравнимо с таким позором, как изнасилование.. ).
Ну и, конечно, адский национализм. Ингуш всегда хороший, а все остальные плохие. Хотя это свойственно всем национальным меньшинствам (не люблю этот термин, но не знаю как по другому назвать).
Ну и еще полная зависимость от общественного мнения. Как в русском селе в глубинке - очень важно, что скажут люди.
А в целом - обычные люди. Любят деньги, но ведь это всегда было (с)...

Апдейт от местных, не согласных с моей оценкой :
Можно ли назвать националистами народ в традициях и обычаях которых родилась и популярна поговорка:
"Пусть бережет Аллах мусульманина и иноверца, от бед и невзгод"? - или когда произносит вставая из-за стола:
"Пусть никогда не испытывает нужду в пище мусульманин и иноверец"!
Дело не в том, что всех остальных ингуш считает хуже себя, просто все остальные для него не ингуши, а все остальные.)

Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье. Один из тринадцати ингушских адатов – гостеприимство.

Старинные традиции гостеприимства

Вековые традиции ингушского народа закрепили обычай гостеприимства как священный закон, обязательный к исполнению. По укоренившемуся мнению, кто не привечает гостей, того и Бог не полюбит. В одной из народных песен запечатлено древнее предание, как нельзя лучше раскрывающее суть этой национальной традиции. Ее главный герой поставлен перед сложным выбором между необходимостью как должно принять под своей крышей кунаков погибшего отца, возможностью рассчитаться с его убийцей и спасением собственного личного счастья: ведь его невесту в ту самую ночь должны были выдать за другого. Молодой человек внял совету матери, убедившей его, что чему суждено сбыться, то обязательно сбудется, невзирая на преграды. Лишь выполнив свой долг по отношению к гостям и уложив их спать, отправился молодой ингуш осуществлять кровную месть и отвоевывать невесту. И враг был повержен, и любимая стала его женой, и все дела были улажены миром.

Испокон веков обычай гостеприимства настолько главенствовал в жизни ингушей, что даже обладал способностью прекратить на время действие другого обычая – кровной мести. Встретившись в чужом доме, враги не имели права дать волю чувствам, поэтому предпочитали делать вид, что не видят друг друга. Иначе им приходилось удаляться из-под гостеприимного крова. В каждом доме гостю предназначалась лучшая комната, а зажиточные люди даже возводили специальное, отдельно стоящее строение. Называлось оно кунацкой и никогда не закрывалось, чтобы у странника была возможность обрести приют в любое время дня и ночи. Но в то же время радушие ингуша никогда не потакало иждивенческим настроениям: долг гостеприимства традиционно ограничивался тремя днями. После же гостям приходилось погружаться в семейный быт и разделять с хозяевами повседневные труды и заботы.

Особый церемониал в традиции гостеприимства – это угощение каждого оказавшегося на пороге. После омовения рук в комнате появлялся уже накрытый для трапезы стол. Впрочем, накрытый только закусками, предлагаемыми в ожидании главного кушанья – баранины. Раньше барана резали специально для кунака и подавали ему по мере готовности «почетные» куски туши: разрезанную пополам голову, грудь и курдюк, налитый салом. По окончании принятия пищи стол исчезал так же незаметно, как и появлялся, а всем сидящим за ним опять подавалась предназначенная для мытья рук вода.

Уже не строятся кунацкие, уже выросли на территории республики базы отдыха и гостиницы для путешествующих, уже меняется под влиянием современных реалий мировосприятие каждого конкретного человека. Но не исчезают старинные традиции. И если раньше обычай имел под собой социальную базу, то сегодня это удивительно благородная и теплая, трепетно хранимая черта национальной культуры, отличающая многие кавказские народы и бережно передаваемая по наследству.

А эта свадьба…

В первую очередь создание новой семьи в ингушской традиции – решение, требующее большой ответственности, а уж только потом достойное бурной радости праздничное событие. Строгость традиций, предписывающих главенство мужа и его фамилии («тейпа»), считающих позором для всего клана разрушение семьи и запрещающих матери в случае развода воспитывать собственных детей, предписывает молодежи относиться к предстоящему бракосочетанию со всей серьезностью. Да и выбор невесты – не легкое дело для юноши. Обычай запрещает ему брать в жены представительниц фамилий не только отца и матери, но и бабушек и прабабушек до трех поколений включительно. Достойная забота о генетическом развитии нации становится ощутимой преградой на пути построения семейного счастья. Но даже при соблюдении указанных условий гарантии, что невеста будет одобрена почитаемыми родственниками, у молодого ингуша нет. Традиция принимать во внимание все достоинства и недостатки того или иного фамильного рода сохраняется и по сей день.

Зато когда все трудности выбора позади, начинается изумительно красивое, но и своеобразное действо. Первый его этап – сватовство. Сватают невесту многочисленные достойные родственники жениха в присутствии его отца. Сам ритуал сватовства повторяется трижды, и лишь тогда отец избранницы дает окончательный ответ, берет в случае согласия выкуп за дочь и определяет день торжества.

В назначенный день за нареченной выдвигается целый кортеж. Раньше это были лихие наездники во главе с отцом жениха, теперь нарядно украшенные автомобили под предводительством одного из уважаемых мужчин рода. Родные невесты встречают «поезд» национальной музыкой и обильным угощением, а сама девушка после прибытия кортежа начинает облачаться в свадебный наряд.

Затем невеста принимает у себя гостей из кортежа, дарящих ей платок и прикалывающих иглу к ее подолу. Эти предметы призваны символизировать любовь и целомудрие в отношениях будущей супружеской пары. Далее самый близкий родственник жениха, заплатив женщинам, стерегущим невесту, положенный выкуп, выводит невесту во двор. После трогательного прощания «поезд» отправляется в обратный путь и, объехав по дороге всех односельчан, дабы оповестить их о предстоящем счастье молодых, привозит девушку к дверям ее нового дома.

Переступив порог, девушка откладывает в сторону «подкинутый» ей свекровью веник и проходит в кухню или в столовую. Там ей обязательно с пожеланиями плодовитости дают на некоторое время в руки малыша. Если в доме есть еще невестки, то они поздравляют молодую. Танцуя, они произносят ей пожелания, общий смысл которых сводится к следующему: быть хорошей хозяйкой и примерной женой, но не затмевать других снох своими добродетелями, дабы свекровь относилась ко всем одинаково.

Обряд венчания происходит в отсутствие жениха: ему все три дня свадебного торжества приходится скрываться у своих друзей. По окончании празднеств хозяин дома, приютивший новоиспеченного мужа, жарит бараньи почки. Блюдо преподносится новобрачной перед долгожданным визитом супруга. Съедают угощение молодые вместе, и, наконец-то, они могут остаться наедине. Но ненадолго: утром жених опять исчезает на две-три недели, а невесте предстоит пройти еще один обязательный обряд. Где-то через неделю после свадьбы ее выводят за водой к какому-нибудь далекому источнику. Там она наполняет кувшины всем находящимся рядом женщинам, а в сам источник обязательно кидают иглу и яйцо. И лишь по возвращении невеста уже признается полноправным членом семьи.

С заботой о подрастающем поколении…

Ингушское воспитание целиком и полностью подчинено главной цели – подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Мальчик с раннего детства должен понимать, что ему предстоит стать главой семьи, ее защитой и опорой. Именно поэтому уже с семи лет сыновей воспитывают мужчины. С малых лет ребенка в ингушских семьях приобщают к труду. Вначале это носит характер игры, а уже с 12 лет подростки активно участвуют в работах вместе со взрослыми. Так формируются дисциплинированность и патриотизм, послушание и чувство коллективизма, выдержка и терпение. Огромное значение ингуши придают и военно-спортивному воспитанию. Немаловажную роль в нем играют традиционные праздники с многочисленными состязаниями, в том числе в верховой езде и метании копья. Среди мальчишеских игр особой популярностью раньше считались «война» и «скачки с обрыва». А древний обычай, своеобразное признание совершеннолетия юноши, выглядел следующим образом. Молодой человек приносил подарок дяде – родственнику по материнской линии, который в ответ должен был также одарить его, например конем. Так дядя соглашался, что племянник уже достоин зваться мужчиной.

В целом среди методов воспитания основными в ингушской семье являются собственный пример и наставление. Ребенка не принято было ни наказывать, ни ласкать в присутствии посторонних. А чтобы дети считали главной ценностью семейное согласие, отцу запрещалось ругать жену при детях. Мальчики должны обладать самоотверженностью и выдержкой, а девочки – верностью и терпеливостью. Ценностные ориентации народа отражены и в его песенном творчестве. У ингушей всегда культивировались честность и скромность, верность обычаям и уважение к старшим.

…И с уважением к ушедшим

Как только в семье умирает один из ее членов, сразу же начинается подготовка к похоронам, во все концы летят родственникам вести о случившемся. Поэтому в скором времени в доме покойного собирается вся огромная семья. Каждый ее член обязательно оставляет родным небольшую сумму денег и принимает активное участие в общих заботах. Кто-то занимается могилой на кладбище, кто-то подготавливает умершего к погребению, а кто-то разводит костер. На нем в большом чане будет вариться угощение: ведь накормить необходимо каждого пришедшего в дом с соболезнованиями.

Подготовка к погребению не является у ингушей долгой церемонией, все проходит достаточно быстро. Тело обмывают, потом, если это мужчина, оборачивают вначале в саван, затем в ковер и выносят во двор для прощания. Там о покойном и его добрых делах свидетельствует кто-то из старших, и каждый из мужчин произносит обязательную погребальную молитву.

Дальше умерший доставляется на кладбище, где уже ждет подготовленная могила. Как правило, готово и надгробие: на заготовке просто выбивается имя покойного и даты рождения и смерти. В могилу тело укладывается определенным образом, и все присутствующие мужчины поочередно берут в руки лопаты и закапывают его. Потом совершают установленные религиозными правилами действия: произносят молитвы и читают Коран. Женщины на кладбище не допускаются.

Тем временем в доме покойного родня принимает многочисленных гостей, каждый из которых обязательно надевает головной убор. Находиться здесь с непокрытой головой нельзя ни мужчинам, ни женщинам. Угощают всех соболезнующих на протяжении трех дней.